Результативность основных видов деятельности дши доклад

Обновлено: 09.05.2024

Письмом Минкультуры РФ от 24.01.2018 N 217-06-02 направлена для использования в работе "дорожная карта" (план мероприятий) по перспективному развитию детских школ искусств на 2018 - 2022 годы. Чем обусловлена разработка такой карты и каких результатов планируется достигнуть в ходе ее реализации - об этом в статье.

О современном состоянии ДШИ

Детские школы искусств (ДШИ) являются основным, базовым звеном отечественной трехуровневой системы художественного образования ("ДШИ - училище - творческий вуз"), а их историческое предназначение заключается в массовом обучении детей разным видам искусства посредством многолетнего упорядоченного учебного процесса с системой контроля за качеством получаемого детьми образования. Основная задача ДШИ - подготовить выпускника, чьи полученные в ДШИ знания и приобретенные умения, с одной стороны, способствовали бы либо его дальнейшему профессиональному становлению (обучению в училище и творческом вузе с целью обеспечения отрасли культуры высокопрофессиональными творческими кадрами), либо пополнению рядов грамотной зрительской и слушательской аудитории театров, концертных и выставочных залов, являющейся ядром в формировании гармоничного, духовно развитого российского общества.

Законодательные пробелы 90-х годов XX века в отношении ДШИ привели в начале 2000-х годов к тому, что ДШИ стали выполнять роль досуговых учреждений, резко уменьшилось количество абитуриентов в образовательных учреждениях среднего и высшего образования отрасли культуры, снизилось качество их подготовки, были потеряны методические и творческие связи между образовательными учреждениями отрасли культуры разного уровня образования; единое образовательное пространство в отрасли культуры было нарушено. В результате отечественная система художественного образования, взрастившая целую плеяду деятелей искусств, стала утрачивать свои высокие позиции.

Совместные усилия последних лет Минкультуры, органов управления культурой субъектов РФ, педагогических коллективов ДШИ привели к целому ряду положительных тенденций в функционировании ДШИ. Однако в ряде регионов значимость ДШИ как социального института остается низкой, ДШИ продолжают финансироваться по остаточному принципу, взаимодействие ДШИ с отраслевыми образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего образования зачастую отсутствует, а принимаемые учредителями ДШИ кадровые или организационные решения в отношении ДШИ в большей мере вызывают негативный отклик у педагогических коллективов и родителей детей (на руководящие должности назначаются лица, не имеющие профильного отраслевого образования, муниципальные задания для ДШИ формируются без учета исторической миссии этих образовательных учреждений: прием детей на 2/3 осуществляется на общеразвивающие, а не на предпрофессиональные программы, что указывает на отношение к ДШИ со стороны их учредителей как к учреждениям досуговой направленности, то есть как к кружкам и домам детского творчества).

Очередным шагом к сохранению отечественной системы художественного образования и возвращению исторической миссии ДШИ как первого звена трехуровневой системы подготовки творческих кадров стало принятие "дорожной карты" по перспективному развитию детских школ искусств по видам искусств на 2018 - 2022 годы.

Направления "дорожной карты" с их целевыми показателями определяют такое качество деятельности детских школ искусств, которое принципиально отличает их от других учреждений дополнительного образования детей (студий, кружков, домов детского творчества и др.). Данное качество должно достигаться высокопрофессиональными педагогическими кадрами и наличием материально-технических условий согласно федеральным государственным требованиям к предпрофессиональным программам.

Перспективные направления и задачи "дорожной карты"

Принятая "дорожная карта" направлена на решение следующих задач:

  1. повышение значимости ДШИ по видам искусств в социокультурном пространстве страны, в том числе духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения;
  2. позиционирование ДШИ как центров художественного образования и просветительства;
  3. развитие сети ДШИ как первого уровня трехуровневой системы художественного образования ("ДШИ - училище - творческий вуз") посредством методического и творческого взаимодействия с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования отрасли культуры с целью повышения качества подготовки профессиональных кадров для отрасли культуры;
  4. сохранение и развитие отечественных традиций по выявлению и обучению одаренных детей по предпрофессиональным образовательным программам в области искусств и создание условий для их дальнейшего профессионального становления;
  5. модернизация материально-технической базы ДШИ;
  6. повышение кадрового потенциала работников ДШИ.

Перспективные направления, отраженные в "дорожной карте", включают в себя:

  • создание условий для формирования в ДШИ творческой среды, способствующей раннему выявлению одаренных детей, развитию детских творческих коллективов, просветительской деятельности, обеспечение доступности ДШИ для различных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
  • увеличение количества одаренных детей, обучающихся по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств за счет бюджетных средств, обеспечение сохранности контингента обучающихся в ДШИ и качества подготовки выпускников ДШИ, развитие взаимодействия ДШИ с другими образовательными организациями отрасли культуры;
  • повышение качества проводимых региональными и муниципальными органами власти, а также ДШИ творческих и просветительских мероприятий для одаренных детей (фестивалей, конкурсов, творческих школ, выставок и др.);
  • повышение кадрового потенциала ДШИ, в том числе посредством целевой подготовки кадров в подведомственных Минкультуры образовательных организациях;
  • формирование новых принципов финансового обеспечения деятельности ДШИ, в том числе посредством выделения средств со стороны субъектов РФ муниципальным ДШИ на реализацию предпрофессиональных программ в области искусств, что предусмотрено ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • создание или развитие имеющихся региональных методических служб (центров, кабинетов), обеспечивающих методическое сопровождение деятельности ДШИ в соответствующем регионе посредством взаимодействия с федеральным ресурсным методическим центром развития образования сферы культуры и искусства Российской академии музыки имени Гнесиных, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, расположенными в соответствующем субъекте РФ или близлежащих регионах;
  • модернизация материально-технической базы ДШИ, в том числе строительство новых ДШИ.

Таким образом, реализация плана мероприятий позволит упрочить позиции многоуровневой системы художественного образования, повысить интерес граждан Российской Федерации в приобщении детей к постижению различных видов искусств, а также создать благоприятные условия для выявления, воспитания и сопровождения талантливых детей и молодежи, обеспечения учреждений культуры высокопрофессиональными кадрами, формирования грамотной, заинтересованной широкой аудитории зрителей и слушателей концертных залов и театров, посетителей музеев и выставочных комплексов, ценителей классического, народного искусства и лучших образцов современного искусства.

Целевые ориентиры по развитию ДШИ

План мероприятий содержит целевые показали на период с 2018 по 2022 год, к достижению которых необходимо стремиться (так называемые целевые ориентиры). Значения целевых показателей заложены с учетом ежегодного повышения.

Целевые показатели для ДШИ установлены по следующим категориям:

  1. результативность основных видов деятельности ДШИ.

Оценка результативности ДШИ производится по следующим показателям:

  • доля детей в возрасте от 5 до 18 лет включительно, обучающихся в ДШИ по дополнительным общеобразовательным программам (ДОП) в области искусств (предпрофессиональным и общеразвивающим), от общего количества детей данного возраста в регионе;
  • доля детей в возрасте от 7 до 15 лет включительно, обучающихся по предпрофессиональным образовательным программам (ПОП) в области искусств, от общего количества детей данного возраста в соответствующем регионе;
  • конкурс при приеме детей в ДШИ на обучение по ПОП в области искусств за счет бюджетных средств;
  • удельный вес количества мест приема на обучение по ПОП в области искусств за счет бюджетных средств от общего количества мест для приема за счет бюджетных средств соответствующего года;
  • доля детей, обучающихся по ПОП "Струнные инструменты, "Духовые и ударные инструменты", "Народные инструменты" за счет бюджетных средств, от общего количества детей, обучающихся по ПОП в области музыкального искусства за счет бюджетных средств;
  • доля адаптированных образовательных программ, по которым возможно обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в общей численности образовательных программ, реализуемых ДШИ региона (за исключением образовательных программ в области хореографического и (или) циркового искусства);
  • доля выпускников ДШИ, завершивших освоение ДОП в области искусств и поступивших в профессиональные образовательные организации или образовательные организации высшего образования на профильные образовательные программы, от общего числа выпускников ДШИ, завершивших обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в отчетном году;
  • сохранность контингента обучающихся по ДОП в области искусств;
  • доля ДШИ, имеющих в своей структуре подготовительные отделения (классы);
  • доля ДШИ из числа ДШИ, реализующих ПОП в области музыкального искусства "Струнные инструменты", "Духовые и ударные инструменты", "Народные инструменты", "Инструменты эстрадного оркестра", на базе которых функционируют детские творческие коллективы - симфонические (камерные) оркестры, оркестры духовых, народных инструментов, эстрадные оркестры;
  • доля ДШИ, расположенных в городской местности, реализующих ПОП с использованием сетевой формы обучения на основе договоров с профессиональными образовательными организациями или учреждениями культуры соответствующего профиля;
  • доля ДШИ, расположенных в городской местности, на базе которых студенты профессиональных образовательных организаций и (или) вузов отрасли культуры проходят различные виды практик;
  • доля детей, обучающихся в ДШИ, привлекаемых к участию в различных творческих мероприятиях, в том числе проводимых непосредственно в ДШИ (мастер-классы, творческие встречи, концерты, выставки, театрализованные представления и т.д.), от общего числа детей, обучающихся в ДШИ;
  • доля детей, обучающихся в ДШИ, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях международного, всероссийского и регионального значения, от общего числа детей, обучающихся в ДШИ;
  • количество творческих и просветительских мероприятий (фестивалей, конкурсов, концертов, выставок, постановок, публичных лекций, творческих встреч), проводимых ДШИ на базе других учреждений, в том числе общеобразовательных школ и учреждений социальной направленности;
  1. материально-техническое оснащение. Оценивается по следующим показателям:
  • удельный вес численности зданий ДШИ, требующих капитального ремонта и (или) реставрации, находящихся в аварийном состоянии, от общего количества находящихся в оперативном управлении у ДШИ зданий;
  • удельный вес численности учебных помещений ДШИ, оснащенных необходимыми техническими средствами обучения (в том числе компьютерными системами и интерактивными досками), современной учебной мебелью;
  • удельный вес численности учебных помещений ДШИ, оборудованных для обучающихся из числа лиц с ОВЗ и инвалидов (за исключением учебных помещений, предназначенных для реализации образовательных программ в области хореографического и циркового искусства);
  1. финансово-экономическое сопровождение деятельности ДШИ. По данной категории рассчитываются следующие показатели:
  • удельный вес бюджетных средств, направляемых на обеспечение реализации предпрофессиональных программ в области искусств, от общего объема бюджетных средств, выделяемых учредителем ДШИ на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • отношение заработной платы педагогических работников ДШИ к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе;
  • удельный вес внебюджетных средств от объема бюджетного финансирования, выделяемого учредителем на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • удельный вес объема финансовых средств, направляемых ДШИ на пополнение библиотечных фондов и повышение квалификации работников, от общего объема бюджетных средств, выделяемых учредителем ДШИ на выполнение государственного (муниципального) задания, и внебюджетных поступлений;
  • удельный вес поступивших в ДШИ муниципального ведения из бюджета субъекта РФ финансовых средств сверх объема финансовых средств, выделяемого учредителем ДШИ на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • доля ДШИ, находящихся в ведении органа управления культурой субъекта РФ, от общего количества ДШИ, расположенных в субъекте РФ;
  1. кадровое и методическое обеспечение деятельности ДШИ. Уровень такого обеспечения определяется по следующим показателям;
  • доля преподавателей ДШИ с профильным высшим или средним профессиональным образованием и (или) преподавателей, прошедших профессиональную переподготовку в области того или иного вида искусств согласно преподаваемым учебным предметам по реализуемым ДШИ предпрофессиональным программам;
  • доля преподавателей, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации или переподготовки, в том числе направленным на работу с инвалидами и лицами с ОВЗ), в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы в области искусств соответствующего профиля (в отчетном году);
  • объем целевого приема/обучения (целевой подготовки) будущих педагогических работников ДШИ на базе подведомственных Минкультуры вузов за счет средств федерального бюджета (региональная квота);
  • доля субъектов РФ, в которых имеются региональные методические центры (кабинеты), функционирующие либо как самостоятельные юридические лица, либо как структурные подразделения образовательных организаций отрасли культуры.

Расчет значений приведенных показателей в целях сравнения их с целевыми ориентирами осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, приведенными вместе с "дорожной картой". Эти рекомендации обеспечивают единый подход к оценке результатов реализации "дорожной карты".

Стоит отметить, что органы управления культурой субъектов РФ могут разрабатывать региональные "дорожные карты" по достижению целевых показателей, учитывающие особенности субъекта РФ. При этом значения целевых показателей региональных "дорожных карт" должны быть не ниже значений, предусмотренных федеральной "дорожной картой".

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что установленные по показателям "дорожной карты" целевые ориентиры являются отправной точкой, их показатели субъекты РФ могут превышать.

Разработана "дорожная карта" по перспективному развитию детских школ искусств на 2018 - 2022 годы. Такая карта содержит перечень целевых ориентиров по основным показателям, характеризующим результативность деятельности ДШИ, их материально-техническое оснащение, финансово-экономическое и кадровое обеспечение.

Основными ожидаемыми результатами реализации "дорожной карты" являются:

  • развитие интеллектуальных и творческих ресурсов российского общества посредством обеспечения талантливым детям доступа к культурным и историческим ценностям, приобщения наибольшего количества детей и подростков к творческой деятельности, формирования гармонично развитой личности, грамотной, заинтересованной аудитории зрителей и слушателей как части интеллектуально развитого российского общества;
  • повышение значимости ДШИ как социального института;
  • обеспечение стабильного развития отечественной трехуровневой системы подготовки творческих кадров;
  • обеспечение учреждений культуры и образовательных организаций отрасли культуры высокопрофессиональными кадрами;
  • повышение эффективности в управлении ДШИ.

"Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: