Школьная отметка друг или враг доклад

Обновлено: 04.05.2024

^ Главная задача оценки - установить глубину и объем индивидуальных знаний.
Оценка должна предшествовать отметке.
Функции оценки: обратная связь и подкрепление (поощрение).
Оценивание является наиболее очевидным показателем уровня школьного образования, основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи.

Отметка - это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах.
Отметка выводится из оценки

Учитель, ставя отметку в журнал, обыкновенно ориентируется на целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится интегрированным показателем:
-уровня учащегося относительно определенного эталона,
-уровня учащегося относительно класса в целом,
-уровня учащегося относительно себя самого в предшествующий пе­риод.


На практике мы наблюдаем обратную картину: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их. Это не верно. Более того, комментарии часто носят краткий, свернутый характер.

Ведь смысл комментирования отметок, а если быть точным - оценочных суждений учителя, заключается,
во-первых, в указании на наиболее ти­пичные ошибки в учебной работе ученика,
во-вторых, в стимулирова­нии интереса к учению, открытии перспектив перед ним,
в-третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой.

Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней. Ученик ведет оценку своих знаний (во время опроса, при выполнении письменных, контрольных работ) параллельно с учителем. Как показывают исследования, учащиеся параллельно с учителем ведут оценку своих знаний, и очень часто собственная оценка и оценка учителя не совпадают. Примечательно, что чем хуже учится ученик, тем реже он соглашается с учительской оценкой. Несовпадение собственной оценки с учительской у средне- и слабоуспевающих учащихся говорит о неадекватности их самооценки, завышенном представлении о собственных познавательных возможностях.

Несогласие с учительской оценкой ведет к скрытому или к открытому конфликту, в ходе которого учащиеся оспаривают справедливость отметки.
Небезынтересной является
^ Позиция педагога в ситуации несогласия ученика с учительской отметкой
-таких ситуаций в практике не возникает,
-предпочитают просто не реаги­ровать на подобные высказыва­ния учеников,
-начинают убеждать ученика в неправомерности его высказы­ваний.
-сначала проверяют свою точку зрения, затем уточняют позицию ученика, дают возмож­ность отстоять свое мнение или убеждают в ошибке


Перейдем теперь к рассмотрению функций оценок в учебном процессе:

1. Обучающая:
-дает возможность определить, насколько успешно усвоен учебный материал, сформирован практический навык;
-способствует прибавле­нию, расширению фонда зна­ний;

2. Воспитательная:
-обеспечивает взаимопонимание и контакт между учителем, учеником, родителями и классным руководителем;
-способствует формированию навыков систематического и добросовестного отно­шения к учебным обязанностям;

3. Ориентирующая:
-воздействует на умственную работу с целью осознания « процесса этой работы и понимания собственных знаний (Ананьев Б.Г.);
-формирует навык самого оценивания, рефлексии учеником всего происходящего с ним на уроке;

4. Стимулирующая:
-оказывает воздейст­вие на аффективно-волевую сферу посредством пережива­ния успеха или неуспеха, формирования притязаний и наме­рений, поступков и отношений; оценка воздействует на лич­ность в целом;
-под ее непо­средственным влиянием ускоряются, либо замедляются темпы умственной работы(Ананьев Б.Г.);

5. Диагностическая:
-фиксирует как общего уровня подготовленности и динамику успехов ученика в различных сферах познавательной деятельности
-предполагает непре­рывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения,
-позволяет выявить причины отклонения от задан­ных це­лей и задач

6. Проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя:
-позволяет учителю по­лучить информацию о качест­ве учебного процесса
-используются раз­личные формы контроля и оценки знаний: текущий, про­межуточный, итоговый, фрон­тальный, индивидуальный, уп­лотненный;

7. Личностно-ориентированная- формирование адекватной самооценки:
-формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителей и одноклассников
-негативные воздействия ведут к формированию низкой самооценки, вселяют неуверенность в своих силах, следствием чего являет­ся снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе.


Недостатки системы и ошибки учителей.

Традиционная система контроля и оценки обладает недостатками объективного и субъективного характера, к последним можно отнести - ошибки учителей.

Остановимся на этих недостатках

1) Традиционный контроль,
Проводится главным образом в форме опроса, является выборочным и случайным:
-проверке подвергаются лишь неко­торые учащиеся, хорошо успевающих учащихся опрашивают в три раза чаще, чем слабоуспевающих.

-сформированность универсальных компетенций,

-способность переносить знания в новых ситуациях.

8) Контроль и оценка, не несут информацию о потенциальных возможностях ученика, его творческих способностях, мышлении.
9) Не берутся во внимание мотивы учения школьников.
Мотивы учения - сложное психологическое образование, и очень часто школьник сам не может ясно осознать тот мотив, который лежит в основе его учебной деятельности. Например: ученик блестяще ответил урок и полу­чает заслуженную пятерку. В большинстве случаев для учителя особого значения не имеет, какой побу­дитель лежал в основе добросо­вестного отношения ученика к учению - желание са­моутвердиться, получить одоб­рение со стороны учителя, одно­классников или похвалу и награ­ду от родителей.

^ Основные требования системы оценивания знаний учащихся:
1) Система оценивания должна давать возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным ми­нимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.
2) Необходимо фиксировать изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности. Желательно, чтобы фиксация данной информации была стантартизированная и не требовала больших затрат времени, т.е. не была вербальной.
3) Должна быть заложена возможность адекватной интерпретации информации, прозрачность в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок,
4) ^ Необходимо вводить механизм, развивающий оценивание учащимся своих достижений (рефлексия деятельности).
5) Система оценивания должна предусматривать и обеспечи­вать постоянный контроль между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллекти­вом школы.
6) Необходимо указать, что система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу в рамках единого образовательного пространства.
7) Система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему: Школьная оценка: проблемы, поиски, находки

Татарис Нариман Эмир-Асанович

Первая система оценок возникла в Германии. Она состояла из трех баллов, каждый из которых обозначал разряд. По этим разрядам ученики и делились на лучших, средних и худших. Со временем средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, разделили на классы. Так сформировалась пятибалльная шкала.

Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. В различные периоды жизни общества измерение качества обучения и воспитания школьников, а также выражение результатов этих измерений всегда вызывали живой интерес педагогов.

Если теоретический аспект проблемы более всего волнует ученых, то прикладной аспект, отражающий механизм оценки уровня обученности и достижений ученика в различных сферах учебной деятельности, все больше волнует учителей и руководителей образования.

Отметка, которой приписывается невинная роль простого отражения и фиксатора результатов оценивания, на практике становится для ребенка источником радости или серьезных потрясений. Не замечать эту действительность – значит допустить серьезный психологический просчет в анализе оценочной деятельности учителя и всей системы обучения в школе.

Основные требования системы оценивания знаний учащихся:

1) Система оценивания должна давать возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.

2) Необходимо фиксировать изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности. Желательно, чтобы фиксация данной информации была стандартизированная и не требовала больших затрат времени, т. е. не была вербальной.

3) Должна быть заложена возможность адекватной интерпретации информации, прозрачность в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок,

4) Необходимо вводить механизм, развивающий оценивание учащимся своих достижений (рефлексия деятельности).

5) Система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контроль между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы.

6) Необходимо указать, что система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу в рамках единого образовательного пространства.

7) Система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся.

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе, стремительно усложняется, уровень компетентностных требований по всем предметам повышается от класса к классу. При этом в самом трудном положении оказывается учитель.

В начале 21 века в русле общего процесса модернизации российского образования закономерно возник вопрос о необходимости совершенствования существующей пятибалльной (в реальности 3-х бальной) системы отметок.

Оценка должна решать, как минимум, три важные задачи:

1. Подведение итогов работы

Это первая задача. Ученик выполнил определенную учебную работу. Для того чтобы можно было поставить точку на этом этапе и перейти к следующему, необходимо оценить эту работу с точки зрения результата, самого процесса и субъективного состояния.
Если ребенок находится на такой стадии своего психологического развития, что является субъектом своей учебной деятельности, все эти оценки значимы для него, и он сам стремится их сформировать.

Если учеба отчуждена от ребенка, то есть он является объектом педагогических воздействий учителя, то учитель и формулирует ему все эти оценки. И очень важно, как он это делает.

Если учитель не заинтересован в том, чтобы ученик в результате все-таки присвоил учебный процесс, превратил его в собственную деятельность, он четко сформулирует оценку результата работы ученика и на этом остановится. В обратном случае учитель не будет давать оценки сам, но организует ситуацию так, чтобы ребенок сумел оценить свою учебную работу и с точки зрения результата, и с точки зрения процесса, и в субъективном, эмоциональном аспекте.

2. Постановка целей

3. Сравнение

Третья задача оценки — сравнение. Сравнение с самим собой, с эталоном, с конкретными людьми.

С собой и с другими

Человеку очень трудно не сравнивать себя с другими. Так устроена созданная нами цивилизация, и в одночасье это не изменить. Да и нужно ли к этому стремиться? Да, личностный рост человека во многом обеспечивается тем, что человек стремится к постоянному продуктивному изменению, качественному и количественному наращиванию своих личных возможностей. И в этом ему может помочь сравнение с самим собой — вчерашним, позавчерашним и т. д.

Психологические аспекты оценочной деятельности учителя

Главным недостатком существующей системы оценок и отметок является (с точки зрения психологии) их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.

Исходя из вышесказанного, хотелось бы подчеркнуть, что 1) безотметочное обучение, расслабляет, не в полной мере мотивирует учащихся и их родителей; 2) в руках учителя, великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка, заставить его верить в свои силы.

Педагогическая оценка, со времени работ Б.Г. Ананьева (1933-1935 гг.), рассматривается, прежде всего, по её значению в образовании учащегося. Во-первых, педагогическая оценка информирует учащегося о его достижениях. Во-вторых, она стимулирует учащегося в плане продолжения учебно-познавательной работы. В-третьих, она направляет активность учащегося в определённую сторону – т.е., имеет воспитывающий потенциал.

Дети скрывают от родителей плохие отметки: (а) потому что не хотят их расстраивать (75% младших учащихся, 58% учащихся основной школы и 86% старшеклассников); (б) потому что боятся наказания –18% младших, 29% учащихся основной школы и 10% старшеклассников.

Считают отметки объективными: среди учителей – чуть больше половины, среди родителей – треть, среди учащихся: 73% младших, 45% учащихся основной школы и 31% старшеклассников (Курдюкова Н.А., 1997).

Самое главное, что родители в большинстве своём убеждены: отметка отражает уровень знаний их детей, отражает готовность детей к про­должению образования. А нередко отметку рассматривают как инструмент, с помо­щью которого учитель выражает своё отношение к учащимся.

В старших классах борьба за балл приобрета­ет особо ожесточённый характер. Некоторые деятели высшей школы предлагали в средствах массовой информа­ции сделать средний школьный балл оп­ределяющим при поступлении в вуз. Но ведь всем в Петербурге известно, что троечник из 239-го ли­цея в большинстве других школ нашего горо­да был бы отличником. Известно и то, что, как только начнётся конкурс аттестатов, отметки просто будут покупать в массовом порядке. Фоном для этого будут обещания властей увеличить учительский заработок в два раза. На практике это выльется в 25%-ный рост зарплаты, но при этом, конечно же, поднимется уро­вень инфляции – рубль обесценится. И учительская зар­плата не вызовет конку­ренции на рынке педагогических кадров. Значит, ни школе, ни родителям никуда не деть­ся от учителя-мздоимца. И по-человечески коррупцию в учительской среде можно понять и даже… оправдывать. – Так считал публицист Александр Хайт. Ведь с позиций рыночной экономики удовлетворение по­требностей клиента – это основная цель рынка. Вот и российская эпопея с ЕГЭ, проходящая под предлогом присоединения к Болонской конвенции, на самом-то деле имеет в своей основе, прежде всего, материальные интересы определённого круга деловых людей, близких к структурам Минобрнауки РФ…

Однако отметка не определяет ни знаний, ни упорства, ни целе­устремленности. Ничего общего отметка не имеет с поощрением, стимулирующим рост куль­туры; тем более она не стимулирует творческое начало. Отметка всегда субъективна; в школе она, бóльшей частью, завышена. Однако же она является основ­ным инструментом воздействия на ребёнка и на его родителей; можно сказать, отметка является принуждающим стимулом. И в этом качестве она таки действительно необ­ходима. Поскольку наша система образования не ориентирует ребёнка на то, что учёба нуж­на для знаний, а знания востребованы жиз­нью. Не ориентирует, поскольку в России это не так.

Отметочная система распространена во всём мире. Иногда она бывает действительно полез­на. Например, для того, чтобы отобрать дос­тойнейших в институты или на работу. Однако, по мнению публициста Александра Хайта, не суще­ствует системы баллов для уме­ния и желания творить, для общей культуры, для само­стоятельности и активности. Причём так считают не только публицисты, но и многие учёные-педагоги. Правда, в образовании иногда используются такие методы, как проектный метод и метод мастерских, и в последние годы получает распространение система портфолио. Эти педа­гогические инструменты как будто бы позволяют уменьшить гнетущую рыночную роль отметки. Но и отменять отметку, по всей видимости, нельзя. Более того, публицист Хайт полагал разумным перейти к 10-12-тибалльной шкале. Такая шкала используется, к примеру, в школах Греции. Потому что отечественная 3-4-хбалльная шкала, на практике порой сводимая даже к двухбалльной, не позволяет реально дифференцировать учебные достижения.

Очень важно снизить само­ценность отметки, уменьшить её фактическое доминирование в условиях образования над всеми иными знаками ученических достижений и достоинств. Но на что тогда ориентироваться при контроле.


Сколько бы мы, взрослые, ни повторяли ребенку, что он или она должны учиться не ради отметок, а ради знаний, сами мы неизбежно склонны оценивать уровень детских успехов по школьным отметкам. Сколько бы ни говорили с трибун о разнице между формирующим и констатирующим оцениванием, разница эта в реальности чаще всего не просматривается. Сколько бы ни подчеркивали отличия между оценкой и отметкой, эти понятия продолжают совпадать. В этом я вижу некое очевидное лицемерие.

Теперь зададимся вопросом, а зачем нам, взрослым, это нужно. Предположу, что решающую роль здесь играет желание стандартизировать всё и вся, а также иметь простые ответы на все сложные вопросы.

Потому что простая шкала, в которой на сегодня осталось фактически три действующих цифры, позволяет быстро сориентироваться в нашем скоростном мире и понять, есть сигнал опасности или нет. А тройка — это уже всегда сигнал опасности, поскольку за ней на очереди неуспеваемость. Причем в случае негласного запрета на двойку (что сплошь и рядом имеем) за тройкой может стоять и не очередь, а действительная неуспеваемость в режиме реального времени.

И это постоянная головная боль и для родителей, и для педагогов

У меня была ученица — шестиклассница, смышлёная, живая, самостоятельная девочка. Она вдруг перестала читать и длительное время не могла прочесть ни слова по-английски, тогда как ее одноклассники читали уже сравнительно сносно. Как только девочке (назовем её Оля) предлагалось задание, она краснела, молчала, в глазах появлялись слезы. Наконец, Оля произносила нечто, не имеющее отношение к тексту. Даже в алфавите буквы не могла назвать.


3 на 4 или 4 на 3. За что детям снижают отметки в тетрадях по математике и правильно ли это

Отсутствие оценок магически подействовало на ребёнка: в состоянии безопасности он мгновенно перестроился, пришел в себя и смог показать результаты

Однажды мне сделала замечание методист за то, что на уроке я поставила пять за удачный ответ с места


Смею предположить, за прошедшие тридцать лет похоронено основательное количество практического опыта отдельных учителей. Система навязывает идущие сверху шаблоны, руководствуясь малопонятными принципами. И в части оценивания в том числе. В то время, когда весь мир перешел уже на сложные системы оценивания, мы оставляем три действующие отметки, одна из которых весьма неоднозначна, неинформативна и травматична. Критериев оценивания фактически нет.

Впрочем, если подумать, то все тут понятно: простота и незатратность формализма привлекательны для тех, кто упрощает и оптимизирует образование. А реальные результаты — это зачастую неприятно, опасно и требует квалифицированной работы со стороны тех, кто выписывает рецепты. Где же взять их, квалифицированных?

Тема оценок — из того числа, вокруг которых постоянный шум. Кто-то выступает за отмену системы оценок, кто-то считает, что ее нужно пересмотреть. И аргументы каждой стороны, безусловно, заслуживают внимания.

Оценка или отметка?

Оценка — это мнение учителя о знаниях ученика. Она отражает процесс: как школьник понимал тему раньше, как понимает ее сейчас и к чему стремится дальше. Главная задача оценки — установить глубину и объем индивидуальных знаний. А функции — обратная связь и поощрение.

Главная цель оценки — определить сильные и слабые стороны каждого ученика, понять, как учить его дальше, то есть выработать стратегию и тактику обучения.

А вот отметка — это выражение оценки в баллах, которое проецируется на шкалу плохо — удовлетворительно — хорошо — отлично.

Зачем в школе ставят отметки?

Это способ управления ребенком

И порой, как ни печально, они зависят от субъективного отношения учителя к ребенку.

Это способ управления родителями

«Оценка — это не показатель знаний. Есть студенческая мудрость: первые два года студент работает на зачетку, а потом зачетка работает на него. Аналогичная ситуация происходит в школе. Есть определенная группа детей, которая может ничего не делать, но автоматически получает высокие оценки, потому что "идет на золотую медаль".

Что дает отметка?

Отметки превратились в цель и смысл обучения и нахождения в школе. Интерес и стремление к знаниям пропадает, погоня за результатами затмевает процесс познания.

Дети видят то, что мы помогаем им увидеть. И в этом смысле школа упрощает картину мира: есть только два варианта ответа — правильный и неправильный. Такая среда неблагоприятна для развития креативности.

У ребенка обрывается на корню стремление к чему-то нестандартному, креативному — к чему-то, что лежит за рамками школы.

Задача учителя — помочь ребенку почувствовать, что любое мнение имеет право на существование. А когда учитель выставляет низкую отметку, у ребенка искажается восприятие, он начинает узко мыслить. Он натыкается на несправедливость: есть только правильно и неправильно, другого не дано. В результате школьнику сложно поверить в себя, он больше не может полноценно доверять собственным ощущениям, чувствам, мыслям, мнению.

Из тех, кто ждет чужого мнения и оценки со стороны, вырастают неуверенные в себе взрослые люди.

Для семьи оценка становится неким индикатором принятия ребенка системой и обществом. И еще, конечно, своеобразным мерилом родительской успешности.

В конечном счете, в погоне за хорошими отметками ребенка родители перестают замечать его личность.

Сегодня те знания, которые ребенок получает в школе, в большинстве своем формальны. Обучение в основном теоретическое, переусложненное, без практической значимости.

Представьте, что ЕГЭ отменят. Что получится? Система образования развалится, потому что ребенку не для чего будет учиться. Ведь сегодня дети ходят в школу не для того, чтобы приобретать знания и применять их в жизни, а для того, чтобы получить достойные баллы на экзаменах.

Тесты, рефераты, доклады практически не соприкасаются с реальной жизнью — той, в которую все мы погружаемся после окончания школы.

Еще одна причина искаженной оценочной системы — погоня школ за рейтингами и престижем. Лучшие школы формируют детей-перфекционистов. Они чаще всего не учат, а лишь дают детям характеристики и находят изъяны, пробелы в теоретических знаниях.

Правильный ответ всего один?

Отметка фиксирует, насколько ответ ребенка соответствует эталону. И в такой схеме наш мир превращается в черно-белый: хорошо/плохо, правильно/неправильно, знает/не знает, да/нет. Но наш мир цветной! Не забывайте напоминать об этом ребенку.

Как мы можем делить ответы учеников на правильные и неправильные, если все человечество до сих пор не разгадало тайну своего появления в этом мире?

Дайте возможность ребенку обосновывать свой ответ. Пусть дети проявляют творческий потенциал.

Нужна ли соревновательность?

Безусловно, дух соревнования важен. Но это не должно становиться единственным инструментом в школьных стенах.

Просто поразмышляйте, что важнее — воспитывать школьников в духе соревновательности, чтобы каждый стремился быть первым во что бы то ни стало, или приучать детей к сотрудничеству, когда все готовы прийти друг другу на помощь и уважают чужое мнение?

Нужно ли подтверждать завершение изучения?

Сдать на отлично не равно знать и применять навыки в жизни.

В процессе обучения важную роль играет все: и черновики, и ошибки, которые делал школьник, — только так он сможет прийти к заметному для себя прогрессу.

Как говорить с ребенком об оценках?

Оценка — это лишь способ узнать, что о ребенке как об ученике думает педагог. Если школьника наказать за плохие отметки, он не станет учиться лучше.

Когда родители слишком бурно реагируют на двойку или тройку, у ребенка формируется страх: получить плохую отметку значит потерять любовь мамы и папы.

Вместо негативной реакции на отметку лучше попробуйте спокойно разобраться вместе с ребенком, почему же так получилось. Окажите поддержку, не отворачивайтесь от школьника, который и без того расстроен.

Задайте ему вопросы:

Как ты к этому относишься?Узнайте отношение самого ученика к такому результату. Дайте ему выговориться, рассказать о своих чувствах.

Как ты мог(-ла) бы помочь себе и получить более хорошую оценку? Это сложный вопрос, но он однозначно поможет школьнику задуматься и проанализировать ситуацию — этот навык пригодится во взрослой жизни.

Можешь ли ты как-то изменить ситуацию сейчас? Помогите ребенку увидеть, что он управляет ситуацией и осознать ответственность за свою жизнь.

Тебе нужна моя помощь? Не делайте за вашего ученика доклады, не решайте задачки по алгебре. Просто будьте всегда рядом, чтобы быть готовым помочь — найти информацию, принести нужную книгу и т.д.

Кем ты хочешь стать? Если ребенок говорит, что ему не нужна математика, потому что он хочет стать фотографом, то договоритесь, что он будет изучать предмет, чтобы по крайней мере освоить минимум.

Дайте ребенку возможность ошибаться. Только через ошибки он обретет необходимый опыт, получит мотивацию найти правильный ответ, достичь результата и узнать что-то новое.

Читайте также: