Реформация доклад 10 класс

Обновлено: 02.07.2024

Ре­фор­ма­ци­ей на­зы­ва­ют дви­же­ние за пе­ре­строй­ку хри­сти­ан­ской церк­ви конце XV в. — на­ча­ле XVI в. Со­вре­мен­ни­ков по­ра­жа­ло ли­це­ме­рие выс­ших са­нов­ни­ков церк­ви, ко­то­рые про­по­ве­до­ва­ли непри­хот­ли­вость и воз­дер­жа­ние от свет­ских на­сла­жде­ний, а сами жили в рос­ко­ши, жадно на­кап­ли­вая огром­ные бо­гат­ства, зна­чи­тель­ную долю ко­то­рых со­став­ля­ли до­хо­ды от про­да­жи ин­дуль­ген­ций — спе­ци­аль­ных пап­ских гра­мот, сви­де­тельств об от­пу­ще­нии как со­вер­шен­ных, так и еще не со­вер­шен­ных гре­хов. Свет­ская власть воз­му­ща­лась по­сто­ян­ны­ми по­ли­ти­че­ски­ми ин­три­га­ми пап и кар­ди­на­лов, их вме­ша­тель­ством во внут­рен­ние дела ев­ро­пей­ских го­су­дарств.

В конце XV в. — на­ча­ле XVI в. Гер­ма­ния была со­став­ной ча­стью Свя­щен­ной Рим­ской им­пе­ри­и­гер­ман­ской нации. Кня­зья иг­ра­ли боль­шую роль в жизни Гер­ма­нии. Семь кня­зей-кур­фюр­стов, из­би­рав­шие им­пе­ра­то­ра, вся­че­ски про­ти­во­дей­ство­ва­ли уси­ле­нию его вла­сти и остав­ля­ли за собой право са­мо­сто­я­тель­но ре­шать важ­ные дела. Ка­то­ли­че­ская цер­ковь пре­тен­до­ва­ла на пер­во­сте­пен­ную роль в жизни раз­дроб­лен­ной Гер­ма­нии. Она имела здесь го­раз­до более ши­ро­кое поле де­я­тель­но­сти, чем в стра­нах с силь­ной цен­траль­ной вла­стью. Ка­то­ли­че­ской церк­ви при­над­ле­жа­ли огром­ные зе­мель­ные вла­де­ния и даже го­ро­да. Всю Гер­ма­нию за­по­ло­ни­ли про­дав­цы ин­дуль­ген­ций, свя­тых ре­лик­вий и раз­лич­ные сбор­щи­ки пла­те­жей в поль­зу церк­ви.

Ре­фор­ма­ция на­ча­лась в Гер­ма­нии с вы­ступ­ле­ния уче­но­го бо­го­сло­ва из го­ро­да Вит­тен­бер­га Мар­ти­на Лю­те­ра. Пред­ки Лю­те­ра были кре­стьяне. От них он уна­сле­до­вал уме­ние вы­сто­ять в самых труд­ных си­ту­а­ци­ях. Семья Мар­ти­на была бедна. Вос­пи­та­ние дома было стро­гое, побои слу­жи­ли глав­ным пе­да­го­ги­че­ским сред­ством. Еще ре­бен­ком он решил уйти в мо­на­стырь, чтобы спа­стись от ни­ще­ты. Лютер окон­чил Эр­фурт­ский уни­вер­си­тет и стал уче­ным-бо­го­сло­вом.

Мартин Лютер

Летом 1524 г. в Гер­ма­нии на юге стра­ны вос­ста­ли кре­стьяне. Во­ждем на­род­ной Ре­фор­ма­ции стал свя­щен­ник Томас Мюн­цер.

Томас Мюнцер

Лютер резко осу­дил по­встан­цев и Мюн­це­ра, за­кре­пив свой союз с кня­зья­ми и го­род­ской вер­хуш­кой. Те­перь, после по­ра­же­ния на­род­ной Ре­фор­ма­ции, мно­гие кня­зья боль­ше не счи­та­ли под­держ­ку Лю­те­ра опас­ным делом. В его уче­нии их чрез­вы­чай­но при­вле­ка­ли идеи се­ку­ля­ри­за­ции и гла­вен­ства го­су­дар­ства над цер­ко­вью. Когда на рейхс­та­ге 1529 г. ка­то­ли­ки ока­за­лись в боль­шин­стве и по­тре­бо­ва­ли от­ме­нить за­во­е­ва­ния Ре­фор­ма­ции, сто­рон­ни­ки Лю­те­ра за­яви­ли про­тест. С этого вре­ме­ни их стали на­зы­вать про­те­стан­та­ми.

Ре­фор­ма­ция по лю­те­ран­ско­му об­раз­цу была рас­про­стра­не­на в Ан­глии, Дании, Нор­ве­гии, Ис­лан­дии, Шве­ции, Фин­лян­дии.

Распространение Реформации в Европе.


По ука­за­нию Каль­ви­на в Же­не­ве был со­став­лен про­ект но­во­го цер­ков­но­го устрой­ства. Те­перь об­щи­на ве­ру­ю­щих сама вы­би­ра­ла ста­рей­шин-пре­сви­те­ров и про­по­вед­ни­ков-пас­то­ров. Они ру­ко­во­ди­ли об­щи­ной и сле­ди­ли за нрав­ствен­но­стью ее чле­нов. Ре­фор­мы пре­вра­ти­ли Же­не­ву в уны­лый и скуч­ный город. Из цер­ков­но­го оби­хо­да уда­ли­ли по­след­ние укра­ше­ния, сим­во­лы, це­ре­мо­нии. Яркие одеж­ды, театр, танцы, му­зы­ка были за­пре­ще­ны как бо­го­про­тив­ные. По­ощ­ря­лись раз­мыш­ле­ния над Биб­ли­ей, рас­пе­ва­ния псал­мов и упор­ный труд. Свет­ская власть в Же­не­ве стала про­стым ис­пол­ни­те­лем пред­пи­са­ний церк­ви.

Важ­ную роль в ис­то­рии сыг­ра­ли по­ли­ти­че­ские идеи Каль­ви­на. От­ме­чая бо­же­ствен­ное про­ис­хож­де­ние вла­сти, Каль­вин под­чер­ки­вал, что у пра­ви­те­лей есть обя­зан­но­сти перед об­ще­ством. Если пра­ви­тель не дает ве­ру­ю­щим вы­пол­нять их хри­сти­ан­ский долг, то он ста­но­вит­ся ти­ра­ном, и об­щи­на имеет право ему со­про­тив­лять­ся. По­сле­до­ва­те­ли Каль­ви­на раз­ви­ли эту идею, тем самым оправ­ды­вая даже убий­ство ти­ра­на.

Уче­ние Каль­ви­на рас­про­стра­ни­лось в Ан­глии и Шот­лан­дии, в Ни­дер­лан­дах и во Фран­ции, в Се­вер­ной Аме­ри­ке. Каль­вин раз­вил идеи Лю­те­ра и объ­еди­нил сто­рон­ни­ков Ре­фор­ма­ции для даль­ней­шей борь­бы. Между тем ка­то­ли­цизм го­то­вил­ся к ре­ши­тель­ной схват­ке.



Папа Павел III на Три­дент­ском со­бо­ре

Ка­то­ли­че­ской церк­ви уда­лось по­да­вить Ре­фор­ма­цию в Поль­ше, Ита­лии, Южной Гер­ма­нии. В стра­нах, где по­бе­ди­ла ка­то­ли­че­ская цер­ковь, как пра­ви­ло, доль­ше со­хра­ня­лись фе­о­даль­ные по­ряд­ки, тор­мо­зив­шие раз­ви­тие эко­но­ми­ки.

Ре­фор­ма­ция в Ев­ро­пе была под­го­тов­ле­на стре­ми­тель­ным подъ­емом куль­ту­ры в эпоху Воз­рож­де­ния, стрем­ле­ни­ем лич­но­сти к боль­шей сво­бо­де и са­мо­сто­я­тель­но­сти. Ре­фор­ма­ция — это время кри­зи­са ка­то­ли­че­ской церк­ви. Несмот­ря на по­пыт­ки церк­ви за­ду­шить Ре­фор­ма­цию и от­дель­ные успе­хи, из-под ее вла­сти вы­рва­лись Ан­глия и Шот­лан­дия, скан­ди­нав­ские стра­ны, Гол­лан­дия, Се­вер­ная Гер­ма­ния, часть Фран­ции.

Ре­фор­ма­ция оста­ви­ла глу­бо­кий след в ис­то­рии, она из­ме­ни­ла ду­хов­ный, по­ли­ти­че­ский и эко­но­ми­че­ский ха­рак­тер ев­ро­пей­ско­го об­ще­ства. Ито­гом Ре­фор­ма­ции стало по­яв­ле­ние на­ци­о­наль­ных церк­вей, укреп­ле­ние свет­ской вла­сти, со­зда­ние усло­вий для раз­ви­тия на­ци­о­наль­ных го­су­дарств.

Религиозные войны и укрепление монархии во Франции.

В XVI в. Фран­ция стала одним из самых боль­ших цен­тра­ли­зо­ван­ных го­су­дарств За­пад­ной Ев­ро­пы с на­се­ле­ни­ем около 15 млн че­ло­век. По уров­ню раз­ви­тия она зна­чи­тель­но опе­ре­жа­ла то­гдаш­нюю Ис­па­нию, но усту­па­ла Ан­глии и Ни­дер­лан­дам.

Пре­ем­ни­ком Фран­цис­ка I был его сын Ген­рих II (1547–1559 гг.), ко­то­рый рас­ши­рил гра­ни­цы стра­ны, в част­но­сти от­во­е­вал у Ан­глии порт Кале. Этот ко­роль неле­по погиб во время од­но­го из тур­ни­ров.

В 1562 г. ка­то­ли­ки устро­и­ли резню гу­ге­но­тов, те пред­при­ня­ли от­вет­ные дей­ствия. На­ча­лись ре­ли­ги­оз­ные войны. В 1572 г., ка­за­лось, про­изо­шло при­ми­ре­ние. Вождь гу­ге­но­тов гер­цог На­варр­ский со­че­тал­ся бра­ком с сест­рой ко­ро­ля Карла IX Мар­га­ри­той Валуа. И тут Гизы на­нес­ли же­сто­кий удар, ор­га­ни­зо­вав мас­со­вое убий­ство гу­ге­но­тов. Оно на­ча­лось в Па­ри­же в ночь на празд­ник свя­то­го Вар­фо­ло­мея и вошло в ис­то­рию как Вар­фо­ло­ме­ев­ская ночь. В ответ гу­ге­но­ты со­зда­ли на юге свое го­су­дар­ство, во главе ко­то­ро­го стал Ген­рих На­варр­ский.


В 1598 г. Ген­рих IV издал Нант­ский эдикт о ве­ро­тер­пи­мо­сти. Офи­ци­аль­ной ре­ли­ги­ей Фран­ции оста­вал­ся ка­то­ли­цизм, но гу­ге­но­ты урав­ни­ва­лись в пра­вах с ка­то­ли­ка­ми. Ген­ри­ху IV уда­лось вос­ста­но­вить эко­но­ми­ку стра­ны, укре­пить свою власть и меж­ду­на­род­ный пре­стиж Фран­ции. Од­на­ко в 1610 г. его жизнь обо­рвал кин­жал фа­на­тич­но­го ка­то­ли­ка.

Сле­ду­ю­щим фран­цуз­ским ко­ро­лем в де­вя­ти­лет­нем воз­расте стал сын Ген­ри­ха IV Лю­до­вик XIII (1610–1643 гг.). Неко­то­рое время стра­ной управ­ля­ла его мать Мар­га­ри­та Ме­ди­чи. В 1624–1642 гг. во главе пра­ви­тель­ства стоял кар­ди­нал Ри­ше­лье. Непре­взой­ден­ный ма­стер ин­три­ги, он удер­жи­вал свой пост до самой смер­ти. Он раз­ра­бо­тал про­грам­му дей­ствий, стре­мясь сде­лать Фран­цию мо­гу­ще­ствен­ной дер­жа­вой. Права и при­ви­ле­гии про­вин­ций или учре­жде­ний со­блю­да­лись лишь тогда, когда это не про­ти­во­ре­чи­ло ин­те­ре­сам мо­нар­хии. Про­тив­ни­ка­ми такой по­ли­ти­ки были гу­ге­но­ты. Ри­ше­лье дей­ство­вал ре­ши­тель­но: он от­во­е­вал у гу­ге­но­тов Ла-Ро­шель, лишил их по­ли­ти­че­ских прав. Под­лин­ным бед­стви­ем для Фран­ции были дуэли, кар­ди­нал из­да­вал эдик­ты про­тив ду­элей и же­сто­ко карал на­ру­ши­те­лей. Он ре­фор­ми­ро­вал фи­нан­сы, по­кро­ви­тель­ство­вал раз­ви­тию про­мыш­лен­но­сти и тор­гов­ли, по­ощ­рял за­хват ко­ло­ний. По его ини­ци­а­ти­ве на­ча­ла вы­хо­дить пер­вая фран­цуз­ская га­зе­та.


Глав­ны­ми про­тив­ни­ка­ми Фран­ции в Ев­ро­пе были ис­пан­ские и ав­стрий­ские Габс­бур­ги. В ходе Трид­ца­ти­лет­ней войны (1618–1648 гг.) Фран­ция одо­ле­ла Ис­па­нию и стала самым мо­гу­ще­ствен­ным го­су­дар­ством в Ев­ро­пе.

После смер­ти Лю­до­ви­ка XIII на пре­стол взо­шел его пя­ти­лет­ний сын Лю­до­вик XIV(1643–1715 гг.). Ре­аль­ная власть пе­ре­ш­ла к ко­ро­ле­ве-ма­те­ри Анне Ав­стрий­ской и пер­во­му ми­ни­стру кар­ди­на­лу Ма­за­ри­ни, про­дол­жав­ше­му по­ли­ти­ку Ри­ше­лье. По­ло­же­ние Фран­ции, ра­зо­рен­ной Трид­ца­ти­лет­ней вой­ной, было неста­биль­ным. Вол­не­ния про­дол­жа­лись до 1653 г., их участ­ни­ки тре­бо­ва­ли огра­ни­чить рост на­ло­гов и пре­кра­тить зло­упо­треб­ле­ния вла­стей. Когда в 1661 г. Ма­за­ри­ни умер, 22-лет­ний Лю­до­вик XIV за­явил, что от­ныне сам будет пер­вым ми­ни­стром, и с тех пор не вы­пус­кал власть из своих рук.



Лю­до­вик ХIV же­сто­ко пре­сле­до­вал гу­ге­но­тов. В 1685 г. ко­роль от­ме­нил Нант­ский эдикт о ве­ро­тер­пи­мо­сти и за­пре­тил в стране про­те­стант­скую веру. Эко­но­ми­ка стра­ны силь­но по­стра­да­ла от мас­со­вой эми­гра­ции уме­лых ре­мес­лен­ни­ков и де­ло­вых людей.

В XVI–XVII вв. во Фран­ции утвер­ди­лась аб­со­лют­ная мо­нар­хия. Она опи­ра­лась на дво­рян­ство, но учи­ты­ва­ла и ин­те­ре­сы пред­при­ни­ма­тель­ских слоев. Пе­ре­жив тя­же­лые ис­пы­та­ния в годы ре­ли­ги­оз­ных войн, аб­со­лю­тизм уси­лил­ся при Ри­ше­лье и до­стиг сво­е­го рас­цве­та во время прав­ле­ния Лю­до­ви­ка XIV.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

РЕФОРМАЦИЯ И ПЕРВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ В ЕВРОПЕ

Описание презентации по отдельным слайдам:

РЕФОРМАЦИЯ И ПЕРВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ В ЕВРОПЕ

РЕФОРМАЦИЯ И ПЕРВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ В ЕВРОПЕ

первые религиозные войны в Европе произошли из-за того, что Римско-католичес.

Первые религиозные войны в Европе произошли из-за реформации. Это был период.

Первые религиозные войны в Европе произошли из-за реформации. Это был период, когда происходила борьба за переосмысление роли Католической церкви в обществе. Цель реформации заключалась в стремление к созданию национальных церквей и борьбы против католического учения, имевшее в своей основе антифеодальный характер.

Цель реформации Главной целью реформации XVI века была борьба против католиче.

Что такое реформация? РЕФОРМАЦИЯ переводе с лат. преобразование – это религио.

Что такое реформация? РЕФОРМАЦИЯ переводе с лат. преобразование – это религиозные и социально-политические течения, выдвигавшие требования реформы католической церкви и возвышавшие значение мирской жизни.

Предпосылки Разложение феодальных отношений Зарождение капитализма Что мешало.

Предпосылки Разложение феодальных отношений Зарождение капитализма Что мешало? Цеховые правила Крепостная зависимость Феодальная раздробленность Грабежи и разбои рыцарей Засилье католической церкви Рост самосознания личности

Начало реформации Основал Реформацию профессор Виттенбергского университета М.

Начало реформации Основал Реформацию профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер против католической церкви в 1517. Возмущенный кризисом церкви, критикуя роскошь Рима, он был вынужден определить новые отношения между человеком и Богом, создавая, таким образом, новую религию.

Мартин Лютер Профессор Виттенбергского университета Великий основоположник и.

Мартин Лютер Профессор Виттенбергского университета Великий основоположник и вождь Реформации в Германии Основатель немецкого протестантизма (лютеранства), переводчик Библии на немецкий язык. В 1517 г. выступил против продажи индульгенции 1483 - 1546

Родина реформации - Германия Реформация в Германии началась как движение умер.

Родина реформации - Германия Реформация в Германии началась как движение умеренных общественных слоев, вдохновенных гуманистическими идеалами, направленный против католической церкви. Однако постепенно она приобрела черты присущих борьбе народных масс за улучшение своего положения. Отражением этого стали призывы Томаса Мюнцера поднять меч против господ и установить силой церкви Царство Божие на Земле, и события Крестьянской войны 1524 - 1526 гг.

Реформация привела к религиозным войнам за свободу совести, в результате кото.

Реформация привела к религиозным войнам за свободу совести, в результате которых в ряде европейских государств утвердились буржуазная, религиозная и политическая свободы. Но эпоха Реформации поняла свободу совести прежде всего как свободу от авторитета церкви, и её ближайшим результатом была замена авторитета церкви авторитетом государства. Реформация отвергла принципы католического теократизма и централизма, государства были освобождены от церковной опеки, а сама религия стала орудием государственной власти.

Вормсский рейхстаг По существу же РЕФОРМАЦИЯ началась после Вормсского сейма.

Вормсский рейхстаг По существу же РЕФОРМАЦИЯ началась после Вормсского сейма 1521 г., на котором был оглашен эдикт, объявивший Лютера еретиком. Папа – Лев Х отлучил Лютера от церкви за его учения; в движение включились широкие слои населения.

Социальную базу РЕФОРМАЦИИ в Германии составляли бюргерство, представители св.

Социальную базу РЕФОРМАЦИИ в Германии составляли бюргерство, представители светской власти, стремившиеся к захвату церковных земель, крестьянство. Значительную роль в распространении РЕФОРМАЦИИ сыграла Крестьянская война (1524-1526) под руководством Т. Мюнцера.

В первой половине XVI в. лютеранство распространилось в княжествах Северной Г.

В первой половине XVI в. лютеранство распространилось в княжествах Северной Германии - Пруссии, Браденбурзи, Саксонии, Силезии, Вюртемберге, Гессене. Официальной религией его признали в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии и в прибалтийских землях.

Реформация в Дании и Норвегии Реформация в Даниии связана с именем Ганса Таус.

Реформация в Швеции и Финляндии В 1517 году братья Олаус (Олаф) и Лаврентий (.

Реформация в Швеции и Финляндии В 1517 году братья Олаус (Олаф) и Лаврентий (Ларс) Петри, сыновья кузнеца из Эребру, приехавшие в Германию для получения образования, стали свидетелями выступлений Мартина Лютера против злоупотреблений в Римско-католической Церкви. Первоначально к выступлениям Петри отрицательно отнеслись не только церковные иерархи, но и обычные прихожане. Негативно отнёсся к проповеди нового учения и новый король Густав Васа, которым в 1523 году был издан указ, запрещавший под угрозой лишения имущества и смертной казни изучать произведения Лютера. Однако сложная внутриполитическая ситуация заставила короля искать как новых союзников внутри страны, так и дополнительные источники финансирования своего правления. Вдобавок в 1524 году возник конфликт между королём и папой Клементом VII по поводу избрания нового архиепископа. В результате отношения с папством были прерваны и больше не возобновлялись.

Реформа Церкви в Швеции осуществлялась постепенно. С 1525 года началось прове.

Реформа Церкви в Швеции осуществлялась постепенно. С 1525 года началось проведение богослужений на шведском языке, в 1526 году был издан Новый Завет, а в1541 году — вся Библия, и король обязал все церкви купить новые книги. В 1527 году на Вестеросском риксдаге главой Церкви был провозглашён король, а имущество монастырей было конфисковано в пользу короны. Делами Церкви стали управлять светские лица, назначенные королём. В 1531 году архиепископом Швеции стал брат Олауса Лаврентий. Под его руководством в 1536 году в Уппсале состоялся Церковный собор, на котором лютеранские церковные книги были признаны обязательными для всей Швеции.

Триумф Густава Васа. Женщина в жёлтом платье — Католическая Церковь

Триумф Густава Васа. Женщина в жёлтом платье — Католическая Церковь

Реформация в Прибалтике Реформация в Прибалтике началась с земель Тевтонского.

Реформация в Прибалтике Реформация в Прибалтике началась с земель Тевтонского ордена. В 1511 году его гроссмейстером был выбран Альбрехт Бранденбургский. Он пытался проводить независимую от Польши политику, вследствие чего в 1519 году поляки опустошили всю Пруссию. Реформационные процессы достаточно рано затронули земли Ливонской конфедерации. Уже в 1520-е годы здесь выступали ученикиЛютера Иоганн Бугенхаген, Андреас Кнопкен и Сильвестр Тегетмейер. Реформатором Дерпта был Мельхиор Хоффман. Их проповеди нашли живой отклик как среди дворян, так и среди бюргеров и городской бедноты. В результате в 1523—1524 гг. основные католические церкви в Таллине и Риге были разгромлены, а католическое духовенство изгнано. В 1539 году Рига вошла в состав протестантских городов. Активно распространялось новое учение и в Великом княжестве Литовском. В 1547 году на литовский язык Мартинасом Мажвидасом был издан евангелический катехизис

Катехизис Мажвидаса — первая книга на литовском языке

Катехизис Мажвидаса — первая книга на литовском языке

Итоги Реформации Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать о.

Итоги Реформации Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, католический мир, который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского, прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира — необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме церковно-приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.

Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о рав.

Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам — в управлении государством.

Основным же достижением Реформации стало то, что она значительно поспособство.

Основным же достижением Реформации стало то, что она значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже сама этика протестантов способствовала развитию экономики.

Ключевые слова конспекта: Реформация, Контрреформация, Лютер, 95 тезисов, Мюнцер, крестьянская война, секуляризация, кружки гуманистов, протестанты, кальвинизм, Шмалькальденские войны, Тридентский собор.

Реформация – широкое религиозное и социально-политическое движение за коренное обновление церкви, развернувшееся в 16 веке в большинстве Европейских стран. Она положила начало новым религиозным течениям и сектам. Реформация вербовала своих сторонников во всех социальных слоях, и каждый из них истолковывал её задачи в соответствии со своими интересами. Отсюда разнообразие понимания Реформации: то узкое, ограниченное религиозными переменами, то доходящие до идей всеобщего переустройства существующих порядков. Основные причины Реформации были связаны с кризисом католической церкви и обострением комплекса общественных противоречий в эпоху начавшегося разложения феодального строя.

реформация причины

К началу XVI века в Центральной и Западной Европе возросли материальные и политические претензии католической церкви. В средние века она — идеологическая опора феодального строя и претендент на политическую гегемонию. Это вызывало недовольство феодалов, горожан (зарождающейся буржуазии).

В 15 — 16 века королевская власть в странах, вставших на путь государственной централизации, давала отпор притязаниям церкви. Но в раздробленной Германии папство не идёт на уступки. В Германии Реформация началась раньше, объединив широкие слои населения. Реформация в Германии – знамя широкой антифеодальной борьбы (как и в Нидерландах). Требования церковной реформы были в каждой программе политических реформ. Общественному подъёму способствовало гуманистическое движение. Буржуазные отношения создали условия для новой идеологии. Кружки гуманистов – пропагандировали научные мировоззрения, борьбу со схоластикой, о национальном языке немцев, о роли папского Рима и его агентуры в унижении Германии.

реформация направления

Радикальное направление реформации – Т. Мюнцер: единственный источник веры – это Библия, Бог есть везде. Он сторонник социального переворота (крестьянство + городская беднота), а священное писание лишь указывает необходимые действия: власть нужно отдать народу, уничтожить дворянские замки и монастыри. Реформация – это путь к революционному переустройству общества. На основе идей и деятельности реформаторов разгорелась крестьянская война. Подавление войны привело к усилению власти. Во многих городах Германии закрылись монастыри, вводится реформированное богослужение. На сторону Реформации переходят некоторые имперские князья, заинтересованные в секуляризации (изъятии чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению).

По итогам двух Шмалькальденских войн признавалось равноправие католиков и протестантов. Местные князья получили право определять религию своего княжества. В результате в Германии в XVI в. сложились 2 группы княжеств – католическая (наследственные земли Габсбургов) и протестантская (остальные княжества).

Возникает много направлений и течений в протестантской идеологии, крупнейшим из которых был кальвинизм, получивший свое название от имени французского юриста и богослова Жана Кальвина. Центром кальвинизма становится швейцарский город Женева. Кальвинистская церковь управлялась по демократическим принципам, она поощряла накопительство и торговлю, чем способствовала развитию капиталистических отношений.

значение реформации

Всюду проводилась секуляризация церковных земель, что вело к укреплению светской власти, дворянства, бюргерства. В целом Реформация нанесла удар по римско-католической церкви как одному из устоев феодализма и сломала монополию католицизма в духовной жизни общества.

контрреформация

Контрреформация — реакция церкви на новые явления в социально-политической, религиозной и культурной жизни общества. Папство вынуждено было создать новые инструменты — новые религиозные ордена, инквизицию, книжную цензуру. Оплот Контрреформации – Испания, Германия, Австрия – где были сильны позиции католицизма. Тридентский собор сохранил устои католической церкви; отверг попытки изменения догматов; протестантов — анафеме, папство укрепило все звенья церковной организации.

Зачастую религиозные вопросы были лишь прикрытием для решения иных проблем :

  • национального освобождения (Нидерландское восстание 1560-1570-х);
  • борьбы феодальных семей и группировок за власть (французские религиозные войны второй половины XVI в.);
  • соперничество за европейскую гегемонию — Тридцатилетняя война (войны между Францией и Габсбургами XVI-XVII вв.).

Реформация

Картина, посвящённая Реформации в Европе

Начавшись в Германии, Реформация вскоре прокатилась по всей Европе, навсегда разделив её на католиков и протестантов. Эти события перекроили политический баланс сил и оказали огромное влияние на всю дальнейшую историю, а также заложили предпосылки для религиозных войн.

Причины Реформации

Причины Реформации

Основные причины Реформации

  • Гонения католической церкви на науку. В XVI веке было совершено немало важных научных открытий, которые, однако, часто противоречили церковным догматам. Это стало причиной гонения на учёных, что вызвало недовольство среди многих людей.
  • Вмешательство Церкви в светскую жизнь. Феодалы были недовольны вмешательством духовенства в их дела, а городские власти – поборами на содержание расположенных в них церквей.
  • Сложность и непонятность церковных обрядов. Церковь была страшно далека от народа, стремясь стать посредником между людьми и Богом. Большинство людей же с радостью встретило предложенную Мартином Лютером идею о том, что посредники в этом вопросе не нужны, так как это давало им возможность стать ближе к Богу. Это стало одной из основных причин Реформации в Европе.
  • Кризис Католической церкви. В XV веке она пережила период троепапства, а некоторые порочные практики вроде злоупотребления властью и продажи индульгенций (отпущение грехов за плату) вызывали массовое недовольство. Многие католические священнослужители сами были невежественным, глупы и алчны, что создавало Церкви негативный имидж. Высшие церковные иерархи тем временем жили в роскоши, одновременно напоминая прихожанам о необходимости быть скромными и смиренными, и людей возмущало это двуличие.
  • Формирование класса буржуазии. Эти люди, более обеспеченные, чем простонародье, в массе своей не желали вкладывать деньги в постройку соборов и содержание духовенства. Такие настроения в буржуазной среде также стали одной из причин Реформации.
  • Налоги и коррупция. Церковь забирала свою десятину (одну десятую всех доходов) в виде налогов, а торговля должностями в среде духовенства приняла огромные масштабы. Проще говоря, католическая Церковь погрязла в коррупции.

Начало Великой французской революции

Начало Великой французской революции 1789-1799. Взятие Бастилии кратко.

Начало восстания Степана Разина

Начало восстания Степана Разина 1667-1671 кратко

Суть Реформации

Фактически Реформация стала церковным расколом, в результате которого от Римско-Католической Церкви отделились протестанты, которые, в свою очередь, позднее также раскололись на множество направлений и течений. По сути, Реформация в Европе положила конец безоговорочному владычеству католической Церкви в европейских государствах, так как за какие-то десятки лет многие страны стали целиком или почти целиком протестантскими. Это общественное-политическое и религиозное течение навсегда изменило облик Европы, а порождённый им протестантизм стал одним из трёх основных направлений христианства в мире наряду с католицизмом и православием. При этом суть Реформации была скорее революционной, нежели эволюционной – события развивались стремительно, сопровождаясь массовыми беспорядками, войнами и репрессиями.

Событие, положившее начало Реформации

Официально началом Реформации считается 31 октября 1517 года, тот самый день, когда Мартин Лютер опубликовал свой труд “95 тезисов”, критиковавший католическую Церковь. Некоторые историки, правда, сомневаются, что это событие имело место в реальности. При этом выступления против папской власти случались и раньше, но они были совсем другими: раньше критики рассматривали проблемы Церкви через призму человечности, а Мартин Лютер начал критиковать церковные догмы. Так что публикация его “95 тезисов” считается основным событием, начавшим Реформацию в Европе.

Распространение Реформации в Европе

Распространение Реформации

Некоторые этапы распространения Реформации в странах Европы

Чтобы вспомнить, в каких странах была распространены Реформация, надо вспомнить о том, что началась она в XVI веке в Германии, которая тогда была раздробленным государством, в котором недовольство церковью испытывали представители всех социальных слоёв. Вскоре Реформация распространилась по другим странам – Чехия, Нидерланды, Венгрия, Австрия, Франция, Англия. В ряде случаев это привело к разрушительным военным конфликтам – так, казнь Яна Гуса идеолога чешской реформации, послужила основной причиной гуситских войн, продлившихся 15 лет, а протестантский проповедник Томас Мюнцер фактически начал в Германии крестьянскую войну против несправедливости и угнетения, ставшую крупнейшим восстанием в Европе до Великой Французской революции. Стоит отметить, что распространение Реформации в Европе также сопровождалось частыми погромами и грабежами католических храмов и церквей. Постепенно Реформация охватывала всё новые и новые страны – Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Польша, Литва, Швейцария, Шотландия и др. Русское царство, однако, затронуто Реформацией не было – она представляла собой конфликт между протестантами и католиками, а Россия была православной. Самым заметным последствием Реформации в Европе стала Контрреформация, комплекс мер, призванных ей противодействовать. В итоге часть европейских государств осталась католическими целиком или частично.

Читайте также: