Режим закрытого административно территориального образования доклад

Обновлено: 02.07.2024

В юридической литературе сформулирован ряд определений того, что понимается под административно-правовым режимом. Так, Д.М. Овсянко характеризует его как особый правовой режим деятельности физических и юридических лиц в сфере исполнительной власти, который устанавливается федеральным законодательством и обусловлен обстоятельствами чрезвычайного характера или особенностями вида деятельности. На наш взгляд, он представляет собой особый порядок жизнедеятельности общества и государства, для которого характерно ограничение тех или иных прав, установление дополнительных ограничений и обязанностей по отношению к гражданам, организациям, государственным и муниципальным органам. Необходимыми признаками административно-правового режима являются:

1) законодательная основа;

2) обусловленность необходимостью предупреждения экстраординарных явлений общественного, природного или техногенного характера, либо сочетаний этих явлений, либо спецификой конкретных сфер общественного и государственного устройства;

3) временный характер (при этом период действия режима может быть очень длительным, например в случае обеспечения государственной тайны, однако тем не менее иметь определенные рамки);

4) определение перечня ограничений, характерных для данного режима;

5) территория действия (это может быть территория и РФ, и предприятия, и природного заповедника, и т.п.);

6) специальные органы, обеспечивающие соблюдение данного режима;

7) ответственность за нарушение режимных требований.

Возможность и необходимость существования административно-правовых режимов базируется на следующих конституционных положениях. Прежде всего, это ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающая, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Тем самым на уровне Конституции РФ сформулирован один из важнейших признаков административно-правовых режимов: ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях, прямо указанных Конституцией РФ.

Многие административно-правовые режимы обусловлены спецификой определенных сфер деятельности общества, например ограниченностью тех или иных ресурсов, необходимостью недопущения негативных последствий. Таких режимов подавляющее большинство, и каждый день мы находимся в сфере их действия. Таковы режимы, предусмотренные законами о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности, о безопасности дорожного движения, об особо охраняемых природных территориях, о памятниках истории и культуры. Особое место занимают такие режимы, как режим государственной тайны, режимы, связанные с обеспечением охраны Государственной границы РФ. В качестве иллюстрации приведем характеристику такого режима, как режим закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).

Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании (далее — Закон о ЗАТО) устанавливает правовой статус ЗАТО, регулирует особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и (или) работающих в нем.

Под закрытым административно-территориальным образованием понимаетсяимеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (далее — предприятия и (или) объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

В закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) муниципальные образования могут создаваться только в статусе городских округов. Такое требование законодательства обусловлено тем, что ЗАТО образуются по решению Президента Российской Федерации, режим управления и организации обеспечения жителей необходимыми публичными услугами регулируется специальным законом Российской Федерации об административно-территориальных образованиях. Территория и границы ЗАТО определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. Границы ЗАТО на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов РФ.

Поскольку в пределах ЗАТО, как правило, могут располагаться промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, то для таких территорий должен быть установлен особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, в том числе, специальные условия проживания граждан.

Порядок образования, организация и компетенция органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования зависят от режима секретности территории, на которой создано ЗАТО.

В настоящее время в Российской Федерации создано 43 закрытых административно-территориальных образования.

В связи с вышеназванными особенностями на органы местного самоуправления ЗАТО, как правило, возлагаются дополнительные полномочия.

Например, помимо полномочий органов местного самоуправления, направленных на решение вопросов местного значения, на органы местного самоуправления могут быть возложены обязанности по координации деятельности предприятий и (или) объектов, подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; по разработке схем оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях и (или) объектах либо при их угрозе.

Дополнительными полномочиями органов местного самоуправления ЗАТО могут являться:

участие совместно с руководителями предприятий и (или) объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, и органами федеральной службы безопасности в определении пропускного режима в закрытом административно-территориальном образовании, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;

по согласованию с органами федеральной службы безопасности право давать разрешение на въезд граждан в закрытое административно-территориальное образование и выезд из него, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;

осуществление контроля за санитарно-эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территории закрытого административно-территориального образования, за исключением режимных предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных и надзорных органов. При этом органы местного самоуправления обязаны информироваться о результатах таких проверок;

внесение предложений в соответствующие органы государственного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты населения закрытого административно-территориального образования от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность.

Особенностью исполнения управленческих функций органов местного самоуправления в ЗАТО является и то, что они могут выступать заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе, на основе долевого участия юридических лиц, расположенных на его территории.

Дополнительными полномочиями может быть наделен и руководитель муниципального образования ЗАТО. Например, в случае возникновения опасности для жизни и здоровья населения закрытого административно-территориального образования в результате аварии на предприятии и (или) объекте глава местной администрации совместно с руководителями предприятия и (или) объекта обязан осуществлять меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей, а при необходимости до начала работы соответствующих органов, образуемых Правительством Российской Федерации, принимать решение об эвакуации населения.

Законом могут быть установлены пределы нормотворчества органов местного самоуправления ЗАТО. Например, правовые акты органов местного самоуправления в отношении ЗАТО могут действовать ограничено, поскольку решение некоторых вопросов, связанных с обеспечением охраны государственной тайны в ЗАТО, возложено на соответствующие федеральные органы исполнительной власти.

В ЗАТО может быть установлен особый режим использования земель.

Решение об участии в приватизации имущества физических и юридических лиц может приниматься органами местного самоуправления ЗАТО по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятия и (или) объекты, по роду деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование.

Право на получение указанных льгот имеют организации, имеющие не менее 90% основных средств и осуществляющие не менее 70% своей деятельности на территориях соответствующих закрытых административно-территориальных образований (в том числе не менее 70% среднесписочной численности работников таких организаций должны составлять лица, постоянно проживающие на территории соответствующего ЗАТО, и не менее 70% фонда оплаты труда должно выплачиваться работникам, постоянно проживающим на территории соответствующего ЗАТО).

Дефицит бюджета ЗАТО может покрываться субсидиями, субвенциями и дотациями из средств федерального бюджета в особом порядке, определяемом Правительством России, поскольку статьи федерального бюджета, предусматривающие выделение указанных средств, являются защищенными статьями. Полученные в бюджет ЗАТО финансовые средства не подлежат перераспределению, даже если они получены дополнительно в ходе исполнения бюджета в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах.

Особенностью является и то, что в доходы бюджета ЗАТО должны зачисляться все налоги и другие поступления с его территории, а решение о перераспределении планируемого превышения доходов бюджета над его расходами принимается по представлению Правительства РФ при принятии федерального закона о федеральном бюджете на очередной год с учетом установленной для данного образования бюджетной обеспеченности населения.

Строительство предприятий и (или) объектов, а также их реконструкция с сохранением оборонной направленности производства влечет за собой обязательность отчисления части ассигнований органам местного самоуправления ЗАТО. А средства в размере не менее 10% от затрат на производственное строительство сверх предусмотренных в сводных сметных затратах должны перечисляться предприятиями и (или) объектами в распоряжение органов местного самоуправления ЗАТО на социально-экономическое развитие соответствующей территории. При этом при финансировании государственного оборонного заказа предприятия и (или) объекты, выполняющие государственный оборонный заказ, обязаны производить отчисления в бюджет ЗАТО для дополнительного финансирования программ в области экологии и здравоохранения в определенном размере от объема финансирования, включаемые в стоимость государственного оборонного заказа.

ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам:

установления административной подчиненности, границ указанного образования и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам;

определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении указанного образования;

обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности.

Решения по названным вопросам принимаются Правительством РФ. Федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в отношении ЗАТО с учетом особенностей, установленных Законом о ЗАТО. В соответствии со ст. 2 Закона о ЗАТО решения о создании, а также решение об упразднении ЗАТО принимаются Президентом РФ на основании предложений, вносимых Правительством РФ. Предложение об установлении административной подчиненности, об определении границ и об отводе земель создаваемого (упраздняемого) ЗАТО вносятся Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти ее субъектов, в ведении которых находятся соответствующие территории.

При принятии решения об упразднении ЗАТО с учетом предложений соответствующих органов государственной власти, местного самоуправления определяются этапность и сроки снятия особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, а также изменения административно-территориального деления, виды и размеры материальной и иной поддержки государством населения на период реорганизации ЗАТО.

Особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в ЗАТО включает (ст. 4 Закона о ЗАТО):

установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования;

ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией;

ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание;

ограничения на создание и деятельность на его территории организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций, организации с иностранными инвестициями.

Иные особенности, имеющие значение для безопасной работы и проживания граждан в ЗАТО, могут устанавливаться федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Проживание или работа граждан в условиях особого режима закрытого административно-территориального образования подлежат общей социальной компенсации. Общая социальная компенсация включает повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственном страховании и гарантии занятости. Меры общей социальной компенсации устанавливаются федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Если согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними соответствующим предприятием, объектом, министерством или ведомством, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство, органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения.

Граждане, переезжающие на другое место жительства, получают компенсацию за сданное ими в федеральную или муниципальную собственность жилье по сложившимся в данном регионе ценам за один квадратный метр жилой площади либо обеспечиваются жильем по установленным нормам на новом месте жительства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Обеспечение жильем граждан, переезжающих из закрытого административно-территориального образования, за счет средств федерального бюджета и бюджета административно-территориального образования осуществляется при условии сдачи органу местного самоуправления административно-территориального образования занимаемого ими муниципального жилья или добровольного отчуждения в пользу указанного органа местного самоуправления жилья, принадлежащего гражданам на праве собственности и расположенного в этом закрытом административно-территориальном образовании.

За работниками предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж. Высвобождаемым работникам предоставляются другие льготы и компенсации в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 20.19 КоАП РФ нарушение установленного законом особого режима в ЗАТО влечет административный штраф в размере от ста до одной тысячи рублей.

Объектом правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением защищенности интересов общества и государства. В целях достижения состояния защищенности, каких либо объектов на территории отдельных административно-территориальных образованиях может устанавливаться особый режим, состоящий в установлении ограничений для проживания, перемещения, осуществления отдельных видов деятельности на данной территории. Закрытым административно-территориальным образованием является имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Объективная сторона состоит в нарушении установленного законом особого режима в закрытом административно-территориальном образовании.

Субъектом правонарушения являются граждане.

С субъективной стороны правонарушение может быть как умышленным, так и неосторожным.

Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел. Дела об административных правонарушениях предусмотренных комментируемой статьей рассматриваются судьями, должностными лицами органов управления внутренних войск МВД России.

Список использованных источников и литературы

Конституция РФ 12 декабря 1993 г.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изменениями и дополнениями)

Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях (под общей редакцией Э.Г. Липатова и С.Е. Чаннова). — Система ГАРАНТ, 2007 г.

Закрытое административно-территориальное образование — это поселок или город с особыми условиями проживания, обслуживающий нужды особо опасных или важных предприятий (атомная и оборонная промышленность, промышленность, представляющая опасность техногенного характера).

У ЗАТО есть три важнейших признака:

Создаются в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на их территории особых объектов. К последним относятся: промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения; переработке радиоактивных других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов; военные и иные объекты, для которых установлен особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны.

Включают специальные условия проживания и деятельности граждан.

Имеют собственные органы местного самоуправления.

Административно-правовой режим — это установленная в законодательном порядке совокупность правил деятельности, действий или поведения граждан и юридических лиц, порядок реализации ими своих прав в определенных условиях обеспечения и поддержания суверенитета и обороны государства, интересов безопасности и охраны общественного порядка специально созданными для этих целей службами государственного управления.

Режим ЗАТО — это совокупность правовых, организационных и иных мер, устанавливаемых в целях обеспечения:

- государственной и общественной безопасности;

- защиты сведений, составляющих гостайну;

- пресечения противоправных действий в отношении охраняемых предприятий и объектов;

- безопасных условий для работы и проживания граждан;

- защиты окружающей среды.

Административно-правовой режим ЗАТО обладает следующими характерными чертами:

- в правоотношениях участвуют специальные режимные органы, применяющие для обеспечения режима ЗАТО особые меры;

- права и обязанности субъектов регулируются нормативно-правовыми актами, действующими в конкретном ЗАТО;

- деятельность всех субъектов детально регламентируется;

- правоотношения регулируются комплексными административно-правовыми мерами;

- важнейшей целью установления режима является обеспечение государственной безопасности.

Для осуществления контролируемого и санкционированного доступа граждан и проезда транспортных средств через запретную и контролируемую зоны оборудуются контрольно-пропускные пункты (КПП).

Режим запретной зоны устанавливается внутри территории ЗАТО — непосредственно вокруг организации или объекта — и служит для исключения доступа граждан на указанную территорию без производственной необходимости.

Режим контролируемой зоны устанавливается на всей территории ЗАТО (за исключением территории организации или объекта, где действует режим запретной зоны) для того, чтобы ограничить доступ граждан на упомянутую территорию.

Пропускной режим на территории ЗАТО включает:

- порядок входа и выхода граждан;

- порядок въезда и выезда транспортных средств;

- порядок ввоза и вывоза грузов, документов и материальных ценностей;

- перечень должностных лиц, правомочных на выдачу пропусков;

- контроль за обоснованностью выдачи пропусков, сроками их изъятия и погашения.

Граждане, которые нарушили требования пропускного режима, могут быть задержаны в порядке и на срок, установленные законодательством РФ. Въезд любого гражданина для постоянного проживания или временного пребывания на территории ЗАТО согласовывается органами местного самоуправления с уполномоченным государственным органом.

При необходимости ознакомления въезжающих граждан со сведениями, составляющими государственную тайну, или в случае их допуска на территорию объекта на указанных граждан в порядке, установленном Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне (утв. постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63), оформляется допуск к государственной тайне.

28 ноября 1996 г., 31 июля 1998 г., 2 апреля, 31 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 10 января 2006 г., 5 февраля, 26 июня, 18 октября, 1 декабря 2007 г., 25 ноября 2008 г., 27 декабря 2009 г., 7 февраля, 22 ноября 2011 г., 2 апреля, 14 октября, 29 декабря 2014 г., 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 30 октября 2017 г., 29 июня 2018 г., 24 февраля 2021 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 ноября 2011 г. N 333-ФЗ преамбула настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

Настоящий Закон определяет правовой режим закрытого административно-территориального образования, меры государственной поддержки граждан, проживающих и (или) работающих в закрытом административно-территориальном образовании, и особенности организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

14 июля 1992 года

Определен правовой статус закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) - территориальной единицы, в пределах которой расположены предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, требующие особого режима безопасного функционирования и охраны государственной тайны.

Такой режим предполагает установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах ЗАТО, ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на территории ЗАТО, ограничения на полеты летательных аппаратов над ЗАТО.

Закреплен порядок создания, упразднения ЗАТО и изменения его границ, определены особенности местного самоуправления в ЗАТО, формирования бюджета ЗАТО, землепользования в ЗАТО.

Кроме того, предусмотрены гарантии и компенсации гражданам, проживающим и работающим в ЗАТО: повышенный уровень бюджетного финансирования; обеспечение расселения граждан, которые более не могут проживать в ЗАТО из-за утраты производственной, служебной связи с предприятием; обязательное бесплатное государственное страхование на случай причинения ущерба жизни, здоровью и имуществу; гарантии при сокращении численности или штата работников, при реорганизации предприятий.

Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании"

Настоящий Закон вводится в действие по истечении 14 дней со дня его опубликования, за исключением статьи 5, которая вводится в действие с 1 января 1993 г.

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 20 августа 1992 г., N 33, ст. 1915

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 февраля 2021 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца третьего пункта 1, абзаца девятого подпункта "б" пункта 2 статьи 1 изменений, вступающих в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 454-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 42-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 ноября 2011 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2008 г. N 222-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., за исключением положений, для которых статьей 155 указанного Федерального закона установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 1 статьи 5 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 1 статьи 5 настоящего Закона приостановлено по 31 декабря 2002 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 1 статьи 5 настоящего Закона приостановлено по 31 декабря 2001 г.

Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 1 статьи 5 настоящего Закона приостановлено на 2000 год, за исключением ЗАТО, на территориях которых расположены федеральные ядерные центры

Федеральный закон от 2 апреля 1999 г. N 67-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 1996 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения, внесенные Федеральным законом от 24.02.2021 N 20-ФЗ, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.

Статья 1. Общие положения

1. Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в порядке, предусмотренном статьей 2 настоящего Закона, в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов (далее - организации и (или) объекты), для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 333-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа.

Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов.

(в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 333-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При установлении и (или) изменении границ закрытого административно-территориального образования и при его преобразовании требования законодательства Российской Федерации об учете мнения населения не применяются.

(в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 333-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Границы закрытого административно-территориального образования на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации.

Населенные пункты, расположенные в закрытом административно-территориальном образовании, входят в состав городского округа.

В случае установления вредного воздействия организаций и (или) объектов, расположенных в закрытом административно-территориальном образовании, на территории, прилегающие к границам закрытого административно-территориального образования, этим территориям в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, присваивается статус зоны воздействия.

(в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 333-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перечень зон воздействия, их границы, режим землепользования, экологические мероприятия определяются в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам:

установления административной подчиненности, границ указанного образования и земель, отводимых организациям и (или) объектам;

(в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 333-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанного образования;

медико-санитарного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан населения закрытых административно-территориальных образований, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий, обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований;

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

выдачи разрешений на строительство на земельных участках, занимаемых организациями и (или) объектами, указанными в пункте 1 настоящей статьи;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 454-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка, и обеспечения пожарной безопасности.

(в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 333-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Решения по указанным вопросам принимаются Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в отношении закрытого административно-территориального образования с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Законом.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.1996 N 144-ФЗ, от 22.11.2011 N 333-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Права граждан, проживающих или работающих в закрытом административно-территориальном образовании, не могут быть ограничены иначе как на основании законов Российской Федерации.

6. Со дня принятия в установленном порядке решения о ликвидации Федерального агентства по атомной энергии Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" передаются права и обязанности Федерального агентства по атомной энергии, предусмотренные настоящим Законом для федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Со дня принятия в установленном порядке решения о ликвидации Федерального космического агентства Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" передаются права и обязанности Федерального космического агентства, предусмотренные настоящим Законом для федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан и особенности деятельности юридических лиц.

Читайте также: