Школьник на уроке сделал доклад о результатах проведенного им исследования по биологии

Обновлено: 02.07.2024

Во время проведения урока учащиеся проявили активность. Наибольшая активность была проявлена учащимися на этапе выполнения самостоятельной работы и на этапе анализа выполненных работ. Работоспособность и заинтересованность группы на всех этапах урока была на высоком уровне.

2. Интерес к труду.

К новой теме учащиеся отнеслись с большим интересом.

6. Качество знаний и умений учащихся.

По окончании урока можно сказать, что качество знаний и умений учащихся находится на среднем уровне. они умеют применять знания, приобретенные ранее на уроке.

8. Культура межличностных отношений.

Культура межличностных отношений учащихся и преподавателя присутствует. Отношения на уроке между учащимися и преподавателем в основном ровные и доброжелательные.

9. Реакция на оценку преподавателя.

С выставленными оценками ученики были согласны. Преподаватель аргументировал свое решение.

VI. Анализ домашнего задания.

В качестве домашнего здания учащимся было предложено выполнение следующих несложных упражнений:

Нарисовать статичные композиции

нарисовать абстрактную композицию, используя геометрические формы и линии.

1. Методы и приемы проверки домашнего задания.

Проверка домашнего задания проходит в виде общего просмотра и обсуждения работ: выявляются их сильные стороны и недочеты.

2. Мотивировка домашнего задания, его цели.

Цель данного задания – закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроке производственного обучения.

Учащимся необходимо осваивать технику рисования.

3. Объем домашнего задания.

Домашнее задание выполняется в виде 1рисунка.

4. Характер домашнего задания.

Характер домашнего задания определяется как закрепляющий.

5. Посильность задания для учащихся.

Данное домашнее задание является посильным для всех учащихся группы как по объему, так и по содержанию.

VII. Оценка санитарно-гигиенических условий урока

1.Классная доска в хорошем состоянии, полностью отвечает требованиям и подходит как для работы мелем, так и для работы с наглядными средствами обучения

2.Мебель соответствует возрасту учащихся

3.Помещение чистое и достаточно освещенное

4.Учитель обращает особое внимание на положение учеников и их осанку.

6.Режим проветривания соблюдается естественным путем и с помощью вентиляций.

7.Все иллюстрации и тексты на доске соответствуют нормам

8.Отвлекающих моментов во время урока не замеченно

VIII. Общие выводы по уроку.

1. Оценка самоанализа урока.

Самоанализ проведен на удовлетворительном уровне: заполнен лист наблюдения урока, выявлен коэффициент эффективности усвоения ученого материала, подробно проанализированы цели и задачи урока, его структура, содержание, методика проведения и др.

2. Общая оценка достижения поставленной цели.

На данном уроке поставленная преподавателем цель достигнута полностью: выполнен план урока, учащиеся усвоили полученные ими теоретические знания.

3. Характеристика достоинств урока.

К достоинствам данного урока можно отнести несколько моментов.

Учащиеся в достаточно простой и несложной форме, предложенной преподавателем, сумели познакомиться с темой раннее им не известной и выполнить упражнения по данной теме. Наличие множества иллюстраций позволило педагогу сделать урок не только познавательным, но и интересным для учеников.

Преподаватель во время проведения урока уделил необходимое внимание всем учащимся, что положительно сказалось на результате.

Недостатки урока.

3.2. Анализ Урока практического обучении:

Задание: Изучить виды орнаментов и научиться их воспроизводить.

1. изучить историю возникновения орнаментов

2. изучить виды орнаментов

3. научиться выполнять орнамент.

Время занятия: 40 мин.

Число учащихся: 20 человек.

Преподаватель: Никитина Елена Александровна

I. Анализ цели урока

2. Формы и методы доведения задач до учащихся.

При доведении задач урока до учащихся были применены следующие методы: Методы метод стимулирования и мотивации учения, метод организации и проведения учебных действий: объяснение и показ учебной информации, словесный и наглядный методы, метод показа трудовых действий..

3.Степень достижения поставленной цели.

Поставленные на данном уроке задачи достигнуты: ученики имели представление о орнаменте, о истории его возникновения и смогли изобразить его на бумаге.

II. Анализ, структуры и организации урока:

Уровень и язык изложения материала соответствует уровню понимания содержания учащимися, и соответствует уровню подготовки учащихся.

На данном уроке идет формирование самостоятельного мышления учащихся, умения анализировать, Практическое применение полученных теоретических знаний.

1. Активность и работоспособность учащихся на уроке.

Во время проведения урока учащиеся проявили активность. Наибольшая активность была проявлена учащимися на этапе выполнения самостоятельной работы и на этапе анализа выполненных работ. Работоспособность и заинтересованность группы на всех этапах урока была на высоком уровне.

2. Интерес к труду.

К новой теме учащиеся отнеслись с большим интересом.

6. Качество знаний и умений учащихся.

По окончании урока можно сказать, что качество знаний и умений учащихся находится на среднем уровне. они умеют применять знания, приобретенные ранее на уроке.

8. Культура межличностных отношений.

Культура межличностных отношений учащихся и преподавателя присутствует. Отношения на уроке между учащимися и преподавателем в основном ровные и доброжелательные.

9. Реакция на оценку преподавателя.

С выставленными оценками ученики были согласны. Преподаватель аргументировал свое решение.

VI. Анализ домашнего задания.

В качестве домашнего здания учащимся было предложено выполнение следующих несложных упражнений:

Нарисовать статичные композиции

нарисовать абстрактную композицию, используя геометрические формы и линии.

1. Методы и приемы проверки домашнего задания.

Проверка домашнего задания проходит в виде общего просмотра и обсуждения работ: выявляются их сильные стороны и недочеты.

2. Мотивировка домашнего задания, его цели.

Цель данного задания – закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроке производственного обучения.

Учащимся необходимо осваивать технику рисования.

3. Объем домашнего задания.

Домашнее задание выполняется в виде 1рисунка.

4. Характер домашнего задания.

Характер домашнего задания определяется как закрепляющий.

5. Посильность задания для учащихся.

Данное домашнее задание является посильным для всех учащихся группы как по объему, так и по содержанию.

VII. Оценка санитарно-гигиенических условий урока

1.Классная доска в хорошем состоянии, полностью отвечает требованиям и подходит как для работы мелем, так и для работы с наглядными средствами обучения

2.Мебель соответствует возрасту учащихся

3.Помещение чистое и достаточно освещенное

4.Учитель обращает особое внимание на положение учеников и их осанку.

6.Режим проветривания соблюдается естественным путем и с помощью вентиляций.

7.Все иллюстрации и тексты на доске соответствуют нормам

8.Отвлекающих моментов во время урока не замеченно

VIII. Общие выводы по уроку.

1. Оценка самоанализа урока.

Самоанализ проведен на удовлетворительном уровне: заполнен лист наблюдения урока, выявлен коэффициент эффективности усвоения ученого материала, подробно проанализированы цели и задачи урока, его структура, содержание, методика проведения и др.

2. Общая оценка достижения поставленной цели.

На данном уроке поставленная преподавателем цель достигнута полностью: выполнен план урока, учащиеся усвоили полученные ими теоретические знания.

3. Характеристика достоинств урока.

К достоинствам данного урока можно отнести несколько моментов.

Учащиеся в достаточно простой и несложной форме, предложенной преподавателем, сумели познакомиться с темой раннее им не известной и выполнить упражнения по данной теме. Наличие множества иллюстраций позволило педагогу сделать урок не только познавательным, но и интересным для учеников.

Преподаватель во время проведения урока уделил необходимое внимание всем учащимся, что положительно сказалось на результате.

Недостатки урока.

3.2. Анализ Урока практического обучении:

Задание: Изучить виды орнаментов и научиться их воспроизводить.

1. изучить историю возникновения орнаментов

2. изучить виды орнаментов

3. научиться выполнять орнамент.

Время занятия: 40 мин.

Число учащихся: 20 человек.

Преподаватель: Никитина Елена Александровна

I. Анализ цели урока

2. Формы и методы доведения задач до учащихся.

При доведении задач урока до учащихся были применены следующие методы: Методы метод стимулирования и мотивации учения, метод организации и проведения учебных действий: объяснение и показ учебной информации, словесный и наглядный методы, метод показа трудовых действий..

3.Степень достижения поставленной цели.

Поставленные на данном уроке задачи достигнуты: ученики имели представление о орнаменте, о истории его возникновения и смогли изобразить его на бумаге.

II. Анализ, структуры и организации урока:

Уровень и язык изложения материала соответствует уровню понимания содержания учащимися, и соответствует уровню подготовки учащихся.

На данном уроке идет формирование самостоятельного мышления учащихся, умения анализировать, Практическое применение полученных теоретических знаний.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Учебно-исследовательская деятельность –
это деятельность, главной целью
которой является образовательный
результат, она направлена на обучение
учащихся, развитие у них
исследовательского типа мышления.

Одним из путей творческого восприятия современных наук считается систематическая учебно-исследовательская работа. Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто еще учится в школе.

Современный этап развития общества протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентноспособности берутся: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовывать их творческую деятельность; готовность воспринимать новаторскую мысль и создать условия для её воплощения в жизнь.

Однако в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во внеклассной работе, которая позволяет учащимся интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы. Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские наклонности.

Проблема исследования связана с преодолением противоречия между необходимостью активизации познавательной деятельности, развития исследовательских наклонностей школьника, его познавательного интереса к изучению биологии и преобладанием анатомо-морфологического материала в содержании школьного курса биологии.

Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь. Организация исследовательской деятельности позволяет учителю обеспечить самостоятельную отработку пропущенного учебного материала – например, провести самостоятельное исследование по заданной теме в форме наблюдения и записать результаты , а так же мотивировать успешного ученика головоломным заданием – например, провести исследование на базе медиа – лаборатории с использованием компьютера и защитить результаты исследования. Элементы исследовательской деятельности на уроках биологии можно вводить уже в 6-х и даже в 5-х классах. Для активизации исследовательской деятельности у младших школьников и формирования мотивации, целесообразно их знакомство с исследовательскими работами старшеклассников. Данная система поэтапного приобщения учащихся к исследовательской деятельности содействует развитию у них интереса к знаниям в области биологии, а так же выявлению талантливых и одаренных школьников.

Во время исследовательской работы каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех.

В ходе работы над учебным исследованием возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.

Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо, прежде всего, базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью.

Структура исследовательской деятельности определяется следующим образом:

Поисковая активность —> анализ —> оценка —> прогнозирование развития ситуации —> действия —> поисковая активность.

Исходя из этого, при организации исследовательской деятельности учащихся среднего звена можно использовать следующие виды исследований.

Виды исследовательской деятельности на уроке:

1. Применение исследовательских методов изучения (учитель предлагает проблемное задание, учащиеся без помощи учителя ищут способ решения)

Этот метод предполагает максимально самостоятельную деятельность учащихся по получению и усвоению знаний и умений. При этом в основе метода лежит отчетливая цель – обеспечить усвоение опыта творческой деятельности.

Он рекомендует вместо прямого действия, диктуемого условиями задачи, попробовать осуществить обратное действие, общепринятые решения сменить на обратные. Например,

Делают наоборот: сироп не нагревают, а замораживают в виде бутылочки, а шоколад делают жидким и окунают в него бутылочку.

  • В настоящее время резко уменьшилось число работающих промышленных предприятий и сельских хозяйств. Это плохо. А что хорошего?
  • Чарльз Дарвин в детстве много болел. Это плохо. А что хорошего?
  • Жак Ив Кусто рассказал о таком случае. В месте, где нерестится рыба, затонуло рыболовецкое судно. Это плохо. А что хорошего? Судно стало мешать ловить в этом районе рыбу, так как появилась опасность потерять очень дорогие капроновые сети

2. Экспресс-исследование

По такому типу строится исследовательская деятельность учащихся в пятом классе. На экскурсиях даются индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований, какие птицы живут в городе, какие декоративные растения используются для озеленения улиц города.

3. Теоретические экспресс-исследования ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Темы таких исследований должны позволять изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, давать большой материал и позволяют увидеть множество тем для собственных изысканий, построения различных гипотез.

Учащиеся 5-6 классов достаточно успешно справляются с этой формой исследования. Так, при изучении темы “Приспособленность животных и растений к условиям окружающей среды” ребята по материалам учебника знакомятся с тем, как приспособлены к обитанию в засушливых условиях кактусы, верблюжья колючка, как приспособлены к обитанию в наземно-воздушной и водной средах пингвины и ластоногие млекопитающие.

В 7-9-х классах теоретические исследования оформляются в виде реферата, содержащего гораздо больший объем информации по выбранному направлению исследования. В процессе поиска информации для написания реферата ученик приобретает навыки работы с каталогами в библиотеке, классификации и систематизации материала, знакомится с основами оформления текстовых документов, учится выделять главное, анализировать данные и делать выводы. Работа над рефератом помогает глубже разобраться в теме, усвоить ее, вырабатывает навыки организованности и целеустремленности, необходимые при изучении любого предмета.

4. Проведение учебного эксперимента

Сюда относятся все лабораторные и практические работы по биологии, начиная с 6-го класса и заканчивая 11 классом. Выполняя лабораторную работу, ученик получает субъективно новые знания.

При выполнении этих работ учащиеся приобретают навыки наблюдения , фиксирования и правильного оформления результатов наблюдений, анализа полученных данных, делают выводы.

В 6 классе при проведении лабораторных работ организую небольшое исследование с помощью цифрового микроскопа.

Например, изучение строения плесневого гриба мукора. Проблемным вопросом при изучении плесневого гриба может быть нахождение разницы и выявление ее причины между рассмотренными временными микропрепаратами плесневого гриба, развивающегося на субстрате в начальном периоде развития и во время созревания спор. Учащиеся выполняют работу на своих рабочих местах с использованием светового микроскопа. Учитель демонстрирует микропрепараты с помощью цифрового микроскопа.
Учебный эксперимент – один из продуктивных методов обучения.

5. Исследования-соревнования

7. Исследовательские проекты

Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся. Овладев методом теоретических экспресс-исследований, приобретя навыки практической экспериментальной работы, учащиеся достаточно успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой по специально подобранным методикам. Однако, для выполнения учебного проекта одного урока недостаточно.

Домашние задания также могут носить исследовательский характер:

1. Описание растений и животных по плану

Задание: Охарактеризуйте шиповник по следующему плану.

1. Жизненная форма растения
2. Продолжительность жизни растения.
3. Цветковое или нецветковое.
4. Высшее или низшее.
5. Имеет вегетативный подземный орган (какой?)
6. Орган полового размножения, заключенный в плод.
7. Осевой вегетативный орган, несущий на себе листья и почки.
8. Генеративный орган, в котором развивается семя.

2. Наблюдение за живыми объектами (за поведением рыб в аквариуме, поведением хомячка в клетке, реакцией комнатных растений на время суток и др.)

3. Наблюдение за своим организмом (частота дыхания после физической нагрузки, реакция организма на время суток и др.)

4. Опыты с растениями и домашними животными (выработка условных рефлексов).

Например: Выработка условного рефлекса у рыб.

При проведении опыта учащиеся пользуются инструктивной карточкой.

Инструктивная карточка

Летние задания:

1. Составить гербарий (различных семейств покрытосеменных растений, виды сложных листьев у растений, виды жилкования листьев у растений и др.)
2. Составление коллекций (коллекция бабочек, коллекция раковин брюхоногих или двустворчатых моллюсков и др.)

Виды исследовательской деятельности во внеурочное время:

Результативность исследовательской деятельности школьников.

1. Умеет грамотно, лаконично выражать свои мысли.

2. Способен проявить толерантность в обсуждении проблемы.

– наблюдение за учащимися в ходе дискуссий на различные темы

– Выступление учащихся в массовых мероприятиях: конференциях, конкурсах и т.д.

Ребенок – существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать, познать. Учиться – значит исследовать мир.

Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому,
И я научусь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Первомайская средняя школа

Методическая разработка по теме:

Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии.

Выполнила: учитель биологии Еремеева Н.В.

1.Исследовательская деятельность учащихся, как форма личностно – ориентированного подхода в обучении 1.2 Мотивация к деятельности
1.3 Уроки с элементами исследования 1.4 Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время Заключение

Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии.

В последнее время каждый год проводятся различные научно-практические конференции, выставки, семинары, школы, в которых учащиеся могут представить свои исследовательские проекты или другие работы. Они могут принять участие в различных фестивалях, школах-семинарах, где учатся выступать перед аудиторией, общаться со своими сверстниками. Кроме того, результаты выступлений учащихся на различных уровнях могут учитываться и при поступлении в ВУЗы, что является дополнительным стимулом к занятию исследовательской деятельностью. Таким образом, вопрос организации исследовательской деятельности учащихся становится все более актуальным

В современных условиях одной из основных задач школы является интеллектуальное развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.

В преподавании естественных наук, и в частности биологии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Внедрение исследовательского подхода в обучении биологии способствует усилению мотивации учебной деятельности.

Актуальность:

поиск наибольшей эффективности между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся;

потребность формирования уникальной индивидуально-творческой личности, способной нестандартно мыслить, ориентироваться в сложных социальных проблемах. Одной из актуальных задач образования в рамках компетентностного подхода становится обучение учащихся способам поиска и обработки полученной информации путем самостоятельной исследовательской деятельности. Эта проблема требует целенаправленного развития исследовательской компетентности учащихся.

В преподавании естественных наук, биологии - заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы;

Внедрение исследовательского подхода в обучении биологии способствующего повышению мотивации учебной деятельности учащегося.

Воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности.

Ориентировать образовательный процесс на развитие личностного потенциала учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.

Формировать научно-исследовательскую грамотность: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности, а так же с научной литературой.

Повышать качество и эффективность процесса обучения за счет реализации возможностей личностно-ориентированной технологии.

Максимально использовать опыт учащихся для получения ими новых знаний.

1.1Исследовательская деятельность учащихся, как форма личностно – ориентированного подхода в обучении

Одной из форм организации личностно – ориентированного подхода в обучении химии и биологии является исследовательская деятельность учащихся, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности.

Для освоения навыков исследовательской работы на уроках биологии нагрузка ложится на лабораторный практикум, который является сочетанием экспериментальной задачи, расчетной части и теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности. Приобретенные навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят свое дальнейшее развитие в разработке проектов в области биологии. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами, преподаватель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности.

В своей практике использую личностно-ориентированный подход обучения технологию

исследовательской деятельности на уроках химии и биологии представленную Якиманской:

1. Актуализация опорных знаний (фронтальная беседа, демонстрационный эксперимент);

2. Создание проблемной ситуации с помощью проблемно – поисковой беседы, демонстрационного эксперимента и др.;

3. Постановка учебной проблемы;

4. Решение учебной проблемы (выдвижение гипотезы, построение плана проверки

гипотезы, осуществление собственного исследования, формулирование окончательного

5. Доказательство и применение найденного решения (пут ѐ м выполнения

1.2 Мотивация к деятельности

Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации. Известно, что без мотивации возможна лишь мало эффективная деятельность по принуждению. Чаще всего на уроке учитель использует возможности внешней мотивации (принцип наглядности, обеспечивающий интерес к предмету и т.д.), формирование же внутренней мотивации - проблема довольно сложная, но именно она является необходимым условием для успешного пути от незнания к знанию. Психология познания различает четыре вида внутренней мотивации:
- мотивация по результату (учащийся ориентирован на результаты деятельности);
- мотивация по процессу (учащийся заинтересован самим процессом деятельности);
- мотивация на оценку (учащийся заинтересован в получении хорошей оценки);
- мотивация во избежание неприятностей (обучающемуся абсолютно не важен результат, но ему хочется не иметь неприятностей со стороны родителей, учителей и т.д.)
Мои наблюдения показали, что очень часто в учениках можно видеть сочетание различных видов внутренней мотивации.
Разумеется, наиболее значимые для успешной познавательной деятельности две первых мотивации: по результату и процессу деятельности. Особенно значима в технологическом отношении вторая из названных видов мотивации, поскольку она напрямую зависит от используемых технологий обучения. Если используемые технологии создают условия для личной заинтересованности ученика не только в конечном результате его деятельности, но и в самом процессе его достижения, и если сама эта деятельность становится личностно значима для ученика, то есть все основания утверждать, что, таким образом, будет формироваться внутренняя мотивация деятельности. Исследовательская работа позволяет открыть способности к тому или иному предмету, а иногда к нескольким. Научно-исследовательская деятельность не возникает в школе сама по себе. Необходимы условия для осуществления научно-исследовательской деятельности:
- готовность к этому виду работы учащихся;
- желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности.
Сложнее всего выявить у учащихся готовность к данному виду деятельности. Для того чтобы найти именно того ребенка, которому это интересно, и который не сойдет с дистанции (доведет работу до конца) я использую диагностику и на уроке и во внеурочное время.
На уроке, прежде всего, это практические виды деятельности – выполнение практических и лабораторных работ, составление проектов, презентаций. При проверке таких заданий обращается внимание на научность данной работы, на творческий подход к выполнению заданий, если это проект или презентация, то на использование дополнительной литературы. Во время демонстрации данной работы предлагаются слушателям подискутировать на тему, что понравилось в данной работе и что можно порекомендовать. По окончанию дискуссии проводится диагностика, предлагается ответить на несколько вопросов, направленных на выявление отношения к данному виду деятельности.
При анализе таких анкет обращается особое внимание на тех учащихся, у которых к данному виду работы проявляется стабильный интерес. В дальнейшем именно этим детям предлагается участие в исследовательской работе.
Я, таким образом, беру на себя ещё одну новую функцию - руководителя исследовательской деятельностью.

Уроки с элементами исследования

Технология проведения такого урока следующая: на доске пишу названия ступеней исследования, формулирую проблему. Подвожу учащихся к пониманию цели исследования. Направляю деятельность учащихся в русло исследовательской работы без использования терминов: гипотеза, проверка гипотезы, интерпретация данных. Обращаю внимание учеников на схему исследовательской деятельности. Использую вопросы: С чего необходимо начинать исследование? Как это сделать? Как поступил бы исследователь? Верный ли вы сделали выбор?

Организация собственно исследования (более высокий уровень) включает следующие этапы: формулировка проблемы, подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования. Создание условий для исследовательской деятельности учащихся: обеспечение учебного процесса дидактическим материалом, организацию индивидуальной работы и деловое общение учащихся в группе и парах. Использование вопросов: Ясна ли цель? Все ли понятно в выданном материале? На каком этапе работы находитесь? Уложитесь ли по времени? Каков итог урока? Оцените результат! Учащиеся должны подумать над практическим применением результатов исследования и наметить перспективы дальнейшей работ и предлагаю учащимся следующую программу практических работ исследовательского характера.

Исследовательские темы 6 класс

Лабораторная работа №1

" Строение семени фасоли".

Лабораторная работа №2

"Строение корня проростка".

Лабораторная работа №3

"Строение вегетативных и генеративных почек"

Лабораторная работа №4

" Внешнее строение корневища, клубня и луковицы"

Лабораторная работа №5

" Черенкование комнатных растений"

Лабораторная работа №1 «Выявление признаков сходства зародышей человека и

1.4 Проектно- исследовательская деятельность учащихся

на уроках биологии.

В преподавании естественных наук, и в частности химии и биологии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов. Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения. Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Утверждение, что проектной деятельностью можно заниматься только с одаренными детьми на мой взгляд неверное. Даже со слабыми учащимися, работа над проектами может дать свои положительные результаты, в случае если учитель сумеет заинтересовать ученика темой проекта, если ученики осмыслили все этапы работы над проектом. Выполнение проекта требует инициативного, самостоятельного, творческого решения школьником выбранной проблемы, а сама проектная деятельность имеет в основном продуктивный характер. В этом коренное отличие проектной деятельности ученика от его учебной (в основном репродуктивной деятельности на уроке). Также в ходе проектной деятельности возникает новая – образовательная ситуация, которая значительно шире той обычной учебной, которая выстраивается учителем в ходе урока.

Методика организации работы над проектом предусматривает следующие этапы:

Подготовка – основное содержание работы на этой стадии – определение темы и цели проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей.

Планирование - определение источников информации, способов сбора и анализа информации, определение способа представления информации.

Учитель предлагает идеи, высказывает предложения, учащиеся разрабатывают план действий, формулируют задачи, выдвигают гипотезы.

Исследование – это стадия сбора информации, решения промежуточных задач.

Представление результатов – формы представления результатов разнообразны: устный отчет, письменный отчет, представление модели;

Оценка результата и процесса – учащиеся принимают участие в оценке проекта они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность в школьников.

- по количеству учащихся, участвующих в разработке проекта – индивидуальные или групповые;

- по содержанию – предметные и межпредметные;

- краткосрочные (1-2 занятия), среднесрочные (до двух месяцев), долгосрочные;

- по доминирующей деятельности – информационные исследования, проектно-ориентированные и телекоммуникационные проекты.

Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса биологии. Я работаю по программе курсов И. Н.Пономарёва, В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонов. Можно использовать проектную деятельность при изучении, таких тем как:

6 класс биология – строение растительной клетки, строение семян и условия их прорастания.

8 класс – болезни органов дыхания их профилактика, гигиена питания и др.

Учащиеся выполняют и более сложные исследовательские проекты, тематика их различна. Например:

Применение компьютерных технологий позволяют учащимся создавать удивительные по содержанию презентации, в которых отражены способы решения поставленных задач, результаты работы, выводы. Приведу только небольшую часть таких презентаций:

1. Жиры: польза или вред?;

2. Пищевые добавки и их влияние на организм человека;

3. Влияние курения на здоровье человека;

4. Влияние пищевых добавок на организм человека;

5. Природа Поволжья.

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ работ учащихся свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, что несомненно будет способствовать успешному обучению в вузе.

Основным принципом организации учебно-исследовательской работы по биологии во внеурочное время является то, что: - учащиеся 6-7 класса овладевают написанием реферата;

1 этап. Диагностика Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. 2 этап. Определении темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей. 3 этап. Выполнение работы Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность. 4 этап. Защита (анализ деятельности) На этом этапе учитель и ученик (ученики) – равноправные партнеры.

Развитие самостоятельности и творчества учащихся может осуществляться при выполнении ими домашней работы.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Исследовательская деятельность помогает учащимся успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные предметы.
2. Прививается навык работы с литературой, что расширяет кругозор.
3. Учатся четко и ясно излагать мысли, отстаивать свое мнение.
4. Развивается ораторское умение, что необходимо для будущей профессии.
5. Выступая много раз перед аудиторией учащиеся учатся аргументировать, доказывать свою точку зрения, вести полемику, участвовать в дискуссии.
6. Занимаясь исследовательской работой, учащиеся учатся соблюдать научную этику, убеждаются каким трудом добывается новое знание.
7. Научная исследовательская деятельность дает учащимся возможность осознать свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы.
Таким образом, процесс формирования у учащихся навыков исследовательской работы требует тесного сотрудничества учителя и ученика. Результат такой деятельности—успешное обучение учащихся в различных вузах, и дальнейшее участие в разных НПК в рамках вузов.
В современном мире стали очевидными успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Надо готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и преумножать, перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщать детей к научно- исследовательской деятельности уже в школьные годы.
Работа над исследовательской работой расширяет кругозор учащихся, знания по предмету, способствует приобретению навыков публичного выступления, зарождает дружеские отношения между школьниками, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи. Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях.
Считаю, что владение учителем методикой организации научно-исследовательской деятельности обучающихся и знание её основных методов является основным элементом реформирования школьного образования. Главной задачей для учителей является создание стимула для повышения уровня развития ребёнка, стимула для самосовершенствования, а также для повышения собственного учительского мастерства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по работе со слабоуспеващими и изучению причин неуспеваемости.

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках биологии

Школьные программы рассчитаны на среднего ребенка, но в классе обычно встречаются дети с разной подготовкой к учебной деятельности, с разными возможностями и способностями к обучению. Слабоуспевающие ученики, как правило, пассивны на занятиях, не стремятся получить знания, избегают трудностей, отвлекаются в те моменты, когда идет поиск, требуется напряжение мысли. Учителя не всегда учитывают особенности понимания у таких детей, характер их мышления, уровень подготовленности, работоспособности, общее развитие, интересы, потребности, временное психическое состояние.

Типы слабоуспевающих учащихся:

1 тип. Низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению.

А). Стремление компенсировать неуспех в учебе какой-нибудь деятельностью; направленность на определенный вид деятельности в будущем.

Б). Стремление избежать трудностей в учебной работе, поиск обходных путей - списать, обмануть. ; отсутствует направленность на определенный вид деятельности в будущем.

Пути решения проблемы: изменить установку, связанную на простое воспроизведение, на стремление искать способы решения. Надо учить жесткой регламентацией каждого шага с добыванием знаний, постоянно учить их рассуждать.

2 тип. Неплохая интеллектуальная подготовка, но отрицательное отношение к учению.

А). Стремление компенсировать неуспех в учебе другой деятельностью; в будущем хотели бы заниматься чем-то романтическим.

Б). Компенсируют популярностью вне школы; о будущем не думают.

Пути решения проблемы: включение в коллектив, формирование положительных мотивов учения и иных видов деятельности.

3 тип. Слабое развитие мыслительных процессов в сочетании с нежеланием учиться.

А). Компенсируют практической деятельностью, с целью избежать учебы, работы; профессиональные интересы неустойчивы и слабы.

Б). Поиск обходных путей любой работы ради корыстных целей, примитивные потребности.

Работа учителя со слабоуспевающими учениками обычно сводится к организации следующих мер: проведение индивидуальных и дополнительных занятий, которые отнимают много времени у учителя и создают дополнительную нагрузку на учащихся; оказание давления на ученика, что порождает у него чувство неполноценности, неверие в свои силы, неуравновешенность, а порой озлобленность и враждебное отношение к школе. Но эти действия не позволяют в должной степени осуществлять эффективную работу с учащимися по предупреждению слабой успеваемости.

1. Слабая успеваемость как явление имеет сложную природу, формируясь в определенных условиях, при определенных причинах, под влиянием множества факторов. Причины слабой успеваемости делятся на типы в зависимости от их источника и содержания: личностные психические и медицинские, семейные педагогические и бытовые, школьные педагогические, социальные педагогические и бытовые. Ведущую роль играют личностные психические факторы, причины и условия.
2. Формы слабой успеваемости различаются, в частности, по глубине и по устойчивости.
3. Важным фактором успеваемости в начальный период обучения является уровень школьной готовности, имеющей три основные составляющие: интеллектуальную, мотивационную и волевую. В свою очередь, готовность во многом определяет успешность адаптации к школе.

Действие факторов, причин, условий преломляется в системе других факторов и в первую очередь - в психике ребенка. В результате этого взаимодействия реализуется тот или иной вариант развития процесса. Так, следствием влияния неблагоприятных семейных условий в одних случаях может быть снижение успеваемости, в других - воспитание положительных качеств характера, устойчивой учебной мотивации с тем, чтобы в дальнейшем избежать сложной семейной обстановки.

Для получения информации о состоянии слабой успеваемости учеными было проведено анкетирование. Анализ данных позволил, с одной стороны, определить мнение педагогов о проблеме отставания детей в учении, с другой стороны - обстоятельства, сопутствующие слабой успеваемости. Учителям было предложено указать главные причины неуспеваемости. Более 80% среди них отметили личностные особенности ученика и его бытовые условия. Педагогические причины указали всего 28% учителей.
По ответам родителей установили зависимость успеваемости от различных обстоятельств. Доля детей, отстающих в обучении, высока среди школьников, живущих в плохих бытовых условиях (50%), в семьях которых отсутствует контроль со стороны родителей (63%) или они отрицательно относятся к данной школе (63%). Анкетирование свидетельствует о том, что условия для успешного обучения наиболее благоприятны в больших городах (где более доступно дополнительное образование детей в центрах детского творчества, кружках и т.п.), а также в небольших поселениях (где выше занятость школьников в домашнем хозяйстве).

Одним из неотъемлемых свойств слабой успеваемости является динамичность. Динамика слабой успеваемости зависит от наличия и организации соответствующей педагогической работы с учащимися, при адекватной постановке которой можно добиться хороших результатов. Наибольшие сложности в работе педагога возникают во втором полугодии, когда у детей теряется чувство новизны по отношению к школе, и соответствующие мотивы учения перестают действовать.

Исходя из вышеизложенного даются рекомендации для последующей работы с учащимися:

в работе со слабоуспевающими школьниками использовать методику педагогического исследования причин слабой успеваемости;


учитывать конкретные индивидуальные причины слабой успеваемости, факторы и условия учебного процесса;

активно и систематически вести разнообразную работу с отстающими и школьниками "группы риска" - индивидуальную, групповую, общеклассную;

при опросе слабоуспевающим школьникам даётся примерный план

ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями;

ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал;

при опросе создаются специальные ситуации успеха;

периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал;

входе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности;

концентрировать внимание на наиболее важных и сложных

разделах изучаемой темы;

даются упражнения, направленные на устранение ошибок,

допускаемых ими при ответах или в письменных работах;

домашняя работа для слабоуспевающих школьников подбирается на осознание и исправление ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания; дается задания на поиск в Интернете;

контрольные работы проводить в трех уровнях сложности;

каждому предметнику вести индивидуальный журнал слабоуспевающих учащихся.

Каждый урок - продолжение предыдущего, многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми.

Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.

Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.

10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.

ФИО ребенка

Причины неуспеваемости

Использованные виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Результат работы

Пропуск занятий из-за болезни

Повышение уровня знаний со среднего до достаточного

Низкая активность во время уроков

Индивидуальные домашние задания, решение аналогичных заданий на карточках во время урока

Читайте также: