Доклад частично поисковый метод при работе с детьми с овз

Обновлено: 25.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методы, приёмы работы с детьми ОВЗ

В настоящее время в России неуклонно растет количество детей с врожденными и наследственными заболеваниями. В связи с этим, как никогда ранее, возросла актуальность проблемы педагогической помощи и обучения этой группы детей, в том числе и детей-инвалидов. Состояние здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. У них в силу физических или психических дефектов имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира. Поэтому они нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы.

Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно учесть и принять, в этом и есть основной смысл инклюзивного образования.

Дети с ОВЗ в развитии направлены на приобретении социального опыта. Путь к социализации у них отличается от общепринятого. Психические и физические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему. Поэтому к каждому ребенку нужно подходить строго индивидуально в вопросах выбора пути развития и образования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья характеризуются рядом особенностей.

Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности у детей, имеющих аномалии в развитии, происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, все эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У таких детей гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая деятельность, с трудом и в меньшей степени формируются учебные интересы и навыки. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание в памяти, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществлять напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается, теряет интерес к занятиям. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения у таких детей мало сбалансированы, ребенок либо возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с одноклассниками, либо наоборот, скован, заторможен, пуглив, плаксив и тревожен. Эти дети очень быстро попадают в ряды хронически неуспевающих. У учителя возникает вопрос: как учить такого ребенка? Как учитывать особенности здоровья каждого конкретного ребенка?

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучение ребенок с ОВЗ. Совокупность методов обучения – это путь познания окружающей действительности, который предлагается детям. Путь, который определяет характер умственного развития, реализует возможности усвоения знаний, формирует черты личности учащегося. В школе и на индивидуальных занятиях учителя работают с детьми с ОВЗ на протяжении всех этапов урока (разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося). И на каждом этапе урока могут быть использованы те или иные методы и приёмы.

Учитывая особенности детей с нарушением интеллекта, учитель для достижения целей и задач пользуется следующими методами :

методы, используемые при приобретении новых знаний, умений и навыков;

беседа, наблюдения, работа с книгой, игра, упражнения, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа –использование методов данной группы позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, повысить их самостоятельность;

методы работы с техническими средствами обучения: мультимедийные презентации, просмотр видео уроков и прочее.

Краткая характеристика некоторых методов обучения.

Рассказ – форма изложения учебного материала, представляющая собой словесное описание событий, фактов, процессов, явлений в природе и обществе, в жизни отдельного человека или группы людей.

К рассказу предъявляются следующие требования:

- определенность темы и содержания (запоминается лучше и усваивается легче);

-четкость структуры (должен иметь четкую структуру: начало, развитие событий, кульминацию, финал);

- эмоциональность (связь рассказа с личным опытом ученика, с местными условиями, событиями).

Объяснение –метод овладения теоретическим учебным материалом. Особенность – теоретические доказательства, которые предполагают:

- постановку познавательной задачи;

-строгий, тщательный подбор фактического материала;

- определенную форму рассуждений: анализ и синтез; наблюдения и выводы; индукция и дедукция;

-использование иллюстративного материала;

Работа учащихся с учебником, книгой является одним из действенных методов овладения учебным материалом. Умения и навыки работы с книгой, сформированные в школе, сохраняются на всю жизнь.

Требования: - каждый ученик должен уметь находить то место, которое изучается;

-учитель должен дать краткий и четкий инструктаж по выполнению задания;

- учащиеся должны находить главное в процессе работы с книгой, опорные пункты, не стараясь запомнить все подряд.

Использование метода демонстрации позволяет проводить работу по развитию у учащихся круга элементарных представлений и ставит своей задачей, с одной стороны, обогащение и систематизацию имеющегося у детей опыта, с другой – учит их наблюдать предмет, явление, выделять в них главные черты, сравнивать, обобщать, устанавливать свое отношение к объекту.

Наблюдения и лабораторные работы . Основная цель – развитие навыков самостоятельной работы учащихся и их наблюдательности.

Экскурсии – один из самых распространенных методов обучения. Ценность его заключается в том, что дети учатся наблюдать натуральные объекты в реальных, естественных условиях. Экскурсии имеют общеобразовательное и специальное учебное значение.

Практический метод – использование игр, занимательных упражнений, соревнований.

Наиболее существенным признаком в работе с детьми с ЗПР является их коррекционно-развивающая направленность.

Подачу на каждый урок учебного материала малыми порциями;

Максимальную развернутость и раздроблённость сложных понятий и действий;

Замедленность обучения и частую повторяемость формулируемых действий;

Предварение пропедевтикой изучения нового;

Постоянную опору на чувственный опыт учащихся;

Руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником и др.

Как уже говорилось, дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой очень разнообразную группу обучающихся. Поэтому приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом состояния здоровья каждого ребенка. И очень важен контакт с их родителями (законными представителями), важно знать все особенности развития ребенка.

Общие педагогические методы и приемы не используются изолированно, только в необходимом сочетании. Применяя тот или иной метод, как ведущий его необходимо подкреплять одним-двумя дополнительными. Например: на начальных этапах обучения ведущим методом может быть наглядно-практический , а дополнять его может беседа .

Далее ведущим методом становится беседа , а наглядно-практический как дополнительный.

Для реализации некоторых выше перечисленных методов обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи; не все обучающиеся с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется дополнительная помощь специалистов: учителя – дефектолога, учителя – логопеда и педагога – психолога. Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, тогда, когда дети уже имеют некоторый опыт подобной работы. Поэтому, здесь будут н аиболее приемлемыми следующие методы:

самоконтроля и взаимоконтроля.

Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения.

Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ можно использовать следующие приёмы обучения :

Использование магнитных букв, слов при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

Составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить. Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

Использование презентаций и фрагментов презентации по ходу урока, тренажёров для гимнастики глаз. На слайдах можно разместить необходимый учебный материал, цветные фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.

Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

( дети с задержкой психического развития )

Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, являются:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации помогут педагогам дополнительного образования, воспитателям, учителям в проведении занятий, организации внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Методические рекомендации

Автор: Шилова Жанна Сергеевна

Должность: педагог дополнительного

Категория: соответствие занимаемой

с. Дебесы 2018 г.

В данных рекомендациях на основе анализа опыта и на примере создания практических разработок будут раскрыты приемы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В основе технологии представлены не только этапы, в их основе - методические советы по организации и проведению занятий с детьми с ОВЗ. На примере раскрывается приемы, которые педагог использует в своей работе.

Методические рекомендации адресованы педагогам, воспитателям – всем, кто занимается работой с такой категорией детей. Они могут стать для них основой их работы.

1.Методы организации и осуществления деятельности .……………………….6

2.Методы и приемы создания ситуации успеха…………………………………8 3. Работа с родителями…………..…………………………………………. 9

4. Активные методы и приёмы обучения ……………………………………. 10

Список информационных источников………………………………………..16

Актуальность методических рекомендаций.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [2].

Концепция развития дополнительного образования детей направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений. Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования посредством актуализации следующих аспектов: участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями; возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья); право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций [3].

Именно в учреждениях дополнительного образования для развития творческой личности есть все объективные условия.

Воспитанники в образовательном процессе – деятели, а нам - педагогам отводится роль организатора и управленца этим процессом. Педагог не должен быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере должен показать ученикам, что: невозможно знать все, но можно узнавать; вместе определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию.

Все это обусловливает актуальность данной разработки.

Особенностью материала заключается в авторском подходе к организации работы. Особенностью разработки также является подробное описание одного из приемов.

Новизна методических рекомендаций выражается в раскрытии технологии построения занятий, представленного на основе анализа собственного многолетнего опыта. Также - в авторском подходе к созданию и применению методов и приемов на занятиях.

Цель создания методической разработки – создание условий для обмена опытом, взаимодействия, сотрудничества работников учреждений дополнительного образования в направлении развития детей с ограниченными возможностями.

Предполагаемый результат. Технология применения методов и приемов работы с детьми с ОВЗ на занятиях, разработанная педагогом, предстанет в виде системного материала, который станет основой, поможет повысить уровень работы других педагогов.

1. Методы организации и осуществления деятельности.

Методы организации и осуществления моей деятельности, которые использую:

- словесные (рассказ, беседа);

- наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);

- репродуктивные методы, самостоятельная работа и работа под руководством педагога;

Методы стимулирования и мотивации деятельности:

- психологический настрой, побуждения к обучению.

Так как дети с ОВЗ все разные, то моей задачей является отбор содержания к каждому занятию. Наиболее приемлемыми методами в практической работе с обучающимися, имеющими ОВЗ, считаю объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Чтобы сформировать у обучающихся интерес к учению использую метод стимулирования и мотивации деятельности, а именно создание ситуаций успеха. Если сегодня что-то не получилось, то получится в следующий раз.

Мотивация становится положительной только в том случае, если эта деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно. Требуется постоянная похвала ребенка, даже если что – то получилось не так как требовалось. Вместе исправим, получится обязательно!

В связи с этим, важное значение приобретает создание на занятии специальных ситуаций, способствующих достижению детей даже незначительных успехов в различных видах деятельности. Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.


Коррекционное обучение, как показали исследования, — это не просто добавка к общеразвивающей работе с детьми. Оно выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологического нарушения, но, что особенно ценно, оно лежит в основе формирования личности ребенка, имеющего то или иное отклонение в развитии.

Содержимое разработки

Принципы, методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Игра (наиболее широко используется в работе с детьми младшего возраста).

Изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (если установлена связь между агрессивным поведением ребенка/подростка и его ближайшим окружением).

Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности).

Сублимирование агрессии в социально одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа - уход за больными, стариками и пр.).

Сублимирование агрессии в спорт: целесообразно приобщать детей к групповым видам спорта (футбол, баскетбол и пр.), требующим навыков сотрудничества, в то время как высокоагрессивные индивидуальные виды спорта, например бокс или карате, нежелательны.

Участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения.

Коррекционное обучение, как показали исследования, — это не просто добавка к общеразвивающей работе с детьми. Оно выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологического нарушения, но, что особенно ценно, оно лежит в основе формирования личности ребенка, имеющего то или иное отклонение в развитии.

Опираясь на разное содержание специального коррекционного обучения школьников с нарушениями интеллекта, изучали действие некоторых факторов, которые значительно обогащают процесс формирования личности. При одном и том же объеме и содержании коррекционного воздействия, формирующем в ребенка нравственные, эстетические, творческие способности, динамика личностного развития оказывается более заметной, чем результат развития психических функций. Последнее лимитируется возрастными возможностями школьника и в большей степени тормозится тяжестью биологического нарушения, которое в полной мере не может быть преодолено. В то же время если какое-то направление коррекционного воспитания оказывает существенное влияние на формирование личностных свойств и качеств, то этого влияния нельзя не заметить на развитии всех психических функций.

Важным фактором в формировании личности ребенка с ОВЗ это не просто комплексное воспитание, а организацию педагогического воздействия по принципу целостной системы специального обучения. При этом результат выражается не в определенных умениях, способностях, чертах характера, а в виде личностного новообразования, перестраивающего всю совокупность связей и отношений ребенка с окружающей действительностью.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для ребенка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации. Однако немногие дети имеют возможность посещать общеобразовательную школу вместе со своими сверстниками, а обучение учителями-надомниками не позволяет изучить программу в полном объеме. Эффективность достигается за счет индивидуализации обучения. В зависимости от успехов ученика применяется гибкая, индивидуальная методика обучения, предлагаются дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы.

Методы и приемы обучения детей с ОВЗ

Методы обучения применяемые на уроках с обучающимися с особыми возможностями здоровья

Детские годы оказывают огромное влияние на жизнь каждого человека.

Для ребенка с ограниченными возможностями школа является одним из важных факторов социализации. Однако немногие дети имеют возможность посещать общеобразовательную школу вместе со своими сверстниками, а обучение учителями-надомниками не позволяет изучить программу в полном объеме. Эффективность достигается за счет индивидуализации обучения. В зависимости от успехов ученика применяется гибкая, индивидуальная методика обучения, предлагаются дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Дети с ограниченными возможностями здоровья по специфике неоднородны.

Гибкие методы обучения детей с ОВЗ формируют познавательный интерес и творческое мышление, высокий уровень активности, умение находить оптимальные решения, предсказывать результат. Активные методы обучения являются универсальным средством личностного развития ребенка.

Методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся.

В ней выделяются следующие методы:

объяснительно-иллюстративный (информационно- рецептивный);

частично поисковый (эвристический);

Методы по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности:

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;

методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Для реализации некоторых выше перечисленных методов обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся (н-р, умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи…); не все обучающиеся с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется дополнительная помощь учителя – дефектолога, учителя – логопеда и педагога – психолога. Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности. Поэтому, в работе со своими детьми я использую наиболее приемлемые методы в работе с учащимися, имеющими ОВЗ:

самоконтроля и взаимоконтроля.

Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.

В своей же работе я использую игровые методы постоянно, т.к. мои учащиеся по интеллектуальному развитию находятся на уровне детей 3-6,7 лет.

Дидактические, компьютерные игры в основном использую для активизации познавательной деятельности. В связи с отсутствием готового электронного дидактического материала в УМК для обучающихся с УО, компьютерные игры с сайта ладушки.ру, играемся.ру, мерсибо и др. лучшее спасение для учителя олигофренопедагога. Здесь можно найти игры и упражнения тренировочного характера для развития мыслительных процессов, увлекательный дидактический материал при изучении нового, а также для закрепление пройденного материала.

Для закрепления пройденного материала часто использую игры соревновательного характера. (н-р, при изучении гласных или согласных букв, звуков набор согласных букв на магнитах висят на доске, дети должны запомнить их расположение, даётся 30 сек., далее дети закрывают глаза, в это время учитель закрывает букву, после разрешения учителя они вспоминают какая-же здесь была буква. Т.о., у детей развивается зрительная память, внимание, мышление и дети легко запоминают сами буквы. Игры такого характера нужно использовать очень аккуратно, т.к. в силу особенностей этих детей такие игры иногда накаляют обстановку и может перейти в драку. Но если же я чувствую, что обстановка уже накалена и вот-вот ученик сейчас сорвется, я даю возможность ученику поменяться ролями со мной или меняю вид деятельности.

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ: музыкотерапия, кинезиология, рефлексотерапия и точечный массаж широко используется в практике дефектологов и логопедов. Куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия и глинотерапия чаще всего используют педагоги – психологи. Фитотерапия и Ароматерапия пользуется широким спросом у специалистов медицинского профиля. Безусловно данные методы могут быть полезны в работе других профильных специалистов,

Т.о., каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

- рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);

- рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто использую рефлексию настроения и эмоционального состояния. Широко использую приём с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале, в середине и в конце занятия. В данном случае я прослеживаю, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

Приемы обучения используемые на уроках с обучающимися с особыми возможностями здоровья

Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения.

Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ можно использовать следующие активные приёмы обучения:

Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

Использование презентаций-офтальмотренажёров, отдельной презентации и фрагментов презентации по ходу урока. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.

Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у обучающихся с ОВЗ.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

Читайте также: