Роль субъективного фактора в период перестройки в ссср доклад

Обновлено: 05.07.2024

Предпосылки реформ. К середине 80-х годов СССР оказался в состоянии глубокого экономического, политического и социального кризиса системы. Произошло падение темпов роста в промышленности (с 8,4% в конце 60-х гг. до 3,5% в начале 80-х гг.) и производительности труда (с 6,3% до 3% соответственно). Сложилась кризисная ситуация в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть к началу 80-х гг.). Экономический застой компенсировался большим удельным весом военных затрат в бюджете. Для экономики был характерен остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. Реальные доходы на душу населения в начале 80-х гг. (по сравнению с 1966-1970 гг.) уменьшились в 2,8 раза. После смерти Л.И. Брежнева (ноябрь 1982 г.) Генеральным секретарем стал Ю.В. Андропов, скончавшийся в феврале 1984 г. после тяжелой болезни. Высший пост в государстве занял 73-летний К.У. Черненко, скончавшийся в марте 1985 г. Подобная “смена” власти еще более подрывала авторитет и доверие к ее представителям не только со стороны граждан СССР, но и мирового общественного мнения. К середине 80-х годов несостоятельность сверхдержавных претензий СССР стала очевидной. Его союзниками в основном были слаборазвитые государства “третьего мира”. Бессилие советской военной мощи демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран мира, в которых к тому времени осуществлялся переход к информационному (постиндустриальному) обществу.

Сущность политики перестройки. Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований (перестройки) относится к апрелю 1985 г. Как обычно инициатива этого процесса исходила “сверху” и была вызвана новой расстановкой сил в высших эшелонах власти. Лидером начавшихся преобразований выступил новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев, избранный на этот пост на мартовском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС. Новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы. Идеология перестройки претерпела определенную эволюцию: от задачи совершенствования социализма и необходимости его ускорения к признанию М.С. Горбачевым некоторых либерально-демократических ценностей: разделения властей, парламентаризма, гражданские и политические права человека. Ставилась задача создания в СССР гражданского (правового) общества. В рамках демократизации происходило оформление политического плюрализма. В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе. Это открыло возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. Вводились альтернативные выборы народных депутатов СССР. Наметилась тенденция производственной демократизации. Составной частью политической реформы стало создание института президента в СССР. III Съезд народных депутатов (март 1990 г.) избрал Президентом СССР М.С. Горбачева. 12 июня 1991 г. в результате выборов на альтернативной основе президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. В условиях нестабильного положения и усиления центробежных сил одной из важнейших задач М.С. Горбачева стала проблема реформирования СССР и заключения нового соглашения между республиками. Союзный договор суверенных государств в Ново-Огарево (апрель 1991 г.), известный как соглашение “9+1”, а также последующий проект соглашения о создании Союза Советских Суверенных Республик предоставлял значительные права республикам и превращал центр из управляющего в координирующий. 17 марта 1991 г. в СССР прошел референдум, в ходе которого абсолютное большинство граждан высказалось за сохранение союзного государства в обновленном виде.

Проблемы реформирования экономики. Ключевым понятием в стратегии экономических реформ М.С. Горбачева являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей в этом смысле было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. Одновременно упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом). Экономическая реформа 1987 г. осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма. Реформа способствовала формированию частного сектора. В 1988 г. были приняты Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). Получили развитие арендные отношения. Однако не было принято закона о передаче земли в частную собственность. Концепция ускорения не дала ожидаемого эффекта. План перехода к рынку в течение 500 дней (отсюда его название программа “500 дней”) был предложен экономистами С. Шаталиным и Г. Явлинским. Под давлением консерваторов М.С. Горбачев отказался от поддержки этой программы Проведение экономической реформы второй половины 1980-х гг. характеризовалось в целом непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности и в сельском хозяйстве.

Заключительный этап перестройки. Распад СССР. Распад СССР явился результатом воздействия объективных и субъективных причин. Среди первой группы факторов: неудачи экономических реформ, неэффективность унитарной централизаторской модели государственного управления, осуществлявшейся в горбачевский период; кризис коммунистической идеологии, ослабление КПСС и последующая ликвидация партийно-политической монополии, составлявшей основу СССР; отсутствие разработанной национальной политики; движение за национальное самоопределение республик, активизация местных политических элит, лидеров национальных движений; внешнеполитический фактор. Определенную роль в разрушении СССР сыграли субъективные причины: менталитет самого лидера перестройки и связанные с этим ошибки, непоследовательность в проведении курса реформ. К осени 1988 г. произошел раскол в лагере демократов. В нем выделилось радикальное крыло (во главе с лидерами - А.А. Сахаровым и Б.Н. Ельциным). Весной-летом 1990 г. прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, включая Россию, приняли декларации о национальном суверенитете. Их деятельность ускорила начало дезинтеграционного процесса на территории СССР. Одновременно с ростом оппозиции союзным структурам власти начался процесс распада КПСС. В течение 1989-1990гг. из состава КПСС вышли компартии прибалтийских республик. 19-21 августа 1991 г. произошла попытка переворота консервативными руководителями СССР с целью сорвать намеченное на 20 августа заключение соглашения и восстановить власть центра и КПСС. 23 августа 1991 г., после подавления путча в Москве, был подписан указ о роспуске КПСС. М.С. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК. В сентябре был распущен Съезд народных депутатов СССР. Крушение коммунистического режима вызвало процесс сепаратистских тенденций. Сразу после подавления августовского путча о своем выходе из СССР заявили три республики Прибалтики. 8 декабря 1991 г. на Минской встрече трех президентов – России, Украины и Белоруссии было заявлено о прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате одиннадцать бывших союзных республик поддержали “Беловежское соглашение”. Последствия распада СССР имели тяжелый характер для народов всех бывших союзных республик. Нарушились политические и экономические контакты между республиками (суверенными государствами), последовал разрыв кооперационных связей. На территории постсоветского пространства произошло обострение межнациональных отношений, что вызвало территориальные конфликты во многих регионах (между Азербайджаном и Арменией; Грузией и Южной Осетией, позднее Абхазией). Возникла проблема беженцев.

Итоги. В период перестройки (1985-1991 гг.) в советском обществе была окончательно разрушена система тоталитарного режима. Общество стало открытым внешнему миру. На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начали формироваться элементы гражданского общества. Однако экономические реформы эпохи М.С. Горбачева провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал. В результате вслед за очищением социализма от тоталитаризма последовал крах самой социалистической системы. Крушением СССР завершился горбачевский период перестройки.

1. Горбачев М.С. Жизнь и реформы. В 2-х кн. – М., 1995.

2. Ельцин Б. Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. – М., 1990.

3. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. – М., 1992.

4. Медников В.В., Маховикова Г.П. Экономика России: путь реформ (1917-1995). - Спб., 1997.

5. Акопов С.Г., Гуреев Н.Д. История России. 1953-1996. Личности и эпохи. - М., 1997.

Анализ объективных и субъективных факторов, связанных с историей формирования Российского государства и процессами образования и становления Советского союза, с политикой современных государственных деятелей, приведшими к развалу великого государства.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.11.2009
Размер файла 32,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ВВЕДЕНИЕ

Одномоментный, а по историческим меркам прямо-таки мгновенный распад Советского Союза, вызвал шок у многих миллионов людей, озадачил политиков и аналитиков во многих странах земли. Как могло случиться, что держава, считавшаяся гранитной глыбой, непоколебимым монолитом, второй сверхдержавой мира, рассыпалась в одночасье как карточный домик? Какие причины привели СССР к такому печальному финалу?

1. ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ И СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

За свою многовековую историю Российское государство прошло через целый ряд этапов становления и развития, видело немало спадов и подъемов, преодолело не одну драму и трагедию.

Если абстрагироваться от того, что происходило в нашем государстве в годы раздробленности и княжеской междоусобицы, монголо-татарского ига, большой смуты в конце XVI-начале XVII вв., то самые сильные и болезненные испытания для российской государственности пришлись на 1917-1922 гг.

1 - потребности восстановления народного хозяйства, оказавшееся невозможным при раздельном существовании республик (отдельные усилия отдельных республик были недостаточными);

Став после Ленина полновластным вождем партии и государства, Сталин фактически реализовал то, к чему он стремился, возглавляя Наркомнац в начале 20-х годов.

Осмысление такой тенденции в области национально-государственного строительства в СССР подводит нас к выводу, что последовательное закрепление статуса национальных государственных образований было реакцией центральных властей на естественный в условиях социально-экономического развития страны рост национального самосознания населявших СССР народов и политических амбиций их элит.

Но изменения, постепенно вносимые в распределение полномочий между центральной властью и национально-территориальными образованиями, все же не успевали за ростом национального самосознания народов, населявших СССР, и особенно за ростом политических суверенческих амбиций политических элит этих народов и кроме того вступали в противоречие с диктатом правящей партии (ВКП(б)-КПСС), которая была идейно-политическим остовом Союза ССР и которая практически не меняла свою строго централизованную организационную структуру, основанную на принципах интернационализма. Это отставание можно считать одной из основных причин обвального распада СССР. Кроме нее были и другие.

2. ПРИЧИНЫ РАСПАДА СССР

Если обобщить то, на что обычно указывают исследователи и политики, то можно будет выделить следующие объективные и субъективные факторы, приведшие к развалу еще в недавнем прошлом великого государства.

Во-первых, это центробежные факторы исторического порядка. К ним следует отнести, прежде всего, пути и средства формирования Российского государства.

К центральным факторам исторического характера можно отнести также некоторые цели образования Союза ССР и конкретную практику сталинской национальной политики. Кроме того, многим народам и особенно национальным элитам была не по душе классовая и, в общем, весьма дорогостоящая внешнеполитическая линия Москвы, связанная с интернациональной поддержкой на международной арене борьбы народов против империализма, капитализма и колониализма за социализм. Все это отталкивало от Москвы, усиливало недовольство ее политической линией и, в конечном счете, обильно питало центробежные тенденции.

Но если до определенного исторического момента народы СССР и их элиты были вынуждены мириться со своим подчиненным положением, то по мере повышения уровня их социально-экономического развития, сопровождавшегося ростом национального самосознания, накопления элитами политического опыта, росло их стремление расширить и укрепить свои права, нередко наталкивавшееся на сопротивление Центра. Противодействие и противоборство двух сил вело к росту противостояния, к увеличению напряженности между Центром и республиками, чем дальше, тем больше стремившихся повысить свой статус. И если бы в 60-х и 70-х годах, центральные партийные и государственные власти решились на отказ от унитарных взаимоотношений и перешли на практике к подлинно федеративным с сильными элементами конфедерации, то распада СССР наверняка не произошло бы.

Другие варианты реформирования СССР упомянутые руководители отрицают как нереальные в той ситуации. Между тем таких вариантов было как минимум еще два: создание конфедерации и евразийского союза государств по типу Европейского союза, что, к слову сказать, предлагалось целым рядом руководителей, в частности центральноазиатских государств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы.

1. Для распада СССР имелись важные объективные и субъективные причины и предпосылки, связанные как с давней российской историей, так и с политикой современных государственных деятелей.

2. К началу 90-х годов значительно усилились те центробежные тенденции, которые в том или ином виде всегда присутствовали в российском и советском государствах и которые неизменно крепли в смутные, кризисные периоды нашей истории. Августовский путч 1991 г. и Беловежские соглашения того же года, а также последовавшие за ними события сыграли роль мощных толчков, или, точнее говоря, землетрясения, которое до основания разрушило некогда мощное и казавшееся монолитным государство.

3. Восстановить Союз бывших советских республик в прежнем виде уже невозможно и нецелесообразно. Создание унитарного государства вместо замышлявшегося и продекларированного федеративного было крупной ошибкой сталинской политики, за которую приходится расплачиваться нынешнему поколению. Но даже если бы в 20-е и 30-е годы было образовано подлинно федеративное государство, со временем его все равно пришлось бы реформировать в конфедеративное. Это было бы вызвано естественным ходом событий, ростом и развитием национального самосознания народов, населявших бывший СССР, развитием их экономики и культуры, в первую очередь политической, становлением национальных элит и т.д.

Доказательством того, что процесс трансформации государственного устройства неизбежен даже в более развитых государствах, чем бывший СССР, служат события в современной Великобритании, Испании, Италии и некоторых других европейских странах, не говоря уже о государствах в других регионах мира.

Развитие унитарного (или почти унитарного) многонационального государства, каким были и царская Россия и СССР в федеративное, а затем конфедеративное - это естественный процесс, соответствующий тем качественным изменениям, которые происходят в обществе и государстве. Дело политических сил как правящих, так и оппозиционных - учитывать эти изменения в практической политике, в том числе в перестройке государственного устройства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вдовин А.И., Корецкий В.А. Распад СССР и проблемы национально-политического развития России.// Выборы в России. 2000. №1.

3. История России. Теории изучения. Книга вторая. Двадцатый век./ Под. ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: СВ-96, 2001. - 304 с.

Подобные документы

Анализ процессов системной дезинтеграции в экономике (народном хозяйстве), социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, которые привели к прекращению существования СССР 26 декабря 1991 года. Основные причины распада СССР.

реферат [16,6 K], добавлен 09.10.2013

Распад Союза Советских Социалистических Республик: причины. Становление российской государственности после распада СССР. Конституция РФ 1993 года. Развитие права Российской Федерации. Глобальные экономические и политические процессы.

реферат [15,3 K], добавлен 08.04.2004

Политические цели и военные планы фашистской Германии в войне против СССР. Объективные и субъективные причины временных неудач Красной армии в начальный период и коренной перелом в войне. Создание антигитлеровской коалиции и роль Советского Союза.

контрольная работа [40,7 K], добавлен 18.12.2009

Распад СССР как процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве), социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза под воздействием целенаправленной политики. Поражение путча, начало перестройки.

презентация [6,1 M], добавлен 05.04.2015

Основные причины распада Советского Союза: индустриализация за счет уничтожения свободы крестьянства, превращение страны в крупнейшего импортера продовольствия, расходы на гонку вооружений. Положительные и отрицательные последствия распада государства.

эссе [15,1 K], добавлен 13.03.2015

Общая характеристика политического состояния Советского Союза после смерти Л. Брежнева. Анализ основных направлений внешней политики 1985-1991 гг. и концепция нового политического мышления. Кризис социалистического лагеря. Основные причины распада СССР.

реферат [31,1 K], добавлен 04.03.2011

Изучение исторических особенностей распада СССР. Характеристика причин и последствий распада самого крупного государства. Рассмотрение мотивов и целей образования Содружества Независимых Государств. Анализ новых возможностей для бывших республик.

Данная работа представляет собой реферат на тему: Распад СССР: причины и последствия. На данном этапе развития и политических преобразований, происходящих в Российской Федерации и соседних государствах. Рассмотрим это время в истории государства, чтобы найти ответы на те вопросы и проблемы, которые возникают сейчас. Это и нефтегазовый конфликт с Казахстаном и Белоруссией, и военные действия в Грузии, и снос памятников русским солдатам в Эстонии.

Говоря о существовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР), можно сказать, что это был весьма сложный период в истории государства. Причин его образования и распада можно выделить множество. Эти события не могли пройти незаметно для населения. Последствия распада СССР повергли в отчаяние миллионы людей и привели к резкому разделению общества на бедных и богатых, большому росту потока беженцев.

Эта тема очень актуальна, так как в настоящее время она малоисследована.

Цель данной работы:

рассмотретьобъективные и субъективные факторы распада СССР;

выявить основные этапы распада СССР;

проблемы взаимоотношения России со странами СНГ на современном этапе.

Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:

рассмотреть объективные и субъективные факторы;

проследить процесс распада СССР;

проанализировать последствия этого процесса в современном мире.

Для решения задач использовались следующие источники исторические документы, энциклопедии, специальная литература.

Распад Социалистических Республик дал также понять, насколько сильна сама по себе Россия, на чем держится её политика и экономика.

Глава I

Объективные и субъективные факторы распада СССР

В результате Ново-Огаревских переговоров по разработке нового союзного договора между Горбачевым и главами республик к 23 июля 1991 была достигнута договоренность о его подписании 20 августа. Августовский путч подстегнул все союзные республики к выходу из союза.

26 декабря на последнем заседании Совета Республик Верховного Совета СССР была принята декларация, констатировавшая прекращение существования СССР как государства и субъекта международного права.

Реферат на тему: Перестройка
Реферат на тему: Перестройка

Перестройка - это государственная политика, проводимая в СССР с середины 1980-х годов с целью коренной перестройки жизни всего общества на основе демократизации. Инициатором перестройки выступил генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев. Его решение реформировать государственную систему было связано с определенными проблемами в социальной, политической и экономической сферах жизни общества.

За годы правления Горбачева в стране произошли огромные изменения во всех этих сферах, и в целом горбачевские экономические преобразования можно разделить на 3 этапа:

Этот курс был определен Пленумом ЦК в апреле 1985 года. Все, что происходило в стране в 1985 - 1991 гг., нельзя назвать негативными явлениями, но они вызвали неоднозначную реакцию общества. Даже в наши дни события тех лет становятся предметом споров и жарких дискуссий. По мнению многих, все, что произошло в те годы, стало причиной одной из крупнейших геополитических катастроф конца ХХ века - распада СССР. Основная цель этого эссе - рассмотреть все 3 этапа реструктуризации. Целью данной статьи является раскрытие причин реструктуризации и ее результатов. Эта тема актуальна и актуальна на сегодняшний день, поскольку перестройка повлияла на развитие как России, так и других стран бывшего Советского Союза и всего остального мира.

Причины реформ

Правительство также постаралось сделать упор на развитие научно-технического прогресса в стране. Курс на ускоренное внедрение достижений научно-технического прогресса нашел отражение в создании ряда структур. Создано Бюро Совета Министров СССР по машиностроению, образован Государственный комитет по вычислительной технике и информатике (21 марта 1986 г.), принято решение о создании межотраслевых научно-технических комплексов (22 января 1986 г.), Главное управление по созданию и использованию космической техники в народном хозяйстве научных исследований (12 октября 1985 г.). Решения об аттестации рабочих мест (12 сентября 1985 г.) и о переводе на трехсменную работу предприятий с высокопроизводительным современным оборудованием были ориентированы на повышение эффективности использования новой техники. Повышения качества продукции предполагалось достичь за счет опыта государственной приемки продукции, хорошо зарекомендовавшего себя в отраслях оборонной промышленности.

Для достижения своих целей власти пытались повысить интерес людей к результатам своей деятельности. В мае 1985 г. был принят указ о повышении оплаты труда научных работников, конструкторов и технологов, в июле - об усилении материального стимулирования отдельных категорий работников аграрного сектора. Решением от 12 декабря 1985 года улучшено материальное стимулирование мастеров, начальников цехов и участков предприятий. Наконец, указ от 17 октября 1986 г. предусматривал введение новых тарифных ставок и заработной платы, а также снятие ограничений на фонд оплаты труда в обрабатывающих отраслях. Следует отметить, что события тех лет сопровождались кадровыми перестановками.

На момент своего избрания Горбачев все еще был окружен лидерами предыдущего поколения. Он сразу стал искать новых людей на главные должности. Он набирал кадры из той партийной прослойки, которую знал лучше всего: из секретарей обкомов, во всяком случае - из местных руководителей, из тех, кого выдвинул Андропов. Вторым лицом в секретариате партии он выбрал сибиряка Лигачева, который был рядом с ним в тяжелый год правления Черненко. Престарелый Тихонов освободил пост председателя Совета министров за приехавшего с Урала Рыжкова, специалиста с высшим техническим образованием.

К тому же первый этап перестройки характеризовался некоторыми утопическими подходами. Одним из наиболее ярких примеров является кампания по борьбе с алкоголизмом в стране, которая, хотя и имела довольно положительные результаты, со временем вызвала неоднозначную реакцию в обществе, в результате чего была свернута.

На втором этапе перестройки 1987-1988 гг. была сформулирована реформаторская политическая концепция и проведены реальные политические реформы. Пленарное заседание в январе 1987 г. Решили реформировать политическую систему. Депутаты Советов (от местных до Верховного) должны были избираться на альтернативной основе. Реформы коснулись и внутрипартийной жизни (тайное голосование, альтернативные выборы членов партийных комитетов и т. д.). В июне 1988 г. на XIX партийной конференции было принято решение о создании правового государства, лишении партийных органов государственной власти. функций, а также расширить права республик. Главным итогом стало решение о созыве Съезда народных депутатов СССР. Он должен был состоять из 2250 депутатов.

Две трети депутатов избраны по одномандатным округам, остальные избираются центральными органами общественных организаций. I Съезд народных депутатов прошел в мае-июне 1989 года. Дебаты на нем приобрели невиданную остроту. Съезд избрал двухпалатный Верховный Совет под председательством Горбачева. Однако на съезде сформировалась группа депутатов, критиковавших курс Горбачева. Особенно резко они критиковали экономическую политику правительства и требовали скорейшего перехода к рыночной экономике. Реформа политической системы была связана с превращением Советов в главный источник власти, что на политическом языке означало необходимость отмены 64-й статьи Конституции СССР, закреплявшей руководящую роль КПСС.

На I Съезде народных депутатов впервые за много лет началось формирование организованной политической оппозиции. 7 июня 1989 г. депутат от Оренбурга В. Шаповаленко объявил о создании Межрегиональной депутатской группы (ЦРТ), в которую изначально входило 150 человек. Летом группа увеличилась до 388, из них 286 были из РСФСР. Окончательная организационная конституция ЦРТ состоялась 29 июля на первой генеральной конференции ее членов. Он избрал пять сопредседателей: Ю.Н. Афанасьев, Б.Н. Ельцин, В. Пальма, Г.Х. Попов, А.Д. Сахаров и Координационный совет 20. Программные тезисы группы были представлены Б.Н. Ельциным, в котором были выделены следующие фундаментальные идеи: признание частной собственности, децентрализация власти, экономическая независимость и реальный экономический суверенитет республик.

Право использования также было делегировано в гораздо большей степени. По так называемой второй схеме хозрасчета (одна из двух предложенных предприятиям на выбор при реорганизации) фонд оплаты труда определялся как доход, уменьшенный на сумму материальных затрат, платежей в бюджет и отчислений в специальные фонды. средства. Первая схема также открыла новые, хотя и менее широкие возможности для повышения заработной платы. Во-вторых, закон серьезно ограничил административные возможности дирекции предприятий по отношению к работникам, при этом резко увеличив влияние трудовых коллективов на принятие экономических решений (распределение доходов предприятий, назначение руководителей всех уровней и т. д.).

4. Расколы и кризисы

Радикальные последствия демократических политических реформ показали выборы народных депутатов СССР в марте 1989 г. Первые свободные выборы нанесли удар по кандидатам от аппарата КПСС и выдвинули, во-первых, кандидатов, противостоящих аппарату, а, во-вторых, представителей национальных фронтов. Ростки радикально-демократической оппозиции проявились уже на I съезде народных депутатов СССР.

В конце 1989 - начале 1990 годов радикальная оппозиция легко выполнила требование о пересмотре статьи 6 Конституции, что имело огромное значение для нарушения политической монополии КПСС.

Распад

К середине 1991 года деструктивные процессы в стране развивались настолько интенсивно, что обычных мер уже было недостаточно для восстановления элементарной управляемости. И все политические силы знали об этом. За право вывести страну из кризиса боролись два четко очерченных центра политической власти: союзное руководство без Горбачева и российское руководство. Первые выступали за социалистический выбор, развитие советской системы, сохранение единого государства в составе СССР. Последние заявили о своей приверженности либеральным подходам в экономике, о необходимости изменения советской системы, они считали возможным это сделать только в рамках конфедеративного союза государств.

Заключение

В целом можно отметить, что реформы, проведенные в период перестройки, были направлены на улучшение ситуации во всех сферах советского общества. Стремление Горбачева к реформированию страны говорит о его заботе о своей стране и социалистической идеологии в целом, и справедливости ради стоит сказать, что они улучшили настроение простых советских граждан по отношению к своему окружению.

Однако при проведении реформ не были учтены некоторые объективные и субъективные факторы, и в стране не хватило кадров для качественной разработки и реализации новой политики. Все это привело к тому, что вместо того, чтобы выйти из политического и экономического кризиса, страна углубилась в него. Что привело к полному краху социалистической системы.

Читайте также: