Сфера профессиональной деятельности вожатого доклад

Обновлено: 17.05.2024

Рассматривается актуальность создания детских объединений, их роль в формировании личности.

ВложениеРазмер
professiya.docx 23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Я иду за тобой - вожатый

Знаю, ты меня не предашь,

Если трудно мне станет, когда-то,

Своё сердце ты мне отдашь.

Мне с тобою легко, вожатый,

По тропинкам к мечте идти,

Взяв гитару, рюкзак и песню

И частичку твоей души.

Какие моральные ценности создают основу духовно-нравственного сознания у школьников сегодня? Существенные изменения происходят в системе ценностных ориентаций личности. Процесс формирования личности усложнился активизацией ряда негативных тенденций: ростом преступности, наркомании, утрате культурных ориентаций, снижению веса многих духовных ценностей, таких как нравственность, культура, сотрудничество, взаимопомощь, честь и достоинство личности.

В этой связи, исходя из современного понимания места и назначения личности в обществе, одной из главных, следует считать проблему активизации воспитательной работы среди учащихся. Современная воспитательная практика неоднократно обращается к проблемам деятельности детских объединений, призванных помогать полноценной социализации подростков, способствовать активному вовлечению их в решение широкого круга проблем, утверждению их в обществе.

Вожатый и его команда выступают душой детского объединения не только на этапе организации, но и в процессе роста участников детского объединения. Быть вожатым – значит, быть убеждённым человеком и исповедовать свою веру, воспитывать на личном примере. Кроме того, не нужно забывать, что детское объединение – это самодеятельная организация ребят, и вожатый призван, не командовать, а активизировать ребят, увлекать их интересными и полезными делами. Самой важной и, наверное, самой сложной проблемой в работе вожатого является создание дружного, работоспособного коллектива. Всякий коллектив, в том числе и ученический, создаётся, воспитывается и закаляется в общей деятельности. Задача вожатого заключается в создании психолого-педагогических условий, при которых подросток сможет раскрыться, найти путь к самопознанию, саморазвитию, самореализации. Именно организованный целенаправленный процесс даст возможность воспитать лидера. При этом следует помнить, что вожатый – не командир, который даёт приказы и распоряжения, а организатор коллективной жизни учащихся, их наставник и советчик, активизирующий ребят, способный увлечь их интересными и полезными делами. По мнению отечественного учёного Л.И. Уманского, внесшего большой вклад в разработку проблематики управления учебной и внеучебной деятельностью детей школьного возраста, существуют общие и специфические способности умелого организатора .

Общие способности личности организатора:

· практичность ума - способность применять знания, опыт в любой конкретной ситуации;

· общительность (коммуникативность) - открытость другим, готовность и умение идти на контакт с людьми;

· инициативность - творческое проявление активности, способность к генерированию идей, новых подходов к решению известных проблем и др.;

· настойчивость - умение доводить дело до конца;

· самообладание - управление собственными чувствами и поведением в соответствии с требованиями ситуации;

· работоспособность - способность длительное время работать без признаков усталости;

· наблюдательность - умение видеть главное с первого взгляда, запоминать и систематизировать важные детали;

· организованность - умение подчиняться определённому ритму работы и планировать свою деятельность;

Специфические организаторские способности:

· организационное чутьё ( психологическая избирательность - умение правильно оценивать состояние ребёнка, понимать его душевную и физическую боль, радоваться вместе с ним; практически - психологический ум - способность учитывать индивидуально - психологические особенности каждого человека с целью повышения эффективности деятельности; психологический такт - умение быстро находить приемлемую в данных условиях форму общения с людьми в зависимости от их психологических особенностей и эмоционального настроя.);

· эмоционально - волевая воздейственность (общественная энергичность, требовательность и критичность);

· склонность к организационной деятельности:

- самостоятельное включение в деятельность;

- быстрое вхождение в роль организатора;

- умение нести ответственность за собственные действия и действия других людей;

Осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе.

Осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации.

Лидерство возникает стихийно.

Руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается. Это - целенаправленный, контролируемый процесс.

Явление лидерства менее стабильно.

Руководство - стабильное явление.

Лидер не обладает системой санкций

Руководство подчинёнными обладает определённой системой различных санкций

Лидер принимает непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности

Принятие решения руководителем опосредовано множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе

Сконцентрирован на людях, коллективе (межличностных и деловых отношениях)

Сосредоточен на структурах управления, средствах, методах достижения цели

Использует официальные механизмы управления, а не личностные, неформальные отношения

Главные вопросы, на которые отвечает: ЧТО? ПОЧЕМУ?

Главные вопросы, на которые отвечает:

Бросает вызов существующему положению дел, стремится изменить его

Принимает существующее положение дел и действует в установленных формальных рамках

С организаторскими способностями очень тесно связаны способности педагогические. Организатор (руководитель) сосредоточен на проблемах управления процессом осуществления какой-либо деятельности, а педагог - на её учебно-воспитательном аспекте, влиянии, воздействии на личность ребёнка. Поскольку вожатый является одновременно и воспитателем, и руководителем детского коллектива, то для эффективного руководства, по мнению современного психолога РЛ. Кричевского, целесообразно выделить следующие черты

* уверенность в себе;

* стремление к достижению цели;

* надёжность в выполнении заданий;

* независимость и общительность;

Профессия вожатого - творческая, поэтому особенно важно подходить к организации деятельности творчески, с учётом ситуации, особенностей характеров детей и их личностных качеств. Для творческого подхода к деятельности, ориентированного на получение высоких результатов, важно не только осознавать поставленную цель, но и комплексно, многосторонне представлять ситуацию, в которой эта цель реализуется.

Своей деятельностью вожатый увлекает подростков, создаёт условия их желанной самореализации в реально общественно значимых делах, объединяет на достижение общих целей, завоёвывает авторитет и становится лидером (А.Г.Кирпичник).

Лидерская позиция позволяет вожатому в детском объединении выполнять роль организатора совместной деятельности, а, учитывая, что дети, участвуя в объединении, реализуют субъектную позицию, точнее было бы назвать роль вожатого, ролью организатора детской самодеятельности. Лидерская позиция и организаторская роль реализуются соответствующими способами действий. Эти способы и есть механизмы действия вожатого, образующего детское объединение, обеспечивающего его жизнестойкость и дееспособность. Включённость в детское объединение позволяет ребёнку наиболее полно удовлетворить многие социальные потребности, реализовать интересы и стремления, свободно выражать собственные взгляды и мнения, формировать навыки жизни в демократически устроенном государстве.

Именно от вожатого зависит, какой характер взаимоотношений сложится в его объединении, какие моральные нормы жизни, жизненные установки, ценности будут преобладать среди детей. Будут ли проводимые дела приводить к позитивным, положительным результатам или, напротив, к утверждению в объединении вседозволенности, подавлению сильными, слабых, способствовать проявлениям распущенности, агрессивности и т.д. Поэтому вожатому важно, чтобы в детском коллективе царил дух взаимоуважения, взаимопонимания и взаимоподдержки. А для этого нужно знать своих воспитанников. Ведь растущий человек всё время изменяется. И не только внешне. И не только под нашим влиянием. Поэтому вожатый должен быть немножко исследователем. Стремясь лучше узнать своих воспитанников, вожатый часто проводит письменные опросы, наиболее распространённая методика, применяемая в педагогической практике. Этот метод вполне доступен, как опытному вожатому, так и начинающему. Данный метод прост и экономичен. За короткий срок можно получить огромный объём информации для последующего анализа. Результаты письменного опроса всегда целесообразно дополнить и проверить с помощью таких методов исследования, как беседа, наблюдение, изучение творческих работ, методика исследования настроения, тест на межличностные отношения, социометрия и др. Цветовая гамма, соответствующая настроению:

Красный - восторженное (7 баллов)

Оранжевый - радостное (6 баллов)

Жёлтый - светлое, приятное (5 баллов)

Зелёный - спокойное, ровное(4 балла)

Синий - грустное, печальное (3 балла)

Фиолетовый - тревожное, тоскливое (2 балла)

Чёрный - полный упадок, уныние(1 балл)

Каждому цвету соответствует определённое количество баллов (от 1 до7). При подведении итогов суммируются баллы, полученная сумма делится на количестводетей в отряде (группе). Таким образом, выявляется общее настроение в отряде (группе).

Бланк социометрического опроса

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего отряда, с учётом отсутствующих.

1. С кем из вашего отряда ты пошёл бы в многодневный туристический поход?

2 .Кого бы ты из отряда пригласил бы на свой день рождения?

3. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?

4. С кем бы ты хотел работать в одной творческой группе по подготовке отрядного дела?

5. Обработка и интерпретация результатов.

Не секрет, что успех воспитания во многом зависит от знания вожатого, и процессов, происходящих в его коллективе. Чтобы вожатый работал профессионально, нужно знать данные методы исследования и умело применять их в своей работе. Применение разнообразных методик - это пополнение опыта вожатого в сфере изучения личности ребёнка, определения эффективности воспитательного процесса.

Он, как звезда Полярная укажет верный путь.

Он с детством не прощается, оно с ним навсегда.

Вожатый не профессия - призвание, судьба!

1. С. Горбачёв. Вожатый - актуальная профессия. Воспитательная работа в школе. Народное образование. 2005. №2 .

3. Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных./ Под редакцией Е.А.Левановой. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 176 с.

4. Шамова Л. Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый - старт в профессию. Кипарис - 12.Учебно - методическое пособие. - М: Педагогическое общество России. 2005.- 192 с.

5. Смекалова Е.М. Школа лидерства: Методические рекомендации. - М: ТЦ Сфера, 2006. - 96с. ( Воспитание в школе).

6. Нечаев М.П. Диагностика воспитанности школьников. Учебно - методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2006. - 64 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Все начинается с любви,

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа, глаза цветов,

глаза ребенка.

Все начинается с любви.

Р. Рождественский

Искренние теплые строки известного поэта России Р. Рождественского, особо значимо воспринимают те, кто работает с детьми: учителя школ, воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования.

Среди педагогических профессий профессия вожатого занимает особое место. Эта работа требует больших знаний и умений - вожатый должен не только разбираться в психологии, педагогике, физиологии, но и уметь правильно выбрать содержание и формы работы. Наставник молодежи должен видеть перспективу развития личности в коллективе, быть добрым и справедливым, иметь авторитет у своих подопечных, обладать чувством юмора. Все это нужно, чтобы у детей сформировалась четкая жизненная позиция.

В образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования: школах (лицеях, гимназиях) старшие вожатые играют одну из важнейших ролей в воспитательных системах этих учреждений.

Вожатый по отношению к ребенку занимает особую позицию - дистанция между ними значительно короче, чем у педагогов. Вожатый - это не надзиратель, вожатый должен быть другом или подругой, сестрой или братом для тех, кому нужно прийти со своими детскими проблемами, с кем можно интересно провести время, научиться чему-то новому. Вожатый - это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и немного ребенок, фантазер и добрый волшебник. Вожатый - это человек, который всегда рядом с детьми, но в то же время чуть-чуть впереди. Вожатый - это скорее не профессия, а состояние души! Вожатыми становятся не по нужде, а скорее по убеждению, из-за любви к детям. Вожатыми становятся те, кто не хочет уходить из детства
Вот кто такой, вечно не высыпавшийся, голодный, уставший, но добрый вожатый.

Старший вожатый : способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает в программировании их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учётом инициативы, интересов и потребностей обучающихся (воспитанников, детей). В соответствии с их возрастными интересами и требованиями жизни способствует обновлению содержания и форм деятельности детских организаций, объединений, организует их коллективно-творческую деятельность. Обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся (воспитанников, детей) о действующих организациях, объединениях. Создаёт благоприятные условия, позволяющие обучающимся (воспитанникам, детям) проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время. Заботится о здоровье и безопасности доверенных ему обучающихся (воспитанников, детей). Организует каникулярный отдых. Изучает и использует передовой опыт работы с детьми и подростками. Проводит работу по подбору и подготовке руководителей (организаторов) первичных коллективов детских организации, объединений. Работает в тесном контакте с органами самоуправления, педагогическими коллективами учреждений и общественными организациями.

Знания:

Основные приемы эффективного общения.

Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста и подростков.

Особенности временного детского коллектива.

Логики развития лагерной смены, методики организации тематических дней.

Методика организации коллективно-творческих дел, малых форм работ.

Игровая деятельность, возможности игры.

Охрана жизни и здоровья детей.

Умения:

Диагностические умения;

Организаторские (организация жизнедеятельности в отряде, организация работы в группе, координация собственной деятельности);

Коммуникативные (сотрудничество с детьми, взаимодействие с детьми, подбор индивидуального подхода);

Аналитико-рефлексивные (анализ педагогических ситуаций, организация анализа с детьми, анализ собственной деятельности);

Прикладные (оформление уголка, изготовление призов и т.д.).

Рабочее место вожатого.

На рабочем месте строго соблюдать правила внутреннего распорядка.

Не допускать на свое рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе с детьми.

На рабочем месте должно находиться только исправное оборудование, инструмент, инвентарь.

Строго выполнять инструкции по санэпидрежиму, охране жизни и здоровья детей, пожарной безопасности.

Режим труда и отдыха.

Содержание, последовательность трудовых операций вожатого определяется планом работы. Свой ритм вожатый подчиняет выполнению распорядка дня для детей и подростков.

Полный рабочий день у отрядного вожатого длится с 6.00 до 24. 00. Вожатый обязан круглосуточно находиться рядом с детьми. В связи с производственной необходимостью в течение двух недель у вожатого может не быть ни одного выходного дня.

Психофизиологические особенности труда. Труд вожатого связан с большой физической нагрузкой, эмоциональной напряженностью, высокой ответственностью за жизнь и здоровье детей, сложностью и многообразием текущих задач. Общение с детьми эмоционально насыщено для вожатого, иногда стрессогенно.

Федеральный закон, устанавливающий перечень медицинских противопоказаний, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности, в настоящее время отсутствует.

Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.93 N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" - САПП РФ. 1993. N 18. Ст. 1602), общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для работников учебно - воспитательных учреждений, дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ - интернатов, интернатов при школах педагогической деятельности являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально.

На практике к числу заболеваний, препятствующих занятию педагогической деятельностью, относят острые и хронические инфекционные заболевания, в т.ч. туберкулез (открытая форма) и сифилис (на период лечения).

Для выявления медицинских противопоказаний к осуществлению педагогической деятельности педагогические работники обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, что предусмотрено ст. 51 Закона об образовании и п. 15, 17 Временного перечня работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников (приложение N 2 к Приказу Минздравмедпрома России N 280 и Госкомсанэпиднадзора России N 88 от 05.10.95 - "РВ" от 16.11.95 N 218).
Медицинские обследования педагогических работников проводятся за счет средств учредителя соответствующего образовательного учреждения.

Вожатый должен быть настойчивым и до конца требовательным.

В воспитании у вожатого культуры наблюдения большое значение имеют знания общей и возрастной психологии, педагогики. Эти науки помогают разобраться в закономерностях процесса обучения и воспитания и создавать его организованно и целенаправленно. Знания в области указанных наук помогут вожатому правильно оценивать каждый поступок своих детей и научно-обоснованными методами изучать каждого ребенка и детский коллектив в целом.

Лишь немногие люди обладают талантом сказочника и могут придумать интересное занятие для детей на весь период смены, но многие имеют желание работать с детьми, заинтересовать их и увлечь за собой. И наша главная задача помочь им. В процессе обучения начинающим вожатым будут представлены 20 тематических смен. В каждой из них будут раскрыты основные организационные вопросы и проблемы. Учащиеся узнают, как традиционную смену превратить в игровую, тематическую.

Вожатый должен знать индивидуальные особенности каждого ребенка, понимать психологию ребёнка, находить путь к сердцу своих детей и в этом видеть радость творческого педагогического труда.

При разрешении воспитательных вопросов вожатый не может пользоваться рецептами, шаблонными схемами и механически заимствованным опытом других вожатых. Проявлением творческих способностей вожатого в разрешении воспитательных вопросов и является педагогический такт.

Педагогический такт есть профессиональная, психолого-педагогическая особенность поведения вожатого во взаимоотношениях с детьми. Вожатый, не проявляющий во взаимоотношениях с детьми педагогического такта, не может пользоваться авторитетом.

Вожатому должны быть присущи качества лидера, способность к творческой деятельности - от создания вместе с ребятами коллективных творческих дел до педагогической импровизации.

Важнейший этап работы - целенаправленность. Вожатый должен знать, чего добивается, к чему стремится, для чего он проводит коллективные творческие дела (КТД), тренинги, "огоньки". Центральное место в системе целей и задач вожатого должна занимать личность ребенка - ее благополучное развитие в условиях и в процессе групповой (коллективной) деятельности. Ребенок - цель работы вожатого, а не средство его самовыражения.

Личностные качества вожатого связаны с развитием эмпатии, т.е. способностью понять внутреннее душевное состояние другого человека, встать на его позицию, разделить его переживания, интересы и заботы. Это умение и способность правильно представлять структуру внутренних побуждений личности ребенка, его особенности, эмоциональное и физическое состояние.

Еще одно свойство личности вожатого основано на рефлексии - способности человека осознавать свое психическое состояние, а также то, как он воспринимается и оценивается другими людьми. Вожатый должен меняться вместе с членами детской организации.

Одной из важных задач является обучение основам знаний педагогики, психологии, вожатской работы: занятия по методике организации массовых мероприятий, тренинги, основные этапы и проблемы развития временного детского коллектива, пути решения конфликтных ситуаций и тренинги общения, необходимые в работе принципы педагогики, р азвитие организаторских и коммуникативных навыков .Курсы вожатского мастерства.
Цели объединения детей в организации — это саморазви тие и самоусовершенствование, самопознание себя как лич ности; развитие детского и подросткового движения, коорди нация и объединение усилий организаций в деле защиты прав и интересов детей и подростков; возрождение народных традиций и промыслов; воспитание с ранних лет у детей такого ценного качества, как милосердие; познание и улучше ние окружающего мира, окружающей природы.

Основные задачи детских объединений: удовлетворение потребностей детей в общении, в совместной деятельности для реализации возрастных интересов; включение детей в жизнь через детские программы; возможность приобретения детского опыта; выражение интересов и защита прав детей; стимулирование и поддержка общественно значимых иници атив детских и подростковых организаций.

Родственные профессии: социальный педагог, социальный психолог, аниматор.

Сфера профессиональной деятельности вожатого. Квалификационные требования, предъявляемые к вожатому. Нормативно-правовые документы, определяющие сферу деятельности вожатого. Обязанности вожатого. Профессиональная этика вожатого. Имидж вожатого. Заповеди вожатого.

Лектор – Иващенко М.В.

· Ваши ожидания от Школы вожатых.Диалог с залом.

· (Метка 1) Напишите 10 самых ярких черт своего характера.Самостоятельная работа. Слушатели ведут запись в своих рабочих тетрадях.

· Описание программы школы вожатого ДДМ 2014 года.

o Введение в специальность. Вожатый профессия или призвание?

o Детское движение Москвы. Суть и особенности социального феномена.

o Организация жизнедеятельности в лагере. Логика развития смены.

o Техника безопасности. Действия в экстремальных ситуациях.

o Первая медицинская помощь.

o Возрастная психология. Особенности работы с детским коллективом.

o Мероприятия - от отрядного до общелагерного.

o Игротехника – типология игр и технология их проведения

o Конфликтология- психодрама отношений.

o Практикум организации игровой деятельности.

· Вожатый – краткий исторический обзор. Терминологическая основа феномена.

· Современный вожатый – классификация, отрасли работы, образовательные установки.

o Вожатый в лагерях отдыха;

o Вожатый в Трудовых объединениях молодежи

o Вожатый в школе;

· Типичный вожатый – собирательный портрет.

o Принадлежность к неформальным группам

o Основные увлечения/хобби

o Вредные привычки

· Мотивация вожатого.Диалог с залом.

o Получение педагогического опыта

o Прохождение практики

o Новые знакомства

· Трудоустройство вожатого

o Свидетельство пенсионного страхования

o Санитарная книжка

o Справка об отсутствии судимости

o Удостоверение о прохождении Школы вожатого ДДМ

o Справка из института

· Права и обязанности вожатого

Общие положения.

o К вожатской работе допускаются лица:

-успешно прошедшие обучение в Школе вожатых ДДМ;

o Вожатый организует, руководит и обеспечивает жизнедеятельность группы детей, именуемой в дальнейшем отрядом, осуществляет образовательно-воспитательную и оздоровительную работу в соответствии с программой, планом работы лагеря и отряда.

o Вожатый осуществляет свои функции в согласованности с другим вожатым этого отряда, другими вожатыми и сотрудниками лагеря.

o Вожатый в вопросах организации деятельности детей подчиняется старшему вожатому лагеря.

Сфера профессиональной деятельности вожатого. Квалификационные требования, предъявляемые к вожатому. Нормативно-правовые документы, определяющие сферу деятельности вожатого. Обязанности вожатого. Профессиональная этика вожатого. Имидж вожатого. Заповеди вожатого.

Лектор – Иващенко М.В.

· Ваши ожидания от Школы вожатых.Диалог с залом.

· (Метка 1) Напишите 10 самых ярких черт своего характера.Самостоятельная работа. Слушатели ведут запись в своих рабочих тетрадях.

· Описание программы школы вожатого ДДМ 2014 года.

o Введение в специальность. Вожатый профессия или призвание?




o Детское движение Москвы. Суть и особенности социального феномена.

o Организация жизнедеятельности в лагере. Логика развития смены.

o Техника безопасности. Действия в экстремальных ситуациях.

o Первая медицинская помощь.

o Возрастная психология. Особенности работы с детским коллективом.

o Мероприятия - от отрядного до общелагерного.

o Игротехника – типология игр и технология их проведения

o Конфликтология- психодрама отношений.

o Практикум организации игровой деятельности.

· Вожатый – краткий исторический обзор. Терминологическая основа феномена.

· Современный вожатый – классификация, отрасли работы, образовательные установки.

o Вожатый в лагерях отдыха;

o Вожатый в Трудовых объединениях молодежи

o Вожатый в школе;

· Типичный вожатый – собирательный портрет.

o Принадлежность к неформальным группам

o Основные увлечения/хобби

o Вредные привычки

· Мотивация вожатого.Диалог с залом.

o Получение педагогического опыта

o Прохождение практики

o Новые знакомства

· Трудоустройство вожатого

o Свидетельство пенсионного страхования

o Санитарная книжка

o Справка об отсутствии судимости

o Удостоверение о прохождении Школы вожатого ДДМ

o Справка из института

· Права и обязанности вожатого

Общие положения.

o К вожатской работе допускаются лица:

-успешно прошедшие обучение в Школе вожатых ДДМ;

o Вожатый организует, руководит и обеспечивает жизнедеятельность группы детей, именуемой в дальнейшем отрядом, осуществляет образовательно-воспитательную и оздоровительную работу в соответствии с программой, планом работы лагеря и отряда.

o Вожатый осуществляет свои функции в согласованности с другим вожатым этого отряда, другими вожатыми и сотрудниками лагеря.

o Вожатый в вопросах организации деятельности детей подчиняется старшему вожатому лагеря.

Гост

ГОСТ

Вожатская деятельность как условие развития социальной компетентности

Вожатская деятельность – это процесс организации педагогической деятельности в условиях функционирования летнего детского лагеря.

Данный вид деятельности ориентирован на формирование практических навыков воспитательной деятельности в определенных педагогических условиях. Студенты получают навыки работы с детским коллективом, учатся находить с ними общий язык и реализовывать продуктивное взаимодействие. Все это отражает ориентацию вожатской деятельности на развитие социальной компетентности будущего педагога.

Как условие формирования коммуникативных навыков, вожатская деятельность обладает обширным воспитательным потенциалом.

В ходе вожатской деятельности осуществляется двустороннее коммуникативное развитие: с одной стороны, студент, проходящий практику вожатого осваивает основы коммуникативного взаимодействия с учащимися, а с другой стороны, учащиеся постигают основы социального взаимодействия в коллективе, учатся соблюдать правила поведения и жизнедеятельности в условиях лагеря, находить общий язык с вожатым.

Процесс обучения и воспитания, независимо от условий его реализации направлен на социальное становление и развитие личности. Данный процесс может быть реализован, посредством организации вожатской деятельности в двух направлениях:

  1. Прохождение студентами психолого-педагогического факультета производственной вожатской практики.
  2. Привлечение учащихся к вожатской деятельности через организацию различных социальных мероприятий в учебном заведении, волонтерской деятельности, культурных мероприятий и т.д.

Привлечение студентов педагогического факультета к вожатской деятельности позволяет сформировать у них социально-личностные компетентности в области коммуникативного взаимодействия с учащимися разных возрастов, пребывающих в специально созданных образовательных условиях - летних лагерях.

Готовые работы на аналогичную тему

Если вожатская деятельность организуется среди учащихся школы, то она способствует:

  • Упрощению процесса социальной адаптации к школе;
  • Формированию навыков соотношения своего мнения и своих взглядов с мнением и взглядами других людей;
  • Формированию навыков коллективного взаимодействия;
  • Формированию навыков разрешения проблемных коммуникативных ситуаций;
  • Социальному становлению и утверждению в разных сферах досуговой деятельности.

Вожатская деятельность реализуется путем построения специальной воспитательной среды, которая мотивирует к познанию и развитию всех ее участников. Это способствует всестороннему развитию личности всех участников вожатской деятельности и социальному становлению подрастающего поколения.

Содержание деятельности вожатого

Работа вожатого в детском оздоровительном лагере представляет собой организованный процесс, состоящий из следующих этапов:

  1. Ознакомление с работой лагеря. На данном этапе вожатому необходимо познакомиться с работой лагеря, его распорядком дня, административными основами деятельности, образовательной программе, по которой организуется деятельность детей. Здесь же, осуществляется изучение детского коллектива, выявляется его воспитательный потенциал, творческие потребности и возможности.
  2. Разработка плана воспитательной деятельности. Вожатому необходимо составить детальный план учебно-воспитательного процесса. Он состоит из мероприятий и направлений деятельности, предполагаемых для ежедневного выполнения. План оформляется в виде календарного плана деятельности, в котором имеется несколько граф, отражающих дни и мероприятия, проводимые в них, а также их время и содержание. Кроме того, необходимо составить карту отряда и его паспорт, распределить карты каждого участника отряда, включающие сведения об особенностях их личностного развития, потребностях и интересах.
  3. Оформления вожатского дневника. Этот этап предполагает ведение отчета о своей вожатской деятельности. В дневнике записываются данные о проделанной ежедневной работы и итоги реализации конкретных воспитательных мероприятий.
  4. Реализация воспитательных мероприятий, предусмотренных образовательной программой лагеря и планом вожатого.

Знания вожатого о развитии воспитанников

Работа вожатого начинается с ознакомления со своими воспитанниками. Детский коллектив является достаточно сложной и психически неустойчивой организацией. Это обусловлено спецификой возрастного развития детей и их личностными параметрами развития. Чтобы организовать успешную воспитательную деятельность, сделать период пребывания в лагере увлекательным и целенаправленным, вожатый должен провести диагностирование личностей все членов своего отряда.

В ходе диагностики вожатому предстоит провести ряд мероприятий по выяснению информации о развитии ребенка и возможных вариантах построения с ним продуктивного взаимодействия. К таким мероприятиям относятся:

Читайте также: