Система образования в финляндии доклад

Обновлено: 30.06.2024

Целью данной работы является изучение особенностей образовательной системы Финляндии.
Задачи
Познакомиться со структурой образовательной системы Финляндии
Дошкольной системой образования
Школьной системой образования
Системой высшего образования.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

Финляндия.docx

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева

Кафедра Экономики и Управления

Система образования в Финляндии

Студентка 12 группы

Кафедры Экономики и Управления

1.Система образования Финляндии………………………………………………. …4

Библиографический список литературы……………………………………………

Под системой образования понимается совокупность образовательных систем и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а так же комплекс принципов, определяющих функционирование системы. Характер системы образования в любом государстве определяется социально-экономическим, политическим строем, культурно-историческим, национальными особенностями страны.

В современном мире насчитывается множество образовательных систем. Состояние образования в зарубежных странах целесообразно рассмотреть на примере наиболее развитых государств, так как им в большей степени присущи ведущие тенденции, характеризующие как положительные, так и отрицательные стороны образовательной системы.

По праву, ведущие место на мировой образовательной арене отведено Финляндии.

Финляндия - страна безграничных возможностей и процветания, страна стабильности и размеренности жизни. Достаточно большое количество университетов привлекает студентов со всего мира. Университеты и школы Финляндии имеют высокий рейтинг и известны в других странах. Финляндские ВУЗы отвечают всем передовым требованиям, как в сфере теоритических разработок, так и в области практических исследований. Неудивительно, что учеба в Финляндии мечта многих студентов

Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как сейчас система образования России претерпевает изменения, и важным фактом является то, что Министерство Образования нашей страны берет на вооружение опыт западных стран в этой сфере. Поэтому достаточно важно знать и понимать суть образовательных программ зарубежных стран. В данном реферате будет представлена образовательная система Финляндии, так как система образования в этой стране ставится в пример перед другими образовательными системами.

Целью данной работы является изучение особенностей образовательной системы Финляндии.

  1. Познакомиться со структурой образовательной системы Финляндии
    1. Дошкольной системой образования
    2. Школьной системой образования
    3. Системой высшего образования.

    1.1 Дошкольное образование.

    Безусловно, стоит отметить, что финская школьная система образования постоянно обращает на себя внимание мирового сообщества. Школьное образование в Финляндии является абсолютно бесплатным. Кроме государственных школ, в этой стране так же функционируют и школы частные. Как ни странно, но частным школам запрещено взимать плату за предоставление образовательных услуг. Они финансируются из бюджета так же, как и государственные школы. Частные школы обязаны предоставлять такой же пакет услуг, как и бюджетные. Поэтому частные школы по факту не приносят дохода своим владельцам.

    Школьное образование в Финляндии длится девять лет. Оно делится на два этапа: с 1 по 6 класс-младшая общеобразовательная программа, с 7 по 9 класс - старшая общеобразовательная программа. Учебная программа школ Финляндии включает в себя стандартный набор учебных предметов. Подход к обучению детей носит достаточно индивидуальный характер - для каждого ребенка подбирается свой подход. В одном классе работает два учителя – это намного упрощает решение конфликтов и принятие важных решений, а так же на каждого из них приходится меньше нагрузки, чем на одного учителя, как например, в российской школе. После каждого урока ученики рассказывают, что они поняли, а что ин не удалось усвоить. Стоит отметить, что непонимание ребенком той или иной темы не считается виной ребенка, а с точностью наоборот – это считается недоработкой учителя, что в свою очередь является толчком для преподавателя к изменению в его системе подачи знаний. В школах существует 10-бальная оценка знаний.

    После окончания общеобразовательных программ школьники продолжают получать образование в средней школе. Теперь школьники сами могут выбирать, где и на кого им учиться. Но, к сожалению, выбор небольшой : это может быть либо профессионально- технические училище, либо гимназия (лицей). Целью последних является подготовка своих учеников к поступлению в университеты, поэтому имеют академическую направленность образования. Гимназии сами отбирают учеников на основе их успеваемости в общеобразовательной школе. Обучение в лицеях длится три года и заканчивается экзаменом на аттестат зрелости. Профессионально- технические школы предоставляют образовательные услуги на протяжении двух или трех лет. После получения образования в средней школе ученик получает аттестат о среднем профессиональном образовании, после чего они делаю выбор: либо идти работать, либо продолжать обучение в политехникумах. Так же выпускники профессионально-технических школ могут поступить в университет, но лишь после прохождения курсов дополнительного образования и сдачи экзаменов, необходимых для получения аттестата зрелости. В настоящее время в Финляндии действует 441 гимназия (с общим количеством учащихся 130 тысяч человек) и 334 профессиональных училищ (со 160 тысячами учащихся).

    В средней школе школьники лишаются бесплатного питания и учебников, хотя плата за обучение не взимается.

    В 19 лет школьное образование в Финляндии заканчивается окончательно. По его завершению вчерашними школьниками сдается матрикуляционный – первый, единственный и последний, - общенациональный экзамен. Его значение трудно оценить, ибо для поступления в вузы он не играет практически никакой роли. Поступление гарантирует только удачное прохождение вступительных экзаменов в самом вузе. Причем организация вступительных экзаменов целиком и полностью ложится на вузы.

    В Финляндии высшее образование предоставляют два типа учреждений: университеты и политехникумы. Обучение в этих заведениях бесплатное, как для местных студентов, так и для иностранных. Студенты оплачивают жилье и питание сами, они имеют право на стипендии и на студенческие ссуды под достаточно небольшой процент. В целом участие государства в финансировании системы высшего образования в Финляндии оценивается в 72%. Впрочем, студенту высшего учебного заведения все же требуется некая сумма наличными. Во-первых, на проживание и питание – хватит 600-900 евро в месяц. А, во-вторых, на обязательное членство в студенческих союзах, в размере 45-90 евро.

    Фактически, университеты и политехникумы можно считать продолжением двух ветвей среднего образования - академического и профессионального.

    Стоит отметить, что в Финляндии полностью отсутствует среднее образование. Характерной чертой финского высшего образования является практически полное отсутствие коммерческих высших учебных заведений. Те, которые все-таки осуществляют свою работу, находятся под полным контролем Министерства Образования Финляндии и получают субсидии. В Финляндии функционирует 29 университетов

    Базовой ученой степенью финских университетов является степень бакалавра получение которой занимает минимум 3 года и требует. На некоторых факультетах может потребоваться защита выпускной работы бакалавра, а так же углубленное изучение одного или 2 предметов.

    Следующая ученая степень — магистр— потребует 5 лет обучения (или 2 после лет бакалавриата, а так же защиты диссертации. В разных областях дисциплинах это звание носит разные названия.

    В политехникумах дела обстоят немного по-другому. Основной ученой степенью в них так же является бакалавр. Обучение на бакалавриате потребует 4 лет. Основной упор делается на развитие практически применимых навыков. Политехникумы готовят специалистов в таких областях как природные ресурсы, технологии и коммуникации, администрирование, гостиничный бизнес, туризм, здравоохранение, культура и образование. Не смотря на тот факт, что получение степени бакалавра в политехникуме, так же как и в университете, занимает 4 года, формально диплом политехникума считается ниже уровнем. В случае, если выпускник бакалавриата решает продолжить обучение и получить степень магистра в университете, скорее всего ему понадобится пройти годичный подготовительный курс, который призван поднять уровень его академических знаний до университетского. В этом случае получение степени магистра потребует 2 лет обучения и защиты дипломной работы. Магистратура доступна и на базе политехникумов, но поступление в нее возможно только после получения 3-летнего опыта работы в выбранной сфере деятельности. Так же в магистратуру при политехникумах могут поступить и бакалавры, получившие свою степень в университете, но лишь после прохождения подготовительного годичного курса. Разница между магистратурой политехникума и университета заключается в практической специализации первой и академической направленности второй.

    Одной из главных проблем в финском образовании является очень сложный процесс прохождения практики и нахождения работы. Если в России с местом прохождения практики помогает само учебное заведение, где обучается студент ,то в Финляндии он сам должен позаботиться об этом вопросе.

    Главной задачей системы образования Финляндии является обеспечение всех граждан равноправными возможностями в получении доступного образования. Образовательная система работает с постоянной прогрессией от самого низкого к более высокому уровню.

    В Финляндии акцент делаю на самом процессе обучения, а не на экзаменах. Уровень среднего образования в Финляндии исключает национальные тесты для учащихся. Вместо этого, преподаватели самостоятельно оценивают знания учащихся по своему предмету, включенному в учебную программу.

    Единственный национальный экзамен в Финляндии — экзамен на аттестат зрелости, который проводится в конце общего среднего образования. Дальнейший переход к более высокому уровню образования осуществляется на основе результатов экзамена на аттестат зрелости и вступительных экзаменов в следующее учебное заведение.

    Большей частью образование в Финляндии бесплатное. Исключением является начальный или дошкольный уровень образования. Все детские сады в Финляндии платные. Школьное образование не предполагает плату за обучение и питание учеников. Профессиональное образование также является бесплатным, но за питание и учебную литературу студенты уже платят самостоятельно. Высшее образование в Финляндии представлено университетами и политехникумами. В университетах студенты получают углубленные теоретические знания. В политехникумах упор делается на получение практических навыков работы. Обучение в государственных ВУЗах происходит также на бесплатной основе.

    Система образования в Финляндии признана одной из лучших в мире. Качество образования и отсутствие платы за обучение всегда привлекало много студентов из разных стран, в том числе и из России. C середины 2016 года Финляндия вводит платное образование для всех иностранных студентов, обучение которых будет проходить на английском языке. Для тех кто поступает учиться в Финские учебные заведения на финском и шведском языках, обучение по-прежнему остается бесплатным! Студенты, образовательные программы которых ведутся на английском языке обязаны оплачивать обязательный взнос в размере 100 евро за подачу документов, а также оплачивать каждый последующий год своего обучения в Финляндии. Финское законодательство разрешает учебным заведениям самостоятельно устанавливать плату за обучение иностранных студентов. Минимальная ставка на сегодняшний день составляет 1500 евро в год.

    Уровни образовательной системы Финляндии выстроены в следующей последовательности:

    Ясли и детские сады в Финляндии

    В Финляндии существуют муниципальные, частные и семейные детские сады. Все детские сады в Финляндии платные и родители сами решают в каком детском садике будет воспитываться их ребенок. В ясли в Финляндии принимают детей уже с 9 месяцев. Обычно ребенок посещает садик 5 дней в неделю с 7:00 до 17:00. Плата за садик определяется для каждой семьи индивидуально, в зависимости от совокупного дохода семьи и может варьироваться от 30 до 300 евро в месяц. Группы в детских садах обычно формируются по 10 — 20 детей, а для того чтобы каждый ребенок получил достаточное внимание, количество воспитателей составляет примерно 3-4 человека на группу.

    В некоторых крупных городах Финляндии мест в детских садах может не хватать. В случае если ребенок не попадает в садик и временно воспитывается родителями дома, государство предлагает материальную компенсацию в размере 500 евро на семью.

    Подготовительное обучение в Финляндии

    За год до начала общеобразовательной школы, когда ребенку исполняется 6 лет, каждый воспитанник может пройти дополнительную годовую подготовку к школьной жизни. Дошкольное обучение длиться год и предоставляется абсолютно бесплатно по предварительной заявке родителей. Во время подготовительного обучения ребенок также может продолжать посещать детский сад. Подготовительное обучение происходит в подготовительных школах, которые располагаются на территории детских садов или общеобразовательных школ. В подготовительной школе дети знакомятся с азами школьной жизни и начинают изучать такие предметы как природоведение, математика и искусство.

    Общеобразовательная школа в Финляндии

    В общеобразовательную школу в Финляндии дети идут с 7 лет и продолжают там своё обучение до 16 — 17 лет. Общее образование в Финляндии обязательно для всех проживающих в этой стране детей. Общее образование в финских школах предоставляется абсолютно бесплатно. Государство полностью обеспечивает учеников учебниками, тетрадями, необходимыми канцелярскими принадлежностями и питанием. Общеобразовательная школа длится 9 лет и делится на два периода: нижняя ступень (классы с 1 по 6) и верхняя ступень обучения (классы с 7 по 9). В школе нижней ступени школьный день короче, чем в школе верхней ступени. Уроки обычно длятся 45 минут. Система оценки знаний в финских школах отличается от российской. Знания оцениваются от 4 до 10 баллов, где 4 — неудовлетворительная оценка, а 10 — наивысший балл. Учебный год в Финляндии начинается в середине августа и заканчивается в конце мая.

    Лицеи и Профтехучилища в Финляндии

    После окончания общеобразовательной школы начинается второй уровень образования — этап когда выпускник принимает решение получить профессиональное образование в профессионально-техническом учебном заведении, после которого можно сразу начать работать по свой специальности, либо продолжить учебу в лицеи, где акцент делается на подготовку к поступлению в высшее учебное заведение.

    Профессионально-технические учебные заведения предлагают учебные программы длительностью 2 и 3 года. После сдачи экзаменов выпускники получают аттестат о среднем профессиональном образовании, после чего каждый может либо начать трудовую деятельность, либо продолжить специализированное обучение в других учебных заведениях. Выпускники профтехучилищ также имеют возможность поступить в высшее учебное заведение, но лишь после прохождения специализированных курсов дополнительного образования и сдачи обязательного экзамена на аттестат зрелости.

    Обучение в лицее длится 3 года и заканчивается сдачей экзамена на аттестат зрелости. При поступлении в лицей, необходимо показать достаточно высокую степень подготовленности (учитывается средний балл полученных оценок в общеобразовательной школе). Лицеи в Финляндии обязаны подготовить своих учеников к поступлению в высшие учебные заведения, поэтому имеют академическую направленность и акцент делается на теоретические знания.

    Высшее образование в Финляндии

    Получить Высшего образование в Финляндии можно либо в профессиональном вузе либо в университете.

    Обучение в профессиональном высшем учебном заведении предполагает обучение профессиям, которые требуют углубленных профессиональных знаний и достаточной практики. Профессии приобретаемые в области образования, бизнеса, управления, технологии, транспорта, здравоохранение, культуры, социальной сферы, туризма и сферы обслуживания являются сегодня более востребованными. Обучение длится 3,5-4 года и включает достаточное количество практической деятельности будущих специалистов. По окончанию выпускник получает степень бакалавра. В случае, если выпускник решает продолжить обучение и получить степень магистра в университете, ему необходимо пройти годичный подготовительный курс и после этого отучиться 2 года в университете защитив в конце обучения дипломную работу. Магистратура доступна и на базе политехникумов, но поступить в нее можно только после 3х лет работы в выбранной сфере деятельности.

    Университеты же предлагают своим студентам академическое образование. Процесс обучения направлен на приобретение углубленных теоретических знаний и требует изучения большого количества образовательной литературы. Начальной ученой степенью финских университетов также является степень бакалавра, получение которой занимает минимум 3 года. Для получении следующей степени магистра, студент может продолжить обучение в университете еще в течении двух лет. Студенты, отучившиеся в Университете 5 лет и получившие степень магистра, могут продолжить академическое образование в докторантуре. После степени магистра можно получить степень лиценциата, которая потребует еще 2 года обучения. Получение высшей ученой степени в Финляндии — доктора наук, — займет еще 2 года и потребует проведения индивидуального научного исследования и защиты диссертации.

    Академический год в высших учебных заведениях Финляндии длится с сентября по май с каникулами с 1 июня по 31 августа.

    Реформа образования

    Финляндия уже несколько лет занимает лидирующие позиции в международном рейтинге оценки качества образования PISA. Именно поэтому взоры мировой образовательной общественности уже третий год прикованы к финской системе образования в попытке определить причины успеха и перенести положительный опыт в свои реалии.

    Поэтому новость о том, что Финляндия собирается провести самую радикальную реформу учебных программ в истории своего образования, и стала такой ошеломительной.

    ЛиизаПойхолайнен, руководитель направления образования детей и взрослых в Хельсинки, говорит об этой реформе:

    Мы стоим перед началом важнейшей перемены в образовании Финляндии.

    Паси Силандер, руководитель департамента по вопросам городского развития г. Хельсинки, объясняет:

    Современному обществу нужен совсем иной подход к образованию, чтобы подготовить людей к будущей профессии. Сейчас молодёжь использует достаточно продвинутую компьютерную технику. В прошлом тем же банковским клеркам было необходимо оперировать большими объёмами цифр, а сейчас необходимость в этом отпадает. Вот почему нам нужно менять образование таким образом, чтобы удовлетворить общественные и промышленные нужды.

    Помимо изменений в учебной программе предполагается и повсеместное внедрение активного обучения, которое убирает учителя из центра класса, а основой учебного процесса становится совместная проектная деятельность небольших групп учеников.

    МарьоКиллонен, глава департамента образования г. Хельсинки, говорит о планирующейся реформе:

    Школы сейчас работают по устаревшей модели 90-х годов прошлого века; но нужды времени изменились, и нам необходимы перемены, которые удовлетворят потребности XXI века.

    Можете себе представить, какой резонанс вызывают внутри страны среди педагогов известия о таких коренных изменениях. Государство озаботилось возможным беспокойством со стороны работников образования, и готово простимулировать учителей прибавкой к зарплате. Это естественно, ведь новая реформа, ставящая целью передачу междисциплинарных знаний, требует от каждого учителя-предметника плотной работы со своими коллегами. В такой системе нет смысла замыкаться на своей специализации.

    Первыми реформы обкатываются в Хельсинки. По словам Паси Силандера, уже 70% учителей города, преподающих в старших классах школы, сейчас проходят курсы повышения квалификации и адаптации к новым реформам.

    Нам приходится менять образ мышления. Крайне сложно помочь учителям начать, сделать первый шаг. Но те учителя, кто всё же осмелился, говорят, что ни за что бы не вернулись обратно.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Финская система образования

    Среди скандинавских стран Финляндия занимает особое место. Экономические успехи этой страны достигнуты благодаря некоторым особенностям финской социально-экономической модели и таким чертам национального характера, как трудолюбие, основательность, законопослушание, склонность к разумному потреблению, к инновационной деятельности, высокий престиж образования и профессионального обучения, а также готовность к постоянному самосовершенствованию и т.д.

    Система образования в Финляндии ставит своей целью обеспечение достаточно высокого уровня знаний, навыков и просвещенности всего населения. Здесь провозглашен и реализуется принцип непрерывного образования и предоставляется возможность учиться в любом возрасте. Доля расходов финского общества на образование составляет 6 - 7 % валового национального продукта.

    Нижняя ступень системы образования представлена дошкольными учреждениями. Это детские сады и подготовительные классы при начальных школах. С помощью игры у детей вырабатываются навыки усвоения учебного материала. Муниципалитеты обязаны организовать всем детям шестилетнего возраста бесплатное дошкольное обучение, хотя оно и не является обязательным. И все же в настоящее время в детских садах и подготовительных классах воспитывается более чем 90% детей соответствующего возраста.

    Обучение в школе начинается с 7 лет. Разрешается приступать к занятиям годом раньше или годом позже на основании заключения психолога или врача и с согласия родителей. Все дети, постоянно проживающие в Финляндии, включая граждан других стран, по закону обязаны получить знания на уровне девятилетней школы. Принцип всеобщего обязательного образования был введен в 1921 г., т.е. вскоре после получения государственной независимости Финляндии. В настоящее время обязательное девятилетнее образование регулируется законодательством, вступившим в силу в 1988 г. Сейчас его получает 97% населения страны.

    За организацию обязательного обучения несут ответственность муниципалитеты, которых в Финляндии 450. Обучение в школе и учебные пособия бесплатны. Кроме того, учащиеся ежедневно получают бесплатный горячий обед. Дети, проживающие на расстоянии более пяти километров от школы, привозятся на занятия на специальных бесплатных автобусах. Общие расходы на образование в стране составляют примерно 15% государственного бюджета.

    В Финляндии насчитывается 4300 общеобразовательных школ. Самые небольшие из них имеют примерно 10 учеников, наиболее крупные - до 900. Каждую осень в I класс приходит до 60 тыс. детей, а общее число учащихся составляет около 580 тыс.

    В общеобразовательных 9-летних школах первые шесть лет детей обучает один учитель, в течение последних трех лет – учителя-предметники. Общая цель обучения – формирование нравственно ответственного члена общества. Особое внимание уделяется знаниям и умениям, необходимым в повседневной жизни.

    Учебный план включает следующие предметы: родной язык, второй государственный язык страны, иностранные языки (как правило, английский), математику, физику, химию, историю, обществоведение, физкультуру, музыку, изобразительное искусство, ручной труд, домоводство, религию или этику, биологию, географию, экологию. Кроме того, учащиеся в соответствии со своими интересами могут изучать факультативные дисциплины.

    Учебный год составляет 190 учебных дней, и обучение ведется только в одну смену. Занятия в школе заканчиваются в конце мая или в начале июня весенним праздником, новый учебный год начинается в середине августа. Кроме летних каникул есть осенние – в ноябре, рождественские – в конце декабря и зимние – в конце февраля или в начале марта. Учебная нагрузка возрастает от 20 ч в неделю в I классе до 25 - 30 в последующие годы обучения.

    Диплома или аттестата, свидетельствующего о среднем образовании, выпускникам общеобразовательной школы не выдают, но они получают право поступить в любое учебное заведение второй ступени, в профтехучилище или гимназию.

    Гимназия (лицей) – единственное из традиционных учебных заведений, дающее полное среднее образование и, следовательно, право поступления в университеты и другие вузы. Сюда отбирают учеников по результатам их успеваемости в общеобразовательной 9-летней школе. Обучение в гимназии длится 2 - 4 года. Срок обучения индивидуальный и зависит от темпа освоения выбранных учащимися курсов и их способностей. Содержание образования включает как обязательные, так и углубленные и прикладные курсы.

    Обучение в гимназии завершается так называемыми студенческими экзаменами, среди них – четыре обязательных: по родному языку (финскому или шведскому), по второму государственному языку, по иностранному языку, а также по математике или по реальным дисциплинам (по выбору - биология, химия, география, физика, история и обществоведение, религия, философия, этика, психология). В соответствии со своими интересами выпускник может сдать экзамен и по факультативным курсам.

    Экзамены принимаются два раза в год – осенью и весной – государственной экзаменационной комиссией, назначаемой Министерством просвещения. Выпускники, успешно сдавшие их, получают белые студенческие фуражки, которые бережно хранят всю жизнь.

    Успешная сдача экзаменов дает право поступления в любые высшие учебные заведения. В настоящее время в Финляндии больше половины молодых людей соответствующей возрастной группы имеют полное среднее образование. Остальные могут завершить его позже в системе обучения взрослых.

    В Финляндии существует развитая система профессионально-технических училищ, которые готовят по 75 специальностям в различных отраслях народного хозяйства, таких как возобновляемые природные ресурсы, техника и транспорт, торговля и управление, туризм, общественное питание и хозяйственные услуги, социальное обслуживание и здравоохранение, сфера культуры, досуга и спорта. Обучение продолжается три года; после окончания профтехучилища предоставляется право поступления в высшие учебные заведения соответствующего профиля.

    Профессиональные учебные заведения также принимают учащихся с учетом их успеваемости в школе. Наиболее престижные училища проводят вступительные экзамены. Учебные планы включают общеобразовательные предметы: родной язык, второй государственный язык, иностранный язык, математику, физику, химию, физкультуру, гигиену, обществоведение, основы предпринимательства, правила трудовой жизни, искусство, культуру. Все выпускники готовят письменную дипломную работу по выбранной специальности.

    Помимо теоретических знаний профессиональная подготовка включает производственное обучение в мастерских училища и стажировку по месту будущей работы, которая проводится на основе специального договора между организаторами обучения, работодателем и будущим работником. В нем определены сроки обучения, обязанности и права каждой из этих сторон.

    Организацией профессионального обучения в Финляндии занимаются муниципалитеты, а также частные организации.

    Первое финское высшее учебное заведение – Королевская академия в г. Турку – появилось в 1640 г., когда Финляндия была частью Шведского Королевства. В 1828 г. университет был переведен в Хельсинки и был назван в честь русского царя Александра I. В начале XX в. были открыты еще два вуза – Технический университет и Школа экономики и управления.

    Современная система высшего образования Финляндии состоит из двух параллельных секторов: университетов (и приравненных к ним вузов) и высших профессиональных учебных заведений – многопрофильных региональных вузов. Последние дают практические знания и навыки для работы в разных отраслях производства. Обучение в них длится 3,5 - 4 года и включает производственную практику.

    Сеть университетов охватывает всю страну, включая наиболее северный регион Лапландии. Среди них 10 многопрофильных, 3 технических, 3 экономических и 4 художественных вуза и одно высшее военное учебное заведение, подчиняющееся Министерству обороны.

    Университеты обладают большой автономией и независимостью в выборе направлений научных исследований и принятии решений о правилах приема студентов, составления учебных планов, получения ученых степеней. Все университеты и приравненные к ним вузы являются государственными, и государство обеспечивает основное их финансирование. Профессиональные вузы частично содержатся муниципалитетами или частными организациями, однако доля государства в их финансировании составляет больше 50%. Система высшего профессионального образования насчитывает 29 вузов.

    Студенты зачисляются в вузы по результатам вступительных экзаменов. Мест, выделенных по плану приема, хватает приблизительно 65% лиц соответствующей возрастной группы. После окончания университета в зависимости от результатов сданных экзаменов присваивается ученая степень бакалавра или магистра. При продолжении образования можно защитить диссертацию на степень лицензиата и доктора наук. Для получения степени бакалавра, как правило, требуется три года обучения (минимум 120 учебных недель), магистра – 5-6 лет (160 - 180 учебных недель).

    Обучение на всех этапах бесплатное. Студенты оплачивают только учебные пособия и делают ежегодные взносы за обязательное членство в студенческих союзах (в среднем 45 - 90 евро). Минимальный ежемесячный бюджет студента, включающий питание и проживание, оценивается в 600 - 900 евро.

    Характерной чертой всех вузов Финляндии является научная подготовка самого высокого уровня, тесная связь научно-исследовательской работы с обучением. Благодаря созданию многочисленных отраслевых лабораторий крупные вузы представляют собой сочетание учебных заведений и научно-исследовательских центров, решающих важные народно-хозяйственные задачи.

    Финансирование финских университетов в основном привязано к расчетам по формуле, где 85 - 90% общего гранта, выделяемого на три года, определяется числом присуждаемых магистерских и докторских степеней. Кроме того, университеты получают специальные гранты, например, для разработки инновационных методов эффективного обучения или содействия развитию региональной экономики и общественного благосостояния.

    В Финляндии в настоящее время остро ощущается общее старение нации, уменьшение доли молодого населения в стране. В то же время активизируется динамика рынка труда, что требует постоянного профессионального роста работников. В этой связи повышается роль непрерывного образования.

    В настоящее время финские законы, регулирующие высшее образование, кроме традиционных видов деятельности ставят перед высшей школой новую задачу - контролировать окружающую среду и потенциальный рынок труда. Решение этой проблемы достигается путем усиления контактов с местными компаниями и фирмами, общественными и частными организациями как непосредственными заказчиками на подготовку соответствующих специалистов. Почти каждый вуз имеет специальную службу занятости для студентов, ее сотрудники обязаны изучать ситуацию на рынке труда. Кроме того, существуют национальные агентства, которые исследуют тенденции в этой сфере на национальном уровне.

    Проблема повышения эффективности деятельности вузов решается теперь не столько путем администрирования, сколько работой над совершенствованием качества учебного процесса. В будущем предусматривается усиление интернационализации высшей школы в связи с ее участием в Болонском процессе. По мнению финских ученых, необходимо обновить учебный процесс и сделать его более гибким.

    Особенность организации учебного процесса в вузах, имеющих академический статус, состоит в том, что учебные планы ограничиваются лишь самым необходимым набором дисциплин и представляют большие возможности для варьирования. Каждый студент разрабатывает индивидуальный план и сроки сдачи экзаменов и зачетов. Учащимся предлагается несколько вариантов комбинаций изучаемых дисциплин. В соответствии с принципом академической свободы они могут посещать лекции и занятия и в других вузах, однако сдавать экзамены обязаны лишь там, где числятся.

    Усиление влияния государства на систему высшего образования, повышение требований к специалисту и его положению на рынке труда обусловило одну из ведущих тенденций университетского образования – значительно большую профессиональную ориентацию. Она достигается благодаря производственной практике, которая является составным компонентом подготовки специалистов в финских вузах, и колеблется от 2 до 9 месяцев. По содержанию она делится на две части – общая практика и работа по специальности. Организацию и контроль за прохождением практики осуществляет специальная служба, действующая при вузах.

    Усиливающаяся профессионализация университетского образования потребовала введения современных методов обучения, способствующих активизации познавательной деятельности студентов, развитию навыков самостоятельной работы, междисциплинарного сотрудничества. В ряде вузов широко применяется метод проблемного обучения, который предполагает сочетание самостоятельной работы студентов с занятиями в небольших группах. Работа над проектами является составной частью обучения наряду с другими видами занятий - лекциями, лабораторными работами, семинарами. Этот метод позволяет лучше использовать теоретические знания студентов для решения конкретных задач.

    Все большее значение приобретает ориентация финских вузов на инновационное обучение, которое расширяется благодаря международному сотрудничеству вузов. Стала заметной тенденция существенного усиления в образовательном пространстве гуманитарной составляющей, которая реализуется в различных вариантах удовлетворения интересов и склонностей студентов.

    В настоящее время в финских вузах существенно усилилась роль информационных технологий. Принято считать, что это должно способствовать преодолению кризиса образовательной системы индустриального общества и формированию принципиально новой системы, соответствующей запросам информационной эры.

    Внедрение новых информационных технологий в систему образования финские специалисты рассматривают как революцию в образовании. Они полагают, что ее сутью является не технологическое развитие, а радикальное совершенствование интеллектуальных способностей людей. Новые технологии предоставляют в распоряжение вузов мощные средства развития умственных способностей! Они дают возможность эффективно обрабатывать огромные пласты информации, с помощью настольных издательских систем быстро издавать печатные труды, хранить и находить информацию в базе данных, осуществлять связь посредством современных телекоммуникаций.

    Принципиально важно, чтобы в учебный процесс входили не просто новые технические средства, а технологии, направленные на решение собственно образовательных задач, которые должны быть осмыслены с позиций психологии и педагогики, теории обучения и современных представлений о процессе образования.

    Финские педагоги считают, что с проникновением новых технологий в сферу образования усиливается необходимость проведения глубоких исследований в области педагогики, психологии и дидактики. Ведутся научные поиски, в ходе которых рождаются новые методы образования, такие как ассоциативный метод, искусственный интеллект, метод прецедента, обучение посредством телеконференций и др.

    Картина была бы неполной без описания системы образования и повышения квалификации взрослого населения. В Финляндии функционируют так называемые высшие народные школы, которых в 2000 г. насчитывалось 91. Большинство из них частные или принадлежат различным ассоциациям, политическим партиям, профсоюзам. Это в основном школы-интернаты, в которых осуществляется социально-культурное образование, а также профессиональная подготовка. Сроки обучения - 1 - 3 года, имеются также сокращенные летние курсы. Государство покрывает 55% расходов, учащиеся - 20%. Остальные деньги поступают из других источников, в основном за счет сдачи в аренду школьных зданий.

    Для взрослых, не имеющих среднего образования, муниципалитеты создают вечерние школы. Различные профессионально - технические училища организуют курсовую подготовку и переподготовку рабочих по наиболее востребованным профессиям. Осуществляется также специализированное обучение инвалидов. Широко используются формы и методы дистанционного обучения.

    В Финляндии хорошо развита также система образовательных центров, в 2000 г. их насчитывалось 275. Здесь взрослые получают довольно обширное общее образование, обучение проходит главным образом по вечерам и в выходные дни.

    Следует отметить, что все типы учебных заведений предлагают разного рода дополнительное образование для взрослых. Крупные предприятия также имеют свои школы для взрослых. Вузы организуют центры дальнейшего образования.

    В Финляндии в настоящее время принята концепция "обучающегося общества", разработанная в середине 90-х гг. XX в. шведским профессором Торстеном Хюсэном. Она значительно переосмыслена финскими учеными и выходит за границы педагогической проблематики, затрагивая характеристики всего общества в целом, и этим отличается от других многочисленных теорий, выдвинутых в последнее время. Образование рассматривается в широком социально-экономическом контексте, включая в себя как профессиональные интересы населения, так и качество всей его жизни.

    Принципы финского образования

    Принципы финского образования считают одними из лучших в мире. Данную методику уже начинают осваивать в странах Европейского союза. Система стоит на 7 основах. Каждая из них описана в данной статье, рассмотрены все преимущества и недостатки.

    Школьное образование в Финляндии

    В результате международных исследований, финские учреждения показали самый высокий уровень знаний. Дети – самые читающие на планете, занимают ведущие места по естественным наукам и математике. Интересно, что мало времени уходит на учебу, а результаты показывают одни из лучших.

    Среднее образование в Финляндии имеет две степени:

    Принципы финского образования начальная школа

    В 10 классе ученики имеют возможность улучшить свои оценки, навыки и умения. После этого они переходят в профессиональный колледж или лицей. Для русской системы– это привычные 11-12 года.

    Основные принципы

    Финская модель образования имеет много особенностей и отличий. Это обусловлено принципами, которые разработали финны.

    Все равны

    Школы в Финляндии не разделяют на простые или элитные. В одной из больших учреждений страны учится около 1000 человек. Наименьшее количество ребят – 11. Все они имеют одинаковые условия, оборудование, возможности, финансирование.

    Еще недавно финнам было запрещено выбирать общеобразовательное заведение. Сейчас такие запреты уже не действуют.

    Общеобразовательные учебные заведения

    Принципы финского образования принципы

    Преимущественно школы являются государственными. В стране только десяток действующих частных заведений. Их отличием в том, что родители вносят оплату, за повышенное внимание к ребенку.

    Педагоги применяют такие практики:

    Популярна Вальдорфская школа. В частных учреждениях преподавание осуществляется на английском, немецком, французком.

    Учебные дисциплины

    Обучение в ущерб одному или другому предмету неприемлемо. Например, не принято считать, что математика важнее искусства. Исключение – при создании классов с талантливыми детьми могут учитывать склонности к музыке, спорту.

    Принципы финского образования дисциплины

    Родители

    Система образования в Финляндии учитывает интересы родителей. При оформлении малыша не берут во внимание социальный статус и профессию родственников. Учителя не имеют права требовать такую информацию.

    Учащиеся

    Учеников не разделяют на группы по способностям и талантам. Их не относят к плохим или хорошим – сравнение недопустимо. Каждый является особенным и учится со всеми. Это также касается людей с инвалидностью.

    В обычной школе могут быть классы для учащихся с патологиями слуха, зрения. Финны способствуют максимальной адаптации малышей и подростков в обществе.

    Педагоги

    Права и отношение между учителями также являются равными. Нет чрезмерно хорошего отношения к определенному классу или ученику. Если учитель нарушает порядки, с ним автоматически расторгают контракт.

    Педагоги должны выполнять свою работу. В трудовом коллективе соблюдается равенство.

    Принципы финского образования учителя

    Взрослых и детей

    Обучение ребенка в Финляндии обусловлено равными правами с учителями, родителями. С первого года всем объясняют их права и обязанности по отношению к школе. Это стимулирует привыкание мам и пап к тому, что малыш стал самостоятельным.

    Его нельзя обижать морально и физически. Социальные работники строго смотрят за соблюдением обязанностей взрослых.

    Унижение ребят педагогами наказуемо законодательством. Особенность сотрудничества – составление контракта для учителей на 1 учебный год. Возможность продления есть, но только при хорошем выполнении работы.

    Платно или нет

    Получение и преподавание знаний в государственных учреждениях является бесплатным. Также оплату не вносят за таки услуги:

    • обеды;
    • экскурсии, музеи, творческую деятельность;
    • транспорт, который обеспечивает приезд на уроки и обратно домой;
    • учебники, канцелярия, гаджеты (специальные планшеты, ноутбуки).

    Что бесплатно

    Категорически запрещено проводить финансовые сборы на разные цели.

    Особенный план обучения

    Финское образование лучшее в мире и это также связано с индивидуальным планом для каждого. Каждый учащийся имеет свой набор учебников, заданий. Для каждого возраста составляют домашнее задание, классные работы и определяют время на их выполнения.

    На одном уроке в кабинете каждый делает разные упражнения.

    Оценивание является индивидуальным. Если ученик не справился со сложным заданием, в следующий раз он получит задачу попроще.

    Польза

    Польза обусловлена уникальностью разных видов обучения.

    1. Поддержка тех, кто отстает в учебе. В России этим приходиться заниматься репетиторам. В Финляндии такая деятельность не является популярной. Школьные преподаватели самостоятельно занимаются с отстающими во внеклассное время.
    2. Коррекция обучения. На это влияет проблемы с общим усвоением материалов. Такие трудности связаны с индивидуальными способностями каждого.

    Взаимодоверие

    Особенности школы в Финляндии обусловлены доверием между учителем и учеником. Здесь никого не принуждают к учебному процессу, не жалуются родителям.

    Ребенок четко понимает, что он обязан выполнить свое задание. В противном случае свободного времени будет мало, поскольку придется учиться после уроков.

    Свобода выбора

    Свобода выбора

    Знания получает тот, кто имеет желание. Учителя стараются заинтересовать каждого, но если он этого не хочет, то никто не будет принуждать. Не все могут быть учеными или профессорами. Индекс образования в Финляндии обусловлен тем, что каждая профессия является ценной.

    Специальные тесты и беседы помогают определить склонности каждого к определенному предмету. Процесс не строгий, но халатно относиться к нему нельзя. Школьный режим контролируется.

    Пропущенные уроки ученики наверстывают внеклассное время. Если ребенок не выполняет задания, не слушает учителя – он просто не перейдет в следующий класс.

    Самостоятельность

    Самостоятельность – это главное, чему должна научить финская школа. Получение знаний направлено на успешную, самостоятельную жизнь в будущем, максимальную адаптацию в обществе. Поэтому принципы финского образования направлены на развитие мышления.

    Новые темы не обсуждаются на уроках, поскольку вся информация есть в книгах. Очень важно не заучивать формулы, а уметь использовать знания на практике. Оценивается умение пользования научным текстом, интернетом, справочниками.

    В конфликты между учащимися педагоги не вмешиваются. Это является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному решению проблем. Ребенок должен учиться отстаивать свое мнение, уметь постоять за себя.

    Принципы финского образования самостоятельность

    Во всех общеобразовательных учреждениях принцип обучения одинаковый, но организовывают везде по-разному.

    Плюсы и минусы

    Плюсы и минусы финской системы образования известны во всем мире. Основные преимущества.

    1. Равность. Нет элитных учреждений, которые отличаются системой преподавания. Каждый свободно может выбрать заведение, не зависимо от места проживания. Частные не пользуются спросом. Их выбирают, когда необходимо изучить определенный предмет.
    2. Детей не разделяют по уровню знаний, состоянию здоровья или социальному статусу.
    3. На процесс учебы не влияет профессия родителей.
    4. Государственные школы бесплатные, обеспечивают всем необходимым.
    5. Все получают задания в меру своих способностей.
    6. При необходимости педагог может уделить ученику время после уроков.
    • отсутствие стремления к улучшению знаний;
    • нет субординации между учащимися и педагогами;
    • контракт с учителем заключается на год.

    Методы преподавания в финских школах популярны и известны во всем мире. Они показывают высокую результативность.

    Главная цель – самостоятельность, индивидуальность, адаптация подростков в социуме. Ведь все, что от них требуется – стремление к новым открытиям и достижениям.

    Система образования в Финляндии получила международное признание и уже давно ассоциируется с качеством, новаторством и доступностью. Государства, находящиеся в процессе реформирования данной отрасли, с большим интересом изучают опыт финских коллег и успешно применяют его на практике. Для россиян обучение в этой скандинавской стране привлекательно еще и близостью территорий. Попробуем разобраться, как устроен образовательный процесс в Финляндии и почему дипломы финских вузов так высоко котируются в мире.

    Система образования финляндии

    Особенности организации финской образовательной системы

    Еще 30 лет назад финская система образования считалась довольно отсталой и не являлась примером для подражания. Сегодня же ее модель рассматривается как одна из самых эффективных в мире и достойных наследования.

    Мало кто решается критиковать принципы образования, внедренные в данном государстве. Любая попытка найти изъяны разбивается о высокие рейтинги. Так, к примеру, по оценкам PISA (Международная программа по оцениванию достижений учащихся), в течение последних 10 лет Финляндия уверенно занимает верхние позиции.

    Причем даже самые ярые оппоненты финского подхода к обучению признают его основную характеристику – relaxed (расслабленность).

    В основу образовательного процесса положен принцип, заимствованный у Китая, точнее, в искусстве единоборств, – расслабленная концентрация внимания.

    Иными словами, чтобы быть эффективным, нужно быть расслабленным. Напряжение – это стресс, который заставляет человека не развиваться, а выживать.

    Финская модель образования построена на следующих принципах:

    1. Равенство (школ, учеников, предметов, учителей, родителей, прав всех участников процесса).
    2. Бесплатная основа.
    3. Индивидуально составленная программа для каждого ученика.
    4. Практичность – в школьную программу включены только те предметы, которые действительно пригодятся в жизни.
    5. Доверие на всех этапах обучения.
    6. Добровольность.
    7. Самостоятельность.

    Процесс образования делится на несколько этапов:

    • дошкольный;
    • общеобразовательная школа;
    • средние учебные заведения;
    • вузы.

    Язык преподавания – финский и шведский. В северной части государства к ним может добавляться региональный диалект. Выявить плюсы и минусы финского подхода к процессу обучения позволит изучение каждого из этапов.

    Чем занимаются дети в Финляндии до школы

    Отдать ребенка в детский сад финская семья может с 9 месяцев. Длится воспитательный процесс вплоть до 6 лет. Все сады можно разделить на три группы:

    • муниципальные;
    • частные;
    • семейного типа.

    Выбор дошкольного учреждения остается за родителями. Данная ступень образования является платной. Сумма взносов определяется уровнем доходов в семье. Самая большая оплата – 250 евро, самая низкая – 23 евро.

    Система образования финляндии

    Особенности дошкольного этапа:

    • иногда в детских садах не хватает мест для всех малышей. В этом случае власти выплачивают семье 500 евро ежемесячно, чтобы один из взрослых мог сидеть дома с ребенком;
    • группы в садах маленькие, при этом чем младше группа, тем больше воспитателей ею занимается. В среднем на одного педагога приходится 4 ребенка;
    • основная задача педагогов на данном этапе – уход за малышами и помощь родителям в их воспитании.

    В 6 лет начинается подготовка детей к школе. Занятия проводятся при детских садах или школах. Посещение их является обязательным даже для тех детей, которые не ходили в детский сад. Оплата на данном этапе не предусмотрена.

    Средняя образовательная ступень

    В течение года предусмотрено 4 периода школьных каникул:

    • 3-4 дня осенью;
    • 2 недели на Рождество;
    • 1 неделя в феврале;
    • 1 неделя на Пасху.

    Учатся школьники только в первую смену с выходными в субботу и воскресенье. В пятницу Министерство образования установило в школах короткий день.

    Финские школы не делятся на элитные и обычные – все имеют одинаковые технические возможности и финансирование.

    Классификация возможна только по форме собственности:

    • государственные;
    • частные;
    • частно-государственные.

    При приеме в учебное заведение администрации школы запрещено вносить в анкету данные о месте работы родителей и их должности.

    Система образования финляндии

    Обучение в школе является бесплатным. Кроме того, не вносится плата за обеды, экскурсии, транспорт (если есть школьный автобус), канцелярские принадлежности, учебники, планшеты.

    Для оценивания применяется 10-балльная шкала. При этом вплоть до 7-го класса учащиеся получают за свои ответы и выполненные задания только словесную характеристику: хорошо, удовлетворительно, посредственно, отлично.

    В младших классах (с 1-го по 3-й) оценивать знания не принято ни в какой форме.

    Во всех школах установлена электронная система Willa. Получив индивидуальный доступ к ней, родители могут контролировать успеваемость детей.

    В этот виртуальный дневник выставляются все полученные учащимися баллы, отмечаются их успехи, вносятся пропуски, комментарии психолога, врача, учителей. В целом оценивание носит здесь сугубо формальный характер и используется только для мотивации учащегося. Ни на рейтинг школы, ни на другие показатели оценки никак не влияют.

    Обучение в начальной школе начинается в 7 лет. Первые два года малыши изучают всего 4 предмета:

    • чтение;
    • математику;
    • родной язык;
    • природоведение.

    Все занятия проходят в одном кабинете с одним и тем же педагогом. Отдельным предметом идет физкультура. Особое внимание уделяется развитию творческого потенциала учеников. С каждым годом количество предметов увеличивается, и к 6-му классу дети уже владеют ключевыми знаниями по всем общим предметам.

    Переход в 7-й класс знаменует собой начало старшей ступени школы. Предметы здесь уже преподаются разными учителями. Занимает процесс 3 года, причем к основным предметам школьники могут добавить дополнительные по своему усмотрению.

    Обучение в гимназиях

    Гимназия является альтернативой старшей школе. Выбрать учебное заведение ученик может самостоятельно. На текущий момент в Финляндии работает 441 гимназия, общее количество учащихся в них составляет 130 тысяч человек.

    Обучение на этой ступени также является бесплатным. Государство оплачивает все, начиная от проезда и питания и заканчивая учебными материалами.

    Система образования финляндии

    Единственное, к чему должны быть готовы учащиеся, так это к большой нагрузке и серьезной учебе, поскольку гимназия является своего рода подготовкой к поступлению в вуз. По завершении этого этапа обучения предстоит сдать выпускные экзамены.

    Средние профессиональные училища

    Управление системы образования предусмотрело еще один альтернативный вариант обучения для старшеклассников – средние профессиональные училища. Их в стране 334, общее число учащихся в них – 160 тысяч человек.

    Отбор в учебные заведения этого типа осуществляется по среднему школьному баллу. Их выпускники получают специальное образование по определенной профессии. Продолжительность обучения – 3 года. Освоить профессию можно практически в любой отрасли: сельское хозяйство, спорт, искусство. По окончании можно подать документы для поступления в университет. После сдачи выпускных экзаменов учащиеся могут выбрать любой вуз страны.

    Получение высшего образования

    Высшие учебные заведения страны делятся на два типа:

    • университеты;
    • политехнические институты.

    Процесс получения специальности в высшей школе является качественным, современным, дающим студентам уверенность в востребованности своей будущей профессии.

    В университетах можно получить диплом об образовании во всех отраслях экономики, социальной сферы и управления.

    Следует отметить, что направленность каждого вуза максимально приближена к потребностям региона, в котором он расположен.

    Одним из наиболее востребованных является морское образование, позволяющее найти престижную, хорошо оплачиваемую работу.

    Политехнические институты дают знания во всех областях прикладных наук. Они отличаются от университетов большим количеством практических занятий, начиная с первого года обучения.

    В вузах Финляндии можно получить такие научные степени:

    В середине обучения студенты получают степень лиценциата, которая не имеет аналогов в других европейских странах.

    Преподавание в вузах проводится на шведском и финском языках. Для иностранцев предлагаются отдельные программы на английском языке. В 2019 году получение высшего образования на бесплатной основе возможно как для резидентов, так и для студентов из других стран. Обучение на англоязычных программах с 2017 года является платным.

    Система образования финляндии

    Информацию об условиях поступления содержит официальный сайт каждого отдельного института и университета. Прием документов в основном проходит с начала зимы и до конца марта. Обязательное требование – сдача экзамена на уровень владения английским языком.

    Прием абитуриентов в некоторые вузы осуществляется на основании вступительных экзаменов, в другие достаточно обычного интервью и среднего выпускного балла. Если процесс увенчается успехом, кандидат получит приглашение из учебного заведения. Этот документ понадобится для запроса студенческой визы в финском консульстве.

    Образование для детей с особыми потребностями

    Дети с особыми потребностями получают все, что им необходимо для успешного учебного процесса:

    • оборудование для обеспечения мобильности;
    • личного помощника;
    • сурдопереводчика и т. д.

    Методика обучения предусматривает индивидуальный подход к обучению каждого отдельного ученика. По достижении пятилетнего возраста все малыши проходят психолого-педагогическое обследование, которое позволяет определить, какая именно адаптационная поддержка понадобится им в школе – общая, интенсивная или специальная.

    Можно ли рассчитывать на стипендию или грант

    Практически все финские вузы предоставляют стипендии тем, кто обучается на платной основе. Обычно ее хватает, чтобы полностью или частично покрыть взнос за учебу, а иногда еще и на оплату общежития и транспортных расходов.

    К примеру, университет Лахти предлагает своим студентам стипендиальные выплаты в размере 50 % от стоимости обучения на первом курсе. Те, которые успешно прошли первый год учебы, получают возможность продлить выплаты на весь период обучения.

    А в университете Тампере стипендии и гранты присуждаются только отличникам. Для них предусмотрено стопроцентное покрытие расходов на оплату учебы и сумма в 7000 евро в год для оплаты жилья.

    Чтобы получать помощь от вуза, необходимо выполнить одно из следующих требований:

    • продемонстрировать отличную успеваемость;
    • иметь в разработке научный проект;
    • нуждаться в поддержке вуза в силу материальных или других причин.

    Иногда академия или университет предоставляет выплаты отдельным студентам за особый вклад в жизнь вуза.

    Перспективы поиска работы

    Большинство вузов оказывает помощь выпускникам в процессе трудоустройства. Для этого при каждом учебном заведении работают специальные центры, в которых можно пройти дополнительные курсы, освоить навыки прохождения собеседований, получить информацию относительно открытых вакансий.

    Система образования финляндии

    Много шансов удачно трудоустроиться у тех, чья стажировка и практика проходила в крупной компании. Хорошо зарекомендовав себя, можно получить приглашение о дальнейшем сотрудничестве.

    Финские работодатели охотно принимают в штат выпускников, которые владеют русским языком. Однако следует иметь в виду, что для устройства на престижную должность знания одного лишь английского языка будет недостаточно – как минимум придется выучить финский или шведский.

    В Финляндии активно развивается такое направление, как учеба для взрослых студентов, которые хотят повысить квалификацию или, возможно, в дальнейшем эмигрировать в эту страну. Если для выпускника найдется рабочее место по окончании вуза, продлить ВНЖ не составит проблемы.

    Обучение летом

    Летние школы для студентов и тех, кто только собирается ими стать, это отличная возможность в реальных условиях узнать, что собой представляет финская система образования. Практически каждый вуз страны предлагает учащимся зарубежных университетов и школ пройти летние интенсивы по самым разным направлениям. Желающих могут заинтересовать следующие программы:

    • летняя школа при университете Ювяскюль – приглашает студентов из партнерских вузов (СПбГУ, Российский государственный педуниверситет, Ярославский госуниверситет и другие). Направления: культура, психология, здоровье и спорт;
    • школа при Университете Восточной Финляндии – для студентов философских, факультетов, отделений лесного хозяйства, здравоохранения, естественных наук;
    • летний лагерь Лахти – организовывается ежегодно для всех, кого волнуют проблемы экологии.

    Лингвистические знания можно получить в языковых школах, которые также функционируют практически при всех вузах. Большой популярностью пользуются курсы при Хельсинском университете. Пятьдесят два урока обойдутся примерно в 180 евро. Длительность курса зависит от выбранной программы. Ускоренную можно пройти за 2 недели. Если есть время, можно задержаться здесь на 1 год.

    Итоги

    Финский подход к процессу обучения сегодня является примером для подражания, который пытаются имплементировать многие мировые образовательные системы. Здесь руководствуются принципом равенства и доступности образования, демонстрируя индивидуальный подход к каждому ученику. Платной является только дошкольная ступень образования. Даже высшее образование здесь можно получить бесплатно, если выбрать программы на шведском или финском языке.

    Читайте также: