Ребусы гимнастика ума доклад

Обновлено: 30.06.2024

Для развития мышления человеку необходимо разгадывать разные головоломки, кроссворды, шарады, ребусы. Мы заинтересовались, как именно действуют ребусы на мышление человека, историей их появления, видами, алгоритмом их решения и составления.

Составление ребуса – это умственный труд. Иногда для этого требуется много времени. Но какое удовольствие получаешь, когда ребус разгадан. С детского возраста нужно решать ребусы, это поможет развить математические способности.

Содержимое разработки

Проект

Автор проекта

Тимофеева О.В., учитель

Камышлов, 2017

2. История появления ребусов…………………….……………………….…….6

4. Правила разгадывания ребусов………………………………………. …..11

5. Правила составления ребусов…………………………………………. …..12

Список используемой литературы……………………. ……………………..24

Обоснование актуальности

Для развития мышления человеку необходимо разгадывать разные головоломки, кроссворды, шарады, которых огромное множество, но существует такой вид головоломок, который знаком и взрослым, и детям, – это ребусы. И я хочу узнать, как именно действуют ребусы на мышление человека, а также узнать историю их появления, их виды.

Математика всегда считается трудным предметом. Некоторым ученикам с трудом удается запомнить понятия и формулы. Составление и разгадывание ребусов при изучении математики позволяет учащимся развивать внимание, наблюдательность, логическое и творческое мышление, сделать процесс обучения более интересным.

Если мы научимся решать ребусы, то сможем расширить круг знаний, учебных умений, навыков, сможем успешно участвовать в очных и заочных конкурсах, олимпиадах и викторинах.

Цель: Выяснить роль ребусов в развитии мышления человека.

Выяснить, когда и как возникли ребусы.

Познакомиться с различными видами ребусов.

Изучить правила решения и составления ребусов.

Оформить результаты в виде презентации и рассказать о них одноклассникам.

Объект исследования: ребусы

Предмет исследования: ребусы как средство развития мышления

Методы исследования:

Работа с Интернет-ресурсами.

Практическое применение работы:

Материал данной работы может быть использован на уроках, например, на устном счёте, на занятиях математического кружка и для подготовки к олимпиадам, в качестве дидактического материала для домашних заданий.

Я нашел несколько определений слова ребус в разных словарях.

1. Большой энциклопедический словарь /Д.Н. Ушаков, В.И. Даль

Ребус, ребуса, ·муж. (от ·лат. rebus, ·букв. вещами, при помощи предметов).
1. Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков, напр. написанная над буквой "к" буква "у" - ребус, обозначающий "наука" (на-"у"-"ка").

2. перен. Что-нибудь загадочное, непонятное, замысловатое. Не человек, а ребус!

2. Толковый словарь Ефремовой`

Ребус - м. 1) Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в комбинации рисунков, букв, знаков. 2) перен. разг. То, что загадочно и непонятно.

Ребус - ребуса, м. [от латин. rebus , букв. вещами, при помощи предметов]. 1. Загадка, в к-рой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков. 2. перен. Что-н. загадочное, непонятное, замысловатое.

4. Большой энциклопедический словарь

РЕБУС (от лат. rebus - при помощи вещей) - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками.

5. Малый академический словарь`

Ребус , м.1. Загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и знаками.

2. перен. Вопрос, задача, требующие разрешения, разгадки; то, что непонятно, загадочно. (Мир полон топонимических ребусов и шарад. Разгадывать их могут только знающие, широко образованные специалисты. Л. Успенский.)

Ребус - м., франц. загадка в рисунке.

Ребус, -а, м. Загадка, в к-рой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков. Разгадать р. Говорить ребусами (перен.: непонятно, с намеками). || прил. ребусный, -ая, -ое.

Ребус (фр.). Умственная забава, состоящая и заменении слов и целых фраз рисунками, фигурами. Шарада в рисунках.

9. Большой толковый словарь синонимов русской речи

Ребус - загадка, задача, криптограмма

Ребус – а, м. Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв и знаков. Разга-дать, решить р. Ребусный - относящийся к ребусу, ребусам.

В этих определениях общее то, что ребус – это загадка, которую нужно разгадать с помощью рисунков.

2. История появления ребусов

Самые первые ребусы встречаются еще в рисуночном письме. Такие ребусы сходны с иероглифами. Изображения ребусов использовались, чтобы передать названия городов на греческих и римских монетах или для обозначения родовых фамилий в средневековой геральдике, а также в качестве способствующих восприятию символов в религиозных искусстве и архитектуре.

Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. Первоначально они иллюстрировали известные фразеологические обороты, позднее появились более сложные варианты.

В XVI веке рисованные ребусы появились в Англии, Германии, Италии. В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов появился во Франции в 1582 году.

В 1783 году появилась необычная Библия для детей. В ней пересказываются события Святого Писания в форме ребусов. Такая Библия стала называться "иероглифической". В тексте некоторые слова заменены картинками. Такие необычные иероглифические Библии стали очень популярными в конце XVIII века, поскольку позволяли легче и интереснее преподавать Святое Писание детям.

Всем известный автор сказок "Алиса в Стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье" Льюис Кэрролл, часто использовал ребусы в своей переписке с юными читателями. В своих письмах он часто заменял часть слов картинками либо изображал буквы в зеркальном отображении. Для прочтения таких загадочных писем нужна была смекалка, что, конечно, очень нравилось детям.

В России ребусы появились позднее - в середине XIX века. Стал выходить специальный журнал "Ребус". "Мы знаем немало серьёзных людей, - писалось в нем, которые с удовольствием посвящают часы досуга разгадыванию ребусов и в особенности рекомендуют это занятие молодым как отличительную гимнастику для ума. ". Нам понравилось это выражение, и мы взяли его для названия проекта.

Во второй половине XIX века ребусы стали широко применяться в обществе.

Интересно, что даже во время войны ребусы были в почете. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году московские полиграфисты выпустили сборник ребусов А.А. Рязанова "В часы досуга: ребусы". Они были предназначены для взрослого населения. В 1945 году, после окончания войны выходит небольшая брошюра художника-иллюстратора Георгия Кельсиевича Бедарева "Ребусы".

В послевоенное время ребусы стали ориентироваться на детскую аудиторию. В настоящее время ребусы предназначаются и для взрослых, и для детей. Трудно найти детский журнал или развивающее пособие, в котором нет ребусов. Часто детям задают подобные задания в школе и даже дают задание придумать ребусы.

3. Виды ребусов

Ребусы-загадки представляют собой двойную задачу: разгадав ребус, вы прочтете загадку, но загадку-то ведь нужно разгадать.

Ребусы-шутки - это шуточная загадка в стихах.

Ребусы-пословицы представляют собой зашифрованную пословицу, которую нужно разгадать и объяснить ее смысл.

Звуковой ребус - это упражнения-загадки, позволяющие отработать навык слияния слогов.

Ребус-рассказ состоит из большого ребуса, который нужно разгадать и составить рассказ.

Ребус-задача - это ребус, который нужно разгадать и решить задачу. Он состоит из нескольких ребусов.

Числовые ребусы - это ребусы, которые совершенствуют умение понимать и осмысливать позиционный принцип при записи чисел в десятичной системе.

Особую группу ребусов составляют математические ребусы.

Они представляют собой примеры обычных арифметических действий (сложения, вычитания, деления и умножения), в которых часть или даже все цифры заменены на точки, звездочки, буквы или другие символы. Каждый символ может обозначать любую цифру от 0 до 9. Причём, некоторые цифры могут повторяться несколько раз, а другие не использоваться вовсе. Такие ребусы, зачастую, называют числовыми, арифметическими или цифровыми.

Решить математический ребус – значит восстановить первоначальный вид математического равенства.


В се виды ребусов развивают мышление, тренируют сообразительность, логику, интуицию, смекалку, помогают расширить кругозор, запомнить новые слова, предметы.

Виды ребусов по сложности

Ребусы — один из видов наглядности, широко применяемый для развития логического мышления детей, при обучении грамоте и для повышения информационной культуры детей. Кроме концентрации внимания, развития мышления и логики, ребусы несут определенную информационную нагрузку. Часто приходится выяснять значение слов, работать над их многозначностью.

По степени сложности ребусы можно разделить на несколько групп.


1. К первой группе относятся самые простые ребусы, которые помогают детям запомнить графическое изображение буквы и употребление ее в словах. Они используются, в основном, при знакомстве с буквой (Лас-точка)


2. Во вторую группу входят более сложные ребусы, в которых требуется заменить или убрать какую-либо букву, прочитать число, вставленное в ребус.


3. К следующей группе можно отнести ребусы, предусматривающие определенный навык чтения и определенный уровень развития логического мышления. Если ребенок затрудняется разгадать подобный ребус, нужно познакомить его с общими принципами их решения. Прежде всего, обратить внимание на то, что часть слова находится внутри какой-то буквы. Например, тра в А (трава), в О рона (ворона). Если часть слова расположена за буквой, читаем по-другому: за В тра (завтра).

Действительно, задачи, представленные в занимательной форме, очень интересны. Их хочется решать, они увлекают своей необычностью. Появляется желание обязательно решить ребус, присутствует даже элемент состязания.

Работа с ребусами и задачами развивает мыслительные способности детей и концентрирует их внимание. Нам нравятся подобные задания. Появляется желание придумать самим что-либо подобное. А это уже способствует развитию наших творческих и познавательных способностей.

4. Правила разгадывания ребусов

Независимо от того, кому предназначены ребусы, правила отгадывания их одинаковы.


Ребус читается слева направо и сверху вниз.


Если нарисовано несколько одинаковых предметов, то читается слово во множественном числе.


Рисунок в ребусе может обозначать не все слово, а только его часть. Запятые возле рисунка показывают, сколько букв надо из слова убрать. Если запятые слева от рисунка, убираем первые буквы; запятые справа показывают сколько букв в конце слова надо отбросить.


Если возле рисунка стоит перечеркнутая буква, то ее из слова надо убрать. Если нарисована перечеркнутая цифра, то убираем букву с таким порядковым номером.


Если нарисована буква возле слова, то ее надо к слову добавить.


Если возле рисунка написано равенство (5 = В или Я = В), то надо эту букву заменить другой, той, что справа.


Если встречаются ноты, то они обозначают соответствующие их названиям отдельные слоги.


Если возле рисунка написаны цифры, то буквы из названия предмета следует читать в указанном цифрами порядке. Буквы, не обозначенные цифрами, не используются.


Если буква перечеркнута крест накрест, то читается как "не". Например, перечеркнута "Д", читаем "не-Д".


Если возле рисунка изображены две цифры со стрелками направленными в разные стороны, значит, в слове необходимо указанные цифрами буквы поменять местами.

5. Правила составления ребусов

1. Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.

Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Кроме знания правил, вам понадобятся смекалка и логика.























Так как не все знают ноты и положение на нотном стане, приводим их названия.


В сложных ребусах перечисленные приемы чаще всего комбинируются.


Ребусы - это средство повышения информационной культуры. При самостоятельном составлении ребусов развиваются навыки поиска информации, творчества, интеллектуальные способности.

1. Знаете ли вы, что такое ребусы?

2. Знаете ли вы, когда появились первые ребусы?

3. Умеете ли вы решать ребусы?

4. Хотите ли вы научиться решать ребусы?

5. Интересно ли вам было самим составлять ребусы?

6. Вызывает ли у вас интерес тема урока, который начинается с ребуса?

7.Знаете ли вы где можно применить эти знания?
Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

В ходе работы для третьеклассников, которые захотели научиться решать ребусы, мы создали памятки с правила решения ребусов (Приложение 1).

Для развития мышления человеку необходимо разгадывать разные головоломки, кроссворды, шарады, которых огромное множество, но существует такой вид головоломок, который знаком и взрослым, и детям, – это ребусы. И я хочу узнать, как именно действуют ребусы на мышление человека, а также узнать историю их появления, их виды.

Математика всегда считается трудным предметом. Некоторым ученикам с трудом удается запомнить понятия и формулы. Составление и разгадывание ребусов при изучении математики позволяет учащимся развивать внимание, наблюдательность, логическое и творческое мышление, сделать процесс обучения более интересным.

Если мы научимся решать ребусы, то сможем расширить круг знаний, учебных умений, навыков, сможем успешно участвовать в очных и заочных конкурсах, олимпиадах и викторинах.

Цель: Выяснить роль ребусов в развитии мышления человека.

Выяснить, когда и как возникли ребусы.

Познакомиться с различными видами ребусов.

Изучить правила решения и составления ребусов.

Мы нашли несколько определений слова ребус в разных словарях.

1. Большой энциклопедический словарь /Д.Н. Ушаков, В.И. Даль

Ребус , ребуса, ·муж. (от ·лат. rebus, ·букв. вещами, при помощи предметов).
1. Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков, напр. написанная над буквой "к" буква "у" - ребус, обозначающий "наука" (на-"у"-"ка").

2. перен . Что-нибудь загадочное, непонятное, замысловатое. Не человек, а ребус!

Ребус - м. 1) Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в комбинации рисунков, букв, знаков. 2) перен. разг. То, что загадочно и непонятно.

Ребус - ребуса, м. [от латин. rebus, букв. вещами, при помощи предметов]. 1. Загадка, в к-рой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков. 2. перен. Что-н. загадочное, непонятное, замысловатое.

4. Большой энциклопедический словарь

РЕБУС (от лат. rebus - при помощи вещей) - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками.

Ребус -а , м. 1. Загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и знаками.

2. перен. Вопрос, задача, требующие разрешения, разгадки; то, что непонятно, загадочно. ( Мир полон топонимических ребусов и шарад. Разгадывать их могут только знающие, широко образованные специалисты. Л. Успенский.)

Ребус (фр.). Умственная забава, состоящая и заменении слов и целых фраз рисунками, фигурами. Шарада в рисунках.

9. Большой толковый словарь синонимов русской речи

Ребус - загадка, задача, криптограмма

Ребус – а, м. Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв и знаков. Разга-дать, решить р. Ребусный - относящийся к ребусу, ребусам.

В этих определениях общее то, что ребус – это загадка, которую нужно разгадать с помощью рисунков.

2. История появления ребусов

Самые первые ребусы встречаются еще в рисуночном письме. Такие ребусы сходны с иероглифами. Изображения ребусов использовались, чтобы передать названия городов на греческих и римских монетах или для обозначения родовых фамилий в средневековой геральдике, а также в качестве способствующих восприятию символов в религиозных искусстве и архитектуре.

Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. Первоначально они иллюстрировали известные фразеологические обороты, позднее появились более сложные варианты.

В XVI веке рисованные ребусы появились в Англии, Германии, Италии. В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов появился во Франции в 1582 году.

В 1783 году появилась необычная Библия для детей. В ней пересказываются события Святого Писания в форме ребусов. Такая Библия стала называться "иероглифической". В тексте некоторые слова заменены картинками. Такие необычные иероглифические Библии стали очень популярными в конце XVIII века, поскольку позволяли легче и интереснее преподавать Святое Писание детям.

Всем известный автор сказок "Алиса в Стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье" Льюис Кэрролл, часто использовал ребусы в своей переписке с юными читателями. В своих письмах он часто заменял часть слов картинками либо изображал буквы в зеркальном отображении. Для прочтения таких загадочных писем нужна была смекалка, что, конечно, очень нравилось детям.

В России ребусы появились позднее - в середине XIX века. Стал выходить специальный журнал "Ребус". "Мы знаем немало серьёзных людей, - писалось в нем, которые с удовольствием посвящают часы досуга разгадыванию ребусов и в особенности рекомендуют это занятие молодым как отличительную гимнастику для ума. ". Нам понравилось это выражение, и мы взяли его для названия проекта.

Во второй половине XIX века ребусы стали широко применяться в обществе.

Интересно, что даже во время войны ребусы были в почете. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году московские полиграфисты выпустили сборник ребусов А.А. Рязанова "В часы досуга: ребусы". Они были предназначены для взрослого населения. В 1945 году, после окончания войны выходит небольшая брошюра художника-иллюстратора Георгия Кельсиевича Бедарева "Ребусы".

В послевоенное время ребусы стали ориентироваться на детскую аудиторию. В настоящее время ребусы предназначаются и для взрослых, и для детей. Трудно найти детский журнал или развивающее пособие, в котором нет ребусов. Часто детям задают подобные задания в школе и даже дают задание придумать ребусы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Областная научно-практическая конференции

Тема работы:

Автор: Параносенкова Алена,

ученица 8б класса

г. Жиздра Жиздринского района Калужской области

Руководитель: Яшина Нина Михайловна,

г. Жиздра Жиздринского района Калужской области

Глава I . Искусство отгадывания ребусов. 4

1. История возникновения ребуса…………………….4

3. Правила решения ребусов…………………………..7

Глава II . Математические числовые ребусы ……..9

Приложение VI (электронный альбом)

Ежегодно по всей стране проводятся Всероссийские конкурсы по решению ребусов. Но зачастую мы не знаем, как решить эту задачу. Мы заинтересовались этой темой и решили научиться разгадывать ребусы и помочь разобраться в них другим.

Объект исследования данной работы - ребусы.

Предмет исследования - процесс решения и составления ребусов

Цель работы - изучение методов, приемов отгадывания и составления ребусов, истории их возникновения.

изучить историю возникновения ребусов

углубить все имеющиеся знания о разгадывании ребусов;

научиться расшифровывать ребусы

научиться составлять ребусы самостоятельно;

провести эксперимент по ознакомлению школьников с правилами разгадывания ребусов и применению навыков на практике;

создать альбом тематических ребусов разных уровней сложности.

Методы и приемы:

поиск материалов в интернете, библиотеке;

составление плана, отбор материалов;

проведение исследований, выводы;

анкетирование и беседа.

Данная работа основана на интеграции следующих учебных дисциплин: математики, русского языка, информатики. Следовательно, результаты исследования могут быть использованы на уроках в качестве занимательного материала и внеурочных занятиях.

Глава I . Искусство отгадывания ребусов

История возникновения ребуса

Самыми первыми составителями ребусов можно считать древних людей, которые на камне и кости выцарапывали рисунки и иероглифы с целью, передать в них какую - либо информацию. Очень- очень давно вождь одного племени передал вождю соседнего племени такое послание.

Ребус - один из видов словесных игр, популярных еще в древности. Название образовано от латинского rebus – формы творительного падежа множественного числа слова res (вещь, предмет, дело).

Ребус - это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в виде комбинации фигур, знаков, букв, т.е. "предметов".

Первые ребусы появились во Франции в XV веке. Тогда это было балаганное представление на злобу дня. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего, рассказывали "о делах, которые творятся" ("de rebus quae geruntur"). Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. Первоначально они буквально иллюстрировали известные фразеологические обороты, позднее появились более сложные варианты. В XVI веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии. В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов появился во Франции в 1582 году.

Исследование № 1.

Мы предложили учащимся 4-5 классов в нашей школе задание по отгадыванию ребусов. Задания имели 3 уровня сложности. Исследование показало, что дети недостаточно хорошо отгадывают ребусы. Мы получили, что только 20% учащихся справились с заданием полностью. А половина учащихся смогла разгадать задания среднего уровня. Надо отметить, что задания были подобраны так, чтобы дети смогли разгадать их. Исследование показало, что все-таки уровень разгадывания низок 1 .

Диаграмма исследования по решению ребусов.

Правила решения ребусов:

если слово или предложение делится на такие части, которые можно изобразить в виде рисунка;

названия всех изображённых на рисунке предметов нужно читать только в именительном падеже;

если предмет на рисунке перевернут, его название читают справа налево;

если слева от рисунка стоят запятые (одна или несколько), то не читаются первые буквы слова. Если запятые стоят после рисунка, справа от него, – не читаются последние буквы;

если над рисунком изображена зачёркнутая буква, ее надо исключить из названия предмета;

если над рисунком стоят цифры, буквы следует читать в указанном порядке;

если рядом с зачёркнутой буквой написана другая, ее следует читать вместо зачёркнутой. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства;

если у рисунка нет никаких дополнительных знаков, следует учитывать только первую букву названия изображённого предмета;

многие части зашифрованных слов обозначают соответствующим расположением букв и рисунков;

Одна из главных трудностей при разгадывании ребусов – умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет и понять, как соотносятся между собой фрагменты рисунка 3 .

Кроме знания правил, нужны еще смекалка и логика.

После обработки результатов первого исследования, мы решили ознакомить учащихся с правилами решения ребусов и провести второе исследование. Результаты показали, что со сложным уровнем справилась половина учащихся, а 45% уже справились со средним уровнем заданий. Задания, предложенные во второй раз, были немного сложнее, чем вначале.

Глава II . Математические числовые ребусы

Математический ребус – задание на восстановление записей вычислений.

Математические ребусы обычно используются для развития логического мышления у школьников, поскольку их решение построено на логических рассуждениях. К такому виду задач относятся математические выражения (обычно простое равенство), в котором все или часть цифр заменены на некоторые значки (буквы, звездочки и т.д.). Требуется вместо каждого значка подставить нужную цифру, чтобы выражение было верным.

Математические ребусы бывают нескольких видов, например:

Цифры в записи вычисления заменены буквами. В таких ребусах необходимо восстановить всю запись.

Некоторые математические ребусы имеют несколько вариантов решения. При разгадывании математических ребусов обычно условием ставится проверка всех возможных вариантов.

Среди большого количества математических и логических задач, наиболее популярными считаются числовые ребусы.

К числовым ребусам относят арифметические выражения , обычно записанные в виде равенства, в которых все или некоторые числа заменены символами (буквами, звездочками, геометрическими фигурами и т.д..)

Числовой ребус представляет собой логическую задачу, в которой путем логических достижений требуется расшифровать значение каждого символа и восстановить числовую запись выражения.

В настоящее время установились некоторые правила шифровки числовых ребусов.

Так, при шифровке числового равенства буквами разные цифры заменяются разными буквами, а одинаковые цифры заменяются одной и той же буквой. При шифровке ребуса одним символом (впредь в этом случае мы будем использовать только звездочку)звездочка изображает любую из десяти цифр.

По видам шифровки числовые ребусы можно разбить на несколько типов 4 :

Все цифры, участвующие в записи числового выражения заменяются буквами. При этом стремятся придать зашифрованной записи какой-либо житейский смысл, желательно оригинальный.

Для шифровки числового выражения используются буквы, но при этом часть цифр участвующих в записи числового выражения заменяют одним символом – звездочкой. Это делается обычно в тех случаях, когда необходимо показать характер промежуточных операций. Примером такой шифровки может служить ребус:

Ясно, что в ребусах такого вида, расшифровав буквы, мы расшифруем весь ребус.

Для шифровки числового выражения используется только один символ-звездочка. Примерами такой шифровки могут служить такие ребусы:

Ребусом загадывается какое-либо слово либо предложение (обычно это пословица, поговорка, афоризм, цитата).

Количество отдельных элементов, входящих в ребус (рисунков либо фотографий, а также букв, цифр, знаков, символов, фигур и так далее), не ограничивается.

Для составления ребуса используются особые приёмы, отличающие его от какой-либо другой “загадки в картинках”.

Эти приёмы могут применяться как самостоятельно, так и в различных сочетаниях (комбинациях) друг с другом.

Количество используемых в одном ребусе приёмов и их сочетаний (комбинаций) не ограничивается.

Требования к ребусу

Загадываемое слово или предложение не должно содержать орфографических ошибок.

Ребус должен составляться слева направо.

Основные приёмы составления ребуса

Переворачивание “вверх ногами” рисунка (либо фотографии), знака, символа, фигуры (далее — картинка , в отличие от буквы и цифры) служит для указания, что загаданное с помощью картинки слово должно читаться задом наперёд.

Применение запятых (также и перевёрнутых запятых) слева или справа от картинки служит для указания, что в загаданном с помощью картинки слове следует удалить определённое количество начальных или конечных букв. При этом:

количество запятых соответствует количеству удаляемых букв;

запятые, стоящие слева от картинки, указывают на удаление начальных букв слова;

запятые, стоящие справа от картинки, указывают на удаление конечных букв слова.

Помещение буквы или нескольких букв справа от картинки служит для указания, что эту букву (несколько букв) следует добавить в конце загадываемого слова.

Зачёркивание буквы и помещение рядом с нею или над нею другой буквы служит для указания, какую букву на какую следует заменить в загаданном слове.

Проставление математического знака равенства между двумя буквами служит для указания замены одной из этих букв на другую.

Применение стрелки , идущей от одной буквы к другой, тоже служит для указания соответствующей замены букв.

Помещение над картинкой ряда цифр 1, 2, 3, 4 (и так далее) служит для нумерации букв в загаданном слове (цифра 1 означает первую букву слова, цифра 2 — вторую и так далее). При этом:

изменение порядка цифр служит подсказкой: “Измените порядок букв в загаданном слове”. Например, цифры 3, 2, 1, 4 над картинкой пилы показывают, что в слове “пила” надо переставить первую и третью буквы; ответ: “липа”;

употребление цифр в меньшем количестве, чем букв в загаданном слове, служит подсказкой, что из загаданного слова надо отобрать только указанное количество букв. Например, над картинкой пилы стоят две цифры: 4, 1. Это означает, что из слова “пила” надо отобрать только две буквы: четвёртую и первую, причём поставить их именно в этом порядке; ответ: “ап”;

употребление зачёркнутых цифр служит подсказкой, что в загаданном слове надо убрать соответствующие буквы. Например, над картинкой пилы стоят цифры 1, 2, 3, 4, при этом цифра 4 зачёркнута. Это означает, что в слове “пила” надо убрать четвёртую букву; ответ: “пил”. (Зачёркнутая цифра может и не стоять в ряду остальных цифр, при этом её значение то же самое.)

Использование горизонтальной черты между размещёнными друг под другом картинками, буквами служит для зашифровывания буквосочетаний “на”, “над”, “под”, а также предлогов “на”, “над”, “под”, если ребусом загадывается какая-либо фраза.

Использование различного расположения картинок, букв относительно друг друга (одни внутри других, одни за другими, одни вразброс по другим, одни “бегут” к другим, одни “выходят” из других и так далее) служит для зашифровывания букв и буквосочетаний “в”, “к”, “у”, “с”, “за”, “по”, “из”, “на”, “перед” и многих других, которые в русском языке являются предлогами, а также буквы “и”, являющейся союзом. Например:

наложение картинок, букв друг на друга, когда они как бы выглядывают друг из-за друга или друг из-под друга, прислонились друг к другу, служит для зашифровывания “за”, “перед”, “на”, “под”, “сквозь”, “у”, “к” и т. п. (например, буквы “ка” “спрятались” за букву “н” — это “казан”);

“ разбрасывание” по картинке или по букве каких-либо одинаковых букв служит для зашифровывания “по” (например, буквы “и” как бы рассыпаны по букве “н” — это “пони”);

вписывание в картинку или в букву других букв служит для зашифровывания “в” (например, буквы “сли” вписаны в букву “а” — это “слива”);

изображение букв, фигур, взявшихся “за руки”, служит для зашифровывания “и”, “с” (например, взявшиеся “за руки” буквы “к” и “т” — это “кит”, а “о” и “а” — “оса”);

изображение букв, фигур, убегающих друг от друга, подбегающих друг к другу, выходящих откуда-либо, взбирающихся на что-либо, входящих куда-либо, бегающих по чему-либо и так далее — для зашифровывания “к”, “от”, “из”, “на”, “в”, “по” и т. п.

В результате исследовательской работы был собран и систематизирован теоретический и практический материал из различных источников.

Выяснена история возникновения ребусов.

Изучены правила и рекомендации разгадывания и составления ребусов.

Рассмотрены различные типы ребусов, составлены или нарисованы ребусы.

Оформлен альбом ребусов, разнообразных по тематике и уровням сложности, для практического применения в урочной и внеурочной деятельности учителями, классными руководителями. Альбом может быть использован и в качестве занимательного материала для учащихся.

В дальнейшем планируется работа по созданию электронных презентаций и развитию интереса у школьников по отгадыванию ребусов.

Николаев М.Н. Задачи сфинкса. - Москва, 1989

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ИТИ ТЕХНОЛОГИИ, 2003

Приложение I

Анкета для учащихся

Умеешь ли ты решать ребусы? (отметить нужное).

в) совсем не умею

hello_html_72fd9117.jpg

Ребус 1.

hello_html_5e472813.jpg

Ребус 2.

hello_html_m6dbe9f28.jpg

Ребус 3.Николай Лобачевский окончил гимназию в конце 1806 года, показав хорошие знания, особенно по математике и языкам — латинскому, немецкому, французскому.

Ответ: Гимназия.

hello_html_m75d81f1f.jpg

Ребус 4. Почти вся жизнь Лобачевского связана с Казанским университетом, в который он поступил по окончании гимназии в 1807. По окончании университета в 1811 стал математиком, в 1814 — адъюнктом, в 1816 — экстраординарным и в 1822 — ординарным профессором. Дважды (1820-22 и 1823-25 гг.) был деканом физико-математического факультета, а с 1827 по 1846 — ректором университета. При Лобачевском Казанский университет достиг расцвета. Обладавший высоким чувством долга, Лобачевский брался за выполнение трудных задач и всякий раз с честью выполнял возложенную на него миссию.

Ответ: Казань.

hello_html_m2fad97f0.jpg

Ребус 12. Сейчас приоритет Лобачевского в создании неевклидовой геометрии признается во всем мире.

Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Через органы чувств - это единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, человек размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений. В основе актуальности проекта лежат идеи отечественных и зарубежных педагогов - психологов по проблемам развития мышления: Л. С. Выготского, П. П. Блонского, П. Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейна, В. В Давыдова, А. И. Мещерякова, И. А. Менчинской, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, А. В. Брушлинского, Ж. Пиаже, М. Монтессори.

Эксперименты таких ученых, как: А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин и др. по изучению детских рассуждений, понимания причинно - следственных отношений, образование у них научных понятий позволили определить возраст, начиная с которого возможно и целесообразно успешное формирование у детей первоначальных логических умений. Исследования ученых доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5 - 6 летнего возраста.

Концепция развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, педагогические эксперименты психологов и педагогов убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей и доказали, что основным условием развития мышления детей является их целенаправленное воспитание и обучение посредством игровой деятельности.

Сегодня дошкольное образование сделало значительный шаг вперед во всех направлениях воспитательно-образовательного процесса. Дошкольная педагогика постоянно пополняется новыми и новыми исследованиями, направленными на разностороннее развитие ребенка. В последнее время взрослые все больше внимания уделяют интеллектуальному развитию детей: они нагружают ребенка новой информацией, знаниями, совершенно не думая о том, что важное звено развития ребенка дошкольного возраста - это игра. И сегодня существует множество игр, которые позволяют развивать психические познавательные процессы без ущерба для здоровья детей. К таким играм можно отнести игры-загадки, головоломки, ребусы, кроссворды и т. п. Одной из задач обучения детей старшего дошкольного возраста является формирование у них логического мышления, а загадки, ребусы, кроссворды являются хорошим средством развития у детей логического мышления. Как показывает практика, в дошкольных учреждениях очень редко используются головоломки, кроссворды, ребусы. В основном, эти виды игр используются в школе. Да и в педагогике проблема использования игр-загадок, ребусов, головоломок и кроссвордов является мало изученной.

Игровые методы и приемы направлены на повышение интереса, положительных эмоции, они помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

В свое время Е. А. Флерина обратила внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. В современных исследованиях выявлено, что эти методы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно.

Проблемно-поисковые методы развивают у детей самостоятельность, творческую активность и их самостоятельную поисковую деятельность.

К 6 годам ребенок может решать мыслительные задачи не только практическим действием и оперированием представлениями. Он уже усваивает понятия и пользуется ими при решении задач и в своих суждениях. Но развитие логического мышления - еще пока лишь возможность дошкольника, которую педагогу нельзя упускать. Однако познание ребенком окружающего мира остается преимущественно чувственным. Но и оно качественно меняется. Снижаются пороги восприятия, т. е. повышается чувствительность органов чувств: ребенок лучше различает и дифференцирует звуки, цвета, запахи и другие свойства. Интенсивно формируется система сенсорных эталонов.

Значительную роль в обследовании объектов восприятия наряду с рукой играет глаз, который к концу старшего дошкольного возраста становится ведущим органом познания.

В этом возрасте так же большую роль играет развитие воображения, создания ребенком собственных замыслов, моделей действия, схем явлений и их детализации. Это очень важно для развития индивидуальности ребенка, гибкости и пластичности его не только мыслительной, познавательной деятельности, но и практической, продуктивной.

У старшего дошкольника начинают уравновешиваться процессы торможения и возбуждения, вследствие чего появляется способность к волевым действиям. Ребенок уже может ставить цель и сознательно ее добиваться: произвольно запомнить что-либо, научиться чему-либо, сделать что-нибудь. Причем он может уже добиваться цели не только быстро достижимой, но и несколько отдаленной во времени. Интересы ребенка становятся относительно устойчивыми. Безусловно, непроизвольная деятельность все еще преобладает и является более продуктивной.

Если сделать деятельность ребенка интересной, увлекательной, то он достигнет очень многого: будет проявлять любознательность, станет наблюдательным, проявит стремление к преодолению препятствия, к поиску решения любой возникающей перед ним проблемы.

Люди всех возрастов и больших и маленьких, проявляют большой интерес к играм-головоломкам, к занимательным задачам. Но одно из почётных мест занимают ребусы разных видов, с разными правилами разгадывания.

Для детей работа с ребусами решает очень много педагогических задач:

• Знакомство с окружающим его миром и явлениями природы;

• Развивает логическое мышление, память, воображение.

• Расширяют кругозор детей;

• Развивают зрительную и моторную память; внимание через яркие рисунки, картинки.

• Развивает речь ребёнка через разгаданные слова, загадки, пословицы, небольшие стишки.

2. Цель проекта

Развитие логического мышления у старших дошкольников через разгадывание и составления ребусов.

3. Задачи проекта

1. Развивать логическое мышление, активность, инициативность, способность отстаивать свою точку зрения.

2. Организовать в группе игровую развивающую среду для повышения познавательного и интеллектуального интереса воспитанников;

3. Повысить мотивацию детей к познанию окружающего мира посредством проблемного обучения;

4. Способствовать созданию активной позиции родителей в развитии познавательных способностей дошкольников.

4. Адресная направленность проекта

Воспитанники подготовительной группы к школе группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

5. География проекта

6. Сроки реализации проекта

Вид проекта – среднесрочный (3 недели).

7. Нормативно-правовая база проекта

2. ФГОС дошкольного образования

3. Труды: Л. С. Выготского, П. П. Блонского, П. Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейна, В. В Давыдова, А. И. Мещерякова, И. А. Менчинской, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, А. В. Брушлинского, Ж. Пиаже, М. Монтессори, Е. А. Флериной.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений

8. Календарный план реализации проекта

Этапы реализации проекта Мероприятия Сроки исполнения Ответственные

Подготовительный - Подбор и изучение психолого-педагогической литературы по теме проекта;

- Подготовка развивающей среды в группе;

- Подбор игровой мотивации;

- Разработка плана работы с детьми и родителями; 1 неделя Воспитатель

Основной Знакомство детей с тем, как надо действовать, что надо делать, с чего начинать, в каком порядке действовать. Основной акцент делается на методах, способах выполнения действия.

9. Ожидаемый результат

- обогащение предметно-развиваюшей среды группы для повышения познавательного и интеллектуального интереса воспитанников;

- повышения мотивации детей к познанию окружающего мира через решение и разгадывание ребусов;

- умение ребёнка логически мыслить, находить связь между предметами, осуществлять анализ и синтез при разгадывании ребусов.

10. Риски, связанные с реализацией проекта

Предполагаемые трудности и непредвиденные эффекты Возможности преодоления

Низкая активность родителей при реализации проекта Использование всех активных форм и методов для привлечения родителей, создание инициативной группы родителей для привлечения менее активных родителей для реализации проекта

11. Жизнеспособность проекта

Продолжать работу по развитию логического мышления дошкольников, используя ребусы всех видов в общеобразовательной и совместной деятельности, развивать умения самостоятельно составлять ребусы воспитанниками.

Осветить и распространить данный педагогический проект и его значимость среди коллег, на специализированных сайтах интернета

Известно, что мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с решения проблемной ситуации, с постановки вопроса взрослым.

Средствами решения выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, умозаключение… Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне дидактических игр и упражнений.

Работа над темой привела к достижению намеченной цели. Для этого необходимо выполнение условий:

- стимулировать практическую деятельность;

- развивать способности к мыслительным операциям;

- создание предметно – развивающей среды;

- содействовать овладению родителями методами использование игр и упражнений для развития логического мышления.

Целенаправленная, систематическая работа с детьми по развитию логического мышления позволяет достичь определенных результатов.

Дети овладели способностью анализу и синтезу, классификации, сравнение, у них не возникает трудности при установлении причинно-следственной связей, своих возрастных особенностей. Думаю, что в дальнейшем это даст возможность хорошо усваивать в процессе обучения предлагаемый материал.

12. Список используемой литературы

3. Кордемский Б. А. Математическая смекалка. — М. : ГИФМЛ, 1958. — С. 189-194.

5. Лучшие математические игры и головоломки, или самый настоящий математический цирк / пер. с англ. М. И. Антипина. — М. : АСТ, Арель,2009. — С. 123. — 255 с.

7. Мочалов Л. П. Головоломки. — М. : Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1980. — 128 с.

Прикреплённые файлы:

Дыхательная гимнастика. ЗОЖ

Дыхательная гимнастика. ЗОЖ Цель:укрепление дыхательной мускулатуры;развитие верхних дыхательных путей,развивать речевое дыхание, что обеспечивает правильное произношение.

Читайте также: