Рейтинговая оценка проекта доклад

Обновлено: 04.07.2024

Одной из важнейших задач каждого инновационного проекта является точная его оценка. Для снижения возможных рисков в первую очередь необходимо четкое и ясное проведение оценки предлагаемого инновационного проекта, так как инновационный проект вполне приемлемый для одной фирмы может оказаться совершенно неподходящим для другой в силу таких причин как территориальное расположение, компетентность сотрудников организации, финансовое состояния и пр.

Основной задачей оценки инновационного проекта является собирание и анализ сведений о перспективности управленческих решений, организованных в проект, оценка экономической эффективности проекта, оценка рисков, имеющих возможность возникнуть во время реализации проекта, а также внешних условий, в которых он будет осуществлен.

На начальной стадии формирования инновационного проекта оценивание является основной процедурой, выступающей в виде непрерывного процесса. Данный процесс предполагает возможность остановить проект в любой момент в связи с возникновение альтернативных вариантов.

Процесс оценки проекта заключается в составлении перечня критериев и основана на выявлении достоинств и недостатков оцениваемого проекта, а также поиска соответствия проекта каждому из разработанных критериев.

Особенность перечня критериев состоит в том, что он может быть сформирован отличным от свойств анализируемой организации, характера инновационной идеи, он зависит он стратегии организации, характера разработанного проекта, результатов оценки эксперта.

Выделяют следующие критерии оценки инновационного проекта:[1]

внешние и экологические критерии

критерии реципиента, осуществляющего проект

критерии научно-технической перспективности

критерии региональных особенностей реализации проекта.

Говоря о производственных критериях оценки инновационного проекта надо отметить, что фаза производства является заключительной фазой реализации инновационного проекта, и требует скрупулезного анализа, в итоге которого изучаются все вопросы, связанные со снабжением производственными помещениями, оборудованием, его расположением, персоналом.

К основным производственным факторам, обеспечивающим успех инновационной разработки относят следующие:

технологию, отвечающую типу производства;

прогнозируемый и существующий баланс производственных мощностей;

рыночную обеспеченность редкостными материалами и комплектующими изделиями;

доступность всех видов частных ресурсов;

гибкость производства, его способность "воспринять" новые изделия и выпускать их с издержками, обеспечивающими конкурентоспособную цену;

степень применения имеющихся технологии и оборудования.

Таким образом оценка инновационного проекта с помощью производственных критериев будет производится по следующим этапам:

оценка сформированности налаженности выпуска продукции

оценка способа реализации контроля над соблюдением технологических процессов,

оценка возможности оборудования обеспечить достижение требуемого качества нового продукта и т. д.

Здесь необходимо отметить, что в случае, когда предприятие по каким-либо причинам не способно обеспечить выполнение работ по разрабатываемому проекту, то необходимо предусмотреть Найм субподрядчиков и внести эти расходы в оценку проекта.

К тому моменту как заканчивается разработка инновационного проекта и он начинает внедряться в производство необходимо оценить целесообразность участие в производстве специализированного оборудования, необходимость найма высококвалифицированных кадров и пр.

Для каждого проекта характерны свои издержки скорость внедрения инновационного проекта. Затраты на реализацию проекта будут тем больше, чем больше разрыв между производственными возможностями фирмы и возможностями для производства нового продукта. При оценке проекта предприятию необходимо выявить те свойства и характеристика нового производства, которые, скорее всего, вызовут дополнительные траты. Только после определения этих проблем возможно обеспечение плавного перехода на инновационный проект.

Проводя оценку по производственным критериям, необходимо оценивать также те издержки, которые зависят от следующих факторов: цены на сырье, электроэнергию, аксессуары и пр.

Необходимо помнить, что технология производства очень важна для успеха реализации инновационного проекта.

Таким образом, к числу основных производственных факторов, обеспечивающих успех проекта, относят:

технологию, соответствующую типу производства;

настоящий и будущий баланс производственных мощностей;

рыночную обеспеченность уникальными материалами и комплектующими изделиями;

доступность всех видов частных ресурсов;

гибкость производства, его способность "воспринять" новые изделия и выпускать их с издержками, обеспечивающими конкурентоспособную цену;

степень использования существующих технологии и оборудования.

2. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент. – Таганрог, 2004. С.51-59.

3. Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городнов А.Г. Инновационный менеджмент: Учеб.пособие для вузов. – 2-е изд.перераб. и доп. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С.87-94.

4. Русинов Ф., Минаев Н. Система отбора и оценки инновационных проектов.// Консультант директора. — 1996. № 23. С.23-28.

[1] Русинов Ф., Минаев Н. Система отбора и оценки инновационных проектов.// Консультант директора. — 1996. № 23. С.24.

Оценка помогает команде определить вектор развития проекта и вовремя его скорректировать. Однако для многих менеджеров оценка — сложный и пугающий процесс, из-за чего она часто упрощается или игнорируется вовсе.

Статья будет полезна участникам проектных команд и начинающим предпринимателям.

Этапы оценки проекта: понятия, методы и полезные инструменты

Андрей Кокшаров

Проект — это временное предприятие, которое направлено на создание уникального продукта или услуги. Проекты могут иметь различные формы и реализовываться в любой сфере и отрасли. Например, проектами можно считать:

  • создание вакцины от коронавируса;
  • разработку приложения по мониторингу за больными;
  • проект слияния двух организаций;
  • разработку нового технического устройства;
  • строительство какого-либо объекта;
  • разработку IT-продукта для удовлетворения неочевидной или новой для рынка потребности.

Также к проектам относят стартапы — молодые компании без опыта операционной или проектной деятельности, работающие над идеей с высокой долей риска и неопределённости.

Любой проект начинается с идеи, а заканчивается, когда:

  • достигнуты цели проекта;
  • становится понятно, что достичь поставленных целей невозможно;
  • проект больше не актуален для заказчика или рынка.

Оценка проекта как раз помогает избежать рисков не уложиться в бюджет или сроки проекта, потерять в качестве продукта или разработать фичи, которые никому не нужны.

Расскажу, зачем командам проводить оценку проекта и какие методы при этом используют.

Что такое оценка проекта и зачем её проводят

Оценка проекта — это способ выяснить, насколько вероятно выполнить задачу в нужные сроки, качественно и в пределах бюджета.

Оценка позволяет понять реальный статус проекта.

Она не призвана наказать отстающих, иначе участники будут приукрашать результаты или прятать неудобные данные и оценка станет необъективной и бесполезной.

Получить реальные данные для принятия решений возможно только, если оценка будет достоверной и актуальной. Чтобы в процессе оценки не возникало искажений, руководителю важно позволить участникам проектных команд высказывать опасения и предположения по ходу проекта.

Например, в некоторых компаниях используют анонимные ящики, которые устанавливают в общедоступных местах, чтобы любой участник команды мог положить туда записанные на листке бумаги сомнения и опасения. С определённой периодичностью менеджер проекта проверяет ящик и узнаёт о проблеме, о которой по какой-то причине подчинённые не говорят лично.

Оценку проекта можно разделить на оценку идеи проекта и оценку самого проекта. Данные блоки в свою очередь состоят из процессов, связанных с оценкой бюджета, сроков, качества и прочих компонентов в зависимости от уровня сложности проекта.

Оценка идеи проекта происходит на этапе, когда формируется бизнес-план и создаётся концепт продукта. Она позволяет руководителю обосновать решение о запуске проекта и его необходимости для бизнеса. В оценке идеи обычно участвуют аналитик, команда маркетинга, менеджер будущего проекта. По её результатам принимают решение об инициации проекта, подписывают устав проекта и набирают команду.

Оценка же самого проекта может происходить на всех этапах, начиная от планирования до этапа завершения. Её задача — скорректировать ход проекта. После проведения оценки проекта обычно вносят изменения в документацию, может измениться состав команды или перечень фичей продукта, либо вовсе решают закрыть проект. Если команда решила продолжать, то после этого оценивают потребности в дополнительных ресурсах.

Менеджер определяет, что важно рассмотреть в ходе оценки проекта. Он же решает, какие процессы нужно оценить и формирует список критериев для оценки каждого из них. В крупных компаниях — особенно тех, которые работают на зарубежном рынке, — инициирует оценку обычно отдельный специалист или команда специалистов отдела контроллинга, которые следят за ходом проекта. В перечень могут входить, например, такие процессы, как:

  • бюджетирование — соответствует ли потенциальный доход от проекта затраченным ресурсам, нет ли несоответствий в запланированном бюджете и реальными запросами рынка;
  • качество получаемого продукта — нет ли изменений в качестве продукта из-за изменений, произошедших в ходе проекта (например, не стало возможности закупить дорогие материалы), соответствует ли продукт требованиям отраслевых сертификатов (ГОСТ, ISO и тому подобные);
  • потребность в материальных и нематериальных ресурсах — нет ли несоответствий с изначально запланированным качеством и количеством ресурсов с реальной ситуацией, нет ли необходимости перераспределить ресурсы или нужно поискать возможности для приобретения новых ресурсов;
  • соответствие запланированным срокам — нет ли проблем с их соблюдением, не нужны ли дополнительные временные ресурсы;
  • дополнительные процессы с учётом отраслевой специфики.

Состав оцениваемых процессов определяет менеджер на этапе инициации проекта. Чаще всего это называется процессом адаптации системы управления проектом к новому проекту — важно настроить его под среду и процессы внутри компании. Во время адаптации менеджер проекта тесно взаимодействует с командой проекта, с владельцем продукта и ключевыми стейкхолдерами. Адаптация помогает определить контролируемые точки в проекте, грамотно распределить ресурсы и разработать базовый план проекта.

Процесс адаптации — важный этап в работе над любым проектом, так как из-за уникальности разрабатываемого продукта каждый новый проект требует свой набор инструментов, компонентов и контрольных точек.

Менеджер проекта разрабатывает план управления выгодами проекта. И в процессе адаптации ему необходимо синхронизировать между собой основные бизнес-документы проекта — понять, нет ли расхождения между ними и бизнес-кейсом, который изначально представлялся руководству.

К основным бизнес-документам относят:

  • Бизнес-кейс проекта — анализ целесообразности проекта, описания и оценки идеи, которые используются для определения и обоснования основных выгод проекта. За утверждение бизнес-кейса отвечает спонсор или руководитель продукта. Менеджер проекта выступает в роли администратора, который готовит документы и данные для бизнес-кейса.
  • План управления выгодами проекта — план по определению результатов проекта, реализация которых позволяет получить запланированные выгоды. За него уже полностью отвечает менеджер проекта.

Прежде чем сформулировать бизнес-кейс, нужно провести оценку потребностей рынка. В неё будет входить первичная оценка бизнес-идеи, оценка бизнес-задач, потенциальных проблем и возможностей проекта.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романюк Вера Борисовна

Представлен опыт участия в конкурсах на право исполнения государственных контрактов, произведён сравнительный анализ подведения итогов таких конкурсов , сделана попытка выявить недостатки методики рейтинговой оценки проектов, разработать предложения по их ликвидации и выработать рекомендации для участников конкурса .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Романюк Вера Борисовна

Развитие конкурсов на право заключения государственного контракта на строительство объектов транспортной инфраструктуры

Повышение эффективности расходования средств бюджета на основе совершенствования способов размещения государственного заказа

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКАЗОВ

Представлен опыт участия в конкурсах на право исполнения государственных контрактов, произведён сравнительный анализ подведения итогов таких конкурсов, сделана попытка выявить недостатки методики рейтинговой оценки проектов, разработать предложения по их ликвидации и выработать рекомендации для участников конкурса.

Конкурс, рейтинг, критерии, анализ.

Сегодня рейтинги используются для сравнения и оценки различных сфер деятельности. Существует множество методик и подходов определения рейтинга: кредитные рейтинги; рейтинги коммерческих банков, страховых компаний, рейтинг работы филиалов корпораций и т. п.

В составлении рейтингов выделяются два основных подхода: экспертный и бухгалтерский [1. С. 88]. Иногда эти подходы классифицируют как расчётный и экспертный.

Эти подходы различаются в зависимости от состава оцениваемой информации (рис. 1). Экспертная оценка даётся на основе опыта и квалификации специалистов по любой доступной информации и анализа как количественных, так и качественных параметров. Бухгалтерская оценка даётся исключительно на основе официальной финансовой отчетности предприятия и анализа только количественных показателей. При построении итогового списка (рейтинга) выделяются два основных способа: составление единого рейтинга, ранжируемого по общему баллу; составление категорий рейтинга, внутри которых объекты исследования ранжируются по алфавиту.

При экспертном подходе в процессе анализа наряду с собственно экономическими показателями учитывается целый ряд других факторов: общие вопросы по деятельности хозяйствующего субъекта; история создания, имидж и т. д.; расчет аналитических финансовых показателей -ликвидность, достаточность капитала, прибыльность.

Любая задача выбора является задачей целевого суждения множества альтернатив. Как описание альтернатив, так и описание правил сравнения альтернатив даются в терминах той или иной шкалы. Однако любая измерительная шкала допускает размытие, расплывчатость, нечёткость, что особенно характерно для шкал, в которых показатели отражаются не количественно (например, имидж компании).

Рейтинговая оценка предложений по выполнению государственных заказов строится, как правило, на экспертном подходе и основывается на следующих критериях: цена контракта, срок поставки и обоснование качества предоставляемой продукции (работ, услуг). Как правило,

•формальный • математический •экспернтый

•группировка •расчёт коэффициентов •расчёт интегрального показателя

Рис. 1 Методы и этапы расчёта рейтинга

Романюк Вера Борисовна,

канд. эконом. наук, доцент кафедры экономики природных ресурсов Института природных ресурсов ТПУ.

в рейтинговой оценке доминирует или занимает наибольшую долю критерий цена контракта. На практике встречаются две крайности: первая - завышение доли критерия, характеризующего качество исполнения контракта; вторая - занижение стоимости заказа. Завышение доли качественных характеристик в системе оценки влечёт за собой проблему повышения субъективности оценки, так, количественно измерить качество исполнения зачастую довольно сложно. В свою очередь, занижение стоимости проекта так же может повлечь за собой снижение качества исполнения государственного заказа. То есть, заказчик проигрывает в обоих случаях.

Рассмотрим порядок расчёта рейтинга проектов на примере опыта участия в аналогичных конкурсах ФГБОУ ВПО Томский политехнический университет.

Итоговый балл i-ой заявки рассчитывается по формулам (1-3):

Ri = 0,35*Rai + 0,45*Rci + 0,2*Rfi, (1)

Rai = 100*(Amax-Ai)/Amax, (2)

Rf = (Fmax - F; )/( Fmax - Fmm)*100, (3)

где Fmax - максимальный срок выполнения работ с даты заключения государственного контракта до даты окончания проекта, в днях; Fmin - минимальный срок выполнения работ с даты заключения государственного контракта до даты окончания проекта, в днях; F; - предложение, содержащееся в i-й заявке по сроку выполнения работ, в днях с даты заключения государственного контракта до даты завершения проекта.

В заявках со сроком выполнения работ, равным менее половины максимального срока, установленного в конкурсной документации, проекту присваивается рейтинг по данному критерию, равный 50.

Условия исполнения государственного контракта: максимальная цена контракта 4410000 руб.; срок поставки, даты заключения государственного (муниципального) контракта: от 0,00 до 90,00 дней.

В табл. 1 представлены предложения участников конкурса на получение права исполнения государственного заказа и результаты расчётов критериев Rai и Rfi.

Вторая и третья организации получили максимальные баллы за срок исполнения проекта, согласно методике расчёта, так как указали срок исполнения проекта менее половины.

В табл. 2 представлены результаты экспертной оценки членов конкурсной комиссии по критерию качество работ, услуг и квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг [2].

Таблица 1. Предложения участников конкурса на получение права исполнения государствен-

Наименование участника размещения заказа Условия исполнения контракта подрядчиком работ

Цена, млн. руб. Яаі Срок поставки, дней ЯГі

1. Бюджетное учреждение ФГБОУ ВПО НИ ТПУ 3,0 31,9 80 13

Таблица 2. Качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении

заказа на выполнение работ, оказание услуг, в баллах

Критерии качества работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса Максимальный балл Участники конкурса

1. Наличие развернутого концептуального плана исследования, раскрывающего заявленную тему и обеспечивающего получение необходимой научно-технической продукции (НТПр) 20 19,0 19,25 11,5

2. Обоснованность и оригинальность избранной методики исследования и используемого научного инструментария 20 18,25 14,75 5,25

3. Аргументированное обоснование возможности и способов внедрения полученной НТПр в Росприроднадзоре 20 17,75 13,5 3,75

4. Наличие у участника размещения заказа опыта работы в сфере выполнения научно-исследовательских работ, являющихся предметом государственного контракта в подобном или большем объемах, в том числе с органами государственной власти 20 19,0 6,0 10,25

5. Квалификация ключевого персонала, предлагаемого участником размещения заказа для выполнения работ по контракту: наличие специалистов по выполнению научно-исследовательских работ, являющихся предметом государственного контракта, и их квалификация 20 18,0 17,0 5,0

ИТОГО 100 92 70,5 35,75

В табл. 3 представлен итоговый рейтинг и ранжирование участников конкурса. В результате подведения итогов конкурса победила организация, заявившая минимальную стоимость исполнения контракта и срок исполнения контракта менее половины. Организация, набравшая высокий балл по критерию качества, отстала от лидера всего на четыре балла.

Таблица 3. Рейтинг участников конкурса на право заключения государственного контракта, в баллах

Критерии оценки заявок Участники конкурса

1. Цена контракта - 0,35*Яа1 11,16 17,5 7,21

2. Качество работ и квалификация участника конкурса - 0,45*ЯС 41,4 31,75 16,08

3. Сроки выполнения работ - 0,2*Яй 2,6 10,0 10,0

ИТОГО 55,16 59,25 33,29

Ранжирование участников конкурса 2 1 3

Рассмотрим ещё один пример подведения рейтинга конкурса на право получения государственного заказа. В отличие от предыдущего примера рейтинг проектов рассчитывается по двум критериям - качество и цена. Условия контракта: максимальная цена - 200 млн. руб.; срок исполнения - 3 года.

Итоговый балл i-ой заявки рассчитывается по формуле (4):

Ri = 0,8*Rai + 0,2*Rci, (4)

Как и в предыдущем случае участвовало в конкурсе три организации (по причине коммерческой тайны сведений указаны только формы организации участников конкурса), результаты проведения экспертизы конкурсной документации заявителей представлены в табл. 4.

Таблица 4. Рейтинг участников конкурса на право заключения государственного контракта, в баллах

Наименование предприятия Цена Rci Ri

Общество с ограниченной ответственностью 180,0 8 14,58 22,58

Открытое акционерное общество 190,0 4 16,18 20,18

Государственная организация 170,0 12 14,58 26,58

Таким образом, в данном случае главным, определяющим критерием выбора победителя конкурса является цена контракта. Если Открытое акционерное общество получило бы максимальный бал за качество исполнения проекта - 20, оно бы всё равно проиграло, так как наибольший удельный вес (80 %) занимает в рейтинге показатель цена контракта.

Выше рассмотрены примеры, когда участники уже допущены к участию в конкурсе. Иногда проекты или предложения исполнения заказа отклоняются на этапе вскрытия конвертов. Причины могут быть следующие: отсутствие какого-либо документа, неверное оформление документа (например, отсутствует нотариальное заверение документов, нет обязательных реквизитов организации - печать, подпись руководителя; конкурсная документация не подшита или не пронумерована др.). Как правило, конкурсная документация включает несколько томов, различные разделы выполняются в нескольких подразделениях организации в сжатые сроки, что сказывается на качестве конкурсной документации.

Таблица 5. Предложения участников конкурса на получение права исполнения государственного контракта_______________________________________________________________________________

Наименование участника размещения заказа Цена, млн. руб.

1. ФГБОУ ВПО НИ ТПУ 7,0

2. ФГБОУ ВПО Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова 11,06

3. ФГБОУ ВПО Государственный университет управления 7,0

Очевидно, что экономия по контракту в сумме 5,5 млн. руб. государственных чиновников Министерства образования и науки РФ не интересует. Кроме того, интересы университетов, входящих в структуру Министерства, так же далеко не на первом месте. Ни для кого не секрет, что макроэкономический эффект распределения государственных закупок не находит отражения в ходе реализации данных проектов, а именно не учитывается региональное равномерное (относительно) распределение ресурсов: большая часть ресурсов, как правило, оседает в г. Москва.

По результатам подведения итогов конкурса мы обратились в Федеральную Антимонопольную службу с жалобой на незаконный отказ в допуске к участию в конкурсе в установленные законом сроки. В течение десяти дней жалоба была рассмотрена и отклонена.

На наш взгляд, объективность подведения итогов конкурса на выполнение государственных заказов может достигаться прозрачностью и мониторингом полученных результатов. Под прозрачностью понимается открытость и полное обоснование решения конкурсной комиссии. Для анализа полученных результатов участники должны получить описательное приложение, прикрепленное к каждой поставленной рейтинговой оценке, для того чтобы в дальнейшем минимизировать свои ошибки или оспорить поставленную оценку, если она будет субъективной. Мониторингом поставленных оценок может послужить мнение независимой комиссии, которая уже не будет выставлять оценки, а непосредственно проведет аудит полученных результатов.

Возникает другой вопрос, как достичь объективности независимой комиссии, которая будет проводить мониторинг представленных результатов. Итогом может послужить именно абсолютная прозрачность подведения итогов мониторинга результатов путём размещения на сайте всех этапов подведения итогов рейтинга. Основополагающим фактором, служащим для выявления наиболее подходящих объектов, являются ограничительные критерии. При компьютеризированном методе уже на первых стадиях мониторинга результатов будут выявлены те объекты, которые не могут удовлетворять предъявляемым требованиям. Оценить такие показатели как опыт объекта, финансовая независимость, рентабельность и прибыльность в век постоянно прогрессирующих информационных технологий становится возможным путем создания базы данных. Такая база позволит системе сделать приблизительную оценку объекта и уже на основе получившегося результата сравнить оценку экспертов с тем результатом, который будет выведен в рапорте программы. Не исключено, что при таком методе возникнет необходимость введения усредненных оценок, которые будут иметь доступный язык для системы. Но, как уже отмечалось ранее, прогресс не стоит на месте. Создание такой модели мониторинга экспертных оценок позволит если не исключить, то, по крайней мере, минимизировать субъективный фактор при составлении рейтингов.

1. Романюк В.Б. Рейтинговая оценка деятельности филиалов корпорации // Десятилетие конституции РК: перспективы и социально-промышленное развитие: Сборник статей регионально-практической конф. - Рудный, 2006. - С. 289-290.

Определение максимальной степени доверия к той или иной компании как основное назначение кредитного рейтинга. Методология формирования системы показателей привлекательности инвестиционных проектов. Анализ состояния рынка рейтинговых услуг в России.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 03.06.2015
Размер файла 253,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Обеспечение положительной динамики развития хозяйствующих субъектов любого уровня (страна, регион, город, предприятие) невозможно без глубокого комплексного исследования инвестиций. Инвестиционный процесс, как всякая целенаправленная деятельность, нуждается в анализе и управлении. В связи с этим важное значение приобретают новые подходы к управлению воспроизводственным процессом, включая рейтинговый анализ обоснованности инвестиционных решений. Характерное для современных условий нарастание конкуренции на рынке инвестиций предъявляет к инвестиционным решениям все более жесткие требования. В подобных ситуациях недостаточно субъективных выводов, и зачастую бывают, необходимы независимые оценки. Такую роль в современной экономике играет система рейтингов, под которыми обычно понимают определение положения объекта анализа относительно других объектов, т.е. ранжирование по лексикографическому и другим признакам. По своей сути это первичная интерпретация, характеристика рассматриваемого объекта на данный момент времени (или на перспективу). Рейтинги стран, регионов, предприятий, банков и проектов указывают уровень их стабильности, устойчивости, платежеспособности. Это важная информация о хозяйствующем субъекте для потенциальных инвесторов о допустимом уровне доверия и риска делового взаимодействия.

1. Рейтинговая оценка инвестиций

1.1 Сущность рейтинговых оценок. Основные методы оценки

Основные методы оценки:

1) Косвенный метод оценки. Здесь проводится ряд аудиторских проверок, анализируется деятельность компании в финансово-хозяйственном секторе. Аудиторская проверка - это отличная возможность выявить, насколько правильно и своевременно ведется финансовая отчетность. Но такой метод дает косвенную оценку кредитоспособности компании. Если после проверки у компании не обнаружено замечаний к ведению отчетности и не выявлено серьезных нарушений, то уровень ее кредитоспособности будет увеличен. Для оценки берутся такие показатели, как коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости, покрытия долга и прочие. У классического анализа есть неоспоримый плюс - он обладает той универсальностью, которая позволяет оценивать компании самой различной направленности. Часто таким анализом пользуются банки перед тем, как предоставить кредит своему новому клиенту. Для кредитора на данном этапе важнее, сможет ли клиент своевременно и в полном объеме вернуть положенную сумму.

2) Метод прямой оценки. Здесь основное направление - анализ кредитного риска, присвоение кредитного рейтинга и оценивание кредитоспособности. Данный вид оценки больше подходит для выбора наиболее достойной организации и определение ее финансовых возможностей. Оценка кредитного рейтинга - это шанс получить полное представление о хозяйствующем субъекте, особенностях работы его менеджмента, квалификации сотрудников и руководящего состава. С помощью кредитного рейтинга можно сформировать свою систему измерения кредитных рисков при работе с ценными бумагами.

Сегодня часто можно встретить неоднозначность трактовок рейтинга ценных бумаг и кредитного рейтинга. Есть мнение, что это и вовсе одно и то же. Чтобы прояснить данный вопрос, давайте выделим несколько основных определений:

1) Рейтинг ценных бумаг - это емкое определение. По сути, это показатель, который гарантирует своевременный возврат вложений в пределах инвестиционного качества ценных бумаг. В свою очередь кредитный рейтинг - это величина, характеризующая вероятность выполнения обязательств сторонами сделки, а также дающий публичную оценку кредитным рискам.

2) Кредитный рейтинг показывает, какая есть вероятность того, что эмитент не выполнит свои обязательств в период всего срока ее обращения. По сути, это оценка величины кредитного риска, в которой заложена величина вероятных потерь. Рейтинговые агентства в один голос уверяют, что их методы построены исключительно на объективном и независимом анализе.

По приведенной схеме хорошо видно, что в качестве объектов рейтинга ценных бумаг выступают не только долговые активы, к которым относятся как коммерческие бумаги облигации, сберегательные сертификаты и прочие бумаги, но и долевые активы - более привычные акции. В роли объекта для кредитного рейтинга используются активы с фиксированным доходом.

Рейтинги, присвоенные международными службами, имеют ряд существенных недостатков: прежде всего, они ориентированы на международные финансовые рынки, и не всегда учитывают национальную и региональную специфику. В своей деятельности международные агентства защищают интересы, прежде всего американского бизнеса, вследствие чего склонны к занижению суверенного (странового) рейтинга, к которому "привязаны" субнациональные (региональные) и муниципальные рейтинги. Международные агентства и их национальные партнерские организации не занимаются "продвижением" рейтингов регионов и муниципалитетов внутри страны.

В отличие от международных агентств, национальные полностью зависят от доверия национальных эмитентов, инвесторов и других пользователей рейтинга, вероятность конфликта интересов которых значительно меньше. Национальные агентства глубже понимают специфику внутреннего рынка, что позволяет им делать более объективные оценки. Вследствие указанных причин правительства ряда стран с конца 70-х годов стало поддерживать создание и деятельность национальных рейтинговых агентств, считая, что влияние американских агентств слишком велико и необъективно. И уже к 2002 году такие агентства существовали более чем в 100 странах мира.

Достаточно высокий кредитный рейтинг, присвоенный специализированным рейтинговым агентством, повышает возможности региона, города при любой коммерческой или финансовой операции, независимо от того, используется ли рейтинг для привлечения инвестиций, получения кредитов, выпуска ценных бумаг, сбыта продукции, или расширения деятельности, кредитный рейтинг позволяет местному органу власти, демонстрируя свою кредитоспособность, заключать сделки на более выгодных для себя условиях.

Рейтинг является важной составной частью общей программы поддержания отношений с инвесторами, способствуя повышению общей инвестиционной привлекательности. Выход региона на внешний, в том числе, международный рынок в современных условиях невозможен без наличия у него кредитных рейтингов, присвоенных ведущими отечественными и международными рейтинговыми агентствами.

Виды рейтингов кредитоспособности.

Прежде всего, существуют сравнительные кредитные рейтинги (рэнкинги), позиционирующие уровень кредитоспособности страны (региона) среди выбранного ряда других. Более конкретными являются классические индивидуальные рейтинги, в которых каждый эмитент относится к определенному рейтинговому классу не только по уровню риска невозврата (дефолта), но и по вероятному типу его поведения в отношении кредитора. Наиболее общими среди классических рейтингов являются кредитные рейтинги эмитентов - оценка общей способности и готовности эмитента выполнять свои финансовые обязательства.

Рейтинги отражают способность эмитента выполнять финансовые обязательства, выраженные либо в национальной валюте страны эмитента, либо в иностранной валюте. При этом рейтинг эмитента в местной валюте может оказаться выше его рейтинга в иностранной валюте. Кредитные рейтинги различаются также по временному горизонту. По этому признаку они делятся на долгосрочные (>1года) и краткосрочные (

Читайте также: