Школы арабского халифата доклад

Обновлено: 05.07.2024

Государственность у арабов (самоназвание – аль-араб) зародилась и сложилась на Аравийском полуострове. В VI веке Аравия представляла собой ряд независимых дофеодальных государств. Аравийские племена подразделялись на южноарабских (йеменские) и североарабских.

Мусульманскую общину Мухаммед построил в виде религиозно-военной организации, которая очень быстро превратилась в полити-ческую силу и стала центром объединения Аравии в единое государство.

В 630 г. большая часть Аравии признала власть Мухаммеда и тогда же он провозглашается Пророком и главой Аравии. В созданном Мухаммедом государстве он становится духовным, военным предводителем и верховным судьей.

Историю Арабского халифата по названию династий и месту нахождения столиц делят на три периода: Мекканский период (622-661 г.) – время правления Мухаммеда и его родственников; Дамасский (661-750 г.) – правление Омейядов (от основателя Омойи); Багдадский (750-1258 г.) – правление династии Аббассидов (от Аббаса – дяди Мухаммеда).




АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ

Государственность у арабов (самоназвание – аль-араб) зародилась и сложилась на Аравийском полуострове. В VI веке Аравия представляла собой ряд независимых дофеодальных государств. Аравийские племена подразделялись на южноарабских (йеменские) и североарабских.

Мусульманскую общину Мухаммед построил в виде религиозно-военной организации, которая очень быстро превратилась в полити-ческую силу и стала центром объединения Аравии в единое государство.

В 630 г. большая часть Аравии признала власть Мухаммеда и тогда же он провозглашается Пророком и главой Аравии. В созданном Мухаммедом государстве он становится духовным, военным предводителем и верховным судьей.

Историю Арабского халифата по названию династий и месту нахождения столиц делят на три периода: Мекканский период (622-661 г.) – время правления Мухаммеда и его родственников; Дамасский (661-750 г.) – правление Омейядов (от основателя Омойи); Багдадский (750-1258 г.) – правление династии Аббассидов (от Аббаса – дяди Мухаммеда).

В VII веке у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменного строя. Усилилась имущественная, а затем и социальная дифференциация. Шейх (глава племен) и саиды (племенные старейшины) захватывают лучшие земли оазисов. В их собственность переходит большое количество скота. Появляются рабы. Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей.

Разложение родоплеменных отношений особенно далеко зашло в Хиджазе (районе побережья Красного моря). Здесь вокруг оазисов концентрировались полуоседлые племена, занимавшиеся не только скотоводством, но и земледелием. В этом районе были торгово-ремесленные города: Мекка, Ясриб, через которые пролегал большой караванные путь с юга на север. В городах доминировали богатые купцы-ростовщики. Особившись в привилегированную группу, они, тем не менее, не порывали родственных связей с определенными племенами и их знатью. В этих районах находилось большое количество обездоленных бедуинов. Рушились вековые связи, узы и традиции взаимопомощи, связавшие всех соплеменников. Бедствием для простых людей была усилившаяся межплеменная рознь. Постоянные взаимные военные набеги сопровождались убийствами, угоном людей и скота.

Так в обстановке глубокого социально-экономического кризиса рождалось новое (классовое) общество. И, как это имело место у других народов, идеология общественного движения, объективно выступившего за новый строй, приобрела религиозную форму.

Среди простых людей новые идеи нашли ревностных сторонников. Они приняли Ислам, т.к. давно потеряли веру в могущество племенных божков, не защитивших их от бедствий и разорений.

Народный характер первоначального движения отпугнул богатых, но это продолжалось не долго. Наблюдая за действием приверженцев Ислама, знать начала понимать, что новая религия не угрожает их коренным интересам. Вскоре представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман.

К этому времени (20-30 гг. VII века) было завершено организационное оформление религиозной мусульманской общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем Ислама. Деятельность этой религиозной военной организации постепенно приобретала политический характер.

Возникшее государство решало одну из важнейших задач, стоявшую перед страной – преодоление племенного сепаратизма. К середине VII века объединение Аравии было в основном завершено.

Под их руководством в VII-VIII веках были завоеваны огромные территории, включая Ближний и Средний Восток, Северную Африку и некоторые другие районы. Одним из важнейших стимулов движения арабов на новые земли явилась относительная перенаселенность Аравии. Коренные жители завоеванных земель почти не оказывали сопротивление пришельцам, так как до этого находились под игом других государств, нещадно их эксплуатировавших. Они не были заинтересованные в защите старых господ и их порядков.

В итоге на завоеванных землях возникло новое большое государство - Арабский Халифат. В его состав вошла и Аравия. Дав своей новой родине новую религию, арабы получили взамен производительные силы, находившиеся на относительно высокой степени развития. Вступив в районы древней культуры (Месопотамию, Сирию, Египет), они оказались во власти развертывающегося здесь глубокого социального переворота, основным направлением которого было формирование феодализма.

Одновременно с образованием Халифата формировалось и его право – шариат. Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками стали Коран – священная книга ислама, содержащая предписания, носящие характер морально-нравственных установок; сунна – сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда, содержащая предписания семейно-наследственного и судебного права; иджма – решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами, по вопросам, не отраженным в Коране и сунне, фетва – письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

Под воздействием этого процесса разложение первобытнообщинного строя у арабов было быстро завершено.

Арабский феодализм наряду с главными, общими для феодального общества любой страны чертами, имел важные особенности.

Степень развития феодализма в отдельных областях Халифата не была одинаковой. Она находилась в прямой зависимости от предшествовавшего завоеванию уровня их социально-экономического развития. Если в Сирии, Ираке, Египте феодализм господствовал практически безраздельно, то в большей части Аравии сохранились значительные пережитки родоплеменного строя.

Государственный аппарат Халифата был достаточно централизованным. Этому значительно способствовало концентрация в руках главы государства значительной части земельного фонда страны. Высшая власть: духовная (имамат) и светская (эмират) – находилась в руках халифа. Первые халифы избирались мусульманской знатью из своей среды. Однако довольно быстро власть Халифата стала наследственной. Арабское государство приобрело формы централизованной теократической монархии. Власть Халифа в принципе признавалась неограниченной. В действительности он должен был считаться с крупнейшими феодалами страны, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали неугодных им правителей.

Центральными органами государственного управления считались следующие ведомства (диваны):

1) Диван-ал-Джуид, ведавший оснащением и вооружением войска. Под его контролем работали чиновники, составлявшие списки ополченцев и наемников, а также определявшие размеры оплаты и земельных пожалований за службу.

2) Диван-ал-Харадж, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну.

3) Диван-ал-Барид – управление дорог и почты, руководившие также строительством дорог, колодцев и т.д. Являясь фактически единственной организацией, способной наиболее быстро обеспечит передачу информации, это ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения. Это определяло его значимость. Чиновники почты не подчинялись должностным лицам в провинциях.

Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Среди них первое место принадлежало визиру (или визирю). Опираясь на поддержку знати, визиры постепенно сосредоточили в своих руках управление и тем самым оттеснили в определенной мере халифов от их реальной власти.

В конце 8 века наметились новые тенденции в развитии арабского государства. Местная знать, укрепившись на завоеванных территориях, теряет былую заинтересованность в единстве Халифата. К этому времени эмиры получили возможность создавать свое, в ряде районов весьма многочисленное войско. Они удерживают в свою пользу налоговые платежи. Раскол Халифата на отдельные независимые государства стал вопросом времени.

На рубеже VI-VII веков Христианской эры в арабском мире произошли стремительные перемены, вызванные переходом от традиционного кочевого родоплеменного строя к ярко выраженному классовому обществу, порождая в сердцах большинства арабов чувства уныния и отчаяния. Для людей, мыслящих традиционными понятиями, жизнь становилась попросту непереносимой – унылой, бессмысленной, унизительной и нелепой. Так или иначе, нужно было вырабатывать такое мировоззрение, которое позволило бы человеку и в условиях явной социальной несправедливости ощущать ценность и осмысленность жизни.

Он отчетливо понимал одну простую истину. Для того, чтобы объединить вокруг себя кочевые племена Аравии, необходимо разработать систему взглядов, положений и рекомендаций, предлагающую решение наиболее важных, ключевых вопросов жизни человека. Причем предлагающую решение их таким образом, чтобы с этой системой взглядов и положений соглашался и воспринимал ее, как свою, практически любой кочевник-бедуин (вне всякой зависимости от его социального положения и рода занятий).

Исходная система понятий, разработанная пророком Мухаммедом, была такова, что при помощи ее можно было легко формализовать, проанализировать, оценить любое явление реальной жизни кочевника. Ответить на основной вопрос – смысла и цели человеческой жизни. Разрешить извечную проблему жизни и смерти.

Сама жизнь показывала, что большая часть успеха зависит от правильного и адекватного восприятия положений Корана, а правильное восприятие невозможно без педагогической практики, а для этого, в свою очередь, нужна система воспитания и обучения, и пророк Мухаммед занялся этой проблемой.

Он формализовал общую цель обучения и воспитания. Общая цель обучения и воспитания – распространение ислама среди самых широких слоев населения. Цель воспитания – формирование морально-этических норм воина ислама, закрепленных на уровне сознания и подсознания.

Цель обучения заключалась в наделении воина ислама теоретическими и практическими добродетелями (знаниями, умениями, навыками), закрепленными на уровне долговременной памяти.

Воспитание рассматривалось как способ наделения муслима этическими (нравственными) добродетелями, для чего считалось важным привить ему привычку совершать правильные действия, вести себя должным образом.

Образование считалось и было для всякого арабского воина обязательной составной частью воинского искусства. В доисламский период школа обучения и воспитания арабских воинов существовала, в основном, в качестве развивающего и воспитательного учреждения, и вполне соответствовала критериям воинской подготовки. Образовательный аспект присутствовал лишь в рамках обучения воинов, осуществлявшегося в арабских городах. С появлением ислама школа подготовки воинов приобрела, в дополнение к вышеуказанным нами функциям, также ярко и четко выраженную образовательную функцию и функцию психологической подготовки. Пророк Мухаммед взял курс на обновление и дополнение ранее созданных форм обучения и воспитания воинов.

И обучение, и воспитание основывались на обретении молодым человеком (или молодым воином ислама, что мыслилось, как одно и то же) истинного знания. Знанию придавалось исключительно большое значение. Оно подразделялось на:

1. Предвечное и всеобъемлющее Божье знание, являющееся одним из символов всемогущества Бога (Аллаха);

2. Человеческое знание – обычное (мирское, секулярное) и религиозное (равное вере).

Вера на исламском Востоке в известной степени отождествлялась со знанием. При этом вера противопоставлялась неверию, а знание – неведению (невежеству). Стремление к знанию рассматривалось, как долг каждого мусульманина (и это представляется нам особенно важным). Обладание знанием в глазах общества, с точки зрения общественного мнения, ценилось выше, чем обладание собственностью. Считалось, что в идеале всякий образованный человек должен быть беспристрастным, ведь знание больше, чем собственность.

Собственность уменьшается по мере расходования, в то время как знание возрастает.

К овладению знанием, согласно принятой в Арабском Халифате точке зрения, вело 4 пути:

1. Усвоение исламских традиций;

2. Мистическое озарение;

3. Понимание посредством логического рассуждения;

4. Энциклопедическое знание.

При этом настойчиво подчеркивалась взаимосвязь между знанием и действием (делом, поведением), которая, в частности, должна была обеспечиваться единством должного обучения и воспитания. Все это делало проблему образования одной из центральных проблем в жизни Арабского Халифата.

Уточняя формы существования обучения и воспитания воинов в Халифате периода правления пророка Мухаммеда и первых 4 (праведных) халифов, отметим появление ступенчатости образования:

1) семейное (домашнее) обучение и воспитание;

2) начальная школа,

3) средняя ступень;

4) высшая ступень.

Со второй половины VII века школы существовали не только в городах, но и в крупных селениях исламского мира. Значительная часть населения Халифата была грамотна (в отличие от большей части населения стран тогдашнего Христианского мира). Так же, как в греко-римском и в византийском обществе, начальная школа в средневековом мусульманском мире была частной. Учитель договаривался с родителями учеников об условиях обучения. Обычно плата за обучение была невелика.

Общая направленность обучения и воспитания, даваемая мусульманской школой, соответствовала духу семейного воспитания. Именно семейное воспитание, в значительной мере, обеспечивало адекватность передачи знаний из поколения в поколение. Оно также было проникнутого духом ислама, установления которого строжайшим образом исполнялись в повседневной жизни. Это создавало исключительно благоприятную и благотворную почву для более глубокого изучения и постижения религии в процессе школьного обучения. Научить молодого человека не только читать Коран, но и обучить его военному делу считалось религиозным долгом всякого учителя.

На всех ступенях образования обязательным было военное обучение и воспитание. Таково было требование времени. Каждый мусульманин рассматривался, прежде всего, как воин Аллаха, защитник ислама, призванный своим мечом не только защищать истинную веру, но и распространять ее по всему миру.


Урок знакомит с историей формирования и особенностями арабской культуры периода Средних Веков. Рассматривает систему образования, действовавшую в Арабском халифате. Рассказывает о самых известных арабских учёных того периода, их открытиях и достижениях. Характеризует влияние ислама на литературу и искусство народов, входивших в состав Арабского халифата.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Культура стран халифата"

Арабы по уровню развития культуры стояли ниже, чем большинство завоёванных ими народов. Но постепенно они смогли усвоить достижения античности и стран Востока.

Совместив их с собственными знаниями и обычаями, жители Халифата создали колоритную и неповторимую арабскую культуру.

Культура Халифата

В захваченных арабами землях вместе с исламом широко распространялся арабский язык.

Если мусульманин хотел занять руководящую должность, то был обязан получить хорошее образование. Досконально знать Коран, в котором были прописаны основные правила поведения и законы.

Стремление к знанию рассматривалось как долг каждого мусульманина.

Обладание знанием в глазах общества ценилось выше, чем обладание собственностью. Поэтому значительная часть населения Халифата была грамотна.

Образование состояло из нескольких этапов.

Домашнее обучение и воспитание должны были обеспечить передачу знаний из поколения в поколение. Они были проникнуто духом ислама, установления которого исполнялись в повседневной жизни.

Начальная школа была частной. Основную часть её учеников составляли дети торговцев, ремесленников, богатых крестьян. Аристократия нанимала домашних учителей. В ней изучались: Коран, чтение, письмо, счёт, грамматика, литература, физическое воспитание.

В среднюю и высшую ступень входили традиционные и рациональные предметы. В первой группе главную роль играли религиозные дисциплины: толкование Корана, изучение устных преданий о жизни Мухаммеда (хадѝсов), богословие. Также изучались грамматика, литература, риторика.

Вторую группу составляли логика, математика, астрономия, медицина, философия.

Обучение велось чаще всего при мечетях и было бесплатным.

В странах Халифата успешно развивались науки, связанные с ремеслом и торговлей: математика, астрономия, география. Получили развитие медицина и история.

Арабские учёные

Центрами научных знаний были Ку̀фа, Ба̀сра, Багда̀д, Дама̀ск.

Центры научных знаний

Арабские переводы

Огромными были достижения арабских учёных в области точных наук.

Известный учёный и математик Аль-Хорезмѝ (783–850 годы) считается основателем классической алгебры.

До XVI века переводы его математических трудов использовались в европейских университетах как основные учебники. Ему же принадлежит заслуга в популяризации индийских цифр.

Сначала ими стали пользоваться арабские математики. Позже они стали общепринятыми во всём Западном мире.

В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Арабские астрономы смогли вычислить примерную окружность Земли, описали положение звёзд.

Учёный и астроном Аль-Бирунѝ (973–1048 годы) в своих работах рассмотрел гипотезу о движении Земли вокруг Солнца.

Уважением у арабов пользовалась география.

Арабские путешественники и купцы описали страны Халифата, Индию, Китай, проникли вглубь Африки и Восточной Европы. Составили карты известных им стран.

Известным арабским географом был Ибн Хордадбѐх (820 г. – ок. 912 года).

Высокого уровня у арабов достигла медицина.

Время зарождения письменной истории у арабов совпадает с распространением ислама.

Появились предания о Мухаммеде и его сподвижниках. Сведения о том, как возник ислам.

В своих трудах историки прославляли арабские завоевания. В кратком виде излагали историю Рима, Византии, Ирана.

Развитая поэзия сложилась у арабов ещё в доисламский период.

Она отражала быт и обычаи населения Аравии. В VIII–IX веках многие произведения устной поэзии были записаны.

Больших успехов достигла литература в Иране и Средней Азии. Здесь произведения обычно писались на персидском языке – фарсѝ.

Известным поэтом был Фирдоусѝ (934–1020 годы).

На основе образцов греческих, римских и иранских построек арабы создали свою оригинальную архитектуру. Строители возводили великолепные дворцы, храмы и крепости.

Наиболее известны культовые здания. Основным культовым зданием ислама, где собирались для молитвы последователи Пророка, стала мечеть.

Во время молитвы верующие становились лицом к специальной нише – михра̀бу, направленному в сторону Мекки, и повторяли действия священнослужителя – муллы̀ или има̀ма.

По сравнению с христианским храмом убранство мечети было очень простым. Возле мечети возводили минарѐты – высокие башни, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву.

Мечеть была не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем ценностей, центром образования.

Функции мечети

Наиболее известные мечети времён Халифата – А̀мра в Фуста̀те, Мечеть Омейя̀дов в Дамаске, Заповѐдная мечеть в Мекке.

Заповедная мечеть

Коран не одобрял изображение людей и животных, поэтому

стены зданий арабские мастера покрывали арабѐсками – геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий.

Подведём итоги.

В IX–XI веках арабская культура достигла наивысшего расцвета.

Её достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой Европы.

Составили выдающийся вклад в мировую культуру.

Это относится прежде всего к развитию математики, астрономии, географии, философии, медицины, истории.

Читайте также: