Доклад о состоянии и охране окружающей среды курганской области в 2020 году
Обновлено: 30.06.2024
от 14 октября 2013 года N 498
О государственной Программе Курганской области "Природопользование и охрана окружающей среды Курганской области"
(с изменениями на 30 декабря 2020 года)
1. Утвердить государственную Программу Курганской области "Природопользование и охрана окружающей среды Курганской области" согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Признать утратившими силу:
3. Опубликовать настоящее Постановление в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".
4. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-Губернатора Курганской области.
Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ
Приложение
к Постановлению
Правительства
Курганской области
от 14 октября 2013 г. N 498
"О государственной Программе
Курганской области
"Природопользование и охрана
окружающей среды
Курганской области"
Раздел I. ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Государственная программа Курганской области "Природопользование и охрана окружающей среды Курганской области" (далее - государственная программа)
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее - Департамент)
Департамент образования и науки Курганской области; Департамент здравоохранения Курганской области;
Департамент экономического развития Курганской области; Управление ветеринарии Курганской области;
Государственное казенное учреждение "Территориальный
государственный экологический фонд Курганской области";
органы местного самоуправления муниципальных образований
Курганской области (по согласованию);
предприятия и организации (по согласованию);
природопользователи (по согласованию);
исполнители работ по государственному контракту;
региональный оператор по обращению с твердымиикоммунальными отходами (по согласованию);
операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами
исполнители работ по договорам;
инвестор (по согласованию)
"Развитие лесного хозяйства Курганской области";
"Развитие и использование минерально-сырьевой базы Курганской области";
"Развитие водохозяйственного комплекса Курганской области"; "Использование и охрана водных объектов Курганской области";
"Охрана и развитие государственных природных заказников Курганской области";
"Охрана и воспроизводство объектов животного мира Курганской области";
"Охрана окружающей среды Курганской области";
"Обращение с отходами на территории Курганской области"
Повышение защищенности окружающей среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия;
устойчивое обеспечение экономики Курганской области запасами природных ресурсов;
совершенствование механизмов государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования; обеспечение развития системы охраны, рационального использования, воспроизводства и сохранения природных ресурсов;
снижение негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
сохранение ценных природных комплексов
Обеспечение воспроизводства лесов;
организация охраны лесов от пожаров и защиты от вредных
обеспечение организации управления лесами и федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного пожарного надзора на территории Курганской области;
воспроизводство (устойчивое развитие) и рациональное использование минерально-сырьевой базы Курганской области; разведка месторождений полезных ископаемых и подземных вод;
ликвидация дефицитов водных ресурсов в вододефицитных районах Курганской области;
строительство сооружений инженерной защиты и повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, путем их приведения к безопасному техническому состоянию;
восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;
рациональное использование водных ресурсов;
осуществление мониторинга состояния водных объектов и разработка мер по их охране;
организация работ по расчистке водных объектов или их частей, по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;
реализация мероприятий по сохранению объектов животного мира;
сохранение объектов животного мира и среды их обитания на территории Курганской области;
укрепление механизмов государственного управления в сфере охраны окружающей среды;
создание эффективной и безопасной системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду;
предотвращение и (или) ликвидация вреда, связанного с загрязнением окружающей среды отходами;
сохранение естественных экологических систем и природных ландшафтов, изучение и сохранение биологического разнообразия;
развитие форм и методов экологического просвещения, информирования населения о состоянии окружающей среды; повышение качества оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
обеспечение эффективного управления государственными финансами в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
обеспечение эффективного управления кадровыми ресурсами
Лесистость территории Курганской области, процент;
объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда, руб./га;
прирост запасов подземных вод питьевого и хозяйственно-бытового назначения для водоснабжения населенных пунктов (нарастающим итогом), куб. м/сут.;
доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях (нарастающим итогом), процент;
протяженность расчищенных участков русел рек от загрязнения (нарастающим итогом), километр;
протяженность расчищенных участков русел рек для увеличения их пропускной способности (нарастающим итогом), километр;
доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности (нарастающим итогом), процент;
доля учитываемых видов охотничьих ресурсов при осуществлении государственного мониторинга на территории государственных природных заказников Курганской области от общего количества видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Курганской области, процент;
индекс численности охотничьих ресурсов по видам: лось,
косуля, процент к численности 2010 года;
количество объектов регионального государственного
экологического надзора, состоящих на государственном учете,
доля утилизированных и обезвреженных отходов от общего количества образованных производственных и подобных коммунальным на производстве отходов, процент;
доля утилизированных твердых коммунальных отходов в общем количестве образованных твердых коммунальных отходов, процент;
доля обработанных твердых коммунальных отходов в общем количестве образованных твердых коммунальных отходов, процент;
доля площади Курганской области, занятая особо охраняемыми природными территориями, процент;
укомплектованность должностей Департамента, процент; укомплектованность рабочих мест организационной техникой, мебелью, расходными материалами, процент;
укомплектованность автотранспортом государственных инспекторов, процент;
количество отобранных проб для лабораторных исследований, единица;
число обученных групп слушателей, единица
2014 - 2023 годы
Объемы бюджетных ассигнований
Общий объем финансирования государственной программы в 2014 - 2023 годах составит 10 864 433,8 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета (по согласованию) -
2 862 725,9 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 250 072,5 тыс. рублей;
2015 год - 211 954,8 тыс. рублей;
2016 год - 213 909,4 тыс. рублей;
2017 год - 227 174,9 тыс. рублей;
2018 год - 293 918,4 тыс. рублей;
2019 год - 377 707,6 тыс. рублей;
2020 год - 383 800,2 тыс. рублей;
2021 год - 280 063,9 тыс. рублей;
2022 год - 302 720,8 тыс. рублей;
2023 год - 321 403,4 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 1 219 186,8 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 158 711,5 тыс. рублей;
2015 год - 144 834,3 тыс. рублей;
2016 год - 123 687,7 тыс. рублей;
2017 год - 125 199,1 тыс. рублей;
2018 год - 149 080,8 тыс. рублей;
2019 год - 130 933,0 тыс. рублей;
2020 год - 105 586,9,0 тыс. рублей;
2021 год - 100 569,6 тыс. рублей;
2022 год - 90 398,7 тыс. рублей;
2023 год - 90 185,2 тыс. рублей;
средства местных бюджетов (по согласованию) -
102 251,1 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 12 006,0 тыс. рублей;
2015 год - 6 260,0 тыс. рублей;
2016 год - 6 832,0 тыс. рублей;
2017 год - 7 063,6 тыс. рублей;
2018 год - 7 498,5 тыс. рублей;
2019 год - 9 294,8 тыс. рублей;
2020 год -14 295,8 тыс. рублей;
2021 год - 14 200,0 тыс. рублей;
2022 год - 12 350,2 тыс. рублей;
2023 год - 12 450,2 тыс. рублей;
средства внебюджетных источников (по согласованию) -
6 680 270,0 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 729 491,6 тыс. рублей;
2015 год - 723 185,5 тыс. рублей;
2016 год - 760 951,3 тыс. рублей;
2017 год - 678 909,7 тыс. рублей;
2018 год - 605 077,4 тыс. рублей;
2019 год - 424 708,8 тыс. рублей;
2020 год - 1 244 392,8 тыс. рублей;
2021 год - 594 892,8 тыс. рублей;
2022 год - 349 330,1 тыс. рублей;
2023 год - 569 330,0 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации
Повышение качества жизни населения Курганской области за счет обеспечения эффективности природопользования и экологической безопасности территорий;
повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод; стимулирование внедрения экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий в промышленном комплексе Курганской области;
увеличение площади, покрытой лесной растительностью; сохранение ценных и уникальных природных комплексов и объектов, биологического разнообразия животного и растительного мира;
повышение качества оказания государственных услуг, исполнения государственных функций;
соответствие рабочих мест по предоставлению государственных услуг в электронном виде установленным требованиям
Раздел II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Развитие и укрепление природных комплексов, конструктивное природопользование, оздоровление окружающей среды, обеспечение экологического благополучия региона составляют одно из значимых направлений государственной политики, реализуемой Правительством Курганской области. Курганская область имеет достаточный природно-ресурсный, трудовой, инвестиционный и экономический потенциалы, которые формируют перспективные направления развития региона. В свою очередь укрепление промышленного и сельскохозяйственного секторов экономики приводят, как следствие, к необходимости применения комплексного программного подхода для решения обширных задач в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Многоотраслевой характер решаемых вопросов определяет и сложность программных направлений.
В сфере лесного хозяйства:
1. Обеспечение охраны лесов от пожаров. Лесной фонд Курганской области составляет 1825,0 тыс. га, на хвойные леса приходится четвертая часть лесного фонда. Анализ горимости лесов за последние 5 лет показывает, что в зависимости от погодных условий в лесах Курганской области ежегодно возникает от 412 до 1537 пожаров. Более 90% лесных пожаров происходят по вине человека. В целях усиления пожарной устойчивости лесов на территории Курганской области, снижения количества загораний в лесах, сохранения ценных лесных массивов, предотвращения перехода огня на населенные пункты необходимо проведение противопожарного обустройства лесных участков, мониторинга пожарной опасности в лесах, тушения лесных пожаров, благоустройства территории, противопожарной пропаганды.
2. Защита лесов. Лесозащитные мероприятия представляют собой комплекс лесохозяйственных работ, направленных на профилактику, локализацию и ликвидацию очагов вредных организмов, систематические мероприятия, включающие определение санитарного состояния лесов, выявление возникающих очагов вредных организмов. Недостаточные объемы финансирования лесозащитных мероприятий в программный период могут привести к резкому увеличению площади очагов вредных организмов и, как следствие, к гибели лесных насаждений.
3. Воспроизводство лесов. Курганская область относится к числу малолесных областей России. Леса занимают 21,8% территории Курганской области и выполняют, помимо ресурсной, средообразующую, полепочвозащитную, стокорегулирующую, рекреационную и оздоровительную функции. Покрытые лесом земли занимают 1511,1 тыс. га (82,8% от общей площади лесного фонда). В составе основных лесообразующих пород хвойные насаждения занимают 24%, мягколиственные - 76%. По возрастной структуре насаждения характеризуются преобладанием молодняков и средневозрастных насаждений (85% покрытой лесом площади). По состоянию на 1 января 2013 года фонд лесовосстановления составляет 82,3 тыс. га. Для сохранения и увеличения уровня лесистости необходимо проводить работы по воспроизводству лесов.
В сфере недропользования:
Государственными и территориальными балансами запасов полезных ископаемых Курганской области учтены запасы 23 видов полезных ископаемых: уран, вольфрам, молибден, скандий, рений, бокситы, бентонитовые глины, формовочные пески, стекольные пески, минеральные краски, камнесамоцветное сырье, сульфат натрия, минеральные подземные воды, питьевые и технические подземные воды, лечебные грязи, строительный камень, строительные пески, песчано-гравийные породы, кирпично-черепичные глины, керамзитовые глины, трепел, торф, сапропель. Большинство месторождений полезных ископаемых разведано и подготовлено к промышленной эксплуатации, часть из них передана в пользование и разрабатывается.
Кроме перечисленных выше полезных ископаемых на территории Курганской области выявлены месторождения и проявления железных руд, проявления титан-циркониевых россыпей, опок, диатомитов, не учитываемые балансами запасов полезных ископаемых.
Сохраняется сложная ситуация с наличием разведанных подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В некоторых восточных и юго-восточных районах вода завозится из озер и копаней. Поверхностные водные объекты, кроме реки Тобол, не пригодны для организации хозяйственно-питьевого водоснабжения населения из-за качества воды в них.
Комплексная система мер в сфере недропользования будет направлена на последовательное воспроизводство (развитие) минерально-сырьевой базы Курганской области путем проведения геолого-разведочных работ за счет различных источников финансирования, эффективное и рациональное использование минерально-сырьевой базы, на охрану недр.
В области водного хозяйства:
Среди областей Уральского федерального округа Курганская область занимает последнее место по водообеспеченности, что обусловлено природными и экономическими факторами: широким площадным распространением подземных вод с высокой минерализацией (соленых вод), существенным превышением в них предельно допустимых концентраций по ряду элементов (железу, марганцу, бору, брому), спорадическим распространением линз пресных вод, их относительно небольшими размерами и нередко значительной удаленностью от потребителя. Все это усложняет решение проблемы питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, требует обеспечения системного подхода к разработке и реализации программы геологического изучения недр с целью поисков пресных вод.
В отношении подземных источников водоснабжения Курганская область относится к регионам, где качество питьевых подземных вод не соответствует государственным нормам. Исходя из этого необходимо уделять особое внимание охране и восстановлению водных объектов Курганской области.
Результаты мониторинга за состоянием дна, берегов, изменениями морфометрических особенностей, состоянием водоохранных зон водных объектов способствуют планированию мероприятий по охране водных объектов, в том числе по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов, по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Многолетние наблюдения показывают, что качество воды поверхностных водных объектов Курганской области остается неудовлетворительным. Значительное влияние на качество воды оказывают сбросы хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод. В 2012 году со сточными и ливневыми водами в водные объекты Курганской области поступило 46,44 тыс. тонн загрязняющих веществ.
Возрастающее хозяйственное использование рек и водосборных площадей, изъятие значительной части стока, отведение в реки загрязненных сточных вод приводит к загрязнению и заилению русел рек, уменьшению глубин в реках и невозможности безопасного пропуска повышенных расходов паводковых вод. В связи с уменьшением пропускной способности в период прохождения паводков, вода выходит из русел рек, что приводит к затоплению населенных пунктов, повреждению зданий и сооружений, разрушению инженерных коммуникаций. Большие половодья и паводки в Курганской области повторяются раз в 10 - 25 лет. В зону затопления паводками 1% обеспеченности попадают 260 населенных пунктов, 300 тыс. га пойменных земель в основном сельскохозяйственного назначения.
– Анатолий Сергеевич, как на сегодняшний день можно охарактеризовать экологическую обстановку в Курганской области?
– Экологическую ситуацию в нашем регионе можно назвать стабильной, относительно благоприятной по сравнению с другими регионами, по показателям объемов сбросов и выбросов загрязняющих веществ и образования отходов.
Среди субъектов Уральского федерального округа Курганская область отличается наименьшим объемом выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты.
Подробная информация об экологической ситуации в нашем регионе приводится в ежегодном докладе о состоянии и охране окружающей среды Курганской области, размещаемом на сайте департамента.
– Какие основные экологические проблемы сейчас наиболее остро стоят на территории нашей области?
– Большинство очистных сооружений канализации не обеспечивает очистку стоков в соответствии с современными нормативными требованиями, нуждается в реконструкции.
На территории области есть потребность в современных объектах обращения с твердыми коммунальными отходами.
– Правда ли, что соседние регионы отрицательно влияют на экологию Курганской области?
– Вода основных рек Курганской области, по данным наблюдений Курганского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, уже на входе в область загрязнена. Тобол течет к нам из Казахстана, Уй, Миасс и Теча – из Челябинской области, Исеть и Синара – из Свердловской области. Причем загрязняющие вещества могут иметь как природное происхождение (хлориды, железо, марганец), так и быть связанными с хозяйственной деятельностью (соли тяжелых металлов, поверхностно-активные вещества, фенол).
С учетом географического положения Курганской области (равнинная поверхность с уклоном на восток, преобладающий западный перенос воздушных масс) не следует исключать вклад крупных промышленных центров Урала и в загрязнение атмосферного воздуха на нашей территории.
– В Кургане и Курганской области возрождается промышленность, соответственно, это приведет к дополнительным выбросам. Не грозит ли это нарушением существующей экосистемы?
– Наблюдаемое в течение последних тридцати лет снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух связано, главным образом, не с сокращением объемов производства, а с переводом Курганской ТЭЦ, производственных и коммунальных котельных с угля на газовое топливо, с установкой систем пылегазоочистки.
Кроме того, вновь создаваемые производственные мощности изначально проектируются в соответствии с современными, более жесткими экологическими требованиями. Применяемые на них технологии отличаются повышенной экологической и энергетической эффективностью.
Поэтому мы не видим угрозу окружающей среде в связи с возрождением промышленности в Курганской области.
– Какие конкретно меры по снижению экологических рисков для здоровья населения предпринимаются в Курганской области?
Чтобы снизить загрязнение атмосферного воздуха транспортом, в Курганской области автотранспортные средства поэтапно переходят на использование более экологичного газомоторного топлива. Одновременно развиваются парк газомоторных автотранспортных средств, газозаправочная и сервисная инфраструктуры. В декабре 2019 года в городе Кургане доля автобусов, работающих на метане, от общего числа автобусов, перевозящих пассажиров на городских маршрутах, составила 88,1% (в декабре 2018 года – 80,3%), в городе Шадринске – 31,3%.
С 1 января 2020 года Курганская область перешла на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). С этого момента все этапы процесса обращения с ТКО координирует региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Именно он контролирует движение ТКО от места их накопления до поступления на объекты обработки (сортировки) и размещения. Это позволяет исключить образование несанкционированных свалок, и. как следствие, сократить негативное влияние отходов на окружающую среду и здоровье населения.
Сейчас прорабатывается вопрос о привлечении средств федерального бюджета и внебюджетных инвестиций для создания инфраструктурных объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Постоянное наблюдение за содержанием загрязняющих веществ в атмосферном воздухе осуществлялось на 5 постах г. Кургана. Проводились замеры загрязнения воздуха взвешенными веществами, диоксидом серы, оксидом углерода, оксидом азота, сажей, формальдегидом и бенз(а)пиреном (табл. 1). Среднегодовые концентрации других примесей находились значительно ниже уровня ПДК.
Среднегодовые концентрации вредных веществ в атмосферном
воздухе г. Кургана (в долях ПДК)
Наименование
веществ
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
Максимальные из разовых концентраций в течение года превысили ПДК: по формальдегиду - в 7 раз, саже - в 3,1 раза, взвешенным веществам - в 2,0 раза, оксиду углерода - в 4,4 раза, диоксиду азота - в 3,5 раза. Среднегодовая концентрация бенз(а)пирена по г. Кургану составила 2,7 ПДК. Наиболее высокий уровень загрязнения атмосферы отмечается в северо - западной части города Кургана (пост № 3), где среднегодовые концентрации превысили норму по бенз(а)пирену в 3,9 раза; оксиду углерода - в 1,2 раза; формальдегиду - в 2,8 раза.
Уровень загрязнения атмосферы в г. Кургане характеризуется как высокий и определяется значениями СИ (стандартный индекс, наибольшая измеренная в городе максимальная разовая концентрация любого вещества, деленная на ПДК), равным 10,0 для бенз(а)пирена; НП (наибольшая повторяемость, процент превышения любым веществом в городе), равной 16,6% для формальдегида и 83% для бенз(а)пирена.
С целью предотвращения угрозы жизни и здоровью населения организованы система оповещения и государственный контроль за проведением юридическими лицами мероприятий по уменьшению выбросов и их эффективностью, включая химико-аналитический контроль в периоды неблагоприятных метеоусловий (НМУ).
Мероприятия по сокращению выбросов при НМУ в 2014 году проведены 15 предприятиями. Мероприятия по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, контроль за их исполнением и анализ эффективности проводились по 3 периодам НМУ общей продолжительностью 14 календарных дней (за аналогичный период 2013 года – 5 эпизодов общей продолжительностью 25 календарных дней). Информация о состоянии атмосферного воздуха в периоды НМУ регулярно размещается на официальном сайте Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.
Качество поверхностных вод
Гидрохимический мониторинг в 2014 г. проводился на 9 водных объектах в 13 пунктах, 15 створах, 15 вертикалях по 33 показателям. Обследовался бассейн реки Обь: реки Тобол, Исеть, Миасс, Теча, Уй, Синара (приложение 1); озера Иткуль, Большой Камаган, Бутырино.
Мониторинг трансграничных водных объектов на границе с Республикой Казахстан (Костанайская область) и Российской Федерации (Курганская область) проводился на 3 водных объектах: река Тобол, река Уй, река Убаган в 5 створах.
Наиболее распространёнными загрязняющими веществами в водных объектах Курганской области являются соединения меди, марганца, цинка, железа общего, легкоокисляемые и трудноокисляемые органические вещества (по показателям БПК5 и ХПК), ионы аммония и нитрит- ионы, сульфаты, фосфаты (по Р), магний, фториды, фенолы, нефтепродукты. Оценить степень загрязнённости воды одновременно по широкому перечню показателей качества воды, классифицировать воду по степени загрязнённости позволяет метод комплексной оценки с расчётом удельного комбинаторного индекса загрязнённости воды (далее УКИЗВ).
Вода реки Тобол в створе с. Звериноголовское обладает высокой комплексностью загрязненности 51,8%. Отмечено превышения ПДК по содержанию среднегодовых концентраций: сульфатов - 2,8 ПДК, ХПК - 1,7 ПДК, железа общего - 1,9 ПДК, меди - 2,2 ПДК, нефтепродуктов - 1,9 ПДК, марганца - 19,6 ПДК, фенолов - 1,5 ПДК.
В створе д. Арбинка, расположенном на реке Тобол в 1,5 км выше плотины Курганского водохранилища, также характерными загрязняющими веществами остаются: сульфаты - 1,5 ПДК, ХПК - 1,9 ПДК, нефтепродукты - 1,7 ПДК, медь - 3,5 ПДК, марганец - 22,2 ПДК, фенолы - 2,8 ПДК.
В створе п. Смолино (г. Курган) вода р. Тобол загрязнена сульфатами - 1,5 ПДК, трудноокисоляемыми органическими веществами (по ХПК) - 2,1 ПДК, нефтепродуктами - 1,4 ПДК, марганцем - 19,9 ПДК. Отмечена высокая комплексность загрязнёности - 42,7 %.
Наиболее загрязнённым является участок реки Тобол в створе
с. Костоусово, в 16 км ниже г. Кургана. Вода реки в данном створе обладает высокой комплексностью загрязненности - 54,2%. Характерными загрязняющими веществами являются: ХПК - 1,7 ПДК, медь - 2,9 ПДК, марганец - 23,8 ПДК, нефтепродукты - 1,6 ПДК, трудноокисляемые органические вещества (по ХПК) - 1,7 ПДК, цинк - 1,3 ПДК. По сравнению с качеством воды в створе с. Звериноголовское возрастает среднегодовое содержание меди в 1,3 раза с 2,2 ПДК до 2,9 ПДК, уменьшается среднегодовое содержание сульфатов с 2,4 ПДК до 1,4 ПДК, цинка с 1,4 ПДК до уровня ПДК, нефтепродуктов с 1,9 ПДК до 1,3 ПДК, трудноокисляемых органических веществ (по ХПК) с 1,7 ПДК до 1,1 ПДК, железа общего с 1,9 ПДК до 0,6 ПДК.
По результатам проведенных наблюдений за состоянием трансграничных водных объектов в бассейне реки Тобол существенных изменений качества воды на территориях Российской Федерации и Республики Казахстан в 2014 году в сравнении с 2013 годом не произошло.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- в реке Тобол от входного створа в черте с. Звериноголовское и ниже до створа в черте с. Белозерское в 2014 году наблюдается уменьшение среднегодовых концентраций сульфатов в 1,7 раза, нефтепродуктов и трудноокисляемых органических веществ (по ХПК) в 1,5 раза, железа общего в 3,2 раза, цинка в 1,4 раза;
- на протяжении участка реки Исеть в пределах Курганской области качество воды улучшается по содержанию среднегодовых концентраций азота нитритов в 2,4 раза, фосфора фосфатов в 1,5 раза, азота аммония и марганца в 1,4 раза, меди в 1,2 раза, цинка в 3,4 раза, ухудшается по содержанию трудноокисляемых органических веществ (по ХПК) в 1,4 раза и никеля - в 1,6 раза;
- качество воды во всех створах рек: Тобол, Исеть, Миасс, Уй, Убаган, Синара, Теча и озёрах: Бутырино, Большой Камаган, Иткуль характеризуется высокой комплексностью загрязнённости: от 34,0% (р. Синара устье) до 61,1% (оз. Бутырино);
- поверхностные воды области в основном относятся к 4 классу качества (разряды А, Б, В, Г) – 93,3 % пунктов наблюдений, к 5 классу – 6,7%, что объясняется природным происхождением и фоновым характером повышенного содержания в поверхностных водах железа, меди, цинка, марганца, антропогенным загрязнением по содержанию азотсодержащих и органических веществ, которые в основном и определяют величину УКИЗВ;
- уровень загрязнения рек и озёр металлами остается стабильным на протяжении нескольких лет. Повышение содержания марганца в воде носит сезонный характер и обусловлено высоким местным гидрохимическим фоном;
- на качество рек Курганской области оказывает влияние трансграничный перенос загрязняющих веществ из Челябинской, Свердловской областей и Республики Казахстан. В пограничных створах рек Тобол, Уй качество воды является неудовлетворительным. Антропогенное влияние, трансграничный перенос загрязняющих веществ наглядно отражаются изменением отдельных показателей комплексной оценки в створах наблюдаемых рек.
Площадь территории - 71,5 тыс. км 2 . Численность населения - 845,5 тыс. человек, из них сельское население составляет 322,7 тыс. человек (на 01.01.2018). Плотность населения - 11,8 чел./1 км 2 . Валовый региональный продукт - 193 895,1 млн руб. (по состоянию на 2016 г.).
Атмосферный воздух
Мониторинг состояния атмосферного воздуха проводился в 1 городе на 5 станциях наблюдения. В 2017 г. общий объем выбросов загрязняющих веществ (включая выбросы от ж/д транспорта) составил 116 тыс. т, что на 12% больше, чем в 2016 г. В последние годы наблюдается сокращение выбросов от стационарных источников на 20,7%, и значительное сокращение выбросов от автомобильного транспорта на 36,3%.
В структуре выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников прослеживается существенное сокращение выбросов всех веществ: твердых веществ - на 36%, СО - на 16,1%, диоксида серы и оксидов азота на 65,6% и 16,2% соответственно, также на 34,9% сократились выбросы ЛОС.
Выбросы, тыс. т | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
Всего | 55,2 | 47,2 | 41,1 | 54,7 | 43,4 | 51,7 | 41,7 | 43,8 |
твердые | 11,4 | 9,6 | 9,6 | 9,5 | 8,8 | 8,6 | 7,2 | 7,3 |
СО | 13,7 | 12,9 | 11,4 | 13,0 | 12,4 | 11,4 | 10,9 | 11,5 |
SO2 | 6,1 | 6,2 | 4,3 | 3,2 | 3,8 | 3,3 | 3,0 | 2,1 |
NOx | 7,4 | 7,8 | 7,7 | 7,5 | 6,3 | 6,0 | 5,7 | 6,2 |
ЛОС | 4,3 | 4,5 | 4,5 | 4,8 | 5,0 | 4,6 | 3,3 | 2,8 |
Водные ресурсы
Среднее многолетнее значение водных ресурсов составляет 3,5 км 3 /год, ресурсы речного стока в 2017 г. были на уровне 3,6 км 3 /год, отклонение от среднего многолетнего значения составило 2,9%. Забор пресной воды из всех источников в 2017 г. составил 66,36 млн м 3 .
Год | Забор воды | Использование пресной воды | Оборотное и повторно-последовательное водоснабжение | |
из подземных источников | из поверхностных источников | |||
2010 | 15,98 | 52,44 | 62,29 | 353,48 |
2011 | 15,01 | 60,00 | 63,03 | 340,30 |
2012 | 14,95 | 66,42 | 63,90 | 347,77 |
2013 | 14,06 | 61,45 | 58,78 | 321,10 |
2014 | 13,56 | 58,82 | 52,93 | 303,69 |
2015 | 14,23 | 55,75 | 54,25 | 303,94 |
2016 | 13,62 | 51,30 | 49,40 | 277,42 |
2017 | 12,33 | 54,03 | 51,74 | 282,08 |
Общее использование свежей воды в 2017 г. составило 51,74 млн м 3 .
По левой оси - потребление воды (млн м 3 ); по правой оси - бытовое водопотребление на душу населения (м 3 /год на чел.).
Показатель водоотведения сократился с 2010 г. на 27,4%.
Биологическое разнообразие
Растительный и животный мир
Растительный мир насчитывает 1 266 видов, животный мир включает около 69 видов млекопитающих, 312 видов птиц, около 24 видов рыб, 9 видов амфибий и 7 видов рептилий. Из общего количества охраняемые виды составляют: растения - 15,5%, млекопитающие - около 23,2%; птицы - 15,4%; рыбы - 12,5%; амфибии и рептилии - 56,3%.
Наименование | Кол-во,ед. |
Млекопитающие | 16 |
Птицы | 48 |
Рыбы | 3 |
Пресмыкающиеся | 2 |
Земноводные | 7 |
Беспозвоночные | 76 |
Сосудистые растения | 196 |
Прочие | 8 |
Итого: | 356 |
---|---|
Из них: Вероятно исчезнувшие | 7 |
Находящиеся под угрозой исчезновения | 58 |
Сокращающиеся в численности | 100 |
Редкие | 173 |
Неопределенные по статусу | 15 |
Восстанавливаемые и восстанавливающиеся | 3 |
Лесные ресурсы
Земли лесного фонда в 2017 г. занимали 1 825,30 тыс. га (25,5% площади области), из них покрыты лесной растительностью - 1 530,50 тыс. га. Защитные леса на землях лесного фонда составляли 1 303,8 тыс. га. Лесистость по всем землям - 22,2%. Преобладают средневозрастные леса (124,02 млн м 3 ), по породному составу - мягколиственные (135,52 млн м 3 ).
Особо охраняемые природные территории
Площадь ООПТ регионального и местного значения в области составила 498,743 тыс. га.
Отходы
Количество образованных отходов выросло с 2010 г. более чем на 0,285 млн т или 58%. Отмечено снижение доли утилизированных отходов на 42,2% с 2010 г.
Год | Показатель | |||
образование | утилизация | хранение | захоронение | |
2010 | 0,492 | 0,173 | 0,086 | 0,124 |
2011 | 0,526 | 0,206 | 0,110 | 0,083 |
2012 | 0,697 | 0,348 | 0,108 | 0,151 |
2013 | 0,708 | 0,471 | 0,055 | 0,136 |
2014 | 0,560 | 0,326 | 0,047 | 0,176 |
2015 | 0,752 | 0,188 | 0,384 | 0,155 |
2016 | 1,290 | 0,125 | 0,791 | 0,161 |
2017 | 0,777 | 0,100 | 0,531 | 0,173 |
Твердых коммунальных отходов в 2017 г. было вывезено на 39,4% больше, чем в 2010 г. Вывоз ТКО на предприятия по переработке отходов не осуществлялся.
Затраты на охрану окружающей среды
В 2017 г. из 147 385 тыс. руб. инвестиций на охрану окружающей среды 80% было направлено на охрану и рациональное использование водных ресурсов, 13,4% - на охрану атмосферного воздуха. Из 699 914 тыс. руб. текущих затрат на охрану окружающей среды 75,4% составили затраты на сбор и очистку сточных вод, 13% - на обращение с отходами, 9,5% - на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата.
Читайте также: