Реклама алкогольной продукции доклад

Обновлено: 02.07.2024

По понятным причинам, алкоголь – не самый простой для маркетинговой компании продукт. Его можно продавать не всем, не всегда и не везде. Законы, касающиеся реализации и рекламы алкогольной продукции, варьируются в разных странах и эпохах. Не доказано, что реклама как таковая повышает потребление алкоголя, зато позволяет повысить узнаваемость конкретного бренда и лояльность покупателей к нему.

Законы, ограничивающие рекламу алкоголя, были созданы Европейским Союзом в 1989 году:

  • Реклама не должна быть ориентирована на несовершеннолетних, или показывать несовершеннолетних, употребляющих алкоголь
  • Реклама не должна связывать потребление алкоголя с повышенной физической работоспособностью или улучшением навыков вождения
  • Реклама не должна создавать впечатление, что употребление алкоголя способствует социальному или сексуальному успеху
  • Реклама не должна представлять алкоголь как терапевтическое или стимулирующее средство, а также как средство для решения личных конфликтов
  • Реклама не должна поощрять чрезмерное потребление алкоголя, а также выставлять умеренное потребление/воздержание в негативном свете
  • Реклама не должна представлять высокое содержание алкоголя как положительное качество напитка

Интернет, пожалуй, сложнее всего регулировать в сфере рекламы алкоголя. Единственное, что предлагают сайты – это указание даты рождения, которую не нужно никак доказывать.

Официальный сайт Bacardi требует ввести дату рождения

Реклама алкоголя в России

С запретами разобрались, теперь посмотрим на то, как их обходят.

Не рыбка к пиву, а пиво к рыбке, смекаешь?

ФАС преследует нарушителя

Реклама алкоголя в социальных сетях

Реклама, в которой предлагается или упоминается алкоголь, должна соответствовать требованиям Facebook относительно целевой аудитории и действующему местному законодательству. Обратите внимание, что реклама, в которой предлагается или упоминается алкоголь, запрещена в некоторых странах, включая следующие: Афганистан, Бруней, Бангладеш, Египет, Гамбия, Кувейт, Ливия, Норвегия, Пакистан, Россия, Саудовская Аравия, Турция, Объединенные Арабские Эмираты и Йемен.

На площадке ВКонтакте запрещается рекламировать:
3.5. Любую алкогольную (в т. ч. пиво) и табачную продукцию, курительные принадлежности (в т. ч. электронные сигареты), а также приложения и сообщества ВКонтакте, рекламирующие такую продукцию.

Публиковать рекламные объявления запрещено, а вот вести группы можно:

Главное – поставить 18+

В сообществах, по сути, можно заниматься стандартным СММ: акции, розыгрыши, интересные факты, смешнявки. Так что ограничения вроде и есть, а вроде и обходить их особо не надо.

–Есть реклама алкоголя? –Есть кое-что получше…

Алкоголь и контент-маркетинг

Алкоголь – весьма подходящий для КМ продукт.

Можно постить рецепты коктейлей с использованием алкоголя продвигаемого бренда:

А можно вести блог о тусовках, продукции и, опять же, коктейлях:

Блог бренда водки Absolut

Рецепты на сайте Budweiser

Алкоголь и классическая реклама

Евангелисты алкобрендов тоже рекламируют продукцию – не только пустыми бутылками на улице, но и реальными действиями. Например, трогательный ролик для Johnnie Walker, снятый любителями, и ставший вирусным:

Bacardi

–Смотри, Шумахер в списке! Я припаркую его тачку.
–Нет, я!
–Когда я еду в бар, моя машина остается дома

William Lawson's

Впрочем, бренд до сих подчеркивает свою брутальность, бородатость и шотландскость:

Скотч в рамки не загонишь

Martini

Martini сформировал образ легкого и шикарного напитка для утонченных вечеринок:

Игривая реклама с юной Шарлиз Терон

Джордж Клуни в образе актера золотого века Голливуда

Ролик с Моникой Белуччи при участии легендарных Дольче и Габбана

Лакшери-тема в современных роликах поутихла, но совсем не исчезла

Budweiser

А вот ролик о жеребенке, который хотел поскорее стать конем Budweiser и возить фирменную повозку:

Или ролик о лошади, узнавшей хозяина спустя три года:

Дисклеймер: ролики очень трогательные, прямо-таки слезоточивые, так что готовьте платок ☺

Ром-то за что?!


8 МИН

Как рекламировать алкоголь

Реклама алкоголя в России не запрещена, но легальных способов продвижения мало. Для кого сделаны особые поправки в законе, а кому грозит полумиллионный штраф за его нарушение, разбираемся в статье.


Что считается рекламой

Не являются рекламой:

Где запрещена реклама алкоголя

Правила диктует 21-я статья закона. В ней есть общие требования к рекламе любой алкогольной продукции, а также специальные условия.

Пиво и напитки на основе пива

Содержание этилового спирта 0,5 % и более от объёма готовой продукции

Можно

  • В местах розничной продажи, но только на территории соответствующего торгового отдела.
  • На телевидении и радио во время чемпионатов и других спортивных соревнований, кроме детских. Но рекламой должны служить только средства индивидуализации: баннеры и растяжки с названием компании.
  • В закрытых группах (сигарные клубы, клубы любителей коньяка и др.), в соцсетях и на официальных страницах компаний в интернете.

Вино и шампанское

Произведенные в России из выращенного на территории нашей страны винограда (содержание этилового спирта 0,5 % и более от объёма готовой продукции)

Можно

  • В местах розничной продажи, но только на территории соответствующего торгового отдела.
  • В печатных газетах и журналах — везде, кроме обложки журнала, первой и последней полосы газеты.
  • На продуктовых выставках, а также на выставках, посвящённых ресторанному бизнесу и другому общепиту.
  • На продуктовых выставках, а также на выставках, посвящённых ресторанному бизнесу и другому общепиту.
  • На телевидении и радио с 23:00 до 07:00 везде, кроме прямого эфира и записи детско-юношеских спортивных соревнований.
  • В закрытых группах (сигарные клубы, клубы любителей коньяка и др.) в соцсетях и на официальных страницах компаний.

Алкоголь с содержанием этилового спирта 5 % и более

А также вино и шампанское произведенные не в России

Можно

  • В местах розничной продажи, но только на территории соответствующего торгового отдела.
  • В закрытых группах (сигарные клубы, клубы любителей коньяка и др.), в соцсетях и на официальных страницах компаний.

Нельзя

  • В печатных изданиях, в теле- и радиопрограммах.
  • В кинотеатрах.
  • В общественном транспорте.
  • На конструкциях для наружной рекламы — щитах и баннерах.
  • В детских, образовательных, медицинских, военных организациях, культурно-развлекательных местах и на расстоянии ближе 100 метров от них.
  • В интернете.

Если официальная страница компании-производителя алкогольной продукции не является рекламой, то баннеры и всплывающие окна на ней могут быть признаны промоматериалами.

Серая зона: реклама в СМС, мессенджерах и интернете

Очевидно, что крепкий алкоголь полностью под запретом: как в СМС, так и в мессенджерах. Об этом не раз предупреждала Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая следит за нарушениями закона о рекламе. Например, торговую сеть, клиенты которой получали предложения о скидках на алкоголь и в СМС, и в мессенджере Viber . На страницах блогеров в интернете также нельзя рекламировать алкоголь: практика показывает , что даже появление крепкого напитка в кадре является нарушением.

Как должна выглядеть реклама алкоголя

В любой рекламе алкоголя должно быть предупреждение о вреде для здоровья. Ему следует отвести минимум 10 % рекламной площади (либо не менее 10% времени трансляции рекламного ролика) . Дегустации разрешены только в магазинах, супермаркетах, гипермаркетах, торговых центрах, а промоутерами могут стать только совершеннолетние.

Запрещены:

  • Указания на связь алкоголя с успехом, общественным, профессиональным или спортивным признанием. Нельзя утверждать или намекать, что ваша продукция имеет важное значение для каких-либо достижений, улучшает настроение или физическое состояние.
  • Осуждение трезвого образа жизни.
  • Утверждение, что алкоголь безвреден или полезен для здоровья. В том числе нельзя говорить о биологически активных добавках и витаминах в напитках.
  • Упоминание о том, что алкоголь утоляет жажду.
  • Обращение к несовершеннолетним.
  • Образы людей и животных, в том числе рисованных.

Штраф за нарушение законодательства — как в плане размещения рекламы, так и в плане её содержания — для индивидуальных предпринимателей от 4 000 до 20 000 рублей, для компаний — от 100 000 до 500 000 рублей.

Как законно рекламировать алкоголь

Короче

-

Определитесь, какой алкоголь будете рекламировать: если крепкий, придётся ограничиться отделом продаж, для пива и вина предусмотрены исключения.

-

Проверьте, соблюдаете ли вы общие требования к рекламе и закон о рекламе алкоголя .

-

Убедитесь, что в рекламе есть упоминание о вреде алкоголя, и оно занимает 10 % макета или хронометража ролика.

ОСОБЕННОСТИ РЕКЛАМЫ АЛКОГОЛЯ

В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.1995 №171-ФЗ алкогольная продукция представляет собой пищевую продукцию, произведенную с использованием этилового спирта (этанола), произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции.

      Разновидности алкогольной продукции
    • этиловый питьевой спирт - очищенный неоднократной перегонкой этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья, разведенный умягченной водой до 95% готовой продукции;
    • спиртные напитки - алкогольная продукция, которая производится с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и не относится к вину или пиву (коктейли, настойки);
    • вино - алкогольная продукция, произведенная из виноматериалов, с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, не более 22% объема готовой продукции.

    Алкогольные напитки имеют наркотический эффект, вызывают эйфорию, иллюзии, притупляют физические болевые ощущения, оказывают негативное влияние на нервную систему. Эти свойства легли в основу особенностей правового регулирования оборота алкогольной продукции и ее рекламы.

    Потребители не должны вводиться в заблуждения по поводу свойств предлагаемого продукта, воздействия его на организм – они должны предостерегаться от возможных последствий употребления алкоголя.

    • содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
    • осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;
    • содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека;
    • содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;
    • обращаться к несовершеннолетним.

    В теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании - одних из самых эффективных средств влияния на сознание населения – запрещено рекламировать алкоголь (кстати, в отличие от пива).

    • железнодорожный транспорт;
    • электрички метро;
    • автобусы (идущие по заданному и утвержденному маршруту);
    • троллейбусы;
    • трамваи;
    • водный транспорт.

    Кроме того, запрещено размещение рекламы алкогольной продукции посредством наружной рекламы.

    Целью данной является как можно подробнее изучить правовые основы регулирования рекламы алкогольной продукции на примерах реальных нарушений.
    Задачи по достижению цели:
    В первую очередь ознакомиться со статьями и законами, регулирующими рекламу алкогольной продукции;
    Рассмотреть правовые основы рекламной деятельности и привести ее основные характеристики;
    Изучить требования, которые предъявляются к рекламе алкогольной продукции;
    Рассмотреть примеры реальных ситуаций в соответствии с действующим законодательством.

    Содержание
    Работа состоит из 1 файл

    КУРСОВАЯ ПО ИНФ ПРАВУ.docx

    Нельзя в рекламе осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции ( пп.2 п.1)

    Осуждение может быть выражено словом или следовать из сюжета рекламы (сопоставление пьющих и непьющих). В любом случае намек на упрек непотребляющих указанные напитки в рекламе рассматривается как нарушение действующего законодательства, т,к. является составляющей частью положений об общих требованиях к рекламе (п. 4 ч. 4 ст. 5).

    Реклама не должна содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды (пп.4 п.1)

    Реклама алкогольной продукции не должна обращаться к несовершеннолетним (пп..5 п.1) и использовать образы несовершеннолетних (пп.6 п.1)

    Запрещение использования образов несовершеннолетних в рекламе алкогольной продукции появилось в законодательстве с принятием нового закона 2006 года. Нормы предыдущего закона не допускали использование образов лиц, не достигших 35 лет.

    Все нормы закона, защищающие права несовершеннолетних, соотносятся с общими требованиями, предъявляемыми к рекламе в ст.6.

    В соответствии с пп. 1 п.2 реклама не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов.

    Запрет вводится для того, чтобы не акцентировать внимание читателей периодических изданий на употребление алкогольной продукции, т.к. первая и последняя полосы и страницы - самые насыщенные новостями и привлекающие внимание места таких изданий. Интересно то, что закон не содержит установок по поводу распространения настоящей нормы на буклеты, которые фактически являются печатной продукцией и визуально представляют собой издание с неразрезными страницами. 11

    Также реклама не должна размещаться в печатных изданиях, аудио- и видеопродукции, предназначенных для несовершеннолетних (подп.2 п.2).

    Подп..3 п.2 реклама алкогольной продукции не допускается в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании.

    Данная норма полностью запрещает рекламу алкоголя с помощью самых эффективных средств влияния на сознание потребителя – телевидения и радиовещания.

    Реклама алкогольной продукции не допускается с использованием транспортных средств общего пользования вне зависимости от ведомственной принадлежности и формы собственности (пп.4 п.2).

    Понятие транспорта общего пользования предусмотрено п. 1 ст. 789 ГК РФ, из которой следует, к транспорту общего пользования относится: железнодорожный транспорт, электрички метро, автобусы (идущие по заданному и утвержденному маршруту), троллейбусы, трамваи, водный транспорт. Не распространяются требования настоящего положения на рекламу алкоголя в личном, частном, служебном транспорте, такси.

    Нормы указанных статей не содержат запрета на размещение рекламы алкогольной продукции в помещениях зданий и сооружений, относящихся к инфраструктуре транспортного комплекса (железнодорожные вокзалы, аэропорты, станции и переходы метрополитена и т.п.). 12

    Закон забрал у производителей спиртосодержащей продукции еще один важный рычаг управления потребительскими интересами: размещение рекламы алкогольной продукции посредством наружной рекламы (пп.5 п.2).

    Законом установлено запрещение рекламы в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений (подп.6 п.2), а также в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружении (пп.7 п.2)

    Данные учреждения удобны для размещения рекламы тем, что в них часто скапливается огромное количество населения различных предпочтений и интересов, поэтому рекламодатель отдает предпочтение именно этим местам.

    Что касается ограничений в сто метров, то представляется, что данная формулировка не совсем удачна, т.к. визуально, это не так далеко и при достаточно хорошем зрении данную рекламу не сложно разглядеть.

    Глава 3. Примеры нарушений рекламы алкогольной продукции

    В судебной практике было рассмотрено множество дел о нарушениях законодательства о рекламе. В данной работе мы рассмотрим и проанализируем некоторые из них, связанные с темой данной курсовой работы, а именно с рекламой алкогольной продукцией.

    3.3 Незаконная реклама алкоголя в Туле 15

    Таким образом, УФАС Ярославля выписало НП "Футбольный клуб "Шинник" штраф на 100 000 рублей. Клуб попытался оспорить данное решение в судебном порядке, но арбитраж Ярославской области принял сторону УФАС.

    Таким образом, реклама признана ненадлежащей и ее распространение должно быть прекращено.

    Реклама алкогольной продукции, слайд №1
    Реклама алкогольной продукции, слайд №2
    Реклама алкогольной продукции, слайд №3
    Реклама алкогольной продукции, слайд №4
    Реклама алкогольной продукции, слайд №5
    Реклама алкогольной продукции, слайд №6
    Реклама алкогольной продукции, слайд №7
    Реклама алкогольной продукции, слайд №8
    Реклама алкогольной продукции, слайд №9

     Реклама алкогольной продукции Работу выполнила студентка группы Р-23 Величкина Алена

    Слайд 1

     Чего не должно быть в рекламных материалах: Закон о рекламе алкоголя запрещает утверждать, что употребление крепких напитков (имеется ввиду содержание спирта больше 5%, а также пиво и пивные напитки крепостью от 0,5%) ведет к общественному признанию запрещает осуждать тех, кто не употребляет алкоголь и осуждать сам трезвый образ жизни. Нельзя говорить о том, что алкогольные напитки и пиво безвредны для здоровья нельзя говорить о том, что она утоляет жажду. Контент рекламного объявления не должен обращатся несовершеннолетним. Недопустимо в рекламе алкоголя и пива использовать людей и животных, даже нарисованных

    Слайд 2

    Чего не должно быть в рекламных материалах: Закон о рекламе алкоголя запрещает утверждать, что употребление крепких напитков (имеется ввиду содержание спирта больше 5%, а также пиво и пивные напитки крепостью от 0,5%) ведет к общественному признанию запрещает осуждать тех, кто не употребляет алкоголь и осуждать сам трезвый образ жизни. Нельзя говорить о том, что алкогольные напитки и пиво безвредны для здоровья нельзя говорить о том, что она утоляет жажду. Контент рекламного объявления не должен обращатся несовершеннолетним. Недопустимо в рекламе алкоголя и пива использовать людей и животных, даже нарисованных

     Где можно рекламировать вино, шампанское и пиво Закон о рекламе алкоголя разрешает ее по большому счету в одном единственном месте: там, где алкоголь продается в розницу: в магазинах, супермаркетах, гипермаркетах и других постоянных торговых точках.

    Слайд 4

    Где можно рекламировать вино, шампанское и пиво Закон о рекламе алкоголя разрешает ее по большому счету в одном единственном месте: там, где алкоголь продается в розницу: в магазинах, супермаркетах, гипермаркетах и других постоянных торговых точках.

     Вино и шампанское российского производства (из российского же винограда): На пищевых выставках, а также на выставках, посвященных ресторанному бизнесу и другому общепиту. В газетах, журналах и другой периодике (кроме первой и последней страницы). На телевидении и на радио (кроме детских спортивных программ и соревнований) ночью с 23.00 до 07.00 часов.

    Слайд 5

    Вино и шампанское российского производства (из российского же винограда): На пищевых выставках, а также на выставках, посвященных ресторанному бизнесу и другому общепиту. В газетах, журналах и другой периодике (кроме первой и последней страницы). На телевидении и на радио (кроме детских спортивных программ и соревнований) ночью с 23.00 до 07.00 часов.

     Пиво и пивные напитки: Когда проводятся официальные соревнования (чемпионаты) закон о рекламе пива разрешает размещать баннеры и растяжки только с названием пивоваренного завода. Во время показа на телевидении чемпионатов и других соревнований (кроме детских). На специальных спортивных телевизионных и радиоканалах.

    Слайд 6

    Пиво и пивные напитки: Когда проводятся официальные соревнования (чемпионаты) закон о рекламе пива разрешает размещать баннеры и растяжки только с названием пивоваренного завода. Во время показа на телевидении чемпионатов и других соревнований (кроме детских). На специальных спортивных телевизионных и радиоканалах.

     Всегда, когда рекламируется алкоголь и пиво, должно быть предупреждение о вреде этих напитков. Причем, это предупреждение должно занимать не менее 10% площади рекламного носителя (баннера, монитора и т. д.). Дегустационные промо-акции можно проводить только в магазинах, супермаркетах, гипермаркетах, торговых центрах. В качестве промоутеров можно нанимать только совершеннолетних.

    Слайд 7

    Всегда, когда рекламируется алкоголь и пиво, должно быть предупреждение о вреде этих напитков. Причем, это предупреждение должно занимать не менее 10% площади рекламного носителя (баннера, монитора и т. д.). Дегустационные промо-акции можно проводить только в магазинах, супермаркетах, гипермаркетах, торговых центрах. В качестве промоутеров можно нанимать только совершеннолетних.

    Читайте также: