Шрифт брайля доклад по информатике

Обновлено: 14.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра коррекционной педагогики

"Шрифт Л.Брайля. Система обучения слепых письму и чтению по системе Брайля".

Студентки 3 курса 381 группы

факультета психолого-педагогического и специального образования

Головко Кристины Сергеевны

Доцент __________________________________ Л. В. Мясникова

Саратов, 2020 г.

История создания шрифта. 5

Обучение шрифту по системе Брайля. 6

Обучение слепых детей рельефному шрифту Брайля. 7

Общие методические рекомендации при обучении младших незрячих школьников системе Л.Брайля. 9

Список используемой литературы . 14

Введение.
Подготовка к жизни слепых и включение их в производственные отношения является важнейшей социальной задачей. В современных условиях остро стоят проблемы социально-трудовой адаптации незрячих, их трудоустройства и обучения. В сложившейся социально-экономической ситуации обучение детей с глубокими нарушениями зрения еще в большей степени требует усиления внимания к тем научно-методическим аспектам тифлопедагогики, которые ориентированы на обеспечение условий для самореализации незрячих в различных сферах жизни.
Совершенно очевидно, что необходим поиск новых подходов создания рациональных методик обучения, коррекции и реабилитации инвалидов по зрению. Совершенствование обучения в условиях школ для детей с нарушением зрения в немалой степени зависит от технической оснащенности и обеспеченности учебного процесса.

Проблема использования учебных тифлотехнических средств рассматривалась с различных позиций B.C. Сверловым, Р.С. Муратовым, О.Л. Алексеевым, М.М. Германовым, И.Б. Лесиным, Л.А. Семеновым, А.Е. Пальтовым, В.А. Усиком, В.Н. Смирновым и многими другими.
Отдельные аспекты этой проблемы, включая вопросы методики обучения письму и чтению по системе Л. Брайля, изучались Л.И. Земцовой, Ю.А. Кулагиным, Л.И. Солнцевой, Н.С. Костючек, B.K. Рогушиным и др.
Изучение и анализ литературных источников позволяет установить, что до настоящего времени, несмотря на использование тифлотехнических средств, при обучении слепых детей, имеющих отклонения в интеллектуальной сфере, не были специально разработаны и практически использованы приборы для начального этапа обучения рельефно-точечному шрифту Л. Брайля. Обучение слепых детей с нарушенным интеллектом рельефному шрифту имеет специфические особенности, обусловленные комплексностью нарушений в развитии (Л.И. Солнцева, 1999, Н.С. Костючек, 1977).
Таким образом, в тифлопедагогике существует противоречие между недостаточностью теоретической разработки проблемы и практической
необходимостью в обучении слепых детей шрифту Л. Брайля с помощью специальных технических средств, между практической потребностью того, чтобы дети были готовы к обучению в начальных (подготовительных) классах специальной школы, и существующими затруднениями, которые испытывают слепые дети при изучении азбуки Л. Брайля. Эти противоречия в существенно большей степени проявляются при обучении слепых детей со сниженной интеллектуальной сферой.

История создания шрифта

Шрифт Брайля – рельефно-точечный тактильный шрифт, который предназначен для чтения и письма незрячими и слабовидящими людьми. Он был придуман в 1824 году 15-летним французским подростком Луи Брайлем. В детстве Луи поранил глаз шорным ножом в мастерской отца и из-за прогрессирующего воспаления ослеп. В 1819 году Луи Брайля зачислили в Парижскую школу для слепых, где обучение проводилось по книгам, написанным рельефно-линейным шрифтом Валентина Гаюи. Проштудировав все эти книги, Луи понял, что система Гаюи несовершенна – чтобы прочувствовать каждую букву, требовалось несколько секунд.

Обучение шрифту по системе Брайля

Для людей с нарушенным зрением шрифт по системе Брайля является не только средством коммуникации, но и способствует развитию общей языковой грамотности. Изучать шрифт можно как при помощи тифлопедагога, так и самостоятельно. Существует несколько разных схем запоминания символов шрифта, например, при помощи ассоциаций с предметами.

Немаловажно обучение незрячего ребенка чтению и письму по азбуке Брайля – это альтернативный путь к освоению грамоты, без которого такой ребенок не сможет овладеть письменной речью. Для того чтобы обучить незрячего ребенка читать и писать по системе Брайля требуется взаимодействие многих людей – родителей, педагога, врача-офтальмолога, тифлопедагога.

Ещё более простым вариантом запоминания букв, написанных по системе Брайля, является использование набора тактильных букв – рельефных пластиковых фигурок. В него могут входить буквы русского или английского алфавита с нанесенным на них шрифтом по системе Брайля, который соответствует данной букве. Благодаря такому набору слабовидящий или незрячий человек может тактильно ощутить форму букв и сразу узнать, как они пишутся в системе Брайля. Зрячий человек тоже может выучить символы по системе Брайля с целью повышения своей грамотности. Для тренировки шрифта можно воспользоваться различными конвертерами с русского или английского языка в шрифт по системе Брайля и наоборот .

Обучение слепых детей рельефному шрифту Брайля

Обучение слепого ребенка чтению и письму при помощи системы Брайля — это обходной путь освоения грамоты, без которого такой ребенок не сможет освоить письменную речь.

Техника письма и чтения по системе Брайля специфична в сравнении с техникой письма и чтения плоским шрифтом. В приборе Брайля текст пишется справа налево (при письме точки прокалываются с помощью специального приспособления — грифеля), затем страница переворачивается, и текст читается по выпуклым точкам слева направо путем последовательного тактильного восприятия символов. Письмо с помощью специального прибора и грифеля (накалывание точек в клетке прибора) осуществляется только движением кисти руки в определенном порядке: с правого края сверху вниз, а затем с левого края сверху вниз. В то время как точки накалываются правой рукой, указательный палец левой руки движется влево, отыскивая последующую клетку для следующего символа. Указательный палец левой руки остается в найденной клетке до момента перехода в эту клетку правой руки с грифелем, после чего палец левой руки снова сдвигается влево и т.д. Процесс письма осуществляется слепым ребенком под кинестетическим контролем, в то время как у нормально видящих людей данный процесс протекает под кинестетическим и зрительным контролем (Г.В. Никулина).

Использование осязательного контроля затруднено, так как для проверки написанного слепому ребенку необходимо вынуть лист из прибора, перевернуть его и тактильно найти то, что написано, или читать написанное грифелем при закрытой крышке прибора Брайля, последовательно нащупывая грифелем в каждой клетке наколотые точки.

Качество контролируется также с помощью слухового восприятия, поскольку количество наколотых точек может быть отслежено по стуку грифеля в момент прокола бумаги. Концентрация внимания во время перемещения грифеля позволяет избежать недоколов (недожатых точек) и переколов (лишних точек), которые в системе Брайля совершенно искажают букву (знак).

Чтение по системе Брайля осуществляется подушечками указательных пальцев обеих рук, которые легко и плавно движутся слева направо по строке текста, а также еле заметно вибрируют сверху вниз и обратно, при этом плотно прикрывают читаемые знаки. Указательным пальцем левой руки находят начало строки, с его помощью начинается восприятие символов, затем к указательному пальцу левой руки приставляют указательный палец правой руки, и часть текста строки читают обоими пальцами. Строчка не дочитывается до конца указательным пальцем левой руки, это делается правой рукой. В то же время левая рука возвращается по строке назад (то есть движется влево), сдвигается на следующую строку и начинает чтение первой трети следующей строки. Когда строка дочитывается правой рукой, ее указательный палец вновь помещается перед указательным пальцем левой руки, и часть текста снова читают обеими руками и т.д. Средний палец, безымянный и мизинец помогают удерживать строку и определять длину слова (предложения), то есть помогают ориентироваться на читаемой строке. Большими пальцами, которые в процессе чтения сдвигаются ниже прочитываемой строки, воспринимают конец раздела или страницы. При правильной установке чтения обе руки несут одинаковую нагрузку. При чтении рельефно-точечного шрифта единицей перцепции является один знак (буква) или одна клетка прибора Брайля площадью в одно шеститочие в отличие от зрительного чтения печатного шрифта, где единицей перцепции является слово или даже фраза.

Несмотря на то, что овладение письмом и чтением по системе Брайля является трудной задачей для слепого ребенка, исследований в области освоения рельефно-точечного шрифта не так много.

Общие методические рекомендации при обучении младших незрячих школьников системе Л.Брайля

Перед организацией обучения по системе Брайля учитель обязан выяснить возможности осязания каждого ребёнка, а также знать необходимое ему сенсорное состояние сохранных анализаторов. Кроме этого учитель должен знать, что у незрячих с узкими пальцами и тонкой кожей осязание лучше, чем у детей с грубой кожей, тупыми пальцами. Поэтому с самого начала необходимо приучать ребят оберегать пальцы от ожогов, обмораживания. Развитие осязания играет немаловажную роль при обучении системы Брайля. Для этого предлагаются самые различные задания.

Обязательным при обучений системы Брайля является параллельное обучение чтению и письму. Причём учитель обязан помнить, что сложнее усваивается чтение.

Чтение

При обучении чтению младших школьников следует пользоваться изучением букв в том порядке, который требует программа.

При первоначальном ознакомлении с буквами чтение и письмо очень замедленны. Поэтому обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и максимально подводить их к необходимой скорости чтения и письма с обязательным учётом их качества.

При ознакомлении с буквой выясняют:

1) количество точек,

4) вводится символ общей формы буквы, формируется умение целиком, с одного прикосновения кончика пальца, её воспринимать, а также умение распознавать букву по точкам, если не идёт опознавание целиком.

При обучении чтению руками обязательно приучать использовать обе руки, причём указательные пальцы обеих рук должны нести одинаковую нагрузку. Нужно следить, чтобы левый указательный палец находился на начале строки и начинал читать , затем к нему приставляется указательный палец правой руки и большую часть текста они читают вместе. Затем указательный палец левой руки, не дочитывая до конца одно-два слова, разбирает и находит начало следующей строки, подготавливается к чтению первого слова, правый указательный палец опускается к левому.

Читать нужно подушечками указательных пальцами, которые двигаются слева направо по строке и еле заметно вибрируют сверху вниз и обратно, при этом плотно прикрывают читаемые знаки, но не очень сильно нажимают на них. Остальные пальцы, особенно средний и безымянный, помогают читающим пальцам в ориентировании по строчкам книги в отыскании нужных мест, а при утрате по различным причинам осязания указательных пальцев они могут заменить их. Если ребёнок не может читать середину строки обеими руками, то тогда первую половину читают левым указательным пальцем, а вторую - правым. К чтению одной рукой переходят только при отсутствии другой кисти или пальцев другой руки.

При чтении вслух , особенно на начальном этапе обучения, наиболее характерными являются следующие недостатки: вместо слова - буквы или слоги, делаются ненужные остановки, повторяется несколько раз одно и тоже слово или его часть, допускаются ошибки в распознавании букв, чтение по догадке, голос читающего тихий, почти неслышный и вялый.

Для устранения этого обязательно на любом этапе обучения предварительное прочтение текста про себя перед чтением вслух, возможно выборочное чтение вслух наиболее трудных слов.

Для того, чтобы формировать необходимую силу голоса, предлагать читать вслух за громко и внятно-читающим вслед. При выработке скорости чтения, практиковать чтение вслед за хорошо читающим.Чтение в самом начале обучения должно быть осознанным, выразительным, поэтому большое значение придаётся словарной работе по объяснению лексического значения слова различными приёмами в ходе подготовки к первичному восприятию текста ,а также во время анализа. Необходимо помнить, что незрячие дети на уступают зрячим в постановке логических ударений, но отстают в выражении голосом настроения, соответствующего читаемому. Они также плохо опознают эмоциональное состояние героев, поэтому обязательна система работы по распознанию основных эмоциональных состояний человека.

Учитель обязан научить детей свободно читать написанное при помощи конца грифеля без вынимания листа из прибора. Этот навык необходим,

чтобы во время письма восстановить написанное, выполнить грамматическое задание, задание по математике, физике и т. д.

Письмо

При обучению письму незрячих необходимо пользоваться специальным письменным прибором. Начинающим лучше пользоваться стандартным прибором, в котором клетки расположены на 18 строках по 24 клетки.

Обучение начинают с тщательного обследования прибора. Обследуется общая форма в закрытом виде, прямоугольные прорези, строки с их подсчётом. После прибор открывается, на доске проводится обследование ячеек шеститочия, строк, штифтов. Затем дети учатся правильно вкладывать бумагу в прибор, правильно держать грифель. Грифель держат в правой (рабочей) руке большим, указательным и средним пальцами, безымянный и мизинец подогнуты. Левая рука помогает ориентироваться в строке.

Начинать письмо букв нужно с накола шеститочия в строгой последовательности номеров точек. При этом, особенно на начальном этапе, перед письмом буквы выясняется её точечная комбинация, затем ребята указывают эту комбинацию кончиком грифеля не накалывая точки, и только в третью очередь в порядке следования точек в букве их накалывают.

На подготовительном этапе предусматривается работа по наколу шеститочия и его элементов в виде разнообразных арнаментов, рамок , углов и т. п. Если при проверке грифелем оказывается, что наколаты не те точки или качество накола плохое, обязательно после озвучивания целостного образа буквы, комбинации точек, предложить ребёнку ещё раз написать букву, проверить её правильность и предложить написать её целую строку. В дальнейшем особое внимание уделяется написанию зеркальных букв. При этом сравниваются зеркальные буквы только после выработки умения правильно писать каждую.

Списывание

Списывание осуществляется в двух видах:

1) списывание читаемого грифелем

2) списывание читаемого пальцами

При списывании первого вида осуществляется чтение грифелем букв написанных на листе, не вынутом из прибора, и письмо так прочитанного текста на этом же листе в этом же приборе.

При списывании второго вида левой рукой читают текст, не отнимая её от читаемого, а правой пишут, не снимая её с прибора.

Вначале учат списывать с карточек, а затем с книги.

При всех видах списывания вначале обязательно текст прочитывается целиком, а затем ещё раз тот материал, который необходимо списать. Учить списывать текст целыми словами, затем словосочетаниями и предложениями.

Во время чтения и письма по системе Брайля, когда учащиеся на короткий срок прерываются вопросами учителя, они не должны вставать для ответа, чтобы не терять места, на котором остановились. Если ученик что-то хочет спросить или сказать он правую руку оставляет на месте работы, поднимает левую руку так, чтобы локоть оставался на столе. Необходимо также научить детей пользоваться грифелем для ориентировки во время перерывов.

Во время письма и чтения незрячими детьми без большой необходимости не давать пояснений и инструкций, а перед данным видом работы должны быть чёткие, краткие и понятные указания, так как незрячие дети не любят переустановок.

Наличие разнообразных наглядных пособий, дидактических игр по развитию у детей осязания и мелкой моторики в специальных учебных заведениях и библиотеках для слепых способствует освоению системы Брайля.

В настоящее время происходит усовершенствование различной техники, в том числе компьютерной. Современные условия позволили соединить систему Брайля с техникой, вследствие чего пользование компьютерными технологиями стало для слепых доступным и удобным. Таким образом, слепым открылась новая сфера для самореализации.

Создание доступных центров компьютерных технологий, оснащенных адаптированной техникой, – современный способ использования системы Брайля.

Благодаря усвоению системы Брайля слепые дети имеют возможность получать большое количество информации и более-менее свободно выбирать будущую профессию. А благодаря освоению и компьютерных технологий эти возможности значительно расширяются. Незрячие люди могут получать качественное образование и заниматься также самообразованием, что в совокупности позволяет им почувствовать себя независимыми.

Образованные незрячие люди занимают достойное место в жизни наравне со зрячими, это сильные духом и способные к самостоятельной практической деятельности люди.

Список используемой литературы

1. Алексеев O.JI. Использование обучающих машин при обучении слепых учащихся. Свердловск, 1964.-42 с.

3. Бандурина Е. А. «Перспективы и проблемы изучения

Написание

Для читающего точки нумеруются по столбцам слева направо и по строкам сверху вниз. Для пишущего на перевёрнутой странице нумерация выглядит по иному: точка 1 находится в верхнем правом углу, под ней — точка 2, в нижнем левом углу — точка 6.

Некоторые советские тифлопедагоги продвигали систему нумерации, в которой точки 1 и 3 были переставлены местами. Такая система противоречит международным традициям.

Позднее были добавлены ещё две точки: точка 7 под точкой 3 и точка 8 под точкой 6. Такую систему стали называть расширенной системой Брайля.

Высота выпуклой точки составляет 0.5 мм, этого достаточно для распознавания точки на ощупь. Диаметр точки — 1,2 мм. Расстояние между точками — 2,5 мм, расстояние между символами — 2,3 мм по горизонтали и 3,8 мм по вертикали.

Существует множество форматов листов для печати по Брайлю, распространённость которых варьируется в зависимости от национальных традиций типографского дела. Традиционный для России и постсоветского пространства лист брайлевской книги включает в себя 25 строк по 30 или 32 знака в каждой, обладая общим размером 23 на 31 см.

Используя традиционный (шеститочечный) шрифт Брайля, можно записать 26=64 различных символа: 63 информативных и один пробел. В расширенном (восьмиточечном) шрифте Брайля — 28=256 символов: 255 информативных и один пробел.

Вследствие ограниченности количества различных комбинаций точек, часто используются:

  • многоклеточные знаки (состоящие из двух и более знаков, по отдельности имеющих свои функции);
  • дополнительные знаки (большие и малые буквы разных алфавитов, цифровой знак и т. д.).

Каждая комбинация имеет несколько значений, порой доходящих почти до десятка.

При записи символов шрифта Брайля используются особые письменные принадлежности — прибор и грифель. Из-за этого невозможно изменить размеры и начертание (жирный, полужирный, курсив) символов. Для обозначения строчных и прописных букв перед нужными буквами ставятся специальные символы. Для изменения начертания (жирный, полужирный, курсив) текста, при записи верхнего и нижнего индекса, при записи математического корня до и после текста ставятся специальные символы: один символ ставится в начале текста, другой — в конце. Такой способ написания похож на запись текста между тегами в языке html.

Грамматические особенности письма по Брайлю

В целом можно выделить следующие отличия брайлевского письма:

  • частое игнорирование заглавных букв;
  • отсутствие знака пробела после запятой;
  • отсутствие знака пробела перед тире;
  • отсутствие пробела между знаком номера и числом;
  • использование одного и того же символа для обозначения похожих пунктуационных знаков, например, тире и дефиса, так как в Брайле существует лишь один-единственный символ подобного рода.

Без специального дополнительного обучения незрячий человек всегда допускает подобные ошибки, набирая обычный текст, так как в системе Брайля они являются стандартными правилами.

Современный мир становится все более инклюзивным: на людей с нарушениями зрения, слуха, различными ограничениями при передвижении обращают всё больше внимания и стараются учитывать их потребности. Одно из важнейших достижений человечества для незрячих людей – тактильный шрифт по системе Брайля, благодаря которому они могут прочитать и написать любой текст.

История создания шрифта

Азбука Брайля для незрячих

Шрифт Брайля – рельефно-точечный тактильный шрифт, который предназначен для чтения и письма незрячими и слабовидящими людьми. Он был придуман в 1824 году 15-летним французским подростком Луи Брайлем. В детстве Луи поранил глаз шорным ножом в мастерской отца и из-за прогрессирующего воспаления ослеп. В 1819 году Луи Брайля зачислили в Парижскую школу для слепых, где обучение проводилось по книгам, написанным рельефно-линейным шрифтом Валентина Гаюи. Проштудировав все эти книги, Луи понял, что система Гаюи несовершенна – чтобы прочувствовать каждую букву, требовалось несколько секунд.

Обучение шрифту по системе Брайля

Для людей с нарушенным зрением шрифт по системе Брайля является не только средством коммуникации, но и способствует развитию общей языковой грамотности. Изучать шрифт можно как при помощи тифлопедагога, так и самостоятельно. Существует несколько разных схем запоминания символов шрифта, например, при помощи ассоциаций с предметами.

Немаловажно обучение незрячего ребенка чтению и письму по азбуке Брайля – это альтернативный путь к освоению грамоты, без которого такой ребенок не сможет овладеть письменной речью. Для того чтобы обучить незрячего ребенка читать и писать по системе Брайля требуется взаимодействие многих людей – родителей, педагога, врача-офтальмолога, тифлопедагога.

Самоучитель Брайльбука для слепых детей
Тактильные цифры

Ещё более простым вариантом запоминания букв, написанных по системе Брайля, является использование набора тактильных букв – рельефных пластиковых фигурок. В него могут входить буквы русского или английского алфавита с нанесенным на них шрифтом по системе Брайля, который соответствует данной букве. Благодаря такому набору слабовидящий или незрячий человек может тактильно ощутить форму букв и сразу узнать, как они пишутся в системе Брайля.

Зрячий человек тоже может выучить символы по системе Брайля с целью повышения своей грамотности. Для тренировки шрифта можно воспользоваться различными конвертерами с русского или английского языка в шрифт по системе Брайля и наоборот.

Написание текста по системе Брайля

Для обозначения букв Луи Брайль применял шесть точек, расположенных в три ряда и два столбца. Позднее появилась расширенная система Брайля – были добавлены ещё две точки.

Для записи символов шрифта Брайля используются особые письменные принадлежности – прибор и грифель. При письме точки прокалываются, поскольку читать можно только по выпуклым точкам. Главной особенностью шрифта по системе Брайля считается то, что текст следует писать справа налево, затем переворачивать и читать написанное уже слева направо.

Для читающего человека точки нумеруются по столбцам слева направо и по строкам сверху вниз. Для пишущего человека на перевёрнутой странице нумерация выглядит по-иному: точка 1 находится в правом верхнем углу, под ней – точка 2, в левом нижнем углу – точка 6. Параметры выпуклой точки в шрифте Брайля четко обозначены государственными стандартами. Используются три размера шрифта (крупный, средний, мелкий), но стандартным является крупный размер.

Нумерация по Брайлю
Написание по Брайлю

При использовании традиционного (шеститочечного) шрифта Брайля можно записать 64 различных символа, расширенного (восьмиточечного) – 256 символов. Строчные и прописные буквы обозначаются специальными символами, которые ставятся перед нужной буквой. Для изменения начертания текста (жирный, полужирный, курсив), записи верхнего и нижнего индекса, математических символов действует несколько другое правило: один специальный символ ставится в начале текста, другой – в конце.

Также существуют различные форматы листов для печати по Брайлю, распространённость которых меняется в зависимости от национальных традиций типографского дела. Традиционный для России и постсоветского пространства лист брайлевской книги включает в себя 25 строк по 30 или 32 знака в каждой, обладая общим размером 23 на 31 см.

Использование брайлевских книг

Книги по Брайлю

Найти тактильные книги можно в специализированных библиотеках для слепых. В России одной из крупнейших является Российская государственная библиотека для слепых (РГБС), где собрано большое количество экземпляров различных книг с применением системы Брайля. Также в библиотеках для незрячих людей есть аудиокниги и специальные таблички со шрифтом Брайля. Вносят вклад и волонтеры, которые на специальных сайтах создают свободные для прослушивания аудиокниги.

Ваш браузер не поддерживает плавающие фреймы!

Количество слепых, читающих по Брайлю

Точное число незрячих людей узнать, к сожалению, невозможно, потому что статистика по их учету не ведётся, а умеющих читать шрифт Брайля – особенно. По данным Всемирной организации здравоохранения за 2019 год, в мире насчитывалось 2,2 млрд. людей с проблемами зрения, из которых полностью незрячих около 37 млн., и большинство людей с нарушениями зрения старше 50 лет.

По данным за 2009 год количество учтенных слепых и слабовидящих в России составляло 218 тыс. человек, из них полностью слепых – 103 тыс. Однако в обществах слепых неофициально заявляют, что незрячих на самом деле гораздо больше. Из этого количества 22% составляла молодежь трудоспособного возраста, т.е. практически каждый пятый из всех слепых и слабовидящих. По тем же данным за 2009 год инвалидами по зрению становятся около 45 тыс. россиян каждый год, поэтому при сохранении этой тенденции в 2020 году количество слабовидящих может составлять до 700 тыс. человек.

Количество инвалидов на февраль 2020 года, Федеральный реестр инвалидов РФ

Территория ♿ Численность инвалидов 👨 Мужчины 👩 Женщины
Российская Федерация 11 188 216 4 816 175 6 372 041
Центральный
федеральный округ
3 236 422 1 324 912 1 911 510
Северо-Западный
федеральный округ
1 211 629 453 344 758 285
Северо-Кавказский
федеральный округ
910 067 395 543 514 524
Южный
федеральный округ
1 196 304 557 664 638 640
Приволжский
федеральный округ
2 187 192 959 718 1 227 474
Уральский
федеральный округ
724 529 334 508 390 021
Сибирский
федеральный округ
1 221 175 560 868 660 307
Дальневосточный
федеральный округ
499 769 229 011 270 758

Достоверных статистических данных о брайлевской грамотности – количестве людей, умеющих пользоваться азбукой Брайля – нет. По неофициальной статистике, лишь 7-10% слепых и слабовидящих людей знают шрифт Брайля по причине недостаточного распространения инструкций и обучения в раннем возрасте. Есть и те, кто является слабовидящим или имеющим двойной недуг (слепоглухота) и пользуется шрифтом Брайля, но не попадает в статистические отчеты.

Применение шрифта Брайля в оборудовании для людей с инвалидностью

Для информирования и ориентирования в пространстве людей с нарушениями зрения используются особые тактильные средства, в том числе и с применением рельефно-точечного шрифта по системе Брайля. Среди них: тактильно-визуальные таблички и наклейки, тактильно-контрастные пиктограммы, рельефно-графические схемы и планы. Во всех перечисленных средствах шрифт по системе Брайля используется вместе с обычным печатным или рельефным текстом как дополнение к пиктограмме или тактильной схеме объекта.

Тактильная пиктограмма
Тактильная табличка

Какие особенности при использовании шрифта Брайля необходимо учитывать?

Основные места использования таких тактильных знаков – различные учреждения общественного пользования с большой проходимостью. Важным моментом является то, что увеличение использования табличек со шрифтом по системе Брайля подталкивает незрячих людей к ее изучению, что положительно сказывается на общем уровне брайлевской грамотности.

Полноцветная тактильная мнемосхема

Для уверенного пользования персональным компьютером или смартфоном людьми с нарушениями зрения разработаны различные программы, синтезирующие текст в речь. Большая часть незрячих людей использует программу голосового воспроизведения текста с экрана, например NVDA или JAWS. В то же время слабовидящие и люди с нарушением работы глаз пользуются экранными увеличителями и сменой контрастности для лучшей различимости элементов на экране.

Ваш браузер не поддерживает плавающие фреймы!

Для перевода русских букв на язык Брайля используйте наш кодировщик Брайля.

Что такое азбука (шрифт) Брайля?

Используется также расширенная система Брайля — две колонки по 4 позиций в каждой, то есть всего 8 точек. Шеститочечная система позволяет закодировать 2 6 =64 символа (63 информативных + пробел), восьмиточечная система — 2 8 =256 символов (255 информативных + пробел).

Русский алфавит Брайля

Шрифтом Брайля кодируются алфавиты разных языков, в том числе русского языка. Ниже показан русский алфавит в кодах Брайля: над кодом указана буква русского алфавита, под кодом указаны номера позиций закрашенных точек.

Азбука Брайля

Английский алфавит Брайля

Английская азбука Брайля

Цифры в шрифте Брайля

Цифры в шрифте Брайля имеют одинаковое начертание с первыми буквами английского (латинского) алфавита: 1 — a, 2 — b,… 9 — I,0 — j.

Прочие символы в шрифте Брайля

Знак пробела не имеет обозначения в шрифте Брайля.

Символы строчных и прописных букв

Признак алфавита опускается, если понятно, для какого языка используется шрифт. В России для прописных букв не указывают признаков, для обозначения заглавной буквы используют знак заглавной буквы с точкой в позициях 45, опуская признак алфавита 345. Приведем примеры.

  • а русская — 1, А русская — 45 1
  • а латинская — 6 1, А латинская — 46 1
  • альфа — 56 1, прописная альфа — 456 1.

Сводная таблица

Анг. букваРус. букваЦифраОбозначениеПозиции точек
A aА а11
B bБ б212
C cЦ ц314
D dД д4145
E eЕ е515
F fФ ф6124
G gГ г71245
H hХ х8125
I iИ и924
J jЖ ж0245
K kК к 13
L lЛ л 123
M mМ м 134
N nН н 1345
O oО о 135
P pП п 1234
Q qЧ ч 12345
R rР р 1235
S sС с 234
T tТ т 2345
U uУ у 136
V v 1236
W wВ в 2456
X xЩ щ 1346
Y y 13456
Z zЗ з 1356
Ё ё 16
Й й 12346
Ш ш 156
Ъ ъ 12356
Ы ы 2346
Ь ь 23456
Э э 246
Ю ю 1256
Я я 1246

История создания шрифта

Но его основатель, французский офицер-артиллерист, не остановился на этом и в 1821 году отправился со своими новациями в Королевский институт слепых, где Луи Брайль заинтересовался изобретением, но отметил некоторые недостатки. Первый существенный недостаток, как посчитал Брайль, исключал возможность орфографического написания, так как наборы точек обозначали только звуки. Ко второму недостатку он отнес несоразмерность точек пучкам пальцев руки, которая вынуждала читающего передвигать пальцы для ощупывания следующих выпуклостей из знака, что усложняло чтение.

  • шрифт для начинающих, который содержит все звуки и знаки препинания;
  • широко используемый шрифт, в котором предусмотрены условные сокращения для экономии места;
  • редко встречающийся шрифт, в котором сокращаются слова до уровня нескольких букв или просто символов.

Как устроен шрифт

Буквы в общепризнанной системе представляют собой шесть выпуклостей в два вертикальных ряда. Чтение происходит справа налево на первой странице и наоборот на следующей. Неудобство заключается и в том, что нумерация точек идет сверху вниз, а читаются сначала точки в столбце справа, затем в левом. На обратной стороне листа этот принцип усложняет процесс чтения.

Кроме порядка расположения выпуклых точек система Брайля предполагает и определенные их размеры, а также расстояние между точками. Минимальная высота отметки не должна быть менее полусантиметра, расстояние от протокола до протокола равно двум с половиной миллиметрам, горизонтальное — пять миллиметров. Эти нормы позволяют быстро и без особых затруднений освоить навыки чтения незрячим.

Особенности грамматики

Предложения при письме по Брайлю имеют определенные особенности шрифта, нарушающие общепринятые нормы грамматики. К таким особенностям относятся следующие моменты:

  • прописные (заглавные) и строчные буквы имеют одинаковые коды Примечание 1 ;
  • отсутствует пробел после запятой, перед тире, между знаком номера и числом;
  • тире и дефис обозначаются одинаково.

* Примечание 1. По умолчанию буквы в шрифте Брайля считаются строчными. Для указания прописной буквы или явного указания строчной буквы перед ней ставят специальные символы прописных и строчных букв.

Если незрячему человеку предстоит набирать тексты на компьютере, то во избежание ошибок с перечисленными моментами ему придется пройти специальную подготовку.

Преимущества и недостатки

Как и любой метод чтения и письма система Брайля имеет преимущества и недостатки. Если говорить о достоинствах шрифта, то их гораздо больше:

  • легко освоить и использовать;
  • просто создавать тексты;
  • возможность для незрячего получить образование;
  • возможность общаться с людьми на расстоянии;
  • повышение самооценки слепого благодаря получаемой информации;
  • возможность заниматься общественно полезной работой;
  • возможность получить работу.

К недостаткам можно отнести:

  • объемность письменных материалов;
  • невысокую скорость чтения;
  • недоступность общения онлайн.

Возможности использования

Шрифт Брайля Сбербанк

Использование шрифта в отделении Сбербанка

Шрифт Брайля метро

Использование шрифта в метро Рима, Италия

Прогресс не стоит на месте. Проблема слепоты задевает многие семьи, в которых сталкиваются с врожденными аномалиями, а также травматической потерей зрения родственников. Этот факт подталкивает исследователей и ученых к созданию приборов, облегчающих жизнь таким людям.


Содержание

Написание


Нумерация точек идёт сверху вниз по столбцам. Нумерация точек при записи идёт в обратном порядке — сначала по правому столбцу, затем по левому: точка 1 находится в верхнем правом углу, под ней — точка 2, в нижнем правом углу — точка 3. В левом верхнем углу находится точка 4, под ней — точка 5, в левом нижнем — точка 6.

Однако некоторыми советскими тифлопедагогами продвигалась другая система нумерации, где точки 1 и 3 переставлены местами, но она противоречит международным традициям. [1]

Позже появилась расширенная система Брайля, где добавлено ещё две точки: 7 под точкой 3 и 8 под точкой 6.

Наличие или отсутствие точек (проколов) в ячейке дает определенный символ. Высоты точки в 0,5 мм достаточно для её распознавания на ощупь. Расстояние между точками занимает около 2,5 мм, расстояние между ячейками — 3,75 мм по горизонтали и 5 мм по вертикали.

Существует множество форматов листов для печати по-брайлю, распространённость которых варьируется в зависимости от национальных традиций типографского дела. Традиционный для России и постсоветского пространства лист брайлевской книги включает в себя 25 строк по 30 или 32 знака в каждой, обладая общим размером 23 на 31 см. [2]

В традиционном шеститочечном Брайле существует всего 64 различных символа (2 6 ): 63 информативных и пробел, а в расширенном восмиточечном - 256 (2 8 ): 255 информативных и пробел.

Вследствие такой ограниченности общего числа различных комбинаций точек, часто используются многоклеточные знаки (состоящие из двух и более знаков, по отдельности имеющих свои функции), дополнительные знаки (большие и малые буквы разных алфавитов, цифровой знак и т. д.). Каждая комбинация имеет несколько значений, порой доходящих почти до десятка.

Поскольку для письма шрифтом Брайля используются особые письменные принадлежности — прибор и грифель, брайлевские буквы невозможно изменить в размерах или подчеркнуть, как-либо изменить их конфигурацию. Поэтому для выделения букв и слов используются специальные знаки: заглавных и малых букв (ставятся перед нужными буквами), курсива, жирного и полужирного шрифтов (знаки ставятся до и после выделяемых символов), верхнего и нижнего индекса, математического корня (один символ ставится в начале, другой — в конце) и так далее. Отдельные конструкции сходны с логикой html, когда, например, текст для придания ему курсивного начертания помещается между специальными знаками (условными тегами).

Грамматические особенности письма по Брайлю

Из-за ряда конструктивных особенностей шрифта Брайля, в письме на его основе, сделаны некоторые изменения правил грамматики. В результате чего человек, обучавшийся по системе Брайля, которого также принято называть "браилистом", впоследствии может допускать ряд характерных ошибок при написании обычного текста, например, если незрячий человек будет вводить текст на адаптированном для работы без помощи зрения компьютере.

В целом можно выделить следующие отличия брайлевского письма:

  • Частое игнорирование заглавных букв.
  • Отсутствие знака пробела после запятой.
  • Отсутствие знака пробела перед тире.
  • Отсутствие пробела между знаком номера и числом.
  • Использование одного и того же символа для обозначения похожих пунктуационных знаков, например, тире и дефиса, так как в Брайле существует лишь один единственный символ подобного рода.

Без специального дополнительного обучения, незрячий человек всегда допускает подобные ошибки, набирая обычный текст, так как в системе Брайля они являются стандартными правилами. [2]

Читайте также: