Отражение идеологии милосердия в памятниках древнерусской литературы доклад

Обновлено: 15.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Етынкеу Екатерина Юрьевна

1. Памятники древнерусской литературы ______________________5

2. Памятники древнерусской истории_________________________8

В конце X века, возникла литература Древней Руси, на основе которой родилась литература трёх народов – украинская, русская, белорусская. Древнерусская литература возникла с принятием христианства и первоначально была направлена обслуживать потребности церкви: призвана обеспечивать церковный обряд, распространять историю христианства, воспитывать общества в духе христианства. Эти задачи определяли и жанровую систему литературы, и особенности её развития.

Принятие христианства имело значительные последствия для развития книжности и литературы Древней Руси.

Цель работы состоит в изучении памятников древнерусской литературы.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

1) рассмотреть памятники древнерусской литературы;

2) охарактеризовать памятники древнерусской истории;

3) изучить наследие древнерусской философии.

Древнерусская литература формировалась на основе единой литературы южных и восточных славян, возникшей под влиянием византийской и древнеболгарской культуры. Крещение Руси было событием огромной исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в культурном. История древнерусской культуры началась после принятия Русью христианства, и дата Крещения Руси становится начальной точкой отсчёта национально-исторического развития России.

Кирилл и Мефодий переводили на славянский язык с греческого много книг, некоторые сохранились в отличном состоянии и к отношению к грамоте и книжности. Но не только создатели книг на Руси обладали грамотой. Книг древней Руси сохранилось слишком мало (в одних книгах указано 130 в других 150), поскольку многочисленные пожары, гибельные нашествия, владычество Орды, небрежное хранение уничтожили значительные библиотеки. Даже то что сохранилось позволяет представить себе содержимое библиотек. Считается самым древним Остромирово евангелие 1056-1057 гг., написанное дьяконом Григорием для ежедневного чтения, начиная с Пасхи.

После Куликовской битвы 1380г. начинается национальный подъём, новое отношение к человеку, вера в разум. Начинается этап ― жития святых в произведениях Епифания Премудрого, изображающего сложное разнообразие человеческих чувств, психологические побуждения и переживания. Иван Пересветов выдвигает принцип равенства всех перед лицом государя ― против неравенства по рождению.

С приходом христианства на Руси был дан мощный толчок к дальнейшему развитию письменности и грамотности. Первые грамотные люди, грамотеи формировались в школах, которые были при церквях, а позднее и при монастырях. Открывались не только школы для мальчиков, но была возникали школы для девушек в Андреевском монастыре, который находился в Киеве. Девиц обучали женским ремеслам и письму. С древних времён школы на Руси были духовными – для подготовки священнослужителей, где обучали не только чтению, письму и богословию, но и изучали грамматику и риторику. Грамотность была распространена в городской среде, в кругу богатых. Грамоте учили не только мальчиков, но и девочек.

Литература Древней Руси богата и величественна. Величие её в напряжённости идейных поисков и широте интересов, в разнообразии и многочисленности памятников, в неоценимых заслугах огромной армии древнерусских книжников ― писателей, летописцев, благодаря которым история нашего народа и душа народная, дошли до нас потомков.

Одно из важных мест в летописной литературе занимают исторические труды. Первые летописи относятся к IX веку, это небольшие записи в несколько строк. Постепенно летописи становятся подробными.

Используя предыдущие записи, Нестор описывает широкую панораму исторических событий. Нестор рассказывает о военных походах, об открытии школ, об организации монастырей, об исторических деятелях, князьях, бояр, купцов, посадников, церковных служителях. Нестор всегда касается жизни народа, его настроений. В них мы можем увидеть восстания, убийства князей. Автор все описывает спокойно и старается быть объективным. Убийство, предательство и обман Нестор осуждает, честность, смелость, мужества, верность, благородство он превозносит. Ученым историкам Нестор показывает ту самую версию о происхождении русской княжеской династии. И доказывает, что русский народ – имеет свою историю, которой он может гордиться.

Игорь, Всеволод, Святослав ― все они доблестные воины, но личная смелость в бою не показатель патриотизма. Своим непродуманным походом князь Игорь нанёс большой урон своим делам и соседним землям. Автор произведения любуется и осуждает своим воином, он смиряется с раздробленностью русской земли, до того времени, когда придет создание централизованное государства. Автор произведения мечтает о том мгновении, когда за нашу землю вместе заступятся все князья Руси, и защитят матушку-землю, он горячо требует от князей действий, которые будут согласованы против врагов - чужеземцев. Автор – молит и говорит как равный со всеми.

Значение литературы в древней Руси состоит в том, что она помогает увидеть достижения русской великой литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени. Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка.

Древнерусская литература – это часть истории страны, она всегда была занята общественными проблемами своего времени. Летопись – внушает убеждения святости власти, она становилась школой патриотизма, школой правды. Литература древней Руси XI-XII веков была связана с болгарской и византийской литературой.

Жанры литературы воспевают любовь к родине, связаны с церковью, фольклором. То есть древнерусская литература XI-XII веков находилась в процессе рождения жанра.

Изучение древнерусской литературы продолжается. Оставить нас равнодушными к истории культуры нашей Родины все это не может. Древнерусская литература – это зеркало славы наших предков, строителей, философов, художников слова, воинов, политологов, и книжного дела.

Изучение памятников древнего искусства, литературы Руси является важным делом. Лучшие произведения культуры продолжают жить в нашей жизни.

1. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич. ― М.: Гардарики, 2009. ― 288 с.

2. Габидулин, Р. Культурология. Мировая культура: Курс лекций / Р. Габидулин. ― Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 2008. ― 416 с.

3. Культурология. XX век. Словарь. ― СПб.: Университетская книга, 2007. ― 640 с. ― (Культурология, XX век).

4. Культурология / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. ― М.: Центр, 2008. ― 304 с.

5. Хачатурян, В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века / под ред. В.И. Уколовой. ― М.: Дрофа, 2006. ― 400с.

6. Уткин, А.И. Запад и Россия: история цивилизаций / А.И. Уткин. ― М.: Гардарики, 2010. ― 574 с.

— милосердие, сострадание, сочувствие;

—милосердие, сострадание, сочувствие;

— благосклонность, особое расположение, любовь;

— сострадание, сочувствие милосердие;

— благотворение, добрые дела;

— готовность помочь, оказание милости;

Милость Милование

Данный памятник отражает основные направления первых представлений о процессе социальной помощи и поддержки в период раннего средневековья.

И здесь с особой силой подчеркивается роль князя как помощника, который возвращает человеку смысл существования:

Заканчиваются размышления над сущностью власти в деле помощи и защиты обращением к князю, где формулируются основные принципы поддержки, внутренний смысл поступка:

Вопросы для самоконтроля и семинарских занятий

1. Какие основные подходы сложились в отечественной историографии социальной работы к проблемам княжеского нищепитательства?

2. Раскройте основные тенденции княжеского попечительства с Х по XIII вв.

3. В чем историческое значение княжеского попечительства в данный период?

4. Покажите, какие подходы в монастырской и приходской системе помощи появляются в городской культуре Древней Руси.

5. Какое влияние оказали древние византийские писатели на становление идеологии помощи и милосердия в древнейший период славянской истории?

6. Каковы идеи милосердия и спасения в литературном наследии древнерусских книжников?

Темы, для докладов и рефератов

1. Подходы отечественных исследователей к княжескому нищепитательству.

2. Изгои в Древней Руси и отношение к ним власти и населения.

3. Княжеские грамоты и церковные законы как древнейшие памятники социального воспитания и защиты населения.

4. Отражение идеологии милосердия в памятниках древнерусской литературы.

5. Ктиторские монастыри как обители милосердия и воспитания.

Основные понятия

Балич, баня, братчина, больница, гобино, гостиница, задушный человек, затвор, изгой, ктитор, милосердие, нищие, погост, помочи, приход, скудельницы, тризна, чернище.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.


В начале XVII в. происходит становление государственного призрения, что непосредственно связано с развитием приказного управления, которое проходило в условиях наличия острых социальных проблем.

В самом начале XVII в. Россия пережила тяжелейший трехлетний голод, в ходе которого сложились предпосылки для наступления одного из самых сложных периодов отечественной истории – Смутного времени, характеризовавшегося нестабильностью государственной власти, боярскими заговорами, интригами, предательством, кровопролитными крестьянскими восстаниями, наличием иностранной интервенции и отсутствием в стране какой-либо стабильности и определенности.

Многолетние войны, которые в XVII в. Россия вела с Польшей, Швецией, походы русской армии в Крым оставляли значительное число раненых солдат, нуждавшихся в призрении. Также остро стоял вопрос возвращения пленных, захват которых осуществлялся не только во время войн, но и в мирное время, на Родину.

Весьма важной проблемой была борьба с последствиями неурожаев, приводившими порой к массовому голоду и смертности. Не менее значимым являлось и противостояние многочисленным болезням и эпидемиям, уносившим жизни немалого числа людей. Безотлагательного внимания требовала также проблема нищенства в России, число представителей которого значительно увеличивалось с каждым годом. Несомненного участия ожидали вдовы, сироты, погорельцы и другие социально уязвимые слои населения страны.

Наличие столь широкого круга социальных проблем имело место и в предыдущие столетия. Однако их государственное решение стало возможным только в начале XVII в., что было напрямую связано с расцветом таких государственных структур управления, как приказы, которые имели организационные, материально-технические, финансовые и иные возможности для оказания социальной помощи различным слоям населения Московского государства.

Государственное призрение не было сосредоточено в каком-то одном приказе, а находилось в разное время в ведении нескольких таких учреждений, среди которых наибольшее значение в данной сфере имели Патриарший Казенный, Аптекарский, Тайных дел, Большого Дворца и Полоняничный приказы.

Ведущую роль в определении форм приказного призрения играл государь, который также и сам участвовал в деле оказания помощи, раздавая милостыню по тюрьмам и богадельням. Однако практика социальной помощи многих приказов была столь обширна, а число одновременно действующих приказов, в которых ежедневно решались десятки дел, было столь значительным, что царь просто физически не мог участвовать в решении всех вопросов, предоставляя тем самым некоторую часть своих полномочий приказным служащим. В связи с этим призрение в XVII в. принимало характер государственной помощи, а не благотворительной деятельности царя.

Одним из первых приказов, которому, по словам А. Д. Стога, П. И. Лыкошина и Е. Д. Максимова, государством было поручено дело призрения, стал Патриарший приказ. Данный приказ по сути своей являлся церковным органом власти. Однако отдельные направления его социальной деятельности определялись непосредственно государством, которое в лице его царствующих особ передавало этому учреждению некоторую часть государственных функций.

Социальную деятельность Патриаршего приказа можно условно разделить на четыре основных направления: 1) выдача милостыни; 2) организация кормлений; 3) постоянное содержание различных категорий нищих и 4) строительство богаделен.

Выплата милостыни являлась наиболее распространенной формой призрения нуждающихся, к которой в XVII в. прибегали все московские патриархи, совершая частые денежные раздачи во время своих многочисленных выходов и выездов. Получателями данной милостыни были различные группы нищих, заключенные, вдовы, дети и представители низшей ступени духовенства. Размер патриаршей милостыни был относительно небольшим и составлял в среднем 2 деньги на человека. Общая же сумма единовременной раздачи варьировалась обыкновенно от 4 до 16 алтын. Следовательно, можно предположить, что в раздаче участвовали одновременно от 12 до 48 человек. Хотя иногда случались и довольно-таки крупные выдачи милостыни, одновременное число получателей которой составляли более 2 тыс. человек.

Помимо эпизодических кормлений и выплат милостыни из Патриаршего приказа выделялись деньги и на постоянное круглогодичное содержание нищих. Так, в 1678 г. по указу царя Федора Алексеевича 412 нищих обоего пола из Моисеевской, Покровской, Петровской и Кулишской московских богаделен были переданы из приказа Большого Дворца в ведомство Патриаршего дома. На их содержание из Патриаршего Казенного приказа ежемесячно выделялись деньги из расчета 2 деньги в день на каждого нищего.

Среди расходов Патриаршего Казенного приказа на призрение отдельно выделяются также и выплаты, шедшие на строительство богоугодных заведений, которое условно можно разделить на два основных направления: установка келий у приходских церквей и строительство новых богаделен.

Возведение келий у приходских церквей было продиктовано ничем иным, как стремлением властей упорядочить проживание нищих, селившихся в XVII в. в многочисленных избушках, клетушках и сараюшках, которые были беспорядочно разбросаны по всей Москве и другим крупным городам Московского государства. Описанная выше мера нашла свое законодательное отражение в указе патриарха Иоакима от 28 июня 1678 г., в котором предписывалось нищим, стихийно проживавшим на улицах, переезжать на территорию приходских церквей и обосновываться там в небольших строениях, на возведение которых выделялось из бюджета приказа по 1 рублю на человека.

Другим направлением строительства стало сооружение богаделен, которые возводились, как правило, на месте или рядом с уже существующими такими заведениями. Так были построены Петровские, Покровские, Кулишские и многие другие богадельни, являвшиеся в то время прототипом современных социальных служб.

Деятельность Аптекарского приказа в области государственного призрения не имела общей направленности, как у Патриаршего Казенного приказа, а была связана, главным образом, со спецификой приказной деятельности данного государственного учреждения, которая заключалась первоначально в сохранении жизни и здоровья царского дома, а в дальнейшем – и более широких слоев населения Московского государства.

С функционированием Аптекарского приказа было связано введение государственного медицинского управления, начало отечественного медицинского образования и появление первых русских врачей, открытие первой публичной аптеки и централизованное обеспечение страны лекарствами, усиление противоэпидемических мер и многое другое. Все это являлось неразрывной частью государственного призрения и имело огромное значение для всей страны.

В начале 30-х годов XVII столетия в Российском государстве началась подготовка медицинского персонала из представителей русского населения. Обучаться медицине изъявили желание, в первую очередь, дети стрельцов и сами стрельцы, а также дети иноземных лекарей, находившихся на службе в России. В 1654 г. в России была открыта первая лекарская школа, рассчитанная на трехлетний срок обучения, где, помимо занятий в школе, лекарские ученики должны были участвовать в сборах целебных трав и работать помощниками лекарей.

Освободившиеся после войны врачи могли заняться частной практикой, которая со временем стала пользоваться большой популярностью даже у таких консервативных слоев населения того времени, как женщины и священники.

Высокий уровень обслуживания и относительная доступность цен сделали Новую аптеку весьма популярной среди зажиточных слоев московского населения. Для простого народа лекарства из аптеки и тем более услуги медиков по-прежнему оставались недоступными. В борьбе со многими болезнями крестьяне прибегали к таким излюбленным средствам, как посещение бани или употребление горячительных напитков.

Большого внимания заслуживают действия Аптекарского приказа в борьбе с моровыми поветриями. В целях предотвращения распространения эпидемий под руководством Аптекарского приказа на дорогах и в городах устраивались заставы и засеки, через которые под страхом смерти не пропускали людей из других местностей. Погребение умерших проходило вдали от жилых мест и питьевых вод. А в тяжкие чумные 1654–1655 гг. изоляции подвергались даже отдельные зараженные дворы, они запирались снаружи и к ним приставляли стрельцов, чтобы инфекция не распространялась по городу. Все эти меры, несмотря на их строгость, были необходимыми и полезными для того времени, так как случалось, что от моровых поветрий люди вымирали целыми селениями.

Приказ Тайных дел по своему названию и специфике отраслевой деятельности был далек от государственного призрения, но на практике имел самое тесное и непосредственное к нему отношение. Он осуществлял надзор за деятельностью Аптекарского двора. Аптекарский двор являлся многофункциональным хозяйственным учреждением и имел на своей территории несколько зданий, в числе которых были различные амбары, избы для жилья, хлебная палата, пивоварня, кухня, кузница и специально построенная палата для кормления людей разных чинов. По описанию И. Е. Забелина, ее длина составляла 10 саженей по Шуйскому переулку, а ширина – 7 саженей. Внутри палаты было установлено 30 столов и 60 скамей. В дневное время помещение освещалось через 14 больших окон, а в холодную погоду отапливалось посредством каменной печи.

В этой палате регулярно проходили кормления нищих, а также раненых и вернувшихся из плена солдат. Одновременное число участников трапезы доходило нередко до 300 человек, а общая сумма накормленных за один день составляла иногда, по словам И. Я. Гурлянда, 2 тыс. человек. Кормления часто сопровождались раздачей милостыни, размер которой не был постоянным и зависел от различных обстоятельств. Так, например, в обычные дни милостыня составляла примерно 1–2 алтына, в дни же праздников и во время поминовения членов царской семьи ее размер доходил до 1 рубля.

Верховые нищие находились на полном государственном обеспечении. Из приказа Тайных дел регулярно выделялись деньги на покупку для них различной одежды и обуви, которая регулярно обновлялась, не изнашиваясь до дыр. Помимо этого верховые богомольцы обеспечивались за государственный счет столовыми приборами, полотенцами, гребнями для расчесывания волос и постельным бельем. Верховые нищие получали также и годовое царское жалованье. Его размер не был четко фиксированным и составлял примерно 3–5 рублей в год. Для сравнения отметим, что годовое жалованье подьячего приказа Тайных дел составляло 4 рубля в год. Помимо этого на верховых нищих часто распространялись и единовременные раздачи милостыни, приуроченные, как правило, либо к какому-нибудь празднику, либо ко дню поминовения кого-либо из усопших членов царской семьи. Размер таких выплат также был произвольным и колебался от 1 деньги до нескольких рублей.

Объектом различных социальных выплат приказа Тайных дел являлись нищие, заключенные, раненые и вернувшиеся из плена солдаты, вдовы, дети-сироты, собственные служащие и другие категории населения, обращавшиеся в данный приказ за помощью.

Размер социальной помощи находился, как правило, в прямой зависимости от социального статуса ее получателя, который мог определяться как должностью, на которой он находился, так и величиной его поместного оклада. Причем, заметим, что такая практика была свойственна и другим приказам. В связи с этим распределение социальной помощи в XVII в. осуществлялось по определенному государством устойчивому принципу, в соответствии с которым преимущественное право на получение социальной помощи и ее наибольшую величину имели те категории населения, которые составляли опору для существовавшего государственного строя.

Приказ Большого Дворца имел статус дворцового приказа. Некоторая часть его доходов шла на оказание социальной помощи отдельным категориям населения, которая заключалась в выплате милостыни, содержании определенной части московских богаделен и в организации деятельности Аптекарского двора, находившегося с 1676 г. в юрисдикции данного приказа.

Интересно, что делом государственного призрения занимались также и некоторые другие приказы. Так, к примеру, Печатный и Поместный приказы наряду с основной своей деятельностью осуществляли также и призрение нуждающихся слоев населения, основные формы которого носили как традиционный, так и узкоспециализированный характер. Само же оказание помощи становилось возможным благодаря наличию в приказах свободных денежных средств, поступавших в доходы этих учреждений, расходование которых определялось как указами царей, так и решениями приказного начальства.

Таким образом, в заключение можно отметить, что оказанием социальной помощи и поддержки населению занимались не только известные в этом контексте Патриарший, Аптекарский, Тайных дел, Большого Дворца и Полоняничный приказы, но и другие государственные структуры исполнительной власти.

Развитие нормативно-правовой поддержки, социальной помощи и взаимопомощи в конфессиональной парадигме

В Церковном уставе X в., как и в последующих дополнениях, указывалось, что Церковь разбирает семейные дела и разрешает конфликты, наказывает за неверность жен и мужей, следит за соблюдением прав сирот и вдов, а также соблюдает жизнь прихожан в чистоте духовной. Церковь же следила за правильностью торговых отношений. По Уставу в алтаре церквей хранились эталонные меры веса, длины, объема, они могли быть востребованы в спорных случаях.

Вместе с новыми законами о наследстве были введены новые законы об опекунстве: опека над малолетними детьми и их имуществом назначалась только в том случае, если у них не было в живых ни отца, ни матери, или когда мать их второй раз выходила замуж. В последнем случае опекунами назначались или родственники мужа, или второй муж матери. Если же она не вступала во второй брак, то относительно своих детей пользовалась всеми правами покойного мужа, становилась главой семейства. Впрочем, эти узаконения касались довольно ограниченного круга лиц.

Таким образом, развитие нормативно-правовой базы конфессиональной социальной помощи проходило в Древней Руси после принятия христианства как государственной религии так же, как и в странах Западной и Восточной Европы, в Византии. Вся социальная помощь Средневековья в странах европейского мира предопределялась христианскими нормами. Они определяли не только содержание, но и формы помощи нуждающимся, основные категории населения, имевшие приоритетное право на помощь. Долгое время они же определяли содержание и форму социальной политики государства. Кроме того, нормативно-правовые документы дополняли деятельность Церкви по непосредственной социальной помощи, оказываемой специализированными орденами, сестричествами, братствами, религиозными союзами и движениями. Однако в нашей стране такие религиозные движения получили распространение значительно позже, в XIX – начале XX в.

Темы для обсуждения на семинарских занятиях

1. Основные тенденции княжеского попечительства в Средние века. В чем историческое значение княжеского попечительства в данный период?

3. Подходы в монастырской и приходской системе помощи, появляющиеся в городской культуре средневековой Руси.

Темы для докладов и рефератов

1. Подходы отечественных исследователей к княжескому нищепитательству.

2. Изгои Древней Руси и отношение к ним власти и населения.

3. Отражение идеологии милосердия в памятниках древнерусской литературы.

4. Ктиторские (вотчинные) монастыри (церковные приходы) как обители милосердия и воспитания.

Список литературы

1. Семин О. В. Становление и развитие государственного призрения в России в XVII веке: Монография. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Альт Пикчерз, 2008.

2. Стог А. Д. О общественном призрении в России. Т.1. СПб., 1818.

3. Фирсов М. В. История социальной работы: уч. пос. для высшей школы. М.: Академический проект, Трикста, 2008.

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.


Оглавление

  • Слово об авторах
  • Предисловие
  • Глава I. Истоки милосердия на Руси
  • Глава II.Благотворительная деятельность в Российской империи (XVIII–XX вв.)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Милосердие как призвание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава I. Истоки милосердия на Руси

История российской благотворительности, развиваясь под влиянием православия, была нормой жизни для аристократии, зажиточного купечества и крестьян. Неотъемлемой частью поведения россиян являлись подаяния нищим, сиротам, тюремным узникам, пожертвования на храмы. Благотворительность, как повседневная форма православного благочестия и милосердия, сформировалась ещё в Древней Руси.

Милосердие — готовность помочь немощным, больным, сиротам, престарелым выражалось на Руси в делах благотворения, оказания помощи тем, кто в ней нуждался. В христианской этике милосердие — это долг человека, который стремится к совершенству. Милосердие — это не только проявление бескорыстного доброделания, но и понимание других, сострадательное отношение и деятельное участие в их жизни. Милосердие и сострадательное отношение к людям всегда были долгом и обязанностью христианина. Со времён принятия христианства на Руси церковь стала занимать ведущую позицию в делах милосердия и благотворительности.

В 988 г. Православие становится официальной государственной религией, и вся церковно-монастырская помощь стала осуществляться за счёт жертвователей. В соответствии с Уставом князя Владимира под патронаж церкви попадали больницы, богадельни, странноприимные дома (приюты). По Уставу купеческой организации князя Всеволода, регламентирующей и финансирующей деятельность монастырей, они должны были служить филантропическим целям на случай старости, болезней, инвалидности.

Приходы церквей оказывали помощь в строительстве богаделен, больниц, собирали деньги на нужды бедных. Монастыри на Руси при поддержке княжеской власти оказывали помощь неимущим, содержали больных, сирот и убогих. Среди них особо выделялись Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра, Белозерский монастырь. В течение столетий в них, а также во многих монастырях Волыни, Владимира, Великого Ростова находили пристанище убогие благодаря пожертвованиям богатых и знатных людей того времени.

С XI в. образцами общественного здравоохранения стали лечебницы при монастырях, одной из которых была лечебница, построенная в XIV в. при святителе Сергии Радонежском. Здесь больным оказывалась бескорыстная помощь, которая впоследствии стала основой и примером больничного уклада для всех монастырей.

Особенностью благотворительности древнерусского периода было участие в судьбе нищих и обездоленных. Это было необходимым условием для спасения души по христианскому учению. Всяческое благодеяние должно было быть, по возможности, тайным, анонимным. Только так можно получить душевную пользу от добрых дел, снискать Божию милость. Удельные князья, богатые и знатные люди накануне больших церковных праздников тайно посещали тюрьмы, богадельни, больницы и бедных, чтобы раздать милостыню. В Древней Руси все нуждающиеся, больные и неимущие были средством нравственного воспитания, помогая людям учиться любить ближнего.

Великая княгиня Ольга, приняв православную веру, занималась попечительством о бедных и бездомных. Во многих древнерусских летописях она упоминается как добрая христианка, которая окружила своей заботой немощных и больных.


Её внук, Великий князь Владимир, принявший православие и крестивший Древнюю Русь, определил общественное призрение (заботу о сиротах, обездоленных) как одну из главных функций государства. Его Устав, принятый в 996 г., став основой для деятельности благотворительных учреждений, действовал до XVIII в. В основе Устава лежали правила и законы православной греческой церкви [6] .

Один из самых почитаемых князей Древней Руси — князь Ярослав Мудрый (978—1054). Он был сыном Великого князя Владимира Крестителя. Великий князь Ярослав Мудрый продолжил традиции благотворения. Он учредил сиротское училище на 300 воспитанников. В народе его прозвали Мудрым за любовь к просвещению, заботу о русском народе, мудрость в решении государственных вопросов.

Он не любил воевать, как его предшественники. При нём получили своё развитие первые в Древней Руси библиотеки, монастырская медицина и просвещение. Благодаря его поддержке преподобные Антоний, Домиан, Феодосий Печерский помогали больным, нищим и бездомным. Около Киево-Печерской Лавры был построен приют для нищих, слепых, хромых и прокажённых.

Великий князь Владимир Мономах (1053–1125) считал своей обязанностью заботу о страждущих и больных. Своим детям и внукам он завещал исполнять свой наказ о защите и помощи нуждающимся. Его сын, Великий князь Ростислав, все имущество, оставленное в наследство, раздал церкви, монастырям и нуждающимся. Великий князь Роман Мстиславович также посвятил свою жизнь делам милосердия, не оставив ничего себе из имущества. Даже хоронили его на народные пожертвования. Необходимо отметить и благотворительную деятельность Великого князя Черниговского Николая Давидовича, жившего в XII в. Он построил на свои средства монастырь, целиком предназначавшийся для больных. Врач Пётр Сирянин обслуживал эту обитель и заботился о находящихся там больных.

Малоизвестным фактом является благотворительная деятельность князя Александра Невского, прославившего себя победой над шведами в Невской битве 1240 г. и немецкими рыцарями (Ледовое побоище 1242 г.). Он был мужественным и храбрым воином, дальновидным политиком. За счёт своей казны князь Александр Ярославович выкупал из плена русских воинов, раздавал милостыню. В 1247 г. он издал Указ об обязанностях бояр брать под свою защиту всех обездоленных — вдов, сирот, больных.


Русское государство сложилось на Руси в XV веке в эпоху правления Великого князя Ивана III Великого (1440–1505). Он проводил успешную внутреннюю и внешнюю политику по собиранию русских земель, свержению монголо-татарского ига. В результате его 43-летнего правления в Восточной Европе на месте разрозненных феодальных княжеств была создана новая крупная держава, воспринимавшая себя, как возрождённая Древняя Русь.

В ходе правления Ивана III произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы, а также превращение этого города в центр единого Русского государства. Было достигнуто окончательное освобождение страны от зависимости Золотой Орды, принят свод законов Русского государства.

В конце XV в. Великий князь Иван III издал законы о выделении средств монастырям и церквям на нужды благотворения. В исторических документах встречаются также описания организации общественного призрения (приютов для сирот, вдов и т. п.) [8] . В Москве был воздвигнут нынешний кирпичный Кремль.

Его жена Софья Палеолог (1455–1503) — Великая княгиня Московская, бабушка Ивана Грозного, происходившая из византийской императорской династии Палеологов, поддерживала желание своего мужа, князя Ивана III, расширить и укрепить Московское государство. Софья Палеолог родила великому князю Ивану III девять детей — пять сыновей и четырёх дочерей.


Легенда гласит, что в состав приданого Софьи Палеолог входили книги, вошедшие позже в основу собрания знаменитой библиотеки Ивана Грозного. По прибытии в Москву в 1472 г. Софья Палеолог увидела последствия пожара Москвы 1470 г. Поняв, что книги могут сгореть, она распорядилась хранить их от пожара в подвале под церковью Рождества Богородицы в Кремле.

Первый царь из династии Романовых Михаил Фёдорович(596—1645) поручил Патриаршему приказу позаботиться об открытии сиротских домов, пожертвовал земли на нужды Покровского монастыря в Москве. Его сын, Алексей Михайлович (1629–1676) содержал в своём дворце богомольцев, болеющих, странников. Принятое при его царствовании Соборное уложение (1649 г.) содержало статьи об общественном призрении, содержании богаделен для больных и престарелых нищих [12] .

Одним из замечательных людей XVII в. был московский благотворитель Фёдор Михайлович Ртищев (1626–1673). Он принадлежал к числу выдающихся государственных деятелей России того времени. Вся его жизнь являлась служением страждущим и нуждающимся в помощи.


По его распоряжению была организована специальная служба, объезжавшая Москву, подбирая упавших и валявшихся на улицах столицы людей. Среди них были пьяные и больные, престарелые и слепые, и другие калеки. Их привозили в особый дом, устроенный за счёт его денежных средств, оказывали помощь в зависимости от причин и обстоятельств, лечили или отпускали.

Ф. М. Ртищев купил дом, предназначавшийся для престарелых, слепых, больных, потратив на его содержание свои последние доходы. После его смерти дом, ставший больницей, носил имя Фёдора Михайловича Ртищева. Приют ещё долго существовал благодаря поддержке анонимных дарителей. Благодаря его благотворительности образовались два типа заведений: 1) амбулаторные приюты (для нуждающихся во временной помощи), 2) постоянные учреждения (богадельни, где больные жили до самой своей кончины). Так добрый почин Ф. М. Ртищева способствовал дальнейшему развитию и устройству благотворительной деятельности в государственных масштабах.


В XVII в. Указ царя Фёдора Алексеевича, изданный в 1682 г., предписывал нищенство не считать неприкосновенным. Отныне только больные, калеки, неспособные работать могли рассчитывать на государственную помощь. Люди, способные к труду, должны были работать. Для этого создавались специальные дома трудолюбия.

Читайте также: