Российский театр императорский и провинциальный доклад

Обновлено: 05.07.2024

Большая история русского театра изложена в многочисленных трудах искусствоведов и мемуарах театральных деятелей. Вам предлагается краткая летопись, чтобы освежить память любителям этого универсального искусства.

С чего началась история русского театра

Самыми древними театральными представлениями на Руси можно считать уличные спектакли профессиональных странствующих комиков (Скоморохи). В 16 веке церковь разработала священные сцены из Ветхого Завета.

В 1672 году при дворе царя Алексея Михайловича, отца Петра I, был открыт первый светский театр в России. На подмостках представляли пьесы на библейские темы. В 1702 году, по указу Петра Первого, на Красной площади в Москве был построен первый публичный театр. Зал вмещал несколько сотен зрителей. Там играла немецкая труппа. Петр I превратил театр из придворного в национальное учреждение. Петр I желал, чтобы играли по-русски, и был недоволен современным репертуаром. Царь требовал пьес не слишком грустных, не слишком серьезных, не слишком смешных.

Первый театр был построен в Санкт-Петербурге в 1752 году. Здесь играл актерский ансамбль мирян из Ярославля, существовавший с 1750 года. Руководителем был актер Федор Волков (1729 — 1763); он считается основателем русского театра.

С 1757 года женские роли в общественных театрах впервые были представлены женщинами. Долгое время богатые русские люди содержали свои домашние театры.

Становление театра в России

В конце 18 века в Москве насчитывалось около 15 частных театров с оркестрами, оперными ансамблями и даже балетными труппами, где артисты были крепостными. Частные театры существовали и в провинции. К примеру, театр в усадьбе, в селе Баловнево Данковского уезда.

В 19 веке театральная жизнь в России изменилась. В 1806 году был основан Императорский театр. Театры уже содержались на государственном попечении.

В первый период истории русского театра сформировалась особая школа с общностью художественных средств, звука и стиля игры. В тоже время русским театрам была более присуща французская школа, она преобладала почти 100 лет. Красота внешних художественных приемов, была присуща французской театральной школе. Кроме того, на стиль включал тщательную проработку деталей. Все это внесло глубокое уважение к искусству лучших русских актеров и уважение в среде их западных коллег.

В истории русского театра были эпохи, которые были беспрецедентными по количеству великих талантов, которые сияли на сцене одновременно.

Русские театры конца XIX — начала XX века характеризовались большой творческой активностью и поиском собственного стиля. Когда Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко основали МХАТ в 1898 году, это было выдающееся событие в истории не только русского, но и мирового театра.

Развитие русского театра

В советский период (после революции.) полтора-два десятилетия были отмечены небывалым подъемом театрального движения. В основе – творческий поиск в новой культуре. Так родилась великая Советская театральная школа, которая и сейчас считается апогеем мирового театрального искусства.

Работа таких режиссеров, как Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров и Евгений Вахтангов, относится к этому периоду. Кроме того, в провинции страны народные театры много внесли в массовое увлечение театральным искусством. Самодеятельные коллективы вносят свою лепту и сейчас.

Несмотря на все противоречия, советский период был особенно плодотворным для театральной индустрии. В то время было много отличных режиссеров и актеров. Такова краткая история русского театра, который был и остается главным источником вдохновения в творческой сфере.

Материал рекомендуется, тем кто создает сценарий событий по теме: День театра в России.

Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы:

В XVIII русский театр получил мощный толчок, конечно не без участия европейской школы, огромное спасибо стоит сказать итальянским и французским музыкантам, актерам, которые работая в России, передали свое мастерство.

Интерес к театру возрос, к концу XVIII века, большое количество людей желало посмотреть спектакли, и пьесы. Во время правления Императрицы Екатерины Великой выходит в свет периодическое издание посвященное театру, в нем печатались пьесы как отечественных, так и зарубежных творцов.

В XIX веке театр в России начинает развиваться и становится самостоятельно. Его отличительная черта в этот период – многоликость. С одной стороны в нем всегда находился отклик на экономические и социальные потрясения того периода, а с другой в нем появлялись черты новаторства, которые черпались из новшеств в литературном жанре

Основные направления в театре.

В XVIII веке основным направлениям в театральном искусстве считался классицизм и романтизм, пришедший на смену век XIX, изменил его на реализм. Со сменой стиля в театре появляется много нового, например, полностью обновляется репертуар. А все, потому что как раз в этот период появляется огромное количество новых талантов в драматургии.

Виды театров.

К началу XIX века в России действуют два вида театров:

· Императорский.

Императорский театр был не один, к этому периоду сложилась целая плеяда, управление ими сосредотачивалось министерством двора Его Императорского Величества. В ведение находилось три театра в Петербурге, это – Михайловский, Мариинский, Александрийский. И два в Москве – Большой и Малый.

2. Мариинский театр назван в честь жены императора Александра II – Марии. Здание пострадало в пожаре, затем было восстановлено. Именно здесь были даны самые известные и популярные оперы, такие как – Борис Годунов или Лебединое озеро.

3. Михайловский театр получил свое название в честь сына Павла – Михаила. Изначально постоянной трупы актеров он не имел. Только позже после многочисленных реконструкций зданий там обосновались французы. Именно здесь давал концерты Штраус и выступал сам Шаляпин.

4. Большой театр обязан своему появлению Екатерине Великой. Театр не раз горел и восстанавливался. Только в середине столетия принято решение отстроить его заново, в 1825 году произошло его официальное открытие.

Тут же происходит трансформация крепостных театров. Вообще мысль о зарождения такого вида возникла давно, ведь актерам такого театра не нужно платить. Этот вид искусства становится главным развлечением помещиков. Особенно в осенний период, когда заканчиваются посевные. Крепостной театр имел свою труппу, выбор пьес был не богатым, но при этом к каждой пьесе имелись декорации. Бывали даже такие случаи когда устраивались соревнования театров, помещики хотели доказать, что именно его театр лучший. Положение крепостного театра изменилось в середине века после отмены крепостного права, помещики некоторое время пытались удержать актеров, но вскоре такой тип театра стал уходить в прошлое.

Внешний вид театра.

Особенно интересна архитектура театра, как правило, помещение под него строилось в самом сердце города, это было красивое, пышное и помпезное здание. Театр можно было отличить из далека, он имел множество украшений из лепнины, мощные колонны, монументальную скульптуру и т.д. Многие здания возведены на Итальянский манер.

Репертуар театра.

Огромным его, конечно, не назовешь, часть репертуара занимали классические европейские драмы, отечественные спектакли и пьесы так же имели место быть. На подмостках шли произведения таких выдающихся писателей как Пушкин, Гоголя, Лермонтова. С большим аншлагом проходили спектакли, взятые из Французской литературы, особенно легкие и смешные водевили.

Как только реализм занял место в русском театре, появились новые имена, например Александр Островский. Его произведения сначала блистали в императорских театрах, а затем получили распространения и в частных. Многочисленную публику собирали оперетты, ведь зачастую в них скрытым языком раскрывались проблемы того времени. Мелодрама, комедия – все эти жанры так же были представлены зрителю. Но при таком разнообразии, многие театры ставили главную цель – обогащение, но были и такие которые хотели нести просветительскую функцию.

2. Появление театра в России.

3. Театральные представления в царский период времени.

4. Театр в России XIX – начало XX века.

6. Список литературы.

1. Введение.

История русского театра – это особенный путь, отличающийся от аналогичных процессов в Европе. Уникальный исторический путь наложил отпечаток и на эволюцию отечественного театра, также как и национальное мышление, и особенности развития религии, экономики, культуры. Здесь решающим фактором явилась борьба церкви с язычеством, а началом театра на Руси, как известно, были обрядовые и ритуальные формы, распространённые среди народа с давних времён.

Люди прибегали к мистериальным действиям, ставя для этого вполне определённые цели: получить помощь у высших сил. Это были групповые действия, связанные, в основном, с этапами земледельческого цикла. Они положили начало магическим действам с игровой основой.

Выступления представителей церкви против театра привело к торможению развития театрального искусства, к более позднему возникновению театра, нежели в европейских странах. Однако, как это было и с другими культурными явлениями, русский театр в определённый период совершил мощный и динамический скачок вперёд, в результате которого появился культурный феномен, обладающий уникальными и неповторимыми чертами. Сегодня русский театр – повод для национальной гордости, явление мирового масштаба.

2. Появление театра в России.

Истоки русского театра кроются в ритуалах, связанных с земледельческими работами или семейно-бытовыми вопросами, когда люди, совершая некие театрализованные действия, пытались задобрить языческие божества, чтобы получить желаемое. Так начали формироваться мистерии, включающие в себя обряды, которые проводили авторитетные лица – волхвы, кудесники, жрецы. Они же проложили пути для развития скоморошества.

Первые формы театра на Руси – фольклорные. Это, в первую очередь, скоморохи, театр кукольный, главным лицом которого являлся любимец народа Петрушка, а также вертепы, балаганы и раёк.

Представления с Петрушкой – старейшие развлечения русского народа, появившиеся в XVII веке. Герой отличался яркой внешностью – яркая одежда, выдающийся красный нос и столь же впечатляющий красный колпак. Петрушка не только развлекал публику, но и клеймил существующие пороки, в связи, с чем его выступления не поощрялись властями и церковью, как, впрочем, и остальные виды театральных выступлений.

Вертеп, пожалуй, был единственной театральной формой, которая не подлежала осуждению, т.к. была связана с христианскими традициями. Это была своеобразная инсталляция на тему Рождества Христова с соответствующими действующими лицами: Девой Марией, Её мужем Иосифом, ангелами, волхвами, животными из яслей и, конечно, младенцем Иисусом.

Вертепы представляли собой ящички-дома из дерева, состоящие из двух или трёх этажей, в которых и разворачивалось представление, основанное на сценах из Священного Писания. Вертепы со временем приобрели огромную популярность, и расцвет этого жанра продолжался вплоть до революции, пока не исчезли в связи с религиозными запретами.

Примечательно, что в XIV веке церковь сама обращается к театру. Происходит это с открытием первых учебных заведений. Мощный воспитательный потенциал театра, его воздействие на душу и эмоциональную сферу способствуют открытию школьных театров, повлиявших на дальнейшее формирование театрального искусства в России.

Школьный театр – XVI – XVII веков – это особая страница в истории русского театра. В условиях школьного театра, несмотря на его схематичность и некоторую тематическую ограниченность, и педагогическую направленность, произошло отделение артистов от зрителей, формирование стройной системы, начали использоваться декорации, были заложены основы актёрской игры.

3. Театральные представления в царский период времени.

В царствование Алексея Михайловича начался новый этап в развитии русского театра. Взяв курс на Европу, Алексей Михайлович, среди других нововведений, даёт распоряжение о создании придворного театра – первого в России. Для этой цели были приглашены специалисты из-за границы. Под руководством немецкого комедианта набранные в новую труппу дети разучили первую пьесу для представления на двух языках. Была построена специальная сцена, созданы декорации. Любовь царя к театральным представлениям ускоряла развитие этого искусства.

Так, в 1673 году был поставлен балет – на греческий сюжет об Орфее, но с русскими актёрами. Далее стали открываться театральные школы, но в них обучались, как и выступали на сцене, только мужчины. Появился и первый драматург – Симеон Полоцкий. Благодаря его деятельности в России родились образцы первых литературных пьес, в которых в той или иной степени отражалась действительность; делались намётки образов; выстраивались диалоги.

А Пётр Великий, тем временем, берётся за открытие нового театра, который планируется открыть в Санкт-Петербурге. На этот раз он приглашает труппу из Праги. Однако история повторилась. Вновь пальму первенства перехватили немцы, и вновь спектакли начали идти на немецком языке. Император, любивший посещать театр, не был доволен и этим вариантом. Как и в московском театре, его не устраивал репертуар. Он требовал такую пьесу, чтобы в ней не было ни шутовства, ни любви; чтобы она не веселила особенно, но и не погружала в грусть. Написать такую пьесу никто не оказался в состоянии. Да и сама труппа была не на высоте: как актёры, они не блистали, а репертуар оставлял желать лучшего.

Этот театр не являлся не единственным в России на тот период. В Москве на тот момент действовала труппа при госпитале, руководил которым доктор Бидло. Он постоянно пополнял свою труппу, в том числе, и благодаря притоку из Славяно-греко-латинской академии – той самой, где зародилась традиция школьного театра. Таким образом, театр доктора Бидло постоянно обогащался. И хотя театр располагался в сарае, он был очень посещаемым местом, отличался интересным репертуаром и хорошей игрой. Пётр I также бывал на спектаклях, представляемых этой труппой и, очевидно, видел разницу между своим петербургским театром и этим. Видимо, это было одной из причин, почему и второй театр императора просуществовал недолго.

В период царствования Петра Великого возникают театры и в Сибири. Пионером этого дела оказался Филофей (Лещинский) – митрополит Сибирский и Тобольский. Он любил театр, пышные представления, а потому приложил усилия к тому, чтобы театральное дело развивалось. Он открыл первый в России театр, названный Духовным, в котором ставились не только пьесы соответствующего содержания, но и комедии. Позже его дело было продолжено другими энтузиастами из церковной среды.

Когда Пётр I умер, замерло и развитие театрального искусства. Придворный театр возродился лишь при Анне Иоанновне. Даже её коронация ознаменовалась приездом итальянских гастролёров, что, собственно, и послужило толчком её интереса к театру. В скором времени, в 1737 году, были построены сцена и театральный зал в Зимнем дворце.

Любившая роскошные развлечения, императрица тратила на них очень большие суммы. Она активизировала процесс праздников, возродила шутовские и скоморошьи развлечения, часто принимавшие жестокий характер.

Со времён коронации Анна Иоанновна возлюбила итальянский театр и возжелала иметь его у себя. Представления в Зимнем дворце шли регулярно (дважды в неделю), далее диапазон расширился посредством оперных и балетных спектаклей. Не знавшая итальянского языка, императрица получала переводы от В.К. Тредиаковского и следила по ним за ходом действия. Итальянцы также познакомили русскую публику с такими жанрами, как комедия dell’arte и opera-seria.

Свой путь Ф.Я. Волков начинал в Ярославле, и его труппа имела там настоящий успех. Уже в Ярославле было очевидно, что Фёдор Волков идёт по собственному пути развития, вкладывая в своё творчество иные художественные принципы, а именно – естественность и простоту. Это было началом начал великого реалистического театра России.

Ф.Я. Волков умер очень рано, не дожив и до тридцати пяти лет. Но начатое им дело продолжилось. На сцену вышел ряд прогрессивных актёров и драматургов, благодаря которым русский театр сделал резкий скачок вперёд.

В XVIII веке большое распространение получают крепостные театры. Как это следует из названия, труппа таких театров формировалась из крепостных. Чаще всего детей обучали премудростям актёрского мастерства, музыке, хореографии ещё с детства. Крепостные театры были устроены также как и все остальные, имели все необходимые приспособления. Часто в недрах крепостных театров рождались настоящие звёзды (например, Прасковья Жемчугова). Наиболее известными были театры графа Н.П. Шереметева (женившегося на своей крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой), И.Д. Шепелева и других. Как крепостные, начинали свой путь такие титаны, как М.С. Щепкин, Е.С. Семёнова, С.Ф. Мочалов и другие. Таланты, открытые в таких театрах, ещё более подчёркивали чудовищность существовавшего тогда крепостного права.

Таким образом, в XVIII веке произошёл большой рывок в развитии русского театра, обретшего свою национальную неповторимость.

4. Театр в России XIX – начало XX века.

В XIX веке эти настроения только усилились. В 1812 году театр, как и всё искусство России, начинает своё активное движение по патриотической линии, что влияет как на репертуарную политику, так и на актёрские и режиссёрские тенденции.

Творчество Н.В. Гоголя подготовило почву для деятельности другой ключевой фигуры отечественного театра А.Н. Островского. Триумфальное шествие его многочисленных пьес началось с 1848 года – но только лишь по салонам и гостиным. Поначалу его произведения браковались цензурой и не допускались на сцену. За время запретов автор создал пять пьес, и все они были восторженно приняты интеллигенцией.

Интересной чертой театральной жизни начала XX века оказывается организация любительских и частных театров, которые развивались гораздо интенсивнее, нежели императорские труппы. Последние из представленных выше оказали решающее влияние на русский театр. Среди подобных коллективов следует назвать театры С.И. Мамонотова, Н.И. Соловцова, Ф.А. Корша, А.Я. Таирова, а также К.С. Станиславского и Н.И. Немировича-Данченко. Все эти имена красноречивы сами по себе.

Так, система актёрской игры К.С. Станиславского стала мировым достоянием. Созданный вместе с В.И. Немировичем-Данченко МХАТ стал великолепным образцом психологического театра, в котором новаторская игра и режиссура совмещались с не менее новаторской драматургией (А.П. Чехов). МХАТ и драматургия А.П. Чехова – это новая, совершенно иная страница в истории русского театра, выражение принципиально новой театральной эстетики, где в будничном и повседневном бытие крылся весь драматизм и одновременно с тем радость жизни. Необычность и новизна чеховских пьес требовала иных принципов постановки и игры, что и смог осуществить именно МХАТ.

В.Э. Мейерхольд развивал систему биомеханики, основу которой составляли физические данные актёров, его физическая подготовка, которая, по его мнению, становилась решающим фактором для реализации актёрской задачи.

А.Я. Таиров создал т.н. синтетический театр, в котором властвовал универсальный актёр, виртуозно владевший как внешней, так и внутренней техникой.

С приходом революции все театры стали собственностью государства. Новые условия поставили многих деятелей культуры в невозможные условия для творчества, в связи, с чем страну покинуло огромное число интеллигенции, в том числе, актёры, режиссёры, драматурги. Оставшиеся были вынуждены приспосабливаться.

Таким образом, в конце XIX – начале ХХ века произошло завершение формирования уникальности и универсальности русского театра, и даже социальные катаклизмы не смогли воспрепятствовать этому процессу, хотя и затормозили его. В ХХ веке русское театральное искусство поднялось на новую высоту.

5. Заключение.

Итак, на основе всего вышесказанного можно сделать ряд выводов. Театр в России начинался в мистериальных формах, в обрядовых действиях, руководил которыми жрец. Уже тогда зародился прообраз современного театра с режиссёром и актёрским составом, который мы видим сейчас.

Далее театр постепенно развивался через такие примечательные явления, как скоморошество, балаганные и вертепные представления. При царе Алексее Михайловиче в страну начали проникать европейские театральные веяния, и до XVIII века русский театр шёл по пути подражания и заимствования. Хотя нельзя не отметить, что возникали своеобразные явления, например, школьные театры, сыгравшие большую роль в формировании искусства театра. И здесь, как ни парадоксально это звучит, именно церковь, до сих пор протестовавшая против театра, способствовала его продвижению.

Далее русский актёр Ф.Я. Волков сделал коренной поворот в эволюции театра, направив его на путь национального искусства. И потом уже при усилии целой плеяды великих актёров, режиссёров, драматургов на свет рождается русский реалистический психологический театр, неповторимый по своей сути, глубине и значимости.

6. Список литературы.

1. Дризен Н.В. Материалы к истории русского театра: Любительский театр. Театральная цензура. К биографиям писателей и артистов. Мелочи театральной старины. Народный театр. – М.: URSS. 2015. – 320 с.

2. Терешина М. История русского театра. – М.: Эксмо, 2019. – 480 с.

3. Царёв М.М. Неповторимые мгновенья. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 176 с.

Русский театр в девятнадцатом столетии отличался некой двуликостью – с одной стороны он продолжал все так же остро реагировать на различные социальные и политические изменения в государственном устое, а с другой – совершенствоваться под влиянием литературных новаторств.

Рождение великих мастеров



“Ревизор” Н.В. Гоголь

На этом этапе развития и полного становления русский театр уже не может оставаться удовлетворенным прежним репертуаром. Поэтому на смену старому скоро приходит новый. Его концепция заключается в изображении современного, с острым и четким чувством времени, человека. Основоположником современной русской драматургии принято считать А.Н. Островского. В своих творениях он очень правдиво и реалистично описывал купеческую среду и их нравы. Такая осведомленность обусловлена продолжительным периодом жизни в подобной среде. Островский, будучи юристом по образованию, служил в суде и видел все изнутри. Своими произведениями талантливый драматург создал психологический театр, который стремился заглянуть и максимально раскрыть внутреннее состояние человека.



“Гроза” А.Н. Островский

Помимо А.Н Островского, в театральное искусство XIX столетия сделали большой вклад и другие выдающиеся мастера пера и сцены, произведения и умения которых являются эталоном и показателем вершины мастерства. Одной из таких личностей является М. Щепкин. Этот талантливый артист исполнил огромное количество ролей, в основном, комедийных. Щепкин поспособствовал выходу актерской игры за пределы существующих на то время шаблонов. Каждый из его персонажей обладал собственными индивидуальными чертами характера и внешности. Каждый герой был личностью.



М. Щепкин (в центре)

Читайте также: