Доклад о состоянии и охране окружающей среды курганской области в 2020 году

Обновлено: 30.06.2024

от 14 октября 2013 года N 498

О государственной Программе Курганской области "Природопользование и охрана окружающей среды Курганской области"

(с изменениями на 30 декабря 2020 года)

1. Утвердить государственную Программу Курганской области "Природопользование и охрана окружающей среды Курганской области" согласно приложению к настоящему Постановлению.

2. Признать утратившими силу:

3. Опубликовать настоящее Постановление в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".

4. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-Губернатора Курганской области.

Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ

Приложение
к Постановлению
Правительства
Курганской области
от 14 октября 2013 г. N 498
"О государственной Программе
Курганской области
"Природопользование и охрана
окружающей среды
Курганской области"

Раздел I. ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Государственная программа Курганской области "Природопользование и охрана окружающей среды Курганской области" (далее - государственная программа)

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее - Департамент)

Департамент образования и науки Курганской области; Департамент здравоохранения Курганской области;

Департамент экономического развития Курганской области; Управление ветеринарии Курганской области;

Государственное казенное учреждение "Территориальный

государственный экологический фонд Курганской области";

органы местного самоуправления муниципальных образований

Курганской области (по согласованию);

предприятия и организации (по согласованию);

природопользователи (по согласованию);

исполнители работ по государственному контракту;

региональный оператор по обращению с твердымиикоммунальными отходами (по согласованию);

операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами

исполнители работ по договорам;

инвестор (по согласованию)

"Развитие лесного хозяйства Курганской области";

"Развитие и использование минерально-сырьевой базы Курганской области";

"Развитие водохозяйственного комплекса Курганской области"; "Использование и охрана водных объектов Курганской области";

"Охрана и развитие государственных природных заказников Курганской области";

"Охрана и воспроизводство объектов животного мира Курганской области";

"Охрана окружающей среды Курганской области";

"Обращение с отходами на территории Курганской области"

Повышение защищенности окружающей среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия;

устойчивое обеспечение экономики Курганской области запасами природных ресурсов;

совершенствование механизмов государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования; обеспечение развития системы охраны, рационального использования, воспроизводства и сохранения природных ресурсов;

снижение негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

сохранение ценных природных комплексов

Обеспечение воспроизводства лесов;

организация охраны лесов от пожаров и защиты от вредных

обеспечение организации управления лесами и федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного пожарного надзора на территории Курганской области;

воспроизводство (устойчивое развитие) и рациональное использование минерально-сырьевой базы Курганской области; разведка месторождений полезных ископаемых и подземных вод;

ликвидация дефицитов водных ресурсов в вододефицитных районах Курганской области;

строительство сооружений инженерной защиты и повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, путем их приведения к безопасному техническому состоянию;

восстановление и экологическая реабилитация водных объектов;

рациональное использование водных ресурсов;

осуществление мониторинга состояния водных объектов и разработка мер по их охране;

организация работ по расчистке водных объектов или их частей, по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий;

реализация мероприятий по сохранению объектов животного мира;

сохранение объектов животного мира и среды их обитания на территории Курганской области;

укрепление механизмов государственного управления в сфере охраны окружающей среды;

создание эффективной и безопасной системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду;

предотвращение и (или) ликвидация вреда, связанного с загрязнением окружающей среды отходами;

сохранение естественных экологических систем и природных ландшафтов, изучение и сохранение биологического разнообразия;

развитие форм и методов экологического просвещения, информирования населения о состоянии окружающей среды; повышение качества оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

обеспечение эффективного управления государственными финансами в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

обеспечение эффективного управления кадровыми ресурсами

Лесистость территории Курганской области, процент;

объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда, руб./га;

прирост запасов подземных вод питьевого и хозяйственно-бытового назначения для водоснабжения населенных пунктов (нарастающим итогом), куб. м/сут.;

доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях (нарастающим итогом), процент;

протяженность расчищенных участков русел рек от загрязнения (нарастающим итогом), километр;

протяженность расчищенных участков русел рек для увеличения их пропускной способности (нарастающим итогом), километр;

доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности (нарастающим итогом), процент;

доля учитываемых видов охотничьих ресурсов при осуществлении государственного мониторинга на территории государственных природных заказников Курганской области от общего количества видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Курганской области, процент;

индекс численности охотничьих ресурсов по видам: лось,

косуля, процент к численности 2010 года;

количество объектов регионального государственного

экологического надзора, состоящих на государственном учете,

доля утилизированных и обезвреженных отходов от общего количества образованных производственных и подобных коммунальным на производстве отходов, процент;

доля утилизированных твердых коммунальных отходов в общем количестве образованных твердых коммунальных отходов, процент;

доля обработанных твердых коммунальных отходов в общем количестве образованных твердых коммунальных отходов, процент;

доля площади Курганской области, занятая особо охраняемыми природными территориями, процент;

укомплектованность должностей Департамента, процент; укомплектованность рабочих мест организационной техникой, мебелью, расходными материалами, процент;

укомплектованность автотранспортом государственных инспекторов, процент;

количество отобранных проб для лабораторных исследований, единица;

число обученных групп слушателей, единица

2014 - 2023 годы

Объемы бюджетных ассигнований

Общий объем финансирования государственной программы в 2014 - 2023 годах составит 10 864 433,8 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета (по согласованию) -

2 862 725,9 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 250 072,5 тыс. рублей;

2015 год - 211 954,8 тыс. рублей;

2016 год - 213 909,4 тыс. рублей;

2017 год - 227 174,9 тыс. рублей;

2018 год - 293 918,4 тыс. рублей;

2019 год - 377 707,6 тыс. рублей;

2020 год - 383 800,2 тыс. рублей;

2021 год - 280 063,9 тыс. рублей;

2022 год - 302 720,8 тыс. рублей;

2023 год - 321 403,4 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 1 219 186,8 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 158 711,5 тыс. рублей;

2015 год - 144 834,3 тыс. рублей;

2016 год - 123 687,7 тыс. рублей;

2017 год - 125 199,1 тыс. рублей;

2018 год - 149 080,8 тыс. рублей;

2019 год - 130 933,0 тыс. рублей;

2020 год - 105 586,9,0 тыс. рублей;

2021 год - 100 569,6 тыс. рублей;

2022 год - 90 398,7 тыс. рублей;

2023 год - 90 185,2 тыс. рублей;

средства местных бюджетов (по согласованию) -

102 251,1 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 12 006,0 тыс. рублей;

2015 год - 6 260,0 тыс. рублей;

2016 год - 6 832,0 тыс. рублей;

2017 год - 7 063,6 тыс. рублей;

2018 год - 7 498,5 тыс. рублей;

2019 год - 9 294,8 тыс. рублей;

2020 год -14 295,8 тыс. рублей;

2021 год - 14 200,0 тыс. рублей;

2022 год - 12 350,2 тыс. рублей;

2023 год - 12 450,2 тыс. рублей;

средства внебюджетных источников (по согласованию) -

6 680 270,0 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 729 491,6 тыс. рублей;

2015 год - 723 185,5 тыс. рублей;

2016 год - 760 951,3 тыс. рублей;

2017 год - 678 909,7 тыс. рублей;

2018 год - 605 077,4 тыс. рублей;

2019 год - 424 708,8 тыс. рублей;

2020 год - 1 244 392,8 тыс. рублей;

2021 год - 594 892,8 тыс. рублей;

2022 год - 349 330,1 тыс. рублей;

2023 год - 569 330,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации

Повышение качества жизни населения Курганской области за счет обеспечения эффективности природопользования и экологической безопасности территорий;

повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод; стимулирование внедрения экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий в промышленном комплексе Курганской области;

увеличение площади, покрытой лесной растительностью; сохранение ценных и уникальных природных комплексов и объектов, биологического разнообразия животного и растительного мира;

повышение качества оказания государственных услуг, исполнения государственных функций;

соответствие рабочих мест по предоставлению государственных услуг в электронном виде установленным требованиям

Раздел II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Развитие и укрепление природных комплексов, конструктивное природопользование, оздоровление окружающей среды, обеспечение экологического благополучия региона составляют одно из значимых направлений государственной политики, реализуемой Правительством Курганской области. Курганская область имеет достаточный природно-ресурсный, трудовой, инвестиционный и экономический потенциалы, которые формируют перспективные направления развития региона. В свою очередь укрепление промышленного и сельскохозяйственного секторов экономики приводят, как следствие, к необходимости применения комплексного программного подхода для решения обширных задач в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Многоотраслевой характер решаемых вопросов определяет и сложность программных направлений.

В сфере лесного хозяйства:

1. Обеспечение охраны лесов от пожаров. Лесной фонд Курганской области составляет 1825,0 тыс. га, на хвойные леса приходится четвертая часть лесного фонда. Анализ горимости лесов за последние 5 лет показывает, что в зависимости от погодных условий в лесах Курганской области ежегодно возникает от 412 до 1537 пожаров. Более 90% лесных пожаров происходят по вине человека. В целях усиления пожарной устойчивости лесов на территории Курганской области, снижения количества загораний в лесах, сохранения ценных лесных массивов, предотвращения перехода огня на населенные пункты необходимо проведение противопожарного обустройства лесных участков, мониторинга пожарной опасности в лесах, тушения лесных пожаров, благоустройства территории, противопожарной пропаганды.

2. Защита лесов. Лесозащитные мероприятия представляют собой комплекс лесохозяйственных работ, направленных на профилактику, локализацию и ликвидацию очагов вредных организмов, систематические мероприятия, включающие определение санитарного состояния лесов, выявление возникающих очагов вредных организмов. Недостаточные объемы финансирования лесозащитных мероприятий в программный период могут привести к резкому увеличению площади очагов вредных организмов и, как следствие, к гибели лесных насаждений.

3. Воспроизводство лесов. Курганская область относится к числу малолесных областей России. Леса занимают 21,8% территории Курганской области и выполняют, помимо ресурсной, средообразующую, полепочвозащитную, стокорегулирующую, рекреационную и оздоровительную функции. Покрытые лесом земли занимают 1511,1 тыс. га (82,8% от общей площади лесного фонда). В составе основных лесообразующих пород хвойные насаждения занимают 24%, мягколиственные - 76%. По возрастной структуре насаждения характеризуются преобладанием молодняков и средневозрастных насаждений (85% покрытой лесом площади). По состоянию на 1 января 2013 года фонд лесовосстановления составляет 82,3 тыс. га. Для сохранения и увеличения уровня лесистости необходимо проводить работы по воспроизводству лесов.

В сфере недропользования:

Государственными и территориальными балансами запасов полезных ископаемых Курганской области учтены запасы 23 видов полезных ископаемых: уран, вольфрам, молибден, скандий, рений, бокситы, бентонитовые глины, формовочные пески, стекольные пески, минеральные краски, камнесамоцветное сырье, сульфат натрия, минеральные подземные воды, питьевые и технические подземные воды, лечебные грязи, строительный камень, строительные пески, песчано-гравийные породы, кирпично-черепичные глины, керамзитовые глины, трепел, торф, сапропель. Большинство месторождений полезных ископаемых разведано и подготовлено к промышленной эксплуатации, часть из них передана в пользование и разрабатывается.

Кроме перечисленных выше полезных ископаемых на территории Курганской области выявлены месторождения и проявления железных руд, проявления титан-циркониевых россыпей, опок, диатомитов, не учитываемые балансами запасов полезных ископаемых.

Сохраняется сложная ситуация с наличием разведанных подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В некоторых восточных и юго-восточных районах вода завозится из озер и копаней. Поверхностные водные объекты, кроме реки Тобол, не пригодны для организации хозяйственно-питьевого водоснабжения населения из-за качества воды в них.

Комплексная система мер в сфере недропользования будет направлена на последовательное воспроизводство (развитие) минерально-сырьевой базы Курганской области путем проведения геолого-разведочных работ за счет различных источников финансирования, эффективное и рациональное использование минерально-сырьевой базы, на охрану недр.

В области водного хозяйства:

Среди областей Уральского федерального округа Курганская область занимает последнее место по водообеспеченности, что обусловлено природными и экономическими факторами: широким площадным распространением подземных вод с высокой минерализацией (соленых вод), существенным превышением в них предельно допустимых концентраций по ряду элементов (железу, марганцу, бору, брому), спорадическим распространением линз пресных вод, их относительно небольшими размерами и нередко значительной удаленностью от потребителя. Все это усложняет решение проблемы питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, требует обеспечения системного подхода к разработке и реализации программы геологического изучения недр с целью поисков пресных вод.

В отношении подземных источников водоснабжения Курганская область относится к регионам, где качество питьевых подземных вод не соответствует государственным нормам. Исходя из этого необходимо уделять особое внимание охране и восстановлению водных объектов Курганской области.

Результаты мониторинга за состоянием дна, берегов, изменениями морфометрических особенностей, состоянием водоохранных зон водных объектов способствуют планированию мероприятий по охране водных объектов, в том числе по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов, по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Многолетние наблюдения показывают, что качество воды поверхностных водных объектов Курганской области остается неудовлетворительным. Значительное влияние на качество воды оказывают сбросы хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод. В 2012 году со сточными и ливневыми водами в водные объекты Курганской области поступило 46,44 тыс. тонн загрязняющих веществ.

Возрастающее хозяйственное использование рек и водосборных площадей, изъятие значительной части стока, отведение в реки загрязненных сточных вод приводит к загрязнению и заилению русел рек, уменьшению глубин в реках и невозможности безопасного пропуска повышенных расходов паводковых вод. В связи с уменьшением пропускной способности в период прохождения паводков, вода выходит из русел рек, что приводит к затоплению населенных пунктов, повреждению зданий и сооружений, разрушению инженерных коммуникаций. Большие половодья и паводки в Курганской области повторяются раз в 10 - 25 лет. В зону затопления паводками 1% обеспеченности попадают 260 населенных пунктов, 300 тыс. га пойменных земель в основном сельскохозяйственного назначения.


– Анатолий Сергеевич, как на сегодняшний день можно охарактеризовать экологическую обстановку в Курганской области?

– Экологическую ситуацию в нашем регионе можно назвать стабильной, относительно благоприятной по сравнению с другими регионами, по показателям объемов сбросов и выбросов загрязняющих веществ и образования отходов.

Среди субъектов Уральского федерального округа Курганская область отличается наименьшим объемом выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты.

Подробная информация об экологической ситуации в нашем регионе приводится в ежегодном докладе о состоянии и охране окружающей среды Курганской области, размещаемом на сайте департамента.

– Какие основные экологические проблемы сейчас наиболее остро стоят на территории нашей области?

– Большинство очистных сооружений канализации не обеспечивает очистку стоков в соответствии с современными нормативными требованиями, нуждается в реконструкции.

На территории области есть потребность в современных объектах обращения с твердыми коммунальными отходами.

– Правда ли, что соседние регионы отрицательно влияют на экологию Курганской области?

– Вода основных рек Курганской области, по данным наблюдений Курганского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, уже на входе в область загрязнена. Тобол течет к нам из Казахстана, Уй, Миасс и Теча – из Челябинской области, Исеть и Синара – из Свердловской области. Причем загрязняющие вещества могут иметь как природное происхождение (хлориды, железо, марганец), так и быть связанными с хозяйственной деятельностью (соли тяжелых металлов, поверхностно-активные вещества, фенол).

С учетом географического положения Курганской области (равнинная поверхность с уклоном на восток, преобладающий западный перенос воздушных масс) не следует исключать вклад крупных промышленных центров Урала и в загрязнение атмосферного воздуха на нашей территории.

– В Кургане и Курганской области возрождается промышленность, соответственно, это приведет к дополнительным выбросам. Не грозит ли это нарушением существующей экосистемы?

– Наблюдаемое в течение последних тридцати лет снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух связано, главным образом, не с сокращением объемов производства, а с переводом Курганской ТЭЦ, производственных и коммунальных котельных с угля на газовое топливо, с установкой систем пылегазоочистки.

Кроме того, вновь создаваемые производственные мощности изначально проектируются в соответствии с современными, более жесткими экологическими требованиями. Применяемые на них технологии отличаются повышенной экологической и энергетической эффективностью.

Поэтому мы не видим угрозу окружающей среде в связи с возрождением промышленности в Курганской области.

– Какие конкретно меры по снижению экологических рисков для здоровья населения предпринимаются в Курганской области?

Чтобы снизить загрязнение атмосферного воздуха транспортом, в Курганской области автотранспортные средства поэтапно переходят на использование более экологичного газомоторного топлива. Одновременно развиваются парк газомоторных автотранспортных средств, газозаправочная и сервисная инфраструктуры. В декабре 2019 года в городе Кургане доля автобусов, работающих на метане, от общего числа автобусов, перевозящих пассажиров на городских маршрутах, составила 88,1% (в декабре 2018 года – 80,3%), в городе Шадринске – 31,3%.

С 1 января 2020 года Курганская область перешла на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). С этого момента все этапы процесса обращения с ТКО координирует региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Именно он контролирует движение ТКО от места их накопления до поступления на объекты обработки (сортировки) и размещения. Это позволяет исключить образование несанкционированных свалок, и. как следствие, сократить негативное влияние отходов на окружающую среду и здоровье населения.

Сейчас прорабатывается вопрос о привлечении средств федерального бюджета и внебюджетных инвестиций для создания инфраструктурных объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Постоянное наблюдение за содержанием загрязняющих веществ в атмосферном воздухе осуществлялось на 5 постах г. Кургана. Проводились замеры загрязнения воздуха взвешенными веществами, диоксидом серы, оксидом углерода, оксидом азота, сажей, формальдегидом и бенз(а)пиреном (табл. 1). Среднегодовые концентрации других примесей находились значительно ниже уровня ПДК.

Среднегодовые концентрации вредных веществ в атмосферном

воздухе г. Кургана (в долях ПДК)

Наименование

веществ

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Максимальные из разовых концентраций в течение года превысили ПДК: по формальдегиду - в 7 раз, саже - в 3,1 раза, взвешенным веществам - в 2,0 раза, оксиду углерода - в 4,4 раза, диоксиду азота - в 3,5 раза. Среднегодовая концентрация бенз(а)пирена по г. Кургану составила 2,7 ПДК. Наиболее высокий уровень загрязнения атмосферы отмечается в северо - западной части города Кургана (пост № 3), где среднегодовые концентрации превысили норму по бенз(а)пирену в 3,9 раза; оксиду углерода - в 1,2 раза; формальдегиду - в 2,8 раза.

Уровень загрязнения атмосферы в г. Кургане характеризуется как высокий и определяется значениями СИ (стандартный индекс, наибольшая измеренная в городе максимальная разовая концентрация любого вещества, деленная на ПДК), равным 10,0 для бенз(а)пирена; НП (наибольшая повторяемость, процент превышения любым веществом в городе), равной 16,6% для формальдегида и 83% для бенз(а)пирена.

С целью предотвращения угрозы жизни и здоровью населения организованы система оповещения и государственный контроль за проведением юридическими лицами мероприятий по уменьшению выбросов и их эффективностью, включая химико-аналитический контроль в периоды неблагоприятных метеоусловий (НМУ).

Мероприятия по сокращению выбросов при НМУ в 2014 году проведены 15 предприятиями. Мероприятия по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, контроль за их исполнением и анализ эффективности проводились по 3 периодам НМУ общей продолжительностью 14 календарных дней (за аналогичный период 2013 года – 5 эпизодов общей продолжительностью 25 календарных дней). Информация о состоянии атмосферного воздуха в периоды НМУ регулярно размещается на официальном сайте Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.

Качество поверхностных вод

Гидрохимический мониторинг в 2014 г. проводился на 9 водных объектах в 13 пунктах, 15 створах, 15 вертикалях по 33 показателям. Обследовался бассейн реки Обь: реки Тобол, Исеть, Миасс, Теча, Уй, Синара (приложение 1); озера Иткуль, Большой Камаган, Бутырино.

Мониторинг трансграничных водных объектов на границе с Республикой Казахстан (Костанайская область) и Российской Федерации (Курганская область) проводился на 3 водных объектах: река Тобол, река Уй, река Убаган в 5 створах.

Наиболее распространёнными загрязняющими веществами в водных объектах Курганской области являются соединения меди, марганца, цинка, железа общего, легкоокисляемые и трудноокисляемые органические вещества (по показателям БПК5 и ХПК), ионы аммония и нитрит- ионы, сульфаты, фосфаты (по Р), магний, фториды, фенолы, нефтепродукты. Оценить степень загрязнённости воды одновременно по широкому перечню показателей качества воды, классифицировать воду по степени загрязнённости позволяет метод комплексной оценки с расчётом удельного комбинаторного индекса загрязнённости воды (далее УКИЗВ).

Вода реки Тобол в створе с. Звериноголовское обладает высокой комплексностью загрязненности 51,8%. Отмечено превышения ПДК по содержанию среднегодовых концентраций: сульфатов - 2,8 ПДК, ХПК - 1,7 ПДК, железа общего - 1,9 ПДК, меди - 2,2 ПДК, нефтепродуктов - 1,9 ПДК, марганца - 19,6 ПДК, фенолов - 1,5 ПДК.

В створе д. Арбинка, расположенном на реке Тобол в 1,5 км выше плотины Курганского водохранилища, также характерными загрязняющими веществами остаются: сульфаты - 1,5 ПДК, ХПК - 1,9 ПДК, нефтепродукты - 1,7 ПДК, медь - 3,5 ПДК, марганец - 22,2 ПДК, фенолы - 2,8 ПДК.

В створе п. Смолино (г. Курган) вода р. Тобол загрязнена сульфатами - 1,5 ПДК, трудноокисоляемыми органическими веществами (по ХПК) - 2,1 ПДК, нефтепродуктами - 1,4 ПДК, марганцем - 19,9 ПДК. Отмечена высокая комплексность загрязнёности - 42,7 %.

Наиболее загрязнённым является участок реки Тобол в створе
с. Костоусово, в 16 км ниже г. Кургана. Вода реки в данном створе обладает высокой комплексностью загрязненности - 54,2%. Характерными загрязняющими веществами являются: ХПК - 1,7 ПДК, медь - 2,9 ПДК, марганец - 23,8 ПДК, нефтепродукты - 1,6 ПДК, трудноокисляемые органические вещества (по ХПК) - 1,7 ПДК, цинк - 1,3 ПДК. По сравнению с качеством воды в створе с. Звериноголовское возрастает среднегодовое содержание меди в 1,3 раза с 2,2 ПДК до 2,9 ПДК, уменьшается среднегодовое содержание сульфатов с 2,4 ПДК до 1,4 ПДК, цинка с 1,4 ПДК до уровня ПДК, нефтепродуктов с 1,9 ПДК до 1,3 ПДК, трудноокисляемых органических веществ (по ХПК) с 1,7 ПДК до 1,1 ПДК, железа общего с 1,9 ПДК до 0,6 ПДК.

По результатам проведенных наблюдений за состоянием трансграничных водных объектов в бассейне реки Тобол существенных изменений качества воды на территориях Российской Федерации и Республики Казахстан в 2014 году в сравнении с 2013 годом не произошло.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- в реке Тобол от входного створа в черте с. Звериноголовское и ниже до створа в черте с. Белозерское в 2014 году наблюдается уменьшение среднегодовых концентраций сульфатов в 1,7 раза, нефтепродуктов и трудноокисляемых органических веществ (по ХПК) в 1,5 раза, железа общего в 3,2 раза, цинка в 1,4 раза;

- на протяжении участка реки Исеть в пределах Курганской области качество воды улучшается по содержанию среднегодовых концентраций азота нитритов в 2,4 раза, фосфора фосфатов в 1,5 раза, азота аммония и марганца в 1,4 раза, меди в 1,2 раза, цинка в 3,4 раза, ухудшается по содержанию трудноокисляемых органических веществ (по ХПК) в 1,4 раза и никеля - в 1,6 раза;

- качество воды во всех створах рек: Тобол, Исеть, Миасс, Уй, Убаган, Синара, Теча и озёрах: Бутырино, Большой Камаган, Иткуль характеризуется высокой комплексностью загрязнённости: от 34,0% (р. Синара устье) до 61,1% (оз. Бутырино);

- поверхностные воды области в основном относятся к 4 классу качества (разряды А, Б, В, Г) – 93,3 % пунктов наблюдений, к 5 классу – 6,7%, что объясняется природным происхождением и фоновым характером повышенного содержания в поверхностных водах железа, меди, цинка, марганца, антропогенным загрязнением по содержанию азотсодержащих и органических веществ, которые в основном и определяют величину УКИЗВ;

- уровень загрязнения рек и озёр металлами остается стабильным на протяжении нескольких лет. Повышение содержания марганца в воде носит сезонный характер и обусловлено высоким местным гидрохимическим фоном;

- на качество рек Курганской области оказывает влияние трансграничный перенос загрязняющих веществ из Челябинской, Свердловской областей и Республики Казахстан. В пограничных створах рек Тобол, Уй качество воды является неудовлетворительным. Антропогенное влияние, трансграничный перенос загрязняющих веществ наглядно отражаются изменением отдельных показателей комплексной оценки в створах наблюдаемых рек.

Площадь территории - 71,5 тыс. км 2 . Численность населения - 845,5 тыс. человек, из них сельское население составляет 322,7 тыс. человек (на 01.01.2018). Плотность населения - 11,8 чел./1 км 2 . Валовый региональный продукт - 193 895,1 млн руб. (по состоянию на 2016 г.).

Атмосферный воздух

Мониторинг состояния атмосферного воздуха проводился в 1 городе на 5 станциях наблюдения. В 2017 г. общий объем выбросов загрязняющих веществ (включая выбросы от ж/д транспорта) составил 116 тыс. т, что на 12% больше, чем в 2016 г. В последние годы наблюдается сокращение выбросов от стационарных источников на 20,7%, и значительное сокращение выбросов от автомобильного транспорта на 36,3%.

В структуре выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников прослеживается существенное сокращение выбросов всех веществ: твердых веществ - на 36%, СО - на 16,1%, диоксида серы и оксидов азота на 65,6% и 16,2% соответственно, также на 34,9% сократились выбросы ЛОС.

Выбросы, тыс. т 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Всего 55,2 47,2 41,1 54,7 43,4 51,7 41,7 43,8
твердые 11,4 9,6 9,6 9,5 8,8 8,6 7,2 7,3
СО 13,7 12,9 11,4 13,0 12,4 11,4 10,9 11,5
SO2 6,1 6,2 4,3 3,2 3,8 3,3 3,0 2,1
NOx 7,4 7,8 7,7 7,5 6,3 6,0 5,7 6,2
ЛОС 4,3 4,5 4,5 4,8 5,0 4,6 3,3 2,8

Водные ресурсы

Среднее многолетнее значение водных ресурсов составляет 3,5 км 3 /год, ресурсы речного стока в 2017 г. были на уровне 3,6 км 3 /год, отклонение от среднего многолетнего значения составило 2,9%. Забор пресной воды из всех источников в 2017 г. составил 66,36 млн м 3 .

Год Забор воды Использование пресной воды Оборотное и повторно-последовательное водоснабжение
из подземных источников из поверхностных источников
2010 15,98 52,44 62,29 353,48
2011 15,01 60,00 63,03 340,30
2012 14,95 66,42 63,90 347,77
2013 14,06 61,45 58,78 321,10
2014 13,56 58,82 52,93 303,69
2015 14,23 55,75 54,25 303,94
2016 13,62 51,30 49,40 277,42
2017 12,33 54,03 51,74 282,08

Общее использование свежей воды в 2017 г. составило 51,74 млн м 3 .

По левой оси - потребление воды (млн м 3 ); по правой оси - бытовое водопотребление на душу населения (м 3 /год на чел.).

Показатель водоотведения сократился с 2010 г. на 27,4%.

Биологическое разнообразие

Растительный и животный мир

Растительный мир насчитывает 1 266 видов, животный мир включает около 69 видов млекопитающих, 312 видов птиц, около 24 видов рыб, 9 видов амфибий и 7 видов рептилий. Из общего количества охраняемые виды составляют: растения - 15,5%, млекопитающие - около 23,2%; птицы - 15,4%; рыбы - 12,5%; амфибии и рептилии - 56,3%.

Наименование Кол-во,ед.
Млекопитающие 16
Птицы 48
Рыбы 3
Пресмыкающиеся 2
Земноводные 7
Беспозвоночные 76
Сосудистые растения 196
Прочие 8
Итого: 356
Из них: Вероятно исчезнувшие 7
Находящиеся под угрозой исчезновения 58
Сокращающиеся в численности 100
Редкие 173
Неопределенные по статусу 15
Восстанавливаемые и восстанавливающиеся 3

Лесные ресурсы

Земли лесного фонда в 2017 г. занимали 1 825,30 тыс. га (25,5% площади области), из них покрыты лесной растительностью - 1 530,50 тыс. га. Защитные леса на землях лесного фонда составляли 1 303,8 тыс. га. Лесистость по всем землям - 22,2%. Преобладают средневозрастные леса (124,02 млн м 3 ), по породному составу - мягколиственные (135,52 млн м 3 ).

Особо охраняемые природные территории

Площадь ООПТ регионального и местного значения в области составила 498,743 тыс. га.

Отходы

Количество образованных отходов выросло с 2010 г. более чем на 0,285 млн т или 58%. Отмечено снижение доли утилизированных отходов на 42,2% с 2010 г.

Год Показатель
образование утилизация хранение захоронение
2010 0,492 0,173 0,086 0,124
2011 0,526 0,206 0,110 0,083
2012 0,697 0,348 0,108 0,151
2013 0,708 0,471 0,055 0,136
2014 0,560 0,326 0,047 0,176
2015 0,752 0,188 0,384 0,155
2016 1,290 0,125 0,791 0,161
2017 0,777 0,100 0,531 0,173

Твердых коммунальных отходов в 2017 г. было вывезено на 39,4% больше, чем в 2010 г. Вывоз ТКО на предприятия по переработке отходов не осуществлялся.

Затраты на охрану окружающей среды

В 2017 г. из 147 385 тыс. руб. инвестиций на охрану окружающей среды 80% было направлено на охрану и рациональное использование водных ресурсов, 13,4% - на охрану атмосферного воздуха. Из 699 914 тыс. руб. текущих затрат на охрану окружающей среды 75,4% составили затраты на сбор и очистку сточных вод, 13% - на обращение с отходами, 9,5% - на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата.

Читайте также: