Сан витале в равенне церковь доклад

Обновлено: 18.05.2024


Базилика Сан Витале в Равенне, один из объектов культурного наследия ЮНЕСКО в Италии, была заложена в 526 году, во времена архиепископа Экклезио, когда город еще находился под властью готов. Построена она была в течение следующих двадцати лет, во времена правления императора Юстиниана, одновременно с церковью Святой Софии в Константинополе, сейчас Стамбуле. Базилика была освящена епископом Максимилианом в 547 году и посвящена святому Виталию, мученику ранних веков христианства. Церковь была задумана как символ византийского имперского величия. Её центральный план и структурные решения явно отличаются от типичных для Италии продольных базилик.


Базилика Сан-Витале, 526-547. Равенна

Базилика Сан Витале в Равенне — это единственный итальянский монумент, который, несмотря на свои небольшие размеры, может конкурировать с великими византийскими памятниками, как в изысканности декораций и драгоценности используемых материалов, так и в оригинальности пространственных решений. Существуют гипотезы, что автор первоначального проекта или, по крайней мере, второго проектного вмешательства был тот же, что и автор церкви Святых Сергия и Вакха в Константинополе, построенной в те же годы .

Здание

Церковь Сан Витале имеет восьмиугольный план. Его внешний периметр повторяется вторым внутренним восьмиугольником, боковые стороны которого увеличены полукруглыми глубокими нишами с двумя ордерами аркад.


Базилика Сан-Витале, 526-547. Равенна. План

Здание выполнено из простого кирпича, а его наружная часть намеренно простая и лишённая всяческих декораций. Высокий купол имеет форму полусферы. Снаружи он скрыт под тибурием, своего рода восьмиугольной архитектурной оболочкой. Геометрическая форма церкви, таким образом, состоит из различных, строго очерченных ячеек — основного корпуса, тибурия, апсиды (полигональной снаружи, полукруглой внутри) и небольшого прямоугольного вестибюля, завершенного двумя боковыми апсидами.


Базилика Сан-Витале, 526-547. Равенна

Интерьер

В базилике два входа — один — по апсидной оси, другой — смещенный от центра. Концепция пространства этого здания очень отличается от традиционных итальянских моделей. Оно то и дело расширяется, разворачивается и выгибается во все стороны, размножаясь в глубину и высоту.

Базилика Сан-Витале, 526-547. Равенна. Интерьер, вид на пресвитерий Базилика Сан-Витале, 526-547. Равенна. Интерьер, вид на пресвитерий

Пространство базилики Сан Витале невозможно объять взглядом, это постоянная погоня за изгибами, вращение поверхностей. Многочисленные перспективы впечатляют ещё и за счёт эффекта света, проникающего сквозь диафрагмы трехслойных окон под разными углами, подчёркивая ценность полихромного мрамора и великолепие знаменитых мозаик. Византийский вкус и представление о красоте отражаются в Сан-Витале также в резных каменных плитах, украшенных стилизованными растительными мотивами, павлинами и голубями, и в корзиновидных капителях, высеченных, возможно, непосредственно в Константинополе. Капители напоминают богатые вышивки с резными зооморфными фигурами.


Базилика Сан-Витале, Равенна. Капители

Мозаики

Мозаики церкви — это лишь часть тех, что когда-то украшали всё внутреннее пространство. Сегодня, по сути, мозаичное убранство охватывает только стены пресвитерия, апсиды и её ниши, в то время как, например, купол расписан несообразными фресками XVII века. В некоторых частях пола так же сохранились оригинальные инкрустации. В любом случае, эти мозаики являются одним из самых удачных и, безусловно, наиболее важных свидетельств всего художественного творчества эпохи Юстиниана.

Базилика Сан-Витале, Равенна. Инкрустированный пол пресвитерия Базилика Сан-Витале, Равенна. Пресвитерий Базилика Сан-Витале, Равенна. Свод пресвитерия

Внутренняя часть триумфальной арки у входа в пресвитерий украшена бюстами апостолов в овальных медальонах с образом Христа в центре .


Базилика Сан-Витале, Равенна. Триумфальная арка, внутренняя часть

В центре крестового свода пресвитерия, прямо над алтарем, на фоне звездного неба изображен ягнёнок, то есть Агнец Божий, в окружении четырёх ангелов, поддерживающих гирлянду. Фантастические изображения птиц, рыб и цветов напоминают о красоте Рая.

Базилика Сан-Витале, Равенна. Свод пресвитерия Агнец Божий, 532-547, мозаика. Базилика Сан-Витале, Равенна. Свод пресвитерия, фрагмент

На стенах под сводом изображены четыре евангелиста, увенчанные своими символами, а в люнетах внизу — две сцены из Ветхого Завета: гостеприимство Авраама и жертвоприношение Исаака, и жертвоприношения Авеля и Мелхиседека.

Базилика Сан-Витале, Равенна. Вид на левую сторону пресвитерия Базилика Сан-Витале, Равенна. Вид на правую сторону пресвитерия Жертвоприношение Авеля и Мелхиседека, 532-547. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, правая стена пресвитерия

Гостеприимство Авраама и жертва Исаака

Люнет с историями Авраама представляет два отдельных эпизода из жизни ветхозаветного патриарха.


Гостеприимство Авраама и жертва Исаака, 532-547. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, левая стена пресвитерия

В сцене слева Авраам приветствует трех таинственных паломников, сидящих за столом, накрытым тремя буханками хлеба, и подает им теленка, представленного здесь в уменьшенных пропорциях. За стариком, его жена Сара слушает невероятную весть, которую ей поведали гости несмотря на свой преклонный возраст, она станет матерью. Паломники, одетые в одинаковые белые одежды и идентичные друг другу, являются триединым божественным проявлением, иными словами, прямым проявлением Бога, а их иконография напоминает византийские иконы Святой Троицы.

Гостеприимство Авраама и жертва Исаака, 532-547, фрагмент. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале Гостеприимство Авраама и жертва Исаака, 532-547, фрагмент Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале

Сцена справа показывает кульминационный момент жертвы Исаака, когда Авраам, повинуясь Божьему приказу, готов принести в жертву своего единственного сына. Правой рукой он поднимает свой меч, а левой ласкает голову ребёнка, как бы подтверждая, что его отцовская любовь не уменьшилась. Но в этот момент рука Божья уже выходит из облаков, чтобы остановить его. Вместо Исаака, рядом с алтарем, готов принести себя в жертву барашек.


Гостеприимство Авраама и жертва Исаака, 532-547, фрагмент Мозаика. Равенна, базилика Сан Витале

Христос Вседержитель

На внутренней стороне арки апсиды в центре изображены два императорских орла, держащих стилизованную монограмму Христа. На стене выше изображены два ангела, держащие солнечный христианский символ, а по бокам — священные города Вифлеем и Иерусалим.


Базилика Сан Витале, Равенна, вид на апсиду

Центр мозаичного убранства находится в апсидной круглой нише, где изображён Христос Вседержитель, особый образ Мессии, вдохновленный стихом из Ветхого Завета, гласившим: «Небеса — престол мой, а земля — подножие ног моих «.


Христос Вседержитель, 532-547. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, ниша апсиды

Христос изображён сидящим в центре на бирюзовом глобусе, подвешенном на основании скалы. У ног его текут четыре реки Рая, а на золотом фоне виднеются полосы красных и синих облаков. Внизу простирается зеленый луг с цветами и кустарниками. Иисус, согласно древней раннехристианской иконографии, изображён юным, на нём крестообразный нимб, в левой руке он держит свиток Закона Божия, а правой рукой вручает венец мученичества святому Виталию. С другой стороны — епископ Экклесий, инициировавший строительство церкви Сан-Витале, преподносящий Христу проект здания.

Юстиниан и Феодора

Самые известные мозаики, расположенные друг напротив друга на двух стенах снизу, изображают процессию императора Юстиниана и его жены, императрицы Феодоры, которые несут блюдо с хлебом и вином, направляясь к Христу Вседержителю в апсидной нише. Этой данью они выражают уважение Богу, от которого исходит их власть на земле. Несмотря на некую правдоподобность соматических черт (считается, что их лица были скопированы с портретов, присланных из Константинополя), Юстиниан и Феодора изображены фронтально, с головой, окруженной нимбом, и представлены в виде символических и абстрактных образов.


Юстиниан и его свита, 532-547. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, левая стена апсиды

На панно рядом с Юстинианом изображены мужские фигуры, стоящие на газоне или, скорее всего, на зеленом ковре. В центре — император в белой тунике с золотой отделкой и пурпурной накидкой, прикреплённой к правому плечу круглой брошью из драгоценных камней и жемчуга. На голове у него диадема из золота, жемчуга и драгоценных камней, с двумя подвесками на каждой стороне.

Слева от него мы узнаем епископа Максимиана, благодаря эпиграфу, написанному у него над головой. Человек с бородой, справа от Юстиниана, вероятно,- Белисарий, завоевавший для него Италию.


Феодора и её свита, 532-547. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, правая стена апсиды

Феодора

Византийский стиль

В обеих сценах с Юстинианом и Феодорой все персонажи свиты мало отличаются друг от друга. Они изображены фронтально и выстроены в ряд на переднем плане в неестественном положении. Сцены предназначены для иллюстрации процессии, где свита должна стоять за императором и его женой. Фигуры персонажей лишены натуральности, без веса или массы тела, сплющенные, уложенные друг на друга как в открытой колоде карт. Особенно это заметно по ногам, которые, кажется, наступают одна на другую.


Юстиниан и его свита, 532-547, фрагмент. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, левая стена апсиды

Те немногие элементы, которые пытаются контекстуализировать сцену, как в панно Феодоры, абсолютно условны. Понятно, что художника совершенно не интересовало правдоподобное воспроизведение действительности. Юстиниан и Феодора — это не просто изображения мужчины и женщины, а символические фигуры, неподвластные времени. Этими фигурами художник хотел выразить саму концепцию власти.

Принципы иконографии

В эпоху Юстиниана техника мозаики достигла уровня совершенства и стала незаменимым инструментом для украшения архитектуры и выражения новых доктринальных программ. Для византийской художественной культуры, по сути, образный цикл мозаики был не только драгоценным украшением для архитектуры, но и выражением философии в художественной форме.

Во всех византийских мозаиках, как и в иконах, фигуры теряют всякую телесную суть, а их окружение лишается пространства, в котором можно двигаться. Иконографические принципы византийского искусства возводят каждую фигуру в символ. Художественные каноны Византийского мира были не менее жесткими, чем моральные устои того времени: позы, одежда, пропорции и выражения фигур были строго установлены. У византийского художника, как и у египетского, не было возможности изобретать что-то новое.


Феодора и её свита, 532-547, фрагмент, Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, правая стена апсиды

Базилика Сан-Витале (итал. Basilica di San Vitale) - раннехристианская базилика в Равенне (Италия), важнейший памятник византийского искусства в Западной Европе. В 1996 году в составе раннехристианских памятников Равенны была включена в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Выделяется среди восьми раннехристианских памятников Равенны совершенством своих мозаик, которые не имеют себе равных за пределами Константинополя.

Базилика Сан-Витале

Базилика была заложена в 527 году равеннским епископом Экклесием после его возвращения из Византии, где он вместе с папой Иоанном I выполнял дипломатическую миссию по поручению Теодориха Великого. Храм был освящён в честь раннехристианского мученика святого Виталия Миланского, чьё изображение помещено в конхе апсиды. Строительство велось на средства греческого ростовщика, Юлиана Аргентария (Серебренника). Освящение храма совершил 19 апреля 548 года епископ Максимиан. Все внутреннее мозаичное убранство церкви было создано одновременно в 546-547 годы, различие стиля академик В. Н. Лазарев объясняет участием в работе разных мастеров.

В XIII веке к южной стене церкви была пристроена колокольня и была проведена реконструкция деревянных перекрытий аркад. Масштабная реконструкция храма была проведена в XVI веке: в целях борьбы с поднятием грунтовых вод был поднят на 80 см уровень пола, обновлён пресбитерий, убраны деревянные хоры и перестроен внутренний дворик (1562 год) и южный портал здания. В 1688 году землетрясением была разрушена колокольня XIII века, её восстановили в 1696-1698 годы.

В 1780 году купол ротонды и подкупольные ниши, лишённые при строительстве церкви каких-либо украшений, были расписаны фресками работы болонцев Бароцци и Гандольфи и венецианца Гвараны.

Базилика построена в форме восьмиугольного мартирия византийского типа, близкого по архитектуре к церкви Сергия и Вакха в Константинополе. Наружные стены не имеют каких либо декоративных элементов и расчленены вертикальными и горизонтальными контрфорсами. Здание увенчано гранёным барабаном купола. Архитектура Сан-Витале сочетает элементы классического римского зодчества (купол, порталы, ступенчатые башни) с византийскими веяниями (трёхлопастная апсида, узкая форма кирпичей, трапециевидные капители и т. д.). Низ внутренних стен базилики облицован мрамором, наборный пол храма украшен геометрическим орнаментом.

Конструкцию здания поддерживают восемь центральных опор, на которых держится купол диаметром в 16 метров. Для уменьшения бокового давления куполу придана конусообразная форма. Купол воздвигнут из лёгкого материала - вдетых друг в друга глиняных труб, закреплённых одна над другой в становящихся всё более узкими горизонтальных кольцах. Опорные столбы образуют в центре храма ротонду, на втором ярусе которой расположены хоры. В промежутки между столбами ротонды помещены полукруглые двухэтажные аркады, расположенные по дугам, выгнутым к внешним стенам церкви. Благодаря описанному устройству храма внутренняя часть церкви кажется залитой светом, а окружающие её галереи искусственно погружены в мистическую полутемноту, что сразу же обращает внимание входящего на мозаики апсиды и пресбитерия. Использование данного архитектурного решения привело к достижению следующего пространственного эффекта:

Выступающие за кольцо подкупольных столбов высокие аркады открывают центральное пространство глазам посетителя сразу же, как только он входит в церковь. Ещё находясь во внешнем обходе, он чувствует, что высоко поднятый купол словно вбирает в себя всё внутреннее пространство храма. При взгляде же из центра храма аркады воспринимаются как ещё одно кольцо опор, находящееся между столбами и внешними стенами и зрительно увеличивающее интерьер. Наконец, пространственный эффект усиливается своеобразной формой столбов, объём которых не воспринимается зрителем.

Перед апсидой, освещаемой тремя высокими окнами круговой обход ротонды прерывается пресбитерием, окружённым двухэтажными аркадами. Алтарь вынесен за пределы апсиды в пресбитерий, а в ней установлена стационарная мраморная кафедра. Капители аркады пресбитерия выполнены в форме ажурных корзинок и украшены изображением креста, помещённого между двумя агнцами. Такое оформление однако разрушает тектоническую природу ордера.

К числу особенностей Сан-Витале следует отнести и необычное устройство нартекса, расположенного здесь под углом к основной оси здания, проходящей через пресбитерий. Причины такого устройства нартекса не установлены: по мнению различных исследователей, архитектор мог таким образом сохранить память о ранее существовавших на месте храма часовнях, теснее включить в основной объём здания две лестничных башни или просто создать, помимо основного входа по оси здания, ещё один в боковой части церкви.

Базилика в Равенне послужила чтимым образцом для архитектуры Каролингского возрождения в целом и для её центрального произведения - дворцовой капеллы в Ахене. Филиппо Брунеллески изучал конструкцию купола Сан Витале при разработке проекта первого европейского купола Нового времени(флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре). Особенно он отметил то, что для облегчения купола равеннской церкви вместо наполнителя использовались полые глиняные сосуды.

Основное пространство базилики украшено мраморной инкрустацией, а вогнутые поверхности апсиды (аркады, своды, конха) стены (вимы) пресбитерия покрыты византийской мозаикой. Мозаики Сан Витале были призваны продемонстрировать западному миру могущество и безупречный вкус византийского императора Юстиниана во время недолгого владычества византийцев в Италии.

Мозаики Сан-Витале являются редким для Европы образцом раннехристианской монументальной живописи, созданной в технике византийской мозаики. Особую значимость представляют прижизненные портреты императора Юстиниана и его супруги Феодоры.

Мастера с помощью мозаики смогли подчеркнуть архитектурные элементы базилики, сделав акценты на символическую связь элемента конструкции и нанесённого на неё изображения:

Мозаики, которые покрывают весь этот интерьер за исключением цоколя, прекрасно выявляют конструктивный смысл архитектуры. Люнеты, распалубки, стены, арки, ниши и своды эффектно выделены различными типами декора. Так, ребра крестового свода усилены растительными гирляндами, в то время как фигуры ангелов, олицетворяющих мощь несущих конструкций, поддерживают центральный медальон.

- Отто Демус. Мозаики византийских храмов

В боковых галереях находятся несколько раннехристианских саркофагов. Среди них наиболее примечателен мраморный саркофаг V века, несколько переделанный в середине VI века, в котором, как гласят греческая и латинская надписи на крышке, был погребён равеннский экзарх Исаак. На боковых сторонах саркофага можно видеть барельефы, изображающие поклонение волхвов, воскрешение Лазаря, Даниила в львином рву и крест с двумя павлинами.

Конха апсиды

Конха украшена мозаикой изображающей Иисуса Христа в образе юноши с крестчатым нимбом, сидящего на лазоревой земной сфере, в окружении двух ангелов. Христос в одной руке держит свиток, опечатанный семью печатями (Откр.5:1), а другой протягивает мученический венец славы святому Виталию, которого подводит к нему ангел. Второй ангел представляет Иисусу равеннского епископа Екклезия, подносящего в дар макет основанной им базилики Сан-Витале.

Из под ног Иисуса по каменистой почве, поросшей лилиями, вытекают четыре реки Эдема: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат. Эта деталь прославляет Иисуса как источник воды живой (Откр.21:6) и роднит равеннское изображение с мозаикой монастыря Латому (Греция), созданной в этот же период.

В. Н. Лазарев отмечает, что мозаика конхи является одной из самых тонких по исполнению, отличается подчёркнуто симметричной композицией и торжественным характером. По его мнению, над её созданием работали мозаичисты, знавшие византийское искусство в его столичных вариантах. Вместе с тем, мозаики апсиды обнаруживают и типично византийскую неподвижность фигур, все персонажи изображены анфас, стоя. Даже участники двух процессий будто остановились на мгновение, чтобы показать себя в стационарном положении, чтобы позволить зрителю полюбоваться их особами.

Нижний уровень апсиды

Император Юстиниан со свитой

Император с супругой изображены как донаторы, приносящие в дар церкви драгоценные литургические сосуды. Выполненные как фриз изображения отличаются фронтальной композицией и однообразием поз и жестов. При этом мастера смогли изобразить императорскую семью с индивидуальными чертами лиц в образе идеальных правителей, а сама композиция передаёт движение двух процессий по направлению к алтарю.

Императорица Феодора со свитой

Юстиниан I

Император Юстиниан приносит в дар церкви патену и изображён, как и все другие фигуры, в фронтальной позе. Его голова, увенчанная диадемой, окружена нимбом, что отражает византийскую традицию отмечать таким способом царствующую особу.

По сторонам от Юстиниана стоят придворные и священнослужители. Среди них выделяются: пожилой человек в одежде сенатора (единственный стоит во втором ряду, по одной из версий, это ростовщик Юлиан Аргентарий, финансировавший строительство базилики, по другой, полководец Велисарий, по третьей, praefectus praetorio (префект претория) - должностное лицо, представлявшее особу императора в день освящения храма), епископ Максимиан с крестом в руке и два диакона (один держит Евангелие, а другой - кадило). На этой мозаике Юстиниан и Максимиан изображены как авторитарные представители светской и церковной власти, поэтому их фигуры занимают доминирующее место, а над головой епископа даже помещена горделивая надпись: Maximianus. Если портрет Юстиниана является, скорее всего, копией с официальных изображений, рассылаемых по всей империи, то портреты Максимиана и персонажа, стоящего во втором ряду, выделяются характерными чертами, позволяющими предположить знакомство мозаичиста с оригиналами.

Роскошные одеяния дали возможность мозаичистам развернуть перед зрителем всё ослепительное богатство их палитры - начиная от нежных белых и пурпуровых тонов и кончая ярко-зелёными и оранжево-красными. Особой тонкости исполнения они достигли в лицах четырёх центральных фигур, набранных из более мелких кубиков. Это позволило им создать четыре великолепных по остроте характеристики портрета, в которых, несмотря на ярко выраженные индивидуальные черты, есть и нечто общее: особая строгость выражения и печать глубокой убеждённости.

Императрица Феодора

И здесь роскошные византийские одеяния дали мозаичистам повод блеснуть изысканными колористическими решениями. Особенно красивы краски на трёх центральных женских фигурах. Их лица набраны из более мелких и более разнообразных по форме кубиков, что облегчило передачу портретного сходства. Лица остальных придворных дам, как и лица стражи в мозаике с Юстинианом, носят стереотипный характер и мало выразительны. В них высокое искусство уступает место ремеслу и рутине.

Равенна кажется осколком византийского мира, волею судеб занесенным на плоские равнины Ломбардии. Между тем этот город возник еще в античные времена. Известно, что уже в конце I тысячелетия до н. э. здесь, между реками По и Савио, в 120 км к югу от современной Венеции, существовал город, находившийся в союзнических отношениях с Римом. При императоре Августе в пяти километрах от города был построен большой военный порт, служившей базой для римского флота на Адриатике. Однако во времена Римской империи Равенна оставалась малоприметным провинциальным городом, имевшим, скорее, оборонное, нежели политическое или культурное значение.


Церковь Сан-Витале в Равенне

Все круто изменилось после разделения империи на Западную и Восточную. В эпоху крушения Рима и великого переселения народов Равенна стала играть важнейшую роль в европейских событиях. В 402 году император Западной Римской империи Гонорий перенес сюда свою столицу. Более чем через полвека, в 476 году, Одоакр – командующий отрядами германских наемников, состоявших на римской службе, – низложил последнего римского императора Ромула Августула и захватил власть в Италии. Своей столицей Одоакр сделал Равенну.

В 493 году в Италию вторглись остготы. Одоакр был убит королем остготов Теодорихом Великим (ок. 454–526), а Равенна стала столицей остготского королевства. В 540 году город захватили византийцы, при которых Равенна являлась главным городом итальянских владений Византии. Еще два века спустя, в 751 году, городом овладели лангобарды.

Между тем речные наносы все более отодвигали береговую линию. Лишившись своей прекрасной гавани, Равенна полностью потеряла военное и торговое значение, и некогда крупный столичный город, центр культуры и науки, постепенно превратился в глухую провинцию. Равенна до сих пор остается маленьким провинциальным итальянским городом, о былом величии которого напоминают только прекрасные памятники раннего Средневековья, в 1996 году включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В числе этих памятников первое место, бесспорно, принадлежит всемирно известной церкви Сан-Витале. Эта уникальная церковь, построенная еще во времена владычества остготов, в 526 году, была освящена во имя популярного в Равенне святого мученика Виталия уже во времена византийского господства, в 547 году, при архиепископе Максимиане. Изображение на стенах храма императора Юстиниана I и его супруги Феодоры служит несомненным доказательством того, что церковь строилась на средства самого императора.

Снаружи церковь кажется относительно небольшой. Но это впечатление исчезает, стоит лишь переступить порог храма. Сложная конструкция здания, состоит из как бы вставленных друг в друга восьмигранников – внешнего двухъярусного и внутреннего трехъярусного, образованного восемью столбами и барабаном купола. Высокий купол, аркады и двухэтажные галереи создают слитное пространство, обладающее необычайным богатством точек зрения. В результате церковь, приземистая и скромная снаружи, внутри предстает величественной и торжественно-пышной.

Круговая цепь арок и столбов, окружающих вошедшего, расступается в сторону алтарной части. Три больших окна делают ее наиболее освещенной частью храма и тем самым подчеркивают необычайное богатство убранства. Ее нижняя часть облицована редкими сортами разноцветного мрамора и алебастра, а на стенах и сводах нежно мерцают великолепные мозаики…

Своды храма украшает растительный орнамент: то зеленый на золотом фоне, то золотой – на зеленом. В этот узор вплетаются фигуры четырех ангелов, поддерживающих синий круг с золотыми звездами и изображением белоснежного агнца.

Широко известны две огромные мозаичные картины, помещенные на боковых стенах апсиды церкви Сан-Витале – величественные, блещущие золотом и пурпуром, даже, может быть, отягощенные восточной пышностью. Их создавали, несомненно, константинопольские мастера. Левая мозаика изображает императора Юстиниана в окружении придворных, равеннского епископа Максимиана и клириков, а правая – императрицу Феодору со свитой. Обе мозаики выполнены около 547 года. В них со всей очевидностью ощущается рождение нового искусства, пришедшего на смену античности и обладающего редкой мощью духовного воздействия на человека.


Император Юстиниан. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне

Император Юстиниан держит в руках большую чашу с золотыми монетами – пожертвование на храм. Строгие и величественные фигуры равны между собой по росту. Юстиниан выделяется пурпурными одеждами, контрастирующими с белыми одеяниями священнослужителей, короной и нимбом вокруг головы, как у святого. Епископ Максимиан держит в руках крест, архидиакон – Евангелие, один из дьяконов – кадило. В лицах Юстиниана и особенно епископа Максимиана явно присутствует портретное сходство.

На композиции, помещенной на противоположной стене апсиды, изображена императрица Феодора в окружении придворных. Она также держит в руках потир с золотыми монетами. На подоле ее пурпурного плаща вышиты фигуры трех волхвов, подносящих дары Богоматери. Вокруг шеи и на плечах императрицы роскошные ожерелья. Голову увенчивает корона с длинными жемчужными подвесками, спускающимися на грудь. Вокруг головы, как и у Юстиниана, – нимб. Слева от императрицы – придворные дамы в украшенных драгоценными камнями туниках; справа – дьякон и евнух, открывающий завесу.

Вряд ли родившийся в крестьянской семье, в Богом забытой деревне, Юстиниан мог предполагать, что судьба вознесет его на трон великой империи. Но его дядя служил в императорской гвардии. Отличившись во многих войнах, он сделал головокружительную карьеру, став сперва сенатором, а в 518 году, в результате хитросплетений интриг – императором Византии Юстином I. Своих детей у него не было, и трон унаследовал племянник императора – Юстиниан.

И вот Юстиниан и Феодора – здесь, на всемирно известных мозаиках церкви Сан-Витале. Мастера-мозаичисты запечатлели их уже на склоне лет – застывших, недоступных в своем величии…

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец Всё-таки это здорово, что в мире существуют творения, на восприятие которых не влияют ни времена года, ни погода. И каждая встреча с ними – это праздник. Такое ощущение праздника дарит вид

4. Новый раскол в Церкви. — synodus palmaris. — Борьба партий в Риме.— Риммах украшает церковь Св. Петра. — Он же строит круглую капеллу Св. Андрея, базилику Св. Мартина, церковь Св. Панкратия. — Папа Гормиздас, 514 г. — Папа Иоанн I. — Разрыв Теодориха с католической церковью

4. Новый раскол в Церкви. — synodus palmaris. — Борьба партий в Риме.— Риммах украшает церковь Св. Петра. — Он же строит круглую капеллу Св. Андрея, базилику Св. Мартина, церковь Св. Панкратия. — Папа Гормиздас, 514 г. — Папа Иоанн I. — Разрыв Теодориха с католической церковью Однако

5. Процесс и казнь сенаторов Боэтия и Симмаха. — Папа Иоанн принимает на себя посольство в Византию и умирает в Равенне. — Теодорих приказывает избрать папой Феликса IV. — Смерть короля в 526 г. — Легенды о ней

5. Процесс и казнь сенаторов Боэтия и Симмаха. — Папа Иоанн принимает на себя посольство в Византию и умирает в Равенне. — Теодорих приказывает избрать папой Феликса IV. — Смерть короля в 526 г. — Легенды о ней Вскоре последовало трагическое падение двух знаменитых

1. Велизарий в Равенне. — Нечестный поступок его с готами. — Тотила провозглашается королем в 541 г. — Его быстрые успехи. — Поход его на юг. — Он овладевает Неаполем. — Письмо к римлянам. — Он идет на Рим. — Он овладевает Тибуром. — Вторая осада Рима готами летом 545 г. — Велизарий возвращается в И

1. Велизарий в Равенне. — Нечестный поступок его с готами. — Тотила провозглашается королем в 541 г. — Его быстрые успехи. — Поход его на юг. — Он овладевает Неаполем. — Письмо к римлянам. — Он идет на Рим. — Он овладевает Тибуром. — Вторая осада Рима готами летом 545 г. —

3. Сисинний, папа, 707 г. — Константин, папа, 708 г. — Равенна подвергается наказанию. — Папа едет на Восток. — Казни в Риме. — Возмущение в Равенне под предводительством Петра. — Первый союз итальянских городов. — Филиппик Вардан, император, 711 г. — Римляне не признают его. — Герцогство и герцог Р

3. Сисинний, папа, 707 г. — Константин, папа, 708 г. — Равенна подвергается наказанию. — Папа едет на Восток. — Казни в Риме. — Возмущение в Равенне под предводительством Петра. — Первый союз итальянских городов. — Филиппик Вардан, император, 711 г. — Римляне не признают его. —

1. Трудное положение Иоанна VIII по отношению к Ламберту и к императору. — Папа еще раз утверждает Карла Лысого в сане императора. — Соборы 877 г. в Риме и в Равенне. — Декреты Иоанна о патримониях. — Папское камеральное имущество. — Бесплодные попытки поставить предел феодальному устройству. — Смер

1. Трудное положение Иоанна VIII по отношению к Ламберту и к императору. — Папа еще раз утверждает Карла Лысого в сане императора. — Соборы 877 г. в Риме и в Равенне. — Декреты Иоанна о патримониях. — Папское камеральное имущество. — Бесплодные попытки поставить предел

4. Паломничество Оттона III в Кампанью. — Смерть Григория V в феврале 999 г. — Св. Ромуальд в Равенне. — Герберт — папа Сильвестр II. — Фантастические идеи Оттона III о восстановлении Римской империи. — Установление византийского церемониала. — Церемониальная книга двора Оттона III. — Патриций

4. Паломничество Оттона III в Кампанью. — Смерть Григория V в феврале 999 г. — Св. Ромуальд в Равенне. — Герберт — папа Сильвестр II. — Фантастические идеи Оттона III о восстановлении Римской империи. — Установление византийского церемониала. — Церемониальная книга двора

Церковь

Церковь После обретения в 1448 году автокефалии (самостоятельности) от Константинопольского патриархата во главе Русской церкви стоял митрополит, резиденция которого располагалась в Москве. Ему подчинялось девять православных епархий — Новгородская, Вологодская,

Церковь

Церковь Задачей всех лиц духовного звания было служение Богу, однако имелось одно весьма важное различие между духовенством, жившим в миру, — священниками, которые служили в светском обществе (но соблюдали безбрачие), и духовенством, которое жило в монастырях. Священники

Духовный кризис Леонардо Витале

Духовный кризис Леонардо Витале История сицилийской мафии состоит не только из политических кампаний, коммерческих предприятий и войн. Десятилетие 1970-х стало сценой, на которой разыгрались две трагедии (о них речь пойдет ниже); в этих трагедиях, как в зеркале, отразилась

2. Церковь

2. Церковь Вполне естественно и очевидно, что положение церкви на Западе осталось таким же, каким было и до падения Западной Римской империи. Церковь является поразительным примером преемственности римских порядков и традиций, которые называют романизмом. Вера церкви в

Духовный кризис Леонардо Витале

Духовный кризис Леонардо Витале История сицилийской мафии состоит не только из политических кампаний, коммерческих предприятий и войн. Десятилетие 1970-х стало сценой, на которой разыгрались две трагедии (о них речь пойдет ниже); в этих трагедиях, как в зеркале, отразилась

VII. Церковь

VII. Церковь Политика правительства по отношению к церкви. – Влияние немцев. – Дело Феофилакта Лопатинского. – Попытки иноверцев. – Отступничество. – Раскол. – Рационально-мистические секты. – Суеверия. – Меры к образованию духовенства. – Монастыри. – Управление

Немногие знают, что Рим на закате Римской Империи перестал быть центром страны. В V веке западной частью империи управляли варвары, один из них, вождь остготов Теодорих, перенес столицу севернее в город Равенну. Здесь же, в середине VI века появился храм, ставший одним из первых в королевстве, самым большим и важным и при этом это шедевр мировой архитектуры, дошедший до наших дней.


Храмы, постройки первой половины VI века и раньше, нам практически неизвестны. Большинство из них были разрушены и перестроены, а базилика Сан-Витале простояла уже почти 1.5 тысячи лет. А началось все в 527 году, когда вернувшийся из поездки в Византию местный епископ Экклезий заложил в Равенне новый храм, посвященный мученику Виталию Миланскому. Деньги на строительство дал византийский ростовщик Юлиан Аргентарий. К 548 году все работы были завершены.



Схема здания

Храм построен по образцу византийского мартирия и украшен лучшими византийскими мозаиками. И это не случайно, дело в том, что в период строительства базилики территорию Италии временно подчинил себе византийский император Юстиниан. В столице Равенне были построены сразу несколько византийских церквей и других религиозных объектов, которых больше не найти во всей Италии. А на одной из мозаик Сан-Витале изображен и он сам, а также его царица Феодора




Главный портал

Уже в Средние века с юго-востока к церкви были пристроены две колокольни



Колокольня базилики


Заходя внутрь храма, мы попадаем в центр ротонды


Изначально стены и колонны ротонды не были никак украшены (не считая капителий)


И только в 1780 году пустые стены этой части храма украсили в стиле барокко


Пустым до XVIII века был и 15 метровый купол ротонды



Купол ротонды

Но самое ценное и интересное в храме - это алтарная апсида, она-то и содержит тот самый образец византийского изобразительного искусства





В конке (своде) апсиды восседает на небесной сфере Иисус Христос в виде юноши. В левой руке у него свиток за 7-ю печатями, в правой - мученический венец. Из-под Христа вытекают четыре реки Эдема. По обе стороны от него стоят ангелы, которые подводят к нему Святого Виталия - покровителя храма и епископа Екклезия с макетом построенного им храма Сан-Витале. В верхней части, так называемой "Триумфальной арке" видны семь пар рогов, символизирующих изобилие, а чуть выше два парящих ангела несут медальон с крестом, по бокам от них изображены Иерусалим и Вифлеем. В нижней части апсиды по обе стороны видны мозаики, изображающие императорскую семью. Справа император Юстиниан I со свитой, а справа императрица Феодора. Обе делегация подносят храму символические дары - литургические сосуды- потир и патена. Вместе с императором историки обнаружили возможные фигуры полководца Велисария (его жена и дочь сопровождают процессию царицы) и того самого ростовщика-банкира, который пожертвовал деньги на строительство храма




Христоматийный образ Юстиниана

Оба изображения имеют портретные сходства, а значит, доносят до нас настоящий облик императора и его супруги



Императрица, подол ее платья украшен сценой поклонения волхвов



Синтрон в алтаре храма

Стены апсиды украшены не менее богато. С левой стороны изображены сцены из жизни Авраама, в том числе "Жертвоприношение Авраама". На главном изображение слева три гостя сидят за столом, а Авраам несёт им телятину, за этим наблюдает его жена Сара. Справа Авраам заносит меч над своим сыном Исааком, но божественное вмешательство останавливает убийство. По бокам от главных сцен пророк Иеремия и Моисей со скрижалями Завета


С другой стороны изображено жертвоприношение Авеля и Мельхиседека. По бокам жизнеописания Моисея и изображение пророка Исаии


В арке над входом изображены 15 медальонов, в центре Христос, а по бокам от него 12 апостолов и святые Гервасий и Протасий - сыновья мученика Виталия.

В центре сводов апсиды медальон с изображением божественного агнца, поддерживаемого четырьмя ангелами. Вокруг них изображен рай.



Своды апсиды

Пол базилики также мозаичный


Внутри храма также установлено несколько саркофагов, относящихся ко времени постройки храма

Территория вокруг базилики также достаточно интересна, так как сюда вынесены некоторые предметы из расположенного рядом Национального музея Равенны


Но главное, что нас интересует во дворе базилики Сан-Витале и без чего мой рассказ о храме не был бы полным - это Мавзолей Галлы Плацидии. Эта постройка старше церкви на 100 лет и именно здесь находятся самые старые мозаики Равенны.



Мавзолей

Вероятнее всего, это здание, построенное в форме креста, было молельней(капеллой) Галлы Плацидии, дочери Феодосия Великого и правительницы Западной Римской империи.


Внутри есть три саркофага, приписываемые самой Галле, ее сыну Валентиниану и ее второму мужу Констанцию III. Однако подтверждений тому, что сама Галла Плацидия была здесь похоронена - нет. Возможно, и сами саркофаги появились здесь позже.

Справа установлен саркофаг VI века с изображение Христа в виде агнца. По бокам изображение креста с раковиной - символ загробной жизни. Внутри были обнаружены два скелета - мужской и женский


Возможный саркофаг самой Галлы не содержит никакой христианской символики, что говорит о том, что это более ранний языческий саркофаг. В нем находилось тело, зафиксированное сидящим на кипарисовом троне. В XVI веке местная детвора случайно его сожгла.


Саркофаг Констанция с изображение агнца Христа и двух агнцев апостолов. Датируется V веком, внутри найдены два черепа.


Своды мавзолея также очень богато и искусно украшены. Небольшие окна-бойницы закрыты алебастровыми ставнями - подарок итальянского короля Виктора Эммануила III в 1908 году. Однако сами мозаики уже не византийские, а более ранние



Великомученик Лаврентий, которому, очевидно, и посвящена капелла, идет на смерть к решетке, на которой он будет зажарен. Над ним изображен райский сад

В верхних люнетах в белых сенаторских тогах изображены апостолы. Считается, что из-за того, что в мавзолее 4 стороны и каждая разделена окном, то изображение всех 12 апостолов нарушило бы симметрию, а поэтому мастер изобразил только 8 апостолов, среди которых точно есть апостолы Петр и Павел, а остальные лишены индивидуальности



Апостол Павел и Петр



Чаша с водой из которой пьют голуби - это символическое изображение души человека, которая пьет из источника жизни




Мозаика - Христос-Добрый пастырь. Считается заупокойной, что лишний раз наводит на мысль о том, что капелла действительно могла быть мавзолеем

Последние два изображения в мавзолее - это олени, пьющие из источника - символическое изображение христиан



Западное изображение



Восточное изображение



Вид на рядом стоящую базилику Сан-Витале. Время года - январь

Читайте также: