Россия на рубеже xx xxi вв роль патриотизма в духовном возрождении страны доклад

Обновлено: 18.05.2024

Последние десятилетия 20-го в. стали для российского общество чрезвычай-но насыщенными не только различными политическими и экономическими потрясениями, но и сложными процессами в духовной жизни. К ним можно отнести кризис идентификации и процесс изменения системы основных ценностных ориентиров общества. Одним из 1-х проявлений кризиса идентификации стал процесс переоценки событий отечественной истории, прежде всего её советского периода. Неотъемлемой частью новой политики стала критическая оценка предшествующего развития, выявление тех периодов и переломных моментов в истории советского общества, когда произошло отступление от ?правильного? социализма, его деформация. Обращение к истории обнаружило наличие в знаниях и представлениях советских людей множества белых пятен вследствие многолетнего замалчивания официальной историографии сложных проблем, негативных явлений в историческом прошлом. Для этого времени характерно особое внимание к собственной истории.

Следствием проведения политики реформ, смягчения международных отношений, сближения со странами Запада явились заметные перемены в системе общественных ценностей и идеалов. В сознании общ-ва постепенно преодолевается "культ обороны", сложившаяся в значительной степени под влиянием ВОВ, постепенно заменятся на качественно новую. В 90-е г. в жизни российского общества произошли кардинальные изменения: были разрушены старых экономические, социальные, политические структуры, выявилась несостоятельность надежд на возможность быстрого и безболезненного проведения реформ, углубилось противоречие массы и элит, особую остроту приобрели проблемы социальной защищённости, понизился культурный, интеллектуальный уровень общества. Все эти процессы не могли не привести к серьёзным изменениям общ-го сознания, не могли не повлиять на шкалу общ-ых ценностей и идеалов. Происходит очевидный процесс прагматизации жизненных ценностей , резкого повышения роли материально-денежного фактора в современной жизни.

Культура сыграла большую роль в духовной подготовке к перестройке. Деятели культуры своим творчеством подготавливали общественное сознание к необходимости перемен (фильм Т.Абдуладзе "Покаяние", роман А.Рыбакова "Дети Арбата"). Представители культуры активно включились в политическую деятельность: избирались депутатами, руководителями городов и.д. Происходит раскол интеллигенции по политическому признаку: одни ориентировались на западные ценности, другие придерживались национальных ценностей. Перестройка отменила запреты на многие виды и жанры искусства, вернула на экраны отложенные на "полку" фильмы и запрещённые к публикации произведения. Происходит возвращение к культуре серебряного века. Начинается поток "запрещенной" литературы (Анненский, Гумилёв, Булгаков, Белый), музыки (Стравинский, Рахманинов), худ. произведений (Сомов, Бенуа, Филонов). Такой процесс имел кроме положительной, и негативную сторону: молодые писатели и поэты были лишены возможности публикации в гос-х изданиях. Продолжается кризис в архитектуре, связанный с сокращением расходов на строительство.

Развитие материальной культуры замедлилось, что сказалось не только на отсутствии новых фильмов и книг на свободно формируемом рынке, но и в том, сто наряду с лучшими зарубежными образцами культуры в страну хлынула волна продуктов сомнительного качества и ценности.


века, в особенности на архитектуру и дизайн.

В отличие от течений, испытывавших ужас перед машинной цивилизацией, футуристы принимали будущее безоговорочно, с огромным энтузиазмом, с верой в технику как первопричину культурного прогресса.

Экспрессионизм появился практически во всех видах искусства. Его представители в литературе были Мейринк, Л. Франк, И. Бехер, Ф. Верфель, Г. Бенн; в живописи – Э. Кирхнер, К. Шмидт-Ротлуфф, Нольде, Геккель, Пехштейн, Марк, Росс, Дикс, Кокошка.

Основоположником абстракционизма (1910-е годы) стал В. Кандинский, русский художник. Живший и работавший преимущественно за границей.

Принципы абстрактного искусства стали основой для целого ряда направлений в живописи – супрематизма, ташизма, неоплацизма, пуризма и т.д.

Супрематизм, родоначальником которого был К. Малевич, ставил перед собой целью поиски абсолютной гармонии в геометрических формах как высшей степени обобщения предметного мира.

В конце 50-х годов появилось новое направление – поп-арт. Его создателем стал Р. Раушеньерг. Отказываясь от обычных методов живописи, скульптуры, графики, от логических художественно-образных закономерностей, поп-арт культивировал намеренно-случайные сочетания готовых бытовых предметов, механических копий – фотография, муляж, обрывков газет, журналов, комиксов.

В 60-е годы широкое распространение получило течение опт-арт, в основе которого лежит ритмическая комбинация многогранно повторяющихся геометрических фигур, постепенно меняющих характер линейных и цветовых соотношений, создающих оптическую иллюзию одновременное удаления и приближения. Эффекты опт-арта нашли широкое применение в промышленной и компьютерной графике.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Распад государства СССР, приверженность к демократии, изменение стратегического положения России, противостояние ветвей власти в 1993 году, - всё это отразилось в образах российской культуры и особенностях духовной и нравственной жизни населения.

По моему мнению, развитие отечественной культуры в 90-е годы было противоречивым. Чтобы доказать справедливость своего суждения, сошлюсь на исторические и обществоведческие знания.


Во-первых, хотелось бы отметить, что в данный промежуток времени в России произошёл переход к рыночным отношениям, который, в свою очередь, поставил представителей творческой интеллигенции в непривычные условия. С одной стороны, государство сняло все запреты на творчество, а с другой - прекратило всякое финансирование творческой деятельности. Вследствие этого творчество многих поэтов и писателей было отмечено чертами кризиса. Устойчивое развитие получила публицистика.

Во-вторых, кризис коммунистической идеологии на рубеже 80-90-х годов вызвал бурный всплеск религиозных настроений в обществе. Возродились традиционные для России религии : Православие, Ислам, Буддизм и Иудаизм. По всей стране развернулось восстановление храмов, мечетей, синагог, дацанов.

Таким образом, духовное развитие России в конце XX - начале XXI века действительно было противоречивым. Плодотворные перемены сочетались с трудностями и проблемами. Главный результат 90-х годов - сотрудничество между людьми с целью создания условий для возрождения духовности России, обогащения тех вечных ценностей, которые выработали поколения россиян.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+


Русская Православная Церковь — крупнейшее религиозное объединение в нашей стране. В настоящее время она насчитывает 130 епархии в различных регионах России, в ближнем и дальнем Зарубежье.

С 1990 года Предстоятелем Русской Церкви являлся Святейший Патриарх Алексий II — пятнадцатый Патриарх в ее истории. После его смерти РПЦ возглавил Кирилл, который родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде. 25 февраля 1991 года возведен в сан митрополита.

Сегодня в Русской Православной Церкви 130 епархий (для сравнения — в 1989 году было 67), более 13000 приходов (с Украиной — около 22000) (для сравнения — в 1988 году было 6893), 569 монастырей (в 1980 — 18). Приведенные цифры наглядно свидетельствуют о всестороннем возрождении церковной жизни, происходящем под Первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Пастырское служение осуществляют более 150 архиереев, 17500 священников, 2300 диаконов.[2]

Сетью учебных православных заведений руководит Учебный комитет. В настоящее время действуют 5 духовных академий (в 1991 — 2), 30 духовных семинарий (в 1988 — 3), 45 духовных училищ, которых до 90-х годов не было совсем. Открыты 2 Православных университета и Богословский институт, 9 Подготовительных пастырских курсов, 3 Епархиальных женских духовных училища, 7 школ катехизаторов, 3 школы псаломщиц. Кроме того, имеются 11 регентских и 4 иконописные школы и отделения, а также только в Москве 123 церковноприходских воскресных школ. Общее количество учащихся духовных школ, включая заочный сектор, — около 6000 человек. Образованы учебные заведения, призванные распространять религиозное образование среди мирян. Координирует эту важную работу Отдел по религиозному образованию и катехизации. [3]

Формы религиозного образования и катехизации мирян весьма многообразны: воскресные школы при храмах, кружки для взрослых, группы подготовки взрослых к крещению, православные детские сады, православные группы в государственных детских садах, православные гимназии, школы и лицеи, православные курсы катехизаторов. Воскресные школы являются наиболее распространенно формой катехизации.

В области благотворительности работа осуществляется на общецерковном уровне через Отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Прежде всего следует отметить ряд успешно функционирующих медицинских программ. В их числе особого внимания заслуживает работа Центральной клинической больницы Московского Патриархата во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. В условиях перехода медицинского обслуживания на коммерческую основу это медицинское учреждение является одной из немногих московских клиник, где обследование и лечение осуществляется бесплатно.

При центре психического здоровья Академии медицинских наук России создана психиатрическая служба, которая оказывает бесплатную помощь лицам, направленным на лечение приходами Московской епархии.

Это только некоторые из примеров конкретной деятельности вышеназванного Отдела.

В декабре 1990 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было решено создать церковную молодежную организацию. Вследствие этого решения на Первом съезде Православной молодежи было образовано Всецерковное православное молодежное движение, как официальная молодежная организация, учрежденная Русской Православной Церковью. Главными целями, которые ставились тогда перед Движением, было привлечение детей и подростков, юношей и девушек, ищущих свой путь к храму, в лоно Русской Православной Церкви, а также объединение групп молодых православных христиан для участия в программах социального служения, восстановления монастырей и храмов, проведения молодежных паломничеств, установления контактов со сверстниками-христианами из других стран.

Внешние контакты Русской Православной Церкви направляются Отделом внешних церковных сношений Московского Патриархата, в задачу которого входят:

  • осуществление иерархического, административного и финансово-хозяйственного управления епархиями, монастырями, приходами и другими институциями нашей Церкви в дальнем зарубежье;
  • принятие священноначалием решений, касающихся церковно-государственных и церковно-общественных отношений;
  • осуществление связей Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами, инославными Церквами и религиозными объединениями, нехристианскими религиями, религиозными и светскими международными организациями, государственными, политическими, общественными, культурными, научными, экономическими, финансовыми и иными подобными учреждениями и организациями, средствами массовой информации.

Теперь, когда время репрессий и запретов отошло в прошлое и Церковь вновь получила возможность свободного свидетельства о Христе, необходимость возрождения миссии в современном мире стала важнейшей и неотложной нашей задачей и одновременно острой потребностью общества.

В последние годы происходит тесное взаимодействие Русской Православной Церкви и Вооруженных сил РФ. С этой целью решением Святейшего Патриарха и Священного Синода был образован синодальный Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.

Составитель: старший преподаватель ______________ Ласточкин В.Б.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании обеспечивающей кафедры - Отечественной истории имени А.В. Арсентьевой (протокол № ____ от _______ 2010 г.)

Зав. кафедрой: профессор _________________ И.И. Демидова

Рабочая программа одобрена Методической комиссией ИГФ

Председатель Методической комиссии: доцент__________

^ I. Организационно-методический раздел

1.1. Цель курса

  • патриотическое воспитание молодежи на основе изучения истории России;
  • формирование высокой социальной активности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, окружающей природе, своему Отечеству;
  • изучение национальных традиций народов России;
  • приобщение к духовным ценностям Отечества;
  • характеристика исторического самосознания своего народа;
  • определение роли и значения своей страны во всемирно-историческом процессе;
  • социализация личности, развитие критического мышления;
  • профилактика экстремизма, правонарушений и других негативных явлений в молодежной среде.

^ 1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

  • пути формирования сбалансированной системы ценностей, где были бы гармонично представлены гражданские, патриотические, морально-нравственные и духовные особенности и традиции нации;
  • иметь научное представление о том, что ценности рассматриваются в совокупности индивидуальных и гражданских личностных качеств, сформированность которых выражается в мировоззрении, идеалах и поведенческих нормах, воплощаются в общественном сознании в форме коллективных умонастроений, чувствах и оценках по отношению к своему народу, его истории, культуре, государству.
  • воспроизводить духовные ценности своего Отечества, иметь представление об историческом самосознании своего народа, изучать и развивать национальные традиции;
  • уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к различным аспектам отечественной истории.
  • объективно оценивать вклад своей страны в развитие мировой цивилизации.

^ II. Содержание дисциплины

2.1. Разделы курса.

Курс предполагает разработку научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания студентов. В разделах курса сформулированы теоретические основы граждановедения и патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций, различных конфессий и отдельных личностей по воспитанию патриотизма, способствующие преодолению разобщенности в освещении истории Отечества и теоретическому осмыслению опыта прошлого своей страны в контексте имеющихся научных представлений об основных этапах развития мировой цивилизации.

^ 2. 2. Темы лекций и краткое содержание.

Вводная. Предмет граждановедения и патриотического воспитания. Развитие национально-патриотической идеи России в IX - XXI вв. (1 ч.).

Предмет и объект граждановедения и патриотического воспитания. Источники и историография проблемы. Формирование патриотического мировосприятия в Киевской Руси. Роль религиозного фактора в формировании патриотических традиций русского народа. Анализ отношения людей разных эпох к своему Отечеству как исторической реальности. Исторические источники о наличии патриотических традиций в общественном сознании славян. Роль менталитета, экологии, геополитики в формировании патриотических идей в Киевской Руси.

Основные характеристики национально-патриотической мысли в период Киевской Руси и Московского государства. (1 ч.).

Военно-профессиональный патриотизм. Пути формирования патриотизма. Комплекс факторов, влияющих на динамику национальной идеи. (1 ч.).

Эволюция трактовок патриотизма в XIX - начале XX вв. (1 ч.).

Духовная сфера общественной жизни в России. Истоки духовности. Особенности исторического развития России. Александр I Благословенный. Михаил Сперанский и кодификация законов. Полководцы-патриоты Михаил Кутузов, Михаил Барклай де Толли, Петр Багратион, Михаил Милорадович и др. Декабристское движение. Спор между западниками и славянофилами и его отголоски на рубеже XIX - XX вв. Александр I Освободитель и отмена крепостного права. Национальный вопрос в России. Особенности капиталистического развития России. Меценаты Савва Мамонтов, Савва Морозов, Павел Третьяков и др. Представители науки, культуры и искусства XIX в. Вклад Николая Миклухо-Маклая, Николая Пржевальского в развитие науки и защиту интересов России за рубежом. Реформы Сергея Витте и Петра Столыпина.

Советский Союз: противоречия в становлении

нового общества. (1 ч.).

Февральская революция. Победа вооруженного восстания в Петрограде и Москве. Проблема выхода из войны. Экономические мероприятия Советской власти. Гражданская война в России ее герои. Противостояние белых и красных. Поляризация мнений о будущем устройстве России. Русский вопрос и русская национальная идея. Кризис военнокоммунистической идеи. НЭП. Государственные и партийные лидеры В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин. Борьба за власть. Образование СССР. Успехи и неудачи в ходе индустриализации и коллективизации. Трудовые почины и инициативы советского народа. Новаторы производства. Успехи в социально-экономическом развитии. Космонавты Юрий Гагарин, Андриян Николаев, Валентина Терешкова и др. Место и роль России (СССР) в общемировом историческом процессе. Самобытность исторического пути развития Отечества и ориентация на ценности европейской цивилизации. Интерес к историческому прошлому страны во всем его многообразии как способ преодоления тенденциозного подхода к истории. Самоценность каждого периода истории страны. Недопустимость пренебрежительного отношения к историческому опыту предшествующих поколений.

Великая Отечественная война и великий подвиг

советского народа.(1 ч.).

    1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
    1. Патриоты, выдающиеся граждане России:
    2. Государственные и общественные деятели
    3. Военачальники
    4. Представители науки, культуры и искусства
    5. Спортсмены
    6. Новаторы производства
    7. Труженики сельского хозяйства
    8. Государственные органы и общественные организации в патриотическом воспитании молодежи.
    9. Пути и методы усиления воспитательного потенциала российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
    10. Патриотизм - как важнейший фактор духовного оздоровления народа, формирования единого гражданского общества.
      1. Примерный перечень вопросов к зачетам по всему курсу.
      1. Предмет граждановедения и патриотического воспитания.
      2. Источники по проблеме.
      3. Историография темы.
      4. Актуальность граждановедения и патриотического воспитания молодежи на современном этапе.
      5. Проблемы молодежи, пути и методы их решения.
      6. Государственные органы и общественные организации в патриотическом воспитании молодежи.
      7. Пути и методы усиления воспитательного потенциала российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
      8. Патриотизм - как важнейший фактор духовного оздоровления народа, формирования единого гражданского общества.
      9. Формирование патриотического мировосприятия в Киевской Руси.
      10. Роль религиозного фактора в формировании патриотических традиций русского народа.
      11. Анализ отношения людей разных эпох к своему Отечеству как исторической реальности.
      12. Исторические источники о наличии патриотических традиций в общественном сознании славян.
      13. Основные характеристики национально-патриотической мысли в период Киевской Руси и Московского государства.
      14. Характеристика основного содержания национально-патриотической идеи в исторических источниках периода Киевской Руси и Московского государства:
      15. Становление России как великой европейской державы: комплекс факторов, влияющих на динамику национальной идеи.
      16. Особенности образования Российского государства.
      17. Основные факторы развития национальной идеи.
      18. Эволюция трактовок патриотизма в XIX - начале XX вв.
      19. Духовная сфера общественной жизни в России. Истоки духовности.
      20. Особенности исторического развития России.
      21. Советский Союз: противоречия в становлении нового общества.
      22. Великий подвиг советского народа в Великой Отечественной войне.
      23. Укрепление патриотизма и единства народов СССР в годы Великой Отечественной войны.
      24. Использование демографического потенциала неславянских народов СССР.
      25. Укрепление братского содружества народов Советского Союза.
      26. Социокультурный кризис российского общества на рубеже XX - XXI вв. и его последствия.
      27. Распад привычной картины мира, социальных и культурных ценностей, дестабилизация социального положения людей и общественных структур, конфликт различных ценностных систем.
      28. Символы Российского государства - Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн.
      29. История формирования государственных символов России на различных этапах развития страны.
      30. Духовная жизнь российского общества в конце XX - начале XXI вв.

      ^ 2. 5. Темы контрольных работ

      1. Граждановедение. Патриотическое воспитание молодежи. Понятие и сущность.

      2. Происхождение государства.

      3. Понятие и сущность государства.

      4. Типология государства.

      5. Формы государства: понятие и её основные элементы.

      6. Монархическая форма правления.

      7. Республиканская форма правления.

      8. Форма государственного устройства.

      9. Политический государственный режим и его виды.

      10. Правовое государство и гражданское общество.

      11. Функции государства.

      12. Внутренние функции современного государства.

      13. Внешние функции современного государства.

      14. Механизм (аппарат) государства.

      15. Государственная власть.

      16. Государство и экономика.

      17. Государство и личность.

      18. Общественные организации и политические партии.

      19. Понятие и сущность права.

      20. Право и мораль: единство, различие, противоречия.

      21. Основные теории происхождения и школы права.

      22. Права человека и права гражданина.

      23. Исторические типы права.

      24. Правовые системы и семьи.

      25. Правовая система Российской Федерации.

      26. Право в системе социальных норм.

      27. Функции, принципы и ценность права.

      28. Понятие и виды источников (форм) права.

      29. Правотворчество и законотворчество.

      30. Систематизация законодательства.

      31. Понятие, признаки и структура нормы права.

      32. Понятие, виды, признаки правоотношений.

      33. Основные формы реализации права.

      34. Толкование права.

      35. Понятие, свойства, структура и уровни правосознания.

      36. Законность и правопорядок.

      37. Гражданство как правовой институт.

      38. Правомерное поведение и правонарушения.

      39. Юридическая ответственность.

      40. Презумпция невиновности.

      41. Правовые льготы: понятие, признаки, виды.

      42. Правовые стимулы и правовые ограничения.

      43. Гарантии законности и правопорядка.

      44. Понятие, структура, показатели правовой культуры.

      45. Понятие, формы и действенность правового воспитания.

      46. Права ребенка.

      47. Содержание правоотношений: субъективные права и юридические обязанности.

      Читайте также: