Ребусы и лабиринты в математике доклад
Обновлено: 28.06.2024
Презентация на тему: " Математика в ребусах Выполнила: Сергеева Анна 5а класс Учитель: Таренко Е.А." — Транскрипт:
1 Математика в ребусах Выполнила: Сергеева Анна 5а класс Учитель: Таренко Е.А.
2 Введение Я выбрала эту тему, потому что сама очень люблю разгадывать ребусы. Ребусы всегда подаются в увлекательной форме, они прогоняют интеллектуальную лень, вырабатывают привычку к умственному труду, воспитывают настойчивость в преодолении трудностей. В отличие от простой загадки, где основа идет на словесное описание, ребус развивает еще и логическое образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание. В процессе выполнения этой работы мы узнаем: -когда и где появились первые ребусы, -какими бывают ребусы, -научимся разгадывать ребусы, -я придумаю и нарисую свои ребусы, - составлю кроссворд с помощью ребусов
3 Из история ребусов Ребус – это загадка изображенная рисунками, знаками, буквами и другими фигурами, ответ на которую получается путём сопоставления составных его частей по расположению, форме, виду. В основном ребусы - это детские загадки. Детям ребусы разгадывать очень интересно, так как это в основном они составлены из картинок. Более сложным видом являются математические ребусы - загадка, представляющая собой математическое вычисление. Название образовано от латинского rebus – (вещь, предмет).
4 Из история ребусов Первые ребусы появились во Франции в XV веке. Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. В XVI веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии. В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов появился во Франции в 1582 году. В России ребусы появились позднее - в середине XIX века. Сначала они появляются в журнале "Иллюстрация", а в 1880 году начинает издаваться журнал "Ребус". Им увлекались многие взрослые и дети, и разгадывание ребусов вскоре стало одной из любимых семейных игр.
5 Какими бывают ребусы Классический ребус Классический ребус это головоломка, в которой необходимо разгадать зашифровывание с помощью рисунков, букв и знаков слова и фразы. Арифметический ребус Существует разновидность ребусов, называемых арифметическими. Эти ребусы представляют собой примеры обычных арифметических действий (вычитания, сложения, деления и умножения), в которых часть или даже все цифры заменены на точки, звездочки, буквы или другие символы. каждый символ может обозначать любую цифру от 0 до 9. В таких ребусах некоторые цифры могут повторяться несколько раз, а другие не использоваться вовсе. Решить ребус - восстановить первоначальный вид примера. *+6*=78; 1*+*3=90
7 Как разгадывать ребусы 4) Зачёркнутые буквы - такие буквы следует убрать из слова. Если зачёркнутые буквы повторяются, то они убираются все. КАССА 5) Зачёркнутые цифры указывают, что в слове такую по счёту букву надо убрать. 6) Знак равенства между буквами (А=Е) указывает, что нужно заменить все буквы А на Е. Равенство 1=Е указывает на замену только первой буквы в слове. СИЛА 7) Стрелка между буквами (Е -> В) тоже указывает на соответствующую замену букв. 8) Цифры 1,2,7,5 над картинкой указывают, что из данного слова нужно взять буквы под номерами 1,2,7,5 и составить их в том порядке, в котором расположены цифры. ТАНК
8 Как разгадывать ребусы 9) Перевёрнутый вверх ногами рисунок указывает, что слово следует читать справа налево. (КОТ - ТОК) 10) Стрелка, остриём влево, изображённая над картинкой указывает, что после того как слово разшифровано его нужно прочитать задом наперёд. КОТ 11) Когда в ребусе используется дробь, это разгадывается как "НА" (разделить НА). Если же в ребусе используется дробь со знаменателем 2, то это разгадывается как "ПОЛ" (половина). ПОЛКА ФОНАРЬ 12) При составлении ребусов используют ноты.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
В мире ребусов и головоломок.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 города Тюмени
Гречушкина Татьяна Владимировна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 города Тюмени
Объект исследования: Ребусы и головоломки.
Предмет исследования: Рисованные ребусы.
Целью работы является привлечение как можно больше учащихся к решению различного вида головоломок и ребусов в урочное и внеурочное время, повысить интерес к математике, создание собственных головоломок.
изучение различных видов ребусов и головоломок;
повышение интереса к математике с помощью ребусов и головоломок;
создание собственных ребусов.
В начале своей работы я решила выяснить: историю возникновения ребусов и что такое математический ребус.
Зародился ребус во Франции в XV веке. Первоначально ребусом называли особого рода ежегодные выступления во время карнавалов, содержащие остроумные обозрения местной жизни, называвшиеся "новостями дня". В дальнейшем слово "ребус" получило то значение, в котором оно употребляется настоящее время.
Первый печатный сборник ребусов, составленный Этьеном Табуро, был издан во Франции в 1582 году. Затем ребусы распространились в Англии, Германии, Италии.
Английский писатель и математик Чарльз Лютвидж Доджсон, более известный под псевдонимом Льюис Кэрролл, один из самых популярних детских писателей XIX века, автор сказок "Алиса в Стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье", часто использовал ребусы в многочисленной переписке с юными почитателями своего творчества. В своих письмах он часто заменял часть слов картинками либо изображал буквы в зеркальном отображении. Для прочтения таких загадочных писем нужна была смекалка, что очень нравилось детям.
В России первые ребусы появились на страницах журнала "Иллюстрация" в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником И. Волковым в журнале "Нива".
Первое упоминание о печатных ребусах во времена Советской власти появились в 1937 году: появились буклеты которые носили название "Как читать ребусы". Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году московская полиграфическая фабрика выпускает сборник ребусов А.А. Рязанова "В часы досуга: ребусы" В 1945 году, после окончания войны выходит небольшая брошюра художника-иллюстратора и иллюзиониста Георгия Кельсиевича Бедарева "Ребусы". [8]
Первый тип ─ это те ребусы, в записи которых встречаются звёздочки. Требуется найти набор цифр, при подстановке которых вместо звездочек выполнится условие, сформулированное в задаче.
Решить такой ребус означает найти все возможные наборы цифр, удовлетворяющие условию задачи.
Примеры:
1. Восстановите поврежденную запись
Ответ. 99 + 9 = 108
Восстановите поврежденную запись
Ответ. 99 + 99 = 198.
Решить ребус
Ответ.354 + 384 = 738.
Второй тип ─ это те ребусы, в записи которых встречаются буквы. Требуется определить цифры, при подстановке которых в эту запись вместо букв выполняется условие, сформулированное в тексте задачи.
При решении ребусов этого типа следует помнить, что разные буквы заменяются разными цифрами, а одинаковые буквы – одинаковыми цифрами.
Решить ребус.
Очевидно, Д≤4. В разряде сотен имеем А + А = А, значит, А = 0 (без перехода) или А = 9 (с переходом). Значение А = 0 не подходит, так как в разряде единиц А + А = Р (получаем А = Р = 0). Значит, А = 9, Р = 8, Е = 7. Тогда 2М + 1 = 10 + Т, Т Решить ребус
Так как КА + КА + КА оканчивается на КА, то КА = 50, а значит, К = 5, А = 0. Так как Ш + Ш + Ш + 1 оканчивается на 0, то Ш = 3. Так как сумма трех чисел, начинающихся на 5 может начинаться лишь с 1, то С = 1. Рассматривая варианты для О, получаем, что О = 6 или О = 7, а значит, Б = 9 или Б = 2. Итак, получаем два варианта решения:
В процессе решения я узнала, что при разгадке математических ребусов надо не только уметь хорошо вычислять, используя знания об арифметических действиях их свойствах, но и проявить смекалку, терпение, выдержку и настойчивость. Есть математические ребусы, имеющие несколько решений. Поэтому нельзя ограничиваться отысканием только одного решения.
Такие ребусы я предложила решать на уроках математики и переменах своим одноклассникам.
Оказалось, что для их отгадывания надо знать 12 правил:
1-ое правило. Если перед нарисованным предметом или знаком слева стоит одна или две запятые, то в соответствующем слове надо отбросить одну или две первые буквы.
2-ое правило. Если запятые стоят справа после нарисованного предмета или знака, то в соответствующем слове надо отбросить одну или две последние буквы.
3-е правило. Если над нарисованным предметом или рядом с ним написана и зачёркнута буква, то её надо отбросит. Если же после буквы стоит знак равенства и другая буква, тогда первую букву заменяют второй.
Пример. В-О-ДА ДА .
Пример. Читать надо так: З-НА-К.
Пример. Читается так: КА-ЗА-НЬ.
Пример. Читаем: ПО-Р-Т.
Пример. Получаем: Л-У-К.
10-е правило. Если в ребусе встречаются изображения предметов в перевёрнутом виде или нарисована стрелка, то их наименования надо читать с конца.
11-е правило. Цифры рядом с изображениями задают новый порядок букв.
Изучив, правила, мы приступили к решению ребусов. Из всех ребусов, которые я искала в различных источниках, я выбирала математические. Решали ребусы как на применение одного правила, так и нескольких правил одновременно. Примеры таких задач:
7.
В процессе отгадывания ребусов мы составили алгоритм для их решения:
1.Надо назвать по частям изображённые предметы ( возможно это будет несколько синонимов), буквы, цифры.
2.Применить правила к каждому слову.
3. Оставить подходящие слова.
4. Составить по смыслу зашифрованный текст.
После того, как мы с одноклассниками решили не один десяток ребусов, ребятам было предложено самим составить ребусы и нарисовать их.
В результате я составила алгоритм составления ребусов:
Надо задумать слово.
Подобрать картинки, которые подходят к части слова.
Лишние буквы удалить с помощью запятых или заменить некоторые буквы.
Составить ребус, оказалось, не трудно. Главная трудность ─ сгруппировать картинки, а чтобы нарисовать картинки от руки, необходимо затратить много времени.
В результате исследовательской работы я многое узнала о видах существующих ребусов. Подробно рассмотрела рисованные ребусы. С ребятами своего класса создали свои ребусы, которые являются результатом моей проектной деятельности.
В течение эксперимента мои одноклассники с интересом разгадывали ребусы на уроках математики и во внеурочное время. Всем очень понравился этот процесс. Большинство сделали вывод, что разгадывать головоломки гораздо интереснее и полезнее, чем играть в телефон или планшет. Таким образов, поставленная цель работы мною достигнута.
Анализируя эксперимент среди учащихся, можно сделать вывод, что использование ребусов и головоломок на уроках математике способствует повышение интереса к предмету. В связи с этим, считаю, что на уроках по математике необходимо проводить занятия с применением ребусов и головоломок. Ведь такие занятия повысят интерес школьников к математике, разовьют образное и логическое мышление.
Результаты моей работы:
1.Я расширила свой кругозор.
2.Я научилась решать ребусы различных видов.
3.Я научилась составлять ребусы.
4.У меня и у моих одноклассников появилось новое творческое увлечение, которое поможет нам развить сообразительность, усидчивость, упорство, что так необходимо для успешной учёбы.
М.: Айрис-пресс, 2008.
6. Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5 – 6 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2000.
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Проект на тему В мире ребусов и лабиринтов. Презентация на заданную тему содержит 9 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Что такое ребус и лабиринт? Ре́бус — загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами и другими знаками. Игроку даётся слово или фраза, зашифрованная в виде последовательности рисунков, букв, слогов или чисел.
История ребуса В 1783 году английский художник и гравёр Томас Бьюик в лондонской типографии Т.Ходжсона печатает необычную Библию для детей. Он пересказывает события Святого Писания в форме ребусов. Такая Библия стала называться "иероглифической". В тексте некоторые слова заменены картинками. Через несколько лет, в 1788 году, американский издатель Исайя Томас издаёт иероглифическую Библию за океаном. Такие необычные иероглифические Библии стали очень популярными в конце XVIII века, поскольку позволяли легче и интереснее преподавать Святое Писание детям.
История лабиринта. Лабиринты были слишком загадочным и заманчивым объектом, чтобы оказаться вне волшебного мира игр. Происхождение задачи о лабиринтах относится к глубокой древности и теряется во мраке легендарных сказаний. Неизвестно только, кто раньше начал использовать их в играх. Во всяком случае, дети древних греков и римлян уже увлекались ими. Это доказывает сохранившийся на стене одного из домов Помпеи детский рисунок лабиринта и надпись возле него на латинском языке: "Лабиринт. Здесь живет Минотавр«.
Математические знания мы применяем не только на уроках математики, но и в повседневной жизни. Нам повезло, что математика нам нравится. Однако трудность для нас составляют задачи, для решения которых надо применить логические рассуждения. Мы читали, что любые свои способности человек может развить, в той или иной мере. Как же развить математические способности? В интернете мы нашла массу высказываний такого характера:
Мы решили, что решение различных головоломок поможет нам развить математические способности.
Актуальность темы: в курсе школьной математики не рассматриваются ребусы, а на уроках математики необходимо решать задачи не только по определённым правилам, но и нестандартные задачи.
Цель: научиться решать математические ребусы.
Найти и изучить различные источники с информацией о ребусах;
Изучить ребусы различных видов;
Исследовать возможные пути решения ребусов.
Создать свои ребусы, используя правила составления.
Гипотеза: решение ребусов поможет нам развить логическое мышление.
Проблема: математика всегда считается трудным к восприятию предметом. Отдельным учащимся с трудом удается запомнить правила определения и формулы.
Способности учащихся к запоминанию учебного материала очень разные. Составление и разгадывание ребусов при изучении математики позволяет учащимся развивать внимание, наблюдательность, логическое и творческое мышление, сделать процесс обучения более интересным.
Объект исследования: математические ребусы
Предмет исследования: методы и способы составления и решения математических ребусов.
Методы исследования: изучение различных источников информации, анализ, обобщение и систематизация материала.
2. История возникновения ребусов.
Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме, при котором абстрактные слова, трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия которых произносились аналогичным образом. Такие ребусы сходны с иероглифами Египта и пиктографами раннего Китая. Изображения ребусов использовались, чтобы передать названия городов на греческих и римских монетах, или для обозначения родовых фамилий в средневековый век.Началась история ребусов очень давно. В XV веке во Франции ребусом называли балаганные выступления. Позже, в XVI веке, такие забавы были запрещены и ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Часто это была загадка, состоящая из изображений разных предметов, цифр или букв. И отгадать такое слово было не так-то просто. В таком виде ребус дошел и до нас. В 1783 году английский художник и гравёр Томас Бьюик в лондонской типографии Т.Ходжсона печатает необычную Библию для детей. Он пересказывает события Святого Писания в форме ребусов. Такая Библия стала называться "иероглифической". В тексте некоторые слова заменены картинками. Через несколько лет, в 1788 году, американский издатель Исайя Томас издаёт иероглифическую Библию за океаном. Такие необычные иероглифические Библии стали очень популярными в конце XVIII века, поскольку позволяли легче и интереснее преподавать Святое Писание детям.Всем известный автор сказок "Алиса в Стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье" Льюис Кэрролл, часто использовал ребусы в своей переписке с юными читателями. В своих письмах он часто заменял часть слов картинками либо изображал буквы в зеркальном
отображении.Для прочтения таких загадочных писем нужна была смекалка, что, конечно, очень нравилось детям. Во второй половине XIX века ребусы стали широко применяться в обществе.Интересно, что даже во время войны ребусы были в почете. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году московская полиграфическая фабрика москворецкого промторга выпускает сборник ребусов А.А. Рязанова "В часы досуга: ребусы" (иллюстрации И. Телятникова). Они были предназначены для взрослого населения. В 1945 году, после окончания войны выходит небольшая брошюра художника-иллюстратора и иллюзиониста Георгия Кельсиевича Бедарева "Ребусы". В послевоенное время ребусы стали ориентироваться на детскую аудиторию. В настоящее время ребусы предназначаются и для взрослых, и для детей. Трудно найти детский журнал или развивающее пособие, в котором нет ребусов. Часто детям задают подобные задания в школе и даже дают задание придумать ребусы. Ребусы - это средство повышения информационной культуры. При самостоятельном составлении ребусов развиваются навыки поиска информации, творчества, интеллектуальные способности.
3. Что означает слово ребус?
Виды ребусов.
Ребусы-загадки представляют собой двойную задачу: разгадав ребус, вы прочтете загадку, но загадку-то ведь нужно разгадать.
Ребусы-шутки - это шуточная загадка в стихах.
Ребусы-пословицы представляют собой зашифрованную пословицу, которую нужно разгадать и объяснить ее смысл.
Звуковой ребус - это упражнения-загадки, позволяющие отработать навык слияния слогов.
Ребус-рассказ состоит из большого ребуса, который нужно разгадать и составить рассказ.
Ребус-задача - это ребус, который нужно разгадать и решить задачу. Он состоит из нескольких ребусов.
Числовые ребусы - это ребусы, которые совершенствуют умение понимать и осмысливать позиционный принцип при записи чисел в десятичной системе.
4. Правила составления и решения ребусов.
Для того чтобы решать и составлять ребусы, надо знать правила и приемы, которые употребляются при их составлении. Прочтите и запомните эти правила. Для большей наглядности некоторые из них пояснены примерами.
1. Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.
Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Кроме знания правил, вам понадобятся смекалка и логика.
17. Очень часто в ребусах отдельные
Так как не все знают ноты и положение на нотном стане, приводим их названия.
Читайте также: