С чего начать доклад на конференции

Обновлено: 04.07.2024

Эта статья открывает серию статей — если окажется, что Хабраколлеги сочтут ее интересной, ибо первое правило публичных выступлений гласит: рассказывай людям о том, что им интересно!

Если вы раньше не выступали на публике или боитесь это делать — вам под кат. Если вы считаете себя опытным докладчиком, для вас будет вторая статья серии.

Историческая справка: на Хабре по этой теме уже было небольшое обсуждение год назад.


Самая маленькая группа людей, перед которыми мне приходилось выступать — три человека (переговоры один на один не считаю), самая большая — человек 800 в зале конференции Sun Tech Days в Хайдерабаде, в Индии.

Этот текст — не свод обязательных правил, это изложение моего личного опыта. То, что сработало у меня, может сработать и у вас, то, что не сработало — тоже может. Я не даю универсальных советов, я расскажу, как я сам делаю так, чтобы аудитории было интересно.

Я выступал в основном перед сисадминами, разработчиками, техническими специалистами и студентами технических вузов, а также на научных конференциях. Стало быть, для похожих ситуаций мой опыт применим. Если вы едете с докладом на конференцию юристов или продавцов косметики — применяйте мои советы с осторожностью.

Подготовка

Второе правило: знай интересы своих слушателей до того, как готовить доклад.

Доклад должен быть хорошо подготовлен. Идеально, если вы рассказываете людям о том, что хорошо знаете. А если вы вчера купили текст дипломной работы, а завтра вам ее надо доложить перед залом злых преподов? А надо ехать к клиенту рассказывать, как использовать админку нового сайта, а вы эту CMS видите второй раз в жизни?

Единственный выход, если тему в целом вы знаете слабо — изучить интересы слушателей и рассказывать о том, что им в этой теме важнее. Например, если вы боитесь рассказывать о новой версии Solaris, потому что не знаете, что в ней есть нового, а выступать надо перед сисадминами, можно сосредоточиться на том, что важно именно им — например, на средствах администрирования, или том, куда в новой версии перенесены настройки, по сравнению со старой версией.

Третье правило: готовь хорошие слайды

Делать доклад со слайдами необязательно, однако большинство слушателей сейчас ждут, что докладчик будет стоять рядом с проектором, и можно будет смотреть не только на его выскоий лоб и хороший костюм, но и на иллюстрации к докладу. Для слушателей докладчицы в мини-юбке слайды играют еще и отвлекающую роль: нечего все время защиты диплома пялиться на чужие коленки.

  • на слайдах — то, что помогает людям понять суть дела. Доклад — не комикс, иметь по слайду на каждую фразу — это перебор
  • слайды хорошо читаются с любого ряда в зале. Шрифт меньше 30-го мало кто увидит
  • стандартный слайд — это 5-7 строк текста, не более. Лучше — пять: заголовок, мысль и три подмысли
  • на каждом слайде желателен хорошо видимый графический элемент: схема, фотография, рисунок. Слайд с текстом без графики выглядит как подсказка докладчику.

Исключение — слайды с кодом на конференциях разработчиков: иногда код просто необходимо показать, и в коде надо цветом выделить главное. Однако код все равно должен читаться издалека: удаляйте любой код, не имеющий прямого отношения к делу, и пишите оставшийся 30-м кеглем.

Время доклада

Обычно докладчик не волен выбирать, как долго ему говорить. Защита диплома — 15-20 минут, диссертация — 20-30, а самый удобный формат на конференциях — 20 минут. Хороший докладчик всегда укладывается в отведенное время: этим он покажет, что уважает и организаторов, и слушателей, и других докладчиков.

Для ориентировки: один полный лист А4, напечатанный 12-м кеглем — примерно 5-7 минут доклада (если вы говорите без пауз). Один слайд — не меньше минуты (если у вас есть слайд, который вы показываете пять секунд, уберите его, все равно его никто целиком не изучит).

Репетиция доклада

Проверка оборудования перед докладом

На любой приличной конференции докладчиков просят заранее (в день доклада или даже в предыдущий день) проверить, что их флэшка, ноутбук и прочее нужное им оборудование совместимо с тем оборудованием, которое предоставляют организаторы конференции. В случае защиты диплома это будет банальной проверкой того, что кафедральный проектор нормально подключается к вашему ноутбуку и показывает картинку в том разрешении, которое вам нужно.

Обязательно проверьте, что все программы, которые вы будете использовать во время доклада (xterm, exceed, Adobe Reader, OpenOffice Impress и т.п.) показывают то, что вам надо, в нужном разрешении и без сдвигов на экране. Даже опытные докладчики попадают впросак, когда самая интересная часть окна оказывается за пределами экрана.

Убедитесь, что компьютер, на котором вы собираетесь показывать слайды, читает то, на чем они у вас записаны.

Эти правила кажутся очевидными, но десятки людей (и я сам) регулярно чувствовали себя неудобно перед слушателями из-за таких мелочей.

Начало доклада

Четвертое правило: вовлекай слушателей в общение.

Что делать, если интересы людей в зале неизвестны? Первое: постарайтесь выяснить, кто должен прийти, у тех, кто организует ваше выступление или конференцию в целом. Второе: в начале доклада спросите пришедших, что им интересно.

Спрашивать присутствующих на защите диплома, что им интересно из вашей работы — нагловато. Там принято рассказывать то, что посоветовал руководитель. Однако на встрече коллег или перед клиентами это вполне естественно: например, на курсах по UNIX, которые я веду с 1993 года, перед началом курса я всегда спрашиваю каждого слушателя, что лично он (или она, что — увы — бывает реже) ожидает от курса, и как собирается применять полученные знания.

Что бы ни ответили слушатели, незачем менять курс или доклад кардинально, но учесть интересы и рассказать об одной теме больше, чем о другой, если этого просят — хороший тон. Это — необязательно, и делать так надо, только если вы знаете об обсуждаемой теме заведомо больше, чем собираетесь рассказать. В противном случае — держитесь выбранной линии в докладе и избегайте незапланированных отступлений.

В крайнем случае, возьмите у слушателя e-mail и пообещайте ответить, как только узнаете ответ на вопрос. Знать все докладчик не обязан, а проявить доброжелательность и желание помочь — полезно.

Поза докладчика

  • стойте в открытой позе, избегайте скрещивания рук на груди, животе и гениталиях;
  • непринужденно перемещайтесь по тому пространству, которое вам выделено перед слушателями (сцена, часть зала); избегайте неподвижности;
  • глядите в зал, лучше всего — выберите в зале симпатичного вам человека и смотрите на него, так, как будто вы рассказываете ваш доклад ему лично; лучше выбрать нескольких таких человек, и периодически переводить взгляд с одного на другого; избегайте постоянного взгляда вбок, в пол, в потолок. Задумались, посмотрели в окно или в сторону? Это нормально, но контакт с залом глазами терять незачем: возвращайте взгляд в зал;
  • никогда, вы слышите — ни-ког-да — не читайте слайды. Я сам иногда совершал эту ошибку, ибо если слайды сделаны хорошо, всегда есть искушение подглядеть, что говорить дальше. Слайд — не суфлер, это иллюстрация к тому, что вы рассказываете. Читать слайды — моветон. Старайтесь рассказывать доклад по памяти. Вы же не будете рассказывать подруге о дружеской попойке, подглядывая в блокнот? Вот и доклад должен литься из вас сам, без запинок и подглядываний. Поверьте: докладчик, читающий слайды, из зала выглядит жалко и вызывает в лучшем случае сочувствие, а в худшем — отвращение;
  • жестикулируйте — в России умеренную жестикуляцию зал одобрит. Я, разумеется, имею в виду приличные жесты. Впрочем, если желаете рискнуть стать героем youtube на час, можете на многолюдной конференции показать что-нибудь неприличное. Скандал запомнят многие, ваше имя — без гарантии. Многие помнят, как звали телеведущую, случайно поднявшую средний палец при произнесении фамилии президента США? Нет, а факт запомнился.

Собственно доклад

Пятое правило: говори коротко, приводи конкретные примеры из жизни

В докладе должно быть место для легкой импровизации или шутки. Если вы знаете, что за аудитория будет вас слушать — постарайтесь заготовить близкие им примеры. Например, выступая перед работниками офиса продаж стройматериалов, можно смело шутить на тему вчерашнего похмелья. Для священнослужителей и студенток филфака, наверное, подойдут другие шутки.

Эмоциональность — это не истерика, эмоции должны быть приправой к содержанию доклада. Определенно, в докладе должно быть что-то, что вам нравится: рассказывать о предмете, который вам противен, надо только тем, у кого вы хотите вызвать неприязнь к предмету (или к вам, если вы ненавидите котиков, младенцев, юных девушек или что-нибудь еще всеми любимое).

Вопросы в ходе доклада

Седьмое правило: докладчик — хозяин своего времени

Чтобы не выйти за пределы регламента, обязательно попросите кого-нибудь из организаторов следить за временем и подать вам сигнал за десять и за пять минут до конца. На многих конференциях для этой цели перед докладчиком спиной к залу ставят таймер, который показывает, сколько осталось времени до конца доклада. На худой конец сойдет смартфон или часы, положенные перед собой, но так, чтобы их было заметно оттуда, где вы прохаживаетесь во время доклада.

Можно и проще: если иногда вы смотрите на часы, чтобы проверить, не заговорились ли, никто не обидится, хотя могут подумать, что вы опаздываете на поезд.

Хороший тон — оставить в конце доклада минут пять для вопросов; если вы рассказывали что-то интересное аудитории, и дело происходит не в Китае, вам обязательно зададут вопросы. В Китае и некоторых других странах Азии публично задавать вопросы не принято, и вы можете сообщить залу, что после доклада вы будете пить чай в кафе за углом, и если кто-то хочет уточнить что-нибудь, вы будете рады это сделать за чашкой чая.

Главное — во всем соблюдать меру. Если вы вышли в испачканном костюме и пришлось отряхиваться на сцене, не надо весь доклад нервно снимать пылинки с пиджака; если посадили пятно на галстук перед выступлением и его некогда оттирать — ведите себя так, как будто пятна нет. Иронизировать над собой весь доклад по этому поводу категорически незачем — в конце концов, если доклад интересный, все смотрят вам в рот или в глаза, а не на галстук.

Завершение доклада

Хороший тон — привести на предпоследнем слайде источники вашего вдохновения (список литературы) и/или те книги и сайты, которые вы советуете слушателям почитать, а на последнем — способ связаться с вами (вдруг кому-то через год понадобится уточнить, как называлась та книга, которую вы вскользь упомянули на третьем с конца слайде). Оставлять свой мобильный телефон не надо — достаточно e-mail.

Важная деталь

Доклад нельзя читать по бумажке. Если вы хотите произвести впечатление энергичного и успешного докладчика — читайте доклад по памяти. Заглянуть в шпаргалку два-три раза за полчаса — не грех, читать весь доклад по бумажке — беда! Шпаргалка должна выглядеть достойно (пачка из двух листов А4 в руке, я считаю, выглядит нейтрально, а зажатый в кулачок обрывок бумажки — подозрительно).

А теперь, терпеливый читатель, ты можешь проголосовать за статью — и тем самым намекнуть автору, надо ли ему готовить следующие статьи — про то, как выкручиваться из сложных ситуаций во время докладов, про то, как делать слайды, и про то, как правильно составлять резюме и cover letter, если хочется работать в западной компании.

UPD: спасибо golodnyj за замечание по размеру шрифта на слайдах: корректный минимальный размер, который нормально виден в зале — не 14, как я вначале написал, а 30. В моих презентациях бывало до 24, но в таких случаях я сам себя не любил за это. Лучше придерживаться 30-го кегля.

Вот еще некоторые штампы для вступлений:

  • Как вам меня слышно?
  • Давайте узнаем, кто сегодня в зале. Поднимите руку те, кто…
  • Я редко выступаю, поэтому волнуюсь. Похлопайте мне, чтобы не было страшно.
  • Обычно то, что я буду рассказывать вам сейчас, я говорю на трехдневном тренинге. Сегодня у нас только 30 минут, поэтому не будем терять времени.

Все эти приемы нейтральны сами по себе, но из-за частых повторов превратились в информационный шум. Аудитория пропускает их мимо ушей, а вы теряете важные минуты первого впечатления.

Прием, когда речь начинается с главной мысли выступления, редко встречается в России. Попробуйте вместо приветствия сразу начать с сути — емкого утверждения, которое вы дальше раскроете.

Брайан Стивенсон привлек 1,3 млн долларов за одну речь на TED. То же выступление стало рекордсменом по длительности аплодисментов. Тема Стивенсона сложная — недостатки судебной американской системы и дискриминация.

Особенность этого выступления в том, что четверть выступления спикер потратил на установление контакта с аудиторией. Первые пять минут Брайан рассказывал личную историю про свою бабушку, которая видела в каждом внуке индивидуальность. История вызвала интерес и доверие — только после этого спикер начал говорить о несправедливости суда в США.

История необязательно должна быть личной. Начните с кейса, рабочей ситуации. Так Марк Робер в начале выступления рассказывает о результатах A/B теста, когда он попросил своих подписчиков сыграть в простую игру и запрограммировать движение машинки. По факту игры было две: в одной ты после неудачной попытки просто пробуешь снова, а в другой — в случае проигрыша снижались баллы.

Обратите внимание: Робер не стал показывать экспертность и рассказывать про А/В тест, который он раскатал на репрезентативной выборке. Спикер адаптировал контент под аудиторию неспециалистов.

Суть приема в том, чтобы разбить рамку, которую задали предыдущие спикеры. Если это деловая конференция и все обычно начинают с официальных приветствий, расскажите что-то личное. Если все начинают с рассказа, покажите видео. Рисуйте на доске, если до этого спикеры иллюстрировали речь слайдами. Спуститесь в зал, поменяйте локацию на сцене, говорите без микрофона. Отстройка может быть и по содержанию, и по подаче.

Обычно когда речь об идет о цитате, вспоминаются школьные травмы. Но источником цитирования может быть не только Аристотель или Сократ. Возьмите высказывание Дудя, Варламова, Лебедева. Процитируйте известного в вашей сфере специалиста или участника вашей команды, если это локальная встреча.

По-честному, этот прием встречается настолько редко, что даже хорошего примера мы не нашли. Поэтому рекомендуем брать в работу как можно скорее. А если попалось видео, где спикер все-таки начинает с цитаты, поделитесь в комментариях.

Формат задания тоже может показаться буллшитным — сразу представляется, что вы просите слушателей встать и начать обмениваться визитками или объятиями. На деле задание бывает мягким и не требующим активного действия от слушателей. Например, показать картинку и попросить предположить, что это. Или предложить выбор между двумя вариантами.

Чемпион по запоминанию Джошуа Фор начал свое выступление с простого задания: закрыть глаза и представлять все то, что он говорит. Фор предлагал неожиданные и абсурдные картинки: например, танцующую на вашем журнальном столике Бритни Спирс. В середине выступления спикер вернулся к этому упражнению — странные образы зрители помнили так же ярко спустя 15 минут.

Как начать публичное выступление - фото

Правильное начало публичного выступления — 50% успеха всего выступления. Прежде чем узнать, как начать выступление на конференции, подготовить приветствие, пример плана, нужно учесть самое важное — время. Максимум 6 секунд отведено, чтобы произвести первое впечатление, а у слушателя — сформировать отношение к оратору. Аудитория сканирует через невербальные сигналы голоса и тела, что и как вы рассказываете. 20% времени выступления опытные спикеры отводят вступительной части.

Начало выступления — как трейлер фильма — короткий, цепляющий, набор броских тезисов. Задача — быстро зацепить зал. Какой смысл выступать без должного внимания аудитории?

Содержание

Приветствие на публичном выступлении: как не вызвать зевоту

Приветствие на публичном выступлении - как не вызвать зевоту

Большинство людей сковывает страх, напряжение от внимания группы людей, возникает стойкое желание бежать. Даже профессиональные спикеры испытывают сложности — переживают, как начать публичное выступление, быстрее включиться в продуктивное состояние. Владимир Герасичев — глава компании Business Relations, эксперт сферы бизнес-образования — признаётся, что не любит первые минуты выступления, нужно разогреться, войти в поток. Кстати, отличный приём: признайтесь публике честно, что чувствуете. Но делают это грамотно действительно опытные спикеры.

Как лучше не начинать выступление:

16 приемов как начать публичное выступление и удержать внимание

Эффектные приемы как начать публичное выступление - фото

Фишки для установления контакта с аудиторией

Как установить контакт с аудиторией на публичном выступлении - фото

Сделать ссылку на предыдущего спикера

Если предыдущий оратор выступил мощно, бодро, ему стоя аплодировали, ваше волнение усиливается. Хочется удержать планку, напряжение внутри растёт. Что делать? Присоединиться к успеху коллеги:

  • Встаньте в то же место.
  • Начните, продолжая его последнюю фразу.
  • Согласитесь с его ключевыми тезисами.
  • Плавно переводите в свою тему, передвигаясь по сцене.

Обратиться к общему опыту слушателей

Попросить аудиторию пересесть ближе

Начать с паузы

Зачем это нужно? Представьте: вы сидите в зале. Сцена пуста. Все ждут спикера. В зале, человек 300 и легкий гул: кто-то разговаривает с соседом, кто-то говорит по телефону, кто-то хохочет в голос. Как начинать публичное выступление на конференции или на любом другом мероприятии в такой ситуации?

Приветствие на публичном выступлении — один из ключевых элементов, начинается выстраивание связи с аудиторией. Как создать эту связь? Важно, чтобы аудитория приняла вашу сторону. Начните с того, что объединяет вас и ваших слушателей. Вы бывали в этом городе или жили, у вас есть дети, вам знакома проблема людей находящихся в зале? Без этого нет смысла выступать дальше. Когда вы расположите людей к себе, к вашим возможным ошибкам они не будут относиться так критично.

Кстати, это важно. Дайте себе право на ошибку, вы живой человек. Удивительным образом такой настрой даст ощущение свободы, и вы с меньшей вероятностью совершите ошибку.

Алгоритм уверенного начала публичной коммуникации

Алгоритм уверенного начала публичного выступления - картинка

Заключение

Как подготовиться к выступлению на научной конференции

Научная конференция вовсе не должна быть смертельно скучным чтением лекции, под которое слышен храп из разных уголков зала. Если хотите не просто высказаться, но и сделать это так, чтобы вас было интересно слушать, читайте наш телеграм-канал. А если хотите получить выгоду от обучения, вступайте в группу.

Сегодня тема нашего разговора – подготовка выступления на научной конференции.

Особенности проведения любой конференции

Конференция – это мероприятие, цель которого познакомить научный мир с ценными и интересными идеями. И от качества презентации этих идей будет зависеть, насколько много людей услышат и заинтересуются вашей темой.

Вот почему так важна серьезная подготовка к конференции. Но для этого нужно знать, в каком порядке она проходит и чего ожидать от события:

  1. Каждый участник научной конференции за некоторое время до ее начала должен зарегистрироваться. Это нужно, чтобы организаторы могли спланировать выступления и сгруппировать темы по направлениям, составить программу для посетителей, а затем – раздать участникам номер очередности их выступления.
  2. Каждая конференция имеет свою цель и тему, о которых в начале рассказывает организатор, меценат или спонсор. Это называется торжественной частью.
  3. Приглашенных рассаживают по заранее распланированным местам – тематическим секциям. Начинаются выступления, которые все слушают, а потом потихоньку вникают и принимают участие в обсуждениях.
  4. После всех выступлений следует фуршет – здесь особо разгоряченные смогут охладить свой пыл, выступающие – перевести дух, а все желающие – завести новые знакомства и пообщаться со старыми знакомыми.
  5. Иногда приезжим из других стран и городов предоставляют обзорную программу или другие развлекательные действия.
  6. Заключительный этап – публикация сборника научных трудов, представленных на конференции.

Подготовка доклада на конференцию: продумываем речь

Подготовку к выступлению на научной конференции стоит начать с продумывания речи:

  1. Анализ аудитории. Определив, кто перед вами, будет легче понять потребности и проблемы людей. С учетом этой информации можно составить отличную речь.
  2. Предварительное планирование. Начинать продумывать речь нужно задолго до того, как сядете за компьютер ее писать. Начните примерно за месяц, всегда держите рядом ручку и лист бумаги. Записывайте интересные речевые обороты и мысли, которые сможете потом использовать в выступлении. Основная задача – ответить на вопрос, как вы сможете решить проблемы аудитории.
  3. Выделение главной мысли. Психологи утверждают, что из одной речи люди запоминают до 7 мыслей. Но всё выступление должно быть построено на одной идее. Тщательно продумайте план подготовки к конференции: одна главная идея и несколько мыслей!
  4. Удовлетворение аудитории. Думайте не о том, что нужно сказать, а о том, что от вас хочет услышать зритель, как вы можете решить его проблемы своим выступлением. Главная ошибка выступающих – говорить о себе. Зрители не любят слушать о ком-то другом, они любят слушать о решении своих проблем.
  5. Призыв к действию. До начала речи вы должны понимать конечную цель: какого действия вы хотите от зрителей после окончания доклада?
  6. Правило одной минуты. Для одноминутной речи нужно потратить час подготовки. Если речь длится 15 минут, то потратить на нее придется не меньше 15 часов, включая и подготовку презентации.
  7. Поиск оптимальной стратегии. Не бывает универсальных докладчиков. То, что может отлично подходить одному, будет некомфортно другому. Нужно найти свой стиль: темп, жанр, визуальную составляющую и т.д. Делать презентации можно разными способами: майндмэп, стикеровая карта, планирование в уме, тезисы, презентация PowerPoint, речевое оформление. Найдите тот, в котором будет комфортно вам, пробуйте новые, экспериментируйте.
  8. Отклик. Если вы хорошо разбираетесь в теме доклада, считайте, у вас проблема: вы не можете мыслить объективно и посмотреть на проблему свежим взглядом со стороны. Активно просите аудиторию о помощи, пусть оставляют фидбек.

Основная идея выступления – повод для посетителей задуматься над проблемой задолго до проведения конференции. В итоге люди придут на выступление подготовленными, со своими мыслями и вопросами

Подготовка текста речи

Оптимальное время выступления – 10-15 минут, из которых 5 минут отдают на вопросы зрителей.

Скорость размеренного говорения – примерно 100 слов в минуту. Выходит, что вся речь должна уложиться в 2 листа печатного текста 12-м кеглем.


Вот примерное содержание любого реферата на конференцию:

  • определение научной проблемы, знакомство с целью и задачами исследования;
  • этапы и ход исследования (как доказали гипотезу, удалось ли решить проблему);
  • научная новизна и ценность, личный вклад оратора и итоги.

Помните: максимальная концентрация внимания слушателей – в самом начале доклада. Именно в эту часть постарайтесь вложить больше всего смысла.

Делайте предложения короткими и простыми, избегайте вводных конструкций. Это усложняет восприятие речи на слух и тратит драгоценное время.

Лучше всего – когда предложения максимально короткие и выглядят как тезисы: так аудитория запомнит больше мыслей.

Не забывайте давать расшифровку сложным терминам.

Идеальное выступление – на 1-2 минуты короче того времени, которое оратору отвели организаторы.

При подготовке нужно учесть все возможные факторы риска: волнение, технические неполадки и т.д. Сделав доклад чуть короче, вы будете спокойны, ведь у вас в запасе останутся драгоценные минуты.

В заключении еще раз напомните аудитории о главной проблеме. Упомяните личный вклад в решение вопроса.

Советы, как сделать выступление запоминающимся

Психологи советуют использовать в речи сильные чувства и эмоции: информация наряду с сильными эмоциональными потрясениями откладывается лучше всего.

Какая бы серьезная тема ни стояла, добавьте в ее обсуждение часть про личный опыт. Огромной популярностью сегодня пользуется формат сторителлинга – рассказ на жизненных примерах (его часто используют на конференциях TED). Если не получается привести пример из своей жизни, хотя бы в паре предложений опишите, как исследование можно использовать в жизни слушателей.

Подготовка презентации для конференции

70% людей лучше воспринимают визуальную информацию. Вот почему так важна презентация. Если хотите, чтобы вас слушали, следуйте советам специалистов:

  1. Слайды должны быть краткими, не перегруженными данными. Возьмите в пример Стива Джобса, у которого на 1 слайд – 1 мысль. На одном слайде используйте минимум слов (пусть вас вдохновит на это Твиттер). Информация на слайде должна резюмировать, а не повторять речь.
  2. Используйте разные способы предоставления информации: списки, картинки, диаграммы, таблицы, статистику и схемы.
  3. Продумайте использование цветов. Выберите 3-4 основных тона (нейтральных), которые хорошо сочетаются друг с другом. Если с цветовосприятием у вас не очень, используйте помощь специальных ресурсов. В качестве тона выбирают пастельные оттенки (бежевые, светло-голубые, светло-зеленые и пр.), для текста на них – контрастный цвет. Помните: глаз лучше воспринимает светлый фон с темным текстом, а не наоборот.
  4. Фотографии улучшают образность и наглядность. Старайтесь не использовать приевшиеся картинки из поисковика. Берите фото из бесплатных фотостоков (Pixabay, FreeStockImages, StockSnap).

Внешний вид

Для выступления на конференции придется тщательно продумать каждую деталь своего образа. Ведь это серьезное событие с серьезными людьми.

Одежда должна быть неброской и аккуратной. Рваные джинсы или шарф с яркими розами будут неуместно смотреться на таком событии. Более того, ненужные детали отвлекают от содержания доклада.

Проследите, чтобы обувь была чистой и ухоженной.

Как себя вести во время выступления на конференции

Даже при сильном волнении нужно стараться не дергаться. Выньте руки из карманов, примите открытые позы (не скрещивайте руки на груди), не грызите ногти, не стучите пальцами и ногами, не теребите одежду или другие предметы. Выход на сцену должен быть твердым и решительным.

Используйте паузы во время всего выступления. Они дают возможность передохнуть не только вам, но и публике: вы даете ей время переварить полученную информацию. Если публика начала что-то активно обсуждать, дайте ей время настроиться на дальнейшую речь.

Помните: все любят обаятельных и дружелюбных. Поэтому улыбайтесь и разговаривайте с аудиторией. Спину и голову держите прямо.

Не бойтесь использовать жестикуляцию – пусть руки помогают объяснять материал. Они должны быть раскрыты, ладони повернуты к зрителям.


Репетируйте перед зеркалом и ищите свои приемы. Посмотрите выступления известных личностей и почерпните у них полезные движения

Не читайте доклад с листа – это некрасиво. Рассказывайте по заранее подготовленному плану.

Обязательно проверьте несколько раз оборудование: и свое, и организации, на базе которой будете выступать. Скопируйте речь и презентацию на флешку. Мало ли что может случиться с компьютером. По возможности изучите сцену до выступления.

Экспресс-методы борьбы со страхом перед публичным выступлением

Если вы настолько боитесь публичных речей, что у вас выступает холодный пот, а колени подкашиваются, это еще не конец. Статистика говорит, что страх публики – второй на месте сразу после страха смерти.

У нас для вас несколько советов, которые помогут с ним бороться:

Как отвечать на вопросы аудитории

Да, и тут тоже есть свои хитрости.

  1. Постарайтесь взглянуть на свое выступление со стороны и увидеть места, где у аудитории могут возникнуть вопросы. Это поможет заранее подготовить ответы на них.
  2. Не перебивайте того, кто задает вопрос. Если не совсем понимаете или вопрос слишком обширный, уточните.
  3. Сразу после вопроса повторите его для аудитории. Часто с первого раза не удается разобрать, о чем спрашивал зритель.
  4. Не забудьте поблагодарить за вопрос. Это не только правила хорошего тона, но и предоставит вам несколько секунд для размышления над ответом или просто перевести дух.
  5. Во время ответа используйте аргументы, примеры других работ.

Если вдруг окажется, что вы не можете ответить на вопрос зрителя, не паникуйте. Вы не можете знать все на свете.

Поблагодарите за интересный вопрос и спросите его самого, что он думает на этот счет. Хитро спросить у аудитории, кто знает ответ и может поделиться с публикой. Самое главное – спрятать растерянность.

Это были основные советы по подготовке к конференции, самая важная задача которой – доставить вам удовольствие от процесса. А помощь с речью или докладом всего окажет студенческий сервис.

Читайте также: