Шаманизм в сибири доклад

Обновлено: 17.05.2024

Важная обязанность шамана — провожать души умерших в загробный (обычно подземный) мир. Шаманизм возникло в глубокой древности, возможно, уже в па­леолите. Оно должно было сложиться вскоре после того, как сформировалась вера в духов (анимизм). Этнографические материалы представляют Шаманизм как религиозный культ, известный у разных народов Земли, находившихся на низких ступенях общественного развития. Шаманы были у австралийских аборигенов, у семангов и кубу, у ботокудов и огнеземельцев. По-видимому, в разных формах Шаманизма было общей стадией, пройденной некогда всеми наро­дами мира. В зависимости от уровня развития общественного Шаманизма занимало неодинаковое место в религиозной деятельности человеческого коллектива. На ранних стадиях, в условиях родоплеменного строя, шаманский культ мог составлять основу религиозной жизни общества. Позднее, с усложнением социальных отношений, с оформлением развитых политеистических религий, возникает новый тип служителей культа — жречество, представи­тели которого не претендуют на божественное избранничество. В классовых обществах Шаманизм отходит на задний план, теряет свое значение, у одних народов продолжает сохранять­ся как пережиточный, периферийный культ, у других исчезает совсем. Таким образом, сама тенденция развития религиозных воззрений человечества ясно показывает, что Шаманизму при­надлежит к числу ранних форм религии.

Стать хорошим шаманом мог далеко не каждый, для этой профессии требовались особые наклонности и способности: вера в свое избранничество, развитое воображение, хорошая память и многое другое, вплоть до поэтического дара и умения владеть гипнозом. Кроме того, шамана должен был признать коллектив, в противном случае его посредническая деятельность служителя культа ока­зывалась невозможной. Особые дарования шамана ярче всего проявлялись во время его общения с духами - при исполнении обрядов (камлание), изображавших путешествие шамана в иные миры или земли. Шаман совершал обряд в ритуальном костюме под сопровождение бубна или другого музыкального инструмента. Известны случаи, когда для камлания возводились особое помещение (шаманский чум у эвенков). Наиболее часто проводились лечебные обряды, оказывавшие психотерапевтическое воздействие на пациента. У многих народов шаманских дар считался наследственным. Существовали и обряды посвящения в шаманы.

Сокр. перепеч.: Свод этнографических понятий и терминов. М., 1993. Вып. 5.


Обращаясь к миру духов шаман может вылечить недуг у человека или животного и даже спасти им жизнь, попросить изменения погоды, урожая, удачной охоты – в это верили коренные сибирские народы сотни лет назад, а некоторые верят и сейчас.

Порой в Сибирь приезжают за тысячи километров, чтобы шаман смог решить проблемы, которые поставили жизнь человека в тупик. Кто-то и в правду находит спасение, а кто-то разочаровавшись в древних легендах возвращается домой, чувствуя себя обманутым.

Кто же они, сибирские шаманы и правдивы ли рассказы о их сверхъестественной силе?

Что такое шаманизм?

Шаманизм – одна из древнейших религий. С различными отличительными чертами, но одинаковый по сути шаманизм существовал у большинства народов мира.

Основная идея в том, что шаман является связующим звеном между миром духов и людей. В трансе он может общаться со светлыми и тёмными силами, просить их о помощи.

Шаман – хранитель коренных сибирских народов

Шаманизм в Сибири предполагает существование 3-х миров: мир духов – нижний мир, мир людей – средний мир, мир богов – верхний мир.

Религия трактует, что всё в мире имеет душу: растения, животные, солнце, звёзды луна. Подобное направление вероисповедания называется Аниматизм.

Кто такие шаманы?

Шаманом становится избранник духов. То есть, шаманом не возможно стать по своему желанию, не ты выбираешь, тебя выбирают.

Шаман – хранитель коренных сибирских народов

Шаман – хранитель коренных сибирских народов

Для древних народов мироустройство было непонятным и пугающим. Шаман в племени был тем человеком, на которого можно надеяться во время невзгод: мора, засухи, неудач на охоте. Только он способен обратиться к властителям всего сущего – богам и духам и спасти всё племя.

Шаман – хранитель коренных сибирских народов

Шаман мог быть тёмным и светлым и если светлый спасал души, помогал племени, то тёмный наоборот мог душу украсть, проклянуть целое племя.

Как проходит шаманский обряд?

Камлание – так называется обряд общения с духами. Либо шаман оправляется в мир духов, либо духи вселяются в него.

Камлание происходит в состоянии транса. Для этого шаман использует музыку определённых ритмов и пьёт отвары трав. В качестве музыкального инструмента чаще всего используется бубен, или варган.

Шаман – хранитель коренных сибирских народов

Ритуал требует подготовки: очищение шамана и места проведения камлания, в некоторых случаях жертвоприношений.

Шаман – хранитель коренных сибирских народов

Категорически запрещается проводить камлание чаще одного раза в день. Ведь духи могут разозлиться, что их так часто тревожат. В некоторых случаях, когда особенно сильное заболевание, одно камлание могло продолжаться несколько суток.

Шаман – хранитель коренных сибирских народов

Современные шаманы?

И если в других культурах шаманизм больше стал мифом и историей, то в Сибири до сих пор есть свои шаманы, которые, как и сотни лет назад продолжают камлать.

В Сибирском Федеральном округе шаманов можно встретить практически в любом регионе, например: Республике Алтай, Хакасии, Тыве, Иркутской области. Но в большей степени сохранились традиции шаманизма на Алтае, там и шаманы чаще встречаются.

Шаман – хранитель коренных сибирских народов

На Алтае шаманы на столько популярны, что на Рубцовском заводе ЛИТКОМ даже отлили чугунный подсвечник в образе шамана – Избранник духов

Шаман – хранитель коренных сибирских народов

Кстати, самая масштабная встреча шаманов проходит именно в Сибири на острове Ольхон, Иркутской области. Мероприятие называется Тайалган, на него съезжаются шаманы со всего мира, чтобы отдать дань предкам и провести массовые обряды камлания.

Шаман – хранитель коренных сибирских народов

Научные исследования шаманизма. Правда или вымысел?

Шаманизм является объектом исследований уже больше века. Выпущены сотни научных трудов на эту тему. Кто-то говорит, что шаманизм вовсе не религия, а её зачаточное явление, кто-то утверждает обратное. Шаманов называют и колдунами и лекарями и шарлатанами, которые просто искали признания у племени, притворяясь что путешествуют в иные миры.

О правдивости результатов магических обрядов также достаточно споров. Учёные проводили научные эксперименты над шаманской магией и кому-то удалось доказать её результативность. Но опять же правда ли это…

Трактовать чью-то идеологию было бы не честным, ведь каждый в праве сам выбирать, что истина, а что нет.

Точно можно сказать о том, что Сибирь продолжает хранить традиции предков. И даже в наш технологичный век остаётся местом мистическим и до конца не изведанным.

Сибирский шаманизм

Шаманизм – это одна из наиболее древних форм магии, предполагающая единение с природой. Шаманы есть в каждом фольклоре, в том числе и у славян.

Родиной русского шаманизма считается Сибирь и это не зря. Ведь сюда христианство во время крещения дошло позднее всего.

История шаманизма в Сибири

Сибирский шаманизм берёт своё начало ещё с древних времён, когда на Руси полным ходом процветало язычество. На территории нынешней центральной России жителям больше импонировали славянские божества, а в отдалённых уголках страны людям привычнее было верить в единение человека и природы.

Важную роль в становлении шамана играло посвящение. У разных сибирских народов этот обряд изменялся в зависимости от местности. Большая часть ритуалов была заимствована у саамов – финно-угорского этноса, родиной которого является современная территория Северной Европы.

  • у нанайцев – саман;
  • у манчжуров – сама;
  • у ойратов и татаров – кама;
  • в Хакасии, Туве и у тофаларов, проживающих в Восточной Сибири – хам;
  • у бурятов – боо;
  • в Якутии – ойуун;
  • в Ямало-Ненецком АО – тадебей.

Какие бывают шаманы

Роль верховного шамана может исполнять как мужчина, так и женщина. Также у большинства представителей народов, проживающих в Сибири, шаманы делились на категории, в зависимости от того, какими они владеют способностями.

У шаманов, обитающих в Западной Сибири, классификация выглядит несколько иным образом, нежели у других народов. Они отделяют непосредственно шаманов от певцов, приверженцев промысловых культов и тех, кто занимается исключительно предсказаниями.

Способности шаманов из Сибири

У некоторых этносов, проживающих в Сибири, шаман для того, чтобы получить сверхспособности, должен пройти целый ряд пыток, включающих в себя испытание, огнём, водой и холодом. Но, тем не менее, множество шаманов, как принято считать, рождается уже с предрасположенностью к колдовству.

До сих пор доподлинно неизвестно, какими конкретными способностями обладают сибирские шаманы. Но, безусловно, им присущи следующие:

  • предсказывание будущего;
  • исцеление от различных болезней и патологий;
  • вхождение в транс;
  • путешествие в астрале между невидимыми человеку мирами;
  • изменение погоды;
  • посылание на врагов засухи, неурожая и различных проклятий, связанных с болезнями и смертью;
  • общение с высшими силами с различной целью. Например, прошение помощи в войне и т.п.

Сибирский шаманизм в современности

Шаманизм в Сибири нисколько не угасает, даже наоборот – растёт. Появляется множество приверженцев шаманской культуры не только в России, но и по всему миру.

В местах, где зарождалось течение шаманизма: на Чукотке, Алтае, в Хакасии и Якутии, повсеместно появляются специальные школы, где потомки опытных шаманов прошлых времён обучают людей для появления у тех сверхспособностей.

Таким образом, шаманство представляет собой очень распространенную у всех народов земли форму религии. Однако нельзя отрицать, что эта форма приняла наиболее развитой вид и превратилась в господствующую в одной определенной области — в Северной Азии. У народов Сибири и Севера, притом у народов, стоящих на довольно различных уровнях развития — от ительменов и чукчей до якутов и бурят, шаманство не только было повсеместно распространено, но в большинстве случаев поглотило и включило в себя целый ряд верований и обрядов, по происхождению с ним не связанных. Лишь более детальный анализ религий народов Сибири обнаруживает, что шаманство все же не покрывает собой всех явлений религиозной жизни этих народов.

Не менее тесно сплелось шаманство у большинства народов Сибири с промысловым культом. Шаман обычно не только лечил больных, но и гадал об успехе промысла и своими камланиями старался помочь в этом деле. Но и промысловый культ не целиком слился с шаманством. Известная самостоятельность его проявляется в том, что охотник обычно и сам приносит жертвы, выполняет ооряды и произносит моления в честь духов — покровителей охоты, далеко не всегда прибегая к помощи шамана, тогда как с шаманскими духами никто, кроме шамана, конечно, не может иметь дела. С другой стороны, у некоторых народов, как мы видели, промысловый культ тесно переплетался с семейнородовым, вернее, принимал семейно-родовые формы, шаманство же стояло особняком. Так обстояло дело у гиляков и орочей, отчасти у чукчей и коряков.

В лечебной практике шаманство у народов Сибири заняло почти монопольное положение. Однако у некоторых из них рядом с шаманами существуют знахари-колдуны, лечащие при помощи средств народной медицины, перемешанных с магическими приемами.

Многие современные исследователи религий народов Сибири вообще признают, что шаманство — особая и притом сравнительно поздняя форма (или стадия) религиозных верований этих народов, более поздняя, чем, например, родовые и промысловые культы.

Читайте также: