Рим в 18 веке доклад

Обновлено: 30.06.2024

В XVIII в. Италия представляла собой одну из самых отсталых в экономическом отношении стран Европы.

Положение крестьянства было крайне тяжелым: землю приходилось арендовать у помещиков на кабальных условиях, за половинную или еще большую часть урожая.

В Италии существовала категория буржуазных землевладельцев, которая обогащалась за счет скупки и последующей эксплуатации земель разорившейся части аристократии, было много буржуазных арендаторов помещичьей земли.

Будучи тесно связанными с рынком благодаря сбыту шелка- сырца при посредстве торговой буржуазии в промышленно развитые европейские страны, помещики всячески усиливали эксплуатацию крестьян.

Эта экономическая связь крупной торговой буржуазии и обуржуазившегося дворянства подготовила тот политический блок; который сложился между этими классами в 30—40-х годах XIX в.

Городская промышленность была развита слабо, и рабочий класс Италии состоял главным образом из ремесленных подмастерьев, мануфактурных и сезонных рабочих.

Экономическая отсталость страны обусловливала политическую раздробленность Италии, состоявшей из ряда мелких и средних государств. Итальянское право этого периода отличалось крайним партикуляризмом.

Господство католической церкви, опиравшейся на самостоятельную Папскую область, разрезавшую Италию надвое, было серьезным препятствием на пути национального объединения.

Вторжение армий Наполеона в начале XIX в. привело к ликвидации самостоятельности итальянских государств.

В результате соединения этих государств Наполеоном в одно Итальянское королевство, проведения некоторых буржуазных реформ, отмены ряда феодальных привилегий, ликвидации инквизиции и т. д. создавались известные предпосылки для капиталистического развития страны.

Однако фактическая оккупация Италии французскими армиями тормозила развитие национальной экономики. В стране зрело национально-освободительное движение, направленное как против оккупантов, так и реакционных феодальных кругов в самой Италии.

После военного поражения наполеоновской Франции в Италии были восстановлены все ранее существовавшие государства. Это означало возвращение феодальных порядков и уничтожение не развившихся еще представительных учреждений, которые создавались там в период французской оккупации.

По решению Венского конгресса в 1815 г. большая часть Италии подпала под власть Австрии. Габсбургская монархия и итальянское феодальное дворянство всеми силами противились растущему движению внутри страны за объединение и национальное освобождение Италии.

Еще более массовое революционное выступление под лозунгом объединения всей страны произошло позднее в Пьемонте, но также было подавлено с помощью Австрии.

Волна революционных выступлений (в Парме, Модене, в провинциях Романья, Умбрия, Маркия) в 1831 г. также разбилась о военные силы Австрии.

В 1846 г. происходит дальнейшее усиление общественного, движения в Италии в обстановке все усиливавшегося революционного кризиса в большинстве стран Европы.

В 1848—1849 гг. в Италии развернулась широкая народная революция, во главе которой стояла буржуазия. Эта революция, принявшая в ряде итальянских государств буржуазно-демократический характер, проходила под знаменем освобождения страны от австрийского господства, борьбы за национальное возрождение и политическое объединение Италии против абсолютизма и феодальных порядков*.

Под влиянием революционных событий, выступлений широких народных масс ;в стране итальянские государи пошли на уступки, ввели цензовые конституции, привлекли к власти умеренных либералов и тем самым удовлетворили желания крупной буржуазии и обуржуазившегося дворянства.

Например, 29 января 1848 г. король Сицилии вынужден был провозгласить конституцию по типу французской Хартии 1830 г. В таком же духе король Пьемонта Карл Альберт2 провозгласил конституцию 4 марта 1848 г. и т. д.

Карл Альберт, стремясь к династическому объединению Италии и опираясь на либерально-монархическую партию, объявил войну Австрии и направил свои войска в Ломбардию, Парму, Мо- дену, но при приближении австрийской армии отступил оттуда.

После поражения революции 1848—1849 гг. Пьемонт стал единственным государством Италии, где сохранилась конституционная форма правления.

Первый период революционно-освободительного движения в Италии характеризовался союзом монархии с аристократией против народа, огромные массы которого поднялись на борьбу с иностранным засильем и феодализмом. Для крупной буржуазии, стремившейся к участию в политическом господстве и к ликвидации преград ее экономическому развитию, характерно было стремление добиться этого без каких-либо серьезных социальных потрясений. В этой связи она использовала доверие народных масс и, обуздывая революционное движение трудящихся, пыталась внушить мысль о необходимости объединения Италии под эгидой одной Савойской династии.

Фактическое предательство крупной буржуазии, соединившейся с контрреволюцией, в значительной степени предопределило конечное поражение революции в Италии 1848—1849 гг., но не остановило дальнейшего революционного подъема во второй период, с августа 1848 г., когда во главе революции оказались представители радикального крыла буржуазных демократов, вытеснивших с ведущих политических позиций либеральную буржуазию.

Однако разобщенность действий борцов за объединение Италии, страх крупной буржуазии перед движением народных масс, непоследовательность революционных демократов, не решавшихся затронуть интересы буржуазии и дворянства и в связи с этим отказавшихся от тесного союза с крестьянством, привели в конечном счете к торжеству контрреволюции.

После революции 1848 — 1849 гг. борьба за освобождение Италии из-под иноземного ига еще более обострилась.

В 1859 г. правительству Пьемонта удалось, в обстановке франко-австрийского конфликта, присоединить к себе Ломбардию. В 1860 г., после проведенного плебисцита, к Пьемонту были присоединены Тоскана, Парма, Модена, а затем территория королевства обеих Сицилий, которая была освобождена добровольческими революционными отрядами Гарибальди 3.

Окончательное объединение всех областей Италии завершилось лишь в 1871 г., после чего Рим был объявлен столицей итальянского королевства.

По мере объединения итальянских областей с Пьемонтом Конституция, октроированная Савойской династией 4 марта 1848 г., распространялась на остальные части Италии.

Избирательный закон, утвержденный королевским декретом 17 марта 1848 г., вводил высокий имущественный и возрастной ценз.

Исполнительная власть находилась преимущественно в руках короля, обладавшего неограниченным правом назначать должностных лиц вплоть до министров и досрочно распускать парламент, что весьма широко и практиковалось.

Конституция Италии 1848 г. оставалась действующей вплоть до установления в 1922 г. фашистской диктатуры.

Италия всту­пи­ла в но­вое вре­мя с тяж­ким гру­зом сред­не­ве­ко­во­го нас­ле­дия: как и преж­де раз­д­роб­лен­ная (на де­вять го­су­дарств, в их чис­ле Лом­бар­дия, Сар­дин­с­кое ко­ро­лев­с­т­во, Пап­с­кое го­су­дар­с­т­во, Ве­ли­кое гер­цог­с­т­во Тос­кан­с­кое и Не­апо­ли­тан­с­кое ко­ро­лев­с­т­во), в тя­гос­т­ной за­ви­си­мос­ти от инос­т­ран­ных го­су­дарств. Страш­ным бед­с­т­ви­ем для жи­те­лей Апен­нин­с­ко­го по­лу­ос­т­ро­ва обер­ну­лись бес­ко­неч­ные вой­ны со­пер­ни­чав­ших за вли­яние в Ев­ро­пе и в са­мой Ита­лии го­су­дарств: за Ис­пан­с­кое нас­лед­с­т­во (1701-1714), за Поль­с­кое нас­лед­с­т­во (1733-1735), за Ав­с­т­рий­ское нас­лед­с­т­во (1740- 1748). В ре­зуль­та­те их по­зи­ции Ис­па­нии бы­ли за­мет­но ос­лаб­ле­ны, но сох­ра­ни­лись на юге, в Не­апо­ли­тан­с­ком ко­ро­лев­с­т­ве, где пра­ви­ла ди­нас­тия ис­пан­с­ких Бур­бо­нов. Рез­ко уси­ли­лось вли­яние Ав­с­т­рии на се­ве­ре и в цен­т­ре Ита­лии. Ут­ра­ти­ли свое бы­лое мо­гу­щес­т­во Ге­ну­эз­с­кая и Ве­не­ци­ан­с­кая рес­пуб­ли­ки. За­то воз­рос­ла роль Сар­дин­с­ко­го ко­ро­лев­с­т­ва с цен­т­ром в Пьемон­те, рас­ши­рив­ше­го свои тер­ри­то­рии за счет Фран­ции, Ми­лан­с­ко­го го­су­дар­с­т­ва и дру­гих со­се­дей.

Италия в конце XVIII- начале XIX в.

Со вто­рой по­ло­ви­ны 90-х го­дов уси­ли­лось по­ли­ти­чес­кое вли­яние со­сед­ней Фран­ции на Ита­лию. В 1796 г. на тер­ри­то­рию пос­лед­ней для на­не­се­ния уда­ра по вой­скам ан­тиф­ран­цуз­с­кой ко­али­ции всту­пи­ла фран­цуз­с­кая ар­мия под ко­ман­до­ва­ни­ем На­по­ле­она Бо­на­пар­та. В 1797 - 1799 гг. при под­дер­ж­ке фран­цу­зов на тер­ри­то­рии Апен­нин­с­ко­го по­лу­ос­т­ро­ва бы­ли про­воз­г­ла­ше­ны че­ты­ре рес­пуб­ли­ки. В то же вре­мя на­ча­лось ог­раб­ле­ние Ита­лии за­во­ева­те­ля­ми: италь­ян­цы дол­ж­ны бы­ли кор­мить и со­дер­жать фран­цуз­с­кое вой­ско, во Фран­цию из Ита­лии вы­во­зи­лись ху­до­жес­т­вен­ные цен­нос­ти. Од­на­ко с по­мощью войск ан­тиф­ран­цуз­с­кой ко­али­ции фран­цуз­с­кая ар­мия в 1799 г. бы­ла из­г­на­на из Ита­лии, а аб­со­лю­тис­т­с­кие ре­жи­мы пов­сю­ду вос­ста­нов­ле­ны, хо­тя и не­на­дол­го.

В 1800 г. на­чал­ся но­вый этап фран­цуз­с­кой ин­тер­вен­ции в Ита­лию, вслед­с­т­вие че­го она на пол­то­ра де­ся­ти­ле­тия ока­за­лась во влас­ти на­по­ле­онов­с­кой им­пе­рии. Часть ее се­вер­ных тер­ри­то­рий бы­ла не­пос­ред­с­т­вен­но вклю­че­на в сос­тав Фран­ции, а в уч­реж­ден­ных На­по­ле­оном Бо­на­пар­том го­су­дар­с­т­вах пра­вил он и его род­с­т­вен­ни­ки и приб­ли­жен­ные. Под воз­дей­ст­ви­ем Фран­ции на тер­ри­то­рии Ита­лии бы­ли осу­щес­т­в­ле­ны важ­ные пре­об­ра­зо­ва­ния, ус­ко­рив­шие раз­ви­тие ка­пи­та­лиз­ма. Бы­ли от­ме­не­ны бы­лые це­хо­вые ог­ра­ни­че­ния и та­мо­жен­ные пош­ли­ны, ско­вы­вав­шие раз­ви­тие про­мыш­лен­нос­ти, ре­ме­сел, тор­гов­ли; вво­ди­лись в дей­ст­вие пе­ре­до­вые для сво­его вре­ме­ни на­по­ле­онов­с­кие за­ко­ны, в пер­вую оче­редь, Граж­дан­с­кий ко­декс, ус­т­ра­ня­лись фе­одаль­ные при­ви­ле­гии дво­рян­с­т­ва и ду­хо­вен­с­т­ва; осу­щес­т­в­ля­лись се­ку­ля­ри­за­ция и рас­п­ро­да­жа цер­ков­ных зе­мель. Это от­нюдь не ус­т­ра­ня­ло не­га­тив­ных пос­лед­с­т­вий фран­цуз­с­ко­го вла­ды­чес­т­ва, тя­жесть ко­то­ро­го ис­пы­ты­ва­ли и крес­ть­яне, и го­род­с­кие ни­зы, и пред­с­та­ви­те­ли на­рож­дав­шей­ся бур­жу­азии, и пат­ри­оти­чес­ки и прог­рес­сив­но нас­т­ро­ен­ные слои дво­рян­с­т­ва. Пря­мой эко­но­ми­чес­кий гра­беж до­пол­нял­ся на­силь­с­т­вен­ным при­со­еди­не­ни­ем Ита­лии к кон­ти­нен­таль­ной бло­ка­де, мас­со­вы­ми мо­би­ли­за­ци­ями в на­по­ле­онов­с­кую ар­мию, по­ли­цей­ски­ми ме­ра­ми про­тив пат­ри­оти­чес­ких и прог­рес­сив­ных сил, ис­пы­тав­ших воз­дей­ст­вие фран­цуз­с­ко­го Прос­ве­ще­ния и ре­во­лю­ци­он­ной иде­оло­гии кон­ца XVI­II в.

На поч­ве не­до­воль­с­т­ва фран­цуз­с­ким ок­ку­па­ци­он­ным ре­жи­мом и стрем­ле­ния к ре­ше­нию на­ци­ональ­ных и со­ци­аль­ных проб­лем са­мой Ита­лии в на­ча­ле XIX в. на Апен­нин­с­ком по­лу­ос­т­ро­ве, осо­бен­но в Не­апо­ли­тан­с­ком ко­ро­лев­с­т­ве, за­ро­ди­лось дви­же­ние кар­бо­на­ри­ев, ко­то­ро­му бы­ло суж­де­но внес­ти яр­кий вклад в ис­то­рию Ри­сор­д­жи­мен­то. Тай­ные ячей­ки кар­бо­на­ри­ев - вен­ты, в ко­то­рых учас­т­во­ва­ли быв­шие яко­бин­цы, италь­ян­с­кие и фран­цуз­с­кие, ос­тав­ши­еся вер­ны­ми де­мок­ра­ти­чес­ким убеж­де­ни­ям, под­го­то­ви­ли и про­ве­ли в 1812-1813 гг. вос­ста­ния в Ка­лаб­рии и Аб­руц­цах - про­вин­ци­ях Не­апо­ли­тан­с­ко­го ко­ро­лев­с­т­ва. Их мас­ш­та­бы и ан­тиф­ран­цуз­с­кая, ан­ти­бо­на­пар­тис­т­с­кая нап­рав­лен­ность выз­ва­ли па­ни­ку пра­ви­те­лей.

С кру­ше­ни­ем на­по­ле­онов­с­кой влас­ти дви­же­ние кар­бо­на­ри­ев пе­ре­шаг­ну­ло гра­ни­цы Юж­ной Ита­лии и рас­п­рос­т­ра­ни­лось по все­му Апен­нин­с­ко­му по­лу­ос­т­ро­ву. Эпо­ха Рес­тав­ра­ции оз­на­ча­ла для Ита­лии су­щес­т­вен­ный от­кат на­зад: бы­ла вос­ста­нов­ле­на власть аб­со­лю­тис­т­с­ких мо­нар­хов во всех го­су­дар­с­т­вах по­лу­ос­т­ро­ва; пов­сю­ду тор­жес­т­во­ва­ли ре­ак­ци­он­ные по­ряд­ки; гос­под­с­т­ву­ющи­ми си­ла­ми вновь ста­ли дво­рян­с­т­во и ду­хо­вен­с­т­во, стре­мив­ши­еся ис­ко­ре­нить все но­вое, что при­нес­ли с со­бой ре­во­лю­ци­он­ная и на­по­ле­онов­с­кая эпо­хи. При этом свер­же­ние На­по­ле­она не при­ве­ло Ита­лию к на­ци­ональ­но­му ос­во­бож­де­нию, фран­цуз­с­кий гнет сме­нил­ся те­перь ав­с­т­рий­ским, все италь­ян­с­кие го­су­дар­с­т­ва ока­за­лись в боль­шей или мень­шей за­ви­си­мос­ти от Ав­с­т­рии, а на­ибо­лее бо­га­тая об­ласть Ита­лии - Лом­бар­до-Ве­не­ци­ан­с­кая - по ре­ше­нию Вен­с­ко­го кон­г­рес­са на пра­вах ав­то­но­мии вош­ла в сос­тав Ав­с­т­рий­ской им­пе­рии.

Провозглашенное в 1815 г. Лом­бар­до-Ве­не­ци­ан­с­кое ко­ро­лев­с­т­во на де­ле не об­ла­да­ло ав­то­но­ми­ей и бы­ло пол­нос­тью под­чи­не­но ав­с­т­рий­ским влас­тям. Уп­рав­ля­ли стра­ной ав­с­т­рий­цы, на ее тер­ри­то­рии на­хо­ди­лось ав­с­т­рий­ское вой­ско, все­мо­гу­щая ав­с­т­рий­ская по­ли­ция про­ни­ка­ла во все сфе­ры жиз­ни италь­ян­с­ких под­дан­ных. Вмес­те с тем сле­ду­ет под­чер­к­нуть, что в об­лас­тях ко­ро­лев­с­т­ва, осо­бен­но в сто­ли­це Лом­бар­дии Ми­ла­не, в пер­вые го­ды пос­ле па­де­ния На­по­ле­она сре­ди на­се­ле­ния не сра­зу воз­ник­ли ан­ти­ав­с­т­рий­ские нас­т­ро­ения: оно ис­пы­ты­ва­ло об­лег­че­ние от то­го, что на­ко­нец прек­ра­ти­лись неп­ре­рыв­ные вой­ны.

В Се­вер­ной Ита­лии дви­же­ние кар­бо­на­ри­ев не по­лу­чи­ло ши­ро­ко­го рас­п­рос­т­ра­не­ния. Ина­че об­с­то­яло де­ло в Юж­ной и Цен­т­раль­ной Ита­лии - здесь Рес­тав­ра­ция при­нес­ла всем сло­ям на­се­ле­ния еще боль­шие тя­го­ты, чем на се­ве­ре. Край­не тя­же­лое эко­но­ми­чес­кое по­ло­же­ние стра­ны усу­губ­ля­лось аг­рар­ным кри­зи­сом; в стра­не ца­ри­ли го­лод и ни­ще­та. Жи­те­ли Юж­ной Ита­лии так­же ис­пы­ты­ва­ли на се­бе гнет Ав­с­т­рии, ибо сек­рет­ная статья до­го­во­ра меж­ду мо­нар­ха­ми обо­их го­су­дарств приз­на­ва­ла за Ав­с­т­ри­ей пра­во вме­ши­вать­ся во внут­рен­ние де­ла ко­ро­лев­с­т­ва. Во мно­гом сход­ная об­с­та­нов­ка бы­ла и в пап­с­ких вла­де­ни­ях, где ярос­т­но унич­то­жа­лись все но­вов­ве­де­ния на­по­ле­онов­с­ких вре­мен.

В этих ус­ло­ви­ях в Юж­ной и Цен­т­раль­ной Ита­лии рос­ла по­пу­ляр­ность кар­бо­на­ри­ев, ко­то­рые ста­ли глав­ной оп­по­зи­ци­он­ной си­лой. Они выс­ту­па­ли про­тив ав­с­т­рий­ско­го гне­та, за на­ци­ональ­ную не­за­ви­си­мость и выд­ви­га­ли так­же ан­ти­аб­со­лю­тис­т­с­кие ло­зун­ги. В ор­га­ни­за­ци­ях кар­бо­на­ри­ев фор­му­ли­ро­ва­лись тре­бо­ва­ния от са­мых ра­ди­каль­ных, рес­пуб­ли­кан­с­ких до кон­с­ти­ту­ци­он­но-мо­нар­хи­чес­ких. Кар­бо­на­ризм на­хо­дил под­дер­ж­ку и сре­ди крес­ть­ян, но она ока­за­лась неп­роч­ной.

Революция 20-30-х годов XIX в.

Тем вре­ме­нем на­вис­ла уг­ро­за ав­с­т­рий­ской ин­тер­вен­ции, ко­то­рая на­ча­лась в фев­ра­ле 1821 г. Нас­туп­ле­ние ав­с­т­рий­цев зас­та­ло не­апо­ли­тан­с­кую ар­мию не­под­го­тов­лен­ной к ре­ши­тель­но­му от­по­ру. Ус­пеш­ной обо­ро­не ме­ша­ло все воз­рас­тав­шее без­ра­ли­чие на­род­ных масс к судь­бам ре­во­лю­ции. В бит­ве у г. Ри­ети 7 мар­та не­апо­ли­тан­с­кая ар­мия по­тер­пе­ла по­ра­же­ние; 23 мар­та в Не­аполь всту­пи­ли ав­с­т­рий­цы, и бы­ла вос­ста­нов­ле­на аб­со­лют­ная мо­нар­хия. Пос­ле­до­ва­ла жес­то­кая рас­п­ра­ва с учас­т­ни­ка­ми ре­во­лю­ции, в пер­вую оче­редь с вид­ны­ми кар­бо­на­ри­ями.

Вслед за не­апо­ли­тан­с­ки­ми со­бы­ти­ями на­ча­лось ре­во­лю­ци­он­ное дви­же­ние на се­ве­ре Ита­лии - в Пьемон­те, яв­ляв­шем­ся сер­д­це­ви­ной Сар­дин­с­ко­го ко­ро­лев­с­т­ва. Ес­ли глав­ным тре­бо­ва­ни­ем не­апо­ли­тан­цев бы­ло про­воз­г­ла­ше­ние кон­с­ти­ту­ции, а ан­ти­ав­с­т­рий­ские ло­зун­ги ос­та­ва­лись на вто­ром пла­не, то здесь, ря­дом с ав­с­т­рий­ски­ми вла­де­ни­ями, осо­бен­но ос­т­ро зву­ча­ло тре­бо­ва­ние на­ци­ональ­ной не­за­ви­си­мос­ти для всей Се­вер­ной Ита­лии. В ночь с 9 на 10 мар­та 1821 г. вспых­ну­ло вос­ста­ние в г. Алес­сан­д­рия. Его воз­г­ла­ви­ли кар­бо­на­рии - офи­це­ры пьемон­т­с­кой ар­мии. Бы­ла про­воз­г­ла­ше­на кон­с­ти­ту­ция по об­раз­цу ис­пан­с­кой и соз­да­но вре­мен­ное пра­ви­тель­с­т­во, мес­том пре­бы­ва­ния ко­то­ро­го ста­ла сто­ли­ца Пьемон­та Ту­рин.

Революция в Пьемон­те по сво­ему ха­рак­те­ру бы­ла близ­ка к во­ен­но­му пе­ре­во­ро­ту. На­род­ные мас­сы поч­ти не учас­т­во­ва­ли в дви­же­нии. Как и в Не­апо­ле, ту­рин­с­кие ру­ко­во­ди­те­ли не су­ме­ли ор­га­ни­зо­вать обо­ро­ну стра­ны от ав­с­т­рий­ской ин­тер­вен­ции, им не уда­лось прив­лечь на свою сто­ро­ну да­же ар­мию. Часть ее, сох­ра­нив­шая вер­ность ко­ро­лю Вик­то­ру Эм­ма­ну­илу I, вмес­те с ав­с­т­рий­ским вой­ском на­нес­ла по­ра­же­ние кон­с­ти­ту­ци­он­ным си­лам при г. Но­ва­ре и 10 ап­ре­ля без еди­но­го выс­т­ре­ла всту­пи­ла в Ту­рин. 10 ап­ре­ля ав­с­т­рий­цы за­ня­ли Алес­сан­д­рию.

Несмотря на жес­то­чай­шие прес­ле­до­ва­ния, ко­то­рым под­вер­га­лись кар­бо­на­рии пос­ле ре­во­лю­ций 1820-1821 гг., офи­ци­аль­но рас­пу­щен­ное их об­щес­т­во вско­ре на­ча­ло воз­рож­дать­ся, вновь за­го­вор­щи­ки ста­ли вы­на­ши­вать пла­ны ре­во­лю­ци­он­ных пе­ре­во­ро­тов. На этот раз на­ибо­лее ак­тив­ны­ми ока­за­лись кар­бо­на­рии Цен­т­раль­ной Ита­лии. Под воз­дей­ст­ви­ем Июль­с­кой ре­во­лю­ции 1830 г. во Фран­ции в на­ча­ле фев­ра­ля 1831 г. вспых­ну­ли вос­ста­ния в Мо­ден­с­ком и Пар­м­с­ком гер­цог­с­т­вах и в Пап­с­ком го­су­дар­с­т­ве. На пер­вых по­рах они одер­жи­ва­ли по­бе­ды. Од­на­ко очень ско­ро ре­во­лю­ци­он­ное дви­же­ние в Цен­т­раль­ной Ита­лии пош­ло на убыль.

В кон­це фев­ра­ля 1831 г. на­ча­лась ин­тер­вен­ция ав­с­т­рий­ских войск в Цен­т­раль­ной Ита­лии. Им лег­ко уда­лось пре­одо­леть соп­ро­тив­ле­ние сла­бых сил вос­став­ших. 26 мар­та вре­мен­ное пра­ви­тель­с­т­во Объ­еди­нен­ных италь­ян­с­ких про­вин­ций в Бо­лонье под­пи­са­ло акт о ка­пи­ту­ля­ции.

С се­ре­ди­ны 30-х го­дов в италь­ян­с­ком на­ци­ональ­но-осво­бо­ди­тель­ном дви­же­нии выд­ви­га­ет­ся на пер­вый план уме­рен­но-ли­бе­раль­ное те­че­ние. Един­с­т­вен­но вер­ным для Ита­лии уме­рен­ные ли­бе­ра­лы счи­та­ли путь пре­об­ра­зо­ва­ния свер­ху, с по­мощью ре­форм.

Экономическое развитие.

В прог­рам­ме ли­бе­ра­лов ре­ша­ющее зна­че­ние при­да­ва­лось бур­жу­аз­ным пре­об­ра­зо­ва­ни­ям в эко­но­ми­ке. В 20-е и осо­бен­но в 30-е го­ды XIX в. на­ча­лось не­ко­то­рое ожив­ле­ние со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия от­дель­ных об­лас­тей Апен­нин­с­ко­го по­лу­ос­т­ро­ва, в пер­вую оче­редь в Се­вер­ной Ита­лии. На рав­ни­нах Лом­бар­дии и Пьемон­та на­ря­ду с тра­ди­ци­он­ны­ми хо­зяй­ст­ва­ми крес­ть­ян-испо­лы­щи­ков и дво­рян­с­ки­ми по­мес­ть­ями по­яви­лись круп­ные пред­п­ри­ни­ма­тель­с­кие хо­зяй­ст­ва, в ко­то­рых при­ме­ня­лась но­вей­шая аг­ро­тех­ни­ка. Ра­бо­чей си­лой здесь бы­ли бат­ра­ки, сре­ди ко­то­рых уже фор­ми­ро­вал­ся слой пос­то­ян­ных сель­с­ко­хо­зяй­ст­вен­ных ра­бо­чих. Сель­с­кое хо­зяй­ст­во при­об­ре­та­ло то­вар­ный ха­рак­тер. По­ло­же­ние крес­ть­ян и бат­ра­ков на се­ве­ре нем­но­гим от­ли­ча­лось от юж­но­го крес­ть­ян­с­т­ва: их уде­лом бы­ли ни­ще­та, го­лод, час­тые эпи­де­мии, не­ве­жес­т­во.

Развитие в Се­вер­ной Ита­лии сель­с­ко­го хо­зяй­ст­ва спо­соб­с­т­во­ва­ло ста­нов­ле­нию там про­мыш­лен­нос­ти, осо­бен­но пред­п­ри­ятий по про­из­вод­с­т­ву шел­ка, шер­с­ти, хлоп­ча­то­бу­маж­ных тка­ней. На­ря­ду с рас­се­ян­ной ма­ну­фак­ту­рой­, сох­ра­няв­шей свою роль, по­яв­ля­лись и цен­т­ра­ли­зо­ван­ные пред­п­ри­ятия, вво­ди­лись тех­ни­чес­кие усо­вер­шен­с­т­во­ва­ния, воз­ни­ка­ли за­чат­ки ма­ши­нос­т­ро­ения. Все эти нов­шес­т­ва в 30-40-е го­ды XIX в. бы­ли на­ча­лом про­мыш­лен­но­го пе­ре­во­ро­та в Ита­лии.

Промышленный про­ле­та­ри­ат, фор­ми­ро­вав­ший­ся из об­ни­щав­ших крес­ть­ян и ре­мес­лен­ни­ков, был еще нем­но­го­чис­лен. Ос­нов­ную мас­су го­род­с­ко­го на­се­ле­ния сос­тав­ля­ли ре­мес­лен­ни­ки, ра­бо­чие мел­ких мас­тер­с­ких, мел­кие тор­гов­цы. Ус­ло­вия жиз­ни и тру­да го­род­с­ких тру­дя­щих­ся бы­ли край­не тя­же­лы­ми. В но­вых от­рас­лях ши­ро­ко при­ме­нял­ся жен­с­кий и дет­с­кий труд.

Развитие ка­пи­та­лис­ти­чес­ких от­но­ше­ний в го­ро­де и де­рев­не в Се­вер­ной Ита­лии ве­ло к ум­но­же­нию чис­лен­нос­ти и ук­реп­ле­нию про­мыш­лен­ных кру­гов и сред­них сло­ев, в пер­вую оче­редь лиц сво­бод­ных про­фес­сий. Ме­нял­ся об­лик дво­рян: мно­гие из них ра­зо­ря­лись, дро­би­лась их соб­с­т­вен­ность. В то же вре­мя зна­чи­тель­ное чис­ло дво­рян прис­по­саб­ли­ва­лось к но­вым ус­ло­ви­ям.

Более от­с­та­лой­, чем на се­ве­ре, бы­ла эко­но­ми­ка Цен­т­раль­ной и Юж­ной Ита­лии. Фе­одаль­ные пе­ре­жит­ки, сох­ра­нив­ши­еся здесь в еще боль­шей ме­ре, чем на се­ве­ре, пре­пят­с­т­во­ва­ли ста­нов­ле­нию про­мыш­лен­нос­ти. Прав­да, то­вар­но-де­неж­ные от­но­ше­ния все же прок­ла­ды­ва­ли се­бе путь имен­но в де­рев­не, тог­да как про­мыш­лен­ность ос­та­ва­лась в ос­нов­ном на ста­дии кус­тар­но­го про­из­вод­с­т­ва.

Деятельность умеренных либералов в конце 30-х - начале 40-х годов.

Потребность в пре­одо­ле­нии пут от­с­та­лос­ти и раз­д­роб­лен­нос­ти, ме­шав­ших быс­т­ро­му эко­но­ми­чес­ко­му раз­ви­тию Ита­лии, ос­т­ро ощу­ща­ли на­ибо­лее даль­но­вид­ные де­яте­ли уме­рен­но-ли­бе­раль­но­го те­че­ния. Мно­гие из них са­ми бы­ли круп­ны­ми зем­лев­ла­дель­ца­ми и пред­п­ри­ни­ма­те­ля­ми. Так, граф К.Б. Ка­вур, ли­дер италь­ян­с­ких ли­бе­ра­лов, в бу­ду­щем сыг­рав­ший боль­шую роль в объ­еди­не­нии стра­ны, в 30-40-е го­ды в сво­ем име­нии в Пьемон­те на ос­но­ве пе­ре­до­вой аг­ро­тех­ни­ки ус­пеш­но ор­га­ни­зо­вал мно­го­от­рас­ле­вое то­вар­ное хо­зяй­ст­во, пос­тав­ляв­шее на ры­нок шерсть, рис, тон­ко­рун­ных овец и т. п. Он был не­уто­ми­мым про­па­ган­дис­том прин­ци­па сво­бод­ной тор­гов­ли, что в ус­ло­ви­ях раз­д­роб­лен­ной Ита­лии оз­на­ча­ло борь­бу за унич­то­же­ние та­мо­жен­ных барь­еров меж­ду го­су­дар­с­т­ва­ми. Ка­вур от­с­та­ивал не­об­хо­ди­мость вве­де­ния еди­ной сис­те­мы мер, ве­сов и де­неж­ных зна­ков по всей Ита­лии. В кон­це 30-х го­дов в стра­не по­яви­лись пер­вые же­лез­но­до­рож­ные ли­нии. Ка­вур в чис­ле дру­гих ак­ци­оне­ров ак­тив­но со­дей­ст­во­вал вло­же­нию ка­пи­та­лов в же­лез­но­до­рож­ное стро­итель­с­т­во.

Понимая, что ни­ще­та на­род­ных масс, их от­с­та­лость и не­ве­жес­т­во яв­ля­ют­ся су­щес­т­вен­ным пре­пят­с­т­ви­ем для раз­ви­тия эко­но­ми­ки Ита­лии, уме­рен­ные пред­п­ри­ня­ли ряд прак­ти­чес­ких мер, ко­то­рые дол­ж­ны бы­ли, по их мне­нию, по­мочь ре­ше­нию со­ци­аль­ных проб­лем. Соз­да­ва­лись, в час­т­нос­ти, шко­лы для крес­ть­ян и го­род­с­ких тру­дя­щих­ся в Тос­ка­не, Пьемон­те; в ря­де рай­онов бы­ли ор­га­ни­зо­ва­ны сбе­ре­га­тель­ные кас­сы для бед­ных, при­юты для де­тей бед­ня­ков. Важ­ную роль в про­цес­се вы­ра­бот­ки прог­рам­мы уме­рен­но-ли­бе­раль­но­го те­че­ния сыг­ра­ли де­вять об­ще­италь­ян­с­ких кон­г­рес­сов уче­ных, про­хо­див­ших с 1839 по 1847 г. Хо­тя по­ли­ти­чес­кие проб­ле­мы на них не об­суж­да­лись, а дис­ку­ти­ро­ва­лись воп­ро­сы раз­ви­тия эко­но­ми­ки и ес­тес­т­вен­ных на­ук, тем не ме­нее эта фор­ма кон­так­тов уче­ных ве­ла к спло­че­нию уме­рен­но-ли­бе­раль­ных сил.

Со вре­ме­нем воз­рас­та­ло чис­ло ан­ти­ав­с­т­рий­ских выс­туп­ле­ний­, тон их ста­но­вил­ся все бо­лее ре­ши­тель­ным и бо­евым. В 1846-1847 гг. во мно­гих бро­шю­рах, га­зе­тах и жур­на­лах ли­бе­раль­но­го нап­рав­ле­ния раз­да­ва­лись при­зы­вы к все­италь­ян­с­кой вой­не про­тив Ав­с­т­рии.

Вступление ле­том 1846 г. на пап­с­кий прес­тол но­во­го па­пы Пия IX про­бу­ди­ло на­деж­ды ли­бе­раль­ных сил на ре­фор­мы, пос­коль­ку рет­рог­рад­ная по­ли­ти­ка пред­шес­т­во­вав­ше­го па­пы Гри­го­рия XVI до­ве­ла стра­ну до пол­но­го эко­но­ми­чес­ко­го упад­ка. Но­вый па­па был вы­нуж­ден всту­пить на путь ре­форм.

Рим Италия туры

Население составляет около 2,8 миллиона человек. В городе есть метро ​​и аэропорты — международный аэропорт Леонардо да Винчи Фьюмичино и меньший аэропорт Чампино. Экономическими и промышленными приоритетами являются химическая, полиграфическая, мебельная, фармацевтическая и пищевая промышленности, а также прикладное искусство и киноиндустрия.

Культурным центром является Университет Ла Сапиенца (основан в 1303 году). Здесь есть обсерватория, более 100 кафедр, где изучают изобразительное искусство, театр, музыку и многие другим виды искусств. Кроме того, в университете насчитывается более 155 библиотек, разбросанных по всему городу.

Рим - история и достопримечательности

Театр Опера Рома, Театр Элизео (Teatro Eliseo) и один из старейших театров Рима, Валле (Teatro Valle, основанный в 1727 году), регулярно показывают отличные спектакли. Кроме того, город на Тибре предлагает одну из старейших консерваторий в мире (основана в 1570 году). Шедевры итальянской живописи и скульптуры ждут посетителей в музеях Ватикана, а благодаря вилле Боргезе, Капитолийским музеям на Капитолийском холме, а также множеству церквей и дворцов, список достопримечательностей можно продолжать еще долго. Любители искусства также посетят знаменитый Римский национальный музей (завершено в 306 году). Национальная галерея современного искусства, Национальный музей народного искусства и традиций принимают множество посетителей.

История Рима

Достопримечательности Рима

С переносом столицы и резиденции императора Римской империи в Константинополь (330 г. н.э.) Рим утратил свое политическое значение. Упадок начался с некоторых нападений варварских племен (разграбление Рима вестготами под Алариком в 410 году, второе разграбление вандалов под Гейзериком 455, насильственное свержение императора Западной Римской империи 476 Одоацером и его войсками). Позже остготы завоевали Рим. В 552 году Рим был завоеван в последний раз и снова принадлежал Восточной Римской империи. В 756 году в городе возникло папское государство — земли были подарены епископом Рима. Это государство находилось под политическим правлением папы и было религиозным центром Европы.

Папа Лев III, который торжественно короновал императора Карла Великого в Риме, подчеркивал преемственность папского государства в составе Римской империи, но в последующие столетия между папами и императорами за власть в городе шла постоянная борьба и право назначать духовенство (инвестиционный спор). В 1084 году норманны, призванные папой против немецкого короля Генриха IV, снова разграбили город под командованием Гискарда.

Новые здания были построены на руинах старых зданий. Там, где когда-то были древние храмы, часто строили церкви. В то время группа граждан Рима пыталась создать республиканское правительство, как и в других итальянских городах (восстание 1143 года, в которое был вовлечен Арнольд Брешийский, провозглашение республики по древнеримской модели Колой ди Риенцо 1347 года). Во времена Авиньонского папства (около 1335-1430) влияние пап ослабло.

В 1527 году, после поражения Рима от войск императора Карла V, разграбление нанесло серьезный ущерб городу. Многие художественные сокровища были вывезены из города, и во время неконтролируемой ситуации разразились эпидемии. Папа Сикст V. (владение: 1585-1590) построил много новых зданий. Для этого он часто заказывал архитектора Доменико Фонтана. Этот архитектор разработал один из лучших планов в Европе для развития города Рима, но это не было осуществлено до конца.

Рим: архитектура и достопримечательности

Рим история

Рим живописно расположен на холмистых берегах Тибра. Древний город когда-то был построен на холмах Пфальца. Сегодня Рим распространяется на соседние холмы Эсквилин, Авентин, Виминал, Целий и Квириналь, а также на низменности. Справа, на западной стороне реки находится район Трастевере. Богатство римских архитектурных памятников уникально: сохранились не только некоторые древние памятники, такие как Колизей, Пантеон, Театр Марцелла (завершенный в 13 г. до н.э.), Храм Весты и Фортуны Верилис, триумфальные арки, Бани, остатки старых городских стен, мост Адриана, акведук Клавдия (построен 38 — 52 н.э.) — но также и целые архитектурные ансамбли древности, такие как Римский Форум,

Целые кварталы средневековья (например, Трастевере), дворцы и церкви эпохи Возрождения и других периодов были сохранены в Риме почти в первозданном виде.

В 1930 году строительство комплекса для Всемирной выставки не удалось. Для новой асфальтированной дороги некоторые ценные исторические кварталы были снесены. После Второй мировой войны вокруг Рима появились большие новые территории. Некоторые районы (например, Париоли) характеризовались впечатляющими виллами, окруженными зеленью, в то время как в других частях были построены функциональные простые жилые многоэтажные здания, которые не имеют архитектурной ценности. Рим все еще растет во всех направлениях, но особенно вдоль реки Тибр к морю и востоку. Промышленность развивалась в основном на восточной окраине.

В городе сохранилось несколько исторических и архитектурных памятников. Среди ранних христианских памятников: катакомбы Сан-Себастьяно (склеп), Домитилла, Каликст, Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано (311-314), Сан-Лоренцо-Фуори-ле-Мура (330) и Санта-Мария-Маджоре.

Средневековые памятники: Сан-Стефано-Ротондо, Санта-Мария-ин-Трастевере, Санта-Мария-ин-Арасели и Санта-Мария-сопра Минерва.

Наиболее важные современные памятники: Палаццо Боргезе (1615 г.), Барберини (1663 г.), Фальконьери (1641 г.), Дория Памфили (18 г.), Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале (1658 г.), Св. Иво алла Сапиенца (1660 г.), С. Андреа делла Вилла (1663).

Исторически важными памятниками являются также: Колонна Траяна (113 г. н.э.), конная статуя Марка Аврелия и Памятник Витторио Эмануэле II (открыт в 1911 г., но не завершен до 1927 г.).

С древности город славился своими фонтанами, в том числе всемирно известным фонтаном Треви (архитектор Никола Сальви, 1730-1762), куда, согласно легенде, брошена монета, чтобы вернуться в Вечный город.

Статьи о городах


В 18 веке завершается классический период развития итальянского искусства. Профессиональный уровень мастерства художников был все еще очень высоким, их приглашали правители различных европейских стран. Однако творческие искания даже самых видных художников не выходили за рамки барочного искусства.

Разрозненные войнами, истощенные экономически, итальянские государства большей частью находились под ярмом различных иноземных завоевателей. Лишь Папская область с Римом и Венецианская республика сохранили государственную независимость, а их искусство сыграло значительную роль в художественной жизни Европы 18 столетия. (Франческо Гварди. Крытая галерея.)


В римской архитектуре получают дальнейшее развитие принципы живописной пространственной композиции, найденной барочными зодчими предшествующего периода.
Примененные впервые в городском ансамбле, они находят наиболее яркое воплощение в Испанской лестнице (1721 — 1726), объединяющей площадь Испании с расположенной на верху холма строгой церковью Санта-Тринита деи Монти.

В Риме завершается строительство ряда обширных раннехристианских базилик, получивших новые внушительные фасады в духе пышной барочной архитектуры, таких, как Сан-Джованни ин Латерано (1736) и Санта-Мария Маджоре (1734—1750).


Среди декоративных сооружений, возведенных в это время, выделяется сложностью и эффектностью динамичной, но несколько перегруженной композиции фонтан Треви (1732—1762), созданный Пикколо Сальви.


В связи с проведенными раскопками засыпанных при извержении Везувия в I веке античных городов Помпей и Геркуланума вновь нарастает интерес к античной культуре. Рим становится одним из центров не только итальянской, но и европейской художественной жизни.

В Риме работали французы, немцы, датчане, приезжали совершенствовать свое мастерство русские художники. И хотя сами римские живописцы в большинстве не поднялись выше среднего уровня и не создали выдающихся произведений в художественной практике, их пропаганда античности имела глубокий отклик в европейском искусстве не только 18 столетия, но и 19 века.

Особое место в итальянском искусстве 18 века заняла венецианская школа живописи, выдвинувшая ряд крупнейших художников, которые продолжали традиции высокого мастерства декораторов барокко и отчасти Возрождения.

Тьеполо Джованни Баттиста (1696-1770), итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Учился в Венеции у Ладзарини, испытал влияние Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяццетты; работал главным образом в Венеции, а также в Милане, Вюрцбурге, Мадриде.

В 1756-1758 президент венецианской Академии художеств. Для ранних работ Тьеполо характерны беспокойные формы и контрастная светотень, но в них уже сказываются присущие художнику богатство фантазии и декоративный размах.


В дальнейшем стиль Тьеполо приобретает свободу и экспрессивность, его колорит светлеет, обогащаясь тонкими нюансами.

К середине XVIII века Тьеполо, ставший к этому времени признанным главой венецианской школы живописи, пользовался широкой известностью, много работал для иностранных дворов. Созданные Тьеполо в этот период фресковые циклы отличаются праздничной пышностью, сияющим колоритом, построенным на сочетании нежных серебристых, красноватых, золотисто-желтых, жемчужно-серых и синих тонов. ( Святая, спасающая город от чумы).

Яркой колоритностью, эмоциональностью образов и виртуозностью живописной техники поражают станковые произведения Тьеполо (“Триумф Амфитриты”, “Поклонение волхвов”)



Фрески Тьеполо, завершающие развитие итальянской монументально-декоративной живописи XVI-XVIII веков, и его картины с их неожиданными ракурсами и пространственной динамикой, живописной легкостью и свободой, тонкостью световоздушных эффектов, прозрачностью мягких красок принадлежат к вершинам мировой живописи.







Пир Клеопатры

Потолок украшен фреской с изображениями Зефира и Флоры в плафоне овальной формы, а над ними парит фигура Пегаса. Сюжет из Плутарха художник трактует как тему победы любви, презрения ради нее власти.


Наряду с образами легендарной истории живописец Джованни Баттиста Тьеполо создает ряд росписей, в которых проявилось новое, созвучное эстетическим идеалам века понимание аллегории.



Современники всегда отмечали индивидуальность его личности и дарования. Известно, что это был галантный, приятный в обращении человек, обладавший ироничным умом. В 1756 Джованни Баттиста Тьеполо стал президентом Академии художеств в Венеции и руководил крупнейшими художественными заказами, проведением выставок, конкурсов, созданием галереи портретов дожей для Дворца дожей. С 1750 Тьеполо работал в основном вне Италии.


Фантазия, свойственный его живописи декоративный размах проявились в росписях Архиепископской резиденции дворца в Вюрцбурге (1750-53). Изображенные мифологические и аллегорические персонажи объединены в некое созданное воображением художника театрализованное действо, поражающее обилием света и красочностью. Сюжет был призван прославить королевство Франконии, мудрое правление князя-епископа К. Ф. фон Грейфенклау.



Эпизоды из произведений Гомера, Тассо, Вергилия, Ариосто разворачиваются в пейзажах, словно раздвигающих пространство залов. Палладианский тип загородной виллы способствовал воплощению здесь художником эстетических представлений века Просвещения о гармонии архитектуры и природы. Мысль о превосходстве чувства над рационалистическим мышлением в подражании природе стала центральной в программе росписи виллы Вальмарана.


В выборе тем и их живописном воплощении Джованни Баттиста Тьеполоо удалось программно выразить идеалы венецианской живописи века Просвещения с ее новаторским особым пониманием живописности, культом чувства.


Итальянский живописец, пейзажист венецианской школы. Родился в Венеции 5 октября 1712. Учился у своего брата, Джованни Антонио (1698–1760), мастера алтарных композиций в стиле рококо.


Работая над излюбленными в Венеции видами пейзажа – ведутой (документально-точный городской пейзаж) и “каприччо” (архитектурный пейзаж-фантазия), Гварди в 1780–1790-е годы пришел к созданию городского пейзажа нового типа, основанного на непосредственности зрительных впечатлений и лирических переживаний художника.


Отказываясь от традиционных “кулисных” форм организации пейзажной композиции, находя вдохновение в простых, обыденных мотивах, он раскрывает тонкую поэзию повседневной жизни Венеции, ее залитых светом двориков, каналов и лагун.






Живописная манера зрелого Гварди отличается виртуозной свободой. Легкими динамичными красочными мазками он воссоздает трепетное движение цветовых пятен и тающих в воздушной дымке контуров, прозрачность воздуха, напоенного светом и влагой. Многочисленные рисунки Гварди отличаются тонкостью светотеневых градаций, лёгкостью воздушных, прерывистых контуров. Манера исполнения его более поздних произведений напоминает живопись Тьеполо и Маньяско. Умер Гварди в Венеции 1 января 1793.

Читайте также: