Ребусы и лабиринты в математике доклад

Обновлено: 28.06.2024

Презентация на тему: " Математика в ребусах Выполнила: Сергеева Анна 5а класс Учитель: Таренко Е.А." — Транскрипт:

1 Математика в ребусах Выполнила: Сергеева Анна 5а класс Учитель: Таренко Е.А.

2 Введение Я выбрала эту тему, потому что сама очень люблю разгадывать ребусы. Ребусы всегда подаются в увлекательной форме, они прогоняют интеллектуальную лень, вырабатывают привычку к умственному труду, воспитывают настойчивость в преодолении трудностей. В отличие от простой загадки, где основа идет на словесное описание, ребус развивает еще и логическое образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание. В процессе выполнения этой работы мы узнаем: -когда и где появились первые ребусы, -какими бывают ребусы, -научимся разгадывать ребусы, -я придумаю и нарисую свои ребусы, - составлю кроссворд с помощью ребусов

3 Из история ребусов Ребус – это загадка изображенная рисунками, знаками, буквами и другими фигурами, ответ на которую получается путём сопоставления составных его частей по расположению, форме, виду. В основном ребусы - это детские загадки. Детям ребусы разгадывать очень интересно, так как это в основном они составлены из картинок. Более сложным видом являются математические ребусы - загадка, представляющая собой математическое вычисление. Название образовано от латинского rebus – (вещь, предмет).

4 Из история ребусов Первые ребусы появились во Франции в XV веке. Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. В XVI веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии. В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов появился во Франции в 1582 году. В России ребусы появились позднее - в середине XIX века. Сначала они появляются в журнале "Иллюстрация", а в 1880 году начинает издаваться журнал "Ребус". Им увлекались многие взрослые и дети, и разгадывание ребусов вскоре стало одной из любимых семейных игр.

5 Какими бывают ребусы Классический ребус Классический ребус это головоломка, в которой необходимо разгадать зашифровывание с помощью рисунков, букв и знаков слова и фразы. Арифметический ребус Существует разновидность ребусов, называемых арифметическими. Эти ребусы представляют собой примеры обычных арифметических действий (вычитания, сложения, деления и умножения), в которых часть или даже все цифры заменены на точки, звездочки, буквы или другие символы. каждый символ может обозначать любую цифру от 0 до 9. В таких ребусах некоторые цифры могут повторяться несколько раз, а другие не использоваться вовсе. Решить ребус - восстановить первоначальный вид примера. *+6*=78; 1*+*3=90

7 Как разгадывать ребусы 4) Зачёркнутые буквы - такие буквы следует убрать из слова. Если зачёркнутые буквы повторяются, то они убираются все. КАССА 5) Зачёркнутые цифры указывают, что в слове такую по счёту букву надо убрать. 6) Знак равенства между буквами (А=Е) указывает, что нужно заменить все буквы А на Е. Равенство 1=Е указывает на замену только первой буквы в слове. СИЛА 7) Стрелка между буквами (Е -> В) тоже указывает на соответствующую замену букв. 8) Цифры 1,2,7,5 над картинкой указывают, что из данного слова нужно взять буквы под номерами 1,2,7,5 и составить их в том порядке, в котором расположены цифры. ТАНК

8 Как разгадывать ребусы 9) Перевёрнутый вверх ногами рисунок указывает, что слово следует читать справа налево. (КОТ - ТОК) 10) Стрелка, остриём влево, изображённая над картинкой указывает, что после того как слово разшифровано его нужно прочитать задом наперёд. КОТ 11) Когда в ребусе используется дробь, это разгадывается как "НА" (разделить НА). Если же в ребусе используется дробь со знаменателем 2, то это разгадывается как "ПОЛ" (половина). ПОЛКА ФОНАРЬ 12) При составлении ребусов используют ноты.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

В мире ребусов и головоломок.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 города Тюмени

Гречушкина Татьяна Владимировна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 города Тюмени

Объект исследования: Ребусы и головоломки.

Предмет исследования: Рисованные ребусы.

Целью работы является привлечение как можно больше учащихся к решению различного вида головоломок и ребусов в урочное и внеурочное время, повысить интерес к математике, создание собственных головоломок.

изучение различных видов ребусов и головоломок;

повышение интереса к математике с помощью ребусов и головоломок;

создание собственных ребусов.

В начале своей работы я решила выяснить: историю возникновения ребусов и что такое математический ребус.

Зародился ребус во Франции в XV веке. Первоначально ребусом называли особого рода ежегодные выступления во время карнавалов, содержащие остроумные обозрения местной жизни, называвшиеся "новостями дня". В дальнейшем слово "ребус" получило то значение, в котором оно употребляется настоящее время.

Первый печатный сборник ребусов, составленный Этьеном Табуро, был издан во Франции в 1582 году. Затем ребусы распространились в Англии, Германии, Италии.

Английский писатель и математик Чарльз Лютвидж Доджсон, более известный под псевдонимом Льюис Кэрролл, один из самых популярних детских писателей XIX века, автор сказок "Алиса в Стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье", часто использовал ребусы в многочисленной переписке с юными почитателями своего творчества. В своих письмах он часто заменял часть слов картинками либо изображал буквы в зеркальном отображении. Для прочтения таких загадочных писем нужна была смекалка, что очень нравилось детям.

В России первые ребусы появились на страницах журнала "Иллюстрация" в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником И. Волковым в журнале "Нива".

Первое упоминание о печатных ребусах во времена Советской власти появились в 1937 году: появились буклеты которые носили название "Как читать ребусы". Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году московская полиграфическая фабрика выпускает сборник ребусов А.А. Рязанова "В часы досуга: ребусы" В 1945 году, после окончания войны выходит небольшая брошюра художника-иллюстратора и иллюзиониста Георгия Кельсиевича Бедарева "Ребусы". [8]

Первый тип ─ это те ребусы, в записи которых встречаются звёздочки. Требуется найти набор цифр, при подстановке которых вместо звездочек выполнится условие, сформулированное в задаче.

Решить такой ребус означает найти все возможные наборы цифр, удовлетворяющие условию задачи.

Примеры:
1. Восстановите поврежденную запись

Ответ. 99 + 9 = 108

Восстановите поврежденную запись

Ответ. 99 + 99 = 198.

Решить ребус

Ответ.354 + 384 = 738.

Второй тип ─ это те ребусы, в записи которых встречаются буквы. Требуется определить цифры, при подстановке которых в эту запись вместо букв выполняется условие, сформулированное в тексте задачи.

При решении ребусов этого типа следует помнить, что разные буквы заменяются разными цифрами, а одинаковые буквы – одинаковыми цифрами.

Решить ребус.

Очевидно, Д≤4. В разряде сотен имеем А + А = А, значит, А = 0 (без перехода) или А = 9 (с переходом). Значение А = 0 не подходит, так как в разряде единиц А + А = Р (получаем А = Р = 0). Значит, А = 9, Р = 8, Е = 7. Тогда 2М + 1 = 10 + Т, Т Решить ребус

Так как КА + КА + КА оканчивается на КА, то КА = 50, а значит, К = 5, А = 0. Так как Ш + Ш + Ш + 1 оканчивается на 0, то Ш = 3. Так как сумма трех чисел, начинающихся на 5 может начинаться лишь с 1, то С = 1. Рассматривая варианты для О, получаем, что О = 6 или О = 7, а значит, Б = 9 или Б = 2. Итак, получаем два варианта решения:

В процессе решения я узнала, что при разгадке математических ребусов надо не только уметь хорошо вычислять, используя знания об арифметических действиях их свойствах, но и проявить смекалку, терпение, выдержку и настойчивость. Есть математические ребусы, имеющие несколько решений. Поэтому нельзя ограничиваться отысканием только одного решения.

Такие ребусы я предложила решать на уроках математики и переменах своим одноклассникам.

Оказалось, что для их отгадывания надо знать 12 правил:

1-ое правило. Если перед нарисованным предметом или знаком слева стоит одна или две запятые, то в соответствующем слове надо отбросить одну или две первые буквы.

2-ое правило. Если запятые стоят справа после нарисованного предмета или знака, то в соответствующем слове надо отбросить одну или две последние буквы.

3-е правило. Если над нарисованным предметом или рядом с ним написана и зачёркнута буква, то её надо отбросит. Если же после буквы стоит знак равенства и другая буква, тогда первую букву заменяют второй.

Пример. В-О-ДА ДА .

Пример. Читать надо так: З-НА-К.

Пример. Читается так: КА-ЗА-НЬ.

Пример. Читаем: ПО-Р-Т.

Пример. Получаем: Л-У-К.

10-е правило. Если в ребусе встречаются изображения предметов в перевёрнутом виде или нарисована стрелка, то их наименования надо читать с конца.

11-е правило. Цифры рядом с изображениями задают новый порядок букв.

Изучив, правила, мы приступили к решению ребусов. Из всех ребусов, которые я искала в различных источниках, я выбирала математические. Решали ребусы как на применение одного правила, так и нескольких правил одновременно. Примеры таких задач:

hello_html_4b309834.jpg


7.

В процессе отгадывания ребусов мы составили алгоритм для их решения:

1.Надо назвать по частям изображённые предметы ( возможно это будет несколько синонимов), буквы, цифры.

2.Применить правила к каждому слову.

3. Оставить подходящие слова.

4. Составить по смыслу зашифрованный текст.

После того, как мы с одноклассниками решили не один десяток ребусов, ребятам было предложено самим составить ребусы и нарисовать их.

hello_html_2b19f46e.jpg

hello_html_m4b506643.jpg

hello_html_6280514f.jpg

hello_html_m7f2f2a61.jpg

hello_html_m355a009d.jpg

hello_html_5d458f48.jpg

hello_html_7a7ee7b7.jpg

hello_html_m17e20754.jpg

hello_html_m6864b004.jpg

hello_html_m53c0317c.jpg

hello_html_504dfb3f.jpg

hello_html_465a7b00.jpg

hello_html_m65627ffd.jpg

hello_html_7c0f9f72.jpg

В результате я составила алгоритм составления ребусов:

Надо задумать слово.

Подобрать картинки, которые подходят к части слова.

Лишние буквы удалить с помощью запятых или заменить некоторые буквы.

Составить ребус, оказалось, не трудно. Главная трудность ─ сгруппировать картинки, а чтобы нарисовать картинки от руки, необходимо затратить много времени.

В результате исследовательской работы я многое узнала о видах существующих ребусов. Подробно рассмотрела рисованные ребусы. С ребятами своего класса создали свои ребусы, которые являются результатом моей проектной деятельности.

В течение эксперимента мои одноклассники с интересом разгадывали ребусы на уроках математики и во внеурочное время. Всем очень понравился этот процесс. Большинство сделали вывод, что разгадывать головоломки гораздо интереснее и полезнее, чем играть в телефон или планшет. Таким образов, поставленная цель работы мною достигнута.

Анализируя эксперимент среди учащихся, можно сделать вывод, что использование ребусов и головоломок на уроках математике способствует повышение интереса к предмету. В связи с этим, считаю, что на уроках по математике необходимо проводить занятия с применением ребусов и головоломок. Ведь такие занятия повысят интерес школьников к математике, разовьют образное и логическое мышление.

Результаты моей работы:

1.Я расширила свой кругозор.

2.Я научилась решать ребусы различных видов.

3.Я научилась составлять ребусы.

4.У меня и у моих одноклассников появилось новое творческое увлечение, которое поможет нам развить сообразительность, усидчивость, упорство, что так необходимо для успешной учёбы.

М.: Айрис-пресс, 2008.

6. Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5 – 6 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2000.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Проект на тему В мире ребусов и лабиринтов. Презентация на заданную тему содержит 9 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500

Что такое ребус и лабиринт? Ре́бус — загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами и другими знаками. Игроку даётся слово или фраза, зашифрованная в виде последовательности рисунков, букв, слогов или чисел.

История ребуса В 1783 году английский художник и гравёр Томас Бьюик в лондонской типографии Т.Ходжсона печатает необычную Библию для детей. Он пересказывает события Святого Писания в форме ребусов. Такая Библия стала называться "иероглифической". В тексте некоторые слова заменены картинками. Через несколько лет, в 1788 году, американский издатель Исайя Томас издаёт иероглифическую Библию за океаном. Такие необычные иероглифические Библии стали очень популярными в конце XVIII века, поскольку позволяли легче и интереснее преподавать Святое Писание детям.

История лабиринта. Лабиринты были слишком загадочным и заманчивым объектом, чтобы оказаться вне волшебного мира игр. Происхождение задачи о лабиринтах относится к глубокой древности и теряется во мраке легендарных сказаний. Неизвестно только, кто раньше начал использовать их в играх. Во всяком случае, дети древних греков и римлян уже увлекались ими. Это доказывает сохранившийся на стене одного из домов Помпеи детский рисунок лабиринта и надпись возле него на латинском языке: "Лабиринт. Здесь живет Минотавр«.

Математические знания мы применяем не только на уроках математики, но и в повседневной жизни. Нам повезло, что математика нам нравится. Однако трудность для нас составляют задачи, для решения которых надо применить логические рассуждения. Мы читали, что любые свои способности человек может развить, в той или иной мере. Как же развить математические способности? В интернете мы нашла массу высказываний такого характера:

Мы решили, что решение различных головоломок поможет нам развить математические способности.

Актуальность темы: в курсе школьной математики не рассматриваются ребусы, а на уроках математики необходимо решать задачи не только по определённым правилам, но и нестандартные задачи.

Цель: научиться решать математические ребусы.

Найти и изучить различные источники с информацией о ребусах;

Изучить ребусы различных видов;

Исследовать возможные пути решения ребусов.

Создать свои ребусы, используя правила составления.

Гипотеза: решение ребусов поможет нам развить логическое мышление.

Проблема: математика всегда считается трудным к восприятию предметом. Отдельным учащимся с трудом удается запомнить правила определения и формулы.
Способности учащихся к запоминанию учебного материала очень разные. Составление и разгадывание ребусов при изучении математики позволяет учащимся развивать внимание, наблюдательность, логическое и творческое мышление, сделать процесс обучения более интересным.

Объект исследования: математические ребусы

Предмет исследования: методы и способы составления и решения математических ребусов.

Методы исследования: изучение различных источников информации, анализ, обобщение и систематизация материала.

2. История возникновения ребусов.

Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме, при котором абстрактные слова, трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия которых произносились аналогичным образом. Такие ребусы сходны с иероглифами Египта и пиктографами раннего Китая. Изображения ребусов использовались, чтобы передать названия городов на греческих и римских монетах, или для обозначения родовых фамилий в средневековый век.Началась история ребусов очень давно. В XV веке во Франции ребусом называли балаганные выступления. Позже, в XVI веке, такие забавы были запрещены и ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Часто это была загадка, состоящая из изображений разных предметов, цифр или букв. И отгадать такое слово было не так-то просто. В таком виде ребус дошел и до нас. В 1783 году английский художник и гравёр Томас Бьюик в лондонской типографии Т.Ходжсона печатает необычную Библию для детей. Он пересказывает события Святого Писания в форме ребусов. Такая Библия стала называться "иероглифической". В тексте некоторые слова заменены картинками. Через несколько лет, в 1788 году, американский издатель Исайя Томас издаёт иероглифическую Библию за океаном. Такие необычные иероглифические Библии стали очень популярными в конце XVIII века, поскольку позволяли легче и интереснее преподавать Святое Писание детям.Всем известный автор сказок "Алиса в Стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье" Льюис Кэрролл, часто использовал ребусы в своей переписке с юными читателями. В своих письмах он часто заменял часть слов картинками либо изображал буквы в зеркальном

отображении.Для прочтения таких загадочных писем нужна была смекалка, что, конечно, очень нравилось детям. Во второй половине XIX века ребусы стали широко применяться в обществе.Интересно, что даже во время войны ребусы были в почете. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году московская полиграфическая фабрика москворецкого промторга выпускает сборник ребусов А.А. Рязанова "В часы досуга: ребусы" (иллюстрации И. Телятникова). Они были предназначены для взрослого населения. В 1945 году, после окончания войны выходит небольшая брошюра художника-иллюстратора и иллюзиониста Георгия Кельсиевича Бедарева "Ребусы". В послевоенное время ребусы стали ориентироваться на детскую аудиторию. В настоящее время ребусы предназначаются и для взрослых, и для детей. Трудно найти детский журнал или развивающее пособие, в котором нет ребусов. Часто детям задают подобные задания в школе и даже дают задание придумать ребусы. Ребусы - это средство повышения информационной культуры. При самостоятельном составлении ребусов развиваются навыки поиска информации, творчества, интеллектуальные способности.

3. Что означает слово ребус?

Виды ребусов.

Ребусы-загадки представляют собой двойную задачу: разгадав ребус, вы прочтете загадку, но загадку-то ведь нужно разгадать.

Ребусы-шутки - это шуточная загадка в стихах.

Ребусы-пословицы представляют собой зашифрованную пословицу, которую нужно разгадать и объяснить ее смысл.

Звуковой ребус - это упражнения-загадки, позволяющие отработать навык слияния слогов.

Ребус-рассказ состоит из большого ребуса, который нужно разгадать и составить рассказ.

Ребус-задача - это ребус, который нужно разгадать и решить задачу. Он состоит из нескольких ребусов.

Числовые ребусы - это ребусы, которые совершенствуют умение понимать и осмысливать позиционный принцип при записи чисел в десятичной системе.

4. Правила составления и решения ребусов.

Для того чтобы решать и составлять ребусы, надо знать правила и приемы, которые употребляются при их составлении. Прочтите и запомните эти правила. Для большей наглядности некоторые из них пояснены примерами.

1. Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.


Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Кроме знания правил, вам понадобятся смекалка и логика.

















17. Очень часто в ребусах отдельные


Так как не все знают ноты и положение на нотном стане, приводим их названия.


Читайте также: