Шаманизм в сибири доклад
Обновлено: 17.05.2024
Важная обязанность шамана — провожать души умерших в загробный (обычно подземный) мир. Шаманизм возникло в глубокой древности, возможно, уже в палеолите. Оно должно было сложиться вскоре после того, как сформировалась вера в духов (анимизм). Этнографические материалы представляют Шаманизм как религиозный культ, известный у разных народов Земли, находившихся на низких ступенях общественного развития. Шаманы были у австралийских аборигенов, у семангов и кубу, у ботокудов и огнеземельцев. По-видимому, в разных формах Шаманизма было общей стадией, пройденной некогда всеми народами мира. В зависимости от уровня развития общественного Шаманизма занимало неодинаковое место в религиозной деятельности человеческого коллектива. На ранних стадиях, в условиях родоплеменного строя, шаманский культ мог составлять основу религиозной жизни общества. Позднее, с усложнением социальных отношений, с оформлением развитых политеистических религий, возникает новый тип служителей культа — жречество, представители которого не претендуют на божественное избранничество. В классовых обществах Шаманизм отходит на задний план, теряет свое значение, у одних народов продолжает сохраняться как пережиточный, периферийный культ, у других исчезает совсем. Таким образом, сама тенденция развития религиозных воззрений человечества ясно показывает, что Шаманизму принадлежит к числу ранних форм религии.
Стать хорошим шаманом мог далеко не каждый, для этой профессии требовались особые наклонности и способности: вера в свое избранничество, развитое воображение, хорошая память и многое другое, вплоть до поэтического дара и умения владеть гипнозом. Кроме того, шамана должен был признать коллектив, в противном случае его посредническая деятельность служителя культа оказывалась невозможной. Особые дарования шамана ярче всего проявлялись во время его общения с духами - при исполнении обрядов (камлание), изображавших путешествие шамана в иные миры или земли. Шаман совершал обряд в ритуальном костюме под сопровождение бубна или другого музыкального инструмента. Известны случаи, когда для камлания возводились особое помещение (шаманский чум у эвенков). Наиболее часто проводились лечебные обряды, оказывавшие психотерапевтическое воздействие на пациента. У многих народов шаманских дар считался наследственным. Существовали и обряды посвящения в шаманы.
Сокр. перепеч.: Свод этнографических понятий и терминов. М., 1993. Вып. 5.
Обращаясь к миру духов шаман может вылечить недуг у человека или животного и даже спасти им жизнь, попросить изменения погоды, урожая, удачной охоты – в это верили коренные сибирские народы сотни лет назад, а некоторые верят и сейчас.
Порой в Сибирь приезжают за тысячи километров, чтобы шаман смог решить проблемы, которые поставили жизнь человека в тупик. Кто-то и в правду находит спасение, а кто-то разочаровавшись в древних легендах возвращается домой, чувствуя себя обманутым.
Кто же они, сибирские шаманы и правдивы ли рассказы о их сверхъестественной силе?
Что такое шаманизм?
Шаманизм – одна из древнейших религий. С различными отличительными чертами, но одинаковый по сути шаманизм существовал у большинства народов мира.
Основная идея в том, что шаман является связующим звеном между миром духов и людей. В трансе он может общаться со светлыми и тёмными силами, просить их о помощи.
Шаманизм в Сибири предполагает существование 3-х миров: мир духов – нижний мир, мир людей – средний мир, мир богов – верхний мир.
Религия трактует, что всё в мире имеет душу: растения, животные, солнце, звёзды луна. Подобное направление вероисповедания называется Аниматизм.
Кто такие шаманы?
Шаманом становится избранник духов. То есть, шаманом не возможно стать по своему желанию, не ты выбираешь, тебя выбирают.
Для древних народов мироустройство было непонятным и пугающим. Шаман в племени был тем человеком, на которого можно надеяться во время невзгод: мора, засухи, неудач на охоте. Только он способен обратиться к властителям всего сущего – богам и духам и спасти всё племя.
Шаман мог быть тёмным и светлым и если светлый спасал души, помогал племени, то тёмный наоборот мог душу украсть, проклянуть целое племя.
Как проходит шаманский обряд?
Камлание – так называется обряд общения с духами. Либо шаман оправляется в мир духов, либо духи вселяются в него.
Камлание происходит в состоянии транса. Для этого шаман использует музыку определённых ритмов и пьёт отвары трав. В качестве музыкального инструмента чаще всего используется бубен, или варган.
Ритуал требует подготовки: очищение шамана и места проведения камлания, в некоторых случаях жертвоприношений.
Категорически запрещается проводить камлание чаще одного раза в день. Ведь духи могут разозлиться, что их так часто тревожат. В некоторых случаях, когда особенно сильное заболевание, одно камлание могло продолжаться несколько суток.
Современные шаманы?
И если в других культурах шаманизм больше стал мифом и историей, то в Сибири до сих пор есть свои шаманы, которые, как и сотни лет назад продолжают камлать.
В Сибирском Федеральном округе шаманов можно встретить практически в любом регионе, например: Республике Алтай, Хакасии, Тыве, Иркутской области. Но в большей степени сохранились традиции шаманизма на Алтае, там и шаманы чаще встречаются.
На Алтае шаманы на столько популярны, что на Рубцовском заводе ЛИТКОМ даже отлили чугунный подсвечник в образе шамана – Избранник духов
Кстати, самая масштабная встреча шаманов проходит именно в Сибири на острове Ольхон, Иркутской области. Мероприятие называется Тайалган, на него съезжаются шаманы со всего мира, чтобы отдать дань предкам и провести массовые обряды камлания.
Научные исследования шаманизма. Правда или вымысел?
Шаманизм является объектом исследований уже больше века. Выпущены сотни научных трудов на эту тему. Кто-то говорит, что шаманизм вовсе не религия, а её зачаточное явление, кто-то утверждает обратное. Шаманов называют и колдунами и лекарями и шарлатанами, которые просто искали признания у племени, притворяясь что путешествуют в иные миры.
О правдивости результатов магических обрядов также достаточно споров. Учёные проводили научные эксперименты над шаманской магией и кому-то удалось доказать её результативность. Но опять же правда ли это…
Трактовать чью-то идеологию было бы не честным, ведь каждый в праве сам выбирать, что истина, а что нет.
Точно можно сказать о том, что Сибирь продолжает хранить традиции предков. И даже в наш технологичный век остаётся местом мистическим и до конца не изведанным.
Шаманизм – это одна из наиболее древних форм магии, предполагающая единение с природой. Шаманы есть в каждом фольклоре, в том числе и у славян.
Родиной русского шаманизма считается Сибирь и это не зря. Ведь сюда христианство во время крещения дошло позднее всего.
История шаманизма в Сибири
Сибирский шаманизм берёт своё начало ещё с древних времён, когда на Руси полным ходом процветало язычество. На территории нынешней центральной России жителям больше импонировали славянские божества, а в отдалённых уголках страны людям привычнее было верить в единение человека и природы.
Важную роль в становлении шамана играло посвящение. У разных сибирских народов этот обряд изменялся в зависимости от местности. Большая часть ритуалов была заимствована у саамов – финно-угорского этноса, родиной которого является современная территория Северной Европы.
- у нанайцев – саман;
- у манчжуров – сама;
- у ойратов и татаров – кама;
- в Хакасии, Туве и у тофаларов, проживающих в Восточной Сибири – хам;
- у бурятов – боо;
- в Якутии – ойуун;
- в Ямало-Ненецком АО – тадебей.
Какие бывают шаманы
Роль верховного шамана может исполнять как мужчина, так и женщина. Также у большинства представителей народов, проживающих в Сибири, шаманы делились на категории, в зависимости от того, какими они владеют способностями.
У шаманов, обитающих в Западной Сибири, классификация выглядит несколько иным образом, нежели у других народов. Они отделяют непосредственно шаманов от певцов, приверженцев промысловых культов и тех, кто занимается исключительно предсказаниями.
Способности шаманов из Сибири
У некоторых этносов, проживающих в Сибири, шаман для того, чтобы получить сверхспособности, должен пройти целый ряд пыток, включающих в себя испытание, огнём, водой и холодом. Но, тем не менее, множество шаманов, как принято считать, рождается уже с предрасположенностью к колдовству.
До сих пор доподлинно неизвестно, какими конкретными способностями обладают сибирские шаманы. Но, безусловно, им присущи следующие:
- предсказывание будущего;
- исцеление от различных болезней и патологий;
- вхождение в транс;
- путешествие в астрале между невидимыми человеку мирами;
- изменение погоды;
- посылание на врагов засухи, неурожая и различных проклятий, связанных с болезнями и смертью;
- общение с высшими силами с различной целью. Например, прошение помощи в войне и т.п.
Сибирский шаманизм в современности
Шаманизм в Сибири нисколько не угасает, даже наоборот – растёт. Появляется множество приверженцев шаманской культуры не только в России, но и по всему миру.
В местах, где зарождалось течение шаманизма: на Чукотке, Алтае, в Хакасии и Якутии, повсеместно появляются специальные школы, где потомки опытных шаманов прошлых времён обучают людей для появления у тех сверхспособностей.
Таким образом, шаманство представляет собой очень распространенную у всех народов земли форму религии. Однако нельзя отрицать, что эта форма приняла наиболее развитой вид и превратилась в господствующую в одной определенной области — в Северной Азии. У народов Сибири и Севера, притом у народов, стоящих на довольно различных уровнях развития — от ительменов и чукчей до якутов и бурят, шаманство не только было повсеместно распространено, но в большинстве случаев поглотило и включило в себя целый ряд верований и обрядов, по происхождению с ним не связанных. Лишь более детальный анализ религий народов Сибири обнаруживает, что шаманство все же не покрывает собой всех явлений религиозной жизни этих народов.
Не менее тесно сплелось шаманство у большинства народов Сибири с промысловым культом. Шаман обычно не только лечил больных, но и гадал об успехе промысла и своими камланиями старался помочь в этом деле. Но и промысловый культ не целиком слился с шаманством. Известная самостоятельность его проявляется в том, что охотник обычно и сам приносит жертвы, выполняет ооряды и произносит моления в честь духов — покровителей охоты, далеко не всегда прибегая к помощи шамана, тогда как с шаманскими духами никто, кроме шамана, конечно, не может иметь дела. С другой стороны, у некоторых народов, как мы видели, промысловый культ тесно переплетался с семейнородовым, вернее, принимал семейно-родовые формы, шаманство же стояло особняком. Так обстояло дело у гиляков и орочей, отчасти у чукчей и коряков.
В лечебной практике шаманство у народов Сибири заняло почти монопольное положение. Однако у некоторых из них рядом с шаманами существуют знахари-колдуны, лечащие при помощи средств народной медицины, перемешанных с магическими приемами.
Многие современные исследователи религий народов Сибири вообще признают, что шаманство — особая и притом сравнительно поздняя форма (или стадия) религиозных верований этих народов, более поздняя, чем, например, родовые и промысловые культы.
Читайте также: