Доклад про японские машины

Обновлено: 05.07.2024

Развитие автомобильной промышленности Японии шло несколько иными путями, чем в других странах. И заметьте, становление этой отрасли в Стране восходящего солнца произошло всего несколько десятилетий назад, а что она представляет собой сегодня, известно каждому автомобилисту. Улыбчивого японца или американца и европейца, работающего на японскую компанию, сегодня можно встретить практически в любой развитой стране нашей планеты, и есть автомобили японских марок, которые никогда не видели и не увидят своей далекой родины. Удивительно, не правда ли?

Японское автостроение зародилось в начале ХХ века, когда изобретатели-самоучки начали экспериментировать с механическими экипажами. И это – в стране с древней, даже сегодня непонятной большинству людей, культурой и развитым аграрным сектором, львиную долю которого занимали плантации тутового шелкопряда. Кстати, пригодная для проживания человека площадь на японских островах составляет по разным оценкам всего 15–20% от общей территории государства.

Мы расскажем о начале развития автомобильной промышленности Японии и ее продукции до 1968 г., потому что именно где-то на рубеже десятилетий автостроение страны сделало качественный и количественный скачок. Была проведена довольно серьезная стандартизация, связанная со стремительным ростом производства и экспорта.

Daihatsu 1930 г.

О японской культуре можно говорить очень долго и много, но мы ограничимся лишь информацией, необходимой для понимания основной темы – малого коммерческого транспорта.

Daihatsu Midget 1957 г.

До Второй мировой войны у аграрной страны, не имевшей сети дорог и средств у населения на покупку личного автомобиля, основными видами транспорта являлись велосипеды, мопеды и мотоциклы. Любой появившийся автомобиль (самый дешевый американский или европейский) воспринимался, как нечто неземное, а человек, владеющий этим чудом, считался очень богатым.

Datsun Pick-up 1935 г.

Это был трицикл с двухцилиндровым мотоциклетным двигателем и крохотным кузовком. Именно такие мотоколяски и положили фактическое начало автомобильной эре в Японии. Их время продолжалось почти 40 лет! Подобными экипажами пользовались все – от городских таксистов до сельских фермеров, естественно, способных заплатить баснословные по тем временам деньги за такой неприхотливый драндулет. Daihatsu продолжала выпуск этой моторикши до 1957 г., пока не появился на свет опять же трехколесный пикапчик с названием Midget. Он уже представлял собой продуманную до мелочей кроху, вставшую затем на четыре колеса, но сохранившую свое название вплоть до наших дней. Несколько модернизаций и обновлений привели ее внешний вид в соответствие с современными веяниями в дизайне, и получился вполне приличный грузовичок. А в те годы специально для выпуска Midget в городе Шимоносеки был построен новый завод.

Datsun Pick-up 1947 г.

Datsun Pick-up 1955 г.

Datsun Pick-up 1958 г.

Datsun Pick-up 1967 г.

При этом их конструкция базировалась на легковых шасси классической компоновки, что позволяло изготовителям не подпадать под запрет выпуска грузового транспорта. О какой-либо общей стандартизации речи пока и не шло – слишком уж разную продукцию выпускали автомобильные предприятия. Но развитие маленьких грузовичков Datsun (Nissan) можно легко проследить по нашим иллюстрациям.

Mitsubishi TM6D 1955 г.

Mitsubishi TM6D 1955 г.

Здесь следует сказать о том, что почти вся японская техника выпускалась только для внутреннего рынка. Экспорт исчислялся несколькими десятками подобных транспортных средств в год. А габариты среднего японца широко известны. Их можно было посадить вполне комфортно по трое на одном метре, что, конечно же, не устраивало потенциальных покупателей в других странах.

В 1959 г. родилась еще одна моторикша этой фирмы под названием LЕО. Этот все еще трицикл имел настоящую автомобильную кабину с дверями, две фары, рулевое колесо и симпатичную платформу. Здесь безо всяких насмешек можно утверждать, что вместе с конструкторами работали и дизайнеры. И если бы не три колеса, то это был бы настоящий, красивый пикап. Появилось даже целое семейство, включающее в себя фургон и грузопассажирский вариант.

Mitsubishi LEO 1959 г.

Здесь мы рассматриваем в основном продукцию автомобильных фирм, доживших до наших дней. А вообще-то в конце 40-х – начале 50-х небольших мастерских и частных фирмочек, выпускавших моторикши, в Японии было очень много. Естественно, они группировались в промышленных и аграрных центрах страны. Например, только в Токио и прилегающих к городу территориях в 1950 г. их было около 300. До нас не дошли их названия: они писались иероглифами и никогда на английском или каком-либо другом языке из-за отсутствия экспорта, а весь объем производства порой составлял несколько десятков штук в год.


Mazda Prototype 1940 г.

И еще об одном представителе нового класса – пикапе Subaru 1969 г. Опять же вагонная компоновка (на фото показана грузовая модификация целого семейства). Обратите внимание на положение рулевого колеса – слева: фирма достаточно серьезно задумалась о завоевании европейского и североамериканского континентов, так как ее продукция уже с 1965 г. шла на экспорт.

Subaru 1970 г.

Рассказывая о японских пикапах, нельзя не упомянуть фирму Honda, выпустившую в начале 60-х свой первый грузовичок T360. Во-первых, впервые в Японии появился автомобиль полукапотной компоновки, а во-вторых – двигатель… Он имел объем всего 360 см 3 и сложную систему питания, позаимствованную у гоночных автомобилей компании. Длина пикапчика составляла опять же неполные 3 м, что касается дизайна, то следует отметить: стилисты фирмы построили действительно красивый и не совсем обычный автомобиль. В то время он вполне мог претендовать на звание концепта…

Это же касается и автомобиля Honda Vamos. Этот четырехместный пикап был слишком оригинален по своей концепции. Конструкторам удалось совместить полноценный легковой автомобиль с пикапом, а отсутствие дверей и легкий тент намекают нам, что основными его покупателями будет молодежь.

Honda T360-1

Honda Vamos 1969 г.

И еще несколько слов о полноприводных автомобилях того периода. В 1967 г. на фирме Suzuki был разработан действительно интересный автомобиль LJ 10 Jimny с постоянным полным приводом и базой менее 2 м. Оснащался он двухтактным моторчиком воздушного охлаждения объемом всего 360 см 3 . Крошечный внедорожник имел несколько модификаций, одна из которых представляла собой полноценный пикап. Дело в том, что задние сиденья были легкосъемными, и без них JIMNY превращался в крохотный грузовик.

Suzuki Jimny 1968 г.

Toyota BJ 1951 г.

И последний описываемый в этой статье автомобиль – Datsun (Nissan) Pick-up 1968 г. Он был уже далеко не первым пикапом фирмы, однако имел особенность, уже привычную для автопроизводителей всего мира, но не Японии. Этот полноприводный внедорожник представлял собой довольно широкую гамму вариантов, среди которых присутствовали машины с разной длиной колесной базы (на фото – длиннобазная модификация). Это, в первую очередь, было связано с продвижением своей продукции на экспорт.

Таково краткое описание начала производства малого коммерческого транспорта Японии. Очень краткое, поскольку в реальности авто- и мототехники такого класса было множество.

Японский автопром является одной из самых известных и крупных отраслей в мире. Японские автопроизводители всегда сосредоточены на улучшении продукции, технологических инновациях и повышении безопасности. Производя надежные, безопасные и прочные автомобили, японские производители правят сердцами миллионов.

Из скромного происхождения японская автомобильная промышленность сегодня превратилась в одну из самых уважаемых и популярных отраслей промышленности в мире. Увеличение спроса на японские автомобили усилило конкуренцию среди производителей автомобилей.

Первый полностью японский автомобиль был изготовлен Komanosuke Uchiyama в 1907 году. В 1904 году Torao Yamaha построила первый японский автобус вместимостью 10 человек. После окончания Первой мировой войны большое количество компаний при поддержке правительства и имперской армии начали производство военных грузовиков.

Это в конечном итоге приводит к созданию автомобильных компаний, таких как Toyota , Nissan, и знаменует собой начало японской автомобильной промышленности. Тойота Jido Shokki, ткацкая компания, основала свой автомобильный отдел в 1933 году и назвала его Toyota. В том же году Nissan была основана компания Nihon Sangyo.

Во время Второй мировой войны автомобильный отдел Японии занимался в основном производством военных и промышленных грузовиков, автобусов. После Второй мировой войны японским компаниям было разрешено производить только ограниченное количество грузовых автомобилей. Toyota за этот период потеряла почти все свои активы и обанкротилась. Во время войны в Корее компании были переданы контракты на военную технику и ремонт. Это помогло Toyota пережить кризис.

В течение 1955 года производство автомобилей японскими производителями увеличивается. В то же время было введено ограничение на ввоз транспортных средств правительством. Под руководством Министерства международной торговли и промышленности японская автомобильная промышленность начала процветать. К концу 1950-х годов Япония начала экспортировать автомобили в разные страны. К 70-м годам Япония начала экспортировать около миллиона автомобилей во многие страны мира. В начале процесса экспорта японские автомобили были не столь популярны, но в конечном итоге из-за их превосходного качества и низких цен эти автомобили стали занимать первое место.

В 1970-х годах популярность японских автомобилей в Британии и США возросла. Mitsubishi и Honda были популярными японскими марками в США, а в Британии Nissan стал популярным производителем. В этот период экспорт автомобилей был очень высоким. Выпуская экономичные и доступные по цене автомобили, к 2000 году Япония стала одной из крупнейших стран-производителей автомобилей в мире. Несмотря на сильную конкуренцию со стороны Южной Кореи, Китая, Индии и многих других стран, автомобильная промышленность Японии продолжала процветать.

После 1990-х годов, в период продолжительного экономического спада в Японии, автомобильная промышленность продолжает поддерживать свою международную конкурентоспособность. Это было связано с производственными подходами японских автопроизводителей и планами развития.

Японские производители лидируют во всех аспектах автомобилей, будь то технологии, продажи, производство. Около шести из десяти ведущих автопроизводителей в мире - японские производители. Toyota, Nissan, Honda, Suzuki, Mitsubishi - это несколько популярных японских автопроизводителей. Крупнейший автопроизводитель Toyota Motor Corporation начал свою деятельность как подразделение Toyota Automatic Loom Works для коммерческого ткацкого производства в Коромо. Позже компания была нанята правительством Японии для производства экономичных автомобилей для военных целей.

В течение последних трех десятилетий Toyota производила 3 ​​миллиона автомобилей в год только в Японии. Однако зарубежное производство выросло до 5 миллионов единиц в год с 200 000 единиц в 1980-х годах. Кроме того, Nissan Motor Company Ltd, Mitsubishi, Suzuki и другие также являются крупными производителями автомобилей в Японии. Автомобильная промышленность Японии известна во всем мире своими инновационными идеями, привлекательным дизайном, качеством и использованием новейших технологий.

Не забудьте подписаться на канал "Автоколонка" в Яндекс.Дзене. Мы намерены и дальше рассказывать нашим читателям то, что будет вас удивлять.


До середины XIX века колесо в этой стране было практически под запретом. О его существовании знали, но плохие горные дороги и самурайская выносливость почтальонов поставили величайшее изобретение человечества вне закона. Однако, объявив себя цивилизованной страной, Япония вступила 150 лет назад на новый путь развития, и оказалось, что передвигаться по нему удобнее не в паланкине, а на колесах.

Японский автопром – это, конечно же, Тойота. Однако, компания, существующая с 1890 года, до 1936 года выпускала ткацкие станки. Чуть менее претенциозный Ниссан появился на свет божий в 1936 году. Быстрая Хонда моложе еще на 12 лет. Первая Мазда сошла с конвейера в 1940, а Судзуки перестал штамповать все те же ткацкие станки только в 1952. Возможно, истинным пионером на японском автомобильном рынке стала Изудзу, которая еще в 1916 году попыталась наладить производство японских автомобилей.

Впрочем, истинно японских автомобилей в природе не существовало довольно долго. Та же Исудзу в сложных вопросах полагалась на англичан, занявшихся техническим перевооружением предприятия (не самый плохой выбор, надо отметить), а первая Мазда и вовсе на самом деле была точной копией английского Остина.

До середины 30-х годов прошлого века японцы пытались активно копировать имевшиеся в стране американские образцы и технологии, но заокеанские друзья не очень-то торопились с передачей автомобильных секретов этой стране, а как только геополитическая ориентация Ямато окончательно прояснилась, и вовсе вывезли своих инженеров обратно в Детройт. Короче говоря, первые японские автомобили были японскими больше по названиям, чем по содержанию и почти такими же древними, как и самурайские фамилии их хозяев.

На войне как на войне

Как мы уже знаем, первые организованные попытки создать японский автомобиль были предприняты в 30-х годах XX века. Засилье ВПК и фактически эмбарго развитых индустриальных стран на ввоз в Японию автомобилей и технологий обрек эти действия на неудачу. С 1945 по 1949 год американские оккупационные власти вообще блокировали всяческие попытки японцев создать собственную автомобильную промышленность (да тем и не до того было после войны), а предприятия допотопного автопрома были включены в список подлежащих демонтажу и вывозу по репарациям. В 1949 году это решение было отменено, но, видимо в этот период для большинства японцев стало естественным представление о том, что автомобиль может быть только американским – своих не было, а из иностранных в стране оставались только машины экспедиционного корпуса генерала Макартура.

По сути японский автопром родился 26 июня 1950 года – в день начала войны в Корее. Удаленные от театра боевых действий на многие тысячи километров американские войска начали закупать в Японии все, что только можно было там закупить. Министерство внешней промышленности и торговли Японии подготовило к этому времени рекомендации по развитию японской автомобильной промышленности и за первые 8 месяцев войны США купили в Японии 11920 автомобилей. В один миг полумертвые до того Тойота, Ниссан и Исудзу вошли в число ведущий компаний страны.

Шок – это по-нашему?

А как же Япония?

Непостижимая ответственность за порученный, как правило, крайне узкий участок работы и безразличие к остальному дают возможность японской команде работать как команде роботов – сбоев в такой деятельности не бывает. В это время интернациональные команды менеджеров пытаются найти способы наиболее гибкой реакции на изменение конъюнктуры рынка, снижая количество машин в одной серии, внимательно изучая условия спроса при экспортных поставках и персональные запросы покупателей.


Toyota Toyopet Crown RS-L 1958 года. Фото: 1zoom.me

Как всё начиналось

Первый автомобиль Mitsubishi Model A 1917 года


Первый автомобиль Mitsubishi Model A 1917 года. Фото: Первый автомобиль Mitsubishi Model A 1917 года.

Однако в Японии, как и в Европе, довольно быстро стали появляться умельцы, пытавшиеся копировать чужую технику, причём делали они это довольно успешно. Некоторые из них даже задумывались об оригинальных отечественных разработках. Одним из таких людей был Торао Ямаха. Этого человека смело можно назвать японским Кулибиным. Именно он предпринял первую попытку создать национальный японский автомобиль. В своей мастерской Ямаха активно работал над проектом автобуса, но в итоге из этой затеи ничего путного так и не вышло: в конце концов, изобретатель сконструировал машину на паровой тяге — на тот момент это была тупиковая ветвь в развитии автомобилестроения.

В целом же японский автопром длительное время занимался банальным копированием американских машин. Постепенно к японским конструкторам и бизнесменам, подвизающихся на этом поприще, стало приходить понимание, что нужно увеличивать промышленный потенциал и создавать собственные модели, не требующие приобретения за рубежом лицензий и запчастей.

На первом испытании Ales проехал всего 7 метров и заглох, но братья-компаньоны не унывали, поскольку вполне приемлемым сочли и этот результат: раз машина тронулась с места, проехав несколько метров, значит, она сможет преодолеть куда большее расстояние, если ее хорошенько доработать. Главное, что автомобиль сдвинулся с места.

В середине 1930-х годов в Японии появился закон, согласно которому объявлялась национализация всех зарубежных предприятий. Иностранные компании свернули свою деятельность на родине солнечной богини Аматэрасу. Однако для автопрома страны это время нельзя считать успешным — оставшись без передовых технологий, японские автопроизводители всё сильнее отставали от американских и европейских. Во время Второй мировой войны этот разрыв стал ещё заметнее.

Знаковые имена: Mitsubishi и Toyota

Японская автомобилестроительная компания Mitsubishi свой первый автомобиль Model А, впервые демонстрировавшийся на промышленной выставке в Японии, начала производить в 1917 году. В 1918 году предприятие выпустило первый грузовик.

К середине 1930-х годов фирма разработала несколько моделей: например, первый в Японии автомобиль PX 33(1934 год) с полным приводом и первые автобусы с дизельным двигателем - BD46 (1935) и BD43 (1935).

Другим флагманом японского автомобилестроения стала компания Toyota. Японский промышленник Тойда Кичиро родился в 1894 году в семье владельца компании, выпускавшей швейные машинки и ткацкие станки. Увлекся автомобилями в студенческие годы.

В 1930 году Тойда стал во главе вновь созданного автомобильного подразделения в компании своего отца. Сначала была организована исследовательская лаборатория, а затем под руководством Тойды Кичиро стали выпускаться автомобили. Так, в 1935 году появился первый автомобиль А1 - всего было выпущено три таких машины. Та модель имела слабую конструктивную проработку и поэтому в производство не пошла. К тому же, на японском рынке тогда доминировали американские автомобили, в конкурентном плане они вчистую обыгрывали японских автопроизводителей.

Toyota Model SA


Toyota Model SA 1947 года. Фото: amservmotors.lv

Читайте также: