Родительское собрание доклад что мешает нашим детям быть самостоятельными

Обновлено: 08.07.2024

Человек как личность формируется в основном уже к 5-6 годам, но развиваться и совершенствоваться можно до глубокой старости. Главное – желание изменяться и уверенность в своих силах, а фундаментом такого позитивного, созидательного отношения к жизни закладывается в раннем детстве. Лучшее, что могут сделать родители для своих детей, - помочь им поверить в свои силы, постоянно расширять область их реальной, практической самостоятельности и ответственности, подтверждая тем самым, что они способны быть успешными и счастливыми.

Действительно одни малыши, оказавшись в детском саду, самостоятельно едят, одеваются, легко находят общий язык со сверстниками. С другими возникает масса проблем, потому что прежде каждый момент их жизни: одевание, кормление, прогулку и даже игры с детьми – обеспечивали взрослые. У таких детей нет достаточного опыта самостоятельной деятельности, вот и приходится воспитателям учить их элементарным навыкам самообслуживания и общения.

КАК РЕБЕНОК ОБРЕТАЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Каждый человек – это особый мир впечатлений, переживаний, чувств. Каждый ребенок – неповторимая личность! Как хочется родителям, чтобы он стал успешным и счастливым! С самого раннего возраста они прилагают все усилия, чтобы развить его способности. Само слово способность показывает, что речь идет не столько о приобретении некоего качества, сколько об освоении определенного способа действия.

Во-первых , разные способы действий появляются у ребенка исключительно в процессе его собственной активной деятельности; во-вторых, от природы все дети достаточно активны, но степень их активности разная, что зависит от темперамента, состояния здоровья, настроения и т.п.

Постоянно повторяющая реакция может впоследствии стать привычкой и превратиться в устойчивую характеристику личности. Заметим, зачастую лень проявляется не вообще, а в отношении определенной, нежелательной для человека деятельности, например в учебе или в работе. Зато в другой деятельности этот же человек может быть очень энергичным.

КАК РАЗВИВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА

Картинки по запросу

Необходимо создать условия, которые требуют от ребенка постоянного проявлении самостоятельности. При этом важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка, даже такие, как особенности нервной системы и конституция тела. В одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален.

Правила родителям для развития самостоятельности ребенка

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЧТО МЕШАЕТ НАШИМ ДЕТЯМ БЫТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ

Человек как личность формируется в основном уже к 5-6 годам, но развиваться и совершенствоваться можно до глубокой старости. Главное – желание изменяться и уверенность в своих силах, а фундаментом такого позитивного, созидательного отношения к жизни закладывается в раннем детстве. Лучшее, что могут сделать родители для своих детей, - помочь им поверить в свои силы, постоянно расширять область их реальной, практической самостоятельности и ответственности, подтверждая тем самым, что они способны быть успешными и счастливыми.

Действительно одни малыши, оказавшись в детском саду, самостоятельно едят, одеваются, легко находят общий язык со сверстниками. С другими возникает масса проблем, потому что прежде каждый момент их жизни: одевание, кормление, прогулку и даже игры с детьми – обеспечивали взрослые. У таких детей нет достаточного опыта самостоятельной деятельности, вот и приходится воспитателям учить их элементарным навыкам самообслуживания и общения

КАК РЕБЕНОК ОБРЕТАЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Каждый человек – это особый мир впечатлений, переживаний, чувств. Каждый ребенок – неповторимая личность! Как хочется родителям, чтобы он стал успешным и счастливым! С самого раннего возраста они прилагают все усилия, чтобы развить его способности. Само слово способность показывает, что речь идет не столько о приобретении некоего качества, сколько об освоении определенного способа действия.

Во-первых, разные способы действий появляются у ребенка исключительно в процессе его собственной активной деятельности; во-вторых, от природы все дети достаточно активны, но степень их активности разная, что зависит от темперамента, состояния здоровья, настроения и т.п.

Постоянно повторяющая реакция может впоследствии стать привычкой и превратиться в устойчивую характеристику личности. Заметим, зачастую лень проявляется не вообще, а в отношении определенной, нежелательной для человека деятельности, например в учебе или в работе. Зато в другой деятельности этот же человек может быть очень энергичным.

КАК РАЗВИВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА

Необходимо создать условия, которые требуют от ребенка постоянного проявлении самостоятельности. При этом важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка, даже такие, как особенности нервной системы и конституция тела. В одинаковых условиями разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален.

Со временем их начинает тяготить выбранная роль, они мечтают увидеть своего выросшего ребенка самостоятельным и успешным, но продолжают решать за него все жизненные проблемы, потому что он сам уже мало что может.

Сегодня мы хотим поговорить с вами о самостоятельности и инициативности наших детей. Вдумайтесь только в это слово – самостоятельность. Что это значит? Это значит самому стоять на своих ногах, это значит уметь делать всё самому, без чьей-то помощи.

По словарю C.И. Ожегова:

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.

ИНИЦИАТИВНОСТЬ - положительное качество личности, проявляющееся как внутреннее побуждение, способность начать новое дело, сделать первый шаг, самостоятельно принять решение при возникновении личных или общественных проблем.

Самостоятельность и инициативность - это ценные качества, необходимые человеку. Дети по своей натуре подвижные, активные. Они стремятся сделать всё самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Однако, несмотря на то, что развитие самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста – одна из первостепенных задач для любого родителя, выполнить ее не так-то просто.

Еще совсем недавно ребенок воспринимался исключительно как зависимый член семьи, которого нужно воспитывать, не спрашивая его желания и мнения. По мере взросления ребенка это неизбежно приводило ко многим трудностям.

Воспитание ребенка по заранее, четко определенным инструкциям, может быть, в какой-то мере удобно для родителей, но оно абсолютно неприемлемо для детей. И главным минусом такого подхода является то, что ребенок полностью лишается самостоятельности, на долгие годы оставаясь инфантильным, неуверенным в себе и собственных возможностях.

Развитие педагогической науки привело к тому, что статус ребенка был в корне пересмотрен. Правильно оценивая роль самостоятельности в жизни детей, родители воспитают их готовыми к любым жизненным обстоятельствам.

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем.

Наиболее типичные ответы:

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. В связи с этим она - не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое.

Отставание в развитии самостоятельности у дошкольников во многом является следствием неправильной организации деятельности детей, ошибок воспитания: излишняя регламентация деятельности, постоянный контроль и опека, преобладание прямых приемов руководства действиями детей, обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и т. п.

И наоборот, воспитание самостоятельности идет успешно, когда взрослый активно побуждает детей к проявлению инициативы, учит их самостоятельному планированию предстоящей работы, развивает умение рассказывать о предстоящей работе, выделять ее цель, результат.

Самостоятельность ребенка – это радость или забота для родителей? И где границы дозволенного, чтобы ребенок не свел с ума маму и папу своим поведением? Ваши дети нуждаются в мудром родительском руководстве, хотя иногда могут демонстрировать нежелание принять помощь взрослого.

Предлагаем вам обратить внимание на 2 изображения:

Вопросы к родителям:

- Как Вы думаете, кто из детей приобретает жизненный опыт, самостоятельность?

- Очень часто взрослые делают так же, как это изображено на фото 1, 3. Почему? Создаете ли вы подобные ситуации в своей семье?

- Чего требует от родителей вторая ситуация (фото 2, 4?

Вывод. Ребенку необходимо давать время и возможность освоить самостоятельное действие.

Ребенок быстрее учится самостоятельности, когда родитель не выполняет все за него, а находится рядом: показывает, наставляет, терпеливо дает возможность малышу самому попробовать сделать задание или его часть, поощряет, хвалит.

Различают несколько видов самостоятельности:

Как показывает практика жизни, для взрослых принципиально важной оказывается бытовая самостоятельность малыша, которая поощряется и выделяется. На коммуникативную самостоятельность у родителей возможна разная реакция. Бывают случаи, когда развитию познавательной самостоятельности ребенка не придают значения в той мере, какой она заслуживает. Поведенческая самостоятельность чаще всего рассматривается взрослыми негативно и не подкрепляется. Но каждый вид самостоятельности по-своему важен для ребенка, так как имеет тесную взаимосвязь с умственным развитием, творческой активностью личности, способностью реализовывать себя в жизни.

Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ:

1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки (целлулоидные, резиновые).

2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).

3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки, салфетки для хлебницы и т. п.

4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду после завтрака.

5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.

6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резать варёные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды.

7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с верёвки небольшое по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.

8. Приносить воду в небольших ведёрках, колотые дрова.

9. Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).

10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.

Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Может ли ребенок быть самостоятельным?

Быть самостоятельным – это значит уметь трудиться.

Детская лень - это миф, придуманный взрослыми. Это проблема, созданная взрослыми, самими родителями.

Нередко мамы жалуются: чадо подросло, а по хозяйству помогать не хочет, приходиться заставлять. Но желание трудиться у человека возникает не в подростковом возрасте, а гораздо раньше. И если родители, когда кроха совсем мал, правильно себя ведут, то заставлять потом и не приходится.

И то, к чему он когда–то рвался, а его не пускали, вдруг становится его обязанностями. А это так скучно и неинтересно.

Вот и получается, что сначала родители мешают ребёнку, а потом заставляют, чем порождают и у себя, и у ребёнка массу негативных эмоций.

Когда наши дети пойдут в школу, на них свалиться целое море самостоятельности.

Сейчас они слышат: Но скоро он услышит совсем другие слова: -не ходи один через дорогу, -не трогай замок, поломаешь ключ, -не подходи к плите, не трогай горячий чайник, -не трогай телефон, -не бери нож, и т. д. -перейдешь сам через дорогу, -откроешь дверь ключом сам, -разогреешь обед, позвонишь, как у тебя дела, и т. д.

И от этой самостоятельности пойдёт кругом голова. Но можно всё ещё успеть: доверить открыть дверь, разогреть обед в микроволновке, позвонить по телефону папе, вымыть посуду, сходить за хлебом и т. д. Вы рядом, подскажете, поможете, подбодрите, похвалите.

По результатам анкетирования:

80 % родителей нашей группы считают своих детей самостоятельными.

20%-считают своих детей инициативными.

Пусть ребенок проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяет и реализует собственные цели, имеет собственный опыт, добровольно возлагает на себя ответственность за результаты своей деятельности. Для полноценного проявления и развития личности в образовательном процессе и ее адаптации в обществе.

Самостоятельный ребенок — мечта родителей.

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Нажмите, чтобы узнать подробности


Что мешает

нашим детям

быть самостоятельными

Человек как личность формируется в основном к 5-6 годам, но развиваться и совершенствоваться можно до глубокой старости. Главное – желание изменяться и уверенность в своих силах, а фундамент такого позитивного, созидательного отношения к жизни закладывается в раннем детстве. Лучшее, что могут сделать родители для своих детей, - помочь им поверить в свои силы, постоянно расширять область их реальной, практической самостоятельности и ответственности, подтверждая тем самым, что они способны быть успешными и счастливыми.

Как ребенок обретает самостоятельность

Каждый ребенок- это неповторимая личность! Естественно родителям хочется, чтобы он стал успешным и счастливым. С самого раннего детства они начинают усиленно руководить поведением несмышленого малыша, не признавая права ребенка действовать самостоятельно, т.е. независимо от нас.

Следует отметить: во-первых, разные способы действий формируются у ребенка исключительно в процессе его собственной активной деятельности; во-вторых, от природы все дети достаточно активны, но степень их активности разная, что зависит от темперамента, состояния здоровья, настроения и т.п.

Агрессивный малыш. Почему?

В норме человеку бездействовать психологически тяжело, а успешность в деятельности – не только приятное, но и необходимое условие удовлетворенности жизнью. Успех, позитивный результат – вот что необходимо для развития потребности вновь и вновь проявлять активность, потребности быть активным.

Если деятельность ребенка успешна и подкрепляется поощрением взрослых, у него растет уверенность в собственных силах, развивается потребность в дальнейшем проявлении самос-тоятельности.

Что тормозит активность детей?

Как же быть взрослому? Ведь ребенку действительно очень многое нельзя. Однако и многое можно! Есть простейший прием – переключение внимания. Вместо того, чтобы тормозить нежелательные действия (ребенок ломает ветки кустов, не хочет отдавать чужую игрушку), можно переключить его внимание на другой, не менее интересный предмет или событие. При этом, кроме снятия опасного нежелательного действия достигается очень важный внутренний (психологический) результат: ребенок сам тормозит и переключает свои действия с одного предмета на другой, т.е. приобретает элементарные навыки самоорганизации. Постепенно подобные навыки и умения станут основой для развития способности к самоорганизации.

Важно, чтобы предлагаемая деятельность отвечала потребностям ребенка (ХОЧУ) и соответствовала его индивидуальным возможностям (МОГУ). Также важно вовремя оказать необходимую помощь, чтобы возникшие трудности не показались непреодолимыми, а случайные, но яркие, негативные эмоции не стали камнем преткновения на пути развития самостоятельности. Помогая ребенку, важно не перестараться, не делать за него то, что он вполне может сделать сам, пусть даже с некоторыми дополнительными усилиями, которые просто необходимы для дальнейшего развития.

Как развивать

самостоятельность ребенка

Памятка для родителей

Организуйте для ребенка деятельность, в которой он может добиться успеха, и не требуйте выполнения пока еще трудного или непонятного ему задания.

Помогая преодолевать трудности, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.

Позвольте ребенку принимать самостоятельные решения, отвечать за себя, стимулируя возникновение у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.

Подсказывайте, когда ребенок может помочь кому-либо – защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями и т.п.

Поддерживайте в ребенке чувство уверенности в себе, даже критикуя или запрещая нежелательные действия (плох поступок, а не сам ребенок).

В любой ситуации оставайтесь любящими родителями – это главный источник душевных сил ребенка, залог его успешного психического развития.

Читайте также: