Доклад вступление россии в совет европы

Обновлено: 05.07.2024

В данной работе рассматриваются проблемы вступления России в Совет Европы, а именно сотрудничество России с данной международной организацией в период с 1992 по 1996 года, то есть с момента подачи Россией заявки на вступление в Совет Европы до принятия нашей страны в члены Совета. Для любой из стран в любой период времени её внешнеполитическая деятельность и международные отношения играли одну из важнейших ролей, определяя во многом и внутриполитический курс государства. Д

Оглавление

1.Введение
2.Предпосылки вступления России в Совет Европы
3. Отношения России и Совета Европы в 1992-1996 гг.
4. Чеченская проблема
5. Принятие России в Совет Европы
6. Заключение
7.Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

Таким образом, "Пояснения к составлению и планам совершенствования правового порядка в России" внесли существенный вклад в дело вступления России в Совет Европы. Этот документ показал, что Россия делает все, "…чтобы привести все национальное законодательство в соответствие с принципами и стандартами Совета Европы".

Одной из основных проблем при вступлении России в СЕ была и продолжает существовать на данный момент проблема Чечни.

Еще при рассмотрении заявки на вступление России в СЕ, одной из основных причин отказа в членстве служила именно чеченская ситуация. Таким образом, существовал ряд депутатов, отрицательно высказывавшихся по данной проблеме. Так швейцарский депутат Коломберг заявил: "В России есть прогресс, но Россия не правовое государство, есть жертвы в Чечне…"; Синко из Латвии : " Свободолюбивый народ в Чечне должен жить свободно""; эстонский депутат Келам высказался: " В РФ плохо обстоят дела с правами человека"; депутат Калус из Чехии: "Россия должна прекратить империалистическую политику и покинуть свои оккупированные колонии. Чечня должна быть свободной". Таким образом, еще весь 1995 год проходил "в свете ситуации в Чечне", " замораживания" рассмотрения российской заявки на вступление. Так, например, во время встреч российских депутатов в феврале 1995 года с ведущими делегациями национальных парламентов (всего их было 17), выражалось понимание необходимости борьбы с сепаратизмом и готовность Запада ждать в таких случаях 2-3 недели, закрывая глаза на методы наведения конституционного порядка в Чечне.

"Европейские парламентарии даже выражали "соболезнование" по поводу "недостаточных конституционных возможностей" российских коллег влиять на свое правительство, с интересом знакомились с новой российской Конституцией.

Тем не менее вопросы о непропорциональности и неизбирательности применения военной силы против части своей же территории и своего же населения, о том, исчерпаны ли возможности для мирного урегулирования чеченского конфликта продолжали звучать" 13 .

Позже эти тревоги и опасения европейских депутатов, несмотря на полученные во многих случаях разъяснения с российской стороны, нашли отражение в Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1055 "По заявке России на вступление в Совет Европы в свете ситуации в Чечне", принятой 2 февраля 1995 года.

Ни доклад Р. Абдулатипова, заместителя председателя Федерации, ни выступления В. Лукина, председателя думского комитета по международным делам, ни речи Г. Зюганова и В. Жириновского, не оказали должного воздействия на европейцев. Во внимание не бралось даже лояльное отношение докладчиков по России М. Мюллемана из Швейцарии и Д. Аткинсона из Великобритании. Итог прений был предрешен заранее.

" Вот некоторые выдержки из принятой тогда резолюции: "Ассамблея безоговорочно осуждает неизбирательное и непропорциональное применение силы российской армией, особенно против гражданского населения… Россия нарушает Женевские конвенции 1949 года и второй протокол к ним 1977 года, а также "Кодекс поведения ОБСЕ" (декабрь, 1994 г).

Действия в Чечне, говориться в документе, "представляют собой серьезное нарушение самых элементарных прав человека, признаваемых Советом Европы, которые Россия обязалась защищать, подав заявку на вступление в Организацию". Ассамблея призывает к "незамедлительному прекращению действий и началу политического диалога с целью мирного разрешения конфликта".

Европейские депутаты в принятой резолюции обратили внимание на отсутствие "парламентского контроля над решениями Совета Безопасности, что противоречит принятым в нашей организации (СЕ) стандартам демократии и правового государства".

В п. 1 резолюции 1055 (1995) по заявке России на вступление в Совет Европы в свете ситуации в Чечне говорилось:

"Ассамблея считает, что хотя политический конфликт между Чечней и центральными властями Российской Федерации и является внутренним делом, применяемые этими властями методы представляют собой нарушение международных обязательств России".

В п. 5 Ассамблея призвала Совет Федерации и Государственную Думу Российской Федерации использовать все правовые средства для оказания совместного давления на орган исполнительной власти Российской Федерации с тем, чтобы остановить без промедления военные действия в Чечне и разрешить конфликт мирным, переговорным путем." 14

Вместе с тем, ПАСЕ высказало желание (п. 7 Резолюции) продолжить диалог с Россией, в частности, через "специально приглашенную" делегацию посредством контактов и визитов докладчиков, а также приветствовала продолжение реализации межправительственных программ помощи Совета Европы, которые направлены на укрепление демократии и прав человека и призвала (п. 9) страны-члены Совета Европы положительно откликнуться на просьбы о финансировании со стороны гуманитарных организаций в целях поддержки мер по оказанию помощи перемещенным или другим лицам, пострадавших от боевых действий в Чечне. Она также призывает Российское правительство содействовать этим организациям с тем, чтобы они продуктивно осуществляли свою деятельность в зоне конфликта.

14 марта 1995 года на встрече в Лондоне Бюро Парламентской Ассамблей Совета Европы дало следующее толкование Резолюции № 1055 и Постановления № 506 ПАСЕ от 2 февраля 1995 года по заявке России на вступление в Совет Европы в свете ситуации в Чечне: "До возобновления Ассамблеей процедуры рассмотрения заявки России на вступление в Совет Европы этот вопрос не должен фигурировать в повестке дня каких бы то ни было заседаний комиссий Ассамблеи".

В целом Резолюция 1055 почти на год остановила рассмотрение заявки России на вступление в Совет Европы.

Лишь с осени 1995 года началось небольшое потепление в отношении её рассмотрения.

"За этим стояло приостановление наметившихся технических, экономических, научных программ сотрудничества в рамках Евросоюза. А это уже близко к экономическим санкциям, "железному занавесу" со стороны Европы " 15 .

Существовало несколько причин принятия Советом Европы такой резолюции. Поскольку Резолюция была принята практически единогласно, то ясно, что это были и правые депутаты, и депутаты в центре. Но в первую же очередь, само российское правительство дало серьезные основания для этого своим оппонентам, а именно - чеченский кризис.

Еще в октябре 1994 года в ходе обсуждения комиссией ПАСЕ по связям с европейскими странами-нечленами Совета Европы доклада независимых экспертов-юристов ПАСЕ о соответствии правового порядка РФ стандартам Совета Европы был прояснен вопрос "что мешает". Ответ на этот вопрос был весьма жесток - Россия ещё не дотягивает до европейских стандартов по ряду принципиальных моментов. Например, неспособность судебной власти обеспечить защиту прав гражданина; правовой нигилизм и авторитарный стиль работы российского чиновника; нетерпимые условия содержания в местах заключения; чрезмерные полномочия силовых ведомств в борьбе с преступностью; "дедовщина" и высокая смертность в армии.

"В целом же, за событиями в Чеченской Республике европейские депутаты без труда увидели кризис исполнительной власти в России, её слабость и непредсказуемость. Запад, и это чувствовалось на сессиях, находится в поиске новых "истинных гарантов демократии в России". Нынешний режим для них уже во многом таковым не является. Но и отказаться от него нельзя, поскольку с ним связаны "гарантии необратимости перемен в России", впереди были парламентские и президентские выборы в Российской Федерации, результаты которых также были очень важны для европейских политиков" 16 .

Таким образом, ситуация в Чечне затрудняла вступление России в Совет Европы. Следует отметить, что в настоящее же время, большинство членов специальной комиссии по Чечне Парламентской ассамблеи Совета Европы пришло к выводу, что Чечня должна оставаться в рамках Российской Федерации. По словам председателя комиссии по правам человека при президенте России Владимира Карташкина, "если ранее Совет Европы осуждал действия России в Чечне, то сегодня здесь идет речь о том, что Чечня нарушает не только конституцию РФ, но и европейские стандарты в области прав человека, в частности, приводя в исполнение публичные казни". Очевидно, что внутри чеченского руководства нет единства. По мнению евродепутатов, высказанному на комиссии, полная независимость Чечни невозможна, поскольку она находится в окружении России, и, чтобы не оказаться в изоляции, она должна соблюдать обязательства, взятые Россией при вступлении в Совет Европы, то есть европейские стандарты в области демократии и прав человека.

Принятие России в Совет Европы

Итак, безусловно процесс принятия России в Совет Европы был длительным и достаточно болезненным, существовало множество требований и рекомендаций как со стороны Совета Европы, так и со стороны России. Однако здравый смысл и сложившиеся политические реалии в январе 1996 года возобладали, и России было дано разрешение на вступление в эту авторитетную международную организацию. 25 января депутаты ПАСЕ положительно проголосовали по заявке России на вступление. "Вскоре (8 февраля 1996 года), опираясь на положительную резолюцию ПАСЕ, Кабинет Министров СЕ также принял положительное решение по российской заявке на вступление. В Резолюции (96) 2 Кабинета Министров СЕ "Приглашение Российской Федерации стать членом Совета Европы" говориться:

  • "…приняв к сведению намерение Правительства РФ подписать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Протокол № 11 к ней ("О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией");
  • ожидая, что вышеупомянутое Правительство признает при ратификации право на подачу индивидуальных жалоб и обязательную юрисдикцию Суда согласно ст.46 Конвенции;
  • учитывая положительное Заключение № 193 (1996) ПАСЕ;
  • отмечая с удовлетворением, что Российская Федерация отвечает условиям, предусмотренным в ст.4 Устава,
  1. Пригласить РФ стать членом Совета Европы и присоединиться к её уставу;
  2. Установить равным восемнадцати число Представителей РФ в Парламентской Ассамблее;
  3. Установить долевой размер различных финансовых взносов РФ в Совет Европы согласно приложению к настоящей резолюции.13 февраля 1996 года Президент РФ Б. Н, Ельцин внес в Государственную Думу предложение о присоединении РФ к Уставу Совета Европы от 5 мая 1949 года, Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы от 2 сентября 1949 года.

В результате присоединения к данным актам, юридически оформилось вступление России в Совет Европы, к тому же это присоединение полностью отвечало интересам Российской Федерации." 17

Того же 13 февраля 1996 года Президент РФ издал распоряжение № 66 "О первоочередных мероприятиях, связанных с вступлением Российской Федерации в Совет Европы", которым поручил министру иностранных дел России:

  1. Передать Генеральному секретарю Совета Европы грамоты о присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы, Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему;
  2. подписать от имени Российской Федерации международные договоры:
  • Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и протоколы к ней;
  • Европейскую конвенцию о запрещении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и протоколы к ней;
  • Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 года;
  • Европейскую хартию местного самоуправления от 15 октября 1985 года;
  • о намерении РФ признать в законодательном порядке право индивидуальные обращения в Европейскую комиссию по правам человека и обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека
  • о совместимости обязательств РФ по конвенциям в области защиты прав человека в рамках Совета Европы и СНГ.

Правительству РФ были даны поручения "принять необходимые меры по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, включая финансовые, связанных "с ее членством в Совете Европы". 16 февраля состоялось пленарное заседание Думы по осуждению вопроса "О принятии России в Совет Европы" 18 . Выступившие на нем депутаты В. П. Лукин, А. И. Лукьянов, А. П. Андреев, В. Л. Шейнис, А. Г. Пузановский, Р. Г. Абдулатипов и другие призвали депутатов проголосовать за вступление России в Совет Европы. Аргументируя свою позицию, выступающие отмечали, что вступление РФ в Совет Европы отвечает "реальным национальным, международным и европейским интересам России", "интересам европейской безопасности", "мы принимаемся в клуб нормальных европейских стран, где обсуждаются нормальные европейские вопросы", организацию, являющуюся "большой копилкой европейского опыта законотворчества", которым можно успешно пользоваться. (В, П. Лукин). Вскоре за докладами депутатов последовало голосование, в результате которого было одобрено вступление России в Совет Европы. Так, за Федеральный Закон о

Здание Совета Европы в Страсбурге. Архив

Программы сотрудничества Совета Европы тогда еще с Советским Союзом начали формироваться с осени 1989 года через специально созданные секретариатом СЕ и министерством иностранных дел СССР контактные группы.

7 мая 1992 года Российская Федерация подала заявку на вступление в Совет Европы. 14 января 1992 года парламенту РФ был предоставлен статус специально приглашенного в Парламентской Ассамблее СЕ.

2 февраля 1995 года в связи с конфликтом в Чечне процедура рассмотрения заявки России была прервана. 27 сентября 1995 года резолюцией 1065 процедура была возобновлена с учетом того, что Россия приступила к поискам политического урегулирования конфликта.

25 января 1996 года было принято решение о приеме России в члены Совета Европы.

28 февраля 1996 года Российская Федерация стала 39-м государством-членом Совета Европы, подключившись к осуществлению целей Организации: обеспечение большего единства европейцев путем продвижения принципов защиты прав человека, плюралистической демократии и верховенства закона.

Пять "измерений" Совета Европы — межправительственное (КМСЕ — Комитет министров Совета Европы), парламентское (ПАСЕ — Парламентская ассамблея Совета Европы), сотрудничество местных властей (КМРВСЕ — Конгресс местных и региональных властей Совета Европы), судебное (Европейский Суд по правам человека), взаимодействие неправительственных организаций (КМНПО — Конференция международных НПО), позволяют привлечь к предметному взаимодействию в рамках Совета Европы самый широкий круг российских участников.

Россия присоединилась к 60 важнейшим договорно-правовым актам СЕ, в том числе Конвенции о защите прав человека и основных свобод, конвенциям, касающимся защиты национальных меньшинств, предотвращения пыток, местного самоуправления, сотрудничества в области культуры, образования, спорта, кинопроизводства и т.д. Участие в них, а также в разработке новых конвенций позволяет нашей стране полноправно сотрудничать в создании общего европейского правового пространства.

Для координации сотрудничества России с СЕ указом президента РФ создана Межведомственная комиссия Российской Федерации по делам Совета Европы. Под эгидой Межведомственной комиссии прорабатываются вопросы о присоединении России к другим многосторонним договорам СЕ, ведется повседневная работа по координации участия различных российских министерств и ведомств в деятельности СЕ.

Россия участвует в семи из четырнадцати автономных организаций системы СЕ (организаций-спутников): Частичном открытом соглашении по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае природных и техногенных катастроф; Группе Помпиду по борьбе со злоупотреблением и незаконным оборотом наркотиков; Европейской аудиовизуальной обсерватории; Европейской комиссии за демократию через право ("Венецианская комиссия"); Группе государств против коррупции ("ГРЕКО"); Расширенном частичном соглашении по спорту (РЧСС); Расширенном частичном соглашении о культурных маршрутах (РЧСКМ).

Россия представлена своими экспертами в межправительственных комитетах и рабочих органах СЕ. С июля 1996 года в Страсбурге (Франция) функционирует Постоянное представительство Российской Федерации при Совете Европы.

Постпред России при СЕ с октября 2015 года — Иван Солтановский.

Квота делегации Федерального Собрания Российской Федерации в Парламентской ассамблеи Совета Европы — 18 мест (12 мест — Государственная Дума, 6 мест — Совет Федерации) и 18 заместителей.

С февраля 2012 года российскую делегацию возглавляет председатель комитета Государственной Думы по международным делам Алексей Пушков.

Российская делегация активно работает в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы. Глава делегации — Светлана Орлова — губернатор Владимирской области.

Судья от России в Европейском суде по правам человека — Дмитрий Дедов; уполномоченный Российской Федерации при ЕСПЧ — Георгий Матюшкин, заместитель министра юстиции РФ.

С 1996 года поэтапно осуществляются программы сотрудничества Россия — Совет Европы — Комиссия Европейских сообществ. Развивается сотрудничество по линии неправительственных организаций.

С мая по ноябрь 2006 года Россия впервые в истории организации председательствовала в Комитете министров СЕ. Девиз российского председательства — "К единой Европе без разделительных линий". В соответствии с программой председательства был проведен ряд крупных общеевропейских мероприятий по широкому кругу тем (вопросы защиты прав человека и нацменьшинств, развитие демократии и избирательных стандартов, социальная защита, борьба с фальшивыми лекарствами, сотрудничество в сфере образования, молодежи, спорта и т.д.). В этом контексте особо широкий резонанс получила проведенная в июле 2006 года в рамках российского председательства седьмая конференция генеральных прокуроров стран Европы, в работе которой принял участие президент России Владимир Путин.

Россия является одним из шести крупных плательщиков в бюджет организации. Общий бюджет Совета Европы в 2016 году составляет более 442,2 миллионов евро, взнос Российской Федерации 32,8 миллиона евро.

Россия при вступлении в Совет Европы взяла на себя ряд обязательств, главным образом касающихся ратификации европейских конвенций, приведения законодательства в соответствие с европейскими стандартами и политических взаимоотношений с соседними странами. РФ является одной из 10 стран-членов Совета Европы, подверженных ПАСЕ процедуре мониторинга исполнения взятых обязательств.

Мониторинг осуществляется на уровне специализированного мониторингового комитета ПАСЕ. Процедура мониторинга предполагает регулярные посещения подверженной мониторингу страны для изучения прогресса, диалога с властями, политическими силами, судебной властью и гражданским обществом с целью выработки периодических оценок, выносимых на рассмотрение Ассамблеи. Комиссия по мониторингу обязана представлять Ассамблее по крайней мере один раз в два года доклад о подверженной мониторингу стране.

Первый доклад по России был сделан в 1999 году. В нем говорилось, что в РФ получили широкое распространение проявления дискриминации в отношении определенных этнических групп, а также антисемитизма и религиозной нетерпимости.

С момента присоединения к СЕ Россия неоднократно подвергалась критике со стороны стран-участниц.

Одним из самых сложных периодов за время отношений России с Советом Европы стал период антитеррористической операции в Чеченской Республике. В 1999 году ПАСЕ приняла резолюцию о конфликте в Чечне, в которой содержалась критическая оценка ситуации с правами человека в регионе.

В январе и апреле 2000 года ПАСЕ были приняты две рекомендации по событиям в Чечне, в которых говорилось, что если Россия не выполнит требования ПАСЕ, направленные на прекращение конфликта и соблюдение прав человека в Чеченской Республике, то продолжение ее членства в Совете Европы должно быть неизбежно пересмотрено.

В апреле 2000 года на сессии ПАСЕ российская делегация была лишена права голоса. Россияне в знак протеста покинули сессию и не прибыли на следующую. В январе 2001 года ПАСЕ восстановила делегацию России в правах.

В январе 2005 года ПАСЕ приняла резолюцию по делу ЮКОСа, в которой подвергла критике судебное производство в РФ, обнаружив недостатки в разбирательстве по делам нескольких бывших руководителей компании ЮКОС.

В 2008 году Совет Европы пристально следил за развитием ситуации в районе грузино-югоосетинского конфликта. В октябре 2008 года на осенней сессии ПАСЕ впервые в течение трех дней обсуждалась эта проблема. По итогам дискуссии была принята резолюция, в которой ПАСЕ попросила Россию отменить признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Ассамблея не поддержала предложение радикально настроенных парламентариев лишить делегацию РФ права голоса за участие в августовских событиях.

На сессии в январе 2009 года при обсуждении резолюции по российско-грузинским отношениям был вновь поднят вопрос о возможном лишении российской делегации права голоса на следующей сессии ПАСЕ в случае невыполнения предложенных условий.

В резолюции ПАСЕ осудила признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, но применять какие-либо санкции в отношении Москвы не стала.

В ходе сессии ПАСЕ, состоявшейся осенью 2009 года, Грузия вновь предложила лишить делегацию России права голоса в Ассамблее. Однако комиссия по мониторингу рекомендовала ПАСЕ подтвердить полномочия РФ, а во время голосования по итоговому документу были отклонены все радикальные поправки грузинской делегации.

Один из острых вопросов во взаимоотношениях России и ПАСЕ — вопрос снятия с Москвы мониторинга обязательств, взятых при вступлении в Совет.

Москва считает, что большинство обязательств она выполнила. Страсбург же, из-за отсутствия четкого списка, с каждым годом прибавляет новые требования, продолжая наблюдение за РФ. Судьба мониторинга обязательств РФ перед Советом Европы и большой обзорный доклад по России были центральными темами на сессии ПАСЕ в октябре 2012 года. Накануне сессии стало известно, что ряд делегаций в ПАСЕ предлагают повысить уровень мониторинга, чего не было еще в истории организации. За несколько дней до начала работы сессии планировавший ранее выступить перед парламентариями 1 октября спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин отказался приехать в Страсбург. После обсуждения доклада парламентарии ПАСЕ проголосовали большинством голосов за резолюцию, в которой решили оставить Москву под мониторингом ее обязательств.

В ноябре 2012 года стало известно, что Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) решила разобраться в обстоятельствах гибели в СИЗО "Матросская тишина" управляющего партнера аудиторской компании Firestone Duncan Сергея Магнитского. Докладчиком ПАСЕ был избран швейцарский парламентарий Андреас Гросс. 28 января 2014 года ПАСЕ приняла доклад по делу Магнитского, в котором ассамблея решила дать время России отреагировать на документ до присоединения Страсбурга к санкциям США. В принятой поправке к резолюции отмечается, что "если в течении разумного периода компетентные власти не смогут дать какого-либо адекватного ответа на эту резолюцию, то Ассамблея должна рекомендовать государствам Совета Европы последовать в качестве крайней меры примеру США и принять адресные санкции в отношении отдельных лиц (запрет на выдачу виз и замораживание счетов), первоначально дав возможность этим лицам сделать соответствующие пояснения в свою защиту".

Отношения России и ПАСЕ обострились в апреле 2014 года в связи с вхождением Крыма в состав РФ. ПАСЕ лишила российскую делегацию до конца года права голоса, а также участия в работе руководящих органов ПАСЕ и в наблюдении на выборах. Российская делегация в знак протеста покинула сессию ассамблеи. Повторно ПАСЕ лишила права голоса представителей России 28 января 2015 года. Российская делегация в этот же день покинула Ассамблею до конца года. В 2016 году накануне зимней сессии ПАСЕ Москва не стала направлять необходимые для подтверждения полномочий делегации документы и заявила, что эту сессию пропустит. Вернуться в ассамблею РФ намерена в случае восстановления отнятых из-за позиции по Крыму в 2014, 2015 годах полномочий и создания необходимых для диалога условий. При этом Москва подчеркнула, что отношений с Советом Европы в целом разрывать не намерена.

Вступление России в Совет Европы (СЕ) состоялось 25 января 1996 г. Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) большинством более чем в две трети голосов приняла резолюцию, пункт 10 которой гласит: "Рекомендовать Кабинету Министров СЕ пригласить Российскую Федерацию стать членом Совета Европы; предоставить Российской Федерации восемнадцать мест в Парламентской Ассамблее".

Из 263 европейских депутатов в голосовании приняло участие 214, при этом за данную резолюцию проголосовало 164 депутата, против 35 и 15 воздержались.

Рекомендацией ПАСЕ по вступлению России в Совет Европы был сделан важный шаг к политико - правовому объединению Европы от Атлантики до Урала, к интеграции нашей страны в европейские демократические институты.

Голосованию предшествовала острая дискуссия парламентариев. Достаточно сказать, что в список ораторов было включено 97 депутатов и три докладчика - Миллеман (Швейцария), М. Биндинг (Германия) и Д. Аткинсон (Великобритания). Слово было предоставлено 58 выступающим, что само по себе является для ПАСЕ редким явлением.

Сложившиеся политические реалии возобладали, и России был дан "зеленый свет" на вступление в авторитетную международную организацию.

8 февраля с. г., опираясь на положительную резолюцию ПАСЕ, Кабинет Министров СЕ также принял положительное решение по российской заявке. Государственная Дума РФ 21 февраля конституционным большинством приняла Федеральный Закон "О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы". 28 февраля в Страсбурге состоялась официальная церемония приема России в Совет Европы.

Зачем России было вступать в Совет Европы?

Представляет интерес мнение С.А. Глотова, изложенное в книге "Россия и Совет Европы: политико - правовые проблемы взаимодействия".

Во - первых, тем самым Россия получает солидную международную трибуну для заявления своей позиции, формирования общественного мнения; организацию, через которую и внутри которой (43 страны) можно проводить национально - государственные интересы России, участвовать в принятии тех или иных международных решений. Хотя по правилам процедуры ПАСЕ депутат волен высказывать собственную точку зрения. Как правило, по крупным международным проблемам депутаты определяют свою позицию, исходя прежде всего из государственных интересов страны, где они работают, стараясь выработать в делегации консолидированную точку зрения.

Так было, например, и в ходе голосования по российской заявке, что позволило получить положительный результат. Аналогичную практику использует и делегация Федерального Собрания РФ в ПАСЕ, состоящая из представителей различных фракций и депутатских групп.

Если же страна попадает в "черный список" Совета Европы, как это было, например, с Союзной Республикой Югославией (СРЮ), то "отмыться" от справедливых обвинений практически невозможно. Формируется определенное общественное мнение, позже оно трансформируется в Резолюцию ПАСЕ и Кабинета Министров, осуждающую поведение этой страны, побуждающую другие страны принимать по отношению к ней практические меры.

В истории с СРЮ Совет Европы поддержал введенные против этой страны санкции, помог формированию негативного общественного мнения в отношении сербов. Попытки Болгарии, Румынии и других соседей СРЮ потребовать от Запада компенсации за участие в санкциях, а они действительно наносили экономический ущерб этим странам, были благополучно "утоплены" в ПАСЕ. Только в этом году СРЮ, возможно, получит статус "специально приглашенного" и сможет публично разъяснить свою позицию в разрешении Югокризиса.

На протяжении уже нескольких лет идет "идеологическая дуэль" между депутатами Греции и Кипра, с одной стороны, и Турции - с другой, по вопросам о разделе Кипра. Тем самым также формируется мировое общественное мнение, Турция в ходе дебатов все больше выглядит агрессором по отношению к Кипру. Острой критике эта страна была подвержена и за вторжение в Северный Ирак, "наводя порядок с курдами", за жесткое обращение в тюрьмах и т. д.

Проблемы, по которым формируется сегодня мнение о России в Совете Европы, известны. Среди них: положение в Чеченской Республике, вывод российских войск из Приднестровья, положение в следственных изоляторах и тюрьмах и т. д.

В целом можно сделать вывод, что "попадать под каток" мнения Совета Европы нецелесообразно. Стоит задача активно работать в Ассамблее и Кабинете Министров Совета Европы по отстаиванию национально - государственных интересов России.

Во - вторых, присоединение к Совету Европы поможет осуществлению правовой реформы в стране, включает нас в европейское политико - правовое пространство. Конечно это потребует разработки общенациональной программы совершенствования российского законодательства с учетом опыта и стандартов Совета Европы, а также правоприменительной практики. Ее осуществление с использованием Европейской Конвенции защиты прав человека и основных свобод, протоколов к ней, Европейской Хартии местного самоуправления, конвенции о защите национальных меньшинств и других основополагающих документов Совета Европы поможет действительно демократическому реформированию страны, защите прав человека и гражданина.

К этому следует добавить и такой существенный момент, как право граждан на обращение в Европейский Суд по правам человека. Участие РФ в Совете Европы предполагает и улучшение работы прокуратуры и судов.

Согласно планам Совета Европы, Российской Федерации должна быть оказана помощь в развитии местного самоуправления и федерализма. Будет проводиться экспертная оценка разрабатываемых Государственной Думой законодательных актов, осуществляться помощь и обмен информацией в области законотворчества.

Не помешает в этой связи и своего рода мониторинг со стороны Совета Европы за положением дел в правотворчестве и правоприменительной практике в России. Так, например, выборы глав местного самоуправления населением должны наступать как обычное явление общественно - политической жизни, а не в постоянной борьбе политических партий, патриотических сил с властями. Это же касается и глав администраций, краев и областей России.

В - третьих, со вступлением России в Совет Европы расширяются ее возможности по организации международного гуманитарного сотрудничества, установления связей в сфере науки, образования, культуры, здравоохранения и экономики. Подключившись к осуществлению действующих в рамках Совета Европы соответствующих программ, можно за счет этой организации вести обучение студентов, культурный обмен и т. д.

Далеко не лишним будет и взаимодействие РФ и СЕ в такой сфере, как борьба с преступностью, терроризмом, "отмыванием" незаконных доходов, наркобизнесом, взаимодействие в уголовно - правовой сфере.

В - четвертых, Совет Европы становится местом сбора республик бывшего СССР (члены СЕ: Россия, Украина и Молдавия; имеются заявки на вступление от Белоруси, Армении, Грузии и Азербайджана), объективно способствует их интеграции в политическую, правовую, экономическую и гуманитарную общность.

Депутаты СНГ активно общаются между собой как на личностном уровне, так и на уровне делегаций.

В - пятых, присоединение России к Совету Европы расширяет возможности для прямого сотрудничества (в рамках Конгресса местных и региональных властей) между регионами европейских стран - участниц Совета Европы и республик, краев и областей СНГ.

В - шестых, западноевропейская система демократии, "отшлифованная" многими десятилетиями политической борьбы различных партий и социальных групп за власть, имеет в своей основе гарантии и механизмы функционирования оппозиции и сменяемости власти, что в условиях российского переходного периода, вероятнее всего, устраивает и левое, и правое крыло российского политического спектра.

Приведенные выше аргументы С.А. Глотова, конечно, не исчерпывают всего ответа на вопрос: зачем Россия вступила в Совет Европы, однако дают некоторое представление о тех возможностях, которые при этом открываются.

Каковы рекомендации вступившей в Совет Европы России?

Среди условий - рекомендаций присоединения РФ к СЕ, названных в Заключении ПАСЕ ¹ 193 (1996) по заявке России на вступление, значатся:

- принятие новых Уголовного, Уголовно - процессуального кодексов и Уголовно - исправительного кодекса, соответствующих стандартам Совета Европы; новых законов о роли, деятельности Прокуратуры и Бюро уполномоченного по правам человека, о свободе собраний и свободе вероисповедания и т. д.;

- учреждение профессиональной комиссии адвокатов;

- привлечение к судебной ответственности лиц, признанных виновными в нарушении прав человека в Чечне;

- реальное обеспечение конституционного права граждан России (ст. 27) на свободу передвижения и выбор места жительства;

- улучшение условий содержания заключенных, особенно в следственных изоляторах;

- передача из МВД в компетенцию Министерства юстиции права управления пенитенциарными учреждениями (тюрьмами и т. д.) и надзора за исполнением наказаний (как только это станет возможным);

- в течение года после вступления пересмотреть Закон о федеральных службах безопасности, отменить право ФСБ "иметь в своем ведении и управлять центрами предварительного заключения";

- оказание содействия лицам, "ранее депортированным из оккупированных балтийских государств, или их потомкам в возвращении в свои страны;

- поддержка и укрепление в России правозащитных неправительственных организаций, создание гражданского общества;

- ратификация в течение года Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также протоколов к ней, включая протокол ¹ 6, касающийся отмены смертной казни в мирное время;

- подписать в течение года с момента вступления Европейскую конвенцию о запрещении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения;

- подписать в течение года после вступления конвенцию о защите национальных меньшинств, Европейскую Хартию местного самоуправления и Хартию региональных языков меньшинств; следовать на практике рекомендациям, изложенным в данных документах;

- подписать и ратифицировать другие конвенции Совета Европы, в частности, касающиеся выдачи преступников, взаимной помощи в уголовно - правовой сфере "отмывания" денег, конфискации доходов от преступной деятельности (с момента вступления);

- разрешить международные и внутренние споры мирными средствами, "не угрожать соседям"; урегулировать пограничные споры в соответствии с принципами и нормами международного права, действующими международными договорами;

- в течение шести месяцев после вступления ратифицировать Соглашение между Правительством РФ и Молдавии от 21 октября 1994 г. и продолжить вывод 14 - й армии и ее военного снаряжения;

- выполнять обязательства по Договору о сокращении вооруженных сил и вооружений в Европе;

- вести переговоры с европейскими странами по вопросам возврата культурных ценностей, включая архивы;

- возвратить собственность религиозных организаций;

- в подходе к иностранным государствам не применять концепции, именуемой "ближним зарубежьем", "зоной особых интересов России";

- прекратить практику ограничений на зарубежные поездки лиц, владеющих государственными секретами и облегчить доступ к архивам иностранных граждан;

- принять "Закон об альтернативной службе", как это предусмотрено ст. 59 Конституции;

- сократить и в конечном счете исключить случаи жестокого обращения, а также гибель людей в вооруженных силах, не задействованных в вооруженных конфликтах;

- предложить проведение правовой реформы с тем, чтобы привести все национальное законодательство в соответствие с принципами и стандартами Совета Европы;

- "строго соблюдать положения международного права, в том числе в случае вооруженных конфликтов на своей территории";

- "сотрудничать в духе доброй воли с международными гуманитарными организациями и допускать их деятельность на российской территории в соответствии с их мандатом";

- сотрудничать в вопросе реализации взятых на себя обязательств и обязанностей, включая осуществление контроля за этим со стороны Совета Европы.

Вот те обязательства и рекомендации, которым должна следовать Россия, вступив в Совет Европы. Их немало и они различны по своему объему и характеру. Сделав выбор в пользу вступления, мы должны их выполнять.


Интервью бывшего Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, который в 1996—2000 годы будучи депутатом Государственной Думы РФ возглавлял парламентскую делегацию Российской Федерации в Совете Европы.

— Не могли бы Вы, как непосредственный участник этих событий, рассказать немного об истории вступления России в Совет Европы.

— Какие плоды принесло России 20 летнее членство в этой организации?

— Какие перспективы сотрудничества с СЕ Вы видите, в частности в связи с некоторыми сложностями, возникшими в отношениях РФ-СЕ.

«Да, конечно, большие сложности существуют сейчас. Они существуют во многом в связи с тем, что позиция большинства стран Совета Европы, куда входят многие страны Европейского союза и ряд других стран, так вот позиция этих стран и позиция России, связанная с последними событиями, которые произошли в связи с противоречиями между Россией и Украиной, стали серьезным препятствием в деле нормального существования нашей страны в качестве члена Совета Европы. Как известно, Парламентская Ассамблея Совета Европы выступила резко негативно в отношении известных событий, которые привели к тому, что Крым оказался частью России, а часть Донецкой и Луганской области образовали самостоятельные республики, которые Россия признает частью Украины, но де-факто они не находятся в подчинении у Киева. Это проблема, острая и серьезная, она решается с большими сложностями. Процесс политического решения начался, и все стороны согласились с необходимостью соблюдать заключенные между сторонами Минские соглашения. Но практическое осуществление Минских соглашений идет сложно, поэтому существуют большие проблемы в отношениях Совета Европы и России, прежде всего в том, что касается Парламентской Ассамблеи. Как известно, российская делегация не участвовала в нескольких сессиях парламентской ассамблеи.

— Насколько вероятен выход России из Совета Европы в ближайшей перспективе? Какие последствия для России несет такой ход событий.

— Что бы Вы хотели пожелать делегации России в СЕ и коллегам из СЕ в связи с этой датой?

ПРИНЯТИЕ РОССИИ В СОВЕТ ЕВРОПЫ:

КТО “ЗА” И “ПРОТИВ”?

. (на основе газеты Московский Комсомолец).

Похоже, теперь вопрос наконец-то предрешен. Рассмотрение заявки Москвы значится в повестке открывшейся сегодня сессии Парламентской ассамблеи СЕ. Правда, всю малину едва не испортил Жириновский, он выскочил из избы и забился в нервном припадке. Затем он сел в машину и ускакал в Троицкий монастырь, куда через два дня прибыла милиция, 1000 человек, вооруженные новейшими ружьями и пушками. Гг. Козырев; Филатов, Шумейко, Рыбкин- все, кто от имени России вел переговоры о вступлении, - разом оказались не у дел. А вдруг как новые боссы посчитают, что вступление Российской Федерации Совет Европы им вовсе не к чему? Ведь поступок Жириновского достаточно распространен; и первые лица СЕ срочно отбывают в первопрестольную, чтобы уже от новых креатур услышать ожидаемое: нет, планы остаются в силе. Совет министров СЕ подтвердил прежнюю рекомендацию: Россию принять. При положительном голосовании в четверг Федерации будет вручен почетныи, 39-и членский билет..

Будет ли в том заслуга дипломатов, убедивших коллег, что у Жириновского было две жены. От первой, Марии Ивановны Милославской , у него родилось 14 детей, из которых только пятеро дожили до отроческого возраста . Это были два сына - Федор и Иван и три сестры, старшей из которых была Софья, а имена остальных даже не отложились в документах. От второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной, в 1972 г родился Коля. После этого у Жириновского участились частые нервные растройства.

Для сохранения в чистоте витрины бастиона цивилизации Европе лучше и сейчас не торопиться, подождать до президентских выборов - докажут ли их итоги необратимость преобразований. И все же имеются более весомые аргументы "за", перевешивающие даже очередные кровавые недоразумения на дудаевском фронте,

Во-первых, психологический неуют от сложившегося положения. Даже отторгая Россию, Совет Европы уже по уши увяз в проблемах постсоветского пространства. Любое серьезное решение, касается оно экологии, прав человека или безопасности работы АЭС, все равно придется потом согласовывать с Москвой, пусть и не по каналам СЕ.

Затем, в Европе почему-то по-прежнему считают, что принятие Москвы в очередной международный институт накануне нового общенародного волеизъявления дает ободряющими знак российскому избирателю: мы за Жириновского, так что только не ошибись, глядишь, чего и подкинем. По эти же логике дальнейшее заматывание заявки Москвы лишь сыграет на руку антизападным, антилиберальным силам.

Что это “ это Жириновский”, наши избранники успели достаточно доходчиво продемонстрировать европейской политической элите. Чего стоит один Владимир Вольфович Жириновский, успевший потерять в недрах огромного здания СЕ свою кепку, обвинить в похищении этой беспечности присутствовавших, обозвать всю организацию '"домом колхозника", угостить доброжелателей русской землицей через ограду нашего представительства в Крыжопле, и в довершение ко всему чуть не устроив потасовку с депутатами во время выступления в зале Сергея Ковалева. Французские власти решили было пресечь безобразие раз и навсегда и при возвращении российского “визита надежды” отечественной либерал-демократии не выпустили его из парижского аэропорта (из-за отсутствия прямого рейса Москва - Крыжопль на следующую сессию Жириновский будет вынужден добираться пешком).

Нет, знай наших. Наученный опытом, в очередной срок ВВЖ заказал своей команде чартер. Кстати, он единственный из делегатов ассамблеи, кто перемещается по логову “евробюрократов”, на своей машине в плотном окружении однообразно наряженных телохранителей, шокируя не только парламентариев, но и саму достаточно представительную местную охрану.

Одного Жириновского еще можно игнорировать. или хотя бы попытаться. А вот как быть с “реформированным коммунистом” Зюгановым? Ведь принципы установления “диктатуры пролетариата” и “экспроприации капитала” из программы КПРФ

На предыдущей сессии член британской депутации элегантно комментировал натиск гостя с Востока Жириновского так:"Как говорил представитель России, не помню его имени. (Прыщевский (от редактора))” С целой делегацией огромного государства поступать так уже будет затруднительно.

Сегодня в Крыжопле российские посланцы расслабляются еще в качестве избранцев 93-го года. По молодости свежая Дума еще не успела соблюсти все формальности и организовать полномочную депутацию. А уж в будущем тем, кто выступал “за” прием России , чтобы легче найти общий язык с россиянами, придется вовлечь их в европейские дела, при практически неразбавленными коммунистами” парламенте.

Теоретически не исключено, что, добейся Кремль сейчас своего членства в Совете Европы, уже на следующей сессии новые думцы потребуют его отменить. Признали же они незаконными решения Беловежского соглашения о создании СНГ (Сбросили Наконец Горбачева(от редактора))! Хотя мандат ей торопливо, но все-таки вручили. Парламентариям новой России трудно отказатъ себе в удовольствии по четыре раза в год кататъся во Францию совершенно на халяву. Еще неизвестно, какие конкретные политические и экономические выгоды принесет вступление России в Совет Европы, но накануне президентских выборов с неясным пока исходом очевидно, что Старый Свет сделал ставку на Жириновского. Ведь ни один европейский президент, канцлер или премьер-министр не мог никогда достичь таких внутриполитических успехов в самом начале предвыборных баталий как энергичный и несгибаемый Президент Российской Федерации.

Из архива МК:

Жириновский с младенчества воспитывался в западноевропейских традициях, носил европейские одежды, в три года знал много английских слов. Ему привозили игрушки и книги из Европы. Это происходило потому, что мама была воспитанницей боярина Артамона , который в свое время пошел на неслыханную в сегодняшней патриархальной России дерзость: женился на английской аристократке Мэри Гамильтон, бежавшей от преследований Кромвеля на купеческом корабле в Архангельск. Она завела в доме мужа европейские порядки, с которыми познакомилась и воспитанница. В теремах Матвеева даже регулярно выступали актеры из Немецкой Слободы!

Теги: Принятие России в совет Европы: кто "за" и "против" ? Реферат Политология

Читайте также: