Родословная семьи и здоровье обж доклад

Обновлено: 18.05.2024

Щипачева А.А., Мельникова Н.Ф.

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия

В семье проходит большая часть жизни человека. Для каждого ее члена – это определенное жизненное пространство, целая экологическая микросистема, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, развивать, реализовать себя и одновременно находится в тесной связи со всеми членами семьи.

Ребенок появляется на свет полностью беспомощным. Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире.

Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Для этой системы характерно то, что несогласованность психологических потребностей и взаимоисключаемость способов их удовлетворения ведут к распаду семьи или процветанию одного из ее членов за счет другого (до определенного времени, конечно).

Образно говоря, каждый член семьи занимает определенную нишу, то есть выполняет определенные, необходимые для поддержания баланса системы функции.

Проблема состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. При этом, сокращение свободного времени родителей из–за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологическая перегрузка, стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им уделять необходимое внимание своему ребёнку. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени находятся в образовательном учреждении. Поэтому образовательное учреждение должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка. Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает.

Задача родителей – донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить искусству укрепления здоровья.

Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило – «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

Роль семьи в системе здорового образа жизни человека, во многом определяет, кем станет ребёнок в будущем, в том числе, какой образ жизни он изберёт, но из–за количество неполных и неблагополучных семей, человек начинает свою жизнь в нездоровой обстановке и образ жизни он выберет нездоровый.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья и роль семьи играет решающую роль в воспитании здорового поколения.

Здоровый образ жизни – основа профилактики заболеваний. Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики – первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека.

Основные факторы сохранения и укрепления детского здоровья это – рациональный режим; систематические физкультурные занятия; использование эффективной системы закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая обстановка в семье.

Воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.

Тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков для взрослых дает серьезный толчок к тому, чтобы проводить обучение к здоровому образу жизни у детей с самого рождения. И роль семьи здесь неоспоримо высока.

Можешь ли ты назвать имя
своей
прабабушки
или
прадедушки?
А
откуда
они
родом?
Какие
предания,
легенды, интересные истории ты
слышал в своей семье? Были
здоровы твои предки или нет?
Какими
способностями
они
обладали?
Какие
качества
унаследовал
ты
от
своих
предков?

1. Способствовать расширению и углублению знаний
учащихся в области генетики человека.
2. Познакомить учащихся с теоретическими основами
генеалогии, раскрыть значение основных понятий и терминов, дать
рекомендации по практической работе над составлением
родословий.
3. Составить родословную для семьи (каждый учащийся для
своей).
4. Учить планировать и проводить самостоятельные
исследования.
5. Развивать познавательную активность, практические
навыки и умения, умения анализировать, сравнивать, обобщать,
обсуждать результаты исследования, формулировать выводы
6. Способствовать осознанию учащимися своей
индивидуальности и значимости, более бережного отношения к
своему здоровью и здоровью окружающих.
7. Ориентировать учащихся на выбор профессии.

В результате изучения элективного курса учащиеся
должны приобрести новые знания и умения.
Учащиеся должны знать:
особенности человека как объекта генетических
исследований, основные методы изучения генетики
человека;
теорию генеалогии;
виды родословий, этапы работы над составлением
родословных;
основные виды наследственных заболеваний и
заболеваний с наследственной предрасположенностью;
меры профилактики этих заболеваний;
генетическую терминологию и символику.

Учащиеся должны уметь:
составлять генеалогические (родословные) древа
и анализировать по ним характер наследования того или
иного признака в ряду поколений;
решать генетические задачи, связанные
содержанием с генетикой человека (генеалогией);
оценивать значение полученной информации
для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих;
объяснять негативное значение
близкородственных браков для здоровья будущего
поколения;
работать с современной учебной и научнопопулярной литературой с периодическими изданиями,
использовать ресурсы сети Интернет;
представлять результаты работы в виде таблиц,
древа, компьютерных презентаций;
обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях,
делать выводы.

1. Лекционно-семинарская методика проведения
занятий
2. Организация самостоятельной работы учащихся
3. Конференции
4. Дискуссии
5. Экскурсии
6. Практические работы по решению генетических
задач, содержание которых соответствует
рассматриваемым темам.

Список литературы
1. Антропология: Учеб. для студентов высш. Учеб. завед. М: Владос, 2003.
Бычкова М. Семейный летописец. Родина. №2, 4. 1991.
2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т З. М.: Мир, 1993
3. Карузина И.П. Учебное посбие по основам генетики. М.: Медицина. 1980.
4. Константинов А.В. Биология индивидуального развития. Минск:
Издательство БГУ, 1978.
5. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решением.
Методическое пособие: - Саратов: Лицей, 1998.. 8. Муртазин Г.М. Задачи и
упражнения по общей биологии. Пособие для учащихся 9-10 классов (10-11). М.,
Просвещение, 1972.
6. Орехова В.А. и др. Медицинская генетика. Минск: Высшая школа, 1997.
7. Сивоглазов В.И., Пасечник В.В. автор-составитель. Программы элективных
курсов. Биология 10-11. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2005.
8. Савелов Л. лекции по русской генеалогии. М., 1995.
9. Тарасов Л.В. и др. История. 5 класс. 1 часть Экспериментальный
учебник
развивающего типа. М.: 1994.
10. Шевченко В.А. Генетика человека: Учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС,
2002.
11. Эфроимсон В.П. Введение в медицинскую генетику. М.: Гос. издательство
медицинской литературы, 1964.
12. Юртаев Н.И. Где твои корни? Пособие по составлению родословной. 2000.

1. Родословное древо
Родословие может быть оформлено в виде древа, где
стволом обозначены, к примеру, вы, разветвлением ствола ваши родители, более мелкими ветвями - дедушки и бабушки
и т.д. Такое дерево будет восходящим. Нисходящее древо
внешне похоже, но в основании его будет ваш предок, а в
кроне окажетесь вы.
Бывают случаи, а в русской генеалогической практике XVII века это считалось правилом, когда нисходящая
таблица как бы переворачивается: родоначальник
помещается в верхней строке, а далее, на соответствующих
горизонталях, идут вниз поколения его потомков. Именно
так оформлены генеалогические таблицы в русских
родословных книгах XVII века и русской дореволюционной
исторической литературе.

Имя и фамилия при оформлении древа пишутся на
кружках, которые прибиты на стволах и ветвях или
изображаются в виде листков или плодов, подвешенных к
дереву. Все мужчины, имеющие потомство, пишутся на
желтом фоне, не имеющие детей - на красном. Имена женщин
замужних – на лиловом, девушек - на синем. Все лица,
находящиеся в живых - на. зеленом фоне, мужчины - более
темном, женщины - более светлом. Указанная окраска не
правило, а только обычай, принятый в Западной Европе, в
России он применяется редко. Мужские имена писались в
прямоугольниках или ромбах, женские - на кружках или
овалах. Редко бывало обратное обозначение. Родословное
древо выглядит красиво и наглядно, но оно не может дать
подробную информацию об упоминаемых в нем личностях.

Памятка для составления родословной
1. Обозначьте брак ваших родителей в нижней части
листа.
2. Себя и своих братьев и сестер обозначьте от
линии брака .
3. Обозначьте бабушек и дедушек по линиям матери
и отца и их детей, кроме ваших родителей.
4. Обозначьте прадедушек и прабабушек .
5. и т.д.
6. В каждом обозначении поставьте цифру, которую
расшифруйте рядом со схемой.

2. Задача
Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели
карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца
которой глаза карие, а у ее матери— голубые. От этого
брака родился один голубоглазый сын. Определите
генотипы каждого из упомянутых лиц и составьте схему
их родословной.
Р (дедушки
и бабушки)
Голубоглазая
женщина
Кареглазый
мужчина
Кареглазая
женщина
Кареглазый
мужчина
аа
А?
А?
А?
6
5
2
3
F1 (родители) Кареглазая
женщина
А?
1
4
F2 (внук)
7
Схема родословной
Голубоглазый
мужчина
аа
Голубоглазый
сын
аа

29 декабря 1995 г. Федеральным законом №223-ФЗ был принят Семейный кодекс Российской Федерации, который был введён в действие с 1 марта 1996 г.
Если говорить о функциях семьи в рамках именно ОБЖ, то стоит отметить, что семья несет нагрузку по обеспечению безопасности своих членов в рамках института семьи. Семья также прививает навыки безопасного поведения подрастающего поколения: дети должны научится своими действиями не причинять вреда не только себе, но и другим, а также получить навыки поведения в экстренных ситуациях. Речь в том числе и об оказании первой помощи пострадавшим.

Следующая часть скорее для обществознания, чем ОБЖ:
Семья – сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определённых потребностей. Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет.

Исходя из этого, выделяют следующие функции семьи:
1. Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, формировании личности ребенка, самореализации в детях. По отношению к обществу она обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества. Эта функция обеспечивает и преемственность поколений. Чтобы себя продлить в детях, важно чтобы дети могли продлить себя и для этого необходимо им дать максимум психического, физического и социального здоровья. Успешность выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи, который включает характер отношений между ее членами, эмоционально-психологическую атмосферу в семье, жизненный опыт, личностные качества родителей и многое другое.
2. Хозяйственно – бытовая функция заключается в удовлетворении членами семьи своих биологических и материальных потребностей и в удовлетворении потребности в сохранении их здоровья – физического, психического и социального. В ходе выполнения семьёй этой функции происходит восстановление физических и психических сил, которые были затрачены в сфере работы.
3. Функция эмоционального обмена (эмотивная функция семьи) состоит в удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите, а также обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействуя сохранению их психологического здоровья. Эта функция нормативно предполагает, что члены семьи знают, что такое чувства и умеют их выражать и переживать, что ведёт к тому, что в семье возникает эмоциональный обмен. Соответственно поскольку семья – это целостное образование, то не только члены семьи обмениваются эмоциями внутри, но и семья как целое выражает определённую эмоцию и направляет её в окружающую среду. Поэтому эмоциональный обмен выражается не только внутри семьи, но и по отношению к другим семьям и социальным группам.Эта функция считается реализованной, если между семьёй и окружающей средой происходит постоянный эмоциональный взаимообмен. Это значит, что семья выделяет в виде эмоций в окружающую среду и получает в ответ какие-то переживания. Если этот взаимообмен нарушается, семья переполняется невыраженными и неосознаваемыми чувствами, что может приводить к болезням семьи в целом.
4. Коммуникативная функция состоит в удовлетворении потребности семьи в совместном проведении времени (досуг), взаимном культурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитию членов общества. Степень развитости коммуникации в семье соответствует степени развитости коммуникации в обществе. Благодаря коммуникации происходит серьёзный личностный рост. Реализация этой функции ведёт к серьёзному личностному росту каждого члена семьи.
5. Функция первичного социального контроля. Цель общества заключается не только в том, чтобы помочь человеку выжить, но предполагает также и функцию контроля – введение ограничений и запретов, которые помогают выживать. Семья обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств не может самостоятельно строить свое поведение в соответствии с социальными нормами (дети, престарелые и пожилые члены семьи, больные, требующие ухода).
6. Сексуально – эротическая функция существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи, обеспечивает биологическое воспроизводство общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.

С течением жизни семьи удельный вес каждой из функций может меняться: какие-то функции могут выходить на первый план, а какие-то на второй или вообще исчезать. Так, с появлением детей в семье на первый план выходят воспитательная и хозяйственно-бытовая функции. В молодой семье на первом месте может быть сексуально-эротическая функция, а в пожилой семье эта функция и функция воспитания могут исчезать.

Функции меняются не только в самом цикле развития семьи, но и в историческом цикле в соответствии с новыми социальными условиями. В современном обществе значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, сексуальная, воспитательная, духовная. Брак все больше рассматривается как союз, основанный на эмоциональных, а не на хозяйственно-материальных связях.
В современном мире семья, кроме традиционных функций, а именно воспитательной и репродуктивной, стала выполнять функцию психологического убежища – места снятия напряжения и создания эмоционального комфорта. Особенно это касается молодых пар, ведь создание благополучного психологического климата в семье является залогом успешной семейной жизни в дальнейшем.
Все функции семьи связаны друг с другом, и на практике крайне редко приходится сталкиваться с изолированным их нарушением. Нарушение функции семьи – это такие черты жизни, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьёй её основных функций.

Напротив, функциональная семья характеризуется высокой и адекватной самооценкой, непосредственной, прямой и четкой коммуникацией, правила в этих семьях подвижны, гуманны, ориентированы на приятие всех членов семьи. Взаимоотношения между членами такой семьи и другими людьми открыты и полны позитивных установок. В функциональной семье совсем другая атмосфера: естественность, выражение уважения и любви друг к другу, готовность выслушать, считаться с мнением других. Способность к продуктивному планированию своей жизни в такой семье сочетается со способностью спокойно принять и оценить все возможные нарушения в привычной жизни.


Ключевые понятия для повторения Семья – это малая социальная группа, основанная на браке мужчины и женщины, характеризующаяся общностью быта, интересов, взаимной заботой, помощью и моральной ответственностью. Здоровье – это состояние полного физического, психического (духовного) и социального благополучия. Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества, характеризующая их способность создать и реализовать необходимые условия для рождения ребёнка и воспитания здорового поколения. Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие.


ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Здоровье каждого члена семьи Психическое благополучие Социальное благополучие Физическое благополучие СЕМЕЙНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ


Реализация каких потребностей и функций семьи обеспечивает физическое, психическое (духовное) и социальное благополучие? Желание любить и быть любимым — это главная потребность человека и основная функция семьи. И легче всего ее реализовать в семье. В семье идеальные условия для проявления любви, заботы о других. (Проявление духовного благополучия членов семьи) Потребность и способность рождения здоровых детей, продолжения своего рода, своей фамилии, рождение новых членов общества. (Проявление физического, репродуктивного здоровья родителей). Воспитание детей – одна из главных функций семьи. Гармоничное развитие детей, формирование лучших человеческих качеств. Мотивация к труду и достижениям. Взаимное духовное обогащение. Воспитывая детей, родители самореализуются, удовлетворяют индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве. Эмоциональная поддержка — заключающаяся в удовлетворении потребностей в уважении, признании, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья. Удовлетворение материальных потребностей (безопасный дом, комфортные бытовые условия, здоровое питание, одежда и др.).


6. Решение хозяйственно-бытовых задач (ремонт, стирка, уборка, покупка продуктов, приготовление пищи и т.д.). 7. Первичный социальный контроль - обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами. 8. Проведение досуга (досуг буднего и выходного дня, отпуск). В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил, восстановление здоровья. В семье, каждый учится думать о других, иногда приходится отказываться от своих интересов ради интересов тех, кто рядом. Семья - это школа любви. В благополучной семье любовь от года к году возрастает. Таким образом, семья - это институт, идеально подходящий для достижения людьми их подлинного, единственно верного смысла жизни - достичь совершенной любви.


Даже счастливые на первый взгляд семьи часто рушатся из-за досадного недопонимания, если оно копится годами. Психологи считают, что одна из причин такого финала – в нашем неумении смотреть на семейную жизнь глазами партнера. Для семейного благополучия важно уметь общаться с лицами противоположного пола, знать психологические особенности поведения мужчин и женщин. Это поможет находить взаимопонимание в любых ситуациях и в любом возрасте. Брак – это определенное умение гармоничного взаимодействия партнеров - искусство быть вместе.






Знания, умения и навыки, прививаемые ребёнку в семье, с целью формирования здорового образа жизни: знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.; умение правильно строить режим дня и выполнять его; умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни; знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека; умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции; понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;


семья должна привить ребёнку (продолжение): знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стоп, органов зрения, слуха и других; знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования; знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний; умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях; знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни.


Критерии эффективности воспитания ЗОЖ: положительная динамика физического состояния ребенка; уменьшение заболеваемости; формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми; снижение уровня тревожности и агрессивности.


Читайте также: