Речевые и неречевые коммуникации в деловой беседе доклад

Обновлено: 07.07.2024

Данный реферат посвящен роли мимики, жестов и позы в деловом общении. Его актуальность определяется тем, что практически каждому человеку, а тем более студенту-лингвисту, зачастую приходится сталкиваться с ситуацией делового общения, неотъемлемой частью которого являются различные невербальные проявления.

Цель работы: раскрыть тему невербального поведения в деловом общении и определить его роль и значимость.


  • Изучить материал по предложенной теме;

  • Проанализировать и систематизировать полученные сведения;

  • Оформить результаты работы в виде реферата.

Деловое общение как вид коммуникации

Понятие делового общение и его особенности

Деловой разговор в первую очередь подразумевает устную деловую речь. Это непосредственное общение, которое предполагает наличие конкретного собеседника (или собеседников) и возможность непосредственно воздействовать на него (или на них). Наличие собеседника позволяет использовать мимику, жесты и интонацию в качестве способов воздействия, и это существенно отличает устную деловую речь от ее письменной формы.

Непосредственное общение исключает возможность предварительного обдумывания, а потому деловой разговор полон непринужденных форм общения, а также некоторых грамматических и стилистических особенностей [7].

Невербальная составляющая делового общения

Понятие невербального общения

Невербальные сигналы играют большую роль в коммуникации, они влияют на ее процесс и результаты. Также от них зависит восприятие человеком окружения, особенно в процессе формирования мнения о ком-либо [6].

Известно, что мимика, жесты как элементы невербального поведения личности являются одной из первых визуальных, знаковых систем, которые усваиваются в процессе развития. О приоритете невербального языка над вербальным говорит международный характер основных мимических картин, поз, наборов жестов, а также данные о чертах жестикуляции и мимики, которые выступают генетическими признаками человека, например, врожденные способы выражения эмоций. Структура, содержание, форма невербального поведения, его актуализация обусловлены многовековой практикой общения [8].

Невербальные средства общения

Жесты

Существуют следующие виды жестов:

Указательные – сопровождение указательных местоимений. Применяются для того, чтобы выделить какой-то предмет из ряда однородных, указать местоположение.

Изобразительные – жесты, используемые при описании предмета в том случае, если не хватает словарного запаса или слов недостаточно по каким-либо причинам (нервозность, неуверенность, что собеседник все понимает и т.д.), либо в том случае, если необходимо впечатлить собеседника и ввести некую наглядность.

Символические – жесты, имеющие какое-либо абстрактное значение. Существуют следующие символические жесты (выделяются по ряду типовых ситуаций): жест предельности (категоричности), жест интенсивности, жест отказа, отрицания, жест противопоставления, антонимичности, жест разъединения, расподобления, жест объединения, сложения, суммы.

Эмоциональные – жесты, которые передают различные оттенки чувств.

Ритмические – связаны с ритмикой речи. Подчеркивают логическое ударение, замедление или ускорение речи, место пауз.

Механические – жесты, которые являются не подкреплением слов оратора, а скорее желанием занять руки вследствие неуверенности в себе. Отвлекают слушателя и мешают восприятию.

2.2.2 Позы

Поза — определенное положение частей тела человека: головы, туловища, рук, ног, а также движения, которые изменяют это положение или влияют на него. Наблюдатель со своей стороны может уловить гармоничность или дисгармоничность взаимосвязей компонентов позы и сделать вывод о ее естественности или неестественности, понять, в каком состоянии находится человек, выяснить его отношение к окружающим. Почти у каждого человека есть любимая поза (или позы), из-за чего не всегда легко понять, выражает ли данная поза состояние человека или является просто следствием привычки. Тем не менее предпочтение той или иной позы может отражать подверженность человека соответствующему состоянию.


  • этапы общения — позы вступления и выхода из контакта;

  • виды отношений и взаимоотношений — позы, выражающие симпатии - антипатии, подчинение - доминирование, включенность - отчужденность;

  • психофизиологические состояния — поза напряженная или расслабленная, активная или пассивная;

  • соответствие поз партнеров в общении — синхронные или несинхронные позы;

  • направленность позы — позы партнеров лицом друг к другу, спиной друг к другу, лицо к спине;

  • соответствие позы другим элементам экспрессии — поза гармоничная или дисгармоничная [9].

2.2.3. Мимика

Лоб, брови, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.д. Важно отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.


  • врожденные типичные мимические схемы, которые соответствуют определенным эмоциональным состояниям;

  • приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств, которые мы способны произвольно контролировать;

  • индивидуальные экспрессивные особенности, которые придают видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, свойственные только данному индивиду [5].

Функции невербального общения

1. Регуляция течения процесса общения, создание психологического контакта между партнерами. С помощью мимики (доброжелательного выражения лица, улыбки), некоторых символических жестов, можно показать свое расположение к собеседнику и таким образом наладить контакт.

2. Обогащение значений, передаваемых словами, направление истолкования словесного текста. Например, с помощью изобразительных жестов можно добавить наглядности описанию чего-либо или внести дополнительный смысл.

3. Выражение эмоций и отражение истолкования ситуации. С помощью мимики (нахмуренных бровей или, наоборот, улыбки) можно выразить свое отношение к объекту обсуждения или сложившейся в процессе разговора ситуации.

2.4. Проблема трактовки невербальных средств общения

В отличие от речи, невербальное поведение, как правило, не имеет четкого семантического кода. Как отдельный невербальный сигнал может иметь несколько значений, так и одно значение может быть передано несколькими путями. В настоящее время нет точного способа связывания невербальных сигналов с семантическим кодом, так как их значение сильно зависит от восприятия получателя сигнала и контекста.

Невербальное поведение, так или иначе, связано с вербальным контекстом. Например, информация, переданная мимикой, зависит от вербального контекста, в котором она имеет место. Ее значение не может быть понято само по себе исходя только из ее физических свойств, наоборот, оно воспринимается в связи с конкретной коммуникационной ситуацией. Невербальное поведение – это множество одновременно происходящих поведенческих актов. В таком случает контекстом невербального поведения становится само невербальное поведение, то есть одни его компоненты могут обусловить модулирование дополнительными смыслами других компонентов. Кроме того, на восприятие могут повлиять малозаметная динамика и качество движения. Тем не менее, определенный набор движений не всегда несет тот смысл, который в нем могут увидеть [6].

Рекомендации по невербальному поведению в ситуации делового общения

Чтение невербальных сигналов партнера по общению


  • Наклоненная в сторону голова свидетельствует о некоторой заинтересованности; кулак при этом подпирает щеку – собеседник слушает очень внимательно; большой палец подпирает подбородок, а указательный вытянут и упирается в висок – собеседник оценивает информацию.

  • Рука, невольно поднесенная ко рту, свидетельствует либо о неуверенности, либо о недоверии.

  • Немного наклоненная голова и взгляд исподлобья говорят о некоторой агрессивности собеседника.

  • Раскрытые ладони рук говорят об открытости партнера; руки, прижатые к груди, говорят о стремлении быть искренним.

  • Беспокойные движения конечностей свидетельствуют о нервозности, дискомфорте партнера.

  • Стойка с широко расставленными ногами означает потребность в самоутверждении, потребность в высокой самооценке, а часто сверхкомпенсацию чувства неполноценности.

  • Посадка на краю стула с выпрямленной спиной и полной обращенностью к партнеру говорит о высокой степени заинтересованности в собеседнике, концентрации внимания.

  • Ноги, скрещенные или прижатые друг к другу, свидетельствуют о педантичной корректности или беспомощности человека.

  • Руки под столом во время деловых переговоров — знак неготовности к разговору либо выражение чувства неуверенности, нервозности [4, 9].

Собственное поведение в процессе делового общения

В том случае, если невербальное поведение собеседника сигнализирует о его дискомфорте, очень важно тем или иным способом заставить его сменить позу, тем самым вызвав положительный сдвиг в изменении его состояния.

Кроме того, созданию благоприятной атмосферы при общении с деловым партнером способствуют положительные, открытые жесты, которые будут свидетельствовать о психологической открытости, желании общения и будущих продуктивных контактов. Это проявляется в не скрещенных и незамкнутых позициях рук и ног, открытых ладонях и взгляде [4].

Для человека, стремящегося к контакту, взаимопониманию, характерны приятное выражение лица и умеренная жестикуляция, открытая поза, небольшой наклон корпуса вперед, непроизвольное копирование невербального поведения партнера [9]. Эти и упомянутые ранее сведения важно учитывать при построении собственной тактики поведения. Нужно расположить к себе собеседника в начале и не потерять это расположение в процессе общения.

Кроме того, необходимо избегать механических жестов, так как они выдают нервозность и неуверенность в себе, отрицательно влияют на восприятие человека собеседником и способствуют рассеиванию внимания.

Трактовка невербальных сигналов в разных культурах

Самая опасная ситуация возникает в том случае, когда практические одинаковые жесты имеют не просто разные, а прямо противоположные значения.

Например, показав колечко из большого и указательного пальцев, американцы и многие представители других народов сообщают, что все в порядке. В Японии тот же самый жест используют в разговоре о деньгах, во Франции он означает ноль, в Греции и на Сардинии служит знаком отмашки, а на Мальте им характеризуют человека с извращенными половыми инстинктами.

Немцы часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то идеей, в Англии же это будет выражением скептицизма [7].

Оттопыренный вверх большой палец в большинстве случаев этот вызывает одобрение во многих странах. Данный жест имеет два положительных значения: первое — при голосовании на дороге; второе — все хорошо. В Иране — абсолютно наоборот. Этот жест принимает отрицательное и оскорбительное значение [10].

Таким образом, очень важно помнить об особенностях разных культур, которые проявляются в том числе и на невербальном уровне. Во избежание конфликтных или просто неловких ситуаций, необходимо внимательно отнестись к изучению культурных особенностей невербального общения в случае деловых контактов с иностранцами.

Заключение

Данная работа была посвящена роли мимики, жестов и позы в деловом общении. Была поставлена и достигнута цель работы, заключавшаяся в раскрытии темы невербального поведения в деловом общении и определении его роли и значимости.

В ходе работы были сделаны следующие выводы:

В силу некоторых особенностей, деловой разговор обладает невербальной составляющей, которая помогает оказать дополнительное воздействие на собеседника.

Невербальное поведение является способом воздействия и передачи сигналов, а также показателем внутреннего состояния человека. Умение считывать информацию, которую несет в себе мимика и жестикуляция, определяет успешность делового общения.

На ход общения влияют все его невербальные компоненты: они регулирует процесс и создают психологическую связь, вносят дополнительный смысл, отражают эмоции.

Средства невербального общения не могут быть правильно поняты вне вербального или ситуационного контекста.

Деловое общение подразумевает психологическую работу, направленную на распознавание невербальных сигналов, выраженных в мимике, жестах и позе, и корректировку ситуации по необходимости.

Важно помнить об особенностях разных культур, которые проявляются в том числе и на невербальном уровне. Чтобы избежать неловких или конфликтных ситуаций в случае делового общения с иностранцами, нужно основательно изучить особенности невербального общения в их культуре.

Под переговорами — понимается речевое общение между собеседниками, которые обладают необходимыми полномочиями от своих организаций (учреждения, фирмы и т. д.) для установления деловых отношений, разрешения спорных вопросов или выработки конструктивного подхода к их решению.

Введение
1. Речевые коммуникации деловых переговоров
2. Деловые контакты
3. Актуализация деловых контактов
4. Стратегия и тактика переговоров
5. Контроль и оценка деловых переговоров
Заключение
Список использованных источников

Введение

Переговоры — составляют значительную часть профессиональной деятельности деловых людей, предпринимателей, менеджеров, специалистов разного уровня, работников социальной сферы, политических лидеров и т. д.

Под переговорами — понимается речевое общение между собеседниками, которые обладают необходимыми полномочиями от своих организаций (учреждения, фирмы и т. д.) для установления деловых отношений, разрешения спорных вопросов или выработки конструктивного подхода к их решению.

Это значит, что в отличие от деловых бесед и совещаний, проводившихся в рамках какой-либо организации (учреждений, фирм и т. п.) между его сотрудниками, переговоры — процесс, участники которого являются представителями хотя бы двух сторон (учреждений, фирм и т. д.) уполномоченными осуществлять соответствующие деловые контакты и заключать договоры.

Значение деловых переговоров невозможно переоценить. Именно переговоры (межличностные или групповые) предполагают обсуждение конкретного предмета с конкретной целью. Достижение цели переговоров всегда связано с выработкой совместной программы действий по какому-либо направлению деятельности.

Изучение переговорного процесса сегодня выделилось в самостоятельное направление работы многих образовательных центров. Существуют научные программы, оригинальные методики обучения бизнесменов, юристов, социологов, общественных деятелей искусству переговоров.

1. Речевые коммуникации деловых переговоров

Предметом деловых переговоров (то, о чем договариваются) — становятся, как правило, элементы профессиональной деятельности, проблемы, представляющие взаимный интерес, взаимоотношения с партнерами и т. д. В переговорном процессе реализуются речевые действия, которые могут подкрепляться или сопровождаться неречевыми (жестами, мимикой, взглядами, движениями и т. п.).

Любые деловые контакты связаны с достижением целей, решением конкретных задач, т. е. с реализацией коммуникативной установки общения.

Участники делового общения, обладая реальным статусом (профессиональным, социальным, культурным), в процессе переговоров исполняют роли, обусловленные характером коммуникативной ситуации. Как правило, переговорный процесс предполагает отношения в системе субъект-субъект. Каждый из участников переговоров руководствуется своими намерениями, мотивами, целями.

Успешное завершение переговоров — это прежде всего выработка совместного решения, совместных планов дальнейших действий, так как самой общей целью партнеров в переговорном процессе является обмен мнениями и информацией с последующим налаживанием новых связей и отношений или подтверждением старых. В особых случаях целью переговоров становится разрешение конфликта.

Мотивы, цели, ролевые установки, условия переговоров диктуют набор этикетно-речевых формул, специфических речевых и языковых средств оформления предметного содержания разговора.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Необходимо помнить и о том, что все люди разные, поэтому не только в житейских ситуациях, но и в самых сложных деловых контактах ведут себя по-разному и преследуют разные цели:

  • одним нужна справедливость,
  • другим победа,
  • третьим деньги и власть.

Поэтому начиная переговоры, нужно учитывать личные качества и жизненные ценности каждого из участников, уметь посмотреть на проблему глазами собеседника, оппонента, конкурента, строить речевые обороты следует с учетом доступности, простоты понимания любым из партнеров по общению.

Без специальных коммуникативных умений и навыков, т. е. умений и навыков общения, даже прекрасный специалист своего дела не сможет поддержать деловой разговор, провести деловую встречу, принять участие в дискуссии, отстоять свою точку зрения. Это значит, что деловой человек кроме профессиональной компетенции (знаний и умений в постановке задач и выполнении технологических действий в определенной сфере) должен овладеть коммуникативной компетенцией, т. е. знанием психологических, предметных (содержательных) и языковых компонентов, необходимых для понимания партнера по переговорам и (или) порождения собственной программы поведения, в том числе самостоятельных речевых произведений.

Реализация коммуникативной компетенции связана с параметрами типичных коммуникативных ситуаций, которые структурируют любую сферу общения: бытовую, учебную, производственную и т. д. Ниже будут рассматриваться ситуации, связанные с процессом коммерческих переговоров.

Типичной коммуникативной ситуацией (ТКС) договоримся считать некую модель делового контакта, обусловленного его особенностями (содержанием, обстановкой), в котором реализуются речевые действия партнеров, направленные на достижение соглашения. Иначе говоря, в ТКС отражаются мотивы взаимодействия, цели речевых действий, условия протекания общения, социальные роли собеседников, а также те речевые действия, при помощи которых можно наиболее полно выразить отношение сторон к предмету переговоров.

Если предположить, что вербальное и невербальное (речевое и неречевое) поведение партнеров при общении в любой ТКС в общих чертах можно заранее смоделировать, есть основание сделать вывод о возможности формирования и развития коммуникативной компетенции с учетом конкретных (индивидуальных) потребностей каждого участника деловых переговоров.

Далее подробно анализируются ТКС, возникающие в ходе подготовки деловых переговоров, их ведения и контроля за исполнением их решений. К ним относятся:

  • установление (поддержание) деловых контактов;
  • их актуализация и реализации;
  • их контроль и оценка.

Все группы ТКС рассматриваются или реализуются по следующим параметрам:

  1. Коммуникативные установки, т. е. цели и задачи общения;
  2. Ролевые установки, т. е. отражение в поведении коммуникантов их социально-деловых характеристик этикетно-речевые формулы общения.

Обращение. Коммуникативная установка — определение социального и ролевого статуса участников общения, установление социально-речевого контакта.

Обращение позволяет привести формы и средства их взаимодействия в соответствие роли собеседников.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Этикетно-речевые формулы обращения в каждой ТКС связаны с национальными традициями, протоколом официально-деловых церемоний и переговоров. Необходимо помнить, что обращение на Вы традиционно выражает большую степень уважения к собеседнику, особенно незнакомому или малознакомому. Оно предпочтительно в любых ситуациях делового общения. Форма Вы не обязательна в ситуациях бытового общения сотрудников-друзей или сотрудников-родственников.

Приветствие. Коммуникативная установка-выразить желание вступить в контакт, добрые намерения по отношению к собеседнику. Этимологически русское Здравствуй(те) означает пожелание здоровья. Обычно эта фраза дополняется рукопожатием (если собеседники уже знакомы или представлены друг другу) и открытой, искренней улыбкой.

Ролевые установки — приветствие в формах Здравствуй, Здравствуйте обязательно указывает на ваше желание вести разговор на ты или на Вы. В том случае, когда социальные или ситуативные роли недостаточно обусловлены или ясны, лучше использовать нейтральные формы Доброе утро. Добрый день, Приветствую и др.

Этикетно-речевые формулы. Использование тех или иных речевых формул приветствия соотносится с социальным статусом, уровнем интеллигентности, возрастными и профессиональными характеристиками собеседников. Более старшие по возрасту люди употребляют формулы Приветствую вас!. Разрешите Вас приветствовать!, Рад(а) приветствовать Вас. Независимо от индивидуальных характеристик все деловые люди активно используют нейтральные формулы Доброе утро. Добрый день, Добрый вечер.

Естественно, подобное приветствие предполагает соответствующий ответ. Обычно эти ответы, как и вопросы, носят лишь формальный характер. Этикетная формула Как дела? вовсе не предполагает желания собеседника выслушать подробный отчет о личных делах другого. И ответ Все в порядке или дружески непринужденное Нормально не подразумевает полного порядка в 100% случаев. Однако в деловом разговоре считается нетактичным занимать время подробностями своих личных переживаний или проблем. Исключение составляют ситуации, в которых следует обязательно объяснять партнеру причину своего плохого состояния (утраты, болезни близких, серьезные проблемы с собственным здоровьем), чтобы он мог учесть этот факт в дальнейшем общении.

Соответственно ситуации и уровню доверительности отношений типовыми ответами на приветствие-вопрос могут быть: Все, как обычно. Ничего нового. Спасибо, все в порядке…. Ни хорошо, ни плохо. К сожалению, похвастаться нечем…. Как будто ничего…. Хотелось бы по-лучше… и т. д.

Знакомство (представление). Коммуникативная установка — войти в необходимый контакт с ранее незнакомым человеком, используя помощь посредника (в этом случае мы имеем дело с представлением) или непосредственно, используя специфический набор стереотипных языковых формул, установить возможность дальнейшего общения.

Ролевые установки. В случае представления любое третье лицо (равно известное знакомящимся) выступает в роли посредника. Эту роль обычно берет на себя принимающая сторона в переговорах любого рода. Подобное представление предполагает возможность более непринужденного знакомства вслед за ситуацией представления.

Называя во время знакомства свое имя, вы тем самым обусловливаете уровень дальнейших отношений (на тыили на Вы), а также даете возможность собеседнику повторить правильный вариант имени и фамилии. Если кого-либо представляют вам, вслед за фразой-реакцией Очень приятно постарайтесь повторить имя представленного. Это поможет вам лучше его запомнить. Свое имя произносите четко, внятно, глядя в глаза собеседнику. При необходимости уточните особенности произнесения имени или фамилии (например, в разговоре с иностранцами).

Во-первых, демократичность руководителя, его готовность к паритетным отношениям со специалистами-практиками.

Во-вторых, готовность сотрудников четко исполнить полученное задание, не ожидая приказа.

Степень категоричности просьбы или приказа зависит от того, входит ли ожидаемое от подчиненного действие в круг его непосредственных обязанностей. Если — да, то уместен и приказ, особенно в случае халатного отношения подчиненного к своим обязанностям. Если — нет, то лучше попросить, придав просьбе оттенок доверительности и конфиденциальности.

Особенности устной деловой деловой коммуникации включают следующие критерии:

  • цель проведения (зачем?) ;
  • контингент участников (кто?, с кем?, для кого?) ;
  • регламент (как долго?) ;
  • коммуникативные средства реализации намерений (как?) ;
  • организация пространственной среды (где?) ;
  • ожидаемый результат (какой?, что "на выходе"?) .

1. ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА – беседа с официальным лицом, как правило, в официальной обстановке. В деловой беседе преследуются практические намерения:

- получить нужную информацию или обменяться ею;

- договориться по интересующему партнеров вопросу;

- договориться по интересующему партнеров вопросу;

- убедить партнера в правильности принимаемого решения, выгодности избранного способа и т.д.

- установить контакт, деловые отношения, соблюдая при этом определенный стату.

Инициатор беседы продумывает и ее задачу, и построение беседы, ее начало, главное и аргументацию . В беседе выделяются три части: начало, средняя (основная) часть, концовка (подведение итогов, резюме, заключение).

2. Деловая беседа по телефону

Подсчитано, что каждый разговор по телефону длится в среднем от 3 до 5 мин. Следовательно, в общей сложности, например руководитель, теряет в день на телефонное общение около 2-2,5 ч, а иногда - от 3 до 4,5 ч. Телефонные звонки нарушают нормальный режим работы, разбивают рабочий день на короткие отрезки времени средней продолжительностью 10-30 мин. (а порой 5-10 мин.), что не позволяет сосредоточиться на проблемах и иногда провоцирует стресс. Около 60% разговоров по служебному телефону приходятся на первую половину дня. Попробуем набросать план короткого телефонного разговора. Предположим, что на беседу отводится 3 мин.;

  1. взаимное представление - 20±5 с;
  2. введение собеседника в курс дела - 40±5 с;
  3. обсуждение ситуации, проблемы - 100±5 с;
  4. заключительное резюме - 20±5 с.

1. Долго не поднимать трубку.
2. Говорить "привет", "да", когда начинаете разговор.
3. Спрашивать: "Могу ли я вам помочь?".
4. Вести две беседы сразу.
5. Оставлять телефон без присмотра хотя бы ненадолго.
6. Использовать для заметок клочки бумаги и листки календаря.
7. Передавать трубку по много раз.
8. Говорить: "Все обедают", "Никого нет", Пожалуйста, перезвоните".

1. Поднять трубку до четвертого звонка телефона.
2. Сказать "доброе утро (день)", "говорите", представиться и назвать свой отдел.
3. Спрашивать: "Чем я могу вам помочь?"
4. Концентрироваться на разговоре и внимательно слушать.
5. Предложить перезвонить, если для выяснения деталей требуется время.
6. Использовать бланки для записи телефонных разговоров.
7. Записать номер звонящего и перезвонить ему.
8. Записать информацию и пообещать клиенту перезвонить ему.

Коммуникация в общем смысле представляет собой информационный обмен между людьми или их группами. Бывают межличностные, социальные (функционально-ролевые), деловые коммуникации. Предметом нашего разговора станет последний вид.

Что это такое?

Деловая коммуникация – это взаимодействие в сфере официальных отношений, целью которого является решение конкретных задач, достижение определенных результатов, оптимизация какой-либо деятельности. При этом у каждого участника есть свой статус – начальник, подчиненный, коллеги, партнеры.

деловая коммуникация

Если общение происходит между людьми, находящимися на разных ступеньках карьерной лестницы (руководитель и исполнитель), то имеет место вертикаль отношений, то есть субординационные отношения. Если взаимодействие ведется на принципах равного сотрудничества, то это горизонтальные отношения.

Именно деловые коммуникации человек ежедневно осуществляет на работе, в университете, в школах, официальных учреждениях. Так называется общение преподавателей и студентов, начальников и подчиненных, коллег, партнеров и конкурентов.

От того, насколько собеседник знаком с правилами, формами и методами подобных коммуникаций, зависит, удастся ли ему достичь поставленной цели. Партнеры должны говорить на одном языке (как в прямом, так и в переносном смысле), понимать друг друга, иметь общий социальный опыт.

Условия деловой коммуникации

Чтобы деловая коммуникация была результативной, следует соблюдать ряд условий:

  1. У общения должна быть понятная цель, в достижении которой заинтересованы все вовлеченные в процесс лица. Например, налаживание связей, заключение договора, согласование мероприятия, разработка условий сотрудничества и т. д.
  2. Участникам следует контактировать друг с другом вне зависимости от симпатий и антипатий.
  3. Обязательно соблюдение делового этикета, субординации, должностных ролей, формальных ограничений.

Под формальными ограничениями понимаются как различные регламенты, распорядки и протоколы, так и банальная необходимость контролировать силу собственных эмоций и уважать собеседника.

Также руководитель или другой максимально заинтересованный участник должен позаботиться о том, чтобы деловая коммуникация была управляемой. Нужно мотивировать участников на поиск решения, иначе они будут просто пассивными наблюдателями встречи, которые не предлагают никаких идей.

деловые коммуникации

Формы деловой коммуникации

Две основные формы коммуникации – это контактное (непосредственное) общение и косвенное (опосредованное).

В первом случае собеседники общаются с глазу на глаз и имеют возможность оценить невербальное поведение друг друга, поэтому результативность такого контакта выше. Во втором случае взаимодействие происходит с помощью каких-либо средств связи – телефона, писем и т. д.

Если говорить более конкретно, то наиболее часто встречаются следующие формы деловой коммуникации:

  1. Совещание.
  2. Презентация.
  3. Деловая беседа.
  4. Переговоры.
  5. Телефонные переговоры.
  6. Обмен официально-деловыми документами (заявление, договор, доверенность, служебная записка).
  7. Консультация.
  8. Интервью.
  9. Публичное выступление, конференции.

В свою очередь, используя отдельные формы деловой коммуникации, участники могут применять конфронтационный или партнерский подход. Первый вариант представляет собой противостояние: каждая сторона намерена победить. Партнерский подход предусматривает поиск такого решения, которое будет приемлемо для всех участников.

виды деловых коммуникаций

Этапы

Несмотря на то что виды деловых коммуникаций бывают разными, для них почти всегда характерны несколько этапов:

особенности деловой коммуникации

Стили делового общения

Выделяют не только виды деловых коммуникаций, но и стили. Когда речь идет о профессиональном взаимодействии, чаще всего используются следующие:

  1. Официально-деловой. В свою очередь, имеет административно-канцелярский, законодательный и дипломатический подстили. Для деловой беседы характерны речевые клише и определенные коммуникативные формы.
  2. Научный. Используется при подготовке докладов, выступлений на семинарах и лекциях.
  3. Публицистический. Сюда относится любое выступление на публике, в том числе через средства массовой информации.
  4. Разговорно-бытовой. Неформальные отношения имеют место и в профессиональной среде, а в отдельных компаниях даже поощряются. Не всегда же коллеги общаются исключительно с помощью докладных записок. Однако необходимо понимать, где такой стиль уместен, а где нет.

Особенности делового общения

Почему же деловая коммуникация требует предварительной подготовки к общению заранее? Во-первых, люди не просто так тратят личное и рабочее время на официальные встречи, и никто не захочет ждать, пока инициатор соберется с мыслями. Во-вторых, не всегда вторая сторона заинтересована в каком-либо взаимодействии либо же настроена на сотрудничество, но видит его совершенно иначе.

формы деловой коммуникации

Как известно, второго шанса на первое впечатление не будет. Необходимо уметь наладить контакт, чтобы все участники получили настрой для обсуждения. Если вторая сторона изначально не планировала совместную работу, то следует хотя бы заинтересовать собеседника и договориться с ним о встрече в более удобное время.

На международном уровне имеются свои особенности деловой коммуникации, ведь разные культурные особенности могут сильно мешать ходу переговоров. Например, американцы привыкли приходить на встречу вовремя и после короткого приветствия переходить к делу. Арабы тоже пунктуальны, но деловой разговор начинают издалека, сначала обсуждая природу-погоду-еду. Итальянец не видит ничего ужасного в опоздании на встречу и тоже приступает к деловой дискуссии не сразу. А японец станет избегать прямого взгляда во время разговора.

Таким образом, мы узнали, что такое деловая коммуникация, в чем ее особенности, какие формы, виды и стили для нее характерны.

Читайте также: