Сикхизм доклад по философии

Обновлено: 02.07.2024

Нанак, по происхождению индуист, родился в Тальванди (совр. Нанкана Сахиб), примерно в 65 км к западу от Лахора. Работал у Лоди, правителя Султанпура. Пережив религиозное видение, он отправился путешествовать, проповедуя учение божественного имени. В конце концов основал свою дхарамсалу(обитель веры) в Картарпуре (Пенджаб), где и скончался, окруженный последователями.

Позднейшие гуру

Мученическая смерть Арджуна привела к изменениям в политике общины. Сын Арджуна Харгобинд (15951661) впервые создал сикхскую армию, которая сражалась против войск Моголов. В период правления двух последующих гуру Хари Рая (16301661) и Хари Кришана (16561664) отношения с Моголами были мирными. Хари Кришан умер от оспы, и девятым гуру стал его дядя Тегх Бахадур (16211675). Бахадур был вызван в Дели императором Аурангзебом (16581707), но отказался принять ислам и был казнен.

Говинд Сингх (16661708), юный сын Тегх Бахадура, после гибели отца укрылся в предгорьях Гималаев. Моголам, всегда обладавшим властью над равнинами Пенджаба, так и не удалось подчинить себе полунезависимых правителей горных княжеств. Говинд Сингх стал одним из таких правителей на территории вокруг Анандапура. В 1699 он предпринял важнейший шаг, созвав сикхов в Анандапур, где провозгласил учреждение новой общины хальсы, воинственного братства-ордена, объединившей особо преданных сикхов. Незадолго до смерти Говинд Сингх объявил, что с его кончиной прекращается линия живых гуру, и в дальнейшем функции гуру должно исполнять священное писание (к тому времени получившее наименование Гуру Грантх Сахиб) совместно с сикхскимпантхом.

Хальса и современный сикхизм

Новая история

В 18 в. сикхи постепенно заняли доминирующее положение в политической жизни Пенджаба, хотя никогда не составляли большинства пенджабцев. Ранджит Сингх (17801839) объединил местные сикхские конфедерации и распространил власть сикхов до Кашмира и Хайберского перевала. После его смерти сикхские войска столкнулись с англичанами, которые укрепились на другом берегу реки Сатледж. В 1846 англичане нанесли им поражение, и после второго поражения сикхов в 1849 Пенджаб был присоединен к Британской Индии.

В 1947 Пакистан обрел независимость, и после кровопролитных столкновений практически все сикхи переселились в Индию. В 1966 территория штата Пенджаб уменьшилась за счет выделения из него нового штата Харьяны, в результате сикхи образовали большинство в Пенджабе, говорящее на языке панджаби. Партия сикхов Акали дал вела агитацию за создание сикхского государства Халистан. В начале 1980-х годов влияние в обществе приобрел лидер сикхских сепаратистов Джарнайлу Сингху Бхиндранвале. Под его руководством Золотой храм в Амритсаре был превращен в укрепленную крепость. В июне 1984 индийская армия взяла штурмом храмовый комплекс, Бхиндранвале и сотни его сторонников были убиты. В октябре того же года Индира Ганди, премьер-министр Индии, была убита сикхом из ее личной охраны. После этого покушения в Индии начались сикхские погромы. В 1990-х годах в Пенджабе периодически вводилось чрезвычайное положение.


Сикхизм - монотеистическая религия, основанная в XV веке в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента — месте встречи индуизма и ислама, гуру (духовным учителем) Нанаком (1469—1539).

В Индии сикхи, составляя около 2% от общего числа населения, являются влиятельной этноконфессиональной группой. Приверженцев сикхизма насчитывается более 25 миллионов по всему миру. Почти все они — пенджабцы.

С точки воззрения сикхов, истинный гуру, который знает Бога со всех сторон и знает, что когда и как надо делать — это недостижимая абстракция, только Бог знает себя самого. Но в каждом сикхе живёт свой гуру, и от этого каждый сикх чувствует необыкновенный прилив энергии.



Сикхизм — самостоятельная монотеистическая религия, возникшая в среде индуизма и ислама, являющаяся частью североиндийского движения Бхакти (учителя которого проповедовали преданность Богу, не требующую обрядов и жрецов) , но не признающая преемственности.

Сикхи отреклись от ортодоксального индуизма, но не приняли ислам, а создали свою особую религию. Советы, даваемые Гуру Нанаком, не ставили каких-то ограничений. Он учил, что Бог един и что нужно любить Бога, что Бога нельзя ограничить до размера какой-либо одной страны. Во всем космосе нет ничего такого, что было бы сотворено без его приказа.

Сикхи верят в Единого Бога, всемогущего и всепронизывающего творца. Его настоящее имя никому не известно. У каждого человека внутри есть свой персональный Бог. Бог никем не рождён и не перерождается ни в какой форме — он повсеместно присутствует как животворящая идея, любовь, милосердие, красота, мораль, правда и вера. Бог даёт всем жизненную энергию, но при этом он непостижим и неописуем. Поклоняться Богу можно только посредством медитации его именем и пением молитв. Никакие другие божества, демоны и духи не достойны поклонения.


Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения.

Сикхи считают, что необходимо уважать свою свободу, и также свободу и волю других людей. Страшный грех — манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие — это отвратительное проявление эгоизма.


В своих молитвах сикхи просят себе участи, подобной собаке — но не бездомной собаке, а собаке, у которой есть хозяин, который заботится о ней, и которому следует служить.

Сикхи называют пять пороков: похоть, гнев, жадность, подчинение чужой воле, эгоизм, и пять достоинств: честность, сострадание, умеренность, смирение, любовь.

Ритуалы, религиозные обряды или идолопоклонство приносит мало пользы, и сикхам они не рекомендуются.



Семья сикхов киноактриссы Пунамы Баджва

Каждый сикх проходит процедуру инициации, называемую амршпа-саискар или пахул. Принимающие посвящение должны перед этим совершить омовение и надеть чистые одежды.

Утренние и вечерние молитвы занимают около двух часов в день, начиная с самого раннего утра. Благочестивым сикхам рекомендуется начинать день с личных медитаций во имя Бога. Сикхизм может принять любой независимо от национальности, пола и происхождения.

Всем мальчикам при рождении даётся отчество Сингх (что значит "лев"), а всем девочкам даётся отчество Каур ("принцесса"). После рождения ребенка Гуру открывается в случайном месте, и имя ребенка назначается по первой букве в верхнем левом углу левой страницы

Сикхи обязаны вступать в брак, когда достигают определенного возраста (детский брак является табу) и без учёта касты будущего супруга или происхождения. Согласно сикхским религиозным обрядам, ни мужу, ни жене не разрешается разводиться.

Самый важный запрет Сикха. нельзя всю свою жизнь обрезать волосы на голове. бороде и усов, можно их только рассчёсывать гребнем, этим Сикх должен внешне отличаться от индуса или мусульманина. Причём, тюрбаны на головах в Индии носят только Сикхи, это их отличительная религиозная черта.


Ещё Сикхи носят на руке железный браслет, символ не только преданности Богу, но в нужное время используется как кастет в рукопашном бою при нападении врагов.

Духовная жизнь и светская жизнь домохозяина взаимосвязаны, а не разделены. а потому человек должен быть везде и во всём одинаков.

Сикхизм не разделяет религиозные обязанности по полу. У Бога в сикхизме нет пола, и священные писания сикхов не дискриминируют женщин и не запрещают им исполнять какие-либо роли. Женщины в сикхизме занимали руководящие должности, в том числе вели войны и отдавали приказы мужчинам.


Когда девочка достигает половой зрелости, тогда родители для неё ищут жениха. Жениться на молодой девушке нежелательно пока она не станет взрослой и самостоятельной . Молодые браки считются неприличными. Традиционно дочь сикха выдается замуж за сикха. Если мужчина верит в сикхизм, скромен по натуре и зарабатывает честными средствами, с ним брак может быть заключен без вопросов и без учета богатства. Церемонию брака может провести любой посвящённый ( "крещённый") сикх. Также принято, что сикхи женятся на том, кого выбирают сами. Однако, чтобы проявить уважение к своим родителям, обычно ищут их одобрения. Традиционно родители мужчины просят у родителей женщины руки их дочери в замужество.
В браке муж и жена считаются равными. Любой сикхской вдове или вдовцу разрешается выйти замуж за другого человека . Однако закон запрещает разводы и расставания при жизни.

Сикхизм не отвергает обетов безбрачия, отречения или состояния саньясина, но он не одобряет их и защищает супружескую жизнь как лучший образ жизни. Оплачивают свадьбу поровну семьи жениха и невесты. Свадьбы совершаются утром до обеда, жениху дарят фрукты, невесте сладости.

Сикхам запрещено употреблять наркотики, алкоголь, табак и играть в азартные игры.

В Сикхизме нет священства . При поклонении Богу священные писания из священной книги Гурмукхи может читать любой сикх, в том числе женщины. Сикхизму не нужны внешние вещи, как во многих других религиях, чтобы произошло спасение . Спасение требует гуру , который является голосом Бога, и только через медитацию может произойти спасение.

Сикхи миролюбиво относятся ко всем религиям мира. Они проповедуют , что все религии имеют одну сущностную истину и что святость присутствует во всех религиях мира. .

Сикхи верят только в одного Бога, а также в карму и реинкарнацию после смерти.

После смерти Сикха тут же кремируют на костре. После совершения погребальной церемонии пепел умершего, в соответствии с традициями индуизма, бросают в канал или реку. Покойным не положено возводить памятники. После смерти душа возвращается к Богу и соединяется с ним.

Для Сикха в жизни главное: воспевать имя Бога с верой, жить в мире среди всех других людей, служить без эгоизма, служить человечеству на благо всех и жить мирской жизнью с хорошим характером.


Более 500 лет назад в субконтинентальной Индии возник сикхизм, одна из пяти основных мировых религий, как уникальный период возрождения и возрождения человеческого духа. Дух человека, заново осознав свое родство, свою целостную связь с Духом Божественным, освободил себя от устаревшего, инкрустированного догмами существования и пришел в свой собственный расцвет как динамическая сила, творческий импульс. Élan жизненно сикхизма имеет большой потенциал для возвещая новой цивилизации качественно отличается от предыдущих индоевропейской и индуистских цивилизаций, повышая тем самым человечество на новый уровень культурного и цивилизационного прогресса. В своем универсальном измерении сикхизм представил новую концепцию человека, общества и государства в его историческом измерении; эта религия пробудила средневековое индийское общество из его коллективной амнезии, его инерции и вырвала его из оков мертвого прошлого.

Пенджабская культура - это основа национальности. В их жизни есть единство, в их крови сочувствие, сотрудничество, сострадание и человеческая любовь. Культура пенджаби связывает человека и создает его идентичность. У каждого сикха есть собственное независимое сознание, которое серьезно размышляет над проблемами жизни с целью их решения в собственном свете. Взгляните на историю сикхов, они не создавали империалистической концепции, напротив, они продолжали смотреть на гуманистический мир через культурную, религиозную и духовную гармонию. Люди этой земли сохранили свое мирное существование, несмотря на периодическое насилие и безжалостные разрушения в Пенджабе в Индо-Пакестанских конфликтах.




Семья сикхов киноактриссы Пунамы Баджва

Один Бог: есть только один Бог, имеющий бесконечное количество атрибутов и имен; Он один и тот же для всех религий, у Него нет пола, но Он присутствует везде и во всем.

Вставайте рано и молитесь : до восхода солнца утром (вставайте на рассвете и медитируйте на имя Бога и достигайте единства).

Зарабатывайте на жизнь, зарабатывая право : каждый должен работать усердно и честно и не притеснять права других, но каждый должен делиться плодами своего труда с другими.

Делитесь с другими : каждый дом всегда открыт для других. Все обслуживаются и все приветствуются. Плоды своего труда нужно делить со всеми.

Помните всегда и во всём Бога: а значит любите Бога и верьте в Него.

Человечество : Все люди равны. Все сыновья и дочери Всемогущего Бога.

Поддерживайте моральные ценности : защищайте права всех живых существ и сражайтесь за них. Цените не только стариков и детей, но и своих сверстников.

Личное мученичество : будьте готовы пожертвовать своей жизнью ради всех лучших принципов .

Есть много путей к Богу : сикхи верят, что спасение может быть достигнуто даже через другие религии.

Позитивное мышление о жизни : У человека всегда должен быть хороший, счастливый, оптимистичный взгляд на жизнь.

Дисциплинированная жизнь . Если ты сикх, то всегда носи тюрьбан и нижнее бельё какччир.

Никакого особого поклонения дня : сикхи не верят в святость любого конкретного дня.

Избегайте зла : каждый сикх должен избегать 5 зол: похоть, гнев, жадность, привязанность и гордость.

Оружие для выживания : удовлетворение, милосердие, доброта, дисциплина, человечность.

Равенство : все люди равны перед Богом.

Душа Бога : все живые существа являются частью Бога и должны уважаться.

Личные права : Каждый имеет право на жизнь, но это право ограничено.

Карма: Добрые дела помогают спасению.

Проживание семейной жизни : важно жить в семье, чтобы растить и воспитывать детей.

Десятина: Каждый сикх соблюдает и поощряет раздачу десятины от своего общего заработка.

Подчинение воле Бога : развивай свою личность таким образом, чтобы верить в то, что события счастья и печали - это одно и то же.

Два плода правильной жизни: Истина и Удовлетворение.

Для сикхов ритуалы не важны (религиозные паломничества, купание в реках, поклонение камням, изображениям, запрет на женскую одежду и т. д.).

Для сикхов ни чего земное не имеет значения. Богатство, золото, сокровища, дома, имущество останутся на земле в момент нашего ухода из мира. Нет смысла связываться с ними, собирать, хранить и привыкать к этому.

Сати (бросание вдов в ритуальный костёр при сжигании их мужей) у сикхов запрещено, как и любое жертвоприношение в религиозных целях.

Сикх не должен жить как бродяга, не должен жить как нищий, не должен жить как монах, не должен жить в целомудрии.

Сплетничать, спорить, врать запрещено.

Запрещено всё, что отравляет человека: употребление алкоголя, употребление наркотиков, табака, никотина .

Сикхи не полагаются на священников (религиозных деятелей) для выполнения религиозных обязанностей.

Всегда давайте пищу голодному и обязательно бесплатно.

Люди всех вероисповеданий могут приходить к нам и входить в наше святилище гурдвару (ГУРДВАРА - так называется храм сикхов), но есть некоторые правила для всех , которым нужно следовать: покрывайте голову, снимайте обувь, не принимайте никаких наркотиков перед входом в молитвенное место.

Сикхом может стать человек любой нации и из любой религии, после священного омовения у нас. И даже если после этого человек не будет носить атрибуты нашей религии (головной убор или нижнее бельё), он всё равно будет оставаться сикхом. Сикхское мышление можно рассматривать как многоуровневый подход медленной последовательности. До всего надо доходить с осмыслением и постепенно.

Нечистота ума - это жадность, а нечистота языка - ложь. Нечистота глаз - смотреть на красоту жены другого человека и его богатство. Нечистота ушей - слушать чужую клевету. Всякая нечистота возникает из-за сомнений и привязанности к двойственности. Рождение и смерть подчиняются Повелению Воли Господа; через Его Волю мы приходим и уходим.

Откажитесь от сексуального желания , гнева , лжи и клеветы ; оставьте любовь к миру и устраните эгоистическую гордость . Откажитесь от похоти и распущенности и откажитесь от эмоциональной привязанности. Только тогда вы обретете Непорочного Господа среди тьмы мира . Откажитесь от эгоизма, самомнения и высокомерной гордости, а также от любви к своим детям и супругу. Оставьте свои жаждущие надежды и желания и примите любовь к Господу.

Невежество и эгоизм находятся в уме ; через Истинное Слово эта грязь смывается. Будь смиренным и предайся истинному Гуру ; не привязывайте свою личность к своему эгоизму. Мир потребляется эгоизмом и высокомерием ; осознайте это, иначе вы потеряете самого себя. Заставьте себя следовать сладкой воле истинного Гуру и оставаться привязанным к Его сладкой воле.

Ни кто не знает воли Господа. Йоги и христиане соблюдающие целибат, суровые кающиеся и самые разные умные люди потерпели поражение. В одно мгновение Бог превращает нищего в царя, а царя в нищего. Он наполняет то, что пусто, и опорожняет то, что полно.

Если вы не можете видеть Бога во всем, вы не можете видеть Бога вообще.

О ум , ты так полон гордости; нагруженный гордостью, ты уйдешь из этого мира и будешь сожалеть потом о своих желаниях .

Благословенно было время, когда я встретил настоящего Гуру, и Бог вошел в мое сознание . Я испытал блаженство, потому что мой разум и тело обрели естественный покой .

Бог есть истина, и человек должен делать добрые дела, чтобы ему не было стыдно перед судом Божьим.

Сикхизм, как и большинство религиозных течений Индии, в первую очередь, национальная конфессия. Её исповедуют преимущественно жители Пенджаба и Харианы. Всего сикхи составляют около 2% от населения Индии (приблизительно 25 млн. человек). Общины сикхов отличаются большой степенью сплочённости и уважения к своей традиции.

Возникновение и развитие сикхизма

Сикхизм вырос из слияния индуизма и ислама. В последние годы XIV века Индия пережила вторжение тюркского завоевателя Тамерлана, а в начале XVI – северные области страны стали частью империи Великих Моголов. Именно в эти годы по Индии прошла волна исламизации.

О жизни основателя сикхизма – гуру Нанака – сохранилось мало сведений. Достоверная информация обросла множеством легенд и мифов, и отделить одно от другого сегодня практически не представляется возможным. Нанак родился в деревне Тальванди (Пенджаб) в семье торговца из касты кшатриев. Он с самого рождения чувствовал, что судьба уготовила ему нечто большее, чем жизнь лавочника. В какой-то момент Нанак раздал своё имущество и ушёл из дома, чтобы проповедовать своё учение. Следующие 25 лет Нанак провёл в странствиях. Источники сообщают о его паломничествах в Мекку и Медину, однако, скорее всего, его перемещения ограничивались родным Пенджабом и соседними областями. В пути Нанак слагал религиозные песни и искал последователей из числа индуистов и мусульман. По преданиям, в дороге его сопровождали музыкант-мусульманин и индус, записывавший тексты гимнов своего учителя.

Нанак призывал своих последователей к умеренной, но при этом деятельной и активной жизни. Сикхи не признавали монахов-отшельников, удалившихся от мира ради собственного спасения, святыми. По мнению Нанака, смыслом жизни любого человека и истинным служением богу являются помощь другим и честный труд.

В конце XVIII века, когда империя Великих Моголов ослабла, благодаря объединительной политике Ранджита Сингха, сикхам удалось создать собственное независимое государство в Пенджабе. Именно в Пенджабе впоследствии велась ожесточённая борьба против британских колонизаторов. Даже после 1849 года, когда Пенджаб был аннексирован, сикхи продолжали создавать тайные организации, целью которых было свержение британского владычества.

Сегодня отношения между сикхами и представителями других конфессий в Индии уже не столь напряжённые. Многие сикхи занимают достаточно высокие посты в государственном аппарате и активно участвуют в общественно-политической жизни.

Суть учения сикхизма

Единственным препятствием для слияния с богом в сикхизме может быть только сама человеческая природа, которой присущи пять основных пороков:

  • похоть,
  • гнев,
  • жадность,
  • стремление к суетному,
  • гордыня.

Задача гуру состоит в том, чтобы поддержать изначально слабого ученика и помочь ему избежать искушений. При этом религиозные учителя не требовали от своих последователей излишней аскезы и не препятствовали приращению богатств и бракам в среде сикхов.



Приверженцев сикхизма насчитывается более 22 миллионов по всему миру. К 1991 году сикхский пантх (религиозная община) насчитывал около 16,2 млн человек [1] , 14 млн из которых жили в индийских штатах Пенджаб и Харьяна. Это восьмая по величине религия в мире [2] .

Содержание

История сикхизма

Сикхизм как религиозное течение возник в начале XVI века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак, родившийся в 1469 году в городке Райбхол-ди-Тальванди (ныне Нанкана-Сахиб, округ Лахор, Пакистанский Пенджаб). Он много путешествовал, добирался даже до Мекки, а в начале XVI века обосновался в Пенджабе, где и стал проповедовать новое учение. Он и его преемники и последователи сформировали чётко организованную религиозную общину сикхов. Со временем сикхи превратились в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями.

Десятый гуру сикхов, Гобинд Сингх (с 1675 до 1708), упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда, но в 1716 году он был казнён в Дели. После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию, занятую сикхами, на двенадцать мисалей (объединений воинов).

Сикхи также вели длительные войны против Моголов и афганцев, закончившиеся созданием в 1767 году самостоятельного государства сикхов. Сначала это была конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями. Постепенно военные вожди сикхов превратились в обычных феодальных князей, между которыми развернулась борьба за власть. К 1820-м годам глава мисаля Сукерчакья Ранджит Сингх подчинил своей власти весь Пенджаб. К 1849 году сикхи потерпели поражение в войнах с англичанами, которые аннексировали Пенджаб. Последний сикхский князь, Далип (Дхулин) Сингх (с 1843 до 1849), был смещён ими с престола и далее получал пенсию.

Основы веры

Сикхизм — самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности.

Сикхи верят в Единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно.

Бог рассматривается в двух аспектах — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего — ни рая, ни ада, ни трёх миров — только Бесформенное. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашёл свое выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь.

Форма поклонения Богу в сикхизме — медитация. Никакие другие божества, демоны, духи, согласно религии сикхов, не достойны поклонения.

Морально-этические нормы сикхизма

Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения.





Развивая внутри себя веру и любовь, человек даёт выход своим естественным стремлениям. Никакие священные писания и формальные знания не помогут в трудную минуту, когда решение надо принимать мгновенно, по внутреннему импульсу.

В своих молитвах сикхи просят себе участи, подобной собаке — но не бездомной собаке, а собаке, у которой есть хозяин, который заботится о ней, и которому следует служить.

Сикхизм о душе и реинкарнациях

Человек не начинает свою жизнь с пустого места — он уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья в которой он родился и его народ определяют его индивидуальность. Но помимо всего ему дается ещё собственная воля, и он сам несет ответственность за свои деяния. Он может своей волей полностью изменить свой характер и нейтрализовать все свое прошлое. Бог дает нам всем силы и энергию, но не освобождает нас от ответственности.

Внутри нас — беспредельная глубина, и мы сами способны увидеть собственные грехи и собственное невежество в том свете, который мы находим внутри себя.

Как не следует манипулировать людьми, так не следует манипулировать и природой, и природными силами. Чрезвычайно увлекаясь этим, учёные создают иллюзии. Что является лекарством от болезней? Только то, что повышает иммунитет, повышает внутреннюю сопротивляемость и волю больного.

Учителя сикхов



Редкая живопись в стиле Танджор, конца XIX века, изображающая десять сикхских гуру с en:Bhai Bala и en:Bhai Mardana.

С точки воззрения сикхов, истинный гуру, который знает Бога со всех сторон и знает, что когда и как надо делать — это недостижимая абстракция, только Бог знает себя самого. Но в каждом сикхе живёт свой гуру, и от этого каждый сикх чувствует необыкновенный прилив энергии.

Сикхское учение и священное писание сформулировал гуру Нанак (род. 1469) и последующие девять сикхских Учителей. Гуру Гобинд Сингх стал последним гуру в человеческой форме. Перед смертью, Гуру Гобинд Сингх объявил, что Гуру Грантх Сахиб будет окончательным и вечным гуру сикхов. Священное Писание было написано первыми пятью Учителями. Писание пользуется наивысшим духовным авторитетом и определяет пути и законы всего Учения. Сикхский катехизис Khalsa Panth дополняет Священное Писание.


Ритуалы



Гуру Нанак Дев учил, что ритуалы, религиозные обряды, или идолопоклонство приносит мало пользы и сикхам они не рекомендуются [4] . Однако, в течение периода позже эпохи гуру, а также вследствие увеличения институционализации религии сикхов, многие обряды и ритуалы возникли.

Всем мальчикам при рождении даётся отчество Сингх, и всем девочкам дано отчество Каур [5] . Сикхи соединяются в браке через церемонию anand kāraj. Сикхи обязаны вступать в брак, когда они имеют достаточный возраст (детский брак является табу), и без учета касты будущего супруга или происхождения. Согласно сикхским религиозным обрядам ни мужу, ни жене не разрешается развод.

Погребальная церемония сикхов — кремация. После кремации пепел умершего бросают в канал или в реку. Покойным не положено возводить монументы. После смерти душа возвращается к Богу и соединяется с ним.

Хотя сикхи не придают особого значения обрядам и церемониям, они их считают важным для объединения людей между собой и сплочении их друг с другом, для изучения традиции и писания, для помощи себе и другим в развитии в себе любви. Формы и ритуалы помогают придать идеалу реальную форму, почувствовать его и сделать более осязаемым для себя и других, хотя в них нет абсолютной необходимости. Главное — чтобы формальности и ритуалы не привязывали к ограниченным местным традициям и не убивали духовности. Каждая душа неповторимо индивидуальна, и ритуалы должны её питать и поддерживать.

Сикхское государство

В 1716—1799 у сикхов существовало собственное государство — Сикхская конфедерация, с центрами в Амритсаре и Лахоре. Государство разделялось на мисали, общее количество которых дошло до 12 (около 70 тыс. кавалерии). С 1799 году лидер сикхов, Ранджит Сингх, объединил разрозненные мисали в империю, в 1849 году уничтоженную британскими колонизаторами в результате второй англо-сикхской войны.

Появление сикхского государства стало возможным благодаря упадку Империи Великих Моголов, который обозначился к началу XVIII века. Сикхи Пенджаба начали серию атак против власти Моголов, которые, в конце концов, завершились успехом. Территориально Сикхская империя в период наибольшего своего расширения включала в свой состав:

Центральная власть Сикхской империи была сосредоточена в происходившем раз в два года собрании хальсы (сикхской общины) — Сарбат Хальса. Сарбат Хальса контролировала сердаров (военачальников), определяла основы военной политики, избирала лидера сикхов. Структура регионов (мисалей) соответствовала военным группировкам; главы регионов ежегодно собирались в Амритсаре или Лахоре.

С 1762 года военная мощь Сикхского государства резко усиливается, и, как следствие, происходит значительный рост его территории. С приходом к власти Ранджита Сингха, и его коронацией в 1801, конфедерация преобразовывается в империю, доходившую от Кабула и Кандагара до границ Тибета, с населением, на 80 % состоявшим из мусульман, 10 % индуистов и 10 % сикхов. Сердцем государства оставался Пенджаб.

После смерти Ранджита Сингха в 1839 году государство погрузилось в раздоры между сердарами, которые к тому времени де-факто превратились в крупных феодалов. Ослабление сикхов позволило британцам уничтожить их государство в 1849 году в результате двух англо-сикхских войн.

Политическая структура сикхизма прошла три основных этапа. Для ранних сикхов характерна фактически неограниченная власть гуру (духовных лидеров). Раннему сикхизму вскоре пришлось столкнуться с мусульманским завоеванием Индии (1556—1707), следствием которого становится нарастающая милитаризация сикхов. Начиная с десятого гуру, Гобинда Сингха, власть была передана непосредственно сикхской общине, хальсе. Для позднего же Сикхского государства характерно перемещение центра силы от хальсы к сердарам (военачальникам, и, де-факто, крупным феодалам), враждовавшим между собой.

С разделом бывшей Британской Индии в 1947 на Индию и Пакистан вспыхивают конфликты между мусульманами и сикхами, повлёкшие за собой взаимные массовые изгнания сикхов из Западного Пенджаба, и мусульман из Восточного. Противоречия между сикхами и индуистами нарастают с 1970 годов; сикхи обвиняют индуистское большинство в дискриминации, а Индиру Ганди — в диктатуре. В Пенджабе появляются сепаратисты, требующие создания независимого сикхского государства Халистан. Решение Индиры Ганди в 1984 году провести зачистку священного для сикхов Золотого Храма в Амритсаре привела к тому, что она была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Результатом стала серия анти-сикхских погромов, которая прокатилась по всей Индии, и унесла жизни тысяч сикхов.

В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков, в частности, премьер-министром Манмоханом Сингхом. В армии Индии сикхи занимают 20 % всех офицерских должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Самым высоким званием, до которого удалось дослужиться сикху, было звание маршала авиации (маршал авиации Индии Аржан Сингх).

Большинство сикхов являются земледельцами. В Пенджабе в сельском хозяйстве занято 39 % местной рабочей силы (меньше, чем в среднем по Индии). Сикхские хозяйства являются более прибыльными, чем в среднем по Пенджабу, и в три раза более эффективными, чем средний показатель по Индии.

Численность

Численность сикхов доходит до 22 миллионов, из которых 83 % проживают в Индии. 76 % индийских сикхов живут в штате Пенджаб.

После разгрома британцами сикхского государства в 1849 начинается массовая эмиграция сикхов. Британцы оказывали сикхам предпочтение при наборе в госаппарат (Индийская Гражданская Служба), и войска, что повлекло за собой перемещение в другие части Британской Индии. Часть сикхов были привлечены в Британскую Восточную Африку для оказания помощи в строительстве железных дорог. После Второй мировой войны началась эмиграция в Британию и в Северную Америку. В 1972 году сикхи, вместе с индусами, были изгнаны из Уганды диктатором Иди Амином.

Основными центрами сикхской диаспоры являются Канада, США, Великобритания, Малайзия, Восточная Африка, Австралазия и Таиланд. В западном мире сикхов, из-за традиционных тюрбанов, часто принимают за мусульман.

Сикхи показывают самый низкий коэффициент рождаемости среди других общин Индии. Ежегодное увеличение их численности составляет около 400 тыс. чел.

Акали

Среди сикхов существует традиционный военный орден Акали (Ниханг), сыгравший важную роль в ранней военной истории сикхизма, и пользующийся среди сикхов значительным уважением. В настоящее время он играет в основном церемониальную роль.

Нанак, по происхождению индуист, родился в Тальванди (совр. Нанкана Сахиб), примерно в 65 км к западу от Лахора. Работал у Лоди, правителя Султанпура. Пережив религиозное видение, он отправился путешествовать, проповедуя учение божественного имени. В конце концов основал свою дхарамсалу(обитель веры) в Картарпуре (Пенджаб), где и скончался, окруженный последователями.

Позднейшие гуру

Мученическая смерть Арджуна привела к изменениям в политике общины. Сын Арджуна Харгобинд (15951661) впервые создал сикхскую армию, которая сражалась против войск Моголов. В период правления двух последующих гуру Хари Рая (16301661) и Хари Кришана (16561664) отношения с Моголами были мирными. Хари Кришан умер от оспы, и девятым гуру стал его дядя Тегх Бахадур (16211675). Бахадур был вызван в Дели императором Аурангзебом (16581707), но отказался принять ислам и был казнен.

Говинд Сингх (16661708), юный сын Тегх Бахадура, после гибели отца укрылся в предгорьях Гималаев. Моголам, всегда обладавшим властью над равнинами Пенджаба, так и не удалось подчинить себе полунезависимых правителей горных княжеств. Говинд Сингх стал одним из таких правителей на территории вокруг Анандапура. В 1699 он предпринял важнейший шаг, созвав сикхов в Анандапур, где провозгласил учреждение новой общины хальсы, воинственного братства-ордена, объединившей особо преданных сикхов. Незадолго до смерти Говинд Сингх объявил, что с его кончиной прекращается линия живых гуру, и в дальнейшем функции гуру должно исполнять священное писание (к тому времени получившее наименование Гуру Грантх Сахиб) совместно с сикхскимпантхом.

Хальса и современный сикхизм

Новая история

В 18 в. сикхи постепенно заняли доминирующее положение в политической жизни Пенджаба, хотя никогда не составляли большинства пенджабцев. Ранджит Сингх (17801839) объединил местные сикхские конфедерации и распространил власть сикхов до Кашмира и Хайберского перевала. После его смерти сикхские войска столкнулись с англичанами, которые укрепились на другом берегу реки Сатледж. В 1846 англичане нанесли им поражение, и после второго поражения сикхов в 1849 Пенджаб был присоединен к Британской Индии.

В 1947 Пакистан обрел независимость, и после кровопролитных столкновений практически все сикхи переселились в Индию. В 1966 территория штата Пенджаб уменьшилась за счет выделения из него нового штата Харьяны, в результате сикхи образовали большинство в Пенджабе, говорящее на языке панджаби. Партия сикхов Акали дал вела агитацию за создание сикхского государства Халистан. В начале 1980-х годов влияние в обществе приобрел лидер сикхских сепаратистов Джарнайлу Сингху Бхиндранвале. Под его руководством Золотой храм в Амритсаре был превращен в укрепленную крепость. В июне 1984 индийская армия взяла штурмом храмовый комплекс, Бхиндранвале и сотни его сторонников были убиты. В октябре того же года Индира Ганди, премьер-министр Индии, была убита сикхом из ее личной охраны. После этого покушения в Индии начались сикхские погромы. В 1990-х годах в Пенджабе периодически вводилось чрезвычайное положение.

Читайте также: