Агностицизм в философии доклад

Обновлено: 05.07.2024

Агностицизм - идеалистическое философское учение, утверждающее, что для человеческой души невозможно познание как сверхчувствтвенного, так и объективного мира и его закономерностей, достижимость истины и, следовательно, невозможно богопознание (!). Всякое познание, по мнению агностиков, приобретается только при посредстве органов чувств, познанием явлений. Следовательно, предметом человеческого познания может быть лишь то, что доступно этим чувствам, т.е. один чувственный мир. Создаваемые человеком нравственные принципы и представления о высшем существе, о Боге, суть не более, чем результат того же опыта и деятельности души и ее естественного стремления найти вездесущую и всепроникающую силу, которая обуславливает и сохраняет мировой строй.
Термин "агностицизм" был введен в 1869 г. английским естествоиспытателем Т.Гексли.
Основные идеи агностицизма можно найти уже в античной философии, в частности в софизме и скептицизме. Учение агностицизма было создано английскими философами, которых делят на агностиков "старых", или доэволюционистов (Джон Стюарт Милль), и "новых", т.е. эволюционистов (Герберт Спенсер). Основное различие между ними заключается в том, что первые видят образование в человеке нравственных принципов делом личного опыта, а вторые - наследственного опыта. Последовательный агностицизм представлен в учениях Джона Беркли и Дэвида Юма. Иммануил Кант, положив в основу свой теоретико-познавательной концепции разграничение "вещи в себе" и "вещи для нас", фактически принял позицию агностицизма. Позиции агностицизма характерны для различных школ позитивизма, неопозитивизма, критического реализма. В XX веке представление об агностицизме было несколько видоизменено, преимущественно под влиянием его критики, в основном социалистами и коммунистами, пропагандирующими диалектическую познаваемость мира.

Основные идеи агностицизма сформулированы в трудах Беркли, Юма и Канта.

Агностицизм отрицает возможность познания материального, объективного мира, познание истины, отвергает объективное знание.

По отношению к богу, агностицизм отрицает возможность “богопознания”, т.е. получения знаний (любой достоверной информации) о боге и уж тем более отрицает даже саму возможность решения вопроса о существовании бога.

Особенности развития науки XIX века (диалектизация естествознания, эволюционная теория Ч. Дарвина, клеточная теория, закон сохранения и превращения энергии, вклад Д.И. Менделеева, А.И. Герцена и Ф. Энгельса, выдающиеся открытия в физике).

Гипотеза Канта утверждала, что Солнце, планеты и их спутники возникли из некоторой первоначальной, бесфор­менной туманной массы, некогда равномерно заполнявшей мировое пространство. Кант пытался объяснить процесс воз­никновения Солнечной системы действием сил притяжения, которые присущи частицам материи, составлявшим эту ог­ромную туманность. Идеи Канта о возникновении и разви­тии небесных тел были несомненным завоеванием науки середины XVIII в. Его космогоническая гипотеза пробила первую брешь в метафизическом взгляде на мир.

Наряду с фундаментальными работами, раскрывающи­ми процесс эволюции, развития природы, появились новые естественнонаучные открытия, подтверждавшие наличие всеобщих связей в природе.

К числу этих открытий относится клеточная теория, со­зданная в 30-х годах XIX века. Ее авторами были ботаники Маттиас Якоб Шлейден (1804-1881), установивший, что все растения состоят из клеток, я профессор, биолог Теодор Шванн(1810-1882), распространивший это учение на жи­вотный мир.

Еще одним поистине эпохальным событием в химичес­кой науке, внесшим большой вклад в процесс диалектизации естествознания, стало открытие периодического закона химических элементов выдающимся ученым-химиком Дмитрием Ивановичем Менделеевым (1834-1907). Он об­наружил, что существует закономерная связь между хими­ческими элементами, которая заключается в том, что свой­ства элементов изменяются в периодической зависимости от их атомных весов. Обнаружив эту закономерную связь, Менделеев расположил элементы в естественную систему, в зависимости от их родства.

Из вышесказанного следует, что основополагающие прин­ципы диалектики — принцип развития и принцип всеобщей взаимосвязи — получили во второй половине XVIII и особен­но в XIX в. мощное естественнонаучное обоснование.

Одним из первых начал говорить о союзе философии и естествознания Герцен. Он оценил законы Гегеля и применил их к развитию природы.

В середине 19 в появляются новые научные данные в физике, которые полностью подрывают механистическую картину мира. Открытие электромагнитного явления Ш.Кулона, французского инженера. Положительный и отрицательный заряды притягивают друг друга. Эти открытия доказали, что механистическая картина мира знала только 1 вид материи – вещество, которое обладает массой.

Формирование неклассической науки и новой картины мира конца XIX-XX вв. (открытия в физике, научные достижения в исследовании мегамира и органической природы, учение о биосфере и ноосфере)

Открытия Резерфорда – создание модели атома, подобно планетарной системе. Эту модель продолжает развивать М.Планк, Борроу предлагает квантовую теорию строения атома. Доказывает, что в любом атоме существует несколько стационарных орбит электронов и двигаясь по этим орбитам, электрон может не излучать энергии, а при переходе из одного состояния в другое может излучать энергию.

В 1924 г фран. Ученый Л.Брой выдвинул идею волновых свойств материи. Вскоре его идеи были подтверждены американскими учеными на основе эксперимента и эта теория становится обоснованной.

Одним из представителей явл. Вернадский, который выдвигает теории ноосферы, как продолжение теории биосферы. Термин биосфера начинает употреблять Зюссен – сфера обитания ограничена во времени и пространстве. Вернадский, используя этот термин, доказывает, что биосфера – организованная оболочка земной коры, которая связана с жизнью, она охватывает 8 ка вглубь океана и до 20 км над землей. Эта оболочка вписана в географические и геологические процессы. Биосфера сыграла определенную роль в становлении др. геосфер. Биосфера – атмосфера – геосфера – литосфера. Он доказывает, что жизнь в биосфере существовала миллиарды лет, возраст жизни на планете равен возрасту Земли – 4 млрд. лет. Жизнь вечна и существовала всегда. Для того, чтобы простейшие организмы возникли из неживой природы требуется много времени. У Земли по современным данным не было столько времени для зарождения жизни. Поэтому считается, что жизнь существовала на Земле всегда. Размышляя о том, как зародилась жизнь, Вернадский выдвинул 3 возможных варианта:

1) Жизнь возникла при формировании планет в космосе;

2) Жизнь вечна и была до космической стадии;

3) Жизнь вообще извечна, но укоренилась в благоприятных условиях, при расширении Вселенной.

Доказывает, что возникновении жизни – естественный процесс. Вернадский пошел дальше и выдвинул учении о ноосфере. Доказывал, что появление человека с его разумом – это не случайность, это закономерный этап эволюции биосферы. Этот этап должен привести к тому, что влияние научной мысли и коллективный труд, который направлен на удовлетворение потребностей всего человечества, приводит к тому, что биосфера земли перейдет в новое состояние – ноосфера или сфера разума.

Впервые этот термин применил Леруа и его соавтор Тейяр де Шарден. Они пришли к выводу, что биосфера должна подняться до нового состояния. И этот термин развивает Вернадский, создавай свое представление. Считает, что ноосфера более глобальное понятие. Шарден считает, что это коллективное сознания, а Вернадский считает, что это биосфера, которая переработана научной мыслью, а не кратковременное логическое явление.

Линейные системы, свойства которых не зависят от того, что будет на нее влиять. Нелинейные системы, свойства которых зависят от воздействия внешней среды.

Процессы самоорганизации начинают проявлять себя в том случае, когда система находится в неравновесном состоянии и когда ее свойства оказываются зависимыми от воздействия сил, т.е. под влиянием различных сил система может развиваться в различных направлениях.

Продолжение синергетики в России – Пригожин и новосибирская академия наук. Синергетика – это продолжение, развитие диалектики. Но диалектика – это идеальная закрытая система.

27. Наука как вид познавательной деятельнос­ти.

Наука –Особый вид познавательной деятельнос­ти, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию. Познание не ограничено сферой науки (обыденное познание, философское, художественное, религиозно-мифологическое). Различают формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. Наука выступает в 3 основных ипостасях:1.Форма деятельности.Наука предстает как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности.

2.Система или совокупность дисциплинарных знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам.

3. Социальный институт. Это понимание науки подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. Но то, что она является институтом, где тысячи нашли профессию, - результат недавнего развития.

Наука была и остается прежде всего средством формирования научного знания, научной картины мира. Само существование науки как специфического социального института, ее все возрастающая роль в обществе в конечном счете обусловлены тем, что наука призвана выполнять в системе общественного разделения труда функции, связанные с осуществлением деятельности по формированию и развитию научного знания, определенных норм познавательного отношения к действительности.

Данный реферат я хотел бы начать с определения Агностици́зма (от др.-греч. ἄγνωστος — непознаваемый, непознанный) — терминология, существующая в философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально невозможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. 9

В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?

Данная формулировка более строга в том смысле, что предполагает сложность познания предметов, процессов, ситуаций, наличие не только внешней их стороны, но и внутренней, сущностной; она учитывает трудности познания внешней стороны явлений и особенно сущности материальных объектов, не только раскрываемых в своих проявлениях, но и скрываемых в них.

Поэтому вопрос состоит не в том, познаваем ли мир,- этот вопрос в буквальном смысле никем не ставится,- вопрос заключается в том, можно ли достоверно познать предметы, их сущности и проявления сущности. Это и есть подлинная философская проблема, не видеть которую не могли трезвомыслящие философы.

1. Суть агностицизма

В чем суть агностицизма, какова его определяющая черта? Некоторые ученые полагают, что для агностицизма характерно утверждение, что мир не познаваем.

Таким образом, философ делал вывод о невозможности достоверного, т.е. общезначимого знания существа окружающих явлений. Основатель античного скептицизма Пиррон (ок. 365- 275 до н.э.) считал достоверным чувственные восприятия (если нечто кажется горьким или сладким, то соответствующее утверждение будет истинным); заблуждение возникает, когда от явления мы пытаемся перейти к его основе, сущности. Всякому утверждению о предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение. Именно такой ход мысли привел к позиции воздержания от окончательных суждений. Уже знакомство с античным скептицизмом как наиболее ранней формой агностицизма показывает, сколь неточным является представление о агностицизме, как учении, отрицающем познание (или познаваемость) мира. В Новое время на основе прогрессирующего развития естествознания сложились представления Д. Юма и И. Канта о возможностях познания.

2. Концепции агностицизма Д.Юма и И.Канта

Например, стеклянный стакан. Он имеет определенную форму, массу, цвет или бесцветность, прозрачность, на ощупь он гладкий. Все это мы понимаем, разглядывая и ощупывая стакан. Все перечисленные характеристики стакана - это его явления, которые мы можем познать своими органами чувств. Форма станка - цилиндрическая, стакан цветной или прозрачный и т.п. То, как мы ощущаем предмет, это - его явление нам. Но в стакане есть нечто, что мы не видим и не ощущаем. Мы не видим атомов, из которых состоит стакан, но мы верим, что он состоит именно из атомов, поскольку это предположение об атомарном строении любого вещества является всеобще признанным, стало верой. Если однажды станет возможным с использованием специальных приборов увидеть атомы, из которых состоит стакан, немедленно встанет проблема о наличии еще более мелких частиц - кварков, из которых состоят атомы стакана. Мы снова будем предполагать и верить, что такие кварки существуют в реальности. И так до бесконечности.

Стакан как совокупность атомов или еще более мелких частиц - кварков - является вещью в себе. И в этом своем качестве он не познаваем до конца в принципе, поскольку ни атомы, ни кварки никак не ощущаются нами.

3. Формы агностицизма

На рубеже XIX-XX вв. сформировалась разновидность агностицизма - конвенционализм. Внутринаучной предпосылкой его формирования были теоретизация естественных наук, усиление роли научных понятий, законов, теорий в качестве средств познания, выявившаяся возможность выбора средств теоретического отражения действительности, расширяющийся диапазон конвенций в среде естествоиспытателей. Конвенционализм (от лат.conventio - договор, соглашение) определятся как философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными. Виднейший его представитель - французский математик методолог науки А. Пуанкаре (1854- 1912) , он отделял отношения между вещами от сущности самих вещей, считал, что познаваемы только отношения, но природа вещей непознаваема.

Выделяют следующие исторические формы агностицизма:

1)Карнеад - есть представитель античных скептиков. Согласно Карнеаду, чувства индивида дают правильное представление о вещах, а мышление не может познать сущность вещей. Поэтому необходимо воздерживать от суждений о деятельности. Карнеад, как скептик, выделяет три степени вероятности суждений:

2. вероятностное суждение, согласованное с другими суждениями

3. вероятностное суждение, согласованное с другими суждениями и проверенное суждение.

2)Давид Юм. Центральное место в философии Юма занимает положение о причине. Юм отрицает причинность в природе и в действительность познать сущность вещей. Согласно Юму вера – привычка в то, что за одним событием последует другое отождествляется индивидом с причинностью.

Познавательные способности человека. Основные этапы и формы процесса познания. Субъект и объект познания.

Познание – сложный и многоуровневый процесс. Можно выделить четыре основных аспекта, формирующих познавательный процесс и отвечающих за познавательные способности каждого человека: память, чувства и ощущения, интуиция, мышление. 2

Кант выделил три познавательные способности человека:

Формы познания: чувственная, рациональная, интуитивная.

Чувственное познание: это непосредственное взаимодействие субъекта и объекта, отражение предметов и процессов с помощью органов чувств, в результате которого человек получает первичные знания об объекте.

Простыми формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления.

Ощущения — это начальная, исходная форма познания, осуществляющая непосредственную связь с миром, превращение физиологического процесса в психический, в факт сознания и возникновение идеального образа отражаемого объекта. Ощущения (осязание, обоняние, зрение, слух, вкус) отражают лишь отдельные стороны объекта и не дают целостной картины о нем.

Восприятие — это комплекс нескольких ощущений; процесс построения целостных образов предметов и их взаимоотношений, действующих в данный момент на органы чувств.

Представление — это воспроизведение с помощью памяти и воображения уже имевшихся в прошлом личном и общественном опыте восприятий. Представление служит связующим звеном между чувственным и рациональным познанием.

Выделяют два рода чувственных форм: первого рода или индивидуальные ощущения, восприятия и представления окружающей действительности и второго рода, то есть ощущения слов, рисунков, фотографий, образцов, клипов, проекций и прочих выработанных человечеством средств, для передачи содержания ощущений и восприятия многих и многих действующих людей.

Рациональное познание (мышление): это форма познания, в

процессе которой человек получает вторичные (выводные) знания, используя не непосредственный контакт с предметами и явлениями, а опосредующую промежуточную связь в виде абстрактных форм.

Рациональное познание осуществляется в трёх простых формах: понятии, суждении и умозаключении и сложных (высших) формах мышления: темах, проблемах, гипотезах, теориях, науках и т. д.

Понятие — это исходная форма рационального познания, логическая форма мышления, в которой отражаются существенные свойства и отношения предмета.

Суждение — это мысль, в которой утверждается или отрицается что — либо относительно предметов или явлений.

Умозаключение — это такая форма мышления, благодаря которой из нескольких взаимосвязанных суждений выводятся новые.

Познание делит мир на две части:

– на объект (в переводе с латинского – противопоставлять себе);

– на субъект (в переводе с латинского – лежащий в основе).

Субъект познания – глубоко понятый осмысленный познавательно-преобразовательный активизм и соответствующие его наклонности.

– объект познания – это реальные фрагменты бытия, которые подвергаются исследованию. 4

Но в идеализме есть течения агностического толка. Здесь выделяются прежде всего сенсуалистические школы субъективного идеализма, абсолютизирующие ощущения и контролирующие представление о мире как бесконечном множестве комплексов ощущений субъекта. 7 С другой стороны, не всякий материализм есть антиагностицизм. Достаточно ярко проступает агностицизм у многих естественнонаучных материалистов (пример - Т. Гексли). Все это говорит о том, что однозначной связи между агностицизмом и идеализмом нет. Агностические концепции подразделяются по многим основаниям. 3

С точки зрения того, что всегда в мире будет существовать нечто, еще не познанное человеком, агностицизм как философская идея вечен. Но поскольку человек постоянно расширяет свои границы знания о мире и особенно быстро это происходит в наши дни, постоянно существовать будут и доводы в опровержение агностицизма.

Список использованной литературы

1.Аблеев С.Р. История мировой философии. Учебник для вузов.- М.: Изд. Юрайт. 2018.С.-318

2. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия. Учебник. - М., 2000. С.-160

3. Звиревич В.Т. Древняя и средневековая философия. Учебник для академического бакалавриата.-М. Изд. Юрайт. 2018.С.-210

4. Ивин А.А. История философии. Учебное пособие для академического бакалавриата. .-М. Изд. Юрайт. 2018.С.-169

5. Липский Б.И. История философии. Учебник для академического бакалавриата. .-М. Изд. Юрайт. 2018.С.-102

6. Радугин А. А. Философия. Курс лекций. - М., 1995. С.-217

8. Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова. - М., 1991.С.-18

9. Фролов И. Т. Введение в философию. Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 1. - М.,1990. С.-165

Агностик – человек, опровергающий полное познание мира и явлений в силу ограниченного восприятия человека. Он уверен, что люди не знают где правда, а где ложь. Это скорее мировоззрение человека и разное восприятие мира.

Гексли объяснял свое понятие: человек не может говорить, что прав в чем-то, если у него нет научных оснований. Например, научный деятель не может уверенно говорить о проблеме, если у него нет фактов. Агностицизм – это скорее способ изучения гипотезы с научной точки зрения. Ее нельзя воспринимать на веру без экспериментов и доказательств. Всякая научная гипотеза либо опровергается, либо подтверждается фактической основой.

Мышление агностиков:

1. Современный мир изучается человеком субъективно.
2. Агностики не навязывают свое мнение, потому что отрицают единое и точное познание мира.
3. Уверены, что у каждого своя точка зрения и нет смысла спорить, ведь все окажутся неправы.

Теория агностицизма основывается на науке и подтверждениях фактами, потому что это вера в познание. Реально лишь то, что имеет под собой доказательную основу.

Направления и формы агностицизма:

• Релятивизм. Он основан на относительности. Это принцип познания, при котором основой является чувственность, а она не отражает объективных и устойчивых явлений. Если какое-то понятие неистинно и субъективно, то оно отрицается объективностью познания и приводит к агностицизму.
• Иррационализм. В переводе с лат. – неразумный, нелогичный. Он основан на утверждении, что существует много областей миропонимания, недоступных разуму обычного человека.

Философский агностицизм

Агностицизм в философии – это обсуждение предмета, но не его доказательство, потому что философия основана на субъективизме. Представители этого мировоззрения уверены только в научном и социальном обосновании. Философия – лишь околонаучный теоретический вопрос, который нужно оспаривать. Существует мнение, что философия в агностицизме – это лишь регресс, движение назад, ведь они не ищут ответы.

Агностиков связывает устойчивость суждений. Из-за собственных убеждений они не ищут суть проблем, и все сводится к возникновению самостоятельных выводов, которые могут быть несовместимы с социальными укладами.

У представителей агностицизма стандартные ответы на все риторические вопросы, поэтому они никогда не смогут почувствовать, что правы. У них не хватает компетентности в отдельных областях. Это устойчивое мировоззрение, которое со временем совершенно не меняется, ведь агностики говорят, что окружающий мир полностью познать человек не может, так как абсолютной истины нет, и с этим нужно просто смириться.

Представители агностицизма

• Дэвид Юм говорил, что познание связано с человеческим субъективным опытом, и человек не в силах сделать вывод о настоящей реальности.
• Иммануил Кант, самый известный агностик, был уверен, что отдельно от людей есть внешний мир. Он влияет на органы чувств человека (зрение, слух, осязание и обаяние), и мы лишь фрагментарно воспринимает этот мир. Агностицизм Канта держался на том, что вещи, которые мы не в силах зафиксировать органами чувств, не могут быть подтверждены.

Он полагал, что истинная проблема в познании мира – человек и его разум. Например, мы можем бесконечно доказывать существование Бога, а можем опровергать. Никакое из мнений не окажется правильным.

Агностицизм в религии

Гносеологический агностицизм

Гносеология – это философское учение о принципиальной вероятности познания мира и ставящее перед людьми вопрос: познаваем ли мир? Отсюда возникают разные точки зрения:

• Оптимисты считают, что мы можем полностью познать окружающий мир и во все поверить.
• Скептики верят, но задаются бесконечными вопросами.
• Агностики не верят в полное познание мира, потому что многие вещи нельзя доказать наукой.

Проблемы агностицизма

Агностицизм в современном понимании – это тенденция отношения к знанию, обобщенное учение об ограниченности нашего познания. Отсюда возникают проблемы агностицизма как поиска смысла в вещах:

1. Люди рассматривают принципиальную возможность познания, ведь познаваемо только то, что существует сейчас. Например, нельзя познать время или драконов, это будет мнимое изучение феноменов и явлений. Мы не в силах увидеть невидимое – потому что по факту его не существует.
2. Проблема способов познания. Люди ограничены в возможности познаваемости окружающего мира. Не все опыты можно провести, чтобы что-то доказать, а значит, прогресс в агностицизме может отсутствовать.
3. Проблема способов описания. Человек не может дословно описать все, что он видит или слышит, а это тоже ограничение в полном познании мира.

Агностицизм прошел через множество преобразований, создав целую историю одного течения. Появившийся еще в античной философии в виде отдельных мнений людей, он сформировался в одно конкретное направление. Изначально это было лишь скептицизмом в древнегреческой философии Пиррона, а затем стало классическим вариантом позиции Юма и Канта.

Также агностицизм прошел через критику В.И. Ленина, который указывал на то, что агностицизм разделяет явления и сущность, а значит и не продвигается дальше ощущений человека.

Иммануил Кант

Основной целью философии всегда было стремление понять, как устроен мир и какое место в нём занимает человек. При этом с античных времён мыслители задумывались о том, удастся ли человечеству когда-нибудь найти ответы на все вопросы, или же некоторые аспекты мироустройства так и останутся для нас непознанными. Ответа на этот вопрос мы пока не знаем, поэтому у каждой из версий есть свои сторонники.

Гносеологический пессимизм включает два направления:

  • агностицизм – философская концепция, согласно которой мир является непознаваемым для человека, поскольку некоторые знания для него недоступны и никогда не будут доступны;
  • скептицизм – концепция, подвергающая сомнению надёжность истины (то есть, саму возможность достоверно понимать, что реально, а что является вымыслом).

Сегодня мы поговорим об агностицизме. Мы подробно рассмотрим суть данного учения, историю его появления и развития, перечислим основных сторонников и детально разберём, чем оно отличается от скептицизма.

Что такое агностицизм?

Агностицизм – это философская концепция, отрицающая возможность абсолютного познания мира. По мнению агностиков, метафизическая сущность реальности принципиально непознаваема, поскольку недоступна и для эмпирического познания, и для опирающегося на него теоретического.

Согласно данной концепции, человеку недоступны достоверные и полные знания о первичной природе реальности, поскольку невозможно полностью изучить её, будучи её частью и находясь внутри. Такие мысли высказывали ещё античные философы. Так Протагор ещё в 5 веке до нашей эры высказал мысль о том, что мы не можем достоверно знать о существовании богов, поскольку это невозможно проверить.

Как самостоятельное направление агностицизм окончательно сформировался в 19 веке. Автором названия считается британский зоолог Томас Хаксли. В 1869 году он назвал этим словом позицию, которой должен придерживаться любой разумный человек в религиозной дискуссии. Этим он хотел подчеркнуть, что в спорах между религиозными людьми и атеистами обе стороны обычно демонстрируют предельную уверенность в своей точке зрения, несмотря на отсутствие удовлетворительных подтверждений.

Основные идеи агностицизма

Своим развитием агностицизм обязан большому числу мыслителей, развивавших и популяризировавших его идеи на протяжении многих столетий. Рассмотрим основные идеи агностицизма с привязкой к конкретным ученым и философам — тем, чей вклад привёл к формированию агностицизма в его современном виде:

Джордж Беркли

Джордж Беркли

При этом в сознании человека понимание окружающего мира присутствует лишь в той форме, в которой оно было воспринято. Следовательно, познание объективной реальности не может быть абсолютным, поскольку оно ограничено возможностями и искажено особенностями человеческого восприятия.

Дэвид Юм

Дэвид Юм

При этом он не призывает к тотальному скептицизму, а лишь показывает, что необходимо учитывать несовершенство доступных нам методов познания. Все знания достигаются за счёт эмпирического и теоретического познания. Иными словами, процесс познания всегда подразумевает некие предположения и допущения, многие из которых невозможно достоверно доказать или опровергнуть.

Иммануил Кант

Иммануил Кант

Герберт Спенсер

Герберт Спенсер

Спенсер отмечает, что это является главным инструментом религий, которые используют всевозможные домыслы и иносказания, чтобы создать иллюзию понимания. При этом утверждения, постулируемые религией, невозможно проверить в силу всё тех же ограничений человеческого разума.

Таким образом, одно из ключевых утверждений агностицизма Спенсера состоит в том, что человек ничего не может знать достоверно о Боге и других сверхъестественных явлениях, которые невозможно изучить опытным путём.

Зарождение и развитие агностицизма

Как было отмечено выше, первые аргументы в пользу агностицизма высказывали ещё античные философы, приверженцы скептицизма. Их главным аргументом было несовершенство имеющихся у человечества знаний, которые постоянно менялись и пересматривались. В связи с этим скептики отказывались считать истинными любые существующие знания, релятивизировали их (релятивизм — это философская концепция, утверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания), утверждая, что они отражают не объективную реальность, а доступные методы познания.

В относительно современной форме основные идеи агностицизма сформулировал Джордж Беркли. Он утверждал, что человек не способен выйти за пределы собственного чувственного познания, а значит, и полное понимание объективной реальности ему недоступно.

Значительную роль в развитии учения сыграл анализ рассуждений Виктора Кузена о природе Бога и её познаваемости, который опубликовал в 1829 году Уильям Гамильтон. Впоследствии многие из мыслей, высказанных в этой работе, повторял один из главных представителей агностицизма Герберт Спенсер.

Основываясь на идеях Канта, Гамильтон считал, что все знания, которыми может обладать человек, основываются на субъективном опыте. И знание, находящееся за пределами опыта, всегда будет оставаться для человека антиномичным (антиномия – ситуация, при которой два взаимно противоречащих утверждения выглядят одинаково обоснованными с точки зрения логики).

Отличия агностицизма от скептицизма

Первыми идеи агностицизма начали высказывать античные скептики, поэтому можно считать, что он происходит от скептицизма. И всё же разница между ними довольно существенна, поэтому отождествлять их или считать одно частью другого нельзя.

Скептицизм исходит из того, что невозможно достоверно понимать, какие знания соответствуют объективной реальности, а какие нет. Агностицизм допускает такое понимание, но при этом считает ограниченной саму способность человеческого разума к познанию метафизических основ реальности. Таким образом, агностицизм ограничивает потенциальные возможности познавательных процессов, тогда как скептицизм, по сути, подвергает сомнению их ценность.

Хаксли подчёркивал, что по мере развития наук границы познания расширяются, но какие-то вопросы всегда остаются за пределами этих границ и, судя по всему, многие будут оставаться там всегда. В частности, с точки зрения Хаксли, невозможно достоверно подтвердить или опровергнуть существование Бога и других сверхъестественных сущностей.

В этом плане разница между агностицизмом и скептицизмом заключается в том, что первый подразумевает четкое понимание того, где проходят границы достоверных знаний, тогда как второй вообще отрицает возможность отличать достоверные знания от недостоверных.

Заключение

Агностицизм представляет собой философскую концепцию, основной тезис которой гласит, что мир непознаваем для человеческого разума и люди не могут понять действительную природу реальности в силу ограниченности своего восприятия. Одно из ключевых утверждений заключается в том, что нам недоступно достоверное знание о существовании Бога. Иными словами, мы не можем ни утверждать, ни отрицать существование божественных проявлений.

В связи с этим агностицизм, в частности, отказывает любой религии в статусе достоверного знания. На протяжении многих веков это служило причиной жёсткой критики данной концепции. Однако и сегодня она продолжает существовать. При этом на данный момент сформировалось три ветви: философский, научный и религиозный агностицизм. Каждая из этих ветвей постулирует и аргументирует ограниченность возможностей познания в соответствующей области.

Читайте также: