Русский героический эпос доклад

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описываются подвиги, конфликт м/у Киевом и Полоцком,женитьба имеет гос.значение.

Различия м/у истор.песней и былиной: Б.смотрит на истор. факт с точки зрения поэтики.В Б. сконцентрирован поэтич. И филосовски осмысленный богатый историч. опыт народа. Рус. Былины большие по объему народные песни, повеств.эпич.х-ра.Содержание их возвышено и исполнено особого историч, полит. и нравств..значения.

Худ. Особенности: 1. Б. как и др. жанры не имеют авторского времени. Их время –это время действия и исполнения. Действие их отнесено к прошлому.Это условная эпоха р.прошлого.Для большей части Б. –это идеализированная эпоха князя Владимира Киевского(этот князь княжит вечно, вечно живут богатыри), для других – эпоха новгородской вольности. В какое бы время Б. не слагалась, она переносит свое действие в эпическое время. Б. воспроизводит мир социальных отношенийи историч. обстановку именно этого эпич. Времени. Время в Б. условно, но воспроизводилось оно как реальное, а не фантастическое(отл. от сказки)2.Все имена исторические и традиционные 3Все конфликты развиваются однонаправленно и однолинейно(на это указ время: “3 года Добрыня стольничал…9 лет плотничал…на 10-ый год погулять захотел. )Последовательность действия подчеркивается традиционной формой “втопоры”(в то время, в ту пору) Время течет то замедляясь(если есть действие), то ускоряясь(если ничего не происходит). Это происходит из-за принципа относительноси.4.Победа богатыря мгновенна. 5 Время в эпизодах, где действие быстро- прош; где действие долго –настоящее ( не “вывел”, а “выводил”, не “сказал”, а “говорил”) 6.Мотив оборотничества – сокральный мотив. Богатырь Вольга постоянно превращается в зверей, птиц, рыб-это высокая мудрость. Для Б.х-но отждествление мудрости и силы.7Эстетизация силы- сила –это дар природы. Она приобретается при контакте с землей или путем испития жидкости, символизирующе животворны силы. Богатырь- мифологич. воплощенная часть этих сил..

Однако даже богатырю трудно носить в себе эти силы. Эстетизация сил преобретает впоследствии нравственно-патриотическую ориентацию.Сила получает моральное оправдание

8 .Элементы сказочного сюжета –сущ-ют Б. , в которых действие развивается в соответствии с логикой сказки, но в сочетании со специфической трактовкой сюжета. (ех: “Добрыня Никитич и змей”- Б. начинается, как и сказки, с рассказа о материнском запрете. Д. Не слушает матушку. Идет во конюшню, седлает коня. Далее, Д. пренебрег словами матери – топтал змеенышей (неосторожное действие) и роковые последствия нарушения запрета(отл. От сказки-с сказках всегда нарушение запрета невольное, из-за любопытства героя). Сказочный конь- помощник Добрыни. В сказке Баба-яга советует как вести себя герою, здесь –мать советует. Также сказочные представления о змее Победил змея колпаком греческим (символ христьянства).

Идеи:1. Социальная направленность Б. Ратная служба –долг перед гос-ом.2. Защита рубежей родной землит от кочевников, печенегов ; защита рубежей Зап. Европы.( Б. о змееборцах).История вопр. о Добрыне –змееборце : 1.Мифологич. шк. в былине остаток др. солнечного мифа- солнце борется с тучами. Добрыня содействовал торжеству света над тьмой, лета над зимой.2. Миллер объяснял сходство Б. о Добрыне Никитиче с духовными стихами о Георгии и Федоре Тироне.Характер связи Б. с духовными стихами – приоритет церковно-религиозной легенды. 3. Пропп – змей-знамя нового христьянства. Отказался принять мысль о том, что сюжет Б. воспроизводит события крещения Руси. Добрыня Никитич -Первый по времени былинный богатырь, связь которого с исторической личностью с тем же именем не подвергается сомнению, — Добрыня. Об историческом Добрыне известно, что он был дядей князя Владимира I по матери: мать Владимира, ключница княгини Ольги Малуша, — сестра Добрыни (Владимир — побочный сын Святослава). Будучи старше Владимира, Добрыня был его наставником, затем сподвижником в военных походах и других делах государственного значения.Связь Добрыни Никитича с реальной действительностью конца X — начала XI в. не означает, что все былины о нем порождены историческими событиями того времени , позднее слагаемые., место

Добрыни среди других богатырей рус/ эпоса свидетельствует о том, что он был главным.Став героем эпическим, Добрыня живет по законам устного эпоса: он усваивает черты более древних богатырей, входит в произведения, ранее существовавшие и героем эпических песен, циклизовавшихся вокруг киевского князя. Былины:Первая поездка Ильи Муромца в Киев.Как из славнова города из Мурома, Из тово села Корочаева Как была-де поездка богатырская, Нарежался Илья Муромец Иванович Ко стольному городу ко Киеву Он тою дорогою прамоезжую, Котора залегла равно тридцать лет, Через те леса брынския, Через черны грязи смоленский, И залег ее, дорогу, Соловей-разбойник…(дальше знаете)))))

“Святогор и Микула Селянинович” .Поехал Святогор путем-дорогою широкою, и по пути встрелся ему прохожий. Припустил богатырь своего добра коня к тому прохожему, никак не может догнать его: поедет во всю рысь, прохожий идет впереди; ступою едет, прохожий идет впереди. Проговорит богатырь таковы слова:— Ай же ты, прохожий человек, приостановись не со множечко, не могу тебя догнать на добром коне.Приостановился прохожий, снимал с плеч сумочку и кладывал сумочку на сыру землю. Говорит Святогор-богатырь: — Что у тебя в сумочке? — А вот подыми с земли, так увидишь. Сошел Святогор с добра коня, захватил сумочку рукою, — не мог и пошевелить; стал здымать обеими руками, только дух под сумочку мог подпустить, а сам по колена в землю угряз. Говорит богатырь таковы слова: — Что это у тебя в сумочку накладено? Силы мне не занимать стать, а я и здынуть сумочку не могу. — В сумочке у меня тяга земная. — Да кто ж ты есть и как тебя именем зовут, звеличают как по изотчины? — Я есть Микулушка Селянинович.Святогор и сумочка переметная- едет Святогор на коне и думает: “Как бы я тяги нашел, Так я бы всю землю поднял!”Находит маленькую сумочку, а поднять не может. А как поднял: “И по колена Святогор в землю угряз, А по белу лицу не слезы, а кровь течет. Где Святогор угряз, тут и встать не мог. Тут ему было и кончение”Тяги-то он нашел,а бог его и попутал за похвальбу. “Святогор и Илья Муромец”.Илья Муромец не перенимает силу от Святогора.

Если мифы являются священными знаниями, то героический эпос народов мира – это важные и достоверные сведения о развитии народа, выраженные в виде поэтического искусства. И хотя эпос развивается из мифов, но он не всегда является таким же священным, потому что на пути перехода происходят изменения в содержании и структуре повествования. Примером тому служит героический эпос средневековья или былины Древней Руси, выражающие идеи социальной справедливости, славящие русских витязей, защищающих народ, и прославляющие выдающихся людей и связанные с ними великие события.

Героический эпос

Русский героический эпос воплощает идеалы мужественных и преданных своему роду богатырей, сражающихся с вражескими полчищами. К мифологическим источникам относятся более поздние былины, описывающие таких богатырей, как Волхв, Святогор и Дунай. Позднее появились три богатыря - знаменитые и любимые защитники Отечества.

Героический эпос средневековья

Это - Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович, которые представляют героический эпос Киевского периода развития Руси. Эти старины отражают историю образования самого города и княжения Владимира, к которому на службу богатыри и отправились. В отличие от них новгородские былины этого периода посвящены кузнецам и гуслярам, князьям и знатным земледельцам. Их герои влюбчивые. Они имеют изворотливый ум. Это - Садко, Микула, которые представляют светлый и солнечные мир. На его защите стоит на своей заставе Илья Муромец и ведёт свой дозор у высоких гор и тёмных лесов. Он борется со злыми силами ради добра на русской земле.

Героический эпос народов мира

Каждый былинный герой имеет свою черту характера. Если Илье Муромцу героический эпос придаёт огромную силу, подобную Святогору, то Добрыня Никитич, помимо силы и бесстрашия является незаурядным дипломатом, способным победить мудрого змея. Вот почему князь Владимир поручает ему дипломатические миссии. В отличие от них Алёша Попович хитёр и смекалист. Где ему силушки не хватает, там он хитрость в дело пускает. Конечно, эти образы героев являются обобщенными.

Героический эпос

Былины имеют тонкую ритмическую организацию, а их язык напевный и торжественный. В качестве художественных средств здесь присутствуют эпитеты, сравнения. Враги представлены безобразными, а русские герои – грандиозными и возвышенными.

Народные былины не имеют одного-единственного текста. Они передавались в устной форме, поэтому варьировались. Каждая былина имеет несколько вариантов, отражающих специфические сюжеты и мотивы местности. Но чудеса, персонажи и их перевоплощения в разных вариантах сохраняются. Фантастические элементы, оборотни, воскресшие герои передаются на основании исторического представления народа об окружающем мире. Однозначно, что все былины написаны во времена независимости и могущества Руси, поэтому эпоха старины имеет здесь условное время.

Актуальность темы: показать, чем представлен героический эпос времен Киевской Руси, каковы его особенности, а также ознакомить с наиболее известными произведениями героического эпоса Киевской Руси.
Огромное значение в Киевской культуре Х-ХII вв. принадлежит фольклору. Песни, былины, пословицы, плачи-притчи (на похоронах и свадьбах), которые долго жили в памяти народа, передавались из поколения в поколение, а с появление письменности, стали записываться. Особо следует отметить героический былинный эпос, в котором народ воспевает своих защитников, в образе добрых, сильных и бескорыстно любящих Родину богатырей. Героический эпос выражает общенародные интересы, играет чрезвычайно важную роль в формировании национального сознания каждого народа.

Работа содержит 1 файл

Русский героический эпос.doc

Русский героический эпос. Былины

Актуальность темы: показать, чем представлен героический эпос времен Киевской Руси, каковы его особенности, а также ознакомить с наиболее известными произведениями героического эпоса Киевской Руси.

Огромное значение в Киевской культуре Х-ХII вв. принадлежит фольклору. Песни, былины, пословицы, плачи-притчи (на похоронах и свадьбах), которые долго жили в памяти народа, передавались из поколения в поколение, а с появление письменности, стали записываться. Особо следует отметить героический былинный эпос, в котором народ воспевает своих защитников, в образе добрых, сильных и бескорыстно любящих Родину богатырей. Героический эпос выражает общенародные интересы, играет чрезвычайно важную роль в формировании национального сознания каждого народа.

Этот эпос имеет несколько циклов.

1. цикл богатырских былин посвящен пахарю Микуле Селяниновичу в дружине Олега Святославича с варягами.

2. цикл богатырских былин посвящен князю Владимиру Красное Солнышко много делавшему для обороны от кочевников. Главными героями были Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

3. цикл воспевал борьбу Владимира Мономаха с половецкими ханами.

Время сложения былин определяется по-разному. Одни ученые считают, что это ранний жанр, сложившийся еще во времена Киевской Руси (X–XI века), другие – жанр поздний, возникший в средние века, во время создания и укрепления Московского централизованного государства. Наибольшего расцвета жанр былин достиг в XVII–XVIII веках, а к XX веку он приходит в забвение.

Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Они раскрывают общественные нравственно-эстетические идеалы, отражая историческую действительность в образах. В былинах жизненная основа соединена с вымыслом. Они обладают торжественно-патетическим тоном, их стиль соответствует назначению прославить необыкновенных людей и величественные события истории.

Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Под циклизацией понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом.

В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.

Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла – бытовые, новеллистические. Героями этих былин были купцы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович).

В былинах совершаются сказочные чудеса: перевоплощение персонажей, оживление мертвых, оборотничество. В них присутствуют мифологические образы врагов и фантастические элементы, но фантастика иная, чем в сказке. Она основана на народно-исторических представлениях. Известный фольклорист XIX века А.Ф. Гильфердинг писал:

В былинах много фантастики, вымысла. Но вымысел является поэтической правдой. В былинах отразились исторические условия жизни славянского народа: завоевательные походы печенегов и половцев на Русь, разорение селений, полон женщин и детей, разграбление богатств. Позднее, в XIII–XIV веках, Русь находилась под игом монголо-татар, что тоже отражено в былинах. В годы народных испытаний они вселяли любовь к родной земле. Не случайно былина – это героическая народная песня о подвиге защитников Русской земли.

Однако былины рисуют не только героические подвиги богатырей, вражеские нашествия, битвы, но и повседневную человеческую жизнь в ее социально-бытовых проявлениях и исторических условиях. Это находит отражение в цикле новгородских былин. В них богатыри заметно отличаются от былинных героев русского эпоса. Былины про Садко и Василия Буслаева включают не просто новые оригинальные темы и сюжеты, но и новые эпические образы, новые типы героев, которые не знают другие былинные циклы. Новгородские богатыри, в отличие от богатырей героического цикла, не совершают ратных подвигов. Объясняется это тем, что Новгород избежал ордынского нашествия, полчища Батыя не дошли до города. Однако новгородцы могли не только бунтовать (В. Буслаев) и играть на гуслях (Садко), но и сражаться и одерживать блистательные победы над завоевателями с Запада.

Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее – на третий слог от конца.

Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.

Былина обычно начинается с зачина, определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция, в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста.

Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создается путем раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.

В основной повествовательной части былины широко применяются приемы параллелизма, ступенчатого сужения образов, антитезы.

Именно та важная роль, какую стали играть былины в национально-освободительной борьбе, возрождении русского государства после иноземного ига, и обеспечила им такую долгую жизнь в устной традиции – они пережили воспетую ими Киевскую Русь на целое тысячелетие

Велико́ было значение слова в Древней Руси. Испокон веку, ещё со времен восточнославянских племен, началось зарождение литературы в её устной традиции. Сказители исполняли на пирах предания о славных народных героях – богатыря́х, рассказывали долгими зимними вечерами волшебные или бытовые сказки, передавали из уст в уста легенды о древних языческих богах . На народных праздниках и гуляньях, свадьбах и похоронах пели обрядовые и лирические песни. Дети с малолетства знали огромное количество пословиц, загадок, поговорок и т.д.

Однако, всё это не является, собственно, литературой. Что же отличает устное народное творчество или фольклор от литературы?

1. Анонимность. Подобные произведения зарождались иногда в самой глубокой древности и отражали представления людей о мире, человеке, природе, жизни и прочем. Никто из рассказчиков не считал себя автором сказания, так как, оно являло собой продукт коллективного творчества, рождающегося, как бы, спонтанно: один придумал сюжетный ход, второй – его обогатил подробностями, третий – изменил финал, четвёртый – добавил персонажей, пятый – приукрасил описанием места событий и т.д.

2. Устная форма бытования. Как правило, всё это не записывалось – так как с таким искусством был знаком каждый, оно было частью быта и жизни человека и, собственно, как к искусству к нему не относились. Поэтому сохранялись подобные произведения, только передаваясь от рассказчика к слушателю, то есть из уст в уста.

Самый самый распространённый и любимый образец фольклора - это народные сказки . Который включают в себя обязательный развлекательный элемент, а также поучительный (дидактический). Не даром говорят, что сказки учат. Кроме того, народные сказки содержат в себе и отголоски древних мифологических представлений о мироустройстве. На эту тему предлагаю посмотреть сюжет чудесного канала "Точка":

Характерным является также и то, что, как и любой другой героический эпос, русские былины, чаще всего, составляют своеобразные циклы, объединённые либо одной темой, либо одним героем, совершающим небывалые подвиги ради родной земли и своего народа. Так, ки́евский цикл былин связан с именами популярнейших русских богатыре́й Ильи́ Му́ромца, Добры́ни Ники́тича и Алёши Попо́вича .

Все они вместе, и каждый в отдельности, являются защитниками земли русской от сил зла: Илья спасает Киев от Соловья разбойника и И́долища поганого, Алёша Попович расправляется со злым Туга́рином, Добрыня же побеждает чудовищного Змея Горы́ныча, а все вместе они постоянно отбивают землю-матушку от иноземных врагов, пытающихся её покорить.

В 1988 году была проведена экспертиза этих останков. В результате исследования выяснилось, что этот человек имел рост 177 см., который в средние века считался действительно богатырским, и обладал, судя по всему, недюжинной силой. На его теле остались следы ранений, от одного из которых он и скончался в возрасте около 40–55 лет.

Своеобразен язык былин. Их исполняли, чаще всего, нараспев, во время застолий и пиров, под аккомпанемент какого-либо музыкального инструмента (чаще всего – гу́слей ). Поэтому они представляют собой особые ритмические стихи. В них отсутствуют рифма и чёткий стихотворный размер, а поэтический эффект достигается благодаря одинаковому, в каждой строке, количеству ударений (в том числе и смысловых). Например:

Исполнители былин и их сочинители должны были наизусть воспроизводить для слушателей весьма длинные повествования, чтобы облегчить их запоминание (и сочинение) в былинах использовались своеобразные шабло́ны – одинаковые эпитеты – сравнения, соотносимые с тем или иным героем, повторения одного и того же текста в разных местах былины, связанного с подобными ситуациями и т.д. (Сравните с древнегреческим эпосом ). Всё это придаёт былинам неспешную поступь, распевную медлительность, плавность и своеобразную основательность.

Былины, являясь образцами устного народного творчества, ближе всего стоят к древнерусской литературе, о которой речь пойдёт в следующих статьях.

Если вам понравилась статья, то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Здесь вы найдете и другие материалы о мировой культуре .

Больше о древнерусской культуре и искусстве вы можете узнать из следующих публикаций на канале:

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Былины – это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город . 3

Былины – это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город .

Для объяснения происхождения и состава былин существует несколько теорий: Теория мифологическая видит в былинах рассказы о стихийных явлениях, в богатырях — олицетворение этих явлений и отождествление их с богами древних славян (Орест Миллер, Афанасьев). Теория историческая объясняет былины как след исторических событий, спутанных порой в народной памяти (Леонид Майков, Квашнин-Самарин). Теория заимствований указывает на литературное происхождение былин (Теодор Бенфей, Владимир Стасов, Веселовский, Игнатий Ягич), причём одни склонны видеть заимствования через влияние Востока (Стасов, Всеволод Миллер), другие — Запада (Веселовский, Созонович). 3

Для объяснения происхождения и состава былин существует несколько теорий:

  • Теория мифологическаявидит в былинах рассказы о стихийных явлениях, в богатырях — олицетворение этих явлений и отождествление их с богами древних славян (Орест Миллер, Афанасьев).
  • Теория историческаяобъясняет былины как след исторических событий, спутанных порой в народной памяти (Леонид Майков, Квашнин-Самарин).
  • Теория заимствованийуказывает на литературное происхождение былин (Теодор Бенфей, Владимир Стасов, Веселовский, Игнатий Ягич), причём одни склонны видеть заимствования через влияние Востока (Стасов, Всеволод Миллер), другие — Запада (Веселовский, Созонович).

Былины Социально-бытовые или новеллистические Героические или Богатырские (былины о патриотических подвигах героев национально-освободительной войны). (былины, посвященные общественной жизни в стране). 3

Былины

Социально-бытовые или новеллистические

Героические или Богатырские (былины о патриотических подвигах героев национально-освободительной войны).

(былины, посвященные общественной жизни в стране).

(здесь указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине)

(дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается)

(подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины)

 Все былины делят на два цикла: Киевские и Новгородские . В киевских действия происходят в Киеве или около него, в центре стоит князь Владимир, богатыри защи щают Русск ую землю от кочевников , главные герои - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович . В н овгородских былинах главные герои занима ю тся торговлей, дела ю т Русь богатой , главные герои - Садко, Василий Буслаев 3

Все былины делят на два цикла:

Киевские и Новгородские .

  • В киевских действия происходят в Киеве или около него, в центре стоит князь Владимир, богатыри защи щают Русск ую землю от кочевников , главные герои - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович .
  • В н овгородских былинах главные герои занима ю тся торговлей, дела ю т Русь богатой , главные герои - Садко, Василий Буслаев

1. гипербола (преувеличение) 2. приём троичности 3. повторы 4. постоянные эпитеты 5. использование речитативов 6. отсутствие рифмы 3

1. гипербола (преувеличение)

2. приём троичности

3. повторы

4. постоянные эпитеты

5. использование речитативов

6. отсутствие рифмы

3

Илья Муромец из Мурома, Добрыня Никитич из Рязани, Алеша попович из Ростова 3

Илья Муромец из Мурома,

Добрыня Никитич из Рязани,

Алеша попович из Ростова

 Былинный герой – воплощение лучших качеств народа: служение Родине, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства. 3

Былинный герой – воплощение лучших качеств народа: служение Родине, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства.

12

Это слово имеет несколько значений:

  • Герой русских былин и сказок. Защитник родины, воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью.
  • Рослый, крепкого сложения, сильный человек.
  • Незаурядный, выдающийся человек (переносн.)

14

16

17

По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю — 19 декабря (1 января. Современные антропологи и врачи-ортопеды при исследовании мощей Ильи подтверждают, что нижние конечности этого человека длительное время по каким-то причинам не действовали, вследствие или врождённого паралича или родовой травмы.

Он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии .После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения, Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру. Следует отметить, что это вполне традиционный шаг для православного воина - сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные. 18

Он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии .После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения, Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру. Следует отметить, что это вполне традиционный шаг для православного воина - сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.

Читайте также: