Роботостроение в японии доклад

Обновлено: 05.07.2024

Японские компании, которые как никто другой задумываются о будущем, возлагают почти все свои надежды, касающиеся развития бизнеса, на более широкое использование промышленных роботов. А что будет, если эти роботы окупятся не сразу? Ведь они — отличный способ улучшить качество продукции и избежать растущих расходов на оплату труда.

На фабрике компании Matsushita Electric, где производятся видеопроигрыватели Panasonic, специальный робот 16 раз продевает тонкую проволоку, немногим тоньше человеческого волоса, через игольное ушко в видеоголовке и потом спаивает ее. На производстве постоянно работает 530 таких роботов, которые проделывают это снова и снова 24 часа в сутки. У них получается это в пять раз быстрее, чем у людей, и намного надежнее. До недавнего времени ту же самую работу с помощью микроскопов выполняли 3000 домохозяек из пригородов. А роботы могут даже проверять собственную работу.

Американские компании не смогли бы пользоваться подобными технологиями, даже если бы для этого имелась производственная база. Компания Mastushita все 530 роботов для наматывания провода разработала и собрала сама, чтобы иметь преимущество перед конкурентами.

Роботов как таковых изобрели в Америке, и Соединенные Штаты до сих пор лидируют в сложных технологиях, начиная с роботизированных механизмов для нейрохирургии и заканчивая засекреченными подводными роботами-истребителями. Но если речь заходит о решении практических проблем — на рабочей площадке или в повседневной жизни — то в этом нет равных Японии.

К примеру, американские автопроизводители широко используют роботизированные механизмы. Однако японцы устанавливают новых роботов не только для автоматизации производства, но и для того, чтобы сделать его более гибким. Например, новейшие заводы компании Nissan могут выпускать сотни различных вариаций определенной модели, при этом просто перепрограммировав роботов, красящих корпуса и устанавливающих кресла, двигатели, батареи, лобовые стекла, шины и двери. В Японии даже маленькие предприятия применяют роботов для таких простых операций, как сварка металла.

Это еще один пример того, как Япония ловко берет новые технологии и заставляет их работать на себя, в то время, как другие только думают, за что взяться. Так произошло в сфере потребительской электроники, производстве чипов памяти и промышленных станков. Теперь настала очередь робототехники.

Пока число роботов в Японии растет как грибы после дождя, американский рынок подобной рабочей силы после резкого падения в середине 80-х годов восстанавливается очень медленно. В феврале 1990 года компания Deer & Co. решила отказаться от роботов для покраски шасси тракторов и поручить эту работу людям. Роботов для покраски различных предметов необходимо все время перепрограммировать. Завод по производству стиральных машин Whirlpool в городе Клайд в штате Огайо некоторое время использовал особые шарнирные руки, напоминающие человеческие запястье, локоть и плечо, чтобы извлекать барабаны стиральных машин из литьевой формы. Но сложные роботы не приспособлены к круглосуточному производству. Компания решила больше не использовать роботов для этих задач, выбрав вместо этого жесткую автоматизацию, технологию, в которой Соединенные Штаты преуспевают.

На свалку или в долгий ящик роботов отправили так много других американских производителей, что робототехника в США сейчас в состоянии упадка. Такие компании, как Westinghouse и General Electric, одними из первых начинавшие производить роботов, забросили робототехнику в 80-х годах из-за неудовлетворительных продаж. А некогда успешные предприятия, такие как Unimation и GCA Industrial Systems, перестали существовать самостоятельно, став частью более крупных компаний, в то время как Prab и Automatix терпят серьезные убытки.

Одной из прибыльных американских компаний по производству робототехники является GMFanuc, совместное предприятие, равными долями в которой обладают автопроизводитель General Motors и корпорация Fanuc, лидер японского рынка робототехники. В 1989 году GMFanuc заработало несколько миллионов долларов чистой прибыли от продаж на $165 млн. Высоким заработком не могут похвастаться и японские производители роботов. Но многие японские фирмы разрабатывают и выпускают роботов для собственных нужд, чтобы повысить свою конкурентоспособность и качество продукции, поэтому прибыль в таких случаях целью не является. Они не закупают роботов исходя из того, насколько скоро те окупятся.

Сейчас американские компании находятся в неловкой ситуации: им нужно лицензировать новые японские технологии, в основу которых легли технологии, разработанные в США и лицензированные в 60-х годах для использования в той же Японии. К примеру, корпорация Cincinnati Milacron, третий крупнейший производитель робототехники в США, подтолкнула японскую компанию Matsushita Electric к тому, чтобы заняться роботами, именно когда предоставила той лицензию на технологию. В 1989 году Milacron стала американским дистрибьютором маленьких роботов для спаивания предметов, произведенных той самой компанией Matsushita.

И в то время, как китайцев, филиппинцев или корейцев в Японии ожидал бы не слишком теплый прием, подобной предвзятости в отношении роботов нет. Японцев будто готовили к эре роботов с помощью положительных образов в популярной культуре с начала 50-х годов — а это намного раньше, чем в США. Японские производители игрушек выпустили миллионы игрушечных роботов, а в мультфильмах и комиксах из Страны восходящего солнца множество героев-роботов. Прототипом им послужил Астробой, персонаж, придуманный в Японии в 1953 году и позднее привезенный в США.

На заводе записывающих видеокамер компании Victor Co. of Japan (JVC) в Иокогаме царит пугающая тишина. Автоматически управляемая система бесшумно доставляет пластины с компонентами 64 роботам, выполняющим 150 задач по сборке и проверке. Два сотрудника обслуживают роботов, собирающих на одной производственной линии восемь моделей устройства. До 1987 года, когда роботов установили, компании для выполнения этой работы было нужно 150 человек. Не менее важно и то, что JVC начали заново проектировать камеры и их компоненты. Некоторые детали нужно рассматривать чуть ли не под микроскопом, а все для того, чтобы сборка роботами была более эффективна. Роботы также обеспечивают определённую гибкость процесса: они работают круглосуточно, поэтому не нужно оплачивать сверхурочные, больничные или премии.

Члены правительства, задействованные в промышленном планировании, предоставляют с 70-х годов целую серию поощрительных мер для исследований и разработок в области робототехники, а также для их практического применения. Правительство разрешает ускоренную амортизацию средств производства с целью приобретения сложных роботов. Оно учредило собственную компанию по сдаче роботов в аренду по низкой цене для частных предпринимателей. Министерство международной торговли и промышленности Японии предоставляет малым и средним компаниям беспроцентные займы на покупку роботов. Ведомство также инвестирует $150 млн в проектирование роботов для работы с опасными веществами на атомных электростанциях или для борьбы с пожарами на нефтеперерабатывающих заводах. Такое невозможно представить в США, потому что это очень похоже на политическое регулирование промышленности.

Причиной раздутых ожиданий стало то, что американские инженеры в робототехнику зачастую приходили из сферы искусственного интеллекта и не имели почти никакого опыта работы в производственном цеху. Они были без ума от мысли о механическом человеке, а идею эту, в свою очередь, подхватили в руководящих органах компании, надеясь заменить живых сотрудников и управлять безлюдными фабриками. В результате получились слишком сложные с технической точки зрения роботы, которые были очень дорогими и с поставленными задачами в процессе производства не справлялись.

В США роботы так и не продвинулись дальше автопроизводителей и первого звена их поставщиков. По данным проведенного компанией Deloitte & Touche опроса, значительную пользу от внедрения новой технологии ощутило менее 30% американских производителей. Двумя годами ранее эта цифра составляла 60%.

Одна из главных причин, по которым производители в США не занимаются робототехникой так же основательно, как их японские конкуренты, — то, что в Америке компаниями обычно управляют продавцы или бухгалтеры. В Соединенных Штатах инженеры-технологи обычно не в почете. Совсем другое дело — Япония: здесь они часто компаниями управляют. Самые известные из них — Соитиро Хонда в компании Honda и Акио Морита в Sony. Назвать же имена американских промышленников, которые поднялись по карьерной лестнице с самых низов на самый верх, как автопроизводитель Генри Форд или исследователь Чарльз Кеттеринг из General Motors, напротив, весьма затруднительно. В то время как японцы уважают промышленных сотрудников, американцы носят на руках предпринимателей и инвесторов. Теперь ясно, почему в США инженер-технолог с парой лет опыта за спиной зарабатывает только $37 000 в год, а разработчик программных продуктов — $44 000. Зачем умному американскому мальчишке возиться с роботами и линиями сборки, если он может сколотить состояние, создав новую программу для персонального компьютера или разработав хеджинговую стратегию для инвестиционной фирмы?

Японцы, в свою очередь, более терпеливы и готовы ждать высокого дохода дольше. По словам Эдвина Мэнсфилда, директора Центра экономики и технологии при Пенсильванском университете, если бы японцы использовали стандартную американскую формулу в 30% прибыли на инвестированный капитал (а не 20%, как принято в Японии), объем инвестиций в робототехнику упал бы в два раза. Японцы предпочитают более простое сравнение. Средняя цена промышленного робота составляет $40 000, приблизительно столько же, сколько годовой доход вместе с премиями у квалифицированного рабочего на фабрике компании Nissan. Но цена роботов падает, а затраты на оплату труда растут. Если инвестировать сейчас, то можно сэкономить деньги через десять лет.

Стоит ли ожидать возвращения роботов в США? Да, со временем. Компании, которые отказывались от роботов для выполнения сложных операций, теперь снова внедряют их в работу для более простых заданий. Корпорация Deere, например, решила снять роботов с линии аэрозольной покраски, но применяет их, чтобы закручивать ряд из 20 одинаковых болтов на коробке передач трактора. Это скучная, монотонная работа с высоким риском человеческой ошибки. Вместо того чтобы роботизировать все и вся, некоторые компании делают роботов частью обширных преобразований во всем производственном процессе. Компания Electrolux разработала новый пылесос вертикальной компоновки таким образом, чтобы его было легко собирать роботам и сотрудникам нового автоматизированного завода стоимостью $40 млн в Бристоле в штате Виргиния.
Все это будет делаться не быстро и не сразу. Самый новый робот в Японии будет применяться в строительстве. Компания Komatsu спроектировала робота, устанавливающего панели массой до 500 килограмм на внешние стены зданий и таким образом увеличивающего производительность труда в шесть раз. Компания Shimizu выпускает своих собственных роботов для того, чтобы распылять огнеупорное покрытие на уличные сооружения, размещать потолочные панели в зданиях, штукатурить полы и укладывать бетонные блоки в туннелях.

В настоящее время в Японии сформированы технико-экономические концепции по развитию робототехники и ее быстрому внедрению в различные сферы деятельности на ближайшее десятилетие.

В соответствии с положениями документа "Основные направления программы национальной обороны", предполагается повышение собственных оборонительных возможностей, в том числе за счет разработки новых и совершенствования существующих дистанционно управляемых машин (ДУМ), беспилотных летательных аппаратов (БЛА) и роботизированных устройств, которые будут использованы при ведении военных операций, а также для помощи военнослужащим при решении задач в мирное время.

Роботостроение является одной из ведущих отраслей промышленности в стране, активно развивается и поддерживается правительством. В будущем в стране планируется лишь расширение отрасли роботостроения. Японские компании работают не только над поиском новых идей и решений в этой области, но и над усовершенствованием уже имеющихся моделей.

На долю страны приходится до 45 % промышленных роботов выпускаемых в мире. Ежегодно страна производит более 60 тыс. робототехнических устройств, около половины из которых идет на экспорт. В связи с этим министерство экономики, торговли и промышленности оказывает целевую помощь разработчикам таких устройств и поощряет их внедрение в серийное производство.

Роботостроение в Японии находится сейчас в активной стадии, но вместе с этим есть и определенные трудности. Так, в стране отдан приоритет разработке машин, применяемых в военных целях, и в течение ближайших лет, выбирая пути дальнейшего развития, японские ученые стоят перед серьезным выбором. По их мнению, в дальнейшем робототехника должна развиваться гармонично, а не ориентироваться только на военный сектор.

Кроме того достаточно усилий научно-технические учреждения (институты и университеты) Японии направляют на создание робототехнических средств, решающих задачи в опасной для человека обстановке. В первую очередь, это функционирование в зоне радиоактивного заражения, в районах с повышенной сейсмической опасностью, а также при выполнении задач, связанных с высокой вероятностью подрыва боеприпасов и с противодействием вооруженным формированиям.

Ведущие организации Японии по разработке робототехнических средств: университеты Тохоку, Ивасаки, Цукуба, Хоккайдо, Рицумейкан, Кагава, Айзу, а также политехнический институт в городе Шибаура.

Военное руководство страны намерено в ближайшие 15 лет вооружить СВ ДУМ различного назначения. Эти планы изложены в подготовленном МО докладе об основных направлениях военных технологий в средне- и долгосрочной перспективе. На создание систем с использованием роботов, способных обнаруживать взрывные устройства отводится 5-10 лет, систем, предназначенных для ведения разведки и боевых действий, - 5-15 лет, управления огнем - 10 лет.

В настоящее время в Японии широко осваивается область создания системы "человек-машина", где интеллектуальные возможности определяются знаниями и профессиональной подготовкой оператора, а работоспособность, надежность и безошибочность при выполнении простых операций - техническими устройствами. Данное направление особенно актуально для военных в связи с тем, что на сегодняшний день уже выпущено достаточное количество образцов дистанционно управляемых комплексов с применением штатного вооружения.
Бортовая система, обеспечивающая поступление оперативной информации в реальном масштабе времени, должна включать в себя следующие подсистемы: технического обзора, тактильную, навигации и определения положения робота в пространстве, а также внутреннего контроля за состоянием технических устройств самого робота.

В ряде случаев эффективнее использовать ДУМ, управляемые оператором по теле- и радиоканалам связи, однако на случай внезапного прекращения радиосвязи такая машина должна оставаться в автономном режиме функционирования. При управлении механизмом оператор может почувствовать усталость и снижение работоспособности, а это ведет к потере им ориентировки, особенно в условиях слабой видимости (в тумане, в дыму, ночью и т. п.).

В целом, японские специалисты создают самые разнообразные робототехнические устройства.

Так, инженеры из Токийского технологического института совместно с коллегами из компании "Топи индастриз" создали ДУМ "Гелиос", предназначенную для обследования помещений. Благодаря манипулятору и встроенным камерам машина по команде оператора может открывать двери, преодолевать лестницы или поднимать с пола предметы. Устройство рассчитано на использование при решении самых разных задач, в том числе для обследования аварийных реакторов на АЭС, как это имело место при аварии на станции Фукусима.

Серьезной разработкой японских специалистов считается экспериментальный образец ДУМ "Куратас". Впервые он был продемонстрирован на выставке в 2012 году. Боевая масса машины достигает 4 т. Ею можно управлять из кабины оператора, с помощью выносного пульта, удаленно с применением смартфона, подключенного к сети 3G.

Машина "Куратас" оснащена четырьмя колесами, передвигается по ровной поверхности с максимальной скоростью 10 км/ч. Разработчики планируют увеличить этот показатель в четыре раза и оснастить последующие модели шагающим движителем.

С помощью 30 гидравлических приводов, сенсорного экрана и двух джойстиков оператор может управлять движением боевого робота из кабины и подавать команды на два манипулятора. Кроме того, установлена система камер, распознающих жесты и мимику оператора.

Эта ДУМ может быть вооружена двумя ПУ сигнальных ракет и двумя пулеметами. В настоящее время к инженерам уже поступило около 3 тыс. предварительных заказов. По желанию потенциального покупателя эта машина может быть оснащена также многозарядной ракетной установкой и навесным бронированием.

После аварии на Фукусимской АЭС усилилось внимание на создание роботов-дозиметристов. В частности наблюдение за радиационной обстановкой на АЭС ведут роботы семейства "Квинс", разработанные в университетах Шиба (г. Нарашиноа) и Тохоку (Сендай). Конструктивно на роботы семейства "Квинс" похожи машины семейства "Кога" (KOHGA) Киотского университета.

Таким образом, в Японии наблюдается интенсивное развитие дистанционно управляемых машин, в том числе боевых* Специалисты в области создания робототехники основное внимание уделяют разработке новых роботизированных наземных средств. Тенденция к увеличению выпуска таких ДУМ объясняется тем, что их применение в боевых операциях может спасти жизнь военнослужащим, особенно в ходе работ по установке мин или их снятию, поиску и уничтожению СВУ и при проведении спасательных операций.

Робототехника-в-Японии

Япония, признанный лидер в области робототехники в мире, стремится повернуть передовую индустрию традиционного производства промышленных роботов в другие области, в частности, в производство роботов, предоставляющих услуги по уходу и медицинское обслуживание, — это часть предпринятых усилий по решению проблем, вызванных быстрым старением общества.

Истоки славы Японии как страны роботов следует искать в 1970-х, когда данная индустрия стала частью национальной стратегии, направленной на достижение ее сегодняшних целей – стать крупнейшим производителем и пользователем робототехники в мире.

робототехника-в-японии-8

По данным Международной федерации робототехники (IFR), в 2015 году Япония вышла на первое место по количеству проданных роботов – 35000 единиц (правда, уже в 2016-м году она уступила первенство Китаю).

Так как снижение рождаемости и увеличение продолжительности жизни уже давно стали проблемой для общества Японии, что существенно влияло на рынок труда в стране, развитие робототехники позволит решить данную проблему, считают в Ассоциации робототехники Японии; ее представители также добавили, что основное внимание будет уделяться исследованиям роботов для предоставления услуг по уходу и медицинского обслуживания, а не дальнейшей разработке промышленных версий роботов.

Для достижения данной цели японское правительство сделало развитие робототехники частью своей стратегии экономического роста; при этом отмечалось, что это будет значительно способствовать развитию индустрии. Поэтому была сформирована группа, которая составила пятилетний план по развитию и популяризации таких роботов.

Япония также заявила, что в 2020 году будет проведена Олимпиада для роботов; в это же время в Токио стартуют летние Олимпийские игры. Это продемонстрирует всему миру, что Япония занимает лидирующую позицию по разработке и использованию робототехники и всего с ней связанного.

робототехника-в-японии-1

Теперь в стране активно развивают направление по разработке человекоподобных инновационных роботов, которые могут похвастаться функциями распознавания изображения и языка, интеллектуальными вычислениями и улучшенными системами управления. Такие новые технологии могут сделать робототехнику более полезной в таких областях, как забота о престарелых и больных или работа по дому.

Недавно в Государственном музее развивающейся науки и инноваций (Miraikan) вниманию посетителей были представлены три человекоподобных робота, которые могут вести несложный разговор с посетителями, в том числе отвечать на вопросы посетителей и задавать им свои.

робототехника-в-японии

Исигуро говорит, что возможности компьютера превосходят человеческие и роботы-гуманоиды будут такими умными, что смогут прекрасно выполнять работу по дому. Профессор также выразил надежду, что к 2030 году каждый может иметь своего собственного слугу-робота, и таким образом будет создано гармоничное сообщество людей и машин.

Сейчас все больше японских предприятий участвует в разработке роботов-гуманоидов и других видов роботизированной техники. Помимо традиционных производителей, таких как FANUC, Yaskawa и NACHi, в 2005 году в рамках выставки Expo 2005 Aichi своего робота, который может ходить и играть на музыкальных инструментах, представила компания Toyota.

робототехника-в-японии-4

В 2000 году компания Honda создала робота ASIMO, который умеет ходить на двух ногах. Теперь, после многих лет усовершенствований его программного и аппаратного обеспечения, модель может бегать на максимальной скорости 9 км/ч, подавать напитки, а также отлично справляется с открыванием бутылки.

В прошлом году компания Panasonic выпустила робота, который может подавать лекарство; сделано это в надежде, что данный гаджет облегчит напряженный труд медсестр. В роботе используется система управления с датчиками, что дает ему возможность избегать столкновения с пациентами, медиками и другими препятствиями.

А вот компания Sharp разработала и скоро выпустит в продажу робота-патрульного, который будет замечать подозрительных людей, бродящих вокруг домов, и передавать изображения лиц потенциальных подозреваемых в систему безопасности владельца жилища.

Недавно компания Yaskawa также обнародовала новую модель робота, предоставляющего медицинский уход; у него четыре механические руки, которые помогут парализованным пациентам пересаживаться с кровати на коляску. Для подобной работы нужны два сильных медика, а робот может выполнить ее сам.

Yaskawa планирует испытывать робота в домах престарелых в течение года, и примерно спустя два года, после внесения всех необходимых доработок и улучшений, он появится на рынке.

робототехника-в-японии-6

японские роботы

Именно высокие технологии являются одной из главных ассоциаций, которая может прийти в голову при упоминании Страны восходящего солнца. В Японии существует огромное количество всевозможных устройств, активно используемых практически во всех сферах: начиная от производства и заканчивая бытом.

Отдельного внимания при этом заслуживают японские роботы, которые уже сегодня способны удивить любого человека. Далее поговорим о том, какие именно вариации роботизированных механизмов создаются в Японии и чем они полезны для человека.

Как связаны роботы и транспорт в Японии

В 2020 году беспилотным транспортом особенно уже не удивить, однако в Японии уже в 2015 году был представлен первый прототип роботизированного такси. Такие автомобили снабжаются огромным количеством датчиков, камер и GPS, в результате чего машина может свободно передвигаться по большому городу без водителя.

роботизированное такси япония

Даже в далеком 2005 году, в Японии были представлены беспилотные автобусы, которые активно использовались для перевозки посетителей Всемирной выставки. Правда, эти автобусы ездили только по конкретному маршруту, тем дорогам, на которых были встроены специальные датчики.

Помимо автомобилей, в Японии планируют создать и корабли, которые сами будут плавать в море, осуществлять контроль погоды и учитывать массу других факторов. Планируется ввести подобные разработки в активное использование к 2025 году.

Роботы из Японии в сфере медицины

Медицина является той сферой, для которой присутствие роботов крайне востребовано. Причем помощь подобных механизмов здесь довольно разноплановая.

Уже сегодня есть больницы, в которых активно работают роботы Hospi(R), разработанные компанией Panasonic. Они используются для того чтобы развозить лекарственные препараты и медицинские карты пациентов. Это существенно упрощает жизнь медицинскому персоналу, исключая из их рабочего графика подобные монотонные занятия.Сами роботы снабжены специальными датчиками, которые позволяют им передвигаться по территории больницы, не сталкиваясь с людьми и любыми объектами.

Hospi(R)

Эти же роботы используются и в отелях, здесь их задача заключается в том, чтобы собирать грязную посуду в номерах и развозить пищу. В покер с таким роботом не поиграешь, конечно, однако сам факт того, что он способен заменить в какой-то степени человеческий труд, уже поражает.

японский робот в отеле

В Японии также существуют и такие роботы как RIBA и RIBA-II. Их особенность в том, что они помогают в транспортировке пациентов, которые сами не в состоянии передвигаться. Удивительно то, что эти модели роботов способны даже нагибаться, что позволяет им без проблем поднять человека с пола, при необходимости. Поверхность рук представленных роботов выполнена таким образом, чтобы пациенту было максимально комфортно.

RIBA-II

Роботы, которые помогают в быту

Еще одним типом роботов, которые активно используются в Японии стали роботы-компаньоны, они особенно популярны. Дело в том, что Страна восходящего солнца – это то место, где очень много одиноких людей, причем не только пожилых. Очевидно, что таким людям нужно с кем-то общаться и проводить время.

Kirobo Mini

В 2017 году компания Panasonic заявила о создании нового робота, который способен обращаться с людьми на самые разные темы. У механизма есть доступ к сети интернет, что позволяет человеку узнавать у робота любую информацию, и он вам ее расскажет.

Роботов, которые созданы, чтобы помогать в быту также предостаточно, только у компании Panasonic есть целый перечень механизмов:

робот, который будет за вас носить тяжелые вещи;

Все подобные механизмы продуманы до самых мелочей, таким образом, человек может существенно снизить количество рутинной работы, которую ему приходится регулярно выполнять.

Был разработан даже робот, представленный в виде механизированной руки, он умеет собирать со стола грязную посуду и класть ее в посудомоечную машину. У такого робота рука снабжена множеством датчиков и специальным резиновым покрытием, поэтому она без проблем справится даже с хрупкими материалами.


Японские роботы — отдельный вид кринжа

Особенность японских роботов

Чем больше робот похож на человека, тем более положительно мы реагируем — до тех пор, пока они не начинают действовать и выглядеть в точности как мы. Тогда наш уровень эмпатии и принятия падает и уступает дорогу омерзению. По мере того, как роботы становятся еще больше похожи на людей, наше принятие и эмпатия снова быстро поднимаются.

Другими словами, мы испытываем симпатию и сопереживание роботу-собачке Aibo, еще больше — роботам Pepper и ASIMO, пока не сталкиваемся совсем с гуманоидом-андроидом, среди которых самые продвинутые роботы на сегодня. И здесь начинается самое интересное. Похоже, четкого ответа на вопрос, какие роботы живут в зловещей долине, нет. Равно как и то, чем японские роботы отличаются от живущих в других странах.

Японские роботы

Чтобы понять, о чем идет речь, достаточно взглянуть на несколько современных примеров роботов в Японии. Один из них — это Аико Чихира от Toshiba, которая работает регистратором в универмагах Токио.

Другой пример приходит от доктора Йошио Мацумото и его команды в AIST. Они провели тест, разместив близнецов-андроидов Actroid F в кабинете врача для поддержки пациентов во время консультаций. Результатом стало то, что пациенты в общем чувствовали, что их врач больше сочувствует и лучше понимает, что они говорят, и в целом ощущали меньше тревоги, когда в комнате с ними был андроид.

Почему роботы популярны в Японии

Если вы живете за пределами Японии, вы, скорее всего, считаете роботов выше слегка жутковатыми. Одной из причин разницы реакций может быть культурное и религиозное различие между Японией и Западом. Фотограф Луиза Уиттон исследовала мир японских роботов в своем проекте ‘What About the Heart?’.

В рамках проекта она поговорила с несколькими японскими робототехниками на тему того, как в их стране рассматривают роботов. Профессор Минору Асада из Университета Осаки ответил следующее:

Представьте себе подобный сценарий в 1982 году на автозаводе GM или Ford. Смешно.

Откуда любовь к роботам?

Что же говорит наука о японской любви к роботам — даже жутким? Хотя исследование зловещей долины в последние годы только набирало обороты, эффект воздействия культуры и национальности на восприятие людьми роботов остался относительно нетронутым.

В то же время нет четкого научного понимания того, какие роботы относятся к зловещей долине, а какие нет. Исследования этой темы пришли к разным выводам. Некоторые говорят, что культура имеет большое влияние и что японцы испытывают к роботам большую симпатию, чем большинство людей.

Другие указывают, что японцы на самом деле имеют не больше привязанности к роботам, чем кто-либо другой. В чем сходятся эти исследования, так это в том, что общение с роботами играет большую роль в том, как люди их воспринимают, и что японцы в этом плане впереди планеты всей.

Общение с роботами вызывает привыкание

Постоянное общение с роботами, можно полагать, является одной из частей головоломки, почему японцы в общем проще воспринимают роботов, даже жутковатых. Живущие в Токио сталкиваются с роботами постоянно — не говоря уж о других типах автоматизированных систем. Можно с уверенностью утверждать, что Япония сталкивается с роботами чаще, чем это делают люди в других странах.

И хотя неизвестно, рассматривают ли там роботов более позитивно, факт остается фактом: Япония разворачивает роботов для самых разных задач. Эта инициатива, по сути, поможет оживить японскую экономику — так считает правительство.

Роботы используются в области здравоохранения и ухода за престарелыми. Примечательно, что пожилые люди, не желая отвлекать персонал, иногда с удовольствием беседуют с роботами.

Профессор Асада суммирует эту тенденцию:

Где используются роботы

Во многих случаях реакция можно быть простая: валите прочь, когда пожилой человек столкнется с перспективой ухода за ним робота, либо взаимодействия с машиной в той или иной степени. Но постепенно этот порог должен снижаться, а вместе с ним и порог входа робота в зловещую долину.

Потому что если зловещая долина зависит от исторических и культурных явлений, то все проходит. История и культура меняются. Мы начинаем все больше и больше сталкиваться с роботами. В конечном итоге будем там все.

Кроме того, японцы интегрируют роботов во многие сферы, в которых разные культуры их видеть не хотели бы. Но вместе с успехом непосредственно в Японии, люди всего мира могут последовать примеру японцев. Выходит, любовь и неприязнь к роботам — это всего лишь вопрос времени. Побыв с ними рядом подольше, понимаешь, что не такие уж они и жуткие.

Читайте также: