Режим повышенной готовности доклад

Обновлено: 08.07.2024

Режим повышенной готовности – вводится при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации.

Содержание

Введение. Повышенная готовность. Определение…………………………….3
Единая государственная система предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Мероприятия ГО и РСЧС ……….……………….…4
Мероприятия КЧС и ОПБ ………..………………………………………. ……8
Штатные аварийно-спасательные формирования . Мероприятия РЦМК,ТЦМК…………………………………………………………………….12
Действия органов управления по организации жизнедеятельности населения…………………………………………………………………………16
Мероприятия подразделений медицинской службы………………………. 18
Заключение………………………………………………………………….……25
Список литературы…………………………………………………………….26

Прикрепленные файлы: 1 файл

Царькова_война.docx

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Институт последипломного образования

Кафедра мобилизационной подготовки и экстремальной медицины

Царькова Ксения Валерьевна

Введение. Повышенная готовность. Определение…………………………….3

Единая государственная система предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Мероприятия ГО и РСЧС ……….……………….…4

Штатные аварийно-спасательные формирования . Мероприятия РЦМК,ТЦМК……………………………………………………… …………….12

Действия органов управления по организации жизнедеятельности населения……………………………………………………… …………………16

Мероприятия подразделений медицинской службы………………………. 18

Введение. Повышенная готовность. Определение.

Режим повышенной готовности – вводится при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации.

- формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможной ЧС, выработка предложений по ее нормализации;

- усиление дежурно- диспетчерских служб;

- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС природного и техногенного характера и их масштабов;

- принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивости функционирования промышленных объектов в ЧС;

- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район действий.

Управление осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления и (при необходимости) из вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных).

Единая государственная система предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Мероприятия ГО и РСЧС.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — РСЧС, предназначена для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, обеспечения в мирное время защиты населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций (в том числе частных), в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Задачи и руководство Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В своей деятельности Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций решает следующие основные задачи:

1. Разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

2. Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм.

3. Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

4. Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

5. Подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях.

6. Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

7. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

8. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

9. Ликвидация чрезвычайных ситуаций.

10. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций.

11. Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации.

12. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Важным условием успешного функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является непрерывное проведение всех мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Организационная структура органов Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сверху донизу строится применительно к существующей в стране:

• структуре государственных и местных органов власти;

• системе управления экономикой страны.

Основным принципом организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является территориально- производственный.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает три режима функционирования:

1. Режим повседневной деятельности. В это время осуществляется плановая деятельность объектов экономики, в том числе и в области гражданской обороны.

2. Режим повышенной готовности, который вводится при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации различного характера.

3. Чрезвычайный режим. Объявляется при непосредственном возникновении стихийных бедствий, аварий, катастроф для проведения мероприятий по ликвидации их последствий.

Правом объявления того или иного режима предоставлено начальникам гражданской обороны в пределах своей компетенции.

Общее руководство всей системой осуществляет Президент РФ – как глава исполнительной власти. Указом президента РФ № 305 от 18.12.91 г. для непосредственного руководства мероприятиями гражданской обороны был создан Государственный Комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, преобразованный в соответствии с Конституцией РФ (1993 г.) в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).

Начальником Гражданской обороны страны является Председатель правительства РФ. В соответствии с указом Президента РФ № 305 образовано 9 региональных центров по чрезвычайным ситуациям:

• Центральный – г. Москва;

• Северо-западный – г. Санкт-Петербург;

• Южный – г. Ростов-на-Дону;

• Поволжский – г. Самара;

• Уральский – г. Екатеринбург;

• Сибирский – г. Красноярск;

• Забайкальский – г. Чита;

• ГУ МЧС России по г. Москве.

• Северокавказский – г. Пятигорск

Действия сотрудников органа управления ГО и РСЧС

Организация проведения мероприятий гражданской обороны в республиках, входящих в состав России, областях (краях), городах и районах возлагается на глав администраций соответствующих территорий, которые являются начальниками гражданской обороны на своей территории.

Обязанности начальника отдела (сектора) по делам ГОЧС

Начальник органа управления по делам ГОЧС является основным организатором работы по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации последствий ЧС. Он подчиняется руководителю – председателю КЧС и ОПБ и является его заместителем, а также заместителем председателя КЧС и ОПБ, если его обязанности исполняет другое должностное лицо. Он имеет право от имени руководителя – председателя КЧС и ОПБ отдавать распоряжения (приказания) по вопросам ГО и ЧС. Ему подчиняется личный состав органа управления по делам ГОЧС.

Начальник органа управления по делам ГОЧС отвечает за разработку и своевременную корректировку плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и плана ГО, обеспечение готовности сил и средств объектового звена РСЧС, формирований к действиям по предназначению, организацию согласованной работы КЧС и ОПБ, отдела (сектора) по делам ГОЧС, спасательных служб, эвакуационной комиссии объекта по выполнению мероприятий в установленные сроки.

Он обязан в режиме повышенной готовности:

• с получением информации (распоряжения, сигнала) об угрозе или возникновении ЧС по указанию руководителя – председателя КЧС и ОПБ, а в его отсутствие – самостоятельно организовать приведение в готовность КЧС и ОПБ, органа управления по делам ГОЧС, спасательных служб, системы связи и оповещения;

• представлять руководителю – председателю КЧС и ОПБ проекты необходимых приказов и распоряжений;

• уточнять план взаимодействия с органами управления, силами постоянной готовности и спасательными службами;

• принять непосредственное участие в работе КЧС и ОПБ, органа управления по делам ГОЧС, начальников служб, уточнении состава оперативных групп, обобщать выводы специалистов о сложившейся обстановке на объекте и прилегающей к нему территории, вырабатывать предложения руководителю – председателю КЧС и ОПБ для принятия им решений;

• организовать подготовку защитных сооружений к укрытию персонала и подготовку СИЗ к выдаче;

• готовить данные о сложившейся обстановке на объекте и прилегающей к нему территории для доклада вышестоящим органам управления, информирования структурных подразделений объекта, взаимодействующих и соседей;

• уточнять маршруты и порядок эвакуации при возникновении ЧС, угрожающей жизни и здоровью персонала объекта;

• участвовать в мероприятиях по защите персонала объекта и повышения устойчивости его функционирования.

Мероприятия КЧС и ОПБ.

Для планирования и осуществления мероприятий по организации защиты населения и объектов экономики при главах администраций созданы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и образованы Комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности КЧС и ОПБ - оперативно-поисковое бюро

Председатель КЧС и ОПБ отвечает за организацию работы комиссии, постоянную готовность органов управления и сил к выполнению задач, осуществление контроля за реализацией мер по предупреждению ЧС, а в случае их возникновения – за снижение ущерба от них и ликвидацию их последствий.

Основные задачи КЧС органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации и органов местного самоуправления:

1.контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС. а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объекгов в условиях ЧС;

2.наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды и потенци­ально опасных объектов, прогнозирование ЧС;

3.обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, а также создание и поддержание в состоянии готовности пунктов управления;

Все постоянно говорят про режим повышенной готовности, но каково его реальное определение многие назвать не могут. Давайте разбираться вместе.

Итак, есть Федеральный закон №68 о защите населения от чрезвычайных ситуаций. Первая его редакция была в 1994 году, а последняя, как вы уже догадались, 2 апреля 2020 года. Это важно, так как мы позже остановимся на этих новых изменениях.

В этом законе прописано определение чрезвычайной ситуации (ЧС). Приведем его полностью, а затем прокомментируем.

Что же про этот режим сказано в данном Федеральном законе?

Еще раз: есть режим чрезвычайной ситуации, а уже в этом режиме есть дополнительный пункт о режиме повышенной готовности для государственной системы и органов. Не для простых граждан.

Почему же тогда нам запретили выходить на улицу

Вот тут мы вернемся к тем поправкам, которые были внесены в этот ФЗ 2 апреля 2020 года. Но для начала стоит указать, что раньше могли запретить простым гражданам при введении режима повышенной готовности.

  • Могли ограничивать доступ на территорию, где ввели этот режим. Допустим, была какая-то авария или наводнение и всю область закрывают, чтобы не было новых жертв. Однако сейчас режимы повышенной готовности ввели на территории всей страны, а города не закрыты (большей частью). Из Москвы, где больше всего зараженных, можно спокойно уехать в другой регион на своей машине и разносить заразу в другом месте. Так что этот пункт на федеральном уровне не принимался сейчас.
  • Можно было остановить деятельность организации в опасной зоне, если есть угроза для людей. Теоретически это было применено, так как запретили работу всего и вся, кроме церквей, хотя церковь – это тоже организация.

Это было раньше (поправки в ФЗ от 2012 года), а теперь 2 апреля новый премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которое вносит коррективы.

Теперь по новым поправкам, обычные граждане обязаны соблюдать все меры, которые вводит правительство. Также мы все теперь обязаны:

  • Соблюдать общественный порядок
  • Выполнять требования должностных лиц
  • Эвакуироваться тогда, когда будет дана команда (ее дали)
  • Использовать средства индивидуальной защиты (их не дали, но использовать надо – маски, перчатки, антисептики).
  • Предъявлять документы по первому требованию органов.

Запрещается:

  • Мешать работе должностных лиц
  • Нарушать ограниченную зону (если есть ограждение в виде красных лент)
  • Создавать угрозу для населения своими действиями.
  • Ну и на сладкое – распространять фейковую информацию о ситуации.

Таким образом, теперь в пункте о том, как должны функционировать органы и госсистема прописали еще и как должны вести себя граждане. Но зачем, если поведение граждан и так уже указано при введении ЧС? Ответ на поверхности: чтобы не вводить режим ЧС.

Действия государства при вводе режима чрезвычайной ситуации

Если на территории страны ввели режим ЧС, то согласно статье 24 этого же ФЗ государство обязано финансировать меры по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.

Коротко : при режиме ЧС государство обязано поддерживать своих граждан – физических, юридических лиц и малый и средний бизнес.

То есть, правительство экономит на том, что не вводит режим ЧС. При этом по средством введения новых поправок к ФЗ, теперь власти могут контролировать, запрещать и ограничивать какие-либо действия граждан. В том числе и на передвижение.

Аналитикам сложно подсчитать, сколько экономит государство на введении режима ЧС, но счет идет на триллионы. Однако столько же и теряют люди и бизнес.

Многие жалуются, что режим повышенной готовности не позволяет рассчитывать на социальную помощь, а введенные запреты нарушают конституционные права граждан. В интернете звучат призывы о введении режима ЧС на всей территории страны. Но улучшит ли это положение граждан и бизнеса?

А если бы у нас ввели режим ЧС?

В чем разница между режимом повышенной готовности и режимом чрезвычайной ситуации?

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, природного явления, катастрофы, стихийного бедствия или распространения заболевания, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде 1 .

Для защиты населения и окружающей среды от подобных последствий созданы органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС). Они могут функционировать: а) в режиме повседневной деятельности – при отсутствии угрозы возникновения ЧС; б) в режиме повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС; в) в режиме чрезвычайной ситуации – при возникновении ЧС.

То есть действующий сегодня на территории практически всех субъектов РФ режим повышенной готовности – это режим функционирования РСЧС, вводимый при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

Режим повышенной готовности и режим ЧС вводятся идентично: при федеральном или межрегиональном характере угрозы – Правительством РФ, при региональном или муниципальном – органами госвласти субъектов. Только режим повышенной готовности вводится для предотвращения чрезвычайной ситуации, а режим ЧС – для устранения ее последствий. Иными словами, неэффективность первого режима повлечет введение второго.

Какие ограничения могут вводиться при режиме повышенной готовности и режиме ЧС?

Во время обоих режимов мероприятия по защите населения и территорий проводятся исходя из принципа необходимой достаточности 2 . Например, может быть ограничен доступ людей и транспортных средств в зону ЧС и на территорию, где существует угроза возникновения ЧС; приостановлена деятельность организаций, если есть угроза безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан 3 .

Так, сегодня в большинстве регионов не работают объекты розничной торговли, физической культуры и спорта, рестораны и кафе, косметические салоны и т.д.; закрыты детсады, школы и вузы; работники преимущественно переведены на удаленную работу, учащиеся – на дистанционное обучение; действует режим самоизоляции – на улицу рекомендовано выходить только при острой необходимости; в некоторых регионах введен пропускной режим.

Правительство РФ и органы власти субъектов могут устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями дополнительные ограничения и правила поведения с учетом особенностей чрезвычайной ситуации или угрозы ее возникновения. Несложно предположить, что если эпидемиологическая ситуация будет ухудшаться, то может быть введен режим ЧС, и тогда станут применяться более суровые ограничительные меры.

В каком случае власти должны ввести режим ЧС?

Ответ на этот вопрос можно найти в Постановлении Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304, которое закрепляет признаки каждого из уровней режима ЧС 4 .

  • Локальный уровень: зона ЧС не выходит за пределы территории организации. Количество погибших и получивших ущерб здоровью – не более 10 человек. Размер материального ущерба – не более 240 тыс. руб. Например, разлив нефти на территории ООО при разгерметизации танков танкера из-за навигационной аварии. При этом нефть не попала на смежные участки.
  • Муниципальный уровень: зона ЧС не выходит за пределы муниципального образования. Количество погибших и получивших ущерб здоровью – не более 50 человек. Размер материального ущерба – не более 12 млн руб. Например, шквальный ветер в поселении или городе.
  • Региональный уровень: зона ЧС не выходит за пределы территории субъекта РФ. Количество погибших и получивших ущерб здоровью – свыше 50 человек, но не более 500. Размер материального ущерба – не более 1,2 млрд руб. Например, землетрясения в Республике Тыва 6 июня 2012 г.
  • Федеральный уровень: количество погибших и получивших ущерб здоровью – более 500 человек. Размер материального ущерба – свыше 1,2 млрд руб. Например, наводнение в Иркутской области в июле 2019 г.

Согласно статистике за 30 апреля, в России зафиксировано 106 498 случаев заражения коронавирусной инфекцией, погибло 1073 человека. Формально режим ЧС уже мог быть введен. Учитывая, что причиной возникновения сложившейся ситуации является распространение заболевания, можно предположить, что режим повышенной готовности Правительство РФ изменит на режим ЧС только после вынесения Главным государственным санитарным врачом РФ постановления о необходимости принятия мер по введению режима чрезвычайной ситуации.

На сегодня уже имеются примеры обжалования нормативных правовых актов, которыми введен режим повышенной готовности. По мнению заявителей, они не соответствуют требованиям законодательства РФ, нарушают конституционные права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Пока по этим основаниям ни один обжалуемый акт суды не отменили. Более того, например, Брянский областной суд признал введенные меры и ограничения законными и обоснованными 5 .

По смыслу Конституции РФ жизнь и здоровье человека являются высшим благом, без которого утрачивают свое значение другие блага и ценности. Потому их сохранение и укрепление играют первоочередную роль в жизни общества и государства.

В число прав и свобод человека ст. 27 Конституции включает право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Однако право гражданина на свободу передвижения не является абсолютным. Согласно ст. 55 Конституции оно может быть ограничено федеральным законом для защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц. Таким образом, возможность применения ограничительных мер предусмотрена Конституцией.

Режим ЧС позволил бы гражданам претендовать на дополнительную поддержку государства?

Граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах ЧС 6 .

Однако в большинстве случаев ущерб необходимо доказывать в судебном порядке. А это расходы, время и нервы. Кроме того, оказание единовременной материальной помощи при ЧС носит точечный характер, компенсация не выплачивается каждому.

Помимо прочего работодатели получат право расторгать с работниками трудовые договоры без каких-либо дополнительных выплат (п. 7 ст. 83 ТК РФ).

Так помог бы нам режим чрезвычайной ситуации? Для борьбы с коронавирусом власти ввели жесткие ограничения. При режиме ЧС запретов стало бы больше. А вот предусмотренные меры поддержки вряд ли бы реанимировали экономику и улучшили положение граждан. Полагаю, бизнесу скорее бы помогло ослабление ограничений, а возобновление работы предприятий приостановило бы увеличение количества безработных в стране.

5 Решение Брянского областного суда от 10 апреля 2020 г. по делу № 3а-722/2020.

Проверка пассажиров метрополитена Москвы Сергей Бобылев/ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ. 5 марта 2020 года мэр Москвы Сергей Собянин подписал указ о введении режима повышенной готовности на территории столицы из-за опасности распространения коронавирусной инфекции.

Режимы функционирования органов госуправления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) прописаны в законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Этот документ был подписан президентом РФ Борисом Ельциным 21 декабря 1994 года. Пункт 6 статьи 4.1 этого закона предусматривает три подобных режима:

- повседневный режим (при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации);

- режим повышенной готовности (если такая угроза существует);

- непосредственно режим чрезвычайной ситуации.

Согласно пункту 10 той же статьи, при режиме повышенной готовности власти могут:

- ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения ЧС;

- приостанавливать деятельность организаций, если существует угроза безопасности жизнедеятельности их работников и иных граждан;

- осуществлять иные меры, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

Также органы власти устанавливают порядок использования различных резервов на случай возникновения ЧС, в том числе транспортных средств и средств оповещения.

Режим повышенной готовности, как и режим ЧС, вводится и отменяется указами органов исполнительной власти субъектов Федерации или местными властями. В Москве режим ЧС и повышенной готовности в современной истории еще ни разу не вводился. Однако для других регионов это достаточно распространенная практика из-за паводков, весеннего пала травы, лесных пожаров и других стихийных бедствий.

Читайте также: