Речь в межличностном общении доклад

Обновлено: 04.07.2024

Межличностную коммуникацию определяют как взаимодействие между небольшим числом коммуникаторов, которые находятся в пространственной близости и в большой мере доступны друг другу, т. е. имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.

Речь, как средство организации общения небольшого числа находящихся рядом и хорошо знакомых друг другу людей, обладает рядом отличительных особенностей. Это разговорная речь, для которой характерны:

2. спонтанность и непринужденность: условия непосредственного общения не позволяют заранее спланировать разговор, собеседники вмешиваются в речь друг друга, уточняя или меняя тему разговора; говорящий может перебивать сам себя, что-то вспоминая, возвращаясь к уже сказанному.

3. ситуативность речевого поведения: непосредственный контакт говорящих, тот факт, что предметы, о которых идет речь, чаще всего видны или известны собеседникам, позволяет им использовать мимику и жесты как способ восполнения неточности выражений, неизбежной в неформальной речи.

4. эмоциональность: ситуативность, спонтанность и непринужденность речи в непосредственном общении неизбежно усиливают ее эмоциональную окраску, выдвигают на первый план эмоционально-индивидуальное восприятие говорящими как темы разговора, так и собеседника, что достигается с помощью слов, структурной организации предложений, интонаций; стремление быть понятыми побуждает собеседников к частному выражению личных оценок, эмоциональных предпочтений, мнений.

Перечисленные особенности задают важнейшие функции речи в межличностном понимании. К их числу относятся эмотивная и конативная. Эмотивная функция связана с субъективным миром говорящего, с выражением его переживаний, его отношения к тому, что говорится, к ней находит отражение самооценка говорящего, его потребность быть услышанным, понятым. Конативная функция связана с установкой на слушающего, со стремлением на него воздействовать, формировать определенный характер взаимоотношений, в ней находят отражение потребности человека достигать поставленных целей, оказывать влияние на других людей; проявляется эта функция в структурной организации разговора, целевой направленности речи.

Вопрос 17. Речь в социальном взаимодействии: особенности и закономерности

В социально ориентированном общении дистанция между партнерами увеличивается, вследствие чего контакт между участниками коммуникации осложняется. Это отражается в речи, которая демонстрирует несравненно большую отстраненность от субъекта речи и ее адресата, чем речь в межличностном взаимодействии.

Особое значение в социальном взаимодействии приобретают применяемые собеседниками речевые стратегии и тактики.

Вопрос 18. Формы речи: общая характеристика устной и письменной речи


  • 1. Речь устная - основной единицей, которой является звук; звучащая речь - то, что мы слышим. Через устную речь можно выразить различные эмоции (одобрение, утверждение, отрицание, восклицание, вопрос). В устной речи используются жесты, мимика.

  • 2. Письменная речь - передача информации звуками, буквами; речь способная хранить информацию длительное время - в этом ее преимущество.

Устная форма первична, а письменная – вторична: как в историческом контексте, так и в конкретной ситуации, при которой мысль сначала формируется устно.

2. Средствами выражения и восприятием.

Устная речь материализуется в звуках, жестах, мимике, интонации (а значит, воспринимается не только на слух), а письменная – в буквах и знаках препинания (а значит, воспринимается только зрением). Устная речь, таким образом, обладает большим эмоциональным воздействием на публику, а письменная речь требует четких норм употребления знаков препинания, которые опосредованно передают возможности устной речи.

3. Основными единицами.

Основной единицей устной формы является высказывание, а письменной – текст (а не звуки, слова, буквы, предложения или цитаты), т.к. именно они побуждают коммуникантов к диалогу: прямому в устной и опосредованному – в письменной речи.

Устная речь диалогична, ситуативна, неподготовлена, ограничена во времени и пространстве, не поддается дублированию, революционна, допускает грамматическую вариативность, определенную степень нерегламентированности и стилевую разношерстность. Это живая речь, которая создается в момент говорения спонтанно, на глазах у всех. Она творима, произносима. Сложность устной речи в ее открытости: даже подготовленная устная речь не исключает импровизации (быстрой реакции со стороны собеседника). Для устной речи характерна относительная заданность изложения. Экспрессия может быть выражена с помощью невербальных средств: тембра голоса, интонации, мимики, жестов. Она отличается свернутым характером в плане употребления грамматических средств, что в письменной речи почти недопустимо. Устная речь – преимущественно разговорная, т.е. в большей степени связана с социально-бытовой сферой общения.

Письменная речь – монологична (но служит основой для опосредованного диалога с автором), контекстуальна, регламентирована, последовательна, имеет безграничные возможности для дублирования и передачи информации на любое расстояние и в любое время, консервативна, четко дифференцирована по стилям. Основная функция письменной речи – фиксация устной речи с целью ее сохранения в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации тогда, когда непосредственное общение, т.е. устная речь, невозможна. Письменная речь в основном книжная, обслуживающая общественно-политическую, деловую, научную сферы общения и реализующаяся во всем многообразии в художественной литературе.

Однако следует помнить, что деловая речь (как письменная, так и устная) должна строиться по нормам литературного языка, хотя степень регламентированности у них разная. Так, нормированность устной речи предполагает следование строгим орфоэпическим нормам, что объясняется ее звуковой природой. А знаковая природа письменной речи требует соблюдения орфографических и пунктуационных норм.

Вопрос 19. Диалог (полилог) и монолог: общая характеристика, особенности

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего.

Любой диалог имеет свою структуру, которая в большинстве типов диалога, как в принципе и в любом тексте, остается стабильной: зачин – основная часть – концовка.

Зачином может быть формула речевого этикета (Добрый вечер, Николай Иванович!), или первая реплика-вопрос (Сколько сейчас времени?), или реплика-суждение (Сегодня хорошая погода). Следует отметить, что размеры диалога теоретически безграничны. На практике же любой диалог имеет свою концовку (реплику речевого этикета (Пока!), реплику-согласие (Да, конечно!) или реплику-ответ).

Диалог рассматривается как первичная, естественная форма речевой коммуникации, поэтому как форма речи он получил свое наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен также и в научной, и публицистической, и официально-деловой речи.

Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Это утверждение касается в первую очередь сферы разговорной речи, где тематика диалога может произвольно меняться в ходе его развертывания. Но даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке (прежде всего вопросных) реплик развертывание диалога будет спонтанным, поскольку в абсолютном большинстве случаев реплики-реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы.

В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.

Полилог – это разговор многих, разговор между несколькими лицами. Специфические признаки полилога: не менее трех участников, единая тема, ситуативная связанность, нелинейность. Полилог часто приобретает формы группового общения (беседа, дискуссия, собрание, игра и др.).

Монологможно определить как развернутое высказывание одного лица. Монолог характеризуется относительной протяженностью (он может содержать различные по объему части текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.

Монолог может быть как неподготовленным, спонтанным, что характерно прежде всего для сферы разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным.

По цели высказывания монологическую речь делят на три основных типа: информационная, убеждающая и побуждающая.

Убеждающая речь обращена прежде всего к эмоциям слушателя. В этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. К убеждающей разновидности речи относят: поздравительные, торжественные, напутственные.

Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.

Вопрос 20. Функционально-смысловые типы речи

Функциональный тип речи — тип речи, зависящий от целей и смысла монологического высказывания.

Формируя понятие о функциональных типах речи, учитывают совокупность существенных признаков: (1) функция (отсюда — функциональный тип речи); (2) значение (отсюда — смысловой тип речи); (3) структура и языковые средства.

По функции тексты (типы речи) делятся на: (а) тексты, в которых отражается реальная действительность; (б) тексты — мысли человека о реальной действительности.

По значению тексты (типы речи) делятся на описание, повествование, рассуждение.

Первые два типа речи предполагают соотношение с миром предметов (в широком смысле), последний — с миром понятий, суждений.

Описание — это функционально-смысловой тип речи, при котором дается изображение какого-либо явления путем перечисления его характерных признаков.

Композиционная модель этого типа речи: объект описания — его признаки — общая картина, образ. С точки зрения объекта описания выделяют следующие типы: портретное, интерьерное, пейзажное, бытовое, научно-техническое, описание положения дел. Описание предполагает перечисление признаков (постоянных или однородных), поэтому отличается статичностью. В текстах-описаниях признаки предмета — это та новая информация, ради которой создается высказывание. Отправная точка — сам предмет или его часть. Развитие мысли происходит за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки, поэтому связь предложений в описаниях обычно параллельная. Глаголы употребляются в форме несовершенного вида. Основу описания составляет предметная лексика. Описания стилистически неоднородны. Особенно явно эта разница обнаруживается между описанием художественным и научно-деловым.

Повествование — это функционально-смысловой тип речи, представляющий собой изображение действий и событий во времени. Композиционная модель: завязкаразвитие действия — кульминация — развязка.

В повествовании отдельные предложения связаны цепной связью. Последовательность действий, событий передается с помощью глаголов совершенного вида, которые, сменяя друг друга, показывают развертывание повествования. Глаголы-сказуемые, как правило, находятся после подлежащего. Повествовательные тексты, как и описательные, стилистически различны, что особенно ярко проявляется в противопоставлении повествования художественного (повесть, рассказ) и научно-делового (отчет, расписка и пр.).

Рассуждение — это функционально-смысловой тип речи, представляющий собой словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Композиционная модель: тезисдоказательствовывод. Вывод желательно оформить кратко и четко, одним предложением, которое дистантно связывалось бы с тезисом, подтверждая или опровергая его в зависимости от поставленной задачи.

Этот тип речи характеризуется большим количеством сложных предложений, в основном — сложноподчиненных с придаточными цели, причины, условия, следствия и др. Сказуемые обычно выражаются глаголами в форме настоящего времени. Много вводных слов. Широко используется абстрактная лексика. Итак, в зависимости от целей монологического высказывания, наличия определенных смысловых и композиционно-структурных признаков текста выделяют три основных коммуникативных типа речи: описание, повествование, рассуждение.

Вопрос 21. Функциональные стили литературного языка: общая характеристика.

Стиль (греч.) – это разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни. Он называется функциональным, так как выполняет в обществе в каждом конкретном случае определённую функцию.

Функциональные стили– это объективные категории языка, его разновидности (в которых реализуются его основные функции), исторически сложившиеся, общественно осознанные, социально обусловленные, соответствующие тем или иным сферам человеческой деятельности, характеризующиеся совокупностью (особым набором и сочетанием) языковых средств, необходимых и удобных для выражения определенного содержания в определенных условиях и сферах общения. Каждый функциональный стиль – это своеобразный язык в миниатюре: язык науки, язык искусства, язык законов, дипломатии. А все вместе они составляют то, что мы называем русским литературным языком. И именно функциональные стили обусловливают богатство и стилистическую гибкость русского языка.

Научный стиль обслуживает сферу науки, его основная функция – передача объективной информации о природе и обществе, точное и систематичное изложение научных опытов, достижений, открытие новых законов во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

В научных текстах используется все 3 типа речи: описание (процессов, явлений, опыта, оборудования, приборов), повествование (описание событий, характера исследования, методики испытания, описание эксперимента), рассуждение (введение понятий, обоснование результатов, итогов) и доказательства.

Научный стиль – это стиль научных работ, учебников, учебных пособий, статей и др. Он характеризуется широким использованием терминов и абстрактной лексики, употреблением слов в их прямых значениях, наличием особой фразеологии, тенденцией к четким синтаксическим построениям.

Язык художественной литературы оказывает влияние на развитие литературного языка. Именно писатели формируют в своих произведениях нормы литературного языка. Произведения художественной литературы используют все возможности национального языка, поэтому её язык исключительно богат.

Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях.

Файлы: 1 файл

Речь в межличностном общении.doc

Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена
Институт детства

по психологии успешного общения и межличностных отношений

Выполнили студентки 1 курса 2 группы
Малинова Валерия и Асабина Мария

Речь в межличностном общении.
Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях.

Если язык – это система знаков и символов, то речь – это процесс пользования языком.

В лингвистике под речью понимают конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую форму (в том числе внутреннее проговаривание – внутренняя речь) или письменную. К речи относят также продукты говорения в виде речевого произведения (текста), фиксируемого памятью или письмом. Отличия речи от языка состоят в следующем.

Во-первых, речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени, реализуется в пространстве.

Во-вторых, речь активна, линейна, стремится к объединению слов в речевом потоке. В отличие от языка она менее консервативна, более динамична, подвижна.

Речевое поведение людей в социально ориентированном общении имеет ряд особенностей в сравнении с речью в межличностном общении.

Прежде всего следует отметить, что в социальном взаимодействии отчетливо выражен обслуживающий характер речевой деятельности; здесь речь всегда подчинена внеречевой цели, направлена на организацию совместной деятельности людей.

В прагматическом изучении языка сформулирован ряд конкретных правил, выполнение которых позволяет людям действовать совместно. Исходными условиями являются:

• наличие у участников взаимодействия хотя бы кратковременной ближайшей общей цели. Даже если их конечные цели отличаются или противоречат друг другу, всегда должна быть общая цель на период их взаимодействия;

• ожидание, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока оба участника не решат его прекратить (мы не отходим от собеседника, не говоря ни слова, и не начинаем ни с того ни с сего заниматься чем-то другим).

Отметим основные правила речевой коммуникации, обусловленные этим принципом:

1) высказывание должно содержать ровно столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения;

2) высказывание по возможности должно быть правдивым;

3) высказывание должно быть релевантным, т. е. соответствовать предмету разговора:

4) высказывание должно быть ясным: избегайте ненужного многословия.

Реальная речь грешит отступлениями или нарушениями тех или иных правил коммуникации: люди бывают многословны, не всегда говорят то, что думают, их речь бывает отрывочной, неясной. Однако если при этом нарушение не касается базового принципа кооперации, взаимодействие продолжается и достигается тот или иной уровень взаимопонимания. В противном случае отступление от правил может обернуться разрушением коммуникации и деградацией речи.

В социальном взаимодействии особое значение приобретают применяемые собеседниками речевые стратегии и тактики.

Под стратегией речевого общения понимают процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. Стратегия включает в себя планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникаторов, а также реализацию этого плана, т. е. линию беседы. Целью стратегии может являться завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия.

Тактика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы и линия поведения на определенном этапе в рампах отдельного разговора. Она включает конкретные приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером и воздействия на него, убеждение или переубеждение адресата, приведение его в определенное эмоциональное состояние и т. д.

Тактика может меняться в зависимости от условий общения, полученных сведений, чувств и эмоций. Один и тот же человек при различных обстоятельствах стремится реализовать различные стратегические линии. Смена тактик в разговоре - мыслительная операция, хотя может совершаться и интуитивно. Собирая и осмысливая тактические приемы, можно научить применять их сознательно и мастерски.

Язык, безусловно, является одним из инструментов утверждения социального статуса участников общения.

Говорящие, применяя определенные вербальные приемы, могут способствовать формированию собственного образа в глазах других, например казаться более уверенными, более влиятельными, следовательно, более контролирующими ситуацию.

Речь обладает рядом отличительных особенностей. Это – разговорная речь, для которой характерны:

2) спонтанность и непринуждённость : условия непосредственного общения не позволяют заранее спланировать разговор, собеседники вмешиваются в речь друг друга, уточняя или меняя тему разговора; говорящий может перебивать сам себя, что-то вспоминая, возвращаясь к уже сказанному;

3) ситуативность речевого поведения : непосредственный контакт говорящих, тот факт, что предметы, о которых идет речь, чаще всего видны или известны собеседникам, позволяет им использовать мимику и жесты как способ восполнения неточности выражений, неизбежной в неформальной речи;

4) эмоциональность : ситуативность, спонтанность и непринужденность речи в непосредственном общении неизбежно усиливают ее эмоциональную окраску, выдвигают на первый план эмоционально-индивидуальное восприятие говорящими как темы разговора, так и собеседника, что достигается с помощью слов, структурной организации предложений, интонаций; стремление быть понятыми побуждает собеседников к частному выражению личных оценок, эмоциональных предпочтений, мнений.

Перечисленные особенности задают важнейшие функции речи в межличностном общении. К их числу относятся эмотивная и конативная.

Эмотивная функция связана с субъективным миром адресанта (говорящего), с выражением его переживаний, его отношения к тому, что говорится, в ней находит отражение самооценка говорящего, его потребность быть услышанным, понятым.

Конативная функция связана с установкой на адресата (слушающего), со стремлением на него воздействовать, формировать определенный характер взаимоотношений, в ней находят отражение потребности человека достигать поставленных целей, оказывать влияние на других людей; проявляется эта функция в структурной организации разговора, целевой направленности речи.

Речь в межличностном общении ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • Введение
  • Особенности речи в межличностном общении Структура речевой коммуникации Фатическое и информативное речевое поведение Разновидности речи и речевые жанры
  • Заключение
  • Литература

Спор — столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления другой стороны. Спор является частным случаем аргументации, ее наиболее острой и напряженной формой. Спор — важное средство прояснения и разрешения вопросов, вызывающих разногласия, лучшего понимания того, что не является в достаточной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участники спора не приходят в итоге к согласию, в ходе спора они лучше уясняют как позиции другой стороны, так и свои собственные.

Используемые в споре аргументы могут быть корректными и некорректными. В корректных может присутствовать элемент хитрости, но в них нет прямого обмана. Вторые ничем не ограничены и простираются от умышленно неясного изложения и намеренного запутывания до угрозы наказанием и самого применения грубой физической силы. Целью спора может быть обнаружение истины или достижение победы. Задачей спора может стать убеждение оппонента.

При этом выделяются два важных момента. Спорящий убеждает противника в том, в чем сам глубоко убежден, либо в чем он должен быть убежден по долгу службы или в силу каких-либо обстоятельств. Сам же он вовсе не верит в истину того, что защищает, или в ложность того, на что нападает. Целью спора бывает не исследование, не убеждение, а победа. Причем полемисты добиваются ее по разным мотивам: одни считают, что отстаивают правое дело, защищают общественные интересы, другим победа нужна для самоутверждения, третьи просто любят побеждать.

Заключение

Задача фатического речевого поведения, или ассоциативного способа, — говорить, чтобы высказаться и встретить понимание. Информативное речевое поведение в межличностном взаимодействии может проявляться как совместное решение задач, задавание вопросов, уточнение понимания.

Литература

Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. — М.: Прогресс, 1988. — 596 с.

Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003. 1280 с.

Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова . — М.: Гардарика, 2002. — 412 с.

Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова . — М., 2002. — С. 30.

Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова . — М., 2002. — С. 42.

Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова . — М., 2002. — С. 71.

Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. — М.: Прогресс, 1988. — С. 87.

Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003. С. 527.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Речь в межличностном общении. Презентация на заданную тему содержит 30 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Структура речевой коммуникации Язык – система знаков и символов. Речь – использование языка в коммуникативных целях. Основными структурными единицами языка являются слова и предложения. В речевом общении – высказывания как единицы смысла. Особенностью высказывания является адресность.

Речевая деятельность – это специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения. Речевая коммуникация – информативная и коммуникативная стороны речевой деятельности. Речевое общение – процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.

Речевой акт – элементарная единица речевого общения, произнесение говорящим высказывания в непосредственной ситуации общения со слушающим. Речевое поведение – использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии жизненных ситуаций; совокупность речевых поступков. Вербальная коммуникация – это словесное взаимодействие сторон, осуществляющееся с помощью знаковых систем, главным из которых является язык.

Обратная связь – структурный компонент любой коммуникативной ситуации. Реакция слушающих на высказывание составляет цементирующий момент общения, ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации. На процесс речевого общения влияют психологические и социально-ролевые характеристики. К психологическим структурным компонентам акта речевой коммуникации относят коммуникативное намерение, замысел и цель.

Коммуникативное намерение (коммуникативная интенция) – это желание вступись в общение с другим лицом. Так, намерение поужинать и намерение предложить кому-то поужинать вместе различаются отсутствием или наличием коммуникативной интенции.

Цель речевого общения может выражаться говорящим или скрываться им. Ближайшая цель может быть интеллектуальной – получение информации; выяснение позиций; поддержка мнения; развитие темы; критика; разъяснение. Цель, связанная с установлением характера отношений: развитие или прекращение коммуникации, поддержка или отвержение партнера; побуждение к действию.

За ближайшими целями часто стоит целевой подтекст, углубляющий и усложняющий общение. Например, просьба уточнить сказанное при обсуждении какого-либо вопроса ближайшей целью может иметь действительное получение информации. Отдаленной целью может быть намерение заявить о себе, утвердить свой статус.

Стилевые характеристики проявляются в особенностях речевого стиля коммуникантов, в используемых ими коммуникативных стратегиях и тактиках. Стили могут быть ранжированы по степени внимания говорящих к своей речи. Одностильно говорящий – уделяет мало внимания выбору языковых средств, не способен проявить языковую гибкость. Разностильный говорящий – высокий уровень языковой компетентности, выполняет различные речевые роли.

Помимо индивидуальных особенностей говорящих и слушающих, выбор стиля речевого поведения зависит от социального контекста.

Среди коммуникативных приемов определенное значение имеет установление дистанции между говорящими. Устанавливая в разговоре ту или иную дистанцию, человек по-разному открывает и себя: он может проявлять глубокий интерес к личности партнера, глубоко раскрывать себя, оставаясь невнимательным к состоянию другого. Структура разговора во многом формируется за счет попеременного включения в него участников. Возникают новые показатели меры взаимодействия: проявление интереса к общей теме или каждый говорит о своем; как часто используют партнеры суждения, высказанные противоположной стороной.

Активность участника разговора может свидетельствовать: О степени заинтересованности человека в теме разговора, в его участниках, в самом общении; О самооценке человека; Об общей склонности человека к развернутости или лаконичности высказываний. Таким образом, выявление структуры и описание хода речевой коммуникации позволяет осмыслить слабые и сильные стороны речевого поведения.

Речь и взаимопонимание На процесс взаимопонимания в речевом общении существенное влияние оказывают: Денотация; Коннотация; Полисемия; Синонимия; Статичность; Оценки.

Особенности речи в социально-ориентированном общении: Групповая принадлежность или ролевая позиция; Обслуживающий характер речи; Строгий контроль над нормами речевого поведения.

Стратегией речевого общения является процесс построения коммуникации, направленный на достижение долговременных результатов. Тактика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы и линии поведения на определенном этапе разговора.

Речь как средство утверждения социального статуса Социальные роли говорящих являются важным фактором речевого поведения. Существует функциональная зависимость: не только ролевая ситуация задает характер речевого поведения ее участников, но и выбранные языковые средства конструируют социальную ситуацию. Кроме прямых представлений, существуют косвенные – социально-символические- средства демонстрации социального статуса и роли.

К числу таких средств можно отнести: Выбор формы обращения. Намеренная имитация произношения. Выбор стиля речевого поведения.

литература 1. Основы теории коммуникации. Под ред. В.М.Василика. 2. О.Гойхман, Т.М. Надеина. Основы речевой коммуникации. 3. В.Н.Куницына. Межличностное общение. 4. А.П. Панфилова. Деловая коммуникация.

Читайте также: