Русская религиозная философия доклад

Обновлено: 08.07.2024

Соловьев создал так называемую философию всеединства, в основе которой убеждение в том, что благо — в целостности, а зло — в раздробленности. Бог — абсолютная целостность, он неделим, его нельзя представить как сумму составных частей. К этому же идеалу стремятся человечество и весь мир. Стремление же к индивидуализации, обособлению, по Соловь­еву, — ис­точ­ник страданий и зла. Соловьев утверждал нерасчлененность различных сфер бытия, говорил о неразделимости истины, добра и красоты, то есть зна­ния, этики и эстетики. Подлинное искусство не существует в отрыве от нрав­ственности, оно не может быть аморальным или имморальным Аморальный — противоречащий морали; имморальный — безразличный к морали, никак не соотносящийся с ней. ; мораль невозможна в отрыве от высшего знания, она должна быть основана на пони­ма­нии Божественного замысла о мире.

Надо понимать, что пафос всеобщего синтеза, а особенно дидактизм и мора­лизм соловьевской концепции (добро для него явно важнее красоты) выглядят отчетливо оппозиционными по отношению к главным тенденциям европей­ской мысли этого времени. Крупнейший английский писатель конца XIX века Оскар Уайльд проповедует автономность искусства, невозможность подчи­нения его любым этическим теориям. Немецкий философ Фридрих Ницше, самый влиятельный мыслитель Европы рубежа веков, противопоставляет мораль и знание: последнее достижимо только при выходе за пределы сковы­ваю­щих свободную мысль моральных ограничений. На этом фоне учение Соловьева смотрится вызывающим анахронизмом.

От вод малайских до Алтая
Вожди с восточных островов
У стен поникшего Китая
Собрали тьмы своих полков.

Как саранча, неисчислимы
И ненасытны, как она,
Нездешней силою хранимы,
Идут на север племена.

О Русь! забудь былую славу:
Орел двухглавый сокрушен,
И желтым детям на забаву
Даны клочки твоих знамен.

Смирится в трепете и страхе,
Кто мог завет любви забыть…
И Третий Рим лежит во прахе,
А уж четвертому не быть.

Неудивительно, что Русско-японскую войну 1904–1905 годов многие со­вре­менники восприняли как исполнение пророчеств умершего к тому времени философа.

В преддверии близящегося пришествия Антихриста Соловьев считал важней­шей задачей объединение православной и католической церкви, чтобы хри­стианский мир встретил смертельного врага во всеоружии, то есть в нерас­члененном единстве, как в первые века христианства. Отчаявшись увидеть на практике воплощение ожидаемого синтеза, Соловьев реализовал его сам, тайно приняв католицизм без отречения от православия и став таким образом первым и единственным членом соединенной Церкви. Особую роль в чаемом объединении Востока и Запада, православия и католицизма Соловьев отводил Польше как стране, лежащей между двумя мирами. Отсюда его любовь к поль­ской культуре и, в частности, чрезвычайно высокая оценка личности и твор­чества Адама Мицкевича, которого Соловьев ставил выше Пушкина.

Вообще сравнение событий Первой мировой войны и революции с апокалипси­сом стало общим местом в философии, литературе и публицистике той эпохи.

Нужно сказать, что русский религиозный ренессанс вовсе не был монолитным явлением. Среди русских философов той эпохи были священники и богоиска­те­ли, славянофилы и западники, соловьевцы и ницшеанцы. Одни из них цени­ли новые течения в литературе и искусстве, другие — презирали. Одни, вслед за Соловьевым, исходили из примата нравственных требований, другие, как Бердяев, проповедовали абсолютную свободу, без которой невозможно полно­ценное существование ни человека, ни даже Бога, и ставили спонтанность творческого акта выше сковывающих рамок этики.

Что же в таком случае позволяет нам объединять этих столь разных людей и их столь непохожие одна на другую концепции в одно явление? Если брать предельно общий знаменатель, то, наверное, ответ на этот вопрос может быть сформулирован так: стремление к расширению языка философии, к раздви­же­нию границ мысли. Предметом философствования стали многие темы и про­блемы, которые анализировались в Средние века, но затем были отбро­шены философией Нового времени. Мыслители начала XX века позволили себе исполь­зовать современный философский аппарат для обсуждения вопросов, которые традиционная философия относила к области богословия и потому игнорировала. Примером могут послужить работы философа и священника Сергея Николаевича Булгакова о троичности, где вся концепция мира и бытия неотделима от обсуждения православного учения о Троице.

Вместо общего подведения итогов лучше процитировать выразительное обобщающее суждение одного из самых видных представителей той эпохи, Николая Бердяева:

Особое место в истории русской духовности занимает религиозная философия, всплеск которой пришелся на II половину XIX и начало XX вв. Она развивалась как альтернатива философии Запада с ее культом научного разума и техники. Источником русской религиозной философии явилось православие, а в центре ее внимания тема Бога и человека, взаимоотношения между ними.

Всеединство в философии Соловьева выступает в различных аспектах:

1) гносеологическом – как единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философия) и мистического (религиозное созерцание);

2) аксиологическом – как единство Истины, Красоты и Добра;

3) практическом – как единство общества, государства и церкви;

4) онтологическом – как единство Бога, человека и Космоса. Онтологическое всеединство возможно с помощью Софии – Мудрости.

Непрерывная динамика бытия предполагает активное начало мира, таким началом выступает Мировая душа. Однако она сама нуждается в божественном импульсе: Бог дает Мировой душе импульс – Софию, которая и реализует идею всеединства.

Бердяева не интересует ни гносеология, ни онтология, даже социальные проблемы он отказывается считать для себя главными. В центре его внимания – задача совершенствования человека. Бердяев подчеркивал, что человек – это малый бог, активный соучастник божественного миротворения, он – как бы точка, в которой пересекаются два мира – земной и божественный. Именно творчество раскрывает фундаментальное свойство человека – способность к активной созидательной деятельности в окружающем мире. Творчество представляет собой направленность человека к более совершенному бытию, оно – ответ на призыв Бога к человеку.

Бердяев развивает идею немецких мистиков Экхарта и Беме о несотворенности свободы Богом, ее принадлежности великому Ничто, из которого сотворен мир, и которое не зависит от Творца. Бог не создал свободу, следовательно, Творец никакой ответственности за действия человека не несет (так Бердяев снимает проблему теодицеи). Свобода человека также происходит изнутри, от его духовности, а не даруется извне. Подлинная творческая свобода на деле всегда означает не только созидание новизны в мире, но и формирование личности. Такая свобода требует от человека неизмеримо больше по сравнению с требованиями традиционной морали, она заставляет человека брать на себя ответственность за все зло мира. Бердяев подчеркивал особое призвание человека в мире – участие в дальнейшем творении мира и его совершенствовании.

Для Бердяева истина – это не результат познания объективного мира, но, напротив, победа над вещностью мира объектов и раскрытие в них духовных смыслов, источником которых является человек. Т.о., познание – это не погружение человека в мир объектов, а напротив, это процесс, возвышающий человека над миром, в который он вносит смысл, определяет направление развития.

Начало XX в. – это время серебряного века русской культуры, в которое творили еще целый ряд выдающихся русских религиозных философов.

Под “русской религиозной философией” обычно понимается особое направление в истории русской интеллектуальной культуры XIX—XX веков, для которого характерно более или менее свободное философствование на религиозные темы (в русле христианства вообще и православия в частности).

Работа состоит из 1 файл

философия на заказ отдана.docx

ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ

Под “русской религиозной философией” обычно понимается особое направление в истории русской интеллектуальной культуры XIX—XX веков, для которого характерно более или менее свободное философствование на религиозные темы (в русле христианства вообще и православия в частности).

Можно выделить четыре главных периода в развитии русской религиозной философии:

  1. Первый период охватывает 30-е и 40-е годы XIX века. Этот период связан с влиянием германского идеализма на русскую мысль, и связан больше всего с именами А. Хомякова и И. Киреевского, которыми была заложена основа современной религиозной философии.
  1. Второй период совпадает с последней четверть ю XIX века. Главными авторами в этот период являются, такие как Вл. Соловьев, кроме того - Достоевский и Л. Толстой, К. Леонтьев, Н. Федоров и другие. В этот период Вл. Соловьевым была создана первая в истории русской мысли философская система.
  2. Третий период захватывает конец XIX века, но совпадает более всего с тем временем начала XX века, за которым уже утвердилось имя русского культурного ренессанса. Он включает в себя многих выдающихся людей: братьев С. Н. и Е.Н. Трубецких, В.В. Розанова Д.С. Мережковского, Вячеслава Иванова, Льва Шестова, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, П.Б. Струве, С.Л. Франка, С.А. Алексеева-Аскольдова, Н.О. Лосского, П.И. Новгородцева, П. А. Флоренского В.А. Тернавцева, В.Ф. Эрна и многих других. Также этот период – это время выхода двух знаменитых сборников - "Проблем идеализма" и "Вех", основания и активной деятельности религиозно-философских обществ в Петербурге, Москве и Киеве, время "духовной битвы", по слову о. Серпы Булгакова, против безбожного и материалистического миросозерцания значительных кругов тогдашней русской интеллигенции. Это годы подготовки целого ряда религиозно-философских систем.
  1. Четвертый период - период эмиграции, начинающийся после революции 1917 года, которая внесла в русское сознание новые мотивы и критерии. Некоторые религиозные мыслители покинули Россию во время гражданской войны или сразу после ее окончания - П. Б. Струве, кн. С. Н. Трубецкой, Л. И. Шестов, Н. С. Арсеньев, В. В. Зеньковский, Н. Н. Алексеев, Д. С. Мережковский. Другие были в 1922 г. высланы за границу, как идеологически чуждый советской власти элемент. Это Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, Н. О. Лосский, о. С. Булгаков, И. А. Ильин, Б. П. Вышеславцев, Л. П. Карсавин, Г. П. Федотов. Таким образом, за небольшим исключением (о. П. Флоренский и В. А. Тернавцев скончались в Со-ветской России, С. А. Аскольдов вырвался из СССР во время второй мировой войны и скончался в конце ее в Германии), в эмиграции оказались почти все виднейшие представители русской религиозной философии. Их философское творчество, обогащенное духовным опытом революции, расцвело в эмиграции новым цветом. Многие их произведения были переведены на иностранные языки. Наибольшая известность выпала при этом на долю Н. А. Бердяева, который был и редактором выходившего в Париже русского религиозно-философского журнала "Путь". Годы эмиграции - это период завершения многих религиозно-философских систем, период окончательного оформления русской религиозной философии, как особой школы философской мысли, и, в то же время, период постепенного выхода русской религиозной философии на мировую сцену.

Основные задачи и проблематика русской религиозной философии

По мнению Н. О. Лосского (статья "Вл. Соловьев и его преемники в русской религиозной философии"): "Основная задача русской религиозно-философской литературы есть построение православно-христианского мировоззрения, раскрывающее богатое содержание и жизненную действенность главных догматов христианства, которые во многих умах превратились в омертвевшие формулы, оторванные от жизни и миропонимания". Таким образом, речь шла о построении действенного и целостного мировоззрения, в котором все его планы - религиозный, философский, культурный, политический, социальный и даже экономический (как у С. Н. Булгакова, П. Б. Струве) - взаимно перекрывались. В результате, русская религиозная философия охватывала не только основные вопросы духовной культуры, но и главные вопросы социально-политической жизни.

Среди основных проблем русской религиозной философии конца XIX - начала XX в. можно выделить следующие.

  1. Проблема христианской свободы, оригинальность решения которой в том, что свобода трактуется не как борьба за право индивида, а как свобода, реализуемая в соборной жизни, как ответственность во имя высшего достоинства и богоподобия человека.
  2. Проблема соборности как духовного коллективизма, противостоящего авторитарности и индивидуализму и сохраняющего свободу личности, коллективизма, не знающего принуждения и внешнего авторитета.
  3. Проблема смысла жизни, смерти и воскрешения, соотношения тела и души, веры и разума человека, его активности и призвания.
  4. Проблема творчества. Религиозное осмысливание и оправдание культуры. Культура и цивилизация. Техника и прогресс. Нигилизм. Построение христианской - православной - культуры.
  5. Проблема революции - социальной и духовной. Революция, как религиозная проблема.
  6. Проблема власти. Анархизм и деспотизм. Либерализм и демократия.
  7. Теократия. Проблема христианского государства.

Этот перечень проблем не исчерпывающий. Можно попытаться эти темы и обобщить. Так именно поступил Н. А. Бердяев, разбив темы по векам и исходя из окончательных результатов работы русской мысли. Вот как он определяет русскую тему XIX века: "Бурное стремление к последним результатам мировой цивилизации, к социализму и вместе с тем глубокое и острое сознание пустоты, уродства, бездушия и мещанства всех результатов мирового прогресса, революции, цивилизации и пр.". А вот и определение основной темы русской мысли начала XX века: это есть "тема о божественном космосе и о космическом преобразовании, об энергиях Творца в творениях; тема о божественном в человеке, о творческом призвании человека и смысле культуры; тема эсхатологическая, тема философии истории".

Русская религиозная философия действительно охватывала все основные вопросы культуры и жизни.

Особенности русской религиозной философии

Главной особенностью этой философии является антропоцентризм, исключительная занятость темой о человеке, его судьбе и проблема тике. Это приводит к доминированию моральной установки, в которой лежит "один из самых действенных и творческих истоков русского философствования". Сюда же относится и особое внимание к социальной проблеме, и проблеме историософичности.

В антропоцентризме русской мысли, пишет прот. В. В. Зеньковский, "есть один очень глубокий мотив - невозможность "разделять" теоретическую и практическую сферу. В неразрывности теории и практики, отвлеченной мысли и жизни заключается действительно, одно из главных вдохновений русской философской мысли". На эту особенность русской мысли указывали и другие ее историки, в частности проф. Н. О. Лосский. "На первый взгляд, - писал он, - может показаться, что проблемы, исследуемые русской религиозною философиею, имеют чисто теоретический интерес и лишены всякого практического значения. Между тем эта неверно. Всякая деталь религиозной метафизики ведет за собой практические следствия и разрабатывается именно виду своего практического значения".

Русская религиозная философия с ее антропоцентризмом, моральной установкой, социальной ориентированностью и историософичностью, равно как и с ее теоретически-практической целостностью, пронизана необычайной свободой духа. Самое учение о свободе, как основе христианства, разрабатывавшееся русской религиозной философией, связывалось с учением о соборности и онтологизме. Ив этой антропоцентрической и историософической философии был, по выражению Бердяева, "сделан опыт христианского осмысливания процессов новой истории. В ней мысль христианского Востока дает свой ответ на мысль христианского Запада". В этом - главная и непреходящая, не только русская, но и вселенская заслуга и особенность русской религиозной философии.

Особенностью русской религиозно-философской мысли является и то, что ее носителями были не церковные иерархи, а свободные светские мыслители - А. Хомяков, И. Киреевский, Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Федоров, В. Соловьев, Н. Бердяев, И. Ильин и др. Светская мысль формировала христианскую философию, не оглядываясь на авторитет иерархов официальной церкви и официального богословия.

Стремление осознать и осмыслить сущность православия, основой которого является свобода духа, вызвало потребность создать православную, христианскую философию. Ее фундамент закладывает Киреевский, определив задачи русской религиозной философии. Хомяков и последующие мыслители возводят на этом фундаменте "философское здание".

Многие недостатки русской религиозной философии нередко тесно связаны с ее достоинствами.

Эта философия родилась вне русской философской традиции, - такой традиции и не существовало, она впервые создана самой русской религиозной философией. И если вспомнить, что во времена ее создания русский культурный слой был уже, по известному определению, обращен либо к прошлому, либо к будущему, пребывав в отрыве от тогдашнего настоящего, от государства и от народа, то станет понятной беспочвенность и отщепенство некоторых русских религиозных мыслителей.

Беспочвенная русская мысль была, в то же время, и утопической мыслью. Ею владела "или утопия идеальной самодержавной монархии или утопия идеального социалистического и анархического строя" (Бердяев). И случалось, что русской религиозной мысли был свойствен если не нигилизм и анархизм, то бескомпромиссный максимализм. Вместо постоянного исторического - культурного, общественного и государственного - труда, она требовала радикального переустройства общества и мира.

В начале XX века определилась и еще одна опасность. Революционное или реформистское движение в религиозно-философской области, развивавшееся так называемое новое религиозное сознание и создававшее утопию новой религиозной безгосударственной общественности, строило свою программу "в с о з н а т е л ь н о м противопоставлении себя историческому христианству" (прот. В. Зеньковский).

Вообще, русская религиозная философия, как и всякий плод свободной мысли, далеко не едина. И хотя, обычно, представление о ней связывается более всего с позднейшими проблемами антропологии, историософии и эсхатологии (в значительной степени также и с проблемами космологии), нет оснований исключать из этого направления русской мысли авторов, стоявших или стоящих на более бесспорных - с точки зрения т. н. официальной церковности - основах. Это позволило Бердяеву насчитать, по меньшей мере, четыре главных течения в русской религиозной философии: 1) официальное церковное богословие, связанное с монашески-аскетической традицией; 2) богословское течение, основанное на свободе и соборности; 3) христианский платонизм, шеллингианство, софиология, занятые проблемой космоса, и 4) антропологизм и эсхатологизм, в центре внимания которых стоят проблемы человека, истории, культуры и общества.

Все эти течения то переплетаются между собой, то вступают в открытый конфликт. На одни и те же вопросы они дают нередко различные ответы. Более того, они по-разному формулируют эти вопросы. Помимо того, что существуют различные течения, внутри каждого из этих течений тоже встречаются разногласия, а то и вражда их представителей. О. Г. Флоровский отвергает Федотова - его истолкование христианства. И, конечно, Федотов отвергал концепцию о. Г. Флоровского. Бердяев отрицал очень многое в учении Мережковского, которого называл в своих книгах человеком двоящихся мыслей. Мережковский выступал против Бердяева. И. А. Ильин в корне отвергал Бердяева с теми его мотивами, которые он именовал бердяевщиной и даже белибердяевщиной. Но и Бердяев отвергал Ильина с его христианской философией сопротивления злу силой. В этом отношении название статьи Бердяева по поводу соответствующей книги Ильина говорит само за себя: "Кошмар злого добра". Этот перечень разногласий и взаимных отталкиваний можно было бы продолжать довольно долго.

Из сказанного следует, что хотя идеи представителей русской религиозной философии очень часто далеко не столь непримиримы, как были непримиримы между собой, при жизни, их носители, но каждый для себя тем не менее неизбежно делает свой выбор не только того или иного течения в этой философии, но также тех или иных мыслителей.

Три обстоятельства позволяют нам ставить вопрос о русской ре-лигиозной философии в его общей, подытоживающей форме. 1) По-сле начала второй мировой войны 'скончалось несколько выдающих-ся русских религиозных мыслителей: Д. С. Мережковский, П. Б. Струве, о. Сергий Булгаков, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, Г. П. Федо-тов, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин. Их смерть подвела итог не только их личному творчеству; она заставила также отчетливее этцутить те общие рамки, в которых они, при всех их различиях, а нередко и отталкиваниях, творили. 2) В последнее время вышли капитальные труды по истории русской философии, принадлежа-щие перу двух ныне здравствующих религиозных философов: проф. прот. В. В. Зеньковского и проф. Н. О. Лосского. К их трудам при-мыкает также вышедшая в 1946 году книга Н. А. Бердяева "Рус-ская идея (Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX в.)", и - отдельно - изданная Чеховским издательством по- смертная книга Б. П. Вышеславцева "Вечное в русской филосо-фии". После появления этих трудов даже скептики должны при-жать факт существования и объективной ценности русской фило-софии вообще, и русской религиозной философии в частности и в эсобенности. 3) С 1955 года ведущие советские идеологические орга-ды - "Коммунист", "Вопросы философии" и другие - считают не-)бходимым выступать против русских религиозных философов, ста-эя советской философии, в качестве одной из ее существенных за-^ач, задачу опровергнуть их идеи. Теперь уже не должно быть ни-какого сомнения не только в отвлеченной идейной значимости рус-жой религиозной философии, но и в ее практическом значении, как идейного оружия в борьбе против марксистско-коммунистической идеологии.

ЧЕТЫРЕ ПЕРИОДА В РАЗВИТИИ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ

Русская религиозная мысль существовала и в допетровской Рос-сии, - свое главное назначение она видела в обосновании идеи рус-ского православного царства, - и было бы неправильно, как это не-однократно делал Бердяев, говорить о ней, как о явлении малозна-чительном. В этом проф. Карташев (коллективный сборник статей "Православие в жизни") несомненно прав. И все же верно, что рус-ская философская мысль, не пройдя через период, соответствую-щий западноевропейскому средневековью с его схоластикой, по-на-стоящему оформилась только в петровской, петербургской России, Произошло это после того, как в XVIII веке в России жил и творил провозвестник русской религиозной философии Сковорода, и после того, как в XIX веке Россия на зов Петра откликнулась грандиоз-ным явлением русской культуры и русского самосознания - Пуш-киным.

Несколько дополняя обычную периодизацию истории русской ре-лигиозной философии, мы можем установить четыре главных пе-риода в ее развитии.

Первый период охватывает 30-е и 40-е годы, середина XIX века. Этот период стоит под знаком влияния на русскую мысл! германского идеализма, и связан больше всего с именами А. Хомя-кова и И. Киреевского, которыми была заложена основа современ-ной религиозной философии и начертана ее программа.

Второй период совпадает с последней четвертью XIX ве-ка. В центре тут - Вл. Соловьев, кроме того - Достоевский и Л. Толстой, К. Леонтьев, Н. Федоров и другие. В этот период Вл. Со-ловьевым была создана первая в истории русской мысли философ-ская система.

Третий период захватывает конец XIX века, но совпа-дает более всего с тем временем начала XX века, за которым уже утвердилось имя русского культурного ренессанса. Он связан с це-лой плеядой имен: братьев С. Н. и Е. Н. Трубецких, В. В. Розанова Д. С. Мережковского, Вячеслава Иванова, Льва Шестова, С. Н. Бул-гакова, Н. А. Бердяева, П. Б. Струве, С. Л. Франка, С. А. Алексеева-Аскольдова, Н. О. Лосского, П. И. Новгородцева, П. А. Флоренского В. А. Тернавцева, В. Ф. Эрна и других. Это время выхода двух зна-менитых сборников - "Проблем идеализма" и "Вех", основания и активной деятельности религиозно-философских обществ в Петер-бурге, Москве и Киеве, время "духовной битвы", по слову о. Серпы Булгакова, против безбожного и материалистического миросозерца-ния значительных кругов тогдашней русской интеллигенции. Это годы подготовки целого ряда религиозно-философских систем.

Четвертый период - период эмиграции, начинающий-ся после революции 1917 года, которая внесла в русское сознание новые мотивы и критерии. Некоторые религиозные мыслители по-кинули Россию во время гражданской войны или сразу после ее окончания - П. Б. Струве, кн. С. Н. Трубецкой, Л. И. Шестов, Н. С. Арсеньев, В. В. Зеньковский, Н. Н. Алексеев, Д. С. Мережков-ский. Другие были в 1922 г. высланы за границу, как идеологически чуждый советской власти элемент. Это Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, Н. О. Лосский, о. С. Булгаков, И. А. Ильин, Б. П. Вышеславцев, Л. П. Карсавин, Г. П. Федотов. Таким образом, за небольшим ис-ключением (о. П. Флоренский и В. А. Тернавцев скончались в Со-ветской России, С. А. Аскольдов вырвался из СССР во время вто-рой мировой войны и скончался в конце ее в Германии), в эмигра-ции оказались почти все виднейшие представители русской религи-озной философии. Их философское творчество, обогащенное духов-ным опытом революции, расцвело в эмиграции новым цветом. Мно-гие их произведения были переведены на иностранные языки. Наи-большая известность выпала при этом на долю Н. А. Бердяева, ко-торый был и редактором выходившего в Париже русского религиоз-но-философского журнала "Путь". Годы эмиграции - это период завершения многих религиозно-философских систем, период окон-чательного оформления русской религиозной философии, как осо-бой школы философской мысли, и, в то же время, период постепен-ного выхода русской религиозной философии на мировую сцену.

ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМАТИКА РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ

Как это согласно выражают прот. В. Зеньковский, Н. О. Лосский, Н. А. Бердяев и другие авторы, русские религиозные философы, на-чиная с Хомякова в особенности, исходили из той мысли, что пра-вославие означает иное восприятие и понимание христианства, не-жели католичество и протестантизм, а потому на основе его, в свете его, может быть найден новый подход к основным вопросам куль-туры и жизни, построено новое мировоззрение. Н. О. Лосский выра-зил это в следующих словах (статья "Вл. Соловьев и его преемники в русской религиозной философии"): "Основная задача русской ре-лигиозно- философской литературы есть построение православно-христианского мировоззрения, раскрывающее богатое содержание и жизненную действенность главных догматов христианства, которые во многих умах превратились в омертвевшие формулы, оторванные от жизни и миропонимания". Таким образом, речь шла о построе-нии действенного и целостного мировоззрения, в котором все его планы - религиозный, философский, культурный, политический, социальный и даже экономический (как у С. Н. Булгакова, П. Б. Струве) - взаимно перекрывались. В результате, русская религиозная философия охватывала не только основные вопросы духовной культуры, но и главные вопросы социально-политической жизни.

Всеохватность русской религиозной философии может быть ил-люстрирована следующим приблизительным списком ее ключевых тем и проблем:

Проблема свободы. Свобода и необходимость.

Соборность (в отличие от авторитарности и индивидуализма).

Онтологизм (в его противопоставлении дуализму культуры и бы-тия). Онтологический реализм (противополагаемый также и от-влеченному идеализму).

Религиозный космологизм '(ожидание просветления и преображения мира).

Гуманизм и его кризис. Религиозный антропологизм (в противопо-ложность антирелигиозному или арелигиозному гуманизму).

Учение о Богочеловечестве (выводы из христологического догмата).

Учение о Царстве Божием. Эсхатологиэм.

Проблема смерти и бессмертия. Проблема зла и страдания. Пробле-ма этическая. Искание правды и смысла жизни.

Критика эмпиризма, рационализма и критицизма. Знание и вера. Познание целостным духом.

Проблема творчества. Религиозное осмысливание и оправдание культуры. Культура и цивилизация. Техника и прогресс. Ниги-лизм. Построение христианской - православной - культуры.

Смысл истории. Личность и массы.

Мещанство и буржуазность.

Социальная правда и социальный вопрос. Социализм и коммунизм. Марксизм.

Проблема революции - социальной и духовной. Революция, как ре-лигиозная проблема.

Проблема власти. Анархизм и деспотизм. Либерализм и демократия.

Теократия. Проблема христианского государства.

Православие, католичество и протестантизм.

Православие и русский исторический процесс. Православие и рус-ская душа. Православие и русская культура. Церковь и жизнь. Церковная иерархия и церковный народ.

Русские болезни и их преодоление. Церковный раскол. Реформа Петра Великого. Отсутствие органической связи между властью и обществом, между интеллигенцией и народом (беспочвенность русского культурного слоя).

Путь России и русского народа в мире. Россия и Европа, Восток и Запад. Славянофильство и западничество. Народничество и марксизм. Большевизм.

Этот перечень тем можно было бы значительно расширить и раз-вить. Можно попытаться эти темы и обобщить. Так именно посту-пил Н. А. Бердяев, разбив темы по векам и исходя из окончатель-ных результатов работы русской мысли. Вот как он в своей "Рус-ский идее" определяет русскую тему XIX века: "Бурное стремление к последним результатам мировой цивилизации, к социализму и вместе с тем глубокое и острое сознание пустоты, уродства, безду-шия и мещанства всех результатов мирового прогресса, революции, цивилизации и пр.". А вот и определение основной темы русской мысли начала XX века: это есть "тема о божественном космосе и о космическом преобразовании, об энергиях Творца в творениях; тема о божественном в человеке, о творческом призвании человека и смысле культуры; тема эсхатологическая, тема философии исто-рии".

Русская религиозная философия действительно охватывала все основные вопросы культуры и жизни.

ОТНОШЕНИЕ К РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ

Как, однако, относиться к философии, которая столь близка к жизни - и к религии? В чем, вообще, значение русской религиоз-ной философии? И, прежде всего, как к ней относились раньше и как относятся теперь?

Нужно подчеркнуть, что эта философия есть характерно русское явление. И в других странах существуют отдельные религиозные мыслители, но эти мыслители нигде не составили целой школы вольной философской мысли, представленной преимущественно светскими людьми, которая доминировала бы над всеми остальны-ми философскими течениями, как это имело место в России.

Однако, и в самой России это философское течение, к которому принадлежит большинство лучших - наиболее глубоких и ориги-нальных - русских умов, встречало и продолжает встречать до сих пор настороженное, а то и враждебное к себе отношение.

Враждебность проявляли, прежде всего, представители сложив-шихся во второй половине XIX века позитивистического и материа-листического мировоззрений. У последних крайнее отталкивание вызывал уже идеализм немецкого образца, религиозная же филосо-фия представлялась пределом умственного мракобесия. Для совет-ского периода русской истории тон был задан Лениным. Сводя все течения, тесно связанные - или вовсе не связанные - с русской религиозной философией, к одному знаменателю, Ленин писал: "Бо-гоискательство отличается от богостроительства, или богосозида-тельства, или боготворчества и т. п., ничуть не больше, чем желтый черт отличается от черта синего". Все это было для Ленина "идей-ным труположеством". С тех пор большевистские философы всегда прибегают в отношении русских религиозных мыслителей к одному из двух методов - либо поношения, либо замалчивания.

Враждебность по отношению к русской религиозной философии проявляли, однако, не только представители позитивистического и материалистического направлений. Представители так называемой чистой или академической философии, т. е. преимущественно пред- ставители разных форм немецкого идеализма и критицизма, хотя и не считали русскую религиозную философию служанкой богосло-вия, все же нередко отрицали ее чисто философскую значимость. Любопытно, впрочем, отметить, что некоторые представители "чи-стой" философии впоследствии сами стали религиозными филосо-фами. Таков, например, Ф. А. Степун. Есть, кроме того, ряд фило-софов академического типа - братья Трубецкие, Н. О. Лосский, которые были одновременно - и все более становились - также и религиозными философами.

Самые сильные по своему значению возражения против русской религиозной философии выдвигались все же не со стороны атеисти-ческих или нейтральных в религиозном отношении кругов, а со сто-роны некоторых официальных церковных кругов и тех светских писателей, которые с этими кругами были связаны.

Давно уже было замечено, что русское православие не есть явле-ние однотипное, одноликое. Тип русской святости, представленный Нилом Сорским, и тип этой святости, представленный Иосифом Волоцким, весьма различны. Совершенно своеобразен и тип русской святости, представленный Серафимом Саровским. Можно устано-вить и ряд других различий. Очевидно, что в русском православии есть несколько течений. И вот, сторонники монашеско-аекетического течения нередко выступают против русской религиозной фило-софии, более всего связанной с антропоцентрическим и космологи-ческим течениями в православии.

Читайте также: