Доклад о состоянии и использовании земель в республике калмыкия

Обновлено: 17.05.2024

Площадь территории - 74,7 тыс. км 2 . Численность населения - 275,4 тыс. человек, из них сельское население составляет 150,4 тыс. человек (на 01.01.2018). Плотность населения - 3,7 чел./1 км 2 . Валовый региональный продукт - 56 045,1 руб. (по состоянию на 2016 г.).

Атмосферный воздух

Мониторинг состояния атмосферного воздуха в городских населенных пунктах и на станциях не проводился. В 2017 г. общий объем выбросов загрязняющих веществ (включая выбросы от ж/д транспорта) составил 39,23 тыс. т, что на 2,7% больше, чем в 2016 г. В последние годы наблюдается сокращение выбросов от стационарных источников - на 17,1%, и рост выбросов от автомобильного транспорта - на 35,4%.

В структуре выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников прослеживается сокращение выбросов диоксида серы на 58,1%, увеличение выбросов ЛОС (по сравнению с 2010 г.) в 2,5 раза, выбросы остальных загрязняющих веществ не изменились.

Выбросы, тыс. т 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Всего 3,5 3,6 3,7 6,7 4,5 3,4 2,2 2,9
твердые 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1
СО 0,9 1,2 1,2 1,6 1,3 1,3 0,7 0,9
SO2 - 0,1 0,05 0,04 0,03 0,02 0,01 0,02
NOx 0,4 0,4 0,4 0,4 0,3 0,2 0,2 0,4
ЛОС 0,2 0,1 0,2 0,9 0,4 0,4 0,3 0,5

Водные ресурсы

Среднее многолетнее значение водных ресурсов составляет 1,1 км 3 /год, ресурсы речного стока в 2017 г. были на уровне 4,4 км 3 /год, отклонение от среднего многолетнего значения составило 300%. Забор пресной воды из всех источников в 2017 г. составил 414,16 млн м 3 .

Год Забор воды Использование пресной воды Оборотное и повторно-последовательное водоснабжение
из подземных источников из поверхностных источников
2010 13,65 26,99 370,97 0,00
2011 12,95 20,12 357,52 0,00
2012 13,01 20,95 324,61 0,00
2013 13,02 14,01 289,57 0,21
2014 13,05 19,89 394,32 0,21
2015 12,94 11,53 397,35 0,09
2016 12,13 321,83 280,76 0,09
2017 11,90 402,26 330,88 0,09

Общее использование свежей воды в 2017 г. составило 330,88 млн м 3 .

По левой оси - потребление воды (млн м 3 ); по правой оси - бытовое водопотребление на душу населения (м 3 /год на чел.).

Показатель водоотведения с 2010 г. уменьшился на 42,2%.

Биологическое разнообразие

Растительный и животный мир

Растительный мир включает более 800 видов, животный мир насчитывает около 60 видов млекопитающих, 237 видов птиц, 20 видов пресмыкающихся и 3 вида земноводных. Охраняются около 21,7% видов млекопитающих, 24,5% видов птиц, 33,3% видов амфибий и 60% видов рептилий.

Наименование Кол-во,ед.
Млекопитающие 13
Птицы 58
Рыбы 10
Пресмыкающиеся 12
Земноводные 1
Беспозвоночные 52
Сосудистые растения 170
Прочие 37
Итого 353
Из них: Вероятно исчезнувшие 3
Находящиеся под угрозой исчезновения 26
Сокращающиеся в численности 100
Редкие 178
Неопределенные по статусу 40
Восстанавливаемые и восстанавливающиеся 6

Лесные ресурсы

Земли лесного фонда в 2017 г. занимали 55,4 тыс. га (0,74% площади республики), из них покрыты лесной растительностью - 15,6 тыс. га. Площадь лесопокрытых земель с 2010 г. уменьшилась на 1,4 тыс. га или на 8,2%. Все леса являются защитными. Лесистость по всем землям - 0,2%. Преобладают средневозрастные (0,18 млн м 3 ), спелые и перестойные леса (0,23 млн м 3 ), по породному составу - твердолиственные (0,3 млн м 3 ).

Особо охраняемые природные территории

Площадь ООПТ регионального и местного значения в республике составила 601,905 тыс. га.

Отходы

Количество образованных отходов выросло с 2010 г. на 0,014 млн т или в 5,67 раза. Количество утилизированных отходов выросло (на 0,001 млн т с 2010 г.).

Год Показатель
образование утилизация хранение захоронение
2010 0,003 0,000 0,000 0,043
2011 0,004 0,000 0,000 0,043
2012 0,004 0,000 0,000 0,076
2013 0,008 0,000 0,000 0,075
2014 0,011 0,000 0,000 0,075
2015 0,007 0,000 0,000 0,083
2016 0,006 0,000 0,000 0,077
2017 0,017 0,001 0,000 0,071

В 2017 г. твердых коммунальных отходов было вывезено на 15% меньше, чем в 2010 г. Вывоз ТКО на предприятия по переработке отходов увеличился по сравнению с 2016 г. (до этого не осуществлялся) более чем в 12 раз.

Затраты на охрану окружающей среды

Всего в 2017 г. было инвестировано в охрану окружающей среды 6 334 тыс. руб. Наибольшее количество инвестиций было направлено на охрану заповедников и других природоохранных территорий - 87,1%. Текущие эксплуатационные затраты на охрану окружающей среды в 2017 г. составили 32 860 тыс. руб. Большая часть текущих затрат (41,4%) - затраты на сбор и очистку сточных вод, затраты на сохранение биоразнообразия и охрану природных территорий составили 30,6%.

1.3.3. Распределение земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и иного специального назначения. 33

1.3.4. Распределение земель иных категорий. 33

1.4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ 34

1.4.1. Использование земель предприятиями, организациями для производства сельскохозяйственной продукции (сведения о формах собственности и правах на землю) 34

1.4.2. Использование земель гражданами для производства сельскохозяйственной продукции (сведения о правах на землю) 36

1.5. СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ ЗЕМЕЛЬ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ГРАЖДАНАМ. 38

2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ.. 43

3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ.. 44

3.1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ.. 44

3.1.1. Кадастровое деление территории Калмыцкого кадастрового округа (08) 44

3.1.2. Организация ведения государственного кадастра недвижимости. 46

3.1.3. Проведение работ по верификации и нормализации баз данных ГРЗ КР в кадастровом округе. 48

3.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО.. 49

3.2.1. Государственный мониторинг земель. 49

3.2.1.1 Выполнение работ по государственному мониторингу земель. 50

3.2.2.2 Анализ качественного состояния земель. 54

3.2.2. Землеустройство. 57

3.2.2.1 Проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти 57

3.2.2.2 Создание и ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства землеустройства. 58

3.2.2.3 Контроль за проведением землеустройства, осуществление экспертизы землеустроительной документации, исполнение обращений граждан и юридических лиц по вопросам проведения землеустройства. 59

3.3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) 59

3.3.1. Организация осуществления государственного земельного контроля (надзора) 59

3.3.2. Результаты осуществления государственного земельного контроля (надзора) 60

3.3.3. Взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления. 64

3.3.4. Взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления

3.4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ.. 65

3.4.1. Сведения о проведении на территории Республики Калмыкия государственной кадастровой оценки земель 65

3.4.2. Формирование перечней объектов недвижимости (земельных участков), подлежащих государстенной кадстровой оценке 66

3.4.3 Определение кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения 96




3.4.4. Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в судебном и досудебном порядке 96

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПО РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

ДОКЛАД

О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ

В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

В 2014 ГОДУ

ЭЛИСТА 2015

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ.. 4

1.1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА ПО КАТЕГОРИЯМ ЗЕМЕЛЬ.. 4

1.1.1. Земли сельскохозяйственного назначения. 5

1.1.2. Земли населенных пунктов. 6

1.1.3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и иного специального назначения. 6

1.1.4. Земли особо охраняемых территорий и объектов. 7

1.1.5. Земли лесного фонда. 7

1.1.6. Земли водного фонда. 7

1.1.7. Земли запаса. 8

1.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА ПО УГОДЬЯМ. 8

1.2.1. Сельскохозяйственные угодья. 8

1.2.2. Земли под водой, включая болота. 9

1.2.3. Земли застройки. 9

1.2.4. Земли под дорогами. 9

1.2.5. Лесные площади и лесные насаждения, не входящей в лесной фонд. 10

1.2.6. Прочие земли. 10

1.2.7. Земли под оленьими пастбищами. 10

1.3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ И МУНИЦИПАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ. 28

1.3.1. Распределение земель сельскохозяйственного назначения. 32

1.3.2. Распределение земель населенных пунктов. 32

1.3.3. Распределение земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и иного специального назначения. 33

1.3.4. Распределение земель иных категорий. 33

1.4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ 34

1.4.1. Использование земель предприятиями, организациями для производства сельскохозяйственной продукции (сведения о формах собственности и правах на землю) 34

1.4.2. Использование земель гражданами для производства сельскохозяйственной продукции (сведения о правах на землю) 36

1.5. СВЕДЕНИЯ О НАЛИЧИИ ЗЕМЕЛЬ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ГРАЖДАНАМ. 38

2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ.. 43

3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ.. 44

3.1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ.. 44

3.1.1. Кадастровое деление территории Калмыцкого кадастрового округа (08) 44

3.1.2. Организация ведения государственного кадастра недвижимости. 46

3.1.3. Проведение работ по верификации и нормализации баз данных ГРЗ КР в кадастровом округе. 48

3.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО.. 49

3.2.1. Государственный мониторинг земель. 49

3.2.1.1 Выполнение работ по государственному мониторингу земель. 50

3.2.2.2 Анализ качественного состояния земель. 54

3.2.2. Землеустройство. 57

3.2.2.1 Проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти 57

3.2.2.2 Создание и ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства землеустройства. 58

3.2.2.3 Контроль за проведением землеустройства, осуществление экспертизы землеустроительной документации, исполнение обращений граждан и юридических лиц по вопросам проведения землеустройства. 59

3.3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) 59

3.3.1. Организация осуществления государственного земельного контроля (надзора) 59

3.3.2. Результаты осуществления государственного земельного контроля (надзора) 60

3.3.3. Взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления. 64

3.3.4. Взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления

3.4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ.. 65

3.4.1. Сведения о проведении на территории Республики Калмыкия государственной кадастровой оценки земель 65

3.4.2. Формирование перечней объектов недвижимости (земельных участков), подлежащих государстенной кадстровой оценке 66

3.4.3 Определение кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения 96

3.4.4. Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в судебном и досудебном порядке 96

Дана эколого-хозяйственная характеристика территории исследования. По структуре земельного фонда и развитию производства Калмыкия относится к аграрному региону, в связи с этим наибольшую антропогенную нагрузку на земельные ресурсы оказывают сельскохозяйственные производители. Их развитие по экстенсивному затратному принципу природопользования привело к значительному разрушению естественных экосистем. В последние годы к традиционным факторам деградации прибавились техногенные (освоение и разработка природных месторождений нефти и газа). Все это требует совершенствования структуры землепользования, создания эффективной организации территории. Для этого приведен сравнительный анализ предельных экологических параметров сбалансированной территориальной организации и современной структуры земель Калмыкии. Дана оценка степени сбалансированности территориальной структуры Республики Калмыкия с использованием двух интегральных показателей: коэффициента экологической стабильности территории (Кэс) и коэффициента антропогенной нагрузки (Кан). Эти показатели позволяют определять степень сбалансированности земельной структуры региона и отразить устойчивость, стабильность природных систем. На их основе по степени сбалансированности территорий произведён анализ, ранжирование муниципальных районов. Предложены основные направления оптимизации территориальной структуры землепользования Республики Калмыкия.


1. Волков С.Н. Землеустройство. Землеустроительное проектирование. Внутрихозяйственное землеустройство. – М. : Колос, 2001. – Т. 2. – 648 с.

2. Докучаев В.В. Сочинения. Преобразование природы степей. Работы по исследованию почв и оценке земель. Учение о зональности и классификация почв (1888–1900). – М. –Л. : Изд-во АН СССР, 1951. – Т. VI. – 596 с.

3. Доклад о состоянии и использовании земель в Республике Калмыкия в 2009 году. Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республики Калмыкия. – Элиста, 2010.

Территориально Республика Калмыкия относится к Южному федеральному округу Российской Федерации, входит в состав Поволжского экономического района и является самым аридным регионом Европейского континента. Высокая засушливость климата, безводность, низкое плодородие почв, растительного покрова ставят сельскохозяйственное производство республики в крайне жесткие природно-экономические условия.

По структуре земельного фонда и развитию производства Калмыкия относится к аграрному региону с высоким удельным весом земель сельскохозяйственного назначения (92%) [3]. В связи с этим наибольшую антропогенную нагрузку на земельные ресурсы оказывают сельскохозяйственные производители. Их развитие по экстенсивному затратному принципу природопользования привело к значительному разрушению естественных экосистем: к сокращению площади кормовых угодий, деградации растительности, эрозии, засолению почв и другим негативным явлениям. Данные процессы усугубляются и социальной напряженностью, потребительским отношением к природе, которое всегда наблюдается в период первоначального накопления капитала. В последние годы к традиционным факторам деградации прибавились техногенные (освоение и разработка природных месторождений нефти и газа). Все это требует совершенствования структуры землепользования, создания эффективной организации территории.

По административно-территориальному комплексу в состав республики входят 13 административных районов, которые условно делят её на три природно-хозяйственные зоны: западную, центральную и восточную (рис. 1).

pic

Рис. 1. Административное и природно-хозяйственное деление Республики Калмыкия.

Первая природно-хозяйственная зона граничит с Ростовской областью и включает территории Городовиковского и Яшалтинского районов, центральная - Малодербетовского, Сарпинского, Кетченеровского, Целинного, Приютненского и Ики-Бурульского. Восточная зона приурочена к правобережью р. Волга и граничит с Астраханской областью. На её территории находятся Октябрьский, Юстинский, Яшкульский, Черноземельский, Лаганский районы. Структура сельскохозяйственных угодий по зонам сильно варьирует. Так, для Западной зоны с самыми благоприятными в границах республики почвенно-климатическими условиями характерен высокий уровень распаханности, в Центральной - удельный вес пашни значительно ниже, чем в предыдущей. Восточная зона - это территория обширных пастбищ с небольшими вкраплениями участков орошаемой пашни.

Постановка вопроса о первостепенной необходимости в современных геоэкологических условиях проведения структурной оптимизации использования земельного фонда республики вытекает из основного противоречия существующего природопользования и теоретического наследия докучаевской концепции рационального природопользования, которое получило развитие в трудах современных географов: Чибилев, 1987; 1990; 1992; 1998; Тишков, 1986; 1993; 1997; 1998; и др. доказавших, что сохранение в степной зоне природных естественных участков способствует повышению стабильности и продуктивности агроландшафтов, препятствует развитию процессов опустынивания [2]. Поэтому здесь важно установление предельно допустимых экологических параметров. Такие параметры для степной зоны уже разработаны, а их внедрение на практике позволило бы снизить интенсивность деградационных процессов, не делая больших затрат (табл. 1) [4; 5]. Именно в Республике Калмыкия наиболее реально и целесообразно добиваться снижения площадей пахотных низкопродуктивных угодий, увеличивать площадь кормовых угодий, защитных лесных насаждений, переводить часть сельскохозяйственных земель в особо охраняемые природные территории и т.д. По данным работ различных авторов по сбалансированной по экологическим параметрам территориальной организации, нами приведена современная структура землепользования республики. Доля природных и полуприродных ландшафтов определена приближенно как сумма лесной и древесно-кустарниковой растительности, водоемов, болот, а также пастбищных и сенокосных угодий. Сравнительный анализ предельных экологических параметров и современной структуры земель Калмыкии позволяет сделать вывод о её несоответствии предельно допустимым экологическим параметрам (табл. 1).

Таблица 1 - Экологические параметры сбалансированной территориальной организации в степной зоне

Определены фактическая и потенциальная нагрузки на пастбища, экологически допустимое поголовье скота в разрезе муниципальных образований республики. Выполнена оценка использования пастбищ в пределах их экологической емкости. Установлено, что соотношение видов выпасаемых животных на пастбищах Калмыкии не соответствует экологически оптимальному соотношению, фактическая нагрузка скота на пастбищах не соответствует нормам. Поголовье выпасаемых животных насчитывает 6,2 млн. голов (в пересчете на условную овцу), площадь пастбищ составляет 5,3 млн. га. на 1 га пастбищных угодий приходится 1,16 условных голов овец, перегруз пастбищ выше нормы в 2,5 раза. В связи с эти разработаны основные направления оптимизации пастбищной нагрузки в республике.

Ключевые слова: Калмыкия, пастбища, животноводство, поголовье скота, норма нагрузки на пастбища, деградация пастбищ.

Seratirova V.V. 1 , Bananova V.A. 2

1 PhD in Geography, Assosiate Professor, Ukhta State Technical University, 2 PhD, Professor, Kalmikia State University

GRAZING PRESSURE OPTIMIZATION IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA

Abstract

The article defines actual and potential grazing pressure, as well as ecologically acceptable livestock number in view of municipal entities of the Kalmykia Republic. The evaluation of pasture usage within its ecological capacity has been performed. It has then been stated that the ratio of grazing animal species at the pastures of Kalmykia does not correspond to the ecologically appropriate ratio, the grazing pressure at pastures does not conform with standarts. The amount of grazing livestock is about 6.2 mln animal units (on relative stock unit basis), the pastures area is 5.3 mln ha. One ha of pastures accounts for 1,16 relative stock units, the actual grazing pressure being 2.5 times higher. That’s why major directions of grazing pressure optimization have been developed.

Keywords: Kalmykia, pastures, animal breeding, livestock number, degradation, grazing pressure.

Республика Калмыкия является одним из немногих регионов Российской Федерации, где по объему производства сельское хозяйство превосходит промышленность. В агропромышленном комплексе Калмыкии задействована десятая часть основных производственных фондов и создается более 37% валового регионального продукта. Калмыкия располагает значительным земельным фондом, распределение и назначение которого во многом обусловлено характером рельефа и почвенно-климатическими условиями. Земельный фонд Республики Калмыкия составляет 7473,1 тыс.га, из них земли сельскохозяйственного назначения составляют 6899,0 тыс.га (92%), что и обуславливает аграрную направленность экономики республики. Таким образом, наибольшую антропогенную нагрузку на земельные ресурсы оказывают сельскохозяйственные производители. В агропромышленном комплексе Калмыкии производственную деятельность осуществляют 129 предприятий, 2804 крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) и 40,2 тысяч личных подворий граждан [1]. Их развитие по экстенсивному затратному принципу природопользования приводит к значительному разрушению естественных экосистем.

В настоящее время Республике Калмыкия принята и реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства (2013-2020 гг.), где одним из приоритетных направлений является увеличение объемов производства продукции животноводства. Реализация программы позволила достичь запланированных значений целевых показателей. На сегодняшний день в Калмыкии насчитывается 589,3 тыс. голов крупного рогатого скота; 2,4 млн. голов овец и коз; 20,2 тыс. голов лошадей; 685 голов верблюдов. Площадь пастбищ в структуре земельного фонда республики составляет 5334,3 тыс.га, или 84,6 %. В связи с этим, в Калмыкии наиболее актуальной проблемой является перегрузка пастбищ скотом, поиск методов рационального использования и сохранение биологического разнообразия естественных кормовых угодий.

Цель нашего исследования – оценка использования пастбищ в пределах их экологической емкости, разработка основных направлений оптимизации пастбищной нагрузки в Калмыкии.

Естественные кормовые угодья республики в значительной мере определяют экологическое состояние республики. При условии их рационального использования и соблюдения норм выпаса скота (в пределах емкости пастбищ) природные пастбища и сенокосы могут достаточно долгое время сохранять значительное разнообразие кормовых растений. Под емкостью пастбищ понимается количество животных, которое может содержаться на одном гектаре в течение выпасного периода при получении ими достаточного количества корма без последующей деградации пастбищ. Длительное превышение емкости пастбищ может привести к истощению пастбищных угодий, снижению продуктивности пастбища и качества корма.

Калмыки издавна занимались скотоводством, свои знания они успешно применяют в низовьях Волги с начала 17 века. Жаркий, сухой климат, бескрайние степи с низким плодородием почв, отсутствием постоянных водотоков способствовали для общественного использования пастбищ, разведения скота. В то же время кочевой образ жизни создавал условия для отдыха одних пастбищ и освоения новых. Оптимальное соотношение численности верблюдов, коней и овец позволяло поддерживать экологическое равновесие и сохранять растительный покров. Структура стада в 17 веке включала: овец – 15,5%, крупного рогатого скота – 25,2%, лошадей – 43,4 %, верблюдов – 15,5%, коз – 0,4% [2]. В настоящее время соотношение видов выпасаемых животных на пастбищах Калмыкии не соответствует экологически оптимальному соотношению. В структуре стада овцы и козы, оказывающие самое негативное воздействие на пастбища, составляют 78%; крупный рогатый скот – 19%; лошади – 0,7%; верблюды – 0,02%. Доминантами стали овцы и козы, снизилась роль лошадей, крупного рогатого скота, что негативно отражается на почвенно-растительном покрове степного ландшафта.

В целях охраны пастбищ, постановлением Правительства Республики Калмыкия на основе научной методики, с учетом природно-климатических условий установлены нормы нагрузки скота на единицу площади [3].

Таблица 1 – Оценка использования пастбищ Республики Калмыкия, 2016 г.

14-12-2016-14-30-18

Анализ таблицы свидетельствует, что в настоящее время в республике фактическая нагрузка скота на пастбищах не соответствует нормам. Поголовье выпасаемых животных насчитывает 6,2 млн. голов (в пересчете на условную овцу), площадь пастбищ составляет 5,3 млн. га. Таким образом, на 1 га пастбищных угодий приходится 1,16 условных голов овец, средняя по республике норма нагрузки скота на пастбища составляет 0,46, следовательно, перегруз выше нормы в 2,5 раза.

В связи со сложившейся ситуацией нами предлагаются следующие направления оптимизации пастбищной нагрузки:

  1. Идентификация сельскохозяйственных животных, которая позволит повысить эффективность мероприятий по контролю за соблюдением норм нагрузки скота на пастбища. Результаты проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи позволяют сформировать официальные статистические данные по поголовью скота в Республике. Это станет основой для привлечения к административной ответственности за сверхнормативное использование пастбищ.
  2. Второе направление предусматривает переход на более щадящую в экологическом отношении и более соответствующую традиционному хозяйственному укладу калмыцкого народа видовую структуру стада при одновременной постепенной замене тонкорунных пород овец на курдючных, себестоимость содержания которых в 1,3-1,6 раза ниже, чем тонкорунных.
  3. Осуществление мероприятий по восстановлению сбитых пастбищ путем проведения фитомелиоративных работ.
  4. Введение экологически обоснованного пастбищеоборота.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English

Читайте также: