Результат научного исследования его оформление и представление доклад

Обновлено: 15.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Оформление результатов исследовательской работы

Выполнила: студентка 4 курса

Преподаватель: Судакова С.Ю.

Результаты проведенной исследовательской работы чаще всего оформляются в виде научного отчета . В некоторых случаях итоги исследования могут быть изложены в форме справки, аналитической записки, плана мероприятий или иного документа .

В отчете обычно фиксируются сведения о методике исследования (излагается полный текст программы или ее краткое содержание), дается описание процедур сбора и обработки данных, приводится анализ (описание) обработанной (вторичной) информации, делаются обобщения, формулируются практические выводы и рекомендации.

Отчет аккумулирует опыт конкретной исследовательской работы и может стать хорошей основой для развития дальнейших исследований и подготовки выпускной квалификационной работы. К отчету предъявляются следующие методологические и методические требования:

• отчет должен быть составлен грамотно, написан стилистически правильно;

• он должен отличаться точностью формулировок;

• структура отчета должна быть простой, доступной для лиц, которые потенциально могут работать над внедрением предложенных рекомендаций;

• если в отчете используются специальные термины, то их необходимо объяснять и раскрывать их содержание; иностранные слова должны употребляться лишь в меру необходимости;

• в отчете допустимы только общепринятые сокращения или, при необходимости, вводимые сокращения следует расшифровывать в специальном перечне;

• текст желательно делать лаконичным, по возможности исключающим повторения или общеизвестные, а также отвлеченные рассуждения; при употреблении сложных предложений нужно стараться, чтобы они были более короткими;

• все выводы и рекомендации в отчете должны быть обоснованными, доказанными, выглядеть убедительно;

• отчет лучше составлять так, чтобы его можно было расчленить на части, позволяющие каждому заинтересованному лицу работать с теми документами, которые касаются только его.

По своей структуре отчет обычно включает в себя следующие основные элементы:

1) титульный лист;

2) список исполнителей;

5) перечень условных обозначений;

7) основную содержательную часть;

9) список использованных источников (литература);

Остановимся подробнее на отдельных структурных элементах отчета. Кратким изложением содержания отчета является реферат . Он используется в информационно-поисковых системах как ориентир предметно-тематического содержания отчета. Объем текста реферата должен составлять 500—2000 печатных знаков (оптимально — 1200). Реферат должен соответствовать содержанию отчета, сохранять его последовательность изложения и включать в себя следующие данные:

• сведения об объеме отчета (количество страниц) с указанием количества иллюстраций (рисунков), таблиц, приложений, использованных источников;

• ключевые слова отчета (5—15 слов или словосочетаний, которые наиболее точно отражают его содержание и облегчают информационный поиск);

• основной текст реферата (краткая характеристика объекта и предмета исследования, цели работы, используемые методы, научная новизна полученных результатов, область возможного их применения в практике).

За рефератом в отчете следует содержание , в котором перечисляются основные части отчета и указываются страницы их размещения. Если отчет по объему меньше 10 страниц, текст содержания можно опустить.

Следом за содержанием приводится перечень условных обозначений (сокращений) . В перечне условных обозначений (сокращений, символов, единиц, терминов) слева в алфавитном порядке указывают сокращения или условные обозначения, справа — их подробную расшифровку.

Далее излагается введение . Его основное назначение - обосновать актуальность исследования, определить степень научной разработанности данной проблемы на современном этапе как исходную позицию исследования, новизну темы и ее связь с аналогичными или тесно связанными проблемами, отразить цели и задачи исследования, выделить его этапы и основные направления проведенной работы. Следует учитывать, что пользователи исследовательской работы иногда ограничиваются чтением введения. Поэтому эта часть отчета должна сообщать сведения о важнейших результатах проведенной работы, возможности их использования в теоретической и практической сферах общественной жизни.

Главное в отчете — основная часть. В ней излагаются методика исследования, промежуточная информация, общие выводы и конкретные рекомендации. В основной части нужно дать оценку полноты решения поставленных задач, обосновать достоверность полученных результатов, указать на обнаруженные недостатки программы, методики, возникшие трудности и допущенные ошибки. Структура основной части отчета жестко не регламентируется. Она может состоять из одного или нескольких разделов, в которых могут быть выделены параграфы, пункты. Допускаются различные варианты, связанные с творческим характером исследовательского процесса, новизной и индивидуальной неповторимостью каждой исследовательской работы.

После основной части приводится заключение , в котором содержатся краткие выводы по результатам исследования, практические рекомендации по использованию этих результатов . Необходимо дать оценку результатов исследования, а также, если это возможно, рекомендуется привести расчеты ожидаемого социального или экономического эффекта от проведенного исследования. В заключении также полезно отразить информацию о целесообразности (или нецелесообразности) продолжения исследования, о возможных путях использования полученных результатов проведенного исследования. Можно указать на то, где и как обсуждались материалы исследования, какая оценка была им дана в ходе обсуждения.

В списке использованных источников излагается перечень источников, на которые сделаны ссылки в отчете, с указанием их порядкового номера, соответствующего очередности появления ссылок в тексте. Если необходимо, отчет сопровождается приложениями. Они содержат вспомогательный материал, который может быть полезным для потенциальных пользователей отчета.

Следует отметить и важнейшую составную часть отчета — рекомендации по внедрению результатов исследования . В ней речь, главным образом, идет о содействии внедрению со стороны участников исследовательского процесса. Оно может выражаться в самых разнообразных формах. Среди основных способов наиболее часто применяют следующие:

• обсуждение результатов на научно-практических конференциях с приглашением представителей структурных подразделений объекта исследования;

• защита исследовательского отчета в организациях, заинтересованных в совершенствовании деятельности исследуемого объекта;

• публикация результатов исследования, тиражирование планов мероприятий, своевременное ознакомление с ними ответственных исполнителей.

Следует помнить , что внедрение практических рекомендаций — самое сложное и трудное дело в проведении исследования: известно, что новое ломает привычное. Поэтому исследователи часто сталкиваются с серьезными психологическими проблемами. Внедрение во многом зависит и от интереса руководителей организаций (исследуемых объектов) к рекомендуемым мероприятиям, их материальных и интеллектуальных возможностей. Практический опыт свидетельствует, что успеха в этом ответственном деле можно добиться лишь на основе взаимопонимания и тесного сотрудничества между всеми участниками исследовательского процесса, выступающими заинтересованными лицами в получении положительного эффекта от разработанных рекомендаций.


Важнейшим показателем эффективности научных работников является результативность проводимых исследований. Поэтому каждый ученый должен иметь навыки представления и оформления результатов научных изысканий.

Формы представления научных результатов

Традиционно формы представления результатов исследовательской деятельности объединяют в две группы:

  1. квалификационные, подтверждающие уровень сформированности профессиональных компетенций и успешного освоения образовательной программы (бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры и т.д.);
  2. научно-исследовательские, демонстрирующие результативность проведенных изысканий по определенной проблематике, находящейся в разработке кафедры, института и др.

К первой группе относятся курсовые, выпускные квалификационные работы, диссертации магистра, кандидата или доктора наук. Ко второй – отчеты по НИР, отчеты участников исследований в рамках гранта, научные публикации, выступления на научных конференциях, семинарах, симпозиумах и др.

Также результаты научно-исследовательской деятельности по избранной тематике можно представлять в разнообразных форматах: в компьютерной презентации, тезисах, аналитической записке, обзоре, справке, стендовом докладе и др.

Оформление результатов исследования

Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность организуется в соответствии со строго определенными требованиями к содержанию, логике изложения материала и его оформлению.

Существуют государственные документы, устанавливающие единые требования к разному виду учебно-исследовательских и научных текстов:

  • ГОСТ Р 7.0.11–2011, регламентирующий правила оформления диссертационных трудов;
  • ГОСТ 7.1–2003, рекомендованный соискателям звания кандидата или доктора наук и представляющий допустимые варианты оформления библиографических описаний в диссертациях;
  • ГОСТР 7.0.5–2008, представляющий правила составления списков использованных источников в текстах, представляющих результаты исследований (кроме текстов кандидатских и докторских диссертаций) и др.

Кроме указанных выше стандартов, авторы в процессе оформления результатов проведенных исследований обязаны придерживаться правил, установленных образовательными организациями, организаторами научных мероприятий или издателями.

Научная публикация: простые секреты

Представление результатов исследования чаще всего осуществляется в научной статье. Публикация отличается такими достоинствами, как широкая аудитория читателей-единомышленников, оперативность размещения в профильных изданиях – в электронной среде или на бумажных носителях.

Публикация служит для емкого и эффективного освещения центральных положений проделанной работы, поэтому обычно строится по определенному плану и включает обязательные компоненты:

  • обоснование актуальности проблемы;
  • контекст и цели проводимого / проведенного исследования;
  • использованные подходы и методы;
  • результативность завершенного эксперимента или его этапа;
  • прогнозирование наиболее важных выводов;
  • обозначение перспективных направлений дальнейшей разработки избранной тематики.

Статья, предназначенная к опубликованию, должна отвечать требованиям логичности, точности, соответствовать научному стилю изложения материала. Начинающему исследователю важно усвоить правила подготовки публикации на русском, английском и других иностранных языках.

Доклад на конференции

Один из способов представления результатов исследования – это устный доклад. Его эффективность определяется тем, насколько лаконично и доходчиво представлены центральные идеи исследовательского труда.

В основных частях доклада проводится защита актуальности тематики, операционализация понятий, раскрываются наиболее важные положения. Докладчик использует научный стиль речи, отличающийся логичностью, точностью, стандартизованностью.

Научный стиль предполагает обязательное включение следующих компонентов:

Специфика устной формы презентации достижений ученого-исследователя – это возможность использования научно-популярного стиля изложения материала, специальных ораторских приемов, направленных на активизацию внимания слушателей. К таким приемам относится включение обращений к аудитории, примеров, аналогий, инфографики, аудио- и видеоконтента.

Кроме устной, популярна форма стендового доклада, в котором текстовый материал сопровождается изобразительным рядом и оформляется как плакат, постер, стенд.

Экспериментальный отчет

Один из видов представления результатов исследования – это отчет по НИР. Научно-исследовательская работа, выполненная в рамках гранта, международной программы или по заданию кафедры, завершается оформлением отчетной документации. Отчет включает обязательные компоненты:

  • название, отражающее специфику методологического подхода, инструментария НИР;
  • введение, представляющее проблематику, терминологический аппарат, цель и гипотезу;
  • описание методики с указанием алгоритма проводимой процедуры, использованного диагностического инструментария и способов обработки результатов;
  • презентация результатов в форме текста, табличного и графического материала;
  • анализ полученных эффектов, их новизны и соответствия первоначальной гипотезе, существующих в науке данным.

Развернутый, корректно составленный отчет о проведенных теоретических или прикладных исследованиях позволяет дать оценку научному сотруднику или образовательной организации, является показателем эффективности.

Презентация на международном уровне

Продвижение в профессии в современном научном мире нуждается в представлении результатов исследования мировому сообществу. Форма может быть различной:

  • участие в международных научных обществах;
  • сотрудничество вузов разных стран по востребованным направлениям исследовательского поиска;
  • включение молодых исследователей в межгосударственные магистерские программы, проекты, стажировочные курсы; , интернет-форумах;
  • публикация в престижных изданиях, размещение в международных базах научного цитирования и др.

Именно коммуникация в научной сфере в современном мире является для молодого ученого первой ступенькой к успешности, а для опытного – подтверждением его заслуг перед научным сообществом.

Результаты исследований ежегодно обобщаются и анализируются и служат основой для оценки молодого или опытного ученого, кафедры, института, университета. Представленные теоретические и прикладные исследовательские проекты свидетельствуют о развитии российской науки, укрепляют ее престиж на международном уровне.

Результаты законченной научной работы оформляются в виде отчета, статьи, доклада, диссертации и т. д., которые называют научными трудами.

При подготовке научных трудов необходимо знание и соблюдение некоторых требова­ний, предъявляемых к содержанию научной рукописи. Особенно важны ясность изложения, систематичность и последовательность в подаче материала.

Текст рукописи следует делить на абзацы, т. е. на части, на­чинающиеся с красной строки.

Правильная разбивка на абзацы облегчает чтение и усвоение содержания текста. Критерием тако­го деления является смысл написанного - каждый абзац включает самостоятельную мысль, содержащуюся в одном или нескольких предложениях.

Весь вспомогательный материал лучше привести в отчете в виде при­ложения. Цитируемые в рукописи места должны иметь точные ссылки на источники.

Необходимо соблюдать единство условных обозначений и допускаемых сокращений слов, которые должны соответствовать принятым стандартам.

Основными составляющими научного труда являются следующие элементы.

Название (заглавие) работы, кото­рое должно быть кратким, определенным, отвечающим содержа­нию работы, так как по нему научная работа будет классифици­рована в предметном каталоге.

Название работы выносится на титульную страницу. Кроме того, на титульной странице указы­ваются:

- полное имя, отчество и фамилия автора (авторов) в имени­тельном падеже;

- должность, занимаемая автором (авторами) в момент на­писания работы;

- название учреждения и города, где была выполнена рабо­та;

- фамилия, должность и ученое звание руководителя.

Оглавление (содержание)работы предназначено для рас­крытия в краткой форме содержания работы путем обозначения основных разделов, частей, глав и других подразделений рукопи­си. Содержание в рукописи помещается либо в начале ее, либо в конце.

Иногда при оформлении научной работы возникает необхо­димость написать предисловие. В нем излагаются внешние пред­посылки создания научного труда:

- чем вызвано его появление;

- когда и где была выполнена работа;

- перечисляются организации и лица, оказывавшие содейст­вие при выполнении данной работы.

Введение,гдеавторы вводят читателя в круг проблем, дает постановку основного вопроса исследования, чтобы подготовить читателя к лучшему усвоению изложенного материала. В таком вступлении определяются:

- значение проблемы, ее актуальность, цели и задачи, по­ставленные автором при написании научной работы;

- состояние проблемы на данный момент времени.

Не следует при этом затрагивать факты и выводы, излагаемые в последующих разделах научной работы.

Вслед за вступлением дается краткий обзор литературы по рассматриваемому вопросу.

Основная часть работы включаются материалы, методы, экспериментальные данные, обобщения и выводы самого исследования. При написании этого раздела необходимо предста­вить себе вопросы по предлагаемому материалу, которые могут, прежде всего, заинтересовать читателя, и в соответствии с этим дать по ним исчерпывающий ответ.

Цифровой материал, если он есть, представляется в форме, легко доступной обозрению (в виде таблиц, диаграмм, графиков) с соблюдением особой точности, так как неверные цифры могут привести к неверным выводам. Если же какой-то цифровой мате­риал можно с достаточной ясностью и краткостью изложить в самом тексте, то его не следует облекать в табличную форму.

Каждая таблица, включенная в текст, должна иметь наиме­нование (заголовок) и номер либо для всей работы (Таблица 27), либо для данного раздела (главы), например, десятой (Таблица 10.3). Особое внимание надо обратить на заголовки граф таблицы. Таблица должна содержать ответы минимум на четыре вопроса: что, ко­гда, где, откуда. Если в таблице имеются пропус­ки, их надо указать и пояснить, что они означают.

В конце работы как итоговый материал пишутся выводыв виде кратко сформулированных и пронумерованных отдельных тезисов (положений).

В заключениидается обобщение наиболее существенных положений научного исследования, подводятся его итоги, пока­зывается справедливость выдвинутых автором новых положений, а также выдвигаются вопросы, которые еще требуют разрешения. Заключение ни в коем случае не должно повторять выводы. Оно обычно бывает небольшим по величине, но емким по тому коли­честву информации, которое в нем должно содержаться.

В конце работы приводится перечень литературных ис­точников. Цитируемые литературные источники, если их мало или если они используются один раз, можно указать в сносках текста, а если их много и они неоднократно повторяются, то в тексте следует указать порядковый номер данного источника по списку литературы, приведенному в конце работы. Все источники должны быть описаны и пронумерованы в порядке, принятом в соответствующем ГОСТе.

В каждой позиции библиографии должны быть указаны: фамилии и инициалы автора, наименование книги, издательство (например, М.: Стройиздат), год издания, объем в страницах (например, 523 с.).

Если ссылка дается на журнал, то следует указывать фами­лию и инициалы автора, наименование статьи, наименование журнала, год издания, номер журнала и страницы, которые зани­мает в журнале статья (например, С. 21. 30).

В каких случаях в начале позиции указываются фамилии авторы, а в каких случаях название, какие знаки препинания ставятся, определяется ГОСТом. Обычно при числе авторов три и менее в начале указываются фамилии авторов. При числе авторов более двух – в начале указывается название.

В тексте научной работы достаточно ссылаться только на номер источника, ставя его в прямые скобки.

Если требуется ссылка на определенную страницу, то, на­пример, [24, с. 189] означает, что ссылка сделана на страницу 189 работы, которая в списке литературы значится под номером 24.

Список литературы составляется либо по алфавиту по буквам в начале ссылки (при этом вначале указываются русские источники, а за­тем иностранные), либо по хронологическому признаку. Часто (обычно в статьях) список литературы составляют и по порядку ссылок на литературные источники в данной работе.

Объем рукописи определяется по количеству печатных знаков. Один машинописный лист содержит 1700. 1800 знаков, пе­чатный лист - 40 тыс. знаков или 24 машинописные страницы.

В научных трудах часто возникает необходимость в конце работы приводить приложения, куда входят вспомогательные таблицы, графики, дополнительные тексты и прочие материалы. При этом каждому материалу (таблице, графику и др.) надо при­своить самостоятельный порядковый номер, который при необ­ходимости можно указать в тексте при ссылке на те, или иные вспомогательные материалы.

Часто о работе приходится готовить аннотацию или рефе­рат.

Основные требования к оформлению научно-технического отчета о НИР содержит ГОСТ 7.32-2001.

Согласно этому норма­тивному документу отчет включает в себя:

- аннотацию и реферат с кратким изложением задач иссле­дования и полученных результатов;

- введение с характеристикой отечественных и зарубежных достижений по исследуемой проблеме;

В текст отчета входят:

- формулировка технического задания;

- анализ известных методов и способов решения задачи;

- обоснование принятого решения по методам (способам) решения задачи;

- расчеты и результаты экспериментов (приводятся в форме, дающей возможность читателю проанализировать справедли­вость полученных результатов);

- выводы с сопоставлением и анализом полученных в про­цессе исследования теоретических и экспериментальных данных;

- заключение с оценкой результатов и указанием путей их использования.

Основной текст отчета делится на разделы ( их обозначают цифрами 1, 2, ), подразделы ( их обозначают 1.1, 1.2, ……, 2.1, 2.2. …….) и пункты ( 1.1.1, 1.1.2, …….). Нумерация таблиц и рисунков осуществляется в пределах разделов, например рис. 3.2 – рисунок № 2 раздела 3.

Важным этапом работы над рукописью отчета или другого материала, готовящегося к печати, является редактирование произведения, которое осуществляется первоначально автором при работе над рукописью (авторский этап издательского процес­са) и затем редактором (редакционный этап издательского про­цесса).

Основная цель редактирования - это критический анализ предназначенной к изданию работы с целью совершенствования содержания и формы.

Важным составляющим элементом рукописи являются иллюстрации. Иллюстрации является изображением, служащим пояснени­ем или дополнением к какому-либо тексту. Ссылку на иллюстрацию помещают в тексте вслед за упо­минанием предмета, ставшего объектом изображения. Повторные ссылки на иллюстрации сопровождаются сокращенным словом см. (см. рис. 3.1). Могут быть ссылки и на часть иллюстрации, обозначенную буквой, например: рис. 3.1,в.

При редактировании текста необходимо обращать внимание на языково-стилистическую его сторону, то есть на правильность построения фраз и грамматических оборотов, на целесообраз­ность использования тех или иных слов.

На первом этапе редактирования проводится первичное редактирование рукописи. На этом этапе рукопись часто многократно передел­ывается, сокращается и дополняется. Желательно после некото­рого промежутка времени заново прочитать свою рукопись и по­пытаться оценить ее в целом и по частям, как бы с точки зрения читателя (вторая ступень). Следующая ступень - детальное прочте­ние для выявления ошибок в тексте, соответствия иллюстраций, единообразия терминологии, обозначений и т. д. Только после выполнения всего этого рукопись можно сдавать в издательство.

Если работа оформляется в виде статьи в журнал, то она должна быть отправлена в редакцию в законченном виде в соот­ветствии с требованиями, которые обычно публикуются в от­дельных номерах журналов в качестве памятки авторам.

Все работы, предназначенные для публикации, проходят предварительное рецензирование. Рецензия - это обычно не­большая рукопись, содержащая анализ или критическую оценку печатного труда. Каждая рецензия должна содержать заглавие рецензируемого источника, краткое перечисление основных во­просов, указание на основные достоинства и недостатки рецензи­руемой работы. В конце рецензии приводится резюме, в котором оценивается актуальность произведения, его теоретическая и практическая значимость, дается общая оценка правильности до­казательств и выводов.

При представлении работы к опубликованию в виде статьи, брошюры или монографии в издательство следует направлять также акт экспертизы - разрешение на опубликование материалов работы. Акт экспертизы заполняется по специальной форме, подписывается членами экспертной комиссии и заверяется круг­лой печатью учреждения, осуществлявшего экспертизу.

Совещание - это форма коллективных контактов ученых и специалистов одного научного направления (области).Состав участников совещания и длительность выступлений строго рег­ламентируются.

Симпозиум представляет собой полуофициальную беседу с заранее подготовленными докладами, а также выступлениями экспромтом.Участники симпозиума могут посещать не все док­лады, встречаться в кулуарах.

Конференция - самая распространенная форма обмена ин­формацией. Одна часть участников (докладчики) сообщает о но­вых научных идеях, результатах теоретических и эксперимен­тальных работ, о производственном опыте, отвечает на вопросы. Другая, гораздо большая, часть (слушатели), воспринимает эту информацию. Слушатели могут задавать вопросы и участвовать в прениях. На докладчиков и слушателей ложится большая инфор­мационная нагрузка, поэтому устанавливается строгий регламент для докладчиков и выступающих в прениях, организуется секци­онная работа.

Иногда на конференциях организуются стендовые докла­ды. При этом в определенном месте вывешивается иллюстратив­ный материал к докладу и докладчик сразу же отвечает на вопро­сы, так как задающие вопросы с основным содержанием идеей доклада могли ознакомиться предварительно, прочитав сборник аннотаций докладов, включенных в программу конференции. Не­редко конференции сопровождаются выставками книг, образцов, различного рода тематическими экспозициями.

В научных учреждениях и учебных заведениях конференции зачастую проводятся систематически (годовые, приуроченные к различным датам и т. д.). Конференции обычно принимают ре­шения и рекомендации.

Съезды и конгрессыявляются высшей и наиболее предста­вительной формой общения и имеют национальный или между­народный характер.Здесь вырабатывается стратегия в опреде­ленной области науки и техники или в ряде смежных областей.

Наиболее ответственная задача во всех выше перечислен­ных мероприятиях выпадает на долю докладчиков.

Перед выступлением с докладом следует подготовить крат­кий план изложения и подробный конспект так, чтобы в начале доклада кратко сообщить основные вопросы, которые будут из­ложены. Во время доклада можно пользоваться записями, чтобы не упустить важное (это придает чувство уверенности, обеспечи­вает ясность и даже краткость в изложении материала). Однако записи не должны быть слишком подробными, так как это за­трудняет пользование ими в момент доклада. Хорошая форма записей - карточка, в которой легко найти то, что нужно.

Докладчики в процессе доклада часто используют демонст­рационный материал и технику.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата тех­нических наук должна быть научной квалификационной работой, в которой либо:

- содержится решение задачи, имеющей существенное зна­чение для соответствующей отрасли знаний;

- изложены научно обоснованные технические, экономиче­ские или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач.

Диссертация на соискание ученой степени диктора техни­ческих наук должна быть научной квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований либо:

- разработаны теоретические положения, совокупность ко­торых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления;

- осуществлено решение научной проблемы, имеющей важ­ное социально-культурное, народнохозяйственное или политиче­ское значение;

- изложены научно обоснованные технические, экономиче­ские или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в ускорение научно-технического прогресса.

Кандидатскую и докторские диссертации следует рассмат­ривать с одной стороны как квалификационные работы, а с дру­гой стороны - как научное исследование, которое вносит опреде­ленный вклад в развитие науки. Для кандидатской диссертации, в отличие от докторской, требуется меньший масштаб научного исследования.

Диссертация на соискание ученой степени может представ­лять собой специально подготовленную рукопись, в том числе в виде научного доклада, опубликованных монографии или учеб­ника.

Диссертация должна быть написана единолично, содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдви­гаемых автором для публичной защиты, иметь внутреннее един­ство и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку. Предложенные автором новые решения должны быть стро­го аргументированы и критически оценены по сравнению с из­вестными решениями.

В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводится сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоре­тическое значение - рекомендации по использованию научных выводов.

Самостоятельное выполнение диссертации допускает воз­можность соискателю ученой степени кандидата наук иметь на­учного руководителя или консультанта, а для соискателя ученой степени доктора наук - иметь научного консультанта, назначае­мых в установленном порядке из числа высококвалифицирован­ных научных и научно-педагогических работников.

Для диссертационной работы, имеющей прикладное значе­ние, необходимо конкретное внедрение на практике полученных результатов. В диссертации, имеющей теоретическое значение, допускается возможность ограничиться практическими рекомен­дациями.

Объем диссертации не ограничивается, но вместе с тем от соискателя требуется умение сжато, логично и аргументировано изложить суть исследования.

Для защиты диссертации в виде монографии или учебника требуется, чтобы они были написаны единолично.

Автор нескольких монографий может представить к защите диссертацию в виде одной монографии. Если же материал, кото­рый автор собирается защищать, опубликован в нескольких мо­нографиях, то он должен подготовить к защите диссертацию в виде рукописи или научного доклада, которые обобщали бы представляемый материал в целом.

Диссертация в виде научного доклада, подготовленная со­искателем на основании совокупности ранее опубликованных им и известных широкому кругу специалистов в соответствующей отрасли знаний научных работ, представляет собой краткое обобщенное изло­жение результатов проведенных им исследований и разработок.

Заключение о ценности научных работ соискателя и целесо­образности зашиты диссертации в виде научного доклада дает организация, в которой соискатель выполнил основные исследо­вания и разработки.

Содержание диссертации в виде научного доклада должно сводится к изложению, теоретическому обобщению и анализу основных результатов, полученных соискателем, а также оценке их практической значимости и внедрения в народное хозяйство.

Основные научные результаты диссертации должны быть опубликованы в рецензируемых научных изданиях.

При написании диссертации соискатель обязан давать ссыл­ки на автора и источник, откуда он заимствует материалы или отдельные результаты, приводимые в ней.

При использовании в диссертации идей или разработок, принадлежащих соавторам, коллективно с которыми были напи­саны научные работы, соискатель обязан отметить это в диссертации.

Для защиты диссертаций по ходатайству научных организа­ций и высших учебных заведений ВАК России создает диссерта­ционные советы на основании решения его президиума. Им при­сваивается номер государственной регистрации. Диссертацион­ные советы могут создаваться для защиты как кандидатских, так и докторских диссертаций. В диссертационных советах по защите докторских диссертаций могут защищаться и кандидатские дис­сертации.

По диссертациям в области гуманитарных наук объем авто­реферата может быть увеличен до 2,5 и 1,5 печатного листа соот­ветственно.

По диссертациям в виде научного доклада автореферат не печатается. Научный доклад подлежит рассылке как автореферат.

Порядок написания статей, докладов, их структура. Функции аннотации, реферата. Работа над конспектом, подготовка доклада, презентации, эссе. Составление тезисов как жанру письменной научной речи. Критерии оценки творческой работы, требования к оформлению.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 02.02.2017
Размер файла 39,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова

Формы и виды оформления результатов научных исследований

Выполнил студент: Аманкулов М.А.

Руководитель работы: Мендекеев Р.А.

1. Основные виды

2. Научная работа

Для начинающих исследователей очень важно иметь представления о методологии и методах научного творчества, поскольку именно на первых шагах к овладению привычками научной работы более всего возникает вопросов именно методологического характера. Прежде всего не хватает опыта в использовании методов научного познания, применении логических законов и правил, новых средств и технологий.

Поэтому есть смысл рассмотреть эти вопросы подробнее. Нельзя игнорировать факты только потому, что их тяжело объяснить или найти им практическое использование. Содержание нового в науке не всегда видит сам исследователь. Новые научные факты и даже открытие, значение которых плохо раскрыто, могут продолжительное время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике. При научном исследовании важно все. Концентрируя внимание на основных или ключевых вопросах темы, нельзя не учитывать побочные факты, которые на первый взгляд кажутся малозначащими. Тем не менее, именно такие факты могут скрывать в себе начало важных открытий.

Для исследователя недостаточно установить новый факт, важно даты ему объяснение из позиций современной науки, раскрыть его общепознавательное, теоретическое или практическое значения. Изложение научных фактов может осуществляться в контексте общего исторического процесса, истории развития определенной области, быть многоаспектным, с учетом как общих, так и специфических особенностей.

1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

1. Аннотирование

Аннотация - это краткая общая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей, носящая пояснительный характер. Бывают краткими или развернутыми (справочными/рекомендательными).

Основными функциями являются:

1. сигнальная - аннотация представляет информацию о документе и дает возможность установить основное содержание документа, определить его релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту документа;

2. поисковая - аннотация используется в информационно-поисковых, в том числе в автоматизированных системах для поиска документов.

o фамилию и инициалы автора, название исследования;

o указание на объект исследования и его краткую характеристику;

o цель исследования, его новизну, указание на методологию исследования;

o основные результаты исследования.

Реферирование
Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа. Изложение материала не ограничивается только описательным подходом к раскрытию выбранной темы. Необходимо отразить авторскую аналитическую оценку состояния исследуемой проблемы и собственную точку зрения на возможные варианты ее решения.
По структуре реферат состоит из 3-х частей:
· введение (обоснование выбора темы, ее актуальность, основные цели и задачи исследования);
· основная часть состоит из 2-3 параграфов, в которых раскрывается суть исследуемой проблемы, дается оценка существующих в литературе основных теоретических подходов к ее решению, изложение собственного взгляда на проблему и пути ее решения и т.д.;
· заключение (краткая формулировка основных видов и результатов, полученных в ходе исследования).
Необходимой частью структуры реферата является также список литературы, использованной в ходе работы над выбранной темой.
Конспектирование
Конспект - это краткое изложение или краткая запись наиболее важных моментов книги, лекции, статьи и т.д. В конспекте произведения должны быть зафиксированы название работы, ее автор, полные выходные данные.
Основные требования к написанию конспекта включают системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность. Полезно составить глоссарий (от греч. glossa - объяснение непонятной фразы или слова) - словарь, объясняющий малоизвестные термины, употребленные в данной работе.
Порядок работы над конспектом:
o определение структуры конспектируемого материала;
o отбор и последующая запись наиболее существенного содержания оригинального текста в соответствии со структурой конспекта (в форме цитат или близком к оригиналу изложении);
o формулирование и запись выводов по каждой из частей оригинального текста, а также общего вывода по всему конспекту.
Составление тезисов
Тезис - это положение, отражающее смысл значительной части текста; то, что доказывает или опровергает автор; то, в чем он стремится убедить читателя; вывод, к которому он подводит.
Работа над тезисами требует, прежде всего, умения выделить главную информацию из исходного текста и передать содержание исходного текста кратко, обобщенно.
Требования к содержанию тезисов как жанру письменной научной речи:
o тезисы передают суть уже существующего текста;
o каждый тезис должен быть доказательно обоснован, аргументирован в двух-трех следующих предложениях;
o формулировки тезисов должны быть предельно четкими, следует избегать цитирования;
o в конце тезисов необходимо сделать краткий вывод.
Подготовка доклада
Доклад - это результат самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть изучаемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Докладчик должен показать свое умение провести самостоятельное исследование, преподнести его результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы. Доклад на семинаре не должен превышать 15 минут. Рекомендуется визуальное сопровождение доклада слайдами, презентацией или изложенными на доске основными тезисами.
Этапы работы над докладом:
o подбор и изучение основных источников по теме (не менее трех различных концепций);
o обработка и систематизация материала;
o составление глоссария малоизвестных терминов;
o подготовка выводов и обобщений;
o разработка плана доклада;
o тезисное изложение основных моментов доклада.
Подготовка презентации
Электронная презентация должна быть выполнена на основе материала подготовленного доклада и должна использоваться как визуальная иллюстрация.
Презентация должна быть выполнена в приложении MS Power Point и сдана в электронном виде (прислана по электронной почте) преподавателю за 3-5 до предполагаемого выступления с докладом.
Требования к оформлению:
o электронная презентация должна содержать не более 10 слайдов, включая текстовую и графическую информацию по теме доклада.
o первый слайд презентации должен содержать фамилию, имя, отчество докладчика, указание на факультет, курс и группу, название доклада;
o не рекомендуется использовать встроенные шаблоны слайдов и стили оформления презентации, а также эффекты мультипликации;
o переход от слайда к слайду должен осуществляться по щелчку мыши;
o слайды должны быть пронумерованы;
o желательно избежать вставки в презентацию больших по объему графических файлов;
o оригинальные шрифтовые и оформительские решения приветствуются.
Подготовка научной статьи
Научная статья - законченное и логически цельное произведение, посвященное конкретному вопросу. Она раскрывает наиболее значимые результаты исследований, требующие развернутого изложения и аргументации. научный статья доклад тезис
Среди основных требований к научной статье выделяют достоверность, аргументированность выводов, строгую логику, последовательность изложения, его целостность и завершенность.
Состав аспектов статьи:
o актуальность, степень изученности темы;
o указание на цель, задачи, предмет исследования;
o описание исследования;
o полученные результаты, выводы, область применения результатов.
Подготовка творческой работы (эссе)
Жанр эссе предполагает свободу творчества. Это размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного.
Основные требования:
o предмет исследования должен быть четко обозначен темой и содержанием работы;
o текст работы должен быть авторским; плагиат, компиляция не совместимы с жанром этой работы;
o при цитировании и ссылках на точки зрения необходимо оформлять ссылки;
o объем работы должен составлять 6-10 страниц машинописного текста.
Критерии оценки творческой работы:
o умение самостоятельно работать с информацией;
o связанность, логичность и красота изложения;
o оригинальность мышления и анализ проблемы.
Рецензирование
Рецензия (от лат. recensio - рассмотрение) - отзыв, разбор и оценка произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации.
Рецензию характеризует небольшой объём и краткость. В рецензии должны присутствовать информационная и оценочная части.

Составные части рецензии:

o объект анализа;

o анализ актуальности темы, краткая общая характеристика содержания и структуры произведения;

o развернутый и последовательный анализ и комментарии частей произведения с указанием их достоинств и недостатков;

o общая оценка произведения, оценка вклада автора, выводы и рекомендации.

2. НАУЧНАЯ РАБОТА

Научная работа должна иметь следующую структуру:

1. Титульный лист

4. Основная часть

6. Список использованных источников

Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по строго определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. Далее в именительном падеже указывается фамилия, имя и отчество автора работы.

Далее ближе к правому краю титульного листа указываются фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученое звание и ученая степень.

Оглавление размещается после титульного листа в начале второй страницы. В нем приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращения исключаются.

Введение к работе. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, приводится характеристика источников, использованных для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы, формулируется объект и предмет исследования, указываются избранные методы исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

Рекомендуется уделить особое внимание следующим аспектам. Освещение актуальности должно быть немногословным. Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы.

От формулировки научной проблемы и доказательства необходимости ее более тщательного и всестороннего изучения, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с этой целью.

Обязательным элементов введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет - это то, что находится в границах объекта.

Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эта часть наглядно показывает умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложение.

В заключении приводятся основные выводы исследования.

Правила оформления текстовых документов по ГОСТ 7.32-2001 Изложение текста и оформление работ следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001

Текст работ следует печатать, соблюдая следующие требования:

текст набирается шрифтом Times New Roman кеглем не менее 12, строчным, без выделения, с выравниванием по ширине;

абзацный отступ должен быть одинаковым и равен по всему тексту 1,27 см;

строки разделяются полуторным интервалом; поля страницы: верхнее и нижнее не менее 20 мм, левое не менее 30 мм, правое не менее 10 мм;

полужирный шрифт не применяется; разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры; · введение и заключение не нумеруются.

Основную часть работы следует делить на разделы и подразделы:

разделы и подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений;

нумеровать их следует арабскими цифрами;

номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой;

после номера раздела и подраздела в тексте точку не ставят;

разделы и подразделы должны иметь заголовки;

заголовки разделов и подразделов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая;

если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой;

переносы слов в заголовках не допускаются;

Нумерация страниц текстовых документов:

страницы работ следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работ;

титульный лист включают в общую нумерацию страниц работ;

номер страницы на титульном листе не проставляют;

номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н.И. Загузова. М.: Гардарики, 2001.

2. Джуринский К. Как написать научную статью? Советы начинающему автору / Методика написания научной статьи

3. Научные публикации / Правила для авторов/

4. Регирер Е.И. Развитие способностей исследователя. М.: Наука. 1969.

Подобные документы

Особенности научной продукции: тезисов, докладов, выступлений, научных статей. Структура и роль методических рекомендаций и программ учебных курсов. Требования к составлению и содержанию учебных пособий. Подготовка материалов к опубликованию в печати.

контрольная работа [26,5 K], добавлен 28.11.2012

лекция [23,4 K], добавлен 23.03.2014

Порядок сбора информации в торговой организации. Классификация научных документов по форме, характеру обработки данных и читательскому назначению. Описание основных видов изданий - монографии, автореферата диссертации, тезисов докладов конференции.

реферат [23,8 K], добавлен 23.12.2011

Виды общения. Виды речевой деятельности и их особенности. Взаимодействие устной и письменной речи. Функционально-стилистические разновидности речи. Развитие устной и письменной речи у детей. Психологические различия в природе письменной и устной речи.

реферат [28,1 K], добавлен 12.10.2008

Назначение дипломной работы студентов юридического факультета. Методические указания по выбору темы. Контроль кафедры за ходом подготовки дипломной работы и прохождением преддипломной практики. Правила ее оформления, сроки защиты, критерии оценки.

методичка [48,3 K], добавлен 29.04.2009

Основные виды студенческих учебно-научных и творческих работ. Термины и определения, общие требования к оформлению работ. Правила цитирования, составления списка использованных источников. Виды библиографического описания документов. Оформление ссылок.

методичка [63,4 K], добавлен 07.05.2011

Рассмотрение целей написания курсовой работы, составления плана, правил оформления и написания введения, заключения, основного текста, таблиц, списка использованной литературы. Ознакомление с процедурой сдачи, защиты работы и критериев ее оценивания.

Читайте также: