Речь вести не лапти плести доклад

Обновлено: 05.07.2024

Конспект ОД по знакомству с русской народной культурой.

Воспитатель : Журавлева И.А.

Возрастная группа : подготовительная

  • создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми разных национальностей, проявления доброты, взаимопомощи; способствовать развитию навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие);
  • обеспечить условия для развития инициативы, самостоятельного выбора решений проблемной ситуации, самостоятельного выбора партнёра в процессе работы в подгруппе (социально-коммуникативное развитие);
  • создать условия для развития познавательного интереса детей через ознакомление с историей русского народа; способствовать расширению знаний детей о укладе крестьянской семьи, народных промыслах, трудовой деятельности; предметах народного быта, их назначении и применении (познавательное развитие);
  • формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций русского народа (социально-коммуникативное развитие);
  • создать условия для побуждения детей к речевой активности, развития диалогической речи, формировать интерес к малым формам русского фольклора, обогащать речь (речевое развитие).

Организация детских видов деятельностей:

общение ребёнка со взрослым;

общение ребёнка со сверстниками.

Словарная работа : познакомить с новым словосочетанием бабий кут, полавочники, уточнять значение существительных, обозначающих предметы русского быта.

Материал и оборудование : магнитофон, запись русской народной мелодии, русские народные костюмы для воспитателя и детей; иллюстрации праздников: Рождество, Пасха, Благовещение; карточки со словами пословиц; угощение для детей.

Под русскую народную мелодию дети заходят в группу.

- Здравствуйте, детушки – касатушки. Проходите, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь. Мальчиков посадим в Красный угол, они будущие папы, а девочек поближе к печке, они будущие мамы, хозяюшки.

Гость в дом – Бог в дом!

Кто в нашем дому,-

И житья, и бытья,

- Сядем рядком, да поговорим ладком о русской старине.

1 Убранство избы

Домом жить – не лукошко шить.

Домом жить не развеся уши ходить.

Дом вести – не лапти плести.

- Как вы думаете, что это значит? (За домом надо ухаживать, в доме много забот)

- Избы называли также срубами , потому что их рубили. Чем рубили избы?

Под небеса ушёл

- Возле печи был бабий кут. Отгадайте загадки и объясните, для чего нужны эти отгадки.

Рогат – да не бык,

Хватает – да не сыт,

Сам в угол идёт. (Ухват. Ухватом достают из печи горшок, чтобы не обжечься.)

Рыба в море, хвост на заборе. (Ковш. Ковшом набирали воду из ведра.)

Железный конь скачет в огонь. (Кочерга)

На топтале был, на кружале был,

На пожаре был, на базар пошёл – домой пришёл. (Горшок)

- Кто запомнил, как называется место за печкой, где храниться утварь? (Бабий кут)

- Напротив печи место Красного угла. Красный – значит красивый. Какую девицу в сказках называют красной девицей? Что ещё называют красным? (Весна – красна, красное солнышко). Красный угол – самое чистое, светлое и нарядное место во всём крестьянском доме. Здесь на особой полочке – божнице, стояли иконы, их называли образами.

- А вы знаете, какая икона стоит в нашей избе?

- Чем украшали образа? (Рушниками, вышитыми салфетками)

- В красном углу стоял стол. По русскому обычаю стол всегда должен быть чистым, ведь это, как считалось, ладонь Божья. Когда семья собиралась за столом, все сидели чинно и спокойно, ели не торопясь. Первым начинал есть отец. А если кто-то из детей расшалится, то…получал ложкой по лбу в наказание.

- Ткань, которой накрыты лавки, называется полавочник. Повторите это слово. (Групповые и индивидуальные ответы детей)

- Назовите, какая посуда стоит на полке. (Туески, крынка, ушат, горшок, самовар, чугунок, миски, ложки)

- Кто знает загадки про домашнюю утварь?

Домой придёт, растянется. (Топор)

И на место положу (Ложка)

Сверху дыра, снизу дыра,

А посредине – огонь да вода. (Самовар)

На стене висит, болтается,

За него всякий хватается (Полотенце)

Всем чай пить велит (Самовар)

- Объясните, пожалуйста, для чего нужны в избе колыбель, прялка, половики, сундук?

3 Семейный уклад

- В старину, отца-батюшку называли главой семьи, а матушку - душой семьи.

- Как вы думаете, что должен был делать отец? А что мать? (Женщины топили печь, варили еду, пекли хлеб и пироги, пряли пряжу, ткали холсты, шили и вышивали одежду, рушники, нянчились с ребятишками, ухаживали за стариками, работали в огороде.)

- Если возникала ссора, то шли к матери, и она решала кто прав, а кто виноват, старалась примирить детей. Мужчины следили за двором: заготавливали дрова, ухаживали за скотом, чинили упряжь, телегу и сани, мастерили посуду и игрушки, решали, что и кому нужно купить.

- А что делали дети? (Помогали родителям.)

- У мальчика на поле в семь лет была своя полоса, он сам сеяли хлеб, и убирал его, помогал по хозяйству отцу. А когда девочке исполнялось семь лет, ей отец дарил прялку, и она могла ходить на посиделки с другими девочками. Девочки нянчились с малышами, пели им колыбельные песенки. Кто знает колыбельную песенку?

Котя, Котенька, коток,

Котя, - серенький лобок,

Приди, котик почивать,

Нашу деточку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу –

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

Уж ты ешь, не кроши,

Больше котик не проси.

- Зимними вечерами дед или отец учили детей читать . Но учили не по букварю, а по книгам, которые называются Часослов и Псалтирь. Посмотрите, какие раньше были буквы: аз, буки, веди, глагол, добро, живот… Русские люди верили в Бога, ходили в церковь и всю свою жизнь строили по Божьим заповедям. Перед православными праздниками дед или отец читали Библию, жития святых отцов.

- Каких святых вы знаете? (Пресвятая Богородица, Илья Муромский, Николай Чудотворец, Серафим Саровский, Георгий Победоносец)

- А кто из вас знает про своего святого покровителя? (…)

- Бабушки вязали внукам носочки и рассказывали сказки. Какие русские народные сказки вы знаете? (Василиса Премудрая, Семь Симеонов…)

- В свободное время дети играли. Давайте и мы с вами поиграем. Какие русские народные игры вы знаете?

4 Игра на выбор детей.

Заключительная часть. Рефлексия

- А сейчас, мои дорогие, я предлагаю девочкам и мальчикам разделиться на две команды и составить из слов пословицы о семье.

Человек должен уметь владеть своей речью, языком; о трудностях в общении с людьми.

  • Говори, да не заговаривайся
  • Умей сказать — умей и смолчать
  • Видна птица по перьям, а человек по речам
  • Языком молоть — не дрова колоть, спина не заболит

К орни высказывания уходят в быт дореволюционной России, когда половина населения жила в деревне, занимаясь физическим трудом.

Тогда почти все крестьяне умели плести лапти, так как их изготовление не требовало больших усилий и особого умения.

Наши мудрые предки заметили, что договариваться с людьми намного труднее, чем изготовить пару обуви. Пословица напоминает, что искусство общения требует подготовки и определённого таланта.

Е ё смысл заключается в том, что любой человек должен уметь владеть своей речью, языком. Важно уметь точно и чётко излагать мысли, доказывать. Это необходимо для того, чтобы вас понимали.

Всегда нужно правильно и умело вести беседу: диалог и монолог. От того, как вы говорите, будет зависеть понимание темы обсуждаемого предмета и заинтересованность.

А вот при обычной работе не обязательно что-то говорить, терять драгоценное время, здесь важен результат физического труда.

Речь вести — не лапти плести

Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.

Речь вести́ — не ла́пти плести́

Человек должен уметь владеть своей речью, языком; о трудностях в общении с людьми.

Словарик

ЛА́ПТИ — крестьянская обувь из коры деревьев.

Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти).

«Ценность фольклорных произведений заключается в том,

что они способны пробудить у ребенка самостоятельность,

познавательную активность, индивидуальность,

что развивает у детей образное мышление,

В. А. Сухомлинский

Краткая аннотация проекта. Основной дидактической целью данного проекта является создание оптимальных условий для развития речи детей дошкольного возраста через освоение малых жанров фольклора. Выполнять проект будет воспитатель средней группы. Участники проекта - дети 4-5 лет и их родители.

Проект предполагает приоритетное формирование и развитие образной, связной речи, для чего необходимо будет расширение у детей представления о многообразии народного устного творчества, знакомство их не только с разными жанрами малого фольклора, но и в целом с традиционной народной культурой, с обрядами и играми. Синкретическая природа фольклора, как мы предполагаем, создаст исходную базу для эмоционально-личностного раскрытия детей, для стимулирования их ораторских способностей, повышения уверенности в себе.

Пополнится, как хочется верить, предметно-развивающая среда группы.

Педагогическая постановка проблемы. Фольклор для современного ребёнка-дошкольника, это, прежде всего, устное , словесное и музыкальное , народное творчество. В более широком плане в фольклор, кроме словесных и музыкальных жанров, обычно включают всё народное творчество , все проявления духовной культуры народа. Но в среднем дошкольном возрасте особую воспитательно-дидактическую значимость обретают малые словесные жанры фольклора.

С психологической точки зрения речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития детей дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте, на этой ступени онтогенеза речь становится основным средством общения.

Важнейшим источником развития эмоционально-художественной выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность малых фольклорных жанров всегда привлекает детей, вызывают у них желание повторить, запомнить, осваивать услышанное. А с сугубо практической педагогической точки зрения всё это способствует развитию разговорной речи и, как минимум, увеличивает запас слов.

Таким образом, углублённое, деятельностно-практическое знакомство с устным народным творчеством обогащает чувства и речь детей, формирует оптимистическое, эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, выполняет неоценимую роль в нравственном, духовном и речевом развитии.

Цель и задачи проекта. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития речи детей через малый фольклор, по нашему педагогическому замыслу, должно быть связано с решением достаточно широкого спектра культурно-образовательных задач. В частности, это, эмоционально насыщенное знакомство с народным творчеством и малыми формами фольклора; развитие образной, связной, звуковой, интонационно выразительной культуры речи и одновременное развитие фонематического слуха; формирование разносторонних творческих способностей у детей; воспитанием нравственных качеств личности, устойчивого интереса и любви к традиционному народному искусству.

Привлечение для решение столь широкого перечня конкретных воспитательно-обучающих задач крайне необходимо, ибо только в совместной, творчески ориентированной деятельности с детьми можно активизировать, воплотить в эмпирическую конкретику педагогический, культурно-развивающий потенциал современной семьи. А уже на этой деятельностно-практической основе пополнить методический и предметно-развивающий арсенал учреждения.

Этапы реализации проекта. Реализация поставленных задач предполагает следующие три этапа.

1-й этап: подготовительный.

2-й этап: основной.

На втором этапе будет проведены мероприятия по рабочему плану. Здесь, думается, будут задействованы: беседы, презентации, викторины, чтение художественной литературы, разучивание потешек, скороговорок и т.д., мастер – классы, консультации, экскурсии, праздники, развлечения и т.д.

3-й этап: заключительный.

На третьем заключительном этапе запланировано итоговое комплексное представление результатов реализации проекта. Здесь нами намечена театрализованная постановка, презентация, родительское собрание, итоговый мониторинг детей, публикация фактического опыта реализации проекта на сайте ДОУ и др.

Ожидаемые результаты. При условии успешной реализации данного проекта я рассчитываю получить следующие результаты: у детей возникнет стойкое желание больше узнать об устном народном творчестве; сформируются навыки вдумчивого, бережного отношения к культурным традициям народа; будут созданы предпосылки для дальнейшего самостоятельного приобщения детей и родителей к народному творчеству; дети получат возможность не только познакомитьс­я с малыми формами фольклора, но и с помощью этих жанров в дальнейшем самостоятельно развивать св­ои личностные и когнитивные качества; у речь детей станет более, связной и последовательной; сформируется умение убедительно, грамотно отвечать на поставленные вопросы, а также заучивать, пересказывать, рассказывать, употреблять грамматически правильные формы слов; активизируется творческое воображения, появятся навыки совместного продуктивного взаимодействия со­ сверстниками.

В самостоятельной творчески ориентированной деятельности дети станут более свободны, более раскрепощены, научатся им­провизировать с персонажами сказок, что в косвенно-опосредованном плане будет способствовать эмоционально дифференцированному развитию эмоций­, а также умению управлять своим социальным поведением. Дети смогут давать словесные характеристики героям, используя в речи средства языковой выразительности, овладеют знаниями о различных эмоциональных состояниях и смогут их реально демонстрировать. А у родителей, появится интерес к народному творчеству ­и сознательному применению его в совмест ной с детьми деятельности . Предметно-развивающая среда , при содействии род­ителей, пополнится новыми играми, пособиями и атрибутами.

Опытом моей работы, как я надеюсь, смогут воспользовать­ся воспитатели ДОУ.

Оценка качества реализации проекта. Степень эффективности работы по реализации проекта будет комплексно диагностироваться по следующим трем направлениям: 1) педагоги, 2) дети, 3) родители.

Оценка качества проделанной работы воспитателя, непосредственно выполняющего данный проект, будет оценена независимыми экспертами на итоговой презентации проекта перед педагогами нашего ДОУ.

Оценка степени полезности и фактической значимости речевого развития через малые формы фольклора будет отслежена через специально подготовленные нами (совместно с психологом нашего детского сада) инструментально-диагностические материалы.

По завершении проекта будет проведено анкетирование педагогов, родителей, администрации ДОУ по системно-комплексной оценке, эффективности и полезности данного проекта в целом.

Практическая значимость достигнутых результатов. Собственную речевую деятельность детей в результате освоения малых жанров устного народного творчества следует рассматривать не как учебно-развивающую цель, а как средство для решения стратегически более важной задачи: развития социально-гуманистических основ личности ребенка. Присвоение детьми через малые формы фольклора нравственно-эстетических ценностей своего народа, пробуждения глубинного чувства Родины имеет сегодня огромное воспитательное значение. Это требуется для будущего становления социокультурной идентичности личности, осознания себя как неотъемлемой частицы своего народа, своей страны.

Приобщение к народному творчеству в российском обществе, является сегодня одной из первоочередных задач воспитания подрастающего поколения. В наши дни во всех общегосударственных и региональных нормативно-правовых документах, а также сопровождающих их научно-методических рекомендациях постоянно подчеркивается острая необходимость формирования разносторонне образованного человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Мы, в границах имеющихся у нас дидактических средств и воспитательных возможностей, на методико-практическом и концептуально-педагогическом уровне решаем эту задачу.

Исполнитель проекта : воспитатель подготовительной группы Шпилева Татьяна Викторовна.

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Тип проекта : Познавательно-творческий.

Участники проекта : дети, педагоги, родители.

Охватываемые образовательные области: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Возраст детей: 6-7л.

Актуальность проекта :

НЕБЫЛИЦЫ (перевёртыши, нелепицы, путаницы) позволяют оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой.

Упражнения с нелепицами, не только развивают фонематический слух, слуховое внимание, но и логическое мышление. Несмотря на то, что нелепицы, казалось бы, состоят из несуразицы, тем не менее, усваивая большой объем информации, дошкольники учатся на примере небылиц, находить различия между правдой и вымыслом, находить существующие и несуществующие свойства предметов и объектов.

Нелепицы – это своего рода словесная игра, направленная на интеллектуальное развитие ребёнка. И, действительно, малыши играют своими мыслями и словами также весело, как и с игрушками, они веселятся и смеются, когда сочиняют свои нелепицы. Небылицы — это плод фантазии и воображения детей. Они позволяют ребенку, в определенной степени, расширить границы действительности и, по-своему, по-детски, увидеть предмет или объект, сделать окружающий мир красочнее, интереснее и веселее.

Основная цель проекта.

Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством придумывания небылиц.

1. Развивать творческие способности детей: дополнять прочитанные произведения своими версиями сюжетов, эпизодов, образов.

2. Формировать навыки самостоятельного творческого рассказывания.

1. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.

2. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.

3. Принцип природособразности – учитывается возраст детей и их интересы.

Этапы проекта :

Проект включает три основных этапа:

Постановка целей и задач, определение методики работы, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

• Ознакомление детей с художественной литературой;– проведение бесед.

• Работа с родителями (разработка рекомендаций и их презентация,

• Совместно-организованная деятельность с детьми.

• Творческие работы с детьми на тематику.

Подведение итогов работы, обобщение результатов в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Форма реализации проекта :

1Знают что такое небылица, путаница и перевертыши.

2. Дети научились составлять короткие небылицы.

3. Подобран художественный материал и создана картотека небылиц.

4. Научились анализировать небылицы.

5. Умеют находить логические ошибки на рисунке

Ресурсное обеспечение проекта :

- картотека дидактических игр, книги, конспекты бесед, НОД

- детская и методическая литература.

презентации и видеоматериал по теме

5. Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает? – М., 1994г.

6. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм Дошкольное воспитание. -1991г. -№9.

Речевое развитие Чтение небылиц (приложение№1)

Составление детьми небылиц сказок с родителями

Две сороконожки бежали по дорожке

Прикреплённые файлы:

Читайте также: