Рим в 18 веке доклад
Обновлено: 30.06.2024
В XVIII в. Италия представляла собой одну из самых отсталых в экономическом отношении стран Европы.
Положение крестьянства было крайне тяжелым: землю приходилось арендовать у помещиков на кабальных условиях, за половинную или еще большую часть урожая.
В Италии существовала категория буржуазных землевладельцев, которая обогащалась за счет скупки и последующей эксплуатации земель разорившейся части аристократии, было много буржуазных арендаторов помещичьей земли.
Будучи тесно связанными с рынком благодаря сбыту шелка- сырца при посредстве торговой буржуазии в промышленно развитые европейские страны, помещики всячески усиливали эксплуатацию крестьян.
Эта экономическая связь крупной торговой буржуазии и обуржуазившегося дворянства подготовила тот политический блок; который сложился между этими классами в 30—40-х годах XIX в.
Городская промышленность была развита слабо, и рабочий класс Италии состоял главным образом из ремесленных подмастерьев, мануфактурных и сезонных рабочих.
Экономическая отсталость страны обусловливала политическую раздробленность Италии, состоявшей из ряда мелких и средних государств. Итальянское право этого периода отличалось крайним партикуляризмом.
Господство католической церкви, опиравшейся на самостоятельную Папскую область, разрезавшую Италию надвое, было серьезным препятствием на пути национального объединения.
Вторжение армий Наполеона в начале XIX в. привело к ликвидации самостоятельности итальянских государств.
В результате соединения этих государств Наполеоном в одно Итальянское королевство, проведения некоторых буржуазных реформ, отмены ряда феодальных привилегий, ликвидации инквизиции и т. д. создавались известные предпосылки для капиталистического развития страны.
Однако фактическая оккупация Италии французскими армиями тормозила развитие национальной экономики. В стране зрело национально-освободительное движение, направленное как против оккупантов, так и реакционных феодальных кругов в самой Италии.
После военного поражения наполеоновской Франции в Италии были восстановлены все ранее существовавшие государства. Это означало возвращение феодальных порядков и уничтожение не развившихся еще представительных учреждений, которые создавались там в период французской оккупации.
По решению Венского конгресса в 1815 г. большая часть Италии подпала под власть Австрии. Габсбургская монархия и итальянское феодальное дворянство всеми силами противились растущему движению внутри страны за объединение и национальное освобождение Италии.
Еще более массовое революционное выступление под лозунгом объединения всей страны произошло позднее в Пьемонте, но также было подавлено с помощью Австрии.
Волна революционных выступлений (в Парме, Модене, в провинциях Романья, Умбрия, Маркия) в 1831 г. также разбилась о военные силы Австрии.
В 1846 г. происходит дальнейшее усиление общественного, движения в Италии в обстановке все усиливавшегося революционного кризиса в большинстве стран Европы.
В 1848—1849 гг. в Италии развернулась широкая народная революция, во главе которой стояла буржуазия. Эта революция, принявшая в ряде итальянских государств буржуазно-демократический характер, проходила под знаменем освобождения страны от австрийского господства, борьбы за национальное возрождение и политическое объединение Италии против абсолютизма и феодальных порядков*.
Под влиянием революционных событий, выступлений широких народных масс ;в стране итальянские государи пошли на уступки, ввели цензовые конституции, привлекли к власти умеренных либералов и тем самым удовлетворили желания крупной буржуазии и обуржуазившегося дворянства.
Например, 29 января 1848 г. король Сицилии вынужден был провозгласить конституцию по типу французской Хартии 1830 г. В таком же духе король Пьемонта Карл Альберт2 провозгласил конституцию 4 марта 1848 г. и т. д.
Карл Альберт, стремясь к династическому объединению Италии и опираясь на либерально-монархическую партию, объявил войну Австрии и направил свои войска в Ломбардию, Парму, Мо- дену, но при приближении австрийской армии отступил оттуда.
После поражения революции 1848—1849 гг. Пьемонт стал единственным государством Италии, где сохранилась конституционная форма правления.
Первый период революционно-освободительного движения в Италии характеризовался союзом монархии с аристократией против народа, огромные массы которого поднялись на борьбу с иностранным засильем и феодализмом. Для крупной буржуазии, стремившейся к участию в политическом господстве и к ликвидации преград ее экономическому развитию, характерно было стремление добиться этого без каких-либо серьезных социальных потрясений. В этой связи она использовала доверие народных масс и, обуздывая революционное движение трудящихся, пыталась внушить мысль о необходимости объединения Италии под эгидой одной Савойской династии.
Фактическое предательство крупной буржуазии, соединившейся с контрреволюцией, в значительной степени предопределило конечное поражение революции в Италии 1848—1849 гг., но не остановило дальнейшего революционного подъема во второй период, с августа 1848 г., когда во главе революции оказались представители радикального крыла буржуазных демократов, вытеснивших с ведущих политических позиций либеральную буржуазию.
Однако разобщенность действий борцов за объединение Италии, страх крупной буржуазии перед движением народных масс, непоследовательность революционных демократов, не решавшихся затронуть интересы буржуазии и дворянства и в связи с этим отказавшихся от тесного союза с крестьянством, привели в конечном счете к торжеству контрреволюции.
После революции 1848 — 1849 гг. борьба за освобождение Италии из-под иноземного ига еще более обострилась.
В 1859 г. правительству Пьемонта удалось, в обстановке франко-австрийского конфликта, присоединить к себе Ломбардию. В 1860 г., после проведенного плебисцита, к Пьемонту были присоединены Тоскана, Парма, Модена, а затем территория королевства обеих Сицилий, которая была освобождена добровольческими революционными отрядами Гарибальди 3.
Окончательное объединение всех областей Италии завершилось лишь в 1871 г., после чего Рим был объявлен столицей итальянского королевства.
По мере объединения итальянских областей с Пьемонтом Конституция, октроированная Савойской династией 4 марта 1848 г., распространялась на остальные части Италии.
Избирательный закон, утвержденный королевским декретом 17 марта 1848 г., вводил высокий имущественный и возрастной ценз.
Исполнительная власть находилась преимущественно в руках короля, обладавшего неограниченным правом назначать должностных лиц вплоть до министров и досрочно распускать парламент, что весьма широко и практиковалось.
Конституция Италии 1848 г. оставалась действующей вплоть до установления в 1922 г. фашистской диктатуры.
Италия вступила в новое время с тяжким грузом средневекового наследия: как и прежде раздробленная (на девять государств, в их числе Ломбардия, Сардинское королевство, Папское государство, Великое герцогство Тосканское и Неаполитанское королевство), в тягостной зависимости от иностранных государств. Страшным бедствием для жителей Апеннинского полуострова обернулись бесконечные войны соперничавших за влияние в Европе и в самой Италии государств: за Испанское наследство (1701-1714), за Польское наследство (1733-1735), за Австрийское наследство (1740- 1748). В результате их позиции Испании были заметно ослаблены, но сохранились на юге, в Неаполитанском королевстве, где правила династия испанских Бурбонов. Резко усилилось влияние Австрии на севере и в центре Италии. Утратили свое былое могущество Генуэзская и Венецианская республики. Зато возросла роль Сардинского королевства с центром в Пьемонте, расширившего свои территории за счет Франции, Миланского государства и других соседей.
Италия в конце XVIII- начале XIX в.
Со второй половины 90-х годов усилилось политическое влияние соседней Франции на Италию. В 1796 г. на территорию последней для нанесения удара по войскам антифранцузской коалиции вступила французская армия под командованием Наполеона Бонапарта. В 1797 - 1799 гг. при поддержке французов на территории Апеннинского полуострова были провозглашены четыре республики. В то же время началось ограбление Италии завоевателями: итальянцы должны были кормить и содержать французское войско, во Францию из Италии вывозились художественные ценности. Однако с помощью войск антифранцузской коалиции французская армия в 1799 г. была изгнана из Италии, а абсолютистские режимы повсюду восстановлены, хотя и ненадолго.
В 1800 г. начался новый этап французской интервенции в Италию, вследствие чего она на полтора десятилетия оказалась во власти наполеоновской империи. Часть ее северных территорий была непосредственно включена в состав Франции, а в учрежденных Наполеоном Бонапартом государствах правил он и его родственники и приближенные. Под воздействием Франции на территории Италии были осуществлены важные преобразования, ускорившие развитие капитализма. Были отменены былые цеховые ограничения и таможенные пошлины, сковывавшие развитие промышленности, ремесел, торговли; вводились в действие передовые для своего времени наполеоновские законы, в первую очередь, Гражданский кодекс, устранялись феодальные привилегии дворянства и духовенства; осуществлялись секуляризация и распродажа церковных земель. Это отнюдь не устраняло негативных последствий французского владычества, тяжесть которого испытывали и крестьяне, и городские низы, и представители нарождавшейся буржуазии, и патриотически и прогрессивно настроенные слои дворянства. Прямой экономический грабеж дополнялся насильственным присоединением Италии к континентальной блокаде, массовыми мобилизациями в наполеоновскую армию, полицейскими мерами против патриотических и прогрессивных сил, испытавших воздействие французского Просвещения и революционной идеологии конца XVIII в.
На почве недовольства французским оккупационным режимом и стремления к решению национальных и социальных проблем самой Италии в начале XIX в. на Апеннинском полуострове, особенно в Неаполитанском королевстве, зародилось движение карбонариев, которому было суждено внести яркий вклад в историю Рисорджименто. Тайные ячейки карбонариев - венты, в которых участвовали бывшие якобинцы, итальянские и французские, оставшиеся верными демократическим убеждениям, подготовили и провели в 1812-1813 гг. восстания в Калабрии и Абруццах - провинциях Неаполитанского королевства. Их масштабы и антифранцузская, антибонапартистская направленность вызвали панику правителей.
С крушением наполеоновской власти движение карбонариев перешагнуло границы Южной Италии и распространилось по всему Апеннинскому полуострову. Эпоха Реставрации означала для Италии существенный откат назад: была восстановлена власть абсолютистских монархов во всех государствах полуострова; повсюду торжествовали реакционные порядки; господствующими силами вновь стали дворянство и духовенство, стремившиеся искоренить все новое, что принесли с собой революционная и наполеоновская эпохи. При этом свержение Наполеона не привело Италию к национальному освобождению, французский гнет сменился теперь австрийским, все итальянские государства оказались в большей или меньшей зависимости от Австрии, а наиболее богатая область Италии - Ломбардо-Венецианская - по решению Венского конгресса на правах автономии вошла в состав Австрийской империи.
Провозглашенное в 1815 г. Ломбардо-Венецианское королевство на деле не обладало автономией и было полностью подчинено австрийским властям. Управляли страной австрийцы, на ее территории находилось австрийское войско, всемогущая австрийская полиция проникала во все сферы жизни итальянских подданных. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в областях королевства, особенно в столице Ломбардии Милане, в первые годы после падения Наполеона среди населения не сразу возникли антиавстрийские настроения: оно испытывало облегчение от того, что наконец прекратились непрерывные войны.
В Северной Италии движение карбонариев не получило широкого распространения. Иначе обстояло дело в Южной и Центральной Италии - здесь Реставрация принесла всем слоям населения еще большие тяготы, чем на севере. Крайне тяжелое экономическое положение страны усугублялось аграрным кризисом; в стране царили голод и нищета. Жители Южной Италии также испытывали на себе гнет Австрии, ибо секретная статья договора между монархами обоих государств признавала за Австрией право вмешиваться во внутренние дела королевства. Во многом сходная обстановка была и в папских владениях, где яростно уничтожались все нововведения наполеоновских времен.
В этих условиях в Южной и Центральной Италии росла популярность карбонариев, которые стали главной оппозиционной силой. Они выступали против австрийского гнета, за национальную независимость и выдвигали также антиабсолютистские лозунги. В организациях карбонариев формулировались требования от самых радикальных, республиканских до конституционно-монархических. Карбонаризм находил поддержку и среди крестьян, но она оказалась непрочной.
Революция 20-30-х годов XIX в.
Тем временем нависла угроза австрийской интервенции, которая началась в феврале 1821 г. Наступление австрийцев застало неаполитанскую армию неподготовленной к решительному отпору. Успешной обороне мешало все возраставшее безраличие народных масс к судьбам революции. В битве у г. Риети 7 марта неаполитанская армия потерпела поражение; 23 марта в Неаполь вступили австрийцы, и была восстановлена абсолютная монархия. Последовала жестокая расправа с участниками революции, в первую очередь с видными карбонариями.
Вслед за неаполитанскими событиями началось революционное движение на севере Италии - в Пьемонте, являвшемся сердцевиной Сардинского королевства. Если главным требованием неаполитанцев было провозглашение конституции, а антиавстрийские лозунги оставались на втором плане, то здесь, рядом с австрийскими владениями, особенно остро звучало требование национальной независимости для всей Северной Италии. В ночь с 9 на 10 марта 1821 г. вспыхнуло восстание в г. Алессандрия. Его возглавили карбонарии - офицеры пьемонтской армии. Была провозглашена конституция по образцу испанской и создано временное правительство, местом пребывания которого стала столица Пьемонта Турин.
Революция в Пьемонте по своему характеру была близка к военному перевороту. Народные массы почти не участвовали в движении. Как и в Неаполе, туринские руководители не сумели организовать оборону страны от австрийской интервенции, им не удалось привлечь на свою сторону даже армию. Часть ее, сохранившая верность королю Виктору Эммануилу I, вместе с австрийским войском нанесла поражение конституционным силам при г. Новаре и 10 апреля без единого выстрела вступила в Турин. 10 апреля австрийцы заняли Алессандрию.
Несмотря на жесточайшие преследования, которым подвергались карбонарии после революций 1820-1821 гг., официально распущенное их общество вскоре начало возрождаться, вновь заговорщики стали вынашивать планы революционных переворотов. На этот раз наиболее активными оказались карбонарии Центральной Италии. Под воздействием Июльской революции 1830 г. во Франции в начале февраля 1831 г. вспыхнули восстания в Моденском и Пармском герцогствах и в Папском государстве. На первых порах они одерживали победы. Однако очень скоро революционное движение в Центральной Италии пошло на убыль.
В конце февраля 1831 г. началась интервенция австрийских войск в Центральной Италии. Им легко удалось преодолеть сопротивление слабых сил восставших. 26 марта временное правительство Объединенных итальянских провинций в Болонье подписало акт о капитуляции.
С середины 30-х годов в итальянском национально-освободительном движении выдвигается на первый план умеренно-либеральное течение. Единственно верным для Италии умеренные либералы считали путь преобразования сверху, с помощью реформ.
Экономическое развитие.
В программе либералов решающее значение придавалось буржуазным преобразованиям в экономике. В 20-е и особенно в 30-е годы XIX в. началось некоторое оживление социально-экономического развития отдельных областей Апеннинского полуострова, в первую очередь в Северной Италии. На равнинах Ломбардии и Пьемонта наряду с традиционными хозяйствами крестьян-исполыщиков и дворянскими поместьями появились крупные предпринимательские хозяйства, в которых применялась новейшая агротехника. Рабочей силой здесь были батраки, среди которых уже формировался слой постоянных сельскохозяйственных рабочих. Сельское хозяйство приобретало товарный характер. Положение крестьян и батраков на севере немногим отличалось от южного крестьянства: их уделом были нищета, голод, частые эпидемии, невежество.
Развитие в Северной Италии сельского хозяйства способствовало становлению там промышленности, особенно предприятий по производству шелка, шерсти, хлопчатобумажных тканей. Наряду с рассеянной мануфактурой, сохранявшей свою роль, появлялись и централизованные предприятия, вводились технические усовершенствования, возникали зачатки машиностроения. Все эти новшества в 30-40-е годы XIX в. были началом промышленного переворота в Италии.
Промышленный пролетариат, формировавшийся из обнищавших крестьян и ремесленников, был еще немногочислен. Основную массу городского населения составляли ремесленники, рабочие мелких мастерских, мелкие торговцы. Условия жизни и труда городских трудящихся были крайне тяжелыми. В новых отраслях широко применялся женский и детский труд.
Развитие капиталистических отношений в городе и деревне в Северной Италии вело к умножению численности и укреплению промышленных кругов и средних слоев, в первую очередь лиц свободных профессий. Менялся облик дворян: многие из них разорялись, дробилась их собственность. В то же время значительное число дворян приспосабливалось к новым условиям.
Более отсталой, чем на севере, была экономика Центральной и Южной Италии. Феодальные пережитки, сохранившиеся здесь в еще большей мере, чем на севере, препятствовали становлению промышленности. Правда, товарно-денежные отношения все же прокладывали себе путь именно в деревне, тогда как промышленность оставалась в основном на стадии кустарного производства.
Деятельность умеренных либералов в конце 30-х - начале 40-х годов.
Потребность в преодолении пут отсталости и раздробленности, мешавших быстрому экономическому развитию Италии, остро ощущали наиболее дальновидные деятели умеренно-либерального течения. Многие из них сами были крупными землевладельцами и предпринимателями. Так, граф К.Б. Кавур, лидер итальянских либералов, в будущем сыгравший большую роль в объединении страны, в 30-40-е годы в своем имении в Пьемонте на основе передовой агротехники успешно организовал многоотраслевое товарное хозяйство, поставлявшее на рынок шерсть, рис, тонкорунных овец и т. п. Он был неутомимым пропагандистом принципа свободной торговли, что в условиях раздробленной Италии означало борьбу за уничтожение таможенных барьеров между государствами. Кавур отстаивал необходимость введения единой системы мер, весов и денежных знаков по всей Италии. В конце 30-х годов в стране появились первые железнодорожные линии. Кавур в числе других акционеров активно содействовал вложению капиталов в железнодорожное строительство.
Понимая, что нищета народных масс, их отсталость и невежество являются существенным препятствием для развития экономики Италии, умеренные предприняли ряд практических мер, которые должны были, по их мнению, помочь решению социальных проблем. Создавались, в частности, школы для крестьян и городских трудящихся в Тоскане, Пьемонте; в ряде районов были организованы сберегательные кассы для бедных, приюты для детей бедняков. Важную роль в процессе выработки программы умеренно-либерального течения сыграли девять общеитальянских конгрессов ученых, проходивших с 1839 по 1847 г. Хотя политические проблемы на них не обсуждались, а дискутировались вопросы развития экономики и естественных наук, тем не менее эта форма контактов ученых вела к сплочению умеренно-либеральных сил.
Со временем возрастало число антиавстрийских выступлений, тон их становился все более решительным и боевым. В 1846-1847 гг. во многих брошюрах, газетах и журналах либерального направления раздавались призывы к всеитальянской войне против Австрии.
Вступление летом 1846 г. на папский престол нового папы Пия IX пробудило надежды либеральных сил на реформы, поскольку ретроградная политика предшествовавшего папы Григория XVI довела страну до полного экономического упадка. Новый папа был вынужден вступить на путь реформ.
Население составляет около 2,8 миллиона человек. В городе есть метро и аэропорты — международный аэропорт Леонардо да Винчи Фьюмичино и меньший аэропорт Чампино. Экономическими и промышленными приоритетами являются химическая, полиграфическая, мебельная, фармацевтическая и пищевая промышленности, а также прикладное искусство и киноиндустрия.
Культурным центром является Университет Ла Сапиенца (основан в 1303 году). Здесь есть обсерватория, более 100 кафедр, где изучают изобразительное искусство, театр, музыку и многие другим виды искусств. Кроме того, в университете насчитывается более 155 библиотек, разбросанных по всему городу.
Театр Опера Рома, Театр Элизео (Teatro Eliseo) и один из старейших театров Рима, Валле (Teatro Valle, основанный в 1727 году), регулярно показывают отличные спектакли. Кроме того, город на Тибре предлагает одну из старейших консерваторий в мире (основана в 1570 году). Шедевры итальянской живописи и скульптуры ждут посетителей в музеях Ватикана, а благодаря вилле Боргезе, Капитолийским музеям на Капитолийском холме, а также множеству церквей и дворцов, список достопримечательностей можно продолжать еще долго. Любители искусства также посетят знаменитый Римский национальный музей (завершено в 306 году). Национальная галерея современного искусства, Национальный музей народного искусства и традиций принимают множество посетителей.
История Рима
С переносом столицы и резиденции императора Римской империи в Константинополь (330 г. н.э.) Рим утратил свое политическое значение. Упадок начался с некоторых нападений варварских племен (разграбление Рима вестготами под Алариком в 410 году, второе разграбление вандалов под Гейзериком 455, насильственное свержение императора Западной Римской империи 476 Одоацером и его войсками). Позже остготы завоевали Рим. В 552 году Рим был завоеван в последний раз и снова принадлежал Восточной Римской империи. В 756 году в городе возникло папское государство — земли были подарены епископом Рима. Это государство находилось под политическим правлением папы и было религиозным центром Европы.
Папа Лев III, который торжественно короновал императора Карла Великого в Риме, подчеркивал преемственность папского государства в составе Римской империи, но в последующие столетия между папами и императорами за власть в городе шла постоянная борьба и право назначать духовенство (инвестиционный спор). В 1084 году норманны, призванные папой против немецкого короля Генриха IV, снова разграбили город под командованием Гискарда.
Новые здания были построены на руинах старых зданий. Там, где когда-то были древние храмы, часто строили церкви. В то время группа граждан Рима пыталась создать республиканское правительство, как и в других итальянских городах (восстание 1143 года, в которое был вовлечен Арнольд Брешийский, провозглашение республики по древнеримской модели Колой ди Риенцо 1347 года). Во времена Авиньонского папства (около 1335-1430) влияние пап ослабло.
В 1527 году, после поражения Рима от войск императора Карла V, разграбление нанесло серьезный ущерб городу. Многие художественные сокровища были вывезены из города, и во время неконтролируемой ситуации разразились эпидемии. Папа Сикст V. (владение: 1585-1590) построил много новых зданий. Для этого он часто заказывал архитектора Доменико Фонтана. Этот архитектор разработал один из лучших планов в Европе для развития города Рима, но это не было осуществлено до конца.
Рим: архитектура и достопримечательности
Рим живописно расположен на холмистых берегах Тибра. Древний город когда-то был построен на холмах Пфальца. Сегодня Рим распространяется на соседние холмы Эсквилин, Авентин, Виминал, Целий и Квириналь, а также на низменности. Справа, на западной стороне реки находится район Трастевере. Богатство римских архитектурных памятников уникально: сохранились не только некоторые древние памятники, такие как Колизей, Пантеон, Театр Марцелла (завершенный в 13 г. до н.э.), Храм Весты и Фортуны Верилис, триумфальные арки, Бани, остатки старых городских стен, мост Адриана, акведук Клавдия (построен 38 — 52 н.э.) — но также и целые архитектурные ансамбли древности, такие как Римский Форум,
Целые кварталы средневековья (например, Трастевере), дворцы и церкви эпохи Возрождения и других периодов были сохранены в Риме почти в первозданном виде.
В 1930 году строительство комплекса для Всемирной выставки не удалось. Для новой асфальтированной дороги некоторые ценные исторические кварталы были снесены. После Второй мировой войны вокруг Рима появились большие новые территории. Некоторые районы (например, Париоли) характеризовались впечатляющими виллами, окруженными зеленью, в то время как в других частях были построены функциональные простые жилые многоэтажные здания, которые не имеют архитектурной ценности. Рим все еще растет во всех направлениях, но особенно вдоль реки Тибр к морю и востоку. Промышленность развивалась в основном на восточной окраине.
В городе сохранилось несколько исторических и архитектурных памятников. Среди ранних христианских памятников: катакомбы Сан-Себастьяно (склеп), Домитилла, Каликст, Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано (311-314), Сан-Лоренцо-Фуори-ле-Мура (330) и Санта-Мария-Маджоре.
Средневековые памятники: Сан-Стефано-Ротондо, Санта-Мария-ин-Трастевере, Санта-Мария-ин-Арасели и Санта-Мария-сопра Минерва.
Наиболее важные современные памятники: Палаццо Боргезе (1615 г.), Барберини (1663 г.), Фальконьери (1641 г.), Дория Памфили (18 г.), Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале (1658 г.), Св. Иво алла Сапиенца (1660 г.), С. Андреа делла Вилла (1663).
Исторически важными памятниками являются также: Колонна Траяна (113 г. н.э.), конная статуя Марка Аврелия и Памятник Витторио Эмануэле II (открыт в 1911 г., но не завершен до 1927 г.).
С древности город славился своими фонтанами, в том числе всемирно известным фонтаном Треви (архитектор Никола Сальви, 1730-1762), куда, согласно легенде, брошена монета, чтобы вернуться в Вечный город.
Статьи о городах
В 18 веке завершается классический период развития итальянского искусства. Профессиональный уровень мастерства художников был все еще очень высоким, их приглашали правители различных европейских стран. Однако творческие искания даже самых видных художников не выходили за рамки барочного искусства.
Разрозненные войнами, истощенные экономически, итальянские государства большей частью находились под ярмом различных иноземных завоевателей. Лишь Папская область с Римом и Венецианская республика сохранили государственную независимость, а их искусство сыграло значительную роль в художественной жизни Европы 18 столетия. (Франческо Гварди. Крытая галерея.)
В римской архитектуре получают дальнейшее развитие принципы живописной пространственной композиции, найденной барочными зодчими предшествующего периода.
Примененные впервые в городском ансамбле, они находят наиболее яркое воплощение в Испанской лестнице (1721 — 1726), объединяющей площадь Испании с расположенной на верху холма строгой церковью Санта-Тринита деи Монти.
В Риме завершается строительство ряда обширных раннехристианских базилик, получивших новые внушительные фасады в духе пышной барочной архитектуры, таких, как Сан-Джованни ин Латерано (1736) и Санта-Мария Маджоре (1734—1750).
Среди декоративных сооружений, возведенных в это время, выделяется сложностью и эффектностью динамичной, но несколько перегруженной композиции фонтан Треви (1732—1762), созданный Пикколо Сальви.
В связи с проведенными раскопками засыпанных при извержении Везувия в I веке античных городов Помпей и Геркуланума вновь нарастает интерес к античной культуре. Рим становится одним из центров не только итальянской, но и европейской художественной жизни.
В Риме работали французы, немцы, датчане, приезжали совершенствовать свое мастерство русские художники. И хотя сами римские живописцы в большинстве не поднялись выше среднего уровня и не создали выдающихся произведений в художественной практике, их пропаганда античности имела глубокий отклик в европейском искусстве не только 18 столетия, но и 19 века.
Особое место в итальянском искусстве 18 века заняла венецианская школа живописи, выдвинувшая ряд крупнейших художников, которые продолжали традиции высокого мастерства декораторов барокко и отчасти Возрождения.
Тьеполо Джованни Баттиста (1696-1770), итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Учился в Венеции у Ладзарини, испытал влияние Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяццетты; работал главным образом в Венеции, а также в Милане, Вюрцбурге, Мадриде.
В 1756-1758 президент венецианской Академии художеств. Для ранних работ Тьеполо характерны беспокойные формы и контрастная светотень, но в них уже сказываются присущие художнику богатство фантазии и декоративный размах.
В дальнейшем стиль Тьеполо приобретает свободу и экспрессивность, его колорит светлеет, обогащаясь тонкими нюансами.
К середине XVIII века Тьеполо, ставший к этому времени признанным главой венецианской школы живописи, пользовался широкой известностью, много работал для иностранных дворов. Созданные Тьеполо в этот период фресковые циклы отличаются праздничной пышностью, сияющим колоритом, построенным на сочетании нежных серебристых, красноватых, золотисто-желтых, жемчужно-серых и синих тонов. ( Святая, спасающая город от чумы).
Яркой колоритностью, эмоциональностью образов и виртуозностью живописной техники поражают станковые произведения Тьеполо (“Триумф Амфитриты”, “Поклонение волхвов”)
Фрески Тьеполо, завершающие развитие итальянской монументально-декоративной живописи XVI-XVIII веков, и его картины с их неожиданными ракурсами и пространственной динамикой, живописной легкостью и свободой, тонкостью световоздушных эффектов, прозрачностью мягких красок принадлежат к вершинам мировой живописи.
Пир Клеопатры
Потолок украшен фреской с изображениями Зефира и Флоры в плафоне овальной формы, а над ними парит фигура Пегаса. Сюжет из Плутарха художник трактует как тему победы любви, презрения ради нее власти.
Наряду с образами легендарной истории живописец Джованни Баттиста Тьеполо создает ряд росписей, в которых проявилось новое, созвучное эстетическим идеалам века понимание аллегории.
Современники всегда отмечали индивидуальность его личности и дарования. Известно, что это был галантный, приятный в обращении человек, обладавший ироничным умом. В 1756 Джованни Баттиста Тьеполо стал президентом Академии художеств в Венеции и руководил крупнейшими художественными заказами, проведением выставок, конкурсов, созданием галереи портретов дожей для Дворца дожей. С 1750 Тьеполо работал в основном вне Италии.
Фантазия, свойственный его живописи декоративный размах проявились в росписях Архиепископской резиденции дворца в Вюрцбурге (1750-53). Изображенные мифологические и аллегорические персонажи объединены в некое созданное воображением художника театрализованное действо, поражающее обилием света и красочностью. Сюжет был призван прославить королевство Франконии, мудрое правление князя-епископа К. Ф. фон Грейфенклау.
Эпизоды из произведений Гомера, Тассо, Вергилия, Ариосто разворачиваются в пейзажах, словно раздвигающих пространство залов. Палладианский тип загородной виллы способствовал воплощению здесь художником эстетических представлений века Просвещения о гармонии архитектуры и природы. Мысль о превосходстве чувства над рационалистическим мышлением в подражании природе стала центральной в программе росписи виллы Вальмарана.
В выборе тем и их живописном воплощении Джованни Баттиста Тьеполоо удалось программно выразить идеалы венецианской живописи века Просвещения с ее новаторским особым пониманием живописности, культом чувства.
Итальянский живописец, пейзажист венецианской школы. Родился в Венеции 5 октября 1712. Учился у своего брата, Джованни Антонио (1698–1760), мастера алтарных композиций в стиле рококо.
Работая над излюбленными в Венеции видами пейзажа – ведутой (документально-точный городской пейзаж) и “каприччо” (архитектурный пейзаж-фантазия), Гварди в 1780–1790-е годы пришел к созданию городского пейзажа нового типа, основанного на непосредственности зрительных впечатлений и лирических переживаний художника.
Отказываясь от традиционных “кулисных” форм организации пейзажной композиции, находя вдохновение в простых, обыденных мотивах, он раскрывает тонкую поэзию повседневной жизни Венеции, ее залитых светом двориков, каналов и лагун.
Живописная манера зрелого Гварди отличается виртуозной свободой. Легкими динамичными красочными мазками он воссоздает трепетное движение цветовых пятен и тающих в воздушной дымке контуров, прозрачность воздуха, напоенного светом и влагой. Многочисленные рисунки Гварди отличаются тонкостью светотеневых градаций, лёгкостью воздушных, прерывистых контуров. Манера исполнения его более поздних произведений напоминает живопись Тьеполо и Маньяско. Умер Гварди в Венеции 1 января 1793.
Читайте также: