Русская адвокатура во второй половине 19 века доклад

Обновлено: 18.05.2024

В истории России второйполовины XIXв. период 60г. занимает особое место. Кризисвнутренней политики самодержавия, развитие в условиях феодальной формациикапиталистических производственных отношений и рост революционного движения встране привели к отмене крепостного права, к судебной, земской и военнойреформах. Буржуазные по своей сути, эти реформы оказали огромное влияние на всюобщественно – политическую жизнь России.

Наиболее последовательной избуржуазных реформ этого периода и едва ли не самой значительной была судебнаяреформа 1864 г. После проведения этой реформы судебная система стала выглядетьпо сравнению с прежней более упорядоченной и стройной: чисто сословной,закрытый, чиновничий суд заменялся судом присяжных; отменялись особые суды длякаждого сословия; провозлашалась отделение суда от органов законодательной иадминистративной власти, а также независимость и несменяемость судей; впервыебыла учреждена адвокатура.

Адвокаты стали одновременноправозаступниками и поверенными своего клиента. Автономность, относительнаянезависимость от государственных властей – этим, по крайней мере в первоевремя, отличалась адвокатура от многих учреждений царской России.

Моя работа посвящена историиформирования и развития русской адвокатуры во второй половине XIXв. Вней исследуется период от возникновения адвокатуры в России в результатепроведения судебной реформы в 1864 и до 1890г., поскольку именно в эти годыособенно ярко проявилась борьба прогрессивного и консервативного течения вадвокатуре и положительная роль, которую она в определенные моменты играла вобщественно-политической жизни страны.

Я хотел бы в своей работе проанализироватьдеятельность адвокатуры в трех судебных округах – Петербургском, Московском иХарьковском, так как только в этих округах в рассматриваемый период былисозданы советы присяжных поверенных, которые осуществляли работу по организациипрофессиональной деятельности адвокатов, выполняли административные функции ифункции надзора за членами корпорации.

Предпосылки создания адвокатуры в России.

а) Развитие судебногопредставительства в России до судебной реформы 1864г.

В XIXв. под адвокатурой в узкомсмысле было принято понимать правозаступничество [1],а в более широком – совмещение правозаступничества с судебнымпредставительством [2]

Правозаступничество судебноепредставительство были вызваны к жизни разными потребностями, сферы ихдеятельности не совпадают.

О существовании судебногопредставительства впервые свидетельствуют законодательные сборники XVв. Водном из наиболее древних памятников русского законодательства – Псковскойсудебной грамоте (1391 - 1467г.)устанавливаются ограничения судебной защиты: приглашать поверенных могли невсе, а только женщины, дети, монахи, дряхлые старики и глухие.

Принцип личной явки в судпродолжал еще долго господствовать. Исключением является древний Новгород, гдезаконодательство разрешало любому иметь поверенного.

Сфера деятельностиповеренных в разные времена была различна. В то время, когда уголовный процессеще не отделился от гражданского, поверенные допускались к участию и вгражданских, и в уголовных делах. Но постепенно роль поверенных меняется, этопроисходит, когда судопроизводство стало подразделяться на две формы:состязательную (суд) и следственную (розыск). В следственном процессе судебноепредставительство не допускалось.

Дореформенные поверенныеоставили о себе неблагоприятные воспоминания. По уложению 1649 г. ходатаиподвергались телесному наказанию и тюремному заключению, а после троекратногоосуждения лишались права ходатайствовать по чужим делам. Более поздний указгрозил наказанием в виде лишения чести и всего имения.

Органами правительства былизасвидетельствованы недостатки дореформенного судебного представительства иправозаступничества.

К середине XIXв.уже сформировалось убеждение, что состязательный процесс – самый древний,естественный и единственный способ судопроизводства.

б) Вопрос об организацииадвокатуры в процессе подготовки судебной реформы 1864 г.

В 1850г. особый комитет при IIотделении собственной Его Императорского Величества канцелярии подпредставительством графа Д.Н.Блудова приступила к подготовке проекта уставовгражданского и уголовного судопроизводства. Особая комиссия, работавшая подпредседательством Д.Н.Блудова, не думала о создании адвокатуры как более илименее самостоятельного института.

Функцией судебныхпредставителей и правозащитников предлагалось поделить присяжных стряпчих.Присяжные стряпчие по проекту должны были назначаться министром юстиции изчисла лиц, кончивших курс юридических наук и занимавшихся делами в судебныхместах 1 и 2 степени.

После отмены крепостногоправа правительство решило вплотную заняться подготовкой судебной реформы.

До судебной реформы было 20ведомственных и сословных судов с весьма неясными границами их подсудности,притом огромная масса населения была неподсудна государственномуразбирательству. Судебные уставы устанавливали следующую систему судебныхорганов:

Мировой суд предназначался для рассмотрения малозначительных уголовныхи гражданских дел.

Общие судебные места создавались для рассмотрения уголовных игражданских дел, выходивших за пределы мирового суда, они состояли из 2судебных инстанций: окружного суда – одного в судебном округе, включающемнесколько судов и судебной палаты, действовавшей в пределах одной илинескольких губерний.

При окружных судах исудебных палатах состояли судебные следователи, судебные приставы, прокуратурыи советы присяжных поверенных.

1) Принципы организации адвокатуры.

По судебным уставам в основе организации адвокатурылежал принцип: адвокат – правозаступник, оратор, поверенный своего клиента.Адвокаты разделялись на 2 категории: присяжные поверенные и частные поверенные.

Создание адвокатуры стало заметным событиемобщественной жизни страны. В адвокатуру устремились люди, увлеченные идеямибуржуазного преобразования России, надеявшиеся использовать предоставленную имсудебную трибуну для критики государственного строя.

В 70-х годах XIXв. в литературе впервые былпоставлен вопрос о юридической природе адвокатуры. А.М. Пальховский в своемисследовании сделал такие выводы: «Адвокатура, в силу самой своей природы,должна занимать не подчиненное, а высшее положение сравнительно с магистратурой [4].Сразу же после введения в действие судебной реформы в России появилисьталантливые и образованные адвокаты.

Не сразу добилась русская адвокатура и надлежащегообщественного признания. Новизна этого института и неясное представление и ролиадвоката в процессе рождали нападки со стороны как реакционных, так илиберальных кругов.

Правила приема в адвокатуру.

Право на получение званияприсяжного поверенного имели только те лица, которые соответствовалиустановленными в законе условиям. Эти условия были разделены на 2 категории –положительные и отрицательные.

По ст. 354 Учреждениесудебных установлений присяжными поверенными могли быть лица, достигшие 25летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование, и кроме того, пятьлет судебной практики в качестве чиновника судебного ведомства или помощникаприсяжного поверенного. Такие условия предоставляли полную возможностьобеспечить классовый состав адвокатуры. В ст. 355 Учрежденного судебного уставаперечислялись отрицательные условия для претендующих на звание присяжногоповеренного. Присяжными поверенными не могли быть:

лица не достигшие 25 летнеговозраста.

подвергшиеся по судебнымприговорам лишения прав состояния, а так же священнослужители, лишенныедуховного сана по приговору духовного суда.

Порядок поступления вприсяжную адвокатуру состоял из 2 моментов: принятия и приписки. Принятие вприсяжные поверенные зависело от совета; его решение – основной акт зачисленияв адвокатуру.

А том случае, когда одинсовет отказывал просителю в принятии, это же лицо при тех же данных могло бытьпринято другим советом.

Приписка носила формальныйхарактер: она осуществлялась судебной палатой на основании определения совета опринятии данного лица в число присяжных поверенных. Процесс приписки состоял извнесения фамилии принятого в списки присяжных поверенных округа, в подписи насвидетельстве, выданном советом, и в публикации о его принятии.

3. Права и обязанностиприсяжных поверенных.

Судебные уставы подробнорегламентировали права, обязанности и ответственность присяжных поверенных.Важное право присяжных поверенных на корпоративное устройство выражалось в том,что поверенные каждого округа судебной палаты сами из своей среды избиралисовет.

Присяжные поверенныепользовались некоторыми привилегиями.

правом вести гражданскиедела во всех судебных установлениях без получения свидетельств на правоходатайства по чужим делам, установленных ст. 406.

Правом получениявознаграждения за ведение дел по таксе, приложенной к ст. 396. Учрежденногосудебного устава если между присяжными поверенными и доверителями не былозаключено особого условия.

Правом передавать друг другусостязательные по гражданским делам бумаги без посредства судебных приставовили судебных рассыльных.

Пользующий известностьюадвокат зарабатывал довольно много, но это было исключением, а не общимправилом.

Присяжный поверенный взаявлении о принятии его в адвокатуру должен был указать избранный им город.

В 1869г. в Петербургскомсовете был поднят вопрос о том, может ли присяжный поверенный заниматьсяторговлей. Но решение этого вопроса было отложено. В 1873 г. совет установил,что посредничество в торговых сделках несовместимо с достоинством присяжногоповеренного. Такого же мнения держался и Московский совет присяжных поверенных.

4. Принятие и ведениегражданских дел.

Таким образом, по смыслузакона от адвоката зависел как выбор гражданских дел, которое не отвечает егоубеждениям.

Петербургский совет считал,что только убеждения поверенного могут повлиять на решение вопроса о том,достойно или нет его участие в деле.

Вопрос об ответственностиприсяжных поверенных за принятие к своему производству несправедливогогражданского иска впервые возник в связи с нашумевшим в свое время деломприсяжного поверенного А.В.Лохвицкого, которого обвинили в принятии заведомобезнравственного дела в том, что он, понимая безнравственность требованийсвоего доверителя, отстаивал их на суде.

Совет присяжных поверенныхобвинил Лохвицкого, установив ему трехлетний интердикт. Судебная палатаувеличила наказание до максимума, исключив его из сословия присяжныхповеренных. Но правительствующий сенат единогласно оправдал Лохвицкого.

Таким образом присяжныеповеренные в какой-то степени были ограждены от навязывания им неправомерныхдел ст. 394 Учр. суд. уст. Права же тяжущихся охранялись установленнымпринципом правомерности: если требование тяжущегося правомерны, то адвокатобязан принять дело.

Итак, три компетентныхучреждения: Московский совет присяжных поверенных, судебная палата,Правительствующий сенат разошлись во взглядах на основной вопрос адвокатскойпрофессии: какие гражданские дела можно принимать и как их следует вести.

Права и обязанностиприсяжных поверенных по отношении к доверителям и капиталам.

Обязанности присяжныхповеренных были подробно определены постановлениями советов по каждомуконкретному случаю. Анализ постановления Петербургского совета показывает, чтоприсяжный поверенный не должен был принимать дело, если знал, что не может понему ничего сделать [8]; допринятия дела он должен был выяснить его правомерность [9]

.Если присяжный поверенный пришел к заключению о невозможности защищать его, онобязан был сообщить об этом своему доверителю [10].В качестве поверенного истца он обязан был составить исковые требования всоответствии с данных ему доверенностью и затем явиться в заседание суда, таккак в противном случае ответчик мог просить о прекращении дела.

Обязанности присяжногоповеренного, взявшего на себя ведение гражданского дела, ограничивалисьсовершением судебных действий, из которых состоял гражданский процесс.

Существенным нарушениемадвокатских обязанностей считался пропуск апелляционного отзыва. В том, случаеесли защитник не хотел подавать такой отзыв он должен был своевременнопредупредить об этом клиента.

Защитник не обязан был подаватькассационную жалобу, если он не видел для этого поводов; но если он обещалподсудимому подать таковую, а затем признал ее подачу невозможной, он долженбыл своевременно сообщить об этом подсудимому. Петербургский совет считалнеисполнением этого требования существенным нарушением обязанности защитника.

Согласно ст. 252 Уставагражданского судопроизводства присяжный поверенный имел право в любое времяотказаться от ведения взятого им к производству дела, но при этом он обязан былпринять необходимые меры для ограждения интересов доверителя до того времени,пока тот не изберет себе нового поверенного.

При отказе присяжногоповеренного от дальнейшего ведения дела или при устроении его доверителем онобязан был возвратить последнему все полученные от него или по его доверенностидокументы и бумаги в том числе и собранные им самим. Невозвращение доверителюдокументов рассматривалось как важное нарушение обязанностей присяжногоповеренного.

Присяжные поверенные имелиправо взыскивать в судебном порядке причитающееся им по условию или по таксевознаграждения, если оно не было им уплачено.

Присяжные поверенные имелиправо на вознаграждение и в том случае, когда дело кончалось миром, еслипроизводство по делу уже было начато.

В практике Московскогосовета действовал почти тот же порядок приема в помощники, как и вПетербургском.

Постановление Петербургскогосовета от 11 мая 1868г. возлагались на присяжных поверенных обязанностьсообщать Совету подробные сведения о занятиях их помощников за каждоеполугодие. При приеме в присяжные поверенные такие сведения должны были служитьподтверждением знаний помощников судебной практикой.

Постановление от 11 мая 1868г. касалось порядка самостоятельного ведения помощниками судебных дел. Только в1869г. с целью надзора за помощниками совет издает правила, непосредственноотносящиеся к этому вопросу.

Идея совета об установлениинекоторых ограничений прав помощников на самостоятельное судебноепредставительство, так или иначе формулируемая в издаваемых в последствииправилах, редко встречала какие-либо возражения как со стороны присяжныхповеренных, так и со стороны помощников.

Важное место в историиинститута помощников занимает закон от 25 мая 1874г. О частных поверенных. Ст.2 этого закона формулировала правило, в силу которого ходатайствовать по чужимделам могли только помощники присяжных поверенных, получившие свидетельства отсудебных мест и уплатившие установленный денежный сбор. Кроме того, не всегдарасполагая материальными средствами для уплаты высоких денежных сборов, помощникине имели и возможности выбирать установленные свидетельства. Судебная практика,таким образом оказалась доступной далеко не для всех лиц, составляющих резервадвокатуры. В Петербурге, например, число помощников, занимавшихся судебнойпрактикой, сократилось более чем наполовину: из 250 числящихся по списку 1875г.Помощников только 104 имели свидетельства от Петербургского окружного суда.

Начиная с 1875 годапомощники с некоторыми ограничениями стали допускаться к участию в консультацииадвокатов. На дежурство они назначались только вместе с присяжными поверенными,и письменные заключения выдавались только за подписью последних. Но работа вконсультации в силу ограниченности ее круга деятельности не отвечаластремлениям помощников и число участников в ней постоянно падало. Предпринятаяв 1883 году попытка помощников добитьсяполной самостоятельности на ведение гражданских дел не увенчалась успехом.

В проекте 1885 года вновьбыл поставлен вопрос о праве помощников на судебное представительство.Избранная для составления нового проекта комиссия предлагала предоставитьпомощникам право на ведение чужих дел в общих судах, но при условии письменногона то согласия патрона по каждому делу, а также с разрешения совета.Предоставление помощникам некоторой самостоятельности объяснялось стремлениемсовета не ограничивать помощников только фактической помощью присяжныхповеренных при сохранении личного патрона, так как в противном случаесуществовала опасность сокращения числа лиц, занимающихся адвокатскойдеятельностью, и перехода их для прохождения стажа на государственную службу.Этот проект был принят 17 февраля 1885 года на общем собрании присяжныхповеренных и дополнен положением о необходимости получения разрешения совета нетолько для ведения гражданских дел в общих судебных местах, но также и для принятия уголовных защит.

Однако и эта попыткаорганизации судебной практики ни к чему не привела, так как проект,представленный в судебную палату, а затем в Министерство юстиции, не получилподдержки.

Спустя четыре года, 18 марта1889 года совет вновь пытается решить вопрос о судебной практике помощников,считая, что некоторые положения проекта от 17 февраля 1885 года могут бытьвведены в действие до законодательного утверждения всего проекта, советпостановил возложить на присяжных поверенных наблюдение за тем, чтобы помощникиполучили от них и от совета письменное разрешение на ведение каждогогражданского дела в общих судебных местах. В свою очередь, комиссия помощниковобратилась в совет с просьбой о не введении в действие этого постановлениясовета и о созыве общего собрания присяжных поверенных, для нового обсужденияподнятого вопроса. В подробной записке, предоставленной в совет, комиссияпомощников указывала, что необходимость получать у патронов разрешение на ведениедел ставит стажеров в двусмысленное положение перед клиентами. Поэтомупредлагалось установить для помощников обязанность получать для ведениягражданских дел письменное разрешение отпатронов только в первые 2 года стажа, после чего предоставлялось им право насамостоятельную судебную практику с разрешения совета.

Ведение помощникамиуголовных дел, будучи одной из форм прохождения адвокатского стажа, такженуждалась в определенных организационных мерах.

Вопрос об упорядоченииведения помощниками уголовных дел впервые возбуждался в 1870 году. Присуществовавшем порядке назначения на уголовные защиты помощнику только в редкихслучаях приходилось исполнять обязанности защитника. Он получал возможностьвыступать по уголовному делу лишь тогда, когда присяжный поверенный,назначенный судом, отказался от защиты и предлагал подсудимому услуги своегопомощника. 11 июня 1870 года совет Петербургского округа издает постановлениеходатайствовать перед председательствующим в уголовных отделениях суда оназначении помощников на защиты в таком же порядке, как назначаются присяжныеповеренные, и предоставить им права входить в зал заседания в места,предназначенные для лиц судебного ведомства. Совет полагал, что для помощниковбыло бы весьма пол

Предметом данного исследования являются предпосылки возникновения, особенности и тенденции исторического развития адвокатуры России 19 века. Цель исследования – анализ условий развития адвокатуры России 19 века, а также его перспектив в связи с исполнением конституционной обязанности по оказанию квалифицированной юридической помощи. Адвокатура России 19 века имеет уникальную историю развития, характеризующуюся своеобразием и рядом особенностей, которые во многом определили сегодня ее лидирующие позиции в адвокатском сообществе.

Содержание

Глава 1СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 ГОДА

Глава 2 АДВОКАТУРА В РОССИИ КОНЦА 19 ВЕКА

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ИННЕ ТЕКСТ.doc

Распространение реформы шло очень медленно и закончилось лишь в 1899 году. Судебные уставы были подвергнуты за это время существенным дополнениям и переменам совершенно чуждым их духу и вызванным по большей части случайными явлениями в общественной жизни. Судебное законодательство утратило свою целостность и стройность. Судебные уставы были даже внесены в "Свод законов" в качестве 16-го тома – это происходило 1884 году. Это говорило о желании приблизить новые судебные уставы к "Своду законов". Так 7 июля 1889 года круг действия суда присяжных был ограничен изъятием целого ряда дел, так или иначе затрагивающих административный интерес. Суд с участием сословных представителей не оправдал возложенные на него ожидания.

Другое крупное изменение уставов – в области мировой юстиции, которой составители уставов справедливо придавали огромное значение, было сделано законом от 12 июля 1889 года, земские начальники назначаемые и увольняемые по усмотрению административной власти, облеченные административными функциями, заменили выборных мировых судей, независимых и несменяемых.

Местная юстиция ближе соприкасалась с обиходными. Существенными интересами крестьянского населения, была изъята из общего круга судебных установлений и лишена гарантий, даваемых судебными уставами. Закон 1889 года как бы возвратил судебное рассмотрение менее важных дел к порядкам, существующим до 1864 года. В судебных уставах перечислялись дела, по которым суд имел право закрывать двери судебного заседания (закрытое судебное заседание). Закон 1887 года предоставил суду вести дела при закрытых дверях в случае опасности процесса для нравственности, религии государства и порядка. Такое же право было дано министру юстиции, а на местах, где действует положение об усиленной охране – генерал – губернатором и министром внутренних дел. Ограничено, наконец, начало несменяемости судей и усиление их служебной подчиненности старшему представителю судебной палаты и министру юстиции: высшему дисциплинарному присутствию предоставлено право увольнять судей без прошения не только за служебные проступки, но и за противные нравственности и предосудительные вне служебные проступки; производство дисциплинарных дел происходит без участия защиты и не публично. Все эти изменения придали судебным уставам определенный оттенок. Частичные поправки не удовлетворяли ни защитников, ни противников судебных установлений. В таких условиях вполне естественным будет пересмотр судебного разбирательства. 7 апреля 1894 года была учреждена под председательством министра юстиции комиссия по пересмотру законоположений по судебной части, и в 1899 году, закончившая свою работу проектами уставов гражданского и уголовного судопроизводства.

Наиболее архаичной в середине XIX в, оставалась система российского судопроизводства. Суд носил сословный характер, заседания имели келейный характер и не освещались в печати. Судьи полностью зависели от администрации, а подсудимые не имели защитников. Наиболее рельефно буржуазное начало проявилось в новых судебных уставах 1864 г., в основу которых были положены главные принципы буржуазного права: бессословность суда, состязательный характер процесса, гласность и независимость судей. Результатом судебной реформы стало введение в России двух систем: коронного и мирового судов. Коронный суд имел две инстанции: окружной суд и судебную палату. В ходе судебного заседания обвинение выдвигал прокурор, а защиту вели адвокаты (присяжные поверенные). Решение о виновности обвиняемого принимали выборные присяжные заседатели. Меру наказания устанавливали судья и два члена суда. Мировые суды рассматривали мелкие преступления, судопроизводство здесь вели мировые судьи, избираемые земскими собраниями или городскими думами. Однако и на новой системе судопроизводства лежал отпечаток старых феодальных пережитков. Так, были сохранены специальные суды для отдельных категорий населения (например, волостные суды для крестьян).

Ограниченными оказались и гласность судопроизводства и независимость судей от администрации. Судебная реформа 1864 года явилась одной из последовательных буржуазных реформ в России второй половины 19 века, однако сохранившая немало сословно – феодальных пережитков. Например, оставался отдельный суд для духовенства (консистория), военнослужащих (трибунал) и Особый Верховный суд для высших сановников. С 1866 года судебные чиновники ставились в зависимость от губернатора и подчинялись его "законным требованиям". С 19 мая 1871 года политические дела вместо суда рассматривались жандармерией.

Эти выводы свидетельствуют о том, что судебная реформа не в полной мере установила демократические принципы судопроизводства, в связи с влиянием феодальных пережитков, реформа претерпела коренные изменения (контрреформы), которые вели к последовательному сокращению подсудности присяжных заседателей, отступление от принципов публичности заседаний, изменение порядка рассмотрения дел и многие другие изменения – что и является недостатком судебной реформы второй половины 19 века.

ГЛАВА ВТОРАЯ.

АДВОКАТУРА В РОССИИ КОНЦА 19 ВЕКА.

Создание адвокатуры стало заметным событием общественной жизни страны. В адвокатуру устремились люди, увлеченные идеями буржуазного преобразования России, надеявшиеся использовать предоставленную им судебную трибуну для критики государственного строя. В 70-х годах XIX в. в литературе впервые был поставлен вопрос о юридической природе адвокатуры. А.М. Пальховский в своем исследовании

сделал такие выводы: «Адвокатура, в силу самой своей природы, должна занимать не подчиненное, а высшее положение сравнительно с магистратурой. Сразу же после введения в действие судебной реформы в России появились талантливые и образованные адвокаты.

Право на получение звания присяжного поверенного имели только те лица, которые соответствовали установленными в законе условиям. Эти условия были разделены на 2 категории – положительные и отрицательные. По ст. 354 Учреждение судебных установлений присяжными поверенными могли быть лица, достигшие 25 летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование, и кроме того, пять лет судебной практики в качестве чиновника судебного ведомства или помощника присяжного поверенного. Такие условия предоставляли полную возможность обеспечить классовый состав адвокатуры. В ст. 355 Учрежденного судебного устава перечислялись отрицательные условия для претендующих на звание присяжного поверенного. Присяжными поверенными не могли быть:

1) лица, не достигшие 25 летнего возраста.

3) объявленные несостоятельными должниками.

4) подвергшиеся по судебным приговорам лишения прав состояния, а так же

священнослужители, лишенные духовного сана по приговору духовного

Порядок поступления в присяжную адвокатуру состоял из 2 моментов:

принятия и приписки. Принятие в присяжные поверенные зависело от совета; его решение – основной акт зачисления в адвокатуру. А том случае, когда один совет отказывал просителю в принятии, это же лицо при тех же данных могло быть принято другим советом. Приписка носила формальный характер: она осуществлялась судебной

палатой на основании определения совета о принятии данного лица в число присяжных поверенных. Процесс приписки состоял из внесения фамилии принятого в списки присяжных поверенных округа, в подписи на свидетельстве, выданном советом, и в публикации о его принятии.

Судебные уставы подробно регламентировали права, обязанности и ответственность присяжных поверенных. Важное право присяжных поверенных на корпоративное устройство выражалось в том, что поверенные каждого округа судебной палаты сами из своей среды избирали совет. Присяжные поверенные пользовались некоторыми привилегиями.

1) правом вести гражданские дела во всех судебных установлениях без получения свидетельств на право ходатайства по чужим делам, установленных ст. 406.

2) Правом получения вознаграждения за ведение дел по таксе, приложенной к ст. 396. Учрежденного судебного устава, если между присяжными поверенными и доверителями не было заключено особого условия.

3) Правом передавать друг другу состязательные по гражданским делам бумаги без посредства судебных приставов или судебных рассыльных.

В 1869г. в Петербургском совете был поднят вопрос о том, может ли присяжный поверенный заниматься торговлей. Но решение этого вопроса было отложено. В 1873 г. совет установил, что посредничество в торговых сделках несовместимо с достоинством присяжного поверенного. Такого же мнения держался и Московский совет присяжных поверенных.

По смыслу закона от адвоката зависел как выбор гражданских дел, которое не отвечает его убеждениям. Петербургский совет считал, что только убеждения поверенного могут повлиять на решение вопроса о том, достойно или нет его участие в деле. Вопрос об ответственности присяжных поверенных за принятие к своему производству несправедливого гражданского иска впервые возник в связи с нашумевшим в свое время делом присяжного поверенного А.В.Лохвицкого, которого обвинили в принятии заведомо безнравственного дела в том, что он, понимая безнравственность требований своего доверителя, отстаивал их на суде.

Совет присяжных поверенных обвинил Лохвицкого, установив ему трехлетний интердикт. Судебная палата увеличила наказание до максимума, исключив его из сословия присяжных поверенных. Но правительствующий сенат единогласно оправдал Лохвицкого.


Министерство общего и высшего образования РФ.

Тамбовский Государственный Технический Университет

Юридический факультет Курсовая работа

по истории государства и права РФ

Выполнил: студент гр. Ю-13 Дубровин А.В.

Проверил: Есиков С.А

Тамбов 1999г.
План:

2. Предпосылки создания адвокатуры в России. 4

3. Присяжные поверенные. 7

4. Помощники присяжных поверенных. 13

5. Жизнь и деятельность адвоката Ф. Н. Плевако. 19

6. Заключение. 23

В истории России второй половины XIX в. период 60г. занимает особое место. Кризис внутренней политики самодержавия, развитие в условиях феодальной формации капиталистических производственных отношений и рост революционного движения в стране привели к отмене крепостного права, к судебной, земской и военной реформах. Буржуазные по своей сути, эти реформы оказали огромное влияние на всю общественно – политическую жизнь России.

Наиболее последовательной из буржуазных реформ этого периода и едва ли не самой значительной была судебная реформа 1864 г. После проведения этой реформы судебная система стала выглядеть по сравнению с прежней более упорядоченной и стройной: чисто сословной, закрытый, чиновничий суд заменялся судом присяжных; отменялись особые суды для каждого сословия; провозлашалась отделение суда от органов законодательной и административной власти, а также независимость и несменяемость судей; впервые была учреждена адвокатура.

Адвокаты стали одновременно правозаступниками и поверенными своего клиента. Автономность, относительная независимость от государственных властей – этим, по крайней мере в первое время, отличалась адвокатура от многих учреждений царской России.

Моя работа посвящена истории формирования и развития русской адвокатуры во второй половине XIX в. В ней исследуется период от возникновения адвокатуры в России в результате проведения судебной реформы в 1864 и до 1890г., поскольку именно в эти годы особенно ярко проявилась борьба прогрессивного и консервативного течения в адвокатуре и положительная роль, которую она в определенные моменты играла в общественно-политической жизни страны.

Я хотел бы в своей работе проанализировать деятельность адвокатуры в трех судебных округах – Петербургском, Московском и Харьковском, так как только в этих округах в рассматриваемый период были созданы советы присяжных поверенных, которые осуществляли работу по организации профессиональной деятельности адвокатов, выполняли административные функции и функции надзора за членами корпорации.

Предпосылки создания адвокатуры в России.

а) Развитие судебного представительства в России до судебной реформы 1864г.

В XIX в. под адвокатурой в узком смысле было принято понимать правозаступничество[1], а в более широком – совмещение правозаступничества с судебным представительством[2].

Правозаступничество судебное представительство были вызваны к жизни разными потребностями, сферы их деятельности не совпадают.

О существовании судебного представительства впервые свидетельствуют законодательные сборники XV в. В одном из наиболее древних памятников русского законодательства – Псковской судебной грамоте (1391 - 1467г.) устанавливаются ограничения судебной защиты: приглашать поверенных могли не все, а только женщины, дети, монахи, дряхлые старики и глухие.

Принцип личной явки в суд продолжал еще долго господствовать. Исключением является древний Новгород, где законодательство разрешало любому иметь поверенного.

Сфера деятельности поверенных в разные времена была различна. В то время, когда уголовный процесс еще не отделился от гражданского, поверенные допускались к участию и в гражданских, и в уголовных делах. Но постепенно роль поверенных меняется, это происходит, когда судопроизводство стало подразделяться на две формы: состязательную (суд) и следственную (розыск). В следственном процессе судебное представительство не допускалось.

Дореформенные поверенные оставили о себе неблагоприятные воспоминания. По уложению 1649 г. ходатаи подвергались телесному наказанию и тюремному заключению, а после троекратного осуждения лишались права ходатайствовать по чужим делам. Более поздний указ грозил наказанием в виде лишения чести и всего имения.

Органами правительства были засвидетельствованы недостатки дореформенного судебного представительства и правозаступничества.

К середине XIX в. уже сформировалось убеждение, что состязательный процесс – самый древний, естественный и единственный способ судопроизводства.

б) Вопрос об организации адвокатуры в процессе подготовки судебной реформы 1864 г.

В 1850г. особый комитет при II отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии под представительством графа Д.Н.Блудова приступила к подготовке проекта уставов гражданского и уголовного судопроизводства. Особая комиссия, работавшая под председательством Д.Н.Блудова, не думала о создании адвокатуры как более или менее самостоятельного института.

Функцией судебных представителей и правозащитников предлагалось поделить присяжных стряпчих. Присяжные стряпчие по проекту должны были назначаться министром юстиции из числа лиц, кончивших курс юридических наук и занимавшихся делами в судебных местах 1 и 2 степени.

После отмены крепостного права правительство решило вплотную заняться подготовкой судебной реформы.

До судебной реформы было 20 ведомственных и сословных судов с весьма неясными границами их подсудности, притом огромная масса населения была неподсудна государственному разбирательству. Судебные уставы устанавливали следующую систему судебных органов:

1) Мировой суд предназначался для рассмотрения малозначительных уголовных и гражданских дел.

2) Общие судебные места создавались для рассмотрения уголовных и гражданских дел, выходивших за пределы мирового суда, они состояли из 2 судебных инстанций: окружного суда – одного в судебном округе, включающем несколько судов и судебной палаты, действовавшей в пределах одной или нескольких губерний.

При окружных судах и судебных палатах состояли судебные следователи, судебные приставы, прокуратуры и советы присяжных поверенных.

1) Принципы организации адвокатуры.

По судебным уставам в основе организации адвокатуры лежал принцип: адвокат – правозаступник, оратор, поверенный своего клиента. Адвокаты разделялись на 2 категории: присяжные поверенные и частные поверенные.

Создание адвокатуры стало заметным событием общественной жизни страны. В адвокатуру устремились люди, увлеченные идеями буржуазного преобразования России, надеявшиеся использовать предоставленную им судебную трибуну для критики государственного строя.

В 70-х годах XIX в. в литературе впервые был поставлен вопрос о юридической природе адвокатуры. А.М. Пальховский в своем исследовании сделал такие выводы: «Адвокатура, в силу самой своей природы, должна занимать не подчиненное, а высшее положение сравнительно с магистратурой[4]. Сразу же после введения в действие судебной реформы в России появились талантливые и образованные адвокаты.

Не сразу добилась русская адвокатура и надлежащего общественного признания. Новизна этого института и неясное представление и роли адвоката в процессе рождали нападки со стороны как реакционных, так и либеральных кругов.

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 44771
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 1

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Министерство общего и высшего образования РФ.

Тамбовский Государственный Технический Университет

Юридический факультетКурсовая работа

по истории государства и права РФ

Проверил: Есиков С.А Тамбов 1999г.

План: 1. Введение. 3 Предпосылки создания адвокатуры в России. 4 Присяжные поверенные. 7 3.Помощники присяжных поверенных. 13 Жизнь и деятельность адвоката Ф. Н. Плевако. 19 Заключение. 23

В истории России второй половины XIX в. период 60г. занимает особое место. Кризис внутренней политики самодержавия, развитие в условиях феодальной формации капиталистических производственных отношений и рост революционного движения в стране привели к отмене крепостного права, к судебной, земской и военной реформах. Буржуазные по своей сути, эти реформы оказали огромное влияние на всю общественно – политическую жизнь России.

Наиболее последовательной из буржуазных реформ этого периода и едва ли не самой значительной была судебная реформа 1864 г. После проведения этой реформы судебная система стала выглядеть по сравнению с прежней более упорядоченной и стройной: чисто сословной, закрытый, чиновничий суд заменялся судом присяжных; отменялись особые суды для каждого сословия; провозлашалась отделение суда от органов законодательной и административной власти, а также независимость и несменяемость судей; впервые была учреждена адвокатура.

Адвокаты стали одновременно правозаступниками и поверенными своего клиента. Автономность, относительная независимость от государственных властей – этим, по крайней мере в первое время, отличалась адвокатура от многих учреждений царской России.

Моя работа посвящена истории формирования и развития русской адвокатуры во второй половине XIX в. В ней исследуется период от возникновения адвокатуры в России в результате проведения судебной реформы в 1864 и до 1890г., поскольку именно в эти годы особенно ярко проявилась борьба прогрессивного и консервативного течения в адвокатуре и положительная роль, которую она в определенные моменты играла в общественно-политической жизни страны.

Я хотел бы в своей работе проанализировать деятельность адвокатуры в трех судебных округах – Петербургском, Московском и Харьковском, так как только в этих округах в рассматриваемый период были созданы советы присяжных поверенных, которые осуществляли работу по организации профессиональной деятельности адвокатов, выполняли административные функции и функции надзора за членами корпорации.

Предпосылки создания адвокатуры в России.

а) Развитие судебного представительства в России до судебной реформы 1864г.

В XIX в. под адвокатурой в узком смысле было принято понимать правозаступничество1, а в более широком – совмещение правозаступничества с судебным представительством2.

Правозаступничество судебное представительство были вызваны к жизни разными потребностями, сферы их

Читайте также: