Религии в краснодарском крае доклад

Обновлено: 28.06.2024

1. Религии на Кубани работу выполнила Морозова З.Г.

Краснодарский край –
многонациональный. На
территории края живут
представители многих наций и
народностей, люди,
исповедующие различные
религии. Представителей
народов и различных религий
на Кубани много, но
большинство из них –
православные христиане.
Православными были и казаки,
заселившие Кубань в конце
XVIII в.

Духовной основой жизни черноморцев было православие.
Оно формировало нравственность народа, и играло большую
просветительскую роль. Казаки начинают распространять
православную религию и на новых территориях. Существуют
сведения о христианах, проповедовавших идеи Иисуса
Христа на территории нашего края задолго до заселения его
казаками. Перечисляя истоки распространения православия
на Кубани, подробнее останавливается на истории
православия у зикхов – народа, жившего на Кубани с VI в.

Но, в последствии, христианство
теряет свое лидирующее
положение в обществе. Учеными
называются разные причины
этому, но не последнюю роль в
данном явлении играет то, что на
смену христианства приходит
сюда ислам, распространенный в
среде местного населения
турками. Поэтому, одной из
главных задач черноморских
казаков, заселявших этот край, по
распространению православия,
являлось строительство храмов,
обителей и налаживание
деятельности духовенства.

В то время, когда формировалось Черноморское
войско, во время войны с Турцией, внимание
религии и духовенству уделялось
недостаточное, хотя, конечно, духовенство и
церковь у казаков существовали.
Единственной была походная парусиновая
церковь во имя Святой Троицы, подаренная
казакам князем Г.А. Потемкиным в 1773 г.
Так изображали свою походную церковь сами
казаки. Но, иеромонах Антоний, служивший в
церкви ранее, по причине болезни не смог
переселиться с казаками в Черноморию. Таким
образом, в момент переселения черноморцев на
Кубань, войско было без духовенства.

Тем временем, Войсковое правительство
задумало решить проблему с наличием
духовенства, выбирая священников из
своей же казачьей среды. Жители
куреней предлагали Войсковому
правительству назначить им
священников и начать строительство
церквей. Так же, жители
Константиновки, собрав 280 рублей для
возведения церкви, обратились к
Войсковому правительству построить у
них церковь.

Религии на Кубани, слайд №1
Религии на Кубани, слайд №2
Религии на Кубани, слайд №3
Религии на Кубани, слайд №4
Религии на Кубани, слайд №5
Религии на Кубани, слайд №6
Религии на Кубани, слайд №7
Религии на Кубани, слайд №8

 Религии на Кубани работу выполнила Морозова З.Г.

Слайд 1

 Краснодарский край – многонациональный. На территории края живут представители многих наций и народностей, люди, исповедующие различные религии. Представителей народов и различных религий на Кубани много, но большинство из них – православные христиане. Православными были и казаки, заселившие Кубань в конце XVIII в. Краснодарский край – многонациональный. На территории края живут представители многих наций и народностей, люди, исповедующие различные религии. Представителей народов и различных религий на Кубани много, но большинство из них – православные христиане. Православными были и казаки, заселившие Кубань в конце XVIII в.

Слайд 2

Краснодарский край – многонациональный. На территории края живут представители многих наций и народностей, люди, исповедующие различные религии. Представителей народов и различных религий на Кубани много, но большинство из них – православные христиане. Православными были и казаки, заселившие Кубань в конце XVIII в. Краснодарский край – многонациональный. На территории края живут представители многих наций и народностей, люди, исповедующие различные религии. Представителей народов и различных религий на Кубани много, но большинство из них – православные христиане. Православными были и казаки, заселившие Кубань в конце XVIII в.

 Духовной основой жизни черноморцев было православие. Оно формировало нравственность народа, и играло большую просветительскую роль. Казаки начинают распространять православную религию и на новых территориях. Существуют сведения о христианах, проповедовавших идеи Иисуса Христа на территории нашего края задолго до заселения его казаками. Перечисляя истоки распространения православия на Кубани, подробнее останавливается на истории православия у зикхов – народа, жившего на Кубани с VI в. Духовной основой жизни черноморцев было православие. Оно формировало нравственность народа, и играло большую просветительскую роль. Казаки начинают распространять православную религию и на новых территориях. Существуют сведения о христианах, проповедовавших идеи Иисуса Христа на территории нашего края задолго до заселения его казаками. Перечисляя истоки распространения православия на Кубани, подробнее останавливается на истории православия у зикхов – народа, жившего на Кубани с VI в.

Слайд 3

Духовной основой жизни черноморцев было православие. Оно формировало нравственность народа, и играло большую просветительскую роль. Казаки начинают распространять православную религию и на новых территориях. Существуют сведения о христианах, проповедовавших идеи Иисуса Христа на территории нашего края задолго до заселения его казаками. Перечисляя истоки распространения православия на Кубани, подробнее останавливается на истории православия у зикхов – народа, жившего на Кубани с VI в. Духовной основой жизни черноморцев было православие. Оно формировало нравственность народа, и играло большую просветительскую роль. Казаки начинают распространять православную религию и на новых территориях. Существуют сведения о христианах, проповедовавших идеи Иисуса Христа на территории нашего края задолго до заселения его казаками. Перечисляя истоки распространения православия на Кубани, подробнее останавливается на истории православия у зикхов – народа, жившего на Кубани с VI в.

 Но, в последствии, христианство теряет свое лидирующее положение в обществе. Учеными называются разные причины этому, но не последнюю роль в данном явлении играет то, что на смену христианства приходит сюда ислам, распространенный в среде местного населения турками. Поэтому, одной из главных задач черноморских казаков, заселявших этот край, по распространению православия, являлось строительство храмов, обителей и налаживание деятельности духовенства. Но, в последствии, христианство теряет свое лидирующее положение в обществе. Учеными называются разные причины этому, но не последнюю роль в данном явлении играет то, что на смену христианства приходит сюда ислам, распространенный в среде местного населения турками. Поэтому, одной из главных задач черноморских казаков, заселявших этот край, по распространению православия, являлось строительство храмов, обителей и налаживание деятельности духовенства.

Слайд 5

Но, в последствии, христианство теряет свое лидирующее положение в обществе. Учеными называются разные причины этому, но не последнюю роль в данном явлении играет то, что на смену христианства приходит сюда ислам, распространенный в среде местного населения турками. Поэтому, одной из главных задач черноморских казаков, заселявших этот край, по распространению православия, являлось строительство храмов, обителей и налаживание деятельности духовенства. Но, в последствии, христианство теряет свое лидирующее положение в обществе. Учеными называются разные причины этому, но не последнюю роль в данном явлении играет то, что на смену христианства приходит сюда ислам, распространенный в среде местного населения турками. Поэтому, одной из главных задач черноморских казаков, заселявших этот край, по распространению православия, являлось строительство храмов, обителей и налаживание деятельности духовенства.

 В то время, когда формировалось Черноморское войско, во время войны с Турцией, внимание религии и духовенству уделялось недостаточное, хотя, конечно, духовенство и церковь у казаков существовали. В то время, когда формировалось Черноморское войско, во время войны с Турцией, внимание религии и духовенству уделялось недостаточное, хотя, конечно, духовенство и церковь у казаков существовали. Единственной была походная парусиновая церковь во имя Святой Троицы, подаренная казакам князем Г.А. Потемкиным в 1773 г. Так изображали свою походную церковь сами казаки. Но, иеромонах Антоний, служивший в церкви ранее, по причине болезни не смог переселиться с казаками в Черноморию. Таким образом, в момент переселения черноморцев на Кубань, войско было без духовенства.

Слайд 6

В то время, когда формировалось Черноморское войско, во время войны с Турцией, внимание религии и духовенству уделялось недостаточное, хотя, конечно, духовенство и церковь у казаков существовали. В то время, когда формировалось Черноморское войско, во время войны с Турцией, внимание религии и духовенству уделялось недостаточное, хотя, конечно, духовенство и церковь у казаков существовали. Единственной была походная парусиновая церковь во имя Святой Троицы, подаренная казакам князем Г.А. Потемкиным в 1773 г. Так изображали свою походную церковь сами казаки. Но, иеромонах Антоний, служивший в церкви ранее, по причине болезни не смог переселиться с казаками в Черноморию. Таким образом, в момент переселения черноморцев на Кубань, войско было без духовенства.

 Тем временем, Войсковое правительство задумало решить проблему с наличием духовенства, выбирая священников из своей же казачьей среды. Жители куреней предлагали Войсковому правительству назначить им священников и начать строительство церквей. Так же, жители Константиновки, собрав 280 рублей для возведения церкви, обратились к Войсковому правительству построить у них церковь. Тем временем, Войсковое правительство задумало решить проблему с наличием духовенства, выбирая священников из своей же казачьей среды. Жители куреней предлагали Войсковому правительству назначить им священников и начать строительство церквей. Так же, жители Константиновки, собрав 280 рублей для возведения церкви, обратились к Войсковому правительству построить у них церковь.

Слайд 7

Тем временем, Войсковое правительство задумало решить проблему с наличием духовенства, выбирая священников из своей же казачьей среды. Жители куреней предлагали Войсковому правительству назначить им священников и начать строительство церквей. Так же, жители Константиновки, собрав 280 рублей для возведения церкви, обратились к Войсковому правительству построить у них церковь. Тем временем, Войсковое правительство задумало решить проблему с наличием духовенства, выбирая священников из своей же казачьей среды. Жители куреней предлагали Войсковому правительству назначить им священников и начать строительство церквей. Так же, жители Константиновки, собрав 280 рублей для возведения церкви, обратились к Войсковому правительству построить у них церковь.

Предлагаю, в качестве справочной информации, краткий обзор религиозного состава населения Кубани. Следует, однако, помнить, что официально исповедуемая традиционная религия чаще всего имеет мало общего с реальными традициями и обычаями небольших этносов. Все внешние проявления религиозности (одежда, кухня, обряды) исходят из т.н. народных верований, или язычества. В официальных же религиях рулит идеология, не привязанная к какой-либо внешности.
Но тем не менее, народы Кубани составляют пестрое этническое покрывало, и это придает красоту нашему совместному существованию! Итак, основные этнические группы и формы их отношений с Богом:

Армяне (христиане) .
У нас проживает самая многочисленная их группа. Упоминания об их появлении на территории края встречаются еще с 1-го века, но основная часть проживает здесь со времен средневековья. Относятся к т.н Армянской григорианской церкви, считающейся еретической, т.к. откололась от традиционного Православия в 4 веке вследствии серьезных догматических разногласий. На сегодняшний день, фактически, армяне ничего не ведают о своей еретичности, посещают и армянскую, и русскую церковь, по настроению. В Краснодаре проживают и армяне-католики, именно их инициативе принадлежит построенная недавно католическая церковь Св. Либория за Краевой больницей.

Ассирийцы (христиане).
Считают себя гражданами давно несуществующего государства, 25 веков назад располагавшегося к северу от Вавилона. Нынешние ассирийцы очень гордятся тем, что являются носителями древнего арамейского диалекта, на котором проповедовал сам Христос. Традиции христианства ассирийцы хранили очень бережно, но тем не менее они так же откололись от традиционного православия в 1 веке из-за ереси Нестория, и сегодня принадлежат к несторианской церкви, как и армянская, не являющейся православной.

Цыгане (христиане)
Обитают на нашей территории с 19-го века. являясь выходцами из Индии, исповедуют причудливую восточную философию, истекающую из индийского язычества. Но российские цыгане официально являются православными христианами, отмечают основные христианские праздники (правда, на свой лад). Причем традиции настолько сильны, что даже советская атеистическая пропаганда нисколько не повлияла на цыганское общество. Как традиционное воровство и попрошайничество сопоставляются у цыган с христианскими ценностями - разговор особый).

Адыги (мусульмане)
Обитатели данного форума лучше меня знают историю этого разнообразного народа. Отметим лишь то, что "мусульманами" они являются с недавнего времени, со времен турецкого владычества. До того они были православными, и католиками - как власть менялась. На деле же адыги не особо религиозны, в обычаях иногда соблюдают какое-то древнее горское язычество.

Евреи - иудеи, народ полностью "библейский". Иудаизм как религия оформился почти одновременно с христианством, поэтому имеет собственные традиции, не смешанные с язычеством (дохристианская религия евреев не является иудаизмом в современном смысле этого слова, и в настоящее время не сохранилась.) В Краснодаре имеется довольно крепкая еврейская община, синангога, образовательный национальный центр и некоторые благотворительные организации.

Грузины (христиане)
Имеют древнюю историю, связанную с христианством, православные.

Греки
Носители традиционного православия, язычество в жизни этого народа было искоренено очень давно и, пожалуй, не оставило следов.

Кроме этих, давно проживающих у нас народов, существуют еще малочисленные общины "понаехавших": немцы, англичане, вьетнамцы, китайцы и т.п. Скажем и о них немного:
Немцы - христиане(лютеране) - течение, возникшее в Западной Европе вследствие раскола в протестанстве. Проще говоря, лютеране далеки даже от католиков, не говоря уже о православии.
Англичане - тоже отколовшиеся от католичества в средние века, составляют т.н. Англиканскую церковь. До революции у немцев и англичан были свои молельные дома, сейчас же, видимо, общины их настолько малочисленны и атеистичны, что вопрос об этом даже не стоит. (К счастью Союза Художников, который занимает роскошное здание лютеранской кирхи в Краснодаре).


Вьетнамцы, китайцы и т.п. - принято считать буддистами. Хотя буддизм в строгом смысле религией не называется, ибо в нём отсутствует понятие Бога. (Будда - не бог, если кто не знал). Это больше философия, украшенная языческими обычаями восточных народов.
Материал будет дополняться разными интересными фактами из жизни наших народов, особенно если участники форума припомнят что-нибудь из обычаев своих бабушек и дедушек.

Материального в Краснодаре предостаточно – наш город занимает первое место в России по количеству торговых площадей на каждого человека. А что с духовным? В Краснодаре насчитывается около сотни религиозных организаций и примерно столько же храмов.

Другие города. Краснодар. Узнать. Город

Огромная доля духовных учреждений относится к Русской православной церкви. Главным храмом Екатеринодарской и Кубанской епархии выступает Свято-Екатерининский кафедральный Собор, тот, что расположен на пересечении улиц Мира и Коммунаров. В прошлом году собор отметил свой 100-летний юбилей. Другие значимые православные храмы города — Собор Александра Невского, который находится в самом начале улицы Красной, Храм Рождества Христова на ЮМР, Свято-Георгиевский храм на Северной, Троицкий собор на Фрунзе.

Согласно последней переписи населения, в Краснодаре проживает 655 тысяч русских. Большинство из них исповедуют христианскую веру, будь то православие, католичество или протестантизм, католицизм. Следующая крупная этническая группа краснодарцев — армяне (27 тысяч), за ними следуют украинцы (10 тысяч) и адыгейцы (6,5 тысяч). Остальные народы более малочисленные.

Вера большинства армян также христианская, но имеет свои особенности. Армянская апостольская церковь — одна из древнейших христианских церквей, которая в догматике и обряде отличается как от византийского православия, так и от римского католицизма. Верующие также отмечают значимые православные праздники — Пасху, Крещение, Рождество и пр. Из особенностей обряда можно выделить матах — жертвоприношение животного, которое может быть заменено на хлеб, деньги и прочие блага. Смысл обряда состоит в том, что верующий жертвует пищу неимущим. Это жертва милости, а не кровное жертвоприношение, подобное ветхозаветному или языческому.

В Краснодаре находится центр епархии Юга России Армянской Апостольской церкви. Всего храмов два — на улице Тургенева в Фестивальном микрорайоне и на улице Евдокии Бершанской. Здесь же, на улице Тургенева, находится резиденция главы епархии. Рядом ведется строительство собора Святой Марии Богородицы, который станет Престольным храмом Епархии Юга России Армянской Апостольской Церкви.

Историческая справка:

Первая епархия армянской церкви в России образовалась в 1717 году. Центр ее находился в Астрахани. В состав Астраханской епархии входили все армянские церкви на территории Российской империи. После Октябрьской революции новым епархиальным центром стал Армавир. После 1991 года на территории бывшего СССР образовалось несколько епархий, в том числе южная с центром в Краснодаре.

Еще одна национальная церковь в Краснодаре — Святая Апостольская Соборная Ассирийская Церковь Востока, которая расположена на улице Уральской. По своей вере ассирийцы ближе к православным.Остальные ветви христианской религии, представленные в Краснодаре, не имеют ярко выраженного национального аспекта.

Другая мощная ветвь христианства — католичество — тоже представлена в нашем городе. Римско-католический приход Розария Пресвятой Девы Марии и Святой Варвары (Церковь святого Либория) находится на восточной окраине города. В настоящее время большинство прихожан церкви составляют армянокатолики. В храме есть музыкальный инструмент — орган. Значимые католические праздники примерно такие же, как и в православии, разница заключается в дате празднования. Например, Рождество Христово отмечается 25 декабря, тогда как в Православной церкви — 7 января. Почитание святых — одна из важнейших сторон католического вероучения, поэтому много праздников связано с их именами.

Историческая справка:

Известно, что уже в 1860-х годах в казачьих войсках Екатеринодара служили военные католического вероисповедания. С 1863 года на Кубани действовало Екатеринодарское католическое военное капелланство с временной часовней. Первая католическая церковь появилась в 1893 году на улице Советской, 30. Сейчас здесь находится двухэтажный жилой дом — в 1938 году здание церкви было разделено и перестроено в то, что можно увидеть сегодня. Возрождение католической общины в Краснодаре началось в 1992 году. Здание нового храма было освещено в 1999 году, находится оно в микрорайоне Восточно-Кругликовском.

Несмотря на то, что по соседству с Краснодаром находится мусульманская республика и несколько тысяч адыгейцев живут в столице Краснодарского края, в нашем городе нет ни одной мечети. Однако мусульманские праздники широко отмечаются — это в основном Курбан Байрам и Ураза Байрам. В эти дни православные русские с пылом поздравляют своих друзей и знакомых-адыгейцев, а сами мусульмане отмечают их в кругу семьи. Многие даже специально берут выходной в этот день. Заинтересованность праздниками людей другой веры наблюдается и у мусульман. Они с удовольствием участвуют в народных гуляньях на Пасху, Рождество Христово и во время Масленичной недели.

Зато у еврейской общины в Краснодаре есть свое представительство — обычный дом по ул. Кузнечная, 27. Тем не менее, обычный он только снаружи, внутри присутствуют все атрибуты, присущие иудаизму.

Буддизм также существует в Краснодаре, но не имеет собственного храма. Организация буддистов Школы Карма Кагью существует с 1994 г. Ежедневно в доме по ул. Калинина 356 проходят лекции и медитации.

Постепенно у краснодарцев усиливается интерес к религии: крестные ходы на значимые православные праздники становятся все более многочисленными, Рождество Христово отмечает все больше семей, тогда как 10-15 лет назад для многих этот день был просто еще одним выходным. Отчасти свою роль играет введение религиозного предмета в школе. Тем не менее, нет никакой ярко выраженной розни на религиозной почве, как это периодически бывает в других субъектах РФ. Многие жители, вне зависимости от вероисповедания, отмечают мусульманский Курбан Байрам, православное Рождество и католический День святого Валентина.


Религиозные организации Краснодарского края

Наименование религиозной организации

Кол-во (в шт.)

1

Русская православная церковь

2

Христиане веры евангельской

3

4

Христиане веры евангельской-пятидесятники

5

Адвентисты седьмого дня

6

7

Армянская апостольская церковь

8

9

10

11

12

13

Сознание Кришны (вайшнавы)

14

15

Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны)

16

Церковь Божьей матери "Державная"

17

18

Русская православная церковь за границей

19

20

21

Церковь полного Евангелия

22

23

24

25

26

Всего

831

Краткая характеристика религиозной ситуации в регионе

Православие

Неправославное христианство

Протестантизм, не ассоциируемый с евангеликализмом, составляет 5,29% (всего 44 шт.) от общего количества религиозных организаций в регионе. К нему относятся: адвентисты седьмого дня (4,33%), четыре религиозных организации лютеран (0,48%), две общины методистов и по одной религиозной организации Новоапостольской церкви и пресвитериан.

В свою очередь, доля Римско-католической церкви составляет лишь 0,72% (всего 6 религиозных организаций).

В отдельную категорию – Древние церкви Востока и Древневосточные церкви – следует вынести две христианские традиции, чье формирование исходно пошло по особому пути: Армянская апостольская церковь, имеющая девятнадцать религиозных организаций на территории Краснодарского края, и представленная двумя приходами Ассирийская церковь Востока. Вместе они составляют 2,53% от общего количества религиозных объединений в регионе, что видится достаточно интересным для более глубокого изучения в этно-конфессиональном ключе в дальнейшем, т.к. армяне и ассирийцы вместе составляют примерно 5,46% от общего населения Краснодарского края (в основном за счёт первых, которые являются второй по численности национальностью в регионе)[vi]. С другой стороны, учитывая тот факт, что почти 2% населения Кубани не указало при переписи никакой национальной принадлежности, любой примерный расчет численности приверженцев какой-либо религиозной традиции на основании этно-конфессионального признака становится чрезвычайно сложной задачей.[vii]

Иные авраамические религиозные традиции

Две оставшиеся авраамические религиозные традиции, иудаизм и ислам, по отношению к общему количеству религиозных организаций в Краснодарском крае составляют 0,96% (8 шт.) и 0,72% (6 шт.) соответственно. Столь невысокое число мусульманский организаций в регионе, несмотря на его близость к Кавказу, может быть объяснено тем, что, наиболее активная религиозная жизнь представителей ислама Краснодарского края протекает на территории находящейся внутри него Республики Адыгея, где располагается кубанский муфтият – Духовное управление мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края.

Религии Востока

Новые религиозные движения

[ii] Подробнее см.: Россия в цифрах. 2018: Крат. стат. сб. / Росстат. — M., 2018. С. 166-168.

Читайте также: