Регистрация и опубликование международного договора доклад

Обновлено: 04.07.2024

Официальное опубликование заключенных международных договоров осуществляется как на государственном уровне, так и в рамках международных организаций.

В рамках Совета Европы издаются европейские конвенции - "European Treaty Series".

Опубликование многосторонних договоров, принятых в СНГ, производится в официальном издании "Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ".

1. Вступившие в силу для РФ международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для РФ приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению МИД РФ в Собрании законодательства РФ.

2. Вступившие в силу для РФ международные договоры (за исключением договоров межведомственного характера) по представлению МИД РФ также официально опубликовываются в Бюллетене международных договоров и опубликовываются на "Официальном интернет-портале правовой информации"

2.1. Международный договор, который предусматривает до вступления в силу временное применение РФ всего договора или его части либо договоренность о временном применении которого достигнута каким-либо иным образом (за исключением договоров межведомственного характера),

незамедлительно подлежит по представлению МИД РФ официальному опубликованию в Бюллетене международных договоров и размещению (опубликованию) на "Официальном интернет-портале правовой информации"

3. Международные договоры РФ и межведомственного характера опубликовываются по решению ФОИВ или уполномоченных организаций, от имени которых заключены такие договоры, в официальных изданиях этих органов.

Вопрос 36. Недействительность международного договора.

Действительность — это правомерность договора с точки зрения содержания и соблюдения правил заключения. Договор считается действительным, пока не доказано иное. В теории международного права действует презумпция действительности договоров.

Действительный международный договор – договор, который в целом или в какой-либо части не противоречит основным принципам или императивным нормам международного права. Это положение закреплено в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. – договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивным нормам общего международного права.

Только действительные международные договоры могут порождать правомерные последствия для договаривающихся сторон, и только по таким договорам стороны могут приобретать законные, а не мнимые права и обязанности, на достижение которых была направлена воля участников договора.

Одним из важнейших условий действительности договора является соблюдение установленных правил при его заключении. Заключать договор должны надлежащие субъекты, а переговоры вести надлежащим образом уполномоченные представители.

Основания, по которым договор может быть признан недействительным, предусмотрены в Венской конвенции о праве международных договоров. В ст. 46–53 Венской конвенции 1969 г. указано на конкретные обстоятельства недействительности международного договора. Международный договор объявляется недействительным, если:

• он заключен с явным нарушением внутренних конституционных норм, касающихся компетенции и порядка заключения договора (ст. 46 Венской конвенции);

• согласие на обязательство по договору дано по ошибке, если ошибка касается факта или ситуации, существовавших при заключении договора и представлявших собой существенную основу для согласия на обязательность договора (ст. 48 Венской конвенции);

• государство заключило договор под влиянием обманных действий другого участвующего в переговорах государства (ст. 49 Венской конвенции);

• согласие государства на обязательность для него договора было выражено в результате прямого или косвенного подкупа его представителя другим участвующим в переговорах государством (ст. 50 Венской конвенции);

• представитель государства дал согласие на условия договора под принуждением или угрозами, направленными против него (ст. 51 Венской конвенции);

• заключение договора явилось результатом угрозы силой или ее применения в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН (ст. 52 Венской конвенции);

• договор в момент заключения противоречит основным принципам международного права (ст. 53 Венской конвенции).

Виды недействительности договора: выделяют абсолютную и относительную недействительность.

Недействительность может быть абсолютной, а договор признан ничтожным, если:

а) согласие государства на его обязательность было выражено в результате применения силы или угрозы силой в отношении государства или его представителя;

б) договор противоречит императивной норме jus cogens (существующей или возникшей после заключения договора).

Абсолютная недействительность (т.е. недействительность договора с самого начала) влечет устранение всего совершенного по договору.

Относительная недействительность делает договор оспоримым. Ее основаниями являются:

а) явное нарушение особо важной нормы внутреннего права государства, касающейся компетенции заключать договоры. Нарушение является явным, если оно очевидно для любого государства;

б) ошибка относительно факта или ситуации, которые существовали при заключении договора и представляли собой основу для согласия на его обязательность, при этом государство не вправе ссылаться на ошибку как на основание для признания договора недействительным, если оно своим поведением способствовало возникновению этой ошибки;

в) обман со стороны другого участвующего в переговорах государства;

г) прямой или косвенный подкуп представителя одного государства другим участвовавшим в переговорах государством.

Все эти основания свидетельствуют о наличии порока в согласии государства на обязательность для него договора.

Положения признанного недействительным договора не имеют юридической силы. Если на основе такого договора были совершены определенные действия, то каждый участник вправе потребовать от другого участника восстановления, насколько это возможно, такого положения, которое существовало до совершения указанных действий. Действия, совершенные добросовестно до ссылки на недействительный договор, не считаются незаконными.

Если договор признается недействительным в силу противоречия императивной норме jus cogens, то участники по возможности устраняют последствия любого действия, совершенного на основании положения, противоречащего этой норме.

Если договор становится недействительным вследствие возникновения новой нормы jus cogens, то государства освобождаются от обязательств выполнять договор в дальнейшем.

В международном праве вступление международного договора в силу регламентируется следующими правилами.

1. Если договор не требует наличия таких способов выражения согласия на обязательность международного договора, как ратификация, утверждение или одобрение, чаще всего предусматривается вступление в силу с даты подписания, поскольку согласие на обязательность может быть выражено подписанием. В подобных случаях употребляется следующая формула: "Настоящий договор вступает в силу с даты подписания" (возможные варианты: "со дня подписания", "с момента подписания"). Однако в договоре может быть предусмотрена и определенная дата, например "1 января 1995 г.". В тексте договора также может быть предусмотрен определенный срок, по истечении которого договор вступает в силу, например: "Настоящий договор вступает в силу по истечении 90 дней с момента подписания". Данный срок обусловливается в каждом конкретном случае необходимостью проведения определенных подготовительных мероприятий для выполнения международного договора, на которые нужно затратить определенное время.

2. При обмене документами, образующими договор, чаще всего договор вступает в силу либо в день обмена идентичными нотами или письмами, либо с даты ответной ноты, если обмен производится в форме предложения заключить договор и ответа на это предложение. В этом случае также может быть установлен срок, по истечении которого договор вступает в силу. Если же при обмене документами требуются утверждение или иная процедура, может быть предусмотрено и вступление договора в силу со дня обмена уведомлениями (или последнего уведомления) о завершении таких процедур.

3. В случае, когда двусторонний договор подлежит ратификации, обычно предусматривается его вступление в силу с даты обмена ратификационными грамотами. Может быть предусмотрено и вступление в силу по истечении определенного срока с даты обмена грамотами. Для многосторонних договоров, подлежащих ратификации, утверждению, принятию, одобрению, обычно предусматривается вступление в силу с даты сдачи на хранение депозитарию ратификационной грамоты или документа об утверждении, принятии, одобрении. Может быть также предусмотрено истечение определенного срока со дня сдачи на хранение соответствующего документа. Аналогичным образом происходит вступление в силу договора, предусматривающего присоединение. Условия вступления в силу могут быть согласованы сторонами и отдельно.

4. В случае, когда наличествует несовпадение процедур, необходимых для вступления в силу определенного международного договора, в текст принято включать следующую формулу: "Настоящий договор вступает в силу с даты последнего уведомления (вариант: "с даты обмена уведомлениями") о выполнении Сторонами внутригосударственных (варианты: "предусмотренных национальным законодательством, конституционных") процедур, необходимых для его вступления в силу".

Если об этом договорились участвующие в договоре государства, договор может временно действовать и до вступления его в силу. Договор или его часть могут применяться до вступления его в силу, если это предусмотрено самим договором или об этом договорились участвующие в переговорах государства.

Вообще каждый международный договор имеет территориальную или пространственную сферу действия. По общему правилу договоры не имеют обратной силы и обязательны для каждого участника в отношении всей его территории, если не оговорено иное, однако ряд многосторонних договоров предусматривает пространственную сферу иную, чем территория государств. В качестве примера можно назвать Договор об Антарктике 1959 г., Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. Сложная территориальная сфера действия предусмотрена в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая охватывает пространства, начиная от внутренних морских вод и кончая воздушным пространством над открытым морем.

Каждый действующий договор обязателен для участников. Участники должны добросовестно выполнять принятые на себя по договору обязательства и не могут ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения ими договора (ст. 27 Венской конвенции 1969 г.), однако действие международных договоров иногда бывает тесно связано с проблемой третьих государств или третьих международных организаций, под которыми понимаются государства или организации, не являющиеся участниками договора.

Толкование международных договоров - это выяснение действительного их смысла и содержания. Применение договора невозможно без уяснения действительного содержания его положений применительно к конкретным условиям.

Если толкование осуществляется самими участниками договора, то такое толкование называется аутентичным, поскольку этот вид толкования базируется на соглашении участников и поэтому обладает наивысшей юридической силой. Аутентичное толкование осуществляется в форме обмена нотами, протокола и т.д.

Наряду с аутентичным толкованием широко используется так называемое международное толкование, которое осуществляется международными органами. Эта форма толкования может быть предусмотрена в самом договоре. В качестве органов, занимающихся международным толкованием международных договоров, могут выступать Международный суд ООН, различные комиссии и т.д

Грамматическое (словесное) толкование означает уяснение значения отдельных слов и смысла договора на основе грамматических и иных правил. Под логическим толкованием понимается толкование той или иной статьи договора на основе других статей или сопоставления их друг с другом.

Вступившие в силу международные договоры подлежат регистрации и опубликованию. Для этого они направляются в Секретариат ООН «для хранения в делах и занесения в перечень* (ст. 80 Конвенции 1969 г.). Хотя регистрация и опубликование не входят в процесс заключения международного договора, они имеют весьма важное значение. Дело в том, что в соответствии со ст.

2. Порядок официального опубликования

международных договоров Российской Федерации

МИД России представляет на официальную публикацию международные договоры Российской Федерации (межгосударственные и межправительственные), решение о согласии на обязательность которых для Российской Федерации было принято в форме федерального закона. Международные договоры Российской Федерации, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации. Официальным опубликованием подобных международных договоров считается первая публикация их полного текста в "Собрании законодательства Российской Федерации" (пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", статьи 3, 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания").

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 8 указано, что вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры (кроме договоров межведомственного характера) подлежат опубликованию также в "Российской газете". Международные договоры государств - участников Содружества Независимых Государств могут доводиться до всеобщего сведения в информационном вестнике Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество".

В соответствии с Указом Президента РФ от 11.01.1993 N 11 "О порядке опубликования международных договоров Российской Федерации" с 1 января 1992 года вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры (кроме договоров межведомственного характера) подлежат официальному опубликованию в необходимых случаях также в газете "Российские вести".

Пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" установлено, что международные договоры Российской Федерации межведомственного характера публикуются по решению федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций, от имени которых заключены такие договоры, в официальных изданиях этих органов.

Международные договоры Союза ССР публиковались в следующих официальных изданиях:

с 1924 г. по 1958 г. - "Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза ССР" (Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 22.08.1924);

с 1958 г. по 1989 г. - "Ведомости Верховного Совета СССР" (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19.06.1958, Закон СССР от 06.07.1978);

с 1989 г. по 1991 г. - "Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР" (Закон СССР от 31.07.1989 N 307-1);

с 1959 г. по 1991 г. - "Собрание постановлений Правительства СССР" (Постановление Совмина СССР от 20.03.1959 N 293, Закон СССР от 06.07.1978).

Международные договоры СССР публиковались также в сборниках международных договоров СССР, но эта публикация не являлась официальной (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5).

Если согласие Российской Федерации на обязательность для нее договора выражается в какую-либо дату после вступления договора в силу, то договор вступает в силу для Российской Федерации в эту дату, если в договоре не предусматривается иное (пункт 3 статьи 24 Венской Конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969).

Например, "иное" предусмотрено в пункте 2 статьи 84 Венской Конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969: "для каждого государства, ратифицировавшего Конвенцию или присоединившегося к ней после сдачи на хранение тридцать пятой ратификационной грамоты или тридцать пятого документа о присоединении, Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи на хранение им своей ратификационной грамоты или документа о присоединении".

Случаи временного применения международных договоров необходимо отличать от временных международных соглашений, которые заключаются государствами для решения каких-либо вопросов (например, Временное торговое соглашение между СССР и Великобританией от 16.02.1934).

Необходимо различать подписание как способ выражения согласия на обязательность международного договора для Российской Федерации (окончательное подписание) и подписание международного договора как стадии его заключения.

Если в первом случае подписание договора его участниками влечет за собой его вступление в силу, то во втором случае вступление в силу наступает только при выполнении условия выражения согласия на его обязательность для Российской Федерации.

Необходимо отличать предварительную стадию заключения договора в форме обмена письмами или нотами, в которых содержится предмет договора, от обмена документами, образующими договор, как одного из способов выражения согласия на обязательность договора.

В российской договорной практике не принято заключать в форме обмена нотами (письмами) договоры, подлежащие ратификации, и договоры межведомственного характера (пункт 8 Рекомендаций МИД России от 01.04.2009 NN 4529/дп, 4530/дп).

Согласие государства на обязательность для него договора выражается ратификацией (пункт 1 статьи 14 Венской Конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969), если:

- договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией;

- иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации;

- представитель государства подписал договор под условием ратификации;

- намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.

Ратификации подлежит весь договор в целом. Ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона (статья 14 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", статья 106 Конституции РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации:

а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;

б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;

в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;

д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.

Помимо договоров, о которых идет речь в статье 15 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", в отдельную группу можно выделить международные договоры Российской Федерации, ратификация которых прямо предусматривается положениями некоторых федеральных законов. К ним относятся:

- договоры в области военно-технического сотрудничества (пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 19.07.1998 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами");

- договоры в области добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней (пункт 3 статьи 24 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях");

- договоры, которыми принимаются технические регламенты (статья 2, пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании");

- договоры, касающиеся перемещенных культурных ценностей и любые другие международные договоры Российской Федерации, касающиеся ее культурного достояния (статья 23 Федерального закона от 15.04.1998 N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации");

- договоры о государственных внешних заимствованиях Российской Федерации (статья 109 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ);

- соглашения о реструктуризации долга иностранного государства или иностранного юридического лица перед Российской Федерацией (пункт 3 статьи 127 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ);

- договоры об использовании природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, в том числе с борта летательного аппарата, иностранными гражданами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами, а также не имеющими статуса юридического лица объединениями юридических лиц иностранных государств и международными организациями (пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации");

- договоры о проведении морских научных исследований во внутренних морских водах и в территориальном море, в том числе с борта летательных аппаратов и с воздушных зондов, иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами, компетентными международными организациями, членом которых не является Российская Федерация (пункт 3 статьи 25 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации");

- договоры о предоставлении Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (абзац второй статьи 4 Федерального закона от 23.06.1995 N 93-ФЗ "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности");

- договоры, касающиеся граждан, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации и изъявивших желание проходить военную службу по призыву на воинских должностях, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе");

- договоры о сохранении социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных российским законодательством, за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил СССР, других воинских формированиях СССР и государств - участников СНГ до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав СССР (пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих");

- договоры о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта - иностранного государства или его части (Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации").

Для международных договоров, согласие на обязательность которых выражается путем ратификации и это прямо оговаривается в самом договоре, могут устанавливаться особые условия вступления в силу.

Так, договорная практика двусторонних договоров предусматривает следующие условия вступления в силу:

- в день обмена ратификационными грамотами (например, статья 22 Договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном от 23.04.2002);

- со дня обмена ратификационными грамотами (например, статья 8 Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о российско-казахстанской государственной границе от 18.01.2005);

- по истечении определенного срока с даты обмена ратификационными грамотами (например, статья 25 Договора между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении от 27.02.2009).

Для многосторонних международных договоров могут устанавливаться следующие условия:

- со дня сдачи ратификационной грамоты депозитарию договора (например, статья 6 Соглашения о создании Консультативной экономической рабочей комиссии при Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств от 09.10.1992);

- со дня сдачи (либо сразу после этого дня) депозитарию договора определенной по счету ратификационной грамоты (например, пункт 1 статьи 8 Протокола о правилах лицензирования импорта государствами - участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли от 30.11.2000);

- по истечении определенного срока с момента сдачи депозитарию последней ратификационной грамоты (например, пункт 2 статьи 23 Конвенции о привилегиях и иммунитетах Шанхайской организации сотрудничества от 17.06.2004);

- с даты получения депозитарием четвертого письменного уведомления о выполнении подписавшими его сторонами внутригосударственных процедур (например, абзац первый статьи 17 Соглашения о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 10.12.2010).

В тех многосторонних международных договорах, где выражение согласия на обязательность договорных положений установлено наряду с ратификацией другими способами, например, путем утверждения, принятия или присоединения, условия о вступлении в силу обычно аналогичны тем, что установлены и для ратификации. В таких случаях помимо указания на сдачу ратификационной грамоты дается ссылка и на документ о принятии, утверждении или присоединении (пункт 2 статьи 12 Европейской конвенции о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами от 28.06.1978).

Следует отличать утверждение международного договора как один из способов выражения согласия государства на его обязательность от предварительного утверждения договора (его проекта), осуществляемого компетентными органами власти.

Необходимо также отличать принятие международного договора как способ выражения согласия государства на обязательность для него договора от принятия самого текста договора после его выработки.

С помощью данного способа выражения согласия к международному договору присоединяются те государства, которые не принимали участие в переговорах и не являлись его участниками с самого начала.

О разъяснениях данных положений см. пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 и пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5.

Дополнительно см. Порядок подготовки текстов международных договоров Российской Федерации.

от 27 июля 2007 года N 12828

На основании Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 29, ст.2757) и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 865 "Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2880; 2005, N 19, ст.1782; N 43, ст.4371; 2007, N 5, ст.637)

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Министерства иностранных дел
Российской Федерации
от 27 июля 2007 года N 12828

ПРАВИЛА
государственной регистрации и государственного учета
международных договоров Российской Федерации

I. Общие положения

1.1. Настоящие Правила устанавливают последовательность действий Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее - Министерство), совершаемых при государственной регистрации и государственном учете международных договоров Российской Федерации (далее - договоры).

1.2. Государственная регистрация и государственный учет составляют Единую государственную систему регистрации и учета международных договоров Российской Федерации (далее - ЕГС).

1.3. В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 29, ст.2757) ЕГС находится в ведении Министерства.

1.4. Государственной регистрации подлежат договоры, вступившие в силу для Российской Федерации.

1.6. Ведение государственной регистрации и государственного учета договоров осуществляет Правовой департамент Министерства.

II. Государственная регистрация договоров

2.1. Государственная регистрация осуществляется путем присвоения договору регистрационного номера в электронной учетной карточке договора. Регистрационный номер присваивается договору Правовым департаментом Министерства в течение 10 рабочих дней с даты получения им документов (нот, писем и т.п.), подтверждающих вступление договора в силу для Российской Федерации.

2.2. Регистрационный номер на подлиннике договора или его заверенной копии не проставляется.

III. Государственный учет договоров

3.1. Государственный учет договоров осуществляется в электронной форме. На каждый договор заводится учетная карточка, в которой указываются:

а) в отношении двустороннего договора:

1) полное официальное название договора;

2) название государства-контрагента;

3) уровень подписания договора (межгосударственный, межправительственный, межведомственный);

4) дата (даты) и место (места) подписания договора;

5) должности, фамилии, имена (отчества) лиц, подписавших договор;

6) сведения о полномочиях лица, подписавшего договор от российской стороны (дата выдачи полномочий), и об основании для выдачи полномочий (реквизиты акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, руководителя федерального органа исполнительной власти Российской Федерации);

7) сведения о действии договора (действует, не действует, временно применяется);

8) сведения о необходимости выполнения внутригосударственных процедур для вступления в силу договора после его подписания (подлежит ратификации, принятию, утверждению);

9) даты ратификации договора сторонами (для российской стороны указывается номер федерального закона о ратификации);

10) дата и место осуществления обмена грамотами о ратификации договора;

11) реквизиты документов (нот, писем и других уведомлений) о выполнении сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления договора в силу;

12) дата вступления договора в силу;

13) краткие сведения о предусмотренных договором сроке действия, условиях вступления в силу, продления, приостановления действия, прекращения;

14) сведения о продлении, приостановлении действия, прекращении договора (реквизиты документа - нота, письмо или другое уведомление - о продлении, приостановлении действия, прекращении договора; дата, с которой и на какой срок продлевается договор или приостанавливается его действие, дата прекращения действия договора);

15) место хранения подлинника договора (Историко-документальный департамент Министерства или архив федерального органа исполнительной власти Российской Федерации, от имени которого заключен договор межведомственного характера);

16) источник официального опубликования договора;

17) подразделение Министерства, курирующее вопросы, регулируемые договором;

18) федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, другой российский орган или организация, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые договором;

19) другая информация, относящаяся к договору;

б) в отношении многостороннего договора:

1) полное официальное название договора;

2) номер досье, в котором относящаяся к договору информация хранится в Правовом департаменте Министерства;

3) уровень подписания договора (межгосударственный, межправительственный, межведомственный);

4) дата и место принятия текста договора, его открытия для подписания;

5) должность, фамилия, имя (отчество) лица, подписавшего договор от российской стороны;

6) сведения о полномочиях лиц, подписавших договор (дата выдачи полномочий), и об основании для выдачи полномочий (реквизиты акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, руководителя федерального органа исполнительной власти Российской Федерации);

7) депозитарий договора;

8) дата вступления договора в силу;

9) краткие сведения о предусмотренных договором сроке действия, условиях вступления в силу, продления, приостановления действия, прекращения;

10) дата приостановления действия и прекращения договора;

11) дата подписания договора от российской стороны;

12) реквизиты акта, на основании которого российская сторона подписала или в иной форме выразила согласие на обязательность договора (федеральный закон, акт Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, руководителя федерального органа исполнительной власти Российской Федерации);

13) реквизиты документа (ратификационная грамота, нота, письмо или другое уведомление), подтверждающего выражение окончательного согласия российской стороны на обязательность для нее договора (ратификация, принятие, утверждение, присоединение);

14) реквизиты акта, на основании которого российская сторона выразила окончательное согласие на обязательность для нее договора (федеральный закон, акт Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, руководителя федерального органа исполнительной власти Российской Федерации);

15) дата вступления договора в силу для Российской Федерации;

17) реквизиты документа (нота, письмо или другое уведомление) о приостановлении действия договора российской стороной, выходе из него российской стороны;

18) дата приостановления действия договора российской стороной, выхода из него российской стороны;

19) даты подписания договора государствами, международными организациями, а также сдачи ими на хранение депозитарию документов (ратификационные грамоты, ноты, письма и другие уведомления) о ратификации, принятии, утверждении договора, присоединении к нему, приостановлении действия договора, выходе из него;

21) подразделение Министерства, курирующее вопросы, регулируемые договором;

22) федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, другой российский орган или организация, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые договором;

23) место хранения договора, в отношении которого российская сторона осуществляет функции депозитария (Историко-документальный департамент Министерства, архив федерального органа исполнительной власти Российской Федерации, от имени которого заключен договор межведомственного характера);

24) источник официального опубликования договора;

25) другая информация, относящаяся к договору.

3.2. Подлинник договора (двустороннего межгосударственного или межправительственного, а также многостороннего межгосударственного или межправительственного, в отношении которого российская сторона осуществляет функции депозитария) или его заверенная копия (многостороннего межгосударственного или межправительственного договора, в отношении которого российская сторона не осуществляет функции депозитария, а также двустороннего или многостороннего договора межведомственного характера) направляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации на хранение в Министерство в течение 14 календарных дней с даты подписания договора или получения от депозитария его заверенной копии, официального перевода.

3.3. Договор (его подлинник или заверенная копия), а также все связанные с ним документы (копии нот, писем и т.п.) в течение 3 рабочих дней с даты поступления в Министерство направляются в Правовой департамент Министерства.

3.4. Правовой департамент Министерства в течение 10 рабочих дней с даты поступления документов, упомянутых в п.2.5* настоящих Правил, осуществляет действия по государственному учету.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "п.1.5". - Примечание изготовителя базы данных.

3.5. Правовой департамент Министерства в течение 14 рабочих дней с даты поступления подлинников и заверенных копий документов, упомянутых в п.2.5* настоящих Правил, сдает их на хранение в Историко-документальный департамент Министерства.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "п.1.5". - Примечание изготовителя базы данных.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти,
N 38, 17.09.2007

Опубликование договора

В РФ договоры официально публикуются в Собрании законодательстваРФ и Бюллетене международных договоров.

Депозитарий и его функции

Депозитарием называется хранитель подлинника многостороннего договора и всех относящихся к нему документов (заявлений, оговорок, ратификационных грамот, документов о принятии, присоединении, денонсации и т. д.).

Депозитарием может быть одно или несколько государств, международная организация или главное административное должностное лицо такой организации (например, Генеральный секретарь ООН является депозитарием Пактов о правах человека 1966 г.).

Если депозитариями являются несколько государств (например, по Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г. депозитариями являются правительства РФ, Великобритании и США), то можно сдать документы, относящиеся к данному договору, одному из указанных правительств.

Права и обязанности депозитария установлены Венской конвенцией 1969 г. (ст. 77), но иногда они определяются в самом многостороннем договоре.

Функции депозитария:

Оговорки и их юридические последствия

Оговорка — одностороннее официальное заявление государства при подписании, ратификации, принятии или утверждении им международного договора или присоединении к нему, посредством которого государство желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству.

Оговорка не может быть принята, если:

  • данная оговорка запрещается договором;
  • договор предусматривает, что можно сделать только определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит;
  • оговорка несовместима с объектом и целями договора.

Право на оговорку является суверенным правом каждого государства. Оно дает возможность стать участником договора государствам, которые принимают основные положения договора, его объект и цели, но в силу различных причин не могут согласиться с отдельными, чаще всего второстепенными, частями договора.

Оговорка и возражение против нее должны быть сделаны в письменной форме и доведены до сведения договаривающихся государств — участников договора или имеющих право стать ими.

Если оговорка сделана при подписании договора, подлежащего ратификации, принятию или утверждению, она обычно содержится в ратификационной грамоте, в протоколе об обмене или сдаче на хранение ратификационных грамот или же в обоих этих документах. Государство — участник договора может в любое время снять оговорку или возражения против нее.

Толкование международных договоров

Толкование договора – это точное выяснение смысла и содержания договора. В результате толкования определяется значение отдельных терминов, производится сопоставление данного договора с другими договорами, изучаются обстоятельства и цели заключения договора. Если международный договор, нуждающийся в толковании, составлен на нескольких языках, причем каждый из текстов считается аутентичным, то любой из них согласно Венской конвенции 1969 г. является подлинным и может использоваться при толковании.

Толкование международных договоров бывает двух видов:

  • офици­альное (обязательное);
  • неофициальное (необязательное).

Официальное – осуществляется государствами, заключившими данный договор, или меж­дународными организациями, указанными в договоре, в форме отдельного протокола или обмена но­тами.

Толкование, осуществляемое по соглашению государств — участников договора, называется аутентичным, оно обязательно для участников договора, т. е. основано на их согласии. Аутентичное толкование может быть воплощено в любой форме:

  • специальный договор или протокол;
  • обмен нотами;
  • толкование терминов в тексте договора.

Толкование, осуществляемое международными органами, предусмотренными в самом договоре, называется международным. Международный суд ООН и ряд других органов уполномочены государствами давать обязательное для участников договора толкование, если сами участники не достигнут соглашения о смысле того или иного международного договора. Возможность международного судебного или арбитражного толкования может быть предусмотрена как в двусторонних, так и в многосторонних договорах.

Неофициальное толкование даётся государственными деятелями, дипломатами, политиками, юристами и т.д., и не обязательно для участников договора.

В международной практике часто встречается толкование международных договоров в односторонних декларациях, заявлениях, прилагаемых к договору от имени одного из участников. Государство-участник в лице его органов, определяемых внутригосударственным правом, может в одностороннем порядке дать свое толкование положений договора, которое называется внутригосударственным толкованием, оно, однако, обязательно только для толкующего государства.

Толкование осуществляется разными способами, среди которых вы­деляются:

  1. грамматическое;
  2. логическое;
  3. систематическое;
  4. исто­рическое;
  5. юридическое и т.д.

Основные принципы толкования

При толковании, в какой бы форме оно ни осуществлялось, необходимо соблюдать общие и специальные принципы (т. е. общие правила) толкования международного договора. Они должны соответствовать основным принципам международного права. К основным общим принципам (правилам) толкования международного договора относятся принципы:

  • добросовестности;
  • принцип единства, т.е. при толковании договора не следует разрывать объект и цель договора;
  • принцип эффективности, т.е. придание силы и смысла толкуемым положениям договора.

Специальными принципами толкования договора (в частности, многоязычных договоров) являются:

  • максимальное использование разноязычных текстов договора при толковании;
  • равная достоверность текстов договора, аутентичность которых установлена на разных языках;
  • установление единого смысла, закрепленного в текстах на разных языках.

Толкование международного договора не может быть расширительным или ограничительным. Оно должно проводиться в строгом соответствии с его объектом и целью, зафиксированными в договорном тексте и составляющими содержание договора.

Решающее значение при толковании имеет полный текст договора, который включает все части договора, в том числе преамбулу, и в соответствующих случаях — приложение, а также любое соглашение, относящееся к договору, которое было одобрено всеми участниками.

Если, по мнению государств — участников договора, основных средств (текст договора, дополнительные соглашения, приложения к договору) не может дать удовлетворительных результатов, то в процессе толкования договора возможно применение дополнительных средств (рассмотрение подготовительных материалов, протоколов конференций, заявлений делегаций, судебной практики и т. д.).

Читайте также: