Роль социологии в профессиональной подготовке кадров доклад

Обновлено: 16.05.2024

Все это усиливает социальный статус отдельных социологических служб, но захватывает только видимую часть обширного айсберга, кото-рый называется социологией. Социология в своей сущности является наукой об особенностях, формах и тенденциях поведения людей в определенных социальных, экономических, политических, социокультурных обстоятельствах их жизнедеятельности, а потому к ней следует относится… Читать ещё >

Роль социологии в социогуманитарной и профессиональной подготовке сотрудников Федерального органа государственной охраны ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • Введение
  • Роль социологии в социогуманитарной и профессиональной подготовке сотрудников Федерального органа государственной охраны
  • Заключение
  • Список использованных источников

На рубеже XX и XXI веков резко возрос интерес к социологии не только в среде профессионалов — экономистов, философов, правоведов, психологов, но и среди людей других специальностей, интересующихся развитием современного общества, зримые лики которого меняются порой с калейдоскопической быстротой. Нередко к услугам социологов, особенно тех, кто занимается прикладными социологическими разработками, изучением электоральных предпочтений населения или изменениями конъюнктуры рынка, обращаются представители властных структур, предпринимательских кругов, политических движений и партий, отдельные лица, стремящиеся заполучить депутатский мандат.

Все это усиливает социальный статус отдельных социологических служб, но захватывает только видимую часть обширного айсберга, кото-рый называется социологией. Социология в своей сущности является наукой об особенностях, формах и тенденциях поведения людей в определенных социальных, экономических, политических, социокультурных обстоятельствах их жизнедеятельности, а потому к ней следует относится как к науке, следовательно, изучать ее .

Именно этой цели и служит преподавание социологии в высшей школе, в процессе которого студенты получают представление о том, как и почему развивается общество, происходит формирование и развитие личности, как действуют различные социальные институты — государство, культура, образование, религия, как возникает и функционирует власть, как взаимодействуют существующее веками и тысячелетиями цивилизационное и культурное разнообразие народов, стран и эпох со стремительно развивающимися в последние четверть века процессами глобализации современного мира (13, "https://referat.bookap.info").

Все это и многие другие проблемы, составляющие объект изучения социологии, должны в доступной и в то же время в систематизированной форме входить в круг знаний, составляющих непременный атрибут современного образованного человека. Поэтому-то они и составляют один из предметов изучения в процессе подготовки студентов всех специальностей во всех вузах Беларуси, России, других стран СНГ, не говоря уже о США, Англии, Германии, где преподавание социологии осуществляется уже около сотни лет.

В современном обществе нельзя отрицать важность той роли, которую социология играет во всех областях жизни. Сфера образования не является исключением. Изучение социологических дисциплин является неотъемлемой частью формирования специалиста в любой профессиональной области.

Содержание работы

Введение
Преподавание социологии в высшей школе.
Навыки и компетенции, приобретаемые при изучении социологии.
Применение социологических знаний умений и навыков в профессиональной деятельности.
Отношение студентов к изучению социологии.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферат по половневу.docx

  • Введение
  • Преподавание социологии в высшей школе.
  • Навыки и компетенции, приобретаемые при изучении социологии.
  • Применение социологических знаний умений и навыков в профессиональной деятельности.
  • Отношение студентов к изучению социологии.
  • Заключение.
  • Список литературы.

В современном обществе нельзя отрицать важность той роли, которую социология играет во всех областях жизни. Сфера образования не является исключением. Изучение социологических дисциплин является неотъемлемой частью формирования специалиста в любой профессиональной области. В условиях современного общества, в ситуации технологического взрыва, глобализации и возрастающей подвижности квалификационных характеристик не профессиональные навыки, а базовые и социальные компетенции выходят на первый план: умение личности самостоятельно выстраивать свой жизненный путь в противоречивом, постоянно меняющемся мире.

Давать высшее образование, - значит готовить молодых людей к будущей достаточно сложной работе. При этом работа, получаемая по завершении образования, должна удовлетворять как работодателя, так и работника. Работа идет успешно, и все стороны взаимодействия испытывают чувство удовлетворения, если молодые работники проявляют творческое отношение к делу и самоотдачу, если они честолюбивы и притом демонстрируют командный дух. Эти качества очень важны. Ими должен обладать любой человек. Но они не могут быть по заказу или приказу вложены в молодого человека. Они должны быть развиты в процессе обучения, должно быть развито то доброе, что в зародышевой форме существует в каждом человеке. По существу это - вопрос не образования, а воспитания, вопрос формирования целостной личности.

Сегодня существенно меняются роль и сущность гуманитарной подготовки в вузе. Она выступает как базовая по отношению к профессиональной подготовке, так как способствует развитию личности, приобретению необходимых качеств интеллекта, формированию культурной толерантности и общечеловеческой этики.

Опыт мирового образования показывает, что развитию качеств личности способствуют именно гуманитарные дисциплины.

Преподавания социологии в высшей школе.

Прорыв в общественном сознании в пользу социологии произошел в начале 90-х годов. Социология, придя в высшую школу одной из самостоятельных отраслей знаний, быстро приобретает авторитет и вызывает интерес у молодежи.

Социология - относительно молодая наука, но за короткий период она добилась признания на Западе и начинает пробивать дорогу на Востоке. Действительно ни одна социальная наука не может сравниться с ней по оперативности исследования, различных сфер жизни людей, развития и формирования общества, общественных отношений, требующих всестороннего и глубокого изучения. Ответы на вопросы о насущном бытии, о глобальных проблемах, об обществе и его будущем люди ищут в той сфере знаний, которая может компетентно помочь разобраться, и такой сферой знаний и есть социология. Действенность социологии обеспечивается широким резонансом её результатов, понятным объяснением актуальных проблем повседневной жизни.

Преподавание социологии в вузах России начато только недавно, если не считать бурного развития социального образования в России в первые десятилетия ХХ в. В 1990-х гг. в российских университетах создано более пятидесяти факультетов и отделений социологии. Овладение основами социологических знаний стало обязательным для всех россиян, получающих любое высшее профессиональное образование, а также обучающихся в некоторых колледжах, лицеях, гимназиях и училищах. К сегодняшнему дню в России издано около ста учебников и учебных пособий по социологии.

На большинстве факультетов любого вуза социология, как правило, изучается на 2 или 3 курсе. Относясь к гуманитарному циклу, она вооружает студентов знаниями современного общества как социальной системы, значимости социального действия как основы жизни общества и индивида, роли культуры в социализации индивида. Студенты приобретают информацию о социальных процессах обществе. Знакомятся с методологией и методикой социальных исследований, методами прогнозирования и моделирования социальных процессов.

Данный цикл реализует важные функции образовательного и воспитательного характера:

Во-первых, развитие: личностных качеств, творческой индивидуальности, ценностных ориентаций, эстетического вкуса и гармонии.

Во-вторых, обучение: культуре жизни, правилам взаимоотношений с людьми и природой, правильному отношению к своему здоровью и здоровью других, минимально необходимым юридическим знаниям, знаниям в области этики, эстетики, экологии, экономики, политики и социологии.

В-третьих, помощь в приобретении: общекультурного и профессионального роста личности

Навыки и компетенции, приобретаемые при изучении социологии.

Следовательно, изучение социологии направлено на осмысленное восприятие теоретических знаний, их соотнесения с реальной практикой в целях оптимальной ориентации в социальном окружении, развития и совершенствования личностного интеллектуального и общекультурного потенциала.

Особое место в формировании компетенций студентов при изучении социологии, принадлежит семинарским занятиям по этой дисциплине. Главной целью каждого из них становится сегодня формирование и развитие у студентов умений и навыков использования усвоенных знаний в конкретных ситуациях. В связи с этим повышается роль использования различных методических приемов активизации познавательной деятельности студентов. Прежде всего, это может быть доклад по самостоятельно выбранной теме курса, но подготовленный в соответствии с общими требованиями: обоснования актуальности темы, уровня ее научной проработки, собственного видения темы, проблем и путей их решения. Новым требованием служит наличие у докладчика презентации доклада. Учет этих требований побуждает студента к самостоятельному осмыслению содержания темы, целенаправленному отбору наиболее важного и интересного материала.

Применение социологических знаний умений и навыков в профессиональной деятельности.

Всегда есть соблазн готовить специалиста узкого профиля - меньше затраты. В результате страдает не только дело, но обкрадывается сам человек, ведь хорошая гуманитарная, общекультурная подготовка дает возможность вести полноценную жизнь. Известно, что в американских университетах на гуманитарные и социальные науки отводится от четверти до трети учебного времени даже на технических факультетах.

В существующей системе образования в последние годы обострились социальные проблемы. Предкризисное состояние экономики в стране сказалось и на системе образования. Уравниловка в оплате труда оказывало разрушительное воздействие не только на экономику, но и на мораль и на поступки людей. Человек лишался добросовестного и творческого труда, дисциплины, терял интерес к квалификации. Порождение теневой экономики, нарушение принципов социальной справедливости разрушали трудовые и нравственные основы общества. Поскольку современный специалист должен быть подготовлен так, чтобы всегда быть готовым идти нога в ногу с прогрессом науки и технологии, его образование должно воспитывать в нем способность как к интеллектуальному творчеству, так и к интеллектуально активному восприятию сделанного другими.

Чтобы через десять - пятнадцать - двадцать лет стать лидером, руководителем не по выслуге лет и по форме, а по сути дела, выпускник университета должен быть фундаментально образован в гуманитарной области, в области наук о человеке, наук социальных.

Специалист высокой квалификации нового столетия должен точно понимать смысл происходящих в обществе событий, специфику этого общества, особенности индивидуально- личностной субъектности различных типов и видов. Он должен уметь пользоваться средствами социального анализа, быть способным анализировать социальную информацию, полученную другими исследователями. При этом необходимо постоянно учитывать темп и направленность происходящих изменений в развитии человека, социальных групп, общества в целом, скорость старения информации. Cложность преобразований, происходящих в современном обществе, требует глубоких знаний о механизмах функционирования социальной системы, того как наши действия структурируют и формируют социальный мир.

Гуманитарная подготовленность личности к жизни и деятельности в социуме позволяет развивать гуманитарные устремления с использованием технологических достижений и достижений естественно-ориентированных отраслей науки. При этом дезориентированность обучаемых относительно человеческой ценности профессионального образования сводит к минимуму гуманистический аспект подготовки профессионально образованной личности.

Гуманитарная подготовка, включенная в программу профессионального технического образования, должна привести к профессиональной подготовленности студента, обеспечивающей, в частности, осознанную коррекцию целей и мотивов получения именно этого образования.

В Америке Национальной ассоциацией колледжей регулярно проводятся исследования для выяснения наиболее важных качеств современного специалиста с точки зрения работодателей. В 2001 году список десяти самых важных качеств включал: навыки эффективного общения (как устного, так и письменного), честность, навыки работы в коллективе, умение налаживать межличностные отношения, мотивированность и инициативность, развитую профессиональную этику, аналитические навыки, гибкость и адаптируемость, навыки работы с компьютером, уверенность в себе. Как видим, в понятие профессионализма включаются не только технологические знания и навыки, но прежде всего социальные и личностные компетенции.

Американская ассоциация университетского образования опубликовала рекомендации по преподаванию в университетах, назвав в числе важнейших задач формирование таких качеств как умения принимать решения с учетом социального контекста, оценивать риски и минимизировать опасные последствия, организовывать эффективную командную работу, отвечать за широкий спектр задач от постановки проблемы до создания устройства и его внедрения, оказывать консультативные и обучающие услуги.

Отношение студентов к изучению социологии

Исследования показали, что гуманитарная подготовленность студентов технических специальностей является необходимым условием достижения профессионализма, профессиональной, а также личностной успешности в целом, разумеется, лишь при условии определенного каче ства этой подготовленности.

Социологические исследования, проведенные в ряде университетов показывают, что подавляющее количество студентов понимают значимость данных дисциплин в становлении профессионализма и компетентности, в формировании нравственности и духовности, гражданских качеств. Многие из них подчеркнули необходимость увеличения объема часов по данному блоку дисциплин.

Инициативной рабочей группой Межвузовского центра по информационному обеспечению гуманитарного образования Министерства образования и науки РФ при РГГУ на базе межвузовских центров гуманитарного образования был проведен мониторинг мнений образовательного сообщества относительно потребностей в гуманитарных компетенциях и возможностей их приобретения в вузе: как сообщество осмысляет актуальные потребности в гуманитарных знаниях и умениях; как оценивает степень удовлетворения этих образовательных потребностей циклом социо-гуманитарных дисциплин и какие изменения в структуре данного цикла считает желательными и оправданными? В качестве целевой аудитории была выбрана наиболее практико-ориентированная часть сообщества, непосредственно вовлеченная во взаимодействие с дисциплинами социо-гуманитарного цикла в своей учебной и профессиональной деятельности (студенты и преподаватели вузов). Всего было опрошено 4500 респондентов (свыше 4000 студентов и 500 преподавателей в 28 вузах, находящихся в 7 федеральных округах).

В современном обществе возрастают требования к профессионализму руководителя. В этой связи повышается роль подготовки современного управленца, оптимизации содержания его профобразования. Однако на содержание образования негативно влияет ряд факторов:

· активное заимствование в теории социального управления многочисленных американизированных концепций и технологий менеджмента, которые нередко оторваны от реалий современной Республики Беларусь;

· отсутствие общепризнанной определенности в категориальном аппарате;

· отсутствие центральной идеи, объединяющей различные подходы к проблеме управления;

· появившиеся в последнее время тенденции ограничения или даже сокращения гуманитарной составляющей содержания образования управленческих кадров;

· кризис концепций социального управления, разрабатывавшихся в рамках советского обществознания, в иных социально-политических, экономических и культурных условиях.

Определяя содержание образования, необходимо помнить, что социальное управление представляет собой, прежде всего управление человеком и человеческими ресурсами. Если инокультурные социальные технологии управления переносятся в чуждую культурно-ценностную систему, то они перестают работать, вызывая совершенно иные результаты, чем предполагалось. В содержание образования, которое получает современный управленец, должны входить: учебные курсы, позволяющие раскрыть сущность управления; изучение цивилизационных основ управления обществом, ориентации на гуманитарный идеал знания и привлечения достижений современной философии, неклассической и постнеклассической социологии, социальной (культурной) и политической антропологии, аналитической психологии и культурологии.

Содержание образования будущих руководителей должно включать в себя не только технологические аспекты менеджмента, но и вопросы идентификации и самоидентификации индивидов и общностей, развертывания деятельности, соответствующей их потребностям, интересам и ценностям, их адаптации к новым социокультурным условиям. Именно гуманитарная составляющая научного знания способствует решению ключевых проблем современной науки об управлении. Акцент на социокультурных аспектах в подготовке управленческих кадров будет способствовать поиску новых типов легитимации власти и рациональности управления, которые в большей степени будут соответствовать как цивилизационной идентичности и культурным традициям, так и вызову времени.

Важную роль в профессиональной подготовке управленческих кадров играет общая социология и, в частности, социология управления. Социология управления в большей степени, чем менеджмент, сориентирована на учет социокультурного и цивилизационного аспекта.

Следует также помнить, что социальное управление многогранно, оно включает в себя использование различных методов и средств – экономических, административных, социально-психологических, социальных. Менеджмент связан, прежде всего, с управлением экономическими методами в рыночных условиях. В целом же особенность современной теории социального управления такова, что она не может быть выражена в каком-либо искусственно ограниченном наборе учебных дисциплин. Поэтому тенденция вытеснения общефилософской, социологической, антропологической и социокультурной составляющей теории управления представляется весьма опасной. Качественная профессиональная подготовка управленческих кадров возможна лишь на основе разумного баланса управленческих дисциплин, отражающих всё многообразие современного состояния научного знания.




Тема 5. Социологическая информация в системах управления

В современном обществе возрастают требования к профессионализму руководителя. В этой связи повышается роль подготовки современного управленца, оптимизации содержания его профобразования. Однако на содержание образования негативно влияет ряд факторов:

· активное заимствование в теории социального управления многочисленных американизированных концепций и технологий менеджмента, которые нередко оторваны от реалий современной Республики Беларусь;

· отсутствие общепризнанной определенности в категориальном аппарате;

· отсутствие центральной идеи, объединяющей различные подходы к проблеме управления;

· появившиеся в последнее время тенденции ограничения или даже сокращения гуманитарной составляющей содержания образования управленческих кадров;

· кризис концепций социального управления, разрабатывавшихся в рамках советского обществознания, в иных социально-политических, экономических и культурных условиях.

Определяя содержание образования, необходимо помнить, что социальное управление представляет собой, прежде всего управление человеком и человеческими ресурсами. Если инокультурные социальные технологии управления переносятся в чуждую культурно-ценностную систему, то они перестают работать, вызывая совершенно иные результаты, чем предполагалось. В содержание образования, которое получает современный управленец, должны входить: учебные курсы, позволяющие раскрыть сущность управления; изучение цивилизационных основ управления обществом, ориентации на гуманитарный идеал знания и привлечения достижений современной философии, неклассической и постнеклассической социологии, социальной (культурной) и политической антропологии, аналитической психологии и культурологии.

Содержание образования будущих руководителей должно включать в себя не только технологические аспекты менеджмента, но и вопросы идентификации и самоидентификации индивидов и общностей, развертывания деятельности, соответствующей их потребностям, интересам и ценностям, их адаптации к новым социокультурным условиям. Именно гуманитарная составляющая научного знания способствует решению ключевых проблем современной науки об управлении. Акцент на социокультурных аспектах в подготовке управленческих кадров будет способствовать поиску новых типов легитимации власти и рациональности управления, которые в большей степени будут соответствовать как цивилизационной идентичности и культурным традициям, так и вызову времени.

Важную роль в профессиональной подготовке управленческих кадров играет общая социология и, в частности, социология управления. Социология управления в большей степени, чем менеджмент, сориентирована на учет социокультурного и цивилизационного аспекта.

Следует также помнить, что социальное управление многогранно, оно включает в себя использование различных методов и средств – экономических, административных, социально-психологических, социальных. Менеджмент связан, прежде всего, с управлением экономическими методами в рыночных условиях. В целом же особенность современной теории социального управления такова, что она не может быть выражена в каком-либо искусственно ограниченном наборе учебных дисциплин. Поэтому тенденция вытеснения общефилософской, социологической, антропологической и социокультурной составляющей теории управления представляется весьма опасной. Качественная профессиональная подготовка управленческих кадров возможна лишь на основе разумного баланса управленческих дисциплин, отражающих всё многообразие современного состояния научного знания.

Значение социологии и социологических исследований в подготовке специалистов по управлению персоналом
Нельзя не признать, что в области менеджмента, бизнеса, маркетинга, то есть относительно новых для российского образования сферах, практических знаний иногда не хватает ни преподавателям, ни выпускникам, но необходимо заметить, что российская школа социологии - одна из сильнейших в мире, хотя ее по каким-то причинам не принято считать наукой, оказывающей влияние на систему управления. Кроме того, при обучении студентов по специальности "Управление персоналом" о значении социологии иногда просто забывают, отодвигая ее как дисциплину на задний план. Тем не менее, большинство известных теоретиков в управлении персоналом были социологами по образованию и по сфере научных интересов. Рассмотрим кратко эволюцию науки управления персоналом, которая шла рука об руку с развитием социологии и всегда опиралась на социологические концепции, теории, исследования.

Школа управления персоналом вместе с социологией претерпели значительные изменения с развитием общества. В настоящее время не вызывает сомнения важность и ценность всех этапов развития, поскольку, только пройдя через все вышеперечисленные концепции, могла сложиться такая многогранная область знаний как управление персоналом, которая сочетает в себе не только науку управления и социологию, но и множество других областей знания.

Становление классической (административной) школы управления связано с именем французского администратора и исследователя Анри Файоля (1841-1925). Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам ведет организацию к успеху. Эти принципы затрагивали два основных аспекта: разработку рациональной структуры организации и построение на ее основе рациональной системы управления персоналом, которая представляет собой бюрократическую модель.

В 30-50-х гг. XX века на Западе получила распространение "неоклассическая" школа, возникшая вследствие того, что классическая школа в недостаточной степени учитывала человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Таким образом, школа человеческих отношений стремилась дополнить деперсонализированные отношения, построенные на основе теории научного менеджмента, а также в соответствии с бюрократическими моделями классической школы, концепцией сотрудничества между рабочими и предпринимателями.

Двух ученых - Мери Паркет Фоллет и Элтона Мэйо - можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений. Основная заслуга Фоллет заключается в том, что она пыталась совместить в единое целое 3 школы менеджмента: научного управления, административную и школу человеческих отношений. Именно Фоллет определила менеджмент как "обеспечение выполнения работы с помощью других лиц". Школа человеческих отношений акцентировала внимание на сложности проблемы человеческого фактора, разрешение которой является главной задачей управления персоналом. Таким образом, менеджмент приблизился к социологии и у двух наук, развивавшихся независимо появились точки соприкосновения.

Особое место в создании теории человеческих отношений принадлежит Элтону Мэйо (1880-1949), руководителю отдела промышленных изысканий Гарвардского университета, который провел ряд экспериментов, получивших название "хоторнские эксперименты", необходимо заметить, что данные эксперименты являются социологическими исследования в своей основе. Изучая влияние различных факторов (условий и организации труда, заработной платы, межличностных отношений и стиля руководства) на повышение производительности труда на промышленном предприятии, Мэйо сделал вывод об особой роли в производстве человеческого фактора. Обобщение эмпирических данных позволило ему создать социальную философию менеджмента (систему "человеческих отношений"). В работах Э. Мэйо также подчеркивалась острота конфликта между формальной структурой организации и ее неформальными группами.

Таким образом, "хоттонские эксперименты" положили начало многочисленным исследованиям взаимоотношений в организациях, учету психологических явлений в группах, выявлению мотивации к труду в межличностных отношениях; подчеркнули роль отдельного человека и небольшой группы в организации, было положено начало использованию социологии и социологических исследований в системе управления персоналом.

С конца 50-х гг. школа человеческих отношений привела к возникновению школы "поведенческих наук" (бихевиористское направление), главным постулатом которой являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук. Видные представители данной теории: Дуглас Макгрегор, Ренсис Лайкерт, Абрахам Маслоу, - изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, оргструктуры, коммуникаций в организациях, лидерства и т.д. Таким образом, их исследования способствовали возникновению в 60-х годах особой управленческой функции, получившей название "управление персоналом".

В общих чертах главной целью "поведенческой" школы было оказание помощи работнику в осознании своих возможностей и раскрытии творческого потенциала, повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Начало века характеризовалось большим интересом отечественных ученых к различным аспектам трудовой деятельности человека. К концу 30-х годов в России исследования в области управления были практически свернуты, то эе самое наблюдалось и в сфере социологии. Возрождение интереса к управлению персоналом и к социальным наукам в России произошло в 70-80 годы. Исследования в области управления человеческими ресурсами в отечественной практике проводилось прежде всего специалистами в области психологии и социологии труда. Среди них: В. А. Ядов, А. Г. Здравомыслов, В. Г. Подмарков, В. К. Тарасов, В. П. Ропсина и другие.

Наиболее характерным для системы управления в настоящее время является тенденция к интернационализации менеджмента, объединение теоретических и практических разработок специалистов разных стран, разных областей социальных наук, их коллективное творчество в этой области знаний.

Слоты прошли долгий путь развития от самых простых образцов, изобретенных еще в девятнадцатом веке, до современных симуляторов, которые оснащены отличной графикой и проработанной системой ставок

Существует специализированное оборудование, которое предназначено для обновления, восстановления и реставрации паркета

Читайте также: