Синтоизм путь богов доклад

Обновлено: 02.07.2024

Эта древняя система верования японцев, в которой в качестве объектов почитания и поклонения стали многие божества и духи умерших предков. Учение буддизма значительно повлияло на развитие синтоизма, основанного на поклонении чему-то внешнему.

История развития Синтоизма

Существуют несколько взглядов относительно происхождения Синто (Пути богов). По мнению одних, он пришел в начале нашей эры из Кореи или из Китая. По другой версии история синтоизма начинается из самой Японии.

Почему на флаге Японии восходящее солнце?

Собственно, как систематизированной или традиционной религией синтоизм становится в VII-VIII веках нашей эры. И как многие знают, символом Японии является солнце, и название существует соответствующее Страна Восходящего Солнца – это в честь главной богини Солнца Аматэрасу. Согласно традиции синтоизма с нее начинается родословная императорского рода.

Суть Синтоизма

Согласно синтоизму и его сути, многие природные явления или силы природы могут обладать своей духовной основой или сущностью. А то, что обладает духовной сущностью, согласно синтоизму и есть бог или Ками (с японского).

Другими словами, это обожествление того, что может вызвать какие-либо эмоции, скажем гора или камень, небо, земля, птица и другие. И здесь мы даже находим удивительные вещи, ведь в синтоизме считается, что люди рождены именно богами, а не сотворены, как например, в христианстве.

Основные идеи Синтоизма

Одной из важнейших и основных идей Синтоизма, является достижение гармонии с божествами через очищение и устранение всего лишнего, что мешало постижению окружающего мира и быть в гармонии с ним.

Что и говорить, сказалось влияние буддизма, который уже начал оказывать влияние на японскую культуру еще до становления синтоизма. На некоторое время буддизм даже становится государственной религией. И даже божества синтоизма стали считаться покровителями буддизма. А буддийские сутры стали читать и в синтоистских храмах.

Так же следует отметить, что идеи Синтоизма служили и интересам всей страны, ведь если человек становится чистым сердцем, то он живет в гармонии с природой и Богами, а потому и страна в целом становится процветающей.

Здесь мы также видим идею того, что человек умиротворенный и относящийся с уважением и состраданием к другим, обретает покровительство у богов и у Будды, да и вся страна также обретает божественное покровительство.

Хотя с 18 века синтоизм стал отделяться от буддизма и развиваться отдельно, а буддизм оставался государственной религией до 1886 года.

Как Конфуций играл роль объединения Китая, так и синтоизм с его идеями божественности императорской семьи играл свою роль в сплочении японского государства.

Принципы Синтоизма

Одним из основных принципов синтоизма – это жизнь в гармонии с природой и у людей между собой. Выказывалось уважение к императорской семье, как к божественной родословной.

Причем считается, что и боги, и люди и духи умерших, просто сосуществуют друг с другом, поскольку все находятся в круговороте перевоплощений.

Принципы синтоизма основаны также на том, что если человек живет с чистым и искренним сердцем и видит мир таким как он есть, то он уже по этой причине добродетелен и находится на своем месте.

В синтоизме зло – это отсутствие гармонии, ненависть и эгоизм, нарушение общего порядка, существующего в природе.

Религиозные обычаи и ритуалы синтоизма

Религия синтоизм построена на ритуалах, обычаях и храмовых служениях. Считается, что все в этом мире изначально гармонично, как и сам человек. Однако злые духи пользуются слабостями человека и его низкими помыслами. Вот почему нужны божества в синтоизме – они являются опорой человеку, для поддержания чистого сердца и обеспечивая ему защиту.

Существую целые сборники книг, как правильно выполнять обряды богов, как в обычных храмах, так и в храмах императорского двора. Синтоизм служил сплочению японского народа, ведь считается, что сначала существовали именно боги, и они дали рождение, как Японии, так и династии китайских императоров.

Синтоизм государственная религия Японии

В 1868 году Синтоизм в Японии становится государственной религией, до 1947 года, когда приняли новую конституцию и почему-то император перестал считаться живым богом.

Что касается современного синтоизма, то и в настоящее время в Японии существуют десятки тысяч храмов, где проводятся ритуалы божеств или духов предков. Храмы обычно строят на природе, в красивых местах.

Центральным местом в храме является алтарь, на котором ставится какой-то предмет, в котором находится дух божества. Этим предметом может быть и камень, и часть дерева, и даже табличка с надписью.

А еще в синтоистском храме могут существовать отдельные места для приготовления священной еды, для заклинаний и танцев.

Философия Синтоизма

В своей основе традиция Синтоизм и её философия основана на обожествлении и поклонении природным силам. Жившие боги, создавшие людей Японии, воплощаются в духов природы, к примеру, в духа горы, камня, реки.

Про солнце вообще отдельный разговор. Так богиня Солнца Аматэрасу Омиками – является главным божеством японского синтоизма, да и просто всей Японии, как основатель императорского рода.

И потому согласно философии синтоизма люди должны поклоняться данным божествам, как уважение их родословной и для защиты, а также для покровительства от этих божеств и духов природы.

Так же в философию Синтоизма входит и понятие добродетели, сочувствие к окружающим, и сильное уважение к старшим. Признается изначальная безгрешность и добродетель души.

Места для поклонения там где ты есть

Как мы уже говорили, на синтоизм большое влияние оказал Буддизм, долгое время бывший государственной религией. Характерной чертой Синтоизма является то, что от верующих не требуется частое посещение храмов, достаточно приходить в праздники. Можно и дома выполнять молитвы предкам и духам.

В домах обычно устанавливаются небольшие алтари или камидан — место молитв богам или духам предков, с подношением сакэ и рисовых лепешек. Перед камиданом делают поклоны и хлопки ладонями, для привлечения божеств.

Вывод

Вполне очевидно, что японский синтоизм имел своей целью сплочение народа, развитие гармонии между людьми и природой, а также развитие духа единства. Кроме того, синтоизм практически не находит противоречий с другими основными мировыми религиями, ведь тех же предков почитают почти везде.

Так человек может быть, например, одновременно и синтоистом, и буддистом. И как показывает опыт синтоизма – главное это гармония.

Возможно когда-нибудь, все религии даже придут к одной религии или лучше сказать к одной вере, вере в гармонию, любовь, и подобные однозначно ценные и необходимые каждому разумному и успешному человеку вещи.

Что ж, поэтому мы всем желаем гармонии и благополучия, и не забывайте посещать наш портал, где можно будет узнать много интересного про духовный мир. А в одной из следующих статьей мы так и попробуем подвести общий знаменатель под все основные мировые религии и верования общества и попытаемся понять почему религии вообще существуют, ну и конечно, не забудьте прочесть о сути и философии буддизма, так сильно повлиявшего на историю, философию и суть синтоизма.

Считается, что всё сущее на Земле в той или иной степени одушевлено, обожествлено, даже те вещи, которые мы привыкли считать неодушевлёнными — например, камень или дерево. У каждой вещи есть свой дух, божество — ками. Ками понимается синтоистами как сверхъестественная, святая сила, живущая в мире Духа или связанная с ним. Некоторые ками являются духами местности, другие олицетворяют природные явления, являются покровителями семей и родов. Другие ками представляют глобальные природные явления, такие, как Аматэрасу Омиками, богиня Солнца. Синто включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов. Высшее божество - это богиня Солнца - Аматэрасу. Японский император (тэнно) согласно мифологии является ее потомком.

Главным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто, мир — единая естественная среда, где ками, люди, души умерших живут рядом. Жизнь — естественный и вечный круговорот рождения и смерти, через которые всё в мире постоянно обновляется. Поэтому людям нет необходимости искать спасения в другом мире, им следует достигать гармонии с ками в этой жизни, путём духовного слияния с божеством с помощью молитв и обрядов. Синтоизм не обещает спасения в каком-то ином мире, а идеалом считает гармоничное сосуществование человека с окружающим миром.

ВЕРОВАНИЯ СИНТОИЗМА
1. Я верю в "Путь богов", ками-но-мити, который признает сакральность природы и ведет к откровению сверхъестественного.
2. Я верю в то, что нет единственного Верховного Существа, но есть сонмы богов, высших существ среди всех прочих чудес вселенной, которая жива и повсюду наполнена разумной жизнью.
3. Я верю в авторитетность великих книг "Записи о делах древности", "Анналы Японии" и "Собрание десяти тысяч листьев".
4. Я верю в святость духовной и телесной чистоты и в то, что нечистота есть нарушение религиозных предписаний.
5. Я верю в то, что Государство есть божественный институт и его законы не должны нарушаться и ради него индивидуумы должны жертвовать своими интересами.
6. Я верю в моральную и духовную стойкость как краеугольный камень религиозной этики и в то, что лояльность обладает высшей ценностью.
7. Я верю в то, что сверхъестественное открывает себя через все естественное и прекрасное, и ценю последнее выше философских и богословских доктрин.
8. Я верю в то, что все сущее есть Божественный Дух, в то, что мир есть единое братство, что все люди способны к глубокой близости к Божественному и что в мире не существует никакого зла.
9. Я верю в практическую ценность церемоний и ритуала и поклонения божествам, которые одушевляют природу, в том числе Богине Солнца, Богу Ночи, Луны и Звезд и Богу Бури.

Понять и принять "Путь ками" европейцу почти невозможно. Синтоизм отличается от привычных религий, как дерево от камня. Нет некоего "главного бога". В отличие от буддизма, христианства и ислама, у синтоизма нет основоположника, такого, как просветленный Гаутама, мессия Иисус или пророк Мухаммед; нет в нем и священных текстов, таких, как сутры в буддизме, Библия или Коран. Нет четких правил, которым нужно следовать. Есть лишь нечто под названием ками. Нет живого и неживого, все сущее — одушевлено, поэтому потенциально все и всех можно признать ками и почитать как ками. И с этими ками нужно не просто жить рядом, а каким-то образом постоянно взаимодействовать.

синтоизм практически не находит противоречий с другими основными мировыми религиями, ведь тех же предков почитают почти везде. Так человек может быть, например, одновременно и синтоистом, и буддистом. И как показывает опыт синтоизма – главное это гармония. Возможно когда-нибудь, все религии даже придут к одной религии или лучше сказать к одной вере, вере в гармонию, любовь, и подобные однозначно ценные и необходимые каждому разумному и успешному человеку вещи.

Менее значимы с точки зрения изучения мифологии, но дающие дополнительные сведения о традиции синтоизма – следующие произведения.

Показательно, что воплощением удзигами – начальника рода – считаются маленькие дети, которым именно по этой причине в Японии оказывается особое внимание и уважение.

Одной из важнейших и основных идей Синтоизма, является достижение гармонии с божествами через очищение и устранение всего лишнего, что мешало постижению окружающего мира и быть в гармонии с ним.

Одним из основных принципов синтоизма – это жизнь в гармонии с природой и у людей между собой.

В синтоизме зло – это отсутствие гармонии, ненависть и эгоизм, нарушение общего порядка, существующего в природе. Так же в философию Синтоизма входит и понятие добродетели, сочувствие к окружающим, и сильное уважение к старшим. Признается изначальная безгрешность и добродетель души.

богиня Солнца Аматэрасу Омиками – является главным божеством японского синтоизма, да и просто всей Японии, как основатель императорского рода.

Места для поклонения - там где ты есть.

Хоть синтоизм и называется религией, он отличен от нашего понимания религии.

1. Синтоизм — это образ жизни, поведение и мысли, которым следуют японцы и которые являются частью их менталитета.

2. Синтоизм — это очищение от всего плохого, забота о здоровье и соблюдение гармонии, уважение семейных ценностей.

3. У синтоизма нет основателя. К тому же эта религия не пропагандируется в других странах, а передаётся из поколения в поколение в Японии.

4. В синтоизме есть святилища (дзиндзя). Это храм для синтоистов.

Такие ворота называются тории. Они расположены при входе в дзиндзя (святилища синтоистов).

5. В синтоизме есть многочисленные обряды и фестивали (мацури).

6. В синтоизме нет другого мира, кроме нашего. Ками существуют в одном мире с людьми.

7. В синтоизме нет богов. Есть только ками. Ками — это и духи, и места, и природа — горы и реки, и природные явления.

8. Ками — это не какое-то всемогущее существо. Они могут быть плохими и хорошими.

Вообще, гармония с мирозданием — это базовый принцип не только синто, но и японского общества в целом. В широком понимании, синтоизм есть нечто большее, чем просто религия. Это сплав воззрений, идей и духовных методов, которые за два с лишним тысячелетия стали неотъемлемой частью пути японского народа. Синтоизм — это и личная вера в ками, и соответствующий общественный уклад жизни. В современном синтоизме нет твердых и неизменных моральных канонов. И добро, и зло относительны. Смысл и ценность того или иного поступка зависят от обстоятельств, мотивации, целей, времени, места и так далее. В любом случае сердце человека должно быть искренним, а его поведение — уважительным и безупречным.

Будь в мире сам с собой и со всем миром, будь добродетелен, служи ками, и ты достигнешь — нет, не просветления! — своего места в жизни. Изначально душа человека чиста и безгрешна, но его плоть и чувства подвержены соблазнам. Всякое зло, включая соблазны, катастрофы, загрязнение окружающей среды и даже природные аномалии — это всего лишь болезнь, принесенная злыми духами магацухи. Человек творит зло, когда чувствует себя потерянным, обделенным и лишен возможности жить нормально. Если человек действует с искренним, открытым сердцем, воспринимает мир таким, каков он есть, если его поведение уважительно и безупречно, то он, вероятнее всего, совершает добро, по крайней мере, по отношению к себе и своей социальной группе.

Очень удобная религия, надо заметить.

Основные понятия и принципы в синтоизме.

Чистота. Физическая чистота, духовная чистота и избегание разрушений;

Гармония должна присутствовать во всех вещах. Она должна поддерживаться для предотвращения дисбаланса;

Продовольствие и плодородие;

Семейная и родовая солидарность;

Подчинение личности группе;

Все в мире имеет потенциал как для хорошего, так и для плохого;

Душа (Тама) мертвых может влиять на жизнь, прежде чем она присоединяется к коллективному Ками своих предков.

Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто, мир — единая естественная среда, где ками, люди и души умерших живут рядом. Ками бессмертны и включены в круговорот рождения и смерти, благодаря которому всё в мире постоянно обновляется. Однако круговорот в нынешнем виде не бесконечен, а существует лишь до разрушения земли, после чего приобретёт другие формы. В синто не существует понятия спасения; вместо этого каждый сам определяет своё естественное место в мире своими чувствами, побуждениями и поступками.

Душа человека изначально блага и безгрешна, мир изначально хорош (то есть правилен, хотя вовсе не обязательно благостен), но зло приносится извне злыми духами, пользующимися слабостями человека, соблазнами и недостойными помыслами. Таким образом, зло в представлении синто — это своеобразная болезнь мира или человека. Творение зла (то есть нанесение вреда) для человека неестественно, он творит зло, когда подвергся обману или самообману, когда он не может или не умеет чувствовать себя счастливым, живя среди людей, когда жизнь его плоха и неправильна.

Синтоизм и японское государство

После восстановления императорской власти в 1868 году император был немедленно официально провозглашён живым богом на Земле, а синто получило статус обязательной государственной религии. Верховным жрецом был также император. Когда в 1882 году в Японии была установлена свобода вероисповедания, синто, тем не менее, сохранило статус официальной государственной религии. Её преподавание было обязательным во всех учебных заведениях. Были введены праздники в честь императорской фамилии: день вступления императора на престол, день рождения императора Дзимму, день памяти императора Дзимму, день памяти отца правящего императора и другие. В такие дни в учебных заведениях исполнялся ритуал поклонения императору и императрице, проходивший перед портретами правителей, с пением государственного гимна.

Государственный статус синто утратило в 1947 году, после принятия новой конституции страны, разработанной под контролем оккупационных американских властей. Император перестал считаться живым богом и верховным жрецом, оставшись лишь в качестве символа единства японского народа. Государственные храмы утратили поддержку и особое положение. Синтоизм стал одной из религий, распространённых в Японии.

В первые же годы реставрации Мэйдзи был выпущен указ об отделении буддизма от синтоизма (англ.)русск., создан Департамент синтоизма, а также вышла официальная декларация, объявляющая синтоизм государственной религией Японии (ранее это был буддизм). В апреле 1869 г. император Мэйдзи лично провёл богослужение в церемониальном зале дворца, в ходе которого перед пантеоном ками принёс присягу, придав тем самым официальный статус союзу синтоизма и японского государства.

Положения об отделении религии от государства были закреплены в Конституции Японии, принятой в 1947 г.

Исторически храмы синто были общественными организациями, не имеющими центрального подчинения и управляемыми самими верующими. После реставрации Мэйдзи они были национализированы и поступили в ведение государства. После завершения Второй мировой войны храмы вновь обрели самостоятельность и стали частными организациями.

В отличие от большинства мировых религий, в которых стараются по возможности сохранять старые ритуальные сооружения в неизменном виде и строить новые в соответствии со старыми канонами, в синтоизме, в соответствии с принципом всеобщего обновления, которое и есть жизнь, существует традиция постоянного обновления храмов. Святилища богов синто регулярно обновляются и перестраиваются, в их архитектуру вносятся изменения. Так, храмы Исэ, ранее бывшие императорскими, реконструируются каждые 20 лет. Поэтому сейчас сложно сказать, какими именно были синтоистские святилища древности, известно лишь, что традиция их сооружения появилась не позже VI века.

Великий Храм Исэ считается уникальным и заслуживает отдельного рассказа. Его главное божество, Богиня Солнца, первоначально была ками — хранителем рода Ямато, из которого происходит императорская семья, управляющая Японией на протяжении всей ее истории. Когда в руках клана Ямато оказались бразды правления всей страной, храм, в некотором смысле, стал главным национальным храмом. Великий Храм Исэ, по всеобщему признанию, превосходит все остальные святилища. Службы в нем выражают не только веру в ками, но и означают проявление глубочайшего уважения к Императору, ко всему лучшему, что есть в культуре, истории страны, выражая национальное самосознание японцев.

Специфической чертой синтоистского храма, визуально отличающей его от буддийской молельни, являются П-образные арки – тории. Они отделяют сакральное храмовое пространство от профанной территории остального мира.

Под домашним синтоизмом понимают совершение религиозных обрядов у домашнего синтоистского алтаря.

Синтоизм императорского двора. Это название получили религиозные церемонии, которые проводятся в трех храмах, расположенных на территории императорского дворца и открыты только для членов императорской семьи и служащих при дворе людей. В древние времена ответственность за проведение синтоистских церемоний при дворе возлагалась на семьи Накатоми и Имбэ, причем эта почетная миссия передавалась по наследству. Сегодня данная традиция уже не существует, однако церемонии, которые проводятся в дворцовых храмах, почти полностью соответствуют императорскому закону о церемониях, принятому в 1908 году. Иногда торжественные обряды осуществляют знатоки ритуала — служащие императорского двора, но в большинстве важнейших церемоний, согласно древней традиции, священнодействие возглавляет сам Император.

Полную историю синтоизма не знают даже сами японцы. Причина сего в пространных учебниках истории том, что истоки этой религии лежат в далёкой седой древности. Зародилась она ещё в каменном веке в виде поклонения духам и исполнения различных ритуалов. В то время как во всём остальном мире реликтовые религиозные культы уже давно были заменены более богоугодными, в Японии в силу её изоляции древние верования развились в то, что мы видим сейчас.

Главная особенность синтоизма — наличие огромного количества богов. Точное число их не поддаётся исчислению, потому как рядовой синтоист считает, что персональный бог есть у каждой травинки, песчинки, тычинки и кустика. Формально считается, что их 8 миллионов, но по понятиям синтоизма — скорее бесконечность. Именно это и делает его самой политеистической религией мира наряду с индуизмом.

Другая примечательная деталь — исключительный национализм, ибо синтоизм постулирует превосходство и исключительность японской нации, в силу чего японец, придерживающийся синтоизма, смотрит на представителей других национальностей как на низших. Согласно синтоизму, японцы — избранная нация, причём этого мнения не смогли изменить ни атомный экстерминантус, ни длящаяся по сей день американская оккупация. Япония считается одной из самых националистических стран мира, в том числе и законодательно.

В отличие от большинства мировых религий, в которых стараются по возможности сохранять старые ритуальные сооружения в неизменном виде и строить новые в соответствии со старыми канонами, в синтоизме, в соответствии с принципом всеобщего обновления, которое и есть жизнь, существует традиция постоянного обновления храмов. Святилища богов синто регулярно обновляются и перестраиваются, в их архитектуру вносятся изменения. Так, храмы Исэ, ранее бывшие императорскими, реконструируются каждые 20 лет. Поэтому сейчас сложно сказать, какими именно были синтоистские святилища древности, известно лишь, что традиция сооружения таких святилищ появилась не позже VI века.

Синто является глубоко национальной японской религией и в каком-то смысле олицетворяет японскую нацию, её обычаи, характер и культуру. Вековое культивирование синто в качестве основной идеологической системы и источника ритуалов привело к тому, что в настоящее время значительная часть японцев воспринимает ритуалы, праздники, традиции, жизненные установки, правила синто в качестве не элементов религиозного культа, а культурных традиций своего народа. Такое положение порождает парадоксальную ситуацию: с одной стороны, буквально вся жизнь Японии, все её традиции пронизаны синтоизмом, с другой — лишь немногие из японцев считают себя приверженцами синто.

В широком понимании, синтоизм есть нечто большее, чем просто религия. Это сплав воззрений, идей и духовных методов, которые за два с лишним тысячелетия стали неотъемлемой частью пути японского народа. Таким образом, синтоизм — и личная вера в ками, и соответствующий общественный уклад жизни. Синтоизм сформировался в течение многих столетий под влиянием различных слившихся воедино этнических и культурных традиций, как коренных, так и чужеземных, и благодаря ему страна достигла единства под управлением императорской семьи.

В Японии на сегодняшний день имеется около 80 тысяч синтоистских храмов и два университета синто, где готовят синтоистских священнослужителей: Кокугакуин[en] в Токио и Когаккан[en] в Исэ.

Превращение верований отдельных племен и родов в единую религию "синто". Ее взаимосвязь с историей образования раннего государства на территории Японии. Синто: мифология и ритуалы, храмы и духовенство. Современное отношение синтоизма к другим религиям.

Рубрика Религия и мифология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.04.2012
Размер файла 24,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Украины

Донбасский государственный технический университет

Алчевск - 2012

1 История синто

2 Мифология и ритуалы

3 Храмы и духовенство

4 Современное отношение к другим религиям

ВВЕДЕНИЕ

В синто сохранились и продолжают жить древнейшие формы верований, такие, как магия, тотемизм, фетишизм. В отличие от многих других религий синто не может назвать своего конкретного основателя - человека или божество. В этой религии отсутствуют четкие различия между людьми и ками. Люди, согласно синто, произошли непосредственно от ками, живут в одном мире с ками и могут переходить в разряд ками после смерти. поэтому синто не обещает спасения в каком-то ином мире, а идеалом считает гармоничное существование человека с окружающим миром, в духовной среде.

Еще одной особенностью синто является множество ритуалов, сохранившихся практически без изменений на протяжении веков. В тоже время догматика синто занимает по сравнению с ритуалом весьма незначительное место. В начале в синто не было никаких догм. Со временем под влиянием заимствованных с континента религиозных учений отдельные священнослужители пытались создать догматы. Однако в результате возник лишь синтез буддийских, даосских и конфуцианских идей. Они существовали независимо от религии синто, основным содержанием которой до настоящего времени остаются обряды.

От приверженца этой религии не требуется ежедневных молитв и частых посещений храма. Вполне достаточно участия в храмовых праздниках и исполнения традиционных обрядов связанных с важными событиями жизни. Поэтому сами японцы нередко воспринимают синто как совокупность национальных обычаев и традиций. В принципе ничто не мешает синтоисту исповедать другую религию или даже считать себя атеистом. И все-таки исполнение обрядов синто неотделимо от повседневной жизни японца с момента его рождения до самой смерти, просто в большинстве своем обряды не рассматриваются как проявление религиозности.

1 ИСТОРИЯ СИНТО

В 1081 г. был утвержден список главных синтоистских святилищ, получавших поддержку непосредственно от императорского дома. Храмы подразделялись на три группы.

К первой относились семь главных святилищ, которые были тесно связаны с императорским домом. Во вторую группу входили также семь святилищ, имеющих историческое и мифологическое значение. Последнюю составляли восемь храмов, которые были связаны с буддизмом, божествами основных кланов, местными культами и ритуалами вызывания дождя.

Практически все синтоистские храмы отправляли смешанный синто-буддийский культ. В IX-XI вв. буддизм становится официальной религией Японии. К этому времени император уже утратил реальную власть, которую захватили представители аристократического рода Фудзивара и буддийское духовенство. Затем в XII в. на смену аристократическому правлению пришла система военно-феодальной диктатуры во главе с сегуном - правителем, в руках которого фактически была сосредоточена вся власть в стране. За политически бесправным императором сохранилось положение верховного священнослужителя, отправляющего синтоистские обряды.

Влияние буддизма ощущалось во всем. В синтоистских святилищах появились изображение божеств, ритуальные предметы и детали архитектуры, заимствованные из буддизма пополнился пантеон божеств, возникли новые праздники. Немалую роль сыграл буддизм в формировании идеологии синто. Синтоистское духовенство нуждалось в усиление своих позиций в условиях полного господства буддизма. Это побуждало к созданию собственных доктрин. Однако и здесь не обошлось без элементов буддизма и китайской философии, ставших неотъемлемой частью японской культуры. Попытки построения догматов национальной религии предпринимались людьми, в сознание которых буддизм пустил глубокие корни.

Контакт с буддизмом способствовал переходу синто от анимизма к Пантеизму. Сердце человека было объявлено единым с ками. Это единство устанавливалось в ходе обрядов очищения.

В 1882 г. правительство страны провозгласило свободу вероисповедания. При этом государственное синто сохранило за собой статус официального ритуала и идеологии. Учение о национальной исключительности отныне стало обязательным для преподавания во всех учебных заведениях Японии. Повсеместно был введен ритуал поклонения императору.

После поражения Японии во Второй мировой войне государственное синто было упразднено. Император перестал быть для Японцев живым богом и первосвященником. Однако, согласно новой конституции 1947 г., он оставался символом государства и единства народа. Участие императора в синтоистских обрядах стало считаться делом его личных убеждений. После отделения религии от государства храмы государственного синто утратили привилегированное положение. Сохранились только формы синто, не связанные с государственным культом, а именно храмовое синто и синтоистские секты. Последние заимствовали обрядность из храмового синто, но при этом имели свои собственные догмы и пантеоны божеств. Итак, синто стало одной из религий Японии наряду с буддизмом и христианством. Такое положение существует и по сей день.

2 МИФОЛОГИЯ И РИТУАЛЫ

Человек рассматривается в синто как часть природы, которая является для него материнским лоном, дарящим разнообразные блага. Жизнью и всем с нею связанным необходимо дорожить. Хотя смерть и воспринимается как неизбежное звено в цепи жизни, созидающие силы в японской мифологии всегда берут верх над разрушающими. Многие ученые сходятся во мнение, что именно такое жизнеутверждающее мировосприятие, присущее древним японцам, оказало влияние на характер буддизма в этой стране. Большинство японских буддийских школ в отличие от индийских и китайских ориентируют человека на поиски спасения именно в его земной жизни.

Культовые службы могут быть разделены в соответствии с их целями. К ним могут относиться просьба, благодарение, поминовение, заклинание и прорицание. Часто одна церемония может преследовать сразу несколько названных целей.

Мацури - наиболее яркие и пышные из синтоистских церемоний. Они, как правило, продолжаются несколько дней и проводятся в каждом храме один-два раза в год. Смысл их проведения - периодическое обновление связи между жителями данной местности и божествами. Каждый храм имеет свои собственные дни мацури.

Практически каждый день в разных районах Японии проводится несколько таких фестивалей-праздников. Обычно мацури связаны с началом сельскохозяйственных работ и сбором урожая или с какой-либо памятной датой, касающейся божества данного храма.

Во многих храмах перед алтарем или на отдельной сцене исполняются священные танцы - кагура. Танцы, как и жертвоприношения, должны увеселять и умиротворять божества. Часто кагура перерастают в театрализованные представления. В конце церемонии на центральный поднос кладется ветка японского растения сакаки и все присутствующие кланяются и хлопают в ладоши.

Во время мацури устраиваются различные состязания. В программу мацури в разных храмах могут входить и факельные шествия, и военные парады средневековых самураев, и фейерверки, и символическая коллективная посадка риса. Участниками синтоистских фестивалей могут быть люди всех возрастов. Японцы идут на значительные расходы, чтобы приобрести необходимый обрядовый инвентарь и сделать церемонию пышной и красочной. Как правило, ими руководят при этом не столько религиозные чувства, сколько приверженность бережно сохраняемым национальным традициям.

3 ХРАМЫ И ДУХОВЕНСТВО

В настоящее время в Японии насчитывается около 80 тыс. синтоистских храмов. Большинство из них посвящено культу какого-либо одного ками. Вместе с тем существуют храмы, в которых почитаются несколько ками одновременно, например, несколько духов соседних гор, или духи всех погибших во время войн солдат, или духи всех членов какого-либо прославленного рода. Особенно посещаемы храмы, божества которых покровительствуют тому или иному виду человеческой деятельности или помогают в определенные моменты жизни. Есть ками, способствующие успеху служебной карьеры, помогающие сдавать экзамены, охраняющие от ограблений, катастроф, пожаров. В сельской местности в синтоистских святилищах богов просят о богатых урожаях и обильных дождях.

Обычно храм расположен в живописной местности, где бережно сохраняется природный ландшафт: в парках, у истоков рек, подножия гор. Встречаются храмы, которые вообще не имеют каких-либо специальных построек. К их числу относятся храмы Оомива в префектуре Нара и Канасана в префектуре Сайтама. Они представляют собой огороженные участки, считающиеся священными местами. Это, как правило, прямоугольная площадка, покрытая галькой, обложенная камнями и окруженная соломенным жгутом, соединяющим четыре угловых столба. В середине такого священного места находится или камень - ивасака, или столб, или дерево - химороги. На это место во время церемонии призывается божество. Подобные святилища существовали и в глубокой древности.

Обычный синтоистский храмовый комплекс состоит из двух и более зданий. Основное строение, предназначенное для ками, носит название хондэн, а зал для молящихся именуется хайдэн. В основном помещении находится синтай - тело ками. Считается, что именно в синтай вселяется душа ками. Телом ками могут оказаться камень, ветка дерева, зеркало, меч или деревянная табличка, на которой написано имя данного ками. Японцы полагают, что душа ками неисчерпаема, поэтому она может обитать в целом ряде святилищ. Например, множество храмов по всей стране посвящено богу риса Инари, богу войны Хатиману, душам погибших воинов. Синтай хранится во внутреннем помещении хондэн и скрыт от глаз верующих.

Даже когда во время церемоний открываются двери алтаря, место, где находится синтай, остается задернутым занавеской. В случае когда объектом поклонения является дух горы или священной рощи, хондэн может вообще отсутствовать. О святости данной территории напоминает симэнава - толстый жгут, сплетенный из рисовой соломы, со свисающими кистями и полосками бумаги. Вообще таким жгутом отмечают все места, где постоянно присутствуют или могут появляться ками. Кроме того, священная территория может быть обнесена оградой из деревянных планок, которая называется мидзугаки или арагаки. Перед входом на территорию хондэн всегда стоит деревянное сооружение, похожее на ворота, - тории. Оно напоминает о том, как богиня Аматэрасу укрылась в небесном троте и наступила тьма. Чтобы заставить богиню выйти из своего убежища, другие боги поставили перед входом в грот насест и посадили на него петухов. Этот насест и явился прообразом современных тории. Обычно тории к входу в главное храмовое здание ведет гравиевая дорожка, вдоль которой стоят каменные фона. Между тории и хондэн установлены специальные бассейны с водой ритуального омовения рта и рук инструкция основного строения храмового комплекса может иметь несколько вариантов. Наиболее проархитектурные стили - сумиеси и отори. Здание, выполненное в одном из них, построено из грубого дерева с неободранной корой и имеет четырехугольную форму. Его двускатная крыша - киридзума - поддерживается большими круглыми угловыми столбами и покрыта корой японского кипариса. В длинной стене строения также имеется от трех до пяти столбов, подобных угловым. На двух концах гребня крыши установлены крестообразные сооружения - тиги. Кроме того, поверх гребня крыши по всей его длине закреплено несколько поперечных коротких бревен - кацуоги. В здание ведут ступеньки, поскольку его пол приподнят над землей. Часто к входу пристраивается веранда.

В храмах, построенных в архитектурном стиле нагарэ, скат крыши со стороны веранды удлинен и образует навес. У храмов, посвященных богу войны Хатиману помещение для верующих примыкает к главному храмовому зданию. В этом случае карнизы крыш обеих построек соединяются.

Первые постоянные синтоистские святилища появились еще в VI в.н.э., но как они выглядели, неизвестно, потому что в Японии существует традиция перестраивать и обновлять храмы. Она связана с представлением о постоянном обновлении и возрождении жизни. До сих пор храмы Исэ реконструируются каждые двадцать лет. Раньше это было обычным явлением для всех храмов.

Помимо двух основных зданий храмового комплекса в него могут входить и другие вспомогательные строения: зал для подношений, место для приготовления священной пищи - синсэндзе, офис - сямусе, место для заклинаний - хараидзе, сцена для танцев - кагурадэн. архитектура вспомогательных строений существенно не отличается от архитектуры главного.

Внутри большинства храмов нет изображений богов. В традиции синто это не принято. Часто большие храмы украшаются изображениями животных, которые так или иначе ассоциируются с почитаемым божеством.

Священники синтоистских храмов называются каннуси - хозяин ками. В разные периоды истории существовало множество специальных названий рангов и титулов духовенства. в настоящее время административные главы храмов носят название гудзи, священники второго и третьего рангов именуются соответственно нэги и гонэги. в больших храмах может быть несколько каннуси, в то время как ряд маленьких храмов может обслуживать один. Священнослужители небольших местных храмов могут выполнять свои обязанности по совместительству с какой-либо другой работой. В крупных храмах помимо священников имеются также музыканты, танцовщики. Наиболее важные обряды в императорском храме Исэ до сих пор возглавляет сам император. Подготовкой священнослужителей синто занимаются два синтоистских университета: Кокугакуин в Токио и Кагаккан в Исэ.

Одеяние каннуси состоит из белого кимоно, белой или цветной плиссированной юбки и черной шапочки. Вне храма они носят обычную одежду.

Чтобы помолиться богам синто, японцу вовсе не обязательно идти в храм. В домах некоторых японцев до сих пор имеются домашние алтари - камидана. Такой алтарь представляет собой палочки, которые обычно висят над дверью комнаты для гостей. На палочки кладут талисманы, которые покупают в храмах, или таблички с именами божеств. Часто сооружают временные домашние алтари для приема духов предков или тосигами - божеств, приходящих в Новый год. Камидана украшается ветками сосны или священного дерева сакаки. Считается, что они привлекают божеств. На алтарь помещают подношения - рисовые лепешки и сакэ. Во время молитвы верующий становится перед алтарем и хлопает несколько раз в ладоши, чтобы привлечь внимание духа, затем про себя общается с ним. Вслух произносить молитвы может только священник.

религия синто япония

4 СОВРЕМЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ РЕЛИГИЯМ

В отличие от конфуцианства и буддизма, синтоизм - это сугубо национальная религия, характерная только для японцев. В ее пантеоне насчитывается более 8 миллионов богов (ками), к которым относятся также духи умерших, духи рек, гор, озер и покровители ремесел. По этому учению люди после смерти могут становиться ками, от которых они произошли. Эта религия не требует от своих последователей молитв или чтения священных текстов. Достаточно лишь участвовать в храмовых празднествах и церемониях. Ритуалы играют здесь не меньшую роль, чем в конфуцианстве. Каждая деталь, мелочь быта, будь то приветствие или чаепитие, облекается в длинную церемонию. Цель человека - гармонично существовать с природой, отсюда обычай - в японских жилищах почти отсутствует мебель, и каждый дом, по возможности, украшается пусть иногда маленьким, но садиком, или лужайкой, или живописными крошечными озерцами с миниатюрными хаосами (нагромождением камней), то есть элементами дикой природы.

Такое взаимодействие с другими религиями может показаться странным, но с тех пор, как одним из фундаментальных принципов храмового синтоизма стал дух гармонии и сотрудничества, дружелюбие и терпимость по отношению к другим религиям превратились в норму. Прихожане с этим согласны. Пока синтоизм находился под контролем государства и был доминирующей религией, поводов для конфликтов с другими конфессиями просто не возникало. Верующих такая ситуация вполне устраивала. Однако пребывавшие под контролем государства храмы не имели возможности взаимодействовать с остальным религиозным миром. Сегодня присущее храмовому синтоизму стремление к взаимодействию вышло на поверхность, поэтому Ассоциация синтоистских храмов участвует в межрелигиозном диалоге на всех уровнях.

Храмы не только не возражают против того, чтобы их прихожане были еще и буддистами, христианами или последователями других ветвей синтоизма, но и считают это вполне естественным. Храмовый синтоизм рассматривает свои храмы как нечто совершенно отличное от церквей других конфессий и не видит причин для конфликта с ними.

Благодаря соблюдению синтоистских обрядов происходят познание собственной истории, приобщение к национальным ценностям, освоение традиционного народного творчества. Поэтому для Японии синто - не просто религия, а само ядро национальной культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арутюнов С.А, Комаровский Г.Е. Религия в жизни японцев // Азия и Африка сегодня. - 1966. - №8.

2. Иофан Н.А. Культура древней Японии. - М., 1972. - 261 с.

3. Корнев В.И. Синтоизм и конфуцианство. М., - 1994. - 169 с.

4. Маркарьян С.Б. Молодянова Э.В. Праздники в Японии М. - 1990. - 248 с.

5. Мещеряков А.Н. Синтоизм и конфуцианство. М., - 1987. - 192 с.

6. Накорчевский А.А, Синто. М., - 2000. - 455 с.

7. Сондерс Э.Д. Японская мифология. - мифы древнего мира., М. 1997.

8. Энциклопедия для детей. Т.6, ч.2. Религии мира. - Э. 68 М.: Аванта+, 1996. - 520 с.

Основа синто — в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. У каждой вещи есть свой дух, божество — ками.
Некоторые ками являются духами местности или определённых природных объектов, другие олицетворяют глобальные природные явления.

Содержимое работы - 1 файл

Синтоизм.pptx

Синто – путь богов

Основа синто — в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. У каждой вещи есть свой дух, божество — ками.

Некоторые ками являются духами местности или определённых природных объектов, другие олицетворяют глобальные природные явления.

Почитаются ками — покровители семей и родов, а также духи умерших предков, которые считаются покровителями и защитниками своих потомков.

Синто включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов.

Очень показательной для понимания мировоззрения синто является история Идзанаги и Идзанами— последней из появившихся божественных пар. Они создали остров Онногоро — Срединный Столп Всей Земли, и заключили между собой брак, став мужем и женой. От этого брака появились японские острова и множество ками, заселивших эту землю.

После многих злоключений в царстве смерти Идзанаки бежал оттуда и расторг брак с Идзанами, ставшей богиней загробного мира. На земле Идзанаки совершил очищение, во время которого явилось на свет множество богов.

От капель воды, которой Идзанаки омыл левый глаз, появилась богиня солнца Аматэрасу, от воды, омывшей его правый глаз, — бог ночи и луны Цукуёми, и, наконец, от воды, омывшей нос Идзанаки, — бог ветра и водных просторов Сусаноо.

Идзанаки распределил между ними свои владения: Аматэрасу получила равнину высокого неба, Цукуёми — царство ночи, а Сусаноо — равнину моря.

Получив под свою власть части Мира, боги начали враждовать. Первым был конфликт Сусаноо и Аматэрасу — брат, посетив сестру в её владениях, повёл себя буйно и несдержанно, и в конце концов Аматэрасу заперлась в небесном гроте, принеся в мир тьму. Боги (по другой версии мифа — люди) выманили Аматэрасу из грота с помощью пения птиц, танцев и громкого смеха.

Аматэрасу Омиками ("Великая, священная богиня, сияющая на небе"), в японской мифологии богиня солнца и прародительница японских императоров, глава пантеона синтоистских богов.

Изгнанный из такама-но хара, Сусаноо совершает нисхождение к верховьям реки Хи в Идзумо, спасает людей от чудовища - восьмиголового и восьмихвостого змея, женится на спасенной им от змея Кусинада-химэ, строит брачные покои.

В качестве знаков императорской власти богиня Аматэрасу вручила своему внуку Ниниги три драгоценности: резную яшму, зеркало и знаменитый меч, который Сусаноо добыл, победив восьмиглавого змея.

Ее напутствие звучало следующим образом:

«Освещай мир так же ярко, как это зеркало. Правь миром чудодейственным взмахом этих яшмовых подвесок.

Эти три предмета составляют священные регалии императорской власти. Зеркало символизирует правдивость, яшмовые подвески – милосердие, а меч – мудрость.

Горы – самая характерная особенность японского ландшафта. На протяжении всей истории страны они считались священными. Согласно легенде, бог гор О-ямацуми родился, когда творец Идзанаки обезглавил бога огня Кагуцути.

Когда из бухты Таго на простор

Я выйду и взгляну перед собой, --

Предстанет в вышине

Вершина Фудзи в ослепительном снегу.

У каждой горы – свой характер и свои собственные боги. Например, гора Мива служила пристанищем О-кунинуси, зятю Сусаноо. Но главная священная гора – Фудзияма, дом богини Сенген-Самы.

ТОРИИ - непременный атрибут любого синтоистского святилища - П-образные ворота с двумя перекладинами сверху.

Тории столь же характерны для Японии, как, скажем, купола православных колоколен для России. И столь же исключительны.

Тории напоминают о том, как богиня Аматэрасу укрылась в небесном гроте, и наступила тьма. Чтобы заставить богиню выйти из своего убежища, другие боги поставили перед входом в грот насест и посадили на него петухов. Этот насест и явился прообразом современных тории.

Синтаем могут быть разные предметы: деревянная табличка с именем божества, камень, ветвь дерева. Синтай не демонстрируется верующим, он всегда скрыт.

Кроме хондэн, в храме обычно находится хайдэн — зал для молящихся. Помимо главных строений, в состав храмового комплекса может входить синсэндзё — помещение для приготовления священной пищи, хараидзё — место для заклинаний, кагурадэн — сцена для танцев, а также другие вспомогательные постройки.

В каждом доме есть свой алтарь для поклонения духам предков или тому или иному семейному ками (камидана), на который помещают ритуальные подношения – рис, фрукты или курения. Камидана украшается ветками сосны или священного дерева сакаки. Считается, что они привлекают божеств.

Самый значительный памятник древнего периода - архитектурный комплекс синтоистского святилища в Исэ, возникновение которого относится к первым векам новой эры.

Он расположен в горной лесистой местности и состоит из двух святилищ: внутреннего - Найку, посвященного богине Аматэрасу, и внешнего - Гэку, посвященного божеству злаков Тоёукэ. Их архитектурные формы восходят к древним амбарам, где хранился урожай.

ИДЗУМО ТАЙСЯ — древнейшее и крупнейшее синтоистское святилище, посвященное богу Сусаноо.

Главное его здание вознеслось в высоту на 24 метра. У входа под кровлей укреплена огромная, плетенная из рисовой соломы веревка — симэнава, свидетельствующая о святости места.

Это величественное сооружение — образец древней японской архитектуры — служило моделью для многих культовых сооружений.

О его значении повествует такая легенда: раз в год боги из всех храмов Японии собирались здесь в десятом месяце по лунному календарю, чтобы обсудить важнейшие дела. Поэтому этот месяц назывался "месяц без богов".

Со святилищем Идзумо связано и рождение всемирно известного классического театра Кабуки. Одна из его жриц — ИДЗУМО-НО Окуни — слыла искуснейшей исполнительницей священных танцев-молений — нэмбуцу-одори. В память об этом ежегодно в святилище Идзумо устраиваются подобные представления.

Ритуалы составляют основу синто. Смысл синтоистских ритуалов заключается в восстановлении и укреплении связи между человеком и душой божества.

Каждому важному событию сопутствует определённый обряд, где священнодействует жрец.

Очищение (сайкай) – неотъемлемая часть синтоистского ритуала. Этот обряд связан с понятиями чистого и нечистого, которые имеют в Японии огромное значение.

Ритуал очищения призван подготовить человека к непосредственному общению с божеством.

В синто существует три основных способа очищения: мисоги – омовение, ими – воздержание и охараи, проводится священнослужителем, который специальным предметом отгоняет злых духов от того, что требует очищения.

Благодаря соблюдению синтоистских обрядов происходит познание собственной истории, приобщение к национальным ценностям, освоение традиционного народного творчества. Для Японии синто не просто религия, а само ядро национальной культуры.

Читайте также: