Роль европы в становлении и развитии современной цивилизации доклад

Обновлено: 07.07.2024

3. Вместе с тем, существуют люди, говорящие на одном языке, но считающие себя разными этносами. Яркие примеры мы видели в последние годы на Балканах, где говорящие на сербо-хорватском языке после распада Югославии и кровопролитный войн разделились на сербов, боснийцев, хорватов. По какому признаку? Религиозному. Сербы – в основном, православные, боснийцы – мусульмане, хорваты – католики.

4. Этнос может закреплять на различных, порой, далеко отстоящих друг от друга территория, как, например, цыгане. Этнические различия могут отражать различия в хозяйственной или профессиональной деятельности. Так, кочевые оленные коряки-чавчувены и оседлые коряки-нымылланы – разные народы. Даже практически потеряв родной язык, этнос может существовать на основе традиции, как шотландцы или валлийцы.

5. Раса тоже имеет значение: многие выделяют, например, в качестве отдельного этноса афро-американцев. При этом, представители одного этноса могут принадлежать как к одной, так и к разным расам (или расовым типам) и, наоборот, представители одной расы могут принадлежать к разным этносам.

Этнос – это совокупность людей, которая сложилась историческим путем, говорит на одном языке и обладает устойчивым сочетанием национальных свойств, общностью культуры, быта, традиций, обычаев, самосознания. Для более устойчивого существования этносы стремятся к созданию своей государственности

Если считать по языкам, то этносов столько же, сколько и языков. По оценкам, сейчас на Земле говорят на 5-6 тысячах языков.

В нашем веке, как ожидается, исчезнет до 70 процентов из существующих языков.. Для того, чтобы язык сохранялся, количество его носителей должно превышать 100 тысяч. Сегодня исчезающими считаются 400 языков. Главные виновники этого явления – миграция в города и английский язык.

НАЦИИ

Понятие нация (от лат. natio — племя, народ) в научной литературе имеет две основные трактовки. Сколько на Земле наций? Если трактовать их как политические нации, то количество примерно совпадет с числом государств.

1. Как этнонации - этнической общности с единым языком и самосознанием. Этнонация- этнос, перешедший на национальную ступень развития, что подразумевает помимо общей культуры, антропологических черт и генетического единства наличие своего государства, гражданства, политических институтов.(марксизм). И до сих пор в российском сознании, да и во многих государственно-правовых документах понятие нации все еще имеет отчетливую этническую окраску – один язык, одна религия, одна психология и т.д. К современным теориям национальной политики и к современному миру подобная трактовка не имеет отношения.

2. Как политической нации - сообщества граждан определенного государства, устойчиво, осознанно и единообразно позиционирующееся в пространстве и времени и ассоциирующее себя с определенной территорией и историей.

Если этносы существовали на протяжении всего исторического времени, то нации формируются только в период нового и даже новейшего времени. Идея о том, что этничность должна совпадать с государственностью, возникла в Европе XVIII века и получила название национализма - обособление и вычленение отдельной нации из общего числа этносов, проживавших до ее возникновения на определённой территории. После обособления нации парадигма национализма начинает работать на становление, защиту и укрепление своей нации и ее государственности.

Многоэтничность и поликонфессиональность – абсолютная норма для современных национальных государств. Вот как, по данным ООН, выглядит количество этнических групп в некоторых странах современного мира: Китай – 205, Камерун – 279, Индия – 407, Нигерия – 470, Индонезия – 712, Папуа - Новая Гвинея – 817. Все они являются безусловными нациями-государствами. МОноэтничность – редкость (Исландия).




Государство и глобализация.

Государство - основная форма общественно-политического существования человечества

2. Государства в современном смысле (или, по крайней мере, современная концепция государства) ведут отсчет с середины XVII века, когда после протестантской реформации и кровопролитной Тридцатилетней войны ведущие европейские державы в Вестфалии постарались выработать новые правила взаимодействия и собственной легитимации, которые не зависели бы от воли Священного престола. Итогом стала государственно-центристская модель, в фундаменте которой лежал принцип суверенитета: государство является источником высшей политической власти, осуществляемой в полной мере в пределах собственной территории, самостоятельно проводит внешнюю политику и уважает право других государств действовать таким же образом, здесь же доктрина высших государственных интересов Ришелье.

4. Начало распада империй после первой и, особенно, после второй мировой войны, а также усиливавшаяся глобализация вызвали нараставшую тенденцию к увеличению числа независимых государств.

Число государств. При создании ООН в 1945 году в ней было представлено 51 государство. На сегодняшний день – 193. По некоторым оценкам, через полвека на Земле будет существовать до 500 стран.

Из-за глобализации ослабляется роль государства, может случиться крах Вестфальской системы. Основания для таких выводов:

1. Растущее число негосударственных субъектов экономики и политики берет на себя ряд функций, ранее выполнявшихся государством. (ТНК, ООН, Гринпис, религиозные, правозащитные орг-ции)

3. Стратегия правительств различных стран в связи с глобализацией неодинакова.:

a) Глобализация - угроза, действия - меры экономического протекционизма, ограничение глобальных трансакций национальным законодательством.

b) Глобализация – норма , действия - агрессивноая внешнеэкономическая политика, , субсидирование экспорта. И то, и другое – крайность и это плохо.

4. Государства все более активно втягиваются в решение глобальных проблем. Они решают их более эффективно, чем международные организации (изменение климата, озоновые дыры, наступление пустынь, выбросы углекислого газа, экология, преступность, эпидемии, бедность).

5. Государства сами меняются или должны изменяться, чтобы не потерять конкурентоспособность. ( усиление финансовой и банковской системы, эффективно функционирующая система правосудия, отсутствие коррупции)

7. Глобализация предъявляет повышенные требования к компетенции государственного руководства и качеству государственного управления. Принцип субсидиарности (вопросы решаются на том уровне, который обеспечивает наиболее квалифицированную и эффективную их реализацию). Общая тенденция к децентрализации компетенции по принятию решений внутри государства. Проблемы излишней демократизации.

8. Глобализация способствует стиранию грани между внутренней и внешней политикой государств.

9. Глобализация заметно осложняет проведение и меняет содержание внешней политики государств. (приходится иметь дело с двумя с лишним сотнями различных по размерам и внутреннему состоянию стран, а не с 2-мя полюсами)

11. Глобализация терроризма.

12. Глобализация сама по себе нисколько не упорядочивает систему межгосударственных отношений. Напротив, она ведет к распространению принципов, граничащих с анархией.

13. На нынешнем этапе глобализации наибольшее значение приобретает региональный уровень интеграции государств. ЕС и НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли).

14. Активизируются усилия государств по созданию системы глобального управления (global governance). ОЭСР, ВТО, МВФ, Всемирный банк.уже сейчас занимаются этим вопросом

Концепции организации глобального управления:

1. Концепция мирового правительства(которое в представлениях некоторых наших националистов уже существует). НИКОНОВ против)).

2. Концепция реформирования Организации объединенных наций с превращением ее Совета Безопасности в квазиправительство, а Генеральной Ассамблеи – в квазипарламент.

4. Концепция корпоративного глобального управления,(коллективный процесс поиска решений и взаимопонимания между правительствами государств с участием частных игроков – предпринимательских структур, профсоюзов, неправительственных организаций)

3.Цивилизации: понятие, концепции, классификации.

Принято считать, что цивилизация возникла там же, где и государство, и ее первопроходцами выступала та же четверка – Шумер, Египет, Индия, Китай. Последние находки ученых не дают оснований считать это доказанным.

1. высокий уровень культуры и/или развития страны или общества – так считали просветители, К. Маркс, М. Вебер . европоцентристский характер.

2. цивилизации во множественном числе (как социо-культурный феномен) - первая половина XIX века

Идеологи цивилизационного подхода:

2. В начале ХХ века цивилизационный подход – представление об истории как совокупности и чередовании социокультурных систем, порожденных конкретными условиями существования обществ – стал весьма популярным. Его развивал Питирим Сорокин.

4. Классик жанра - Арнольд Тойнби, Тойнби выделял в истории человечества от 21-й до 26-ти цивилизаций, а среди живых в современном ему мире – от восьми до десяти:

- православно-христианская Ближнего Востока;

- ответвление православно-христианской в России;

- дальневосточная с основным стволом в Китае;

- ответвление дальневосточной в Японии;

Вторая мировая война и «холодная война заметно дискредитировали цивилизационный подход к истории. Ее отвергали по обе стороны железного занавеса.

А теперь о цивилизациях по Никонову.

Цивилизация - длящаяся в истории социокультурная общность наций и государств, которую объединяет ряд общих или схожих параметров и характеристик. В скобках – то, для каких цивилизаций имеет решающее значение

1. Географический регион (африканская, латиноамериканская, индийская цивилизации)

3. Языковая близость. (латиноамериканская, китайская)

4. Особенности культуры, система ценностей.

5. Устойчивые черты общественно-политической организации, взаимоотношений между государством и обществом, которые часто описывают в терминах политической культуры.

6. Психологическое чувство принадлежности к общности, самоидентичность.

7. В современном мире (да не только) ко всему этому добавляется осознанная элитами геополитическая общность, стремление к региональной интеграции.

Итак, цивилизации по Никонову: в скобках – центральные государства

Западная цивилизация.

-Европейская субцивилизация, ЕС. (Германия, Франция, Великобритания, Италия, Испания).

- Североамериканская субцивилизация, ( США, Канада).

- Австралийская субцивилизация, (Австралия, Новая Зеландия).

2. Восточноевропейская (восточнохристианская, российская, евразийская) цивилизация, (Россия, СНГ).

Исламская цивилизация.

- Арабская субцивилизация, 23 страны (Египет и Саудовская Аравия).

- Тюркская субцивилизация, (Турция).

- Индо-персидская субцивилизация, (Иран, Пакистан, Афганистан)

4. Индийская цивилизация,(Индия, Непал, Бутан, Шри-Ланка)

5. Китайская цивилизация,(Китай, м.б. Корея)

Японская цивилизация.

7. Цивилизация Юго-Восточной Азии, (АСЕАН – ассоциация стран Юго-восточной Азии)

8. Африканская цивилизация, (Южная Африка).

9. Латиноамериканская цивилизация,(Бразилия, Мексика, Аргентина)

Никонов считает, что цивилизационная матрица НЕ определяет судьбу государства.

всего три века назад на планете не было ни одного демократического государства. А значит ни одна страна, начиная создавать демократию, не имела ее изначально в своем культурном коде.

Место и роль западной цивилизации в современном мире.

Самый важный игрок в современном мире - Запад. Эта цивилизация уникальна тем,

что они она - единственная, которая оказала фундаментальное воздействие на весь остальной

мир - через завоевания, переселения, экономическую экспансию и идеи.

· ВВП США в 2010 году = 23,4% мирового ВВП,

· 27 стран Европейского союза –26% мирового ВВП

Вместе практически половина

Россия – 11 место по номинальному ВВП

Валовой продукт создается по большей части в сфере услуг (около 80%):

· высокотехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности

Западные страны

· основные потребители в мире

· контролируют международную банковскую систему

· лидируют в сферах НИОКР, телекоммуникаций, авиационной промышленности и в вооружении

Преимущества западных стран

· Конкуренция. Европа была политически фрагментированной, но внутри каждой монархии или республики существовало большое количество соперничавших корпоративных групп.

· Научная революция. Все прорывы в науке 17 века в математике, астрономии, физике, химии и биологии имели место в Западной Европе.

· Верховенство закона и представительное правительство. Оптимальная система общественного и политического порядка возникла в англоязычном мире и была основана на праве собственности и представительстве собственников в избираемых законодательных собраниях.

· Современная медицина. Все достижения медицины в XIX-ХХ веках, включая контроль над тропическими болезнями, принадлежат западноевропейцам или североамериканцам.

· Общество потребления. Промышленная революция случилась там, где имелось и предложение высокопроизводительного оборудования, и спрос на большее количество лучшей и дешевой продукции, начиная с хлопковой одежды.

· Этика труда. Западные люди были первыми в мире, которые соединили экстенсивный и интенсивный труд с возможностью накапливать его излишки, способствуя накоплению капитала.

Но есть другое мнение: мировое политическое, экономическое и военное могущество Запада в сравнении с другими центрами силы неуклонно снижается.

1. Цифры показывающие экономическое превосходство Запада заметно ниже, чем когда-либо за последние три века, и имеют тенденцию к дальнейшему сокращению. Растут гос долги Запада. Заметен подъем Китая и Индии.

В 2011 году впервые размер ВВП развивающихся стран превысил

размер развитых. По оценкам МВФ, США перестанет быть крупнейшей экономикой мира – по паритету покупательной способности валют - в 2016 году, уступив пальму первенства КНР.Количественные параметры накопленных на Западе государственных долгов приближается к 100 от ВВП. Сейчас по темпам роста экономики западные страны, особенно, европейские заметно отстают от развивающихся. В 2011 году развивающиеся экономики выросли на 6,2%,

развитые - на 2,8%, в 2012 МВФ ожидает 5,6 и 1,2% соответственно. ЕС втрое уступает Азии в темпах роста ВВП и вчетверо - странам БРИКС, по объему золотовалютных резервов – впятеро Азии и БРИКС.

2. Смещение в геополитическом отношении: Территории и население стран, находящихся под прямым западным контролем, за последний век кардинально уменьшилось. В качественном отношении баланс между Западом и остальными цивилизациями также меняется. Не-западные народы становятся более здоровыми, более урбанизированными, более грамотными и лучше образованными. территориальная

экспансия Запада достигла своего апогея в 1920 году, он напрямую

управлял территорией около 25,5 миллиона квадратных миль - почти половиной земной суши. К 1993 году подконтрольные территории сократились наполовину, до 12,7 миллиона квадратных миль.

Вывод: Сегодня доминирование Запада неоспоримо, и он останется самой могущественной цивилизацией и в первые десятилетия XXI века. В обозримом будущем он будет занимать ведущие позиции в уровне жизни, науке, инновациях, военном деле. Однако необратимые и фундаментальные перемены приводят к снижению могущество Запада по сравнению с другими центрами силы, прежде всего, азиатскими.


26.02.2015 в 01:52 Schmerzz . пишет:

Статья интересная, но не совсем понятно, что подразумевается под Европейской цивилизацией, унаследовавшей достижения Рима и Византии. Да и само утверждение, что Европа является центром цивилизации, весьма относительно и спорно. Почему, например, не считать таковым Малую Азию, откуда около 10 тыс. лет до н.э. начало развиваться земледелие, открывшее эпоху неолита и в корне изменившее жизнь человечества? Почему именно многочисленные потомки германских племен (кои сейчас олицетворяют весь западный мир), еще вчера сжигавшие людей на площадях, сегодня претендуют на роль устроителей колыбели цивилизации и всех ее благ.


26.02.2015 в 02:37 Тарас Репин пишет:

Речь идет о Европе последних столетий. Именно она задавала тон в культурных и экономических процессах, именно она колонизировала полмира. Малая Азия к тому времени утратила свое лидерство: последней вспышкой был арабский Халифат. Достижения Рима и Византии унаследовала Средневековая Европа, которая транслировала античную культуру в более поздние эпохи. Почему наследники германских племен олицетворяют Западную цивилизацию? Думаю, они оказались более активны и деятельны, в отличие от трансцендентного и вечно созерцающего Востока.


26.02.2015 в 13:14 Schmerzz . пишет:

Спасибо. Да, все верно, с вышесказанным не поспоришь. Я не совсем четко выразил свою мысль. А она такова, что рассматривая историю развития цивилизации в более масштабных рамках, современная Европа (под коей, если не возражаете, я имею ввиду народы германских корней) не заслуживает именоваться Центром. Да, безусловно, можно утверждать, что потомки саксов и франков создали империю, буквально захватив полмира. Но до них, скажем, более 800 лет правил Рим. Уверен, что для людей того времени созданная римлянами Система наряду с техническим прогрессом казалась незыблемой и бессменной. Мне думается, приписывая современной Европе все заслуги, мы невольно становимся жертвой т.н. аберрации близости, когда текущие события кажутся нам наиболее значимыми.


26.02.2015 в 13:37 Тарас Репин пишет:


03.03.2015 в 03:53 Сергей Арутюнов пишет:

в нашем мире есть Европа. Довольно ограниченный круг стран со своей самоидентификацией. Изобретения общечеловеческой ценности были сделаны задолго до этой идентификации. Войны, эпидемии, природные катаклизмы закалили людей и привели к тому, что основное правило выживание стало — строго контролируемые правила жизни. Победил здравый смысл и конечно поразительное трудолюбие. Единственное, чего не учли европейские правители — это то, что остальная часть мира предпочитает жить по своим правилам. Надо отдать должное русскому миру — все лучшее. что было создано европейцами, как нельзя кстати пригодилось и нам, поэтому мы предпочитаем торговать и учиться.

Читайте также: