Развивающие игры младших школьников доклад

Обновлено: 18.05.2024

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы аргументировать, что игра является не только важным аспектом психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся, но и средством оптимизации и стимуляции процесса обучения.
Цель исследования предусматривает следующие задачи:
1. Изучить роль игр в процессе обучения младших школьников.
2. Выявить формы и способы игровой деятельности, влияющие на тот или иной аспект процесса познания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Понятие игры……………………………………………………………..5
1.2 История развития игры………………………………………….………8
1.3 Характеристика основных видов игр и их классификация……. …..10
1.4 Особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте 13
2 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1 Виды дидактических игр. 15
2.2 Роль дидактических игр в образовательном процессе……….…..…..19
2.3 Игра как средство обучения……………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………. ……. 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………. …………….30

Прикрепленные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …………3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

1.2 История развития игры………………………………………….………8

1.3 Характеристика основных видов игр и их классификация……. …..10

1.4 Особенности игровой деятельности в младшем школьном возрасте 13

2 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

2.1 Виды дидактических игр. . . 15

2.2 Роль дидактических игр в образовательном процессе……….…..…..19

2.3 Игра как средство обучения……………………………………………23

Игра – непринуждённый спутник жизни детей, источник положительных эмоций. Поэтому игры были и остаются традиционным средством педагогики.

Игра всегда вызывает у ребенка приподнятое настроение, формирует устойчивое заинтересованное отношение к занятию. Именно в игре легче всего следить за дозировкой физической нагрузки, за точностью исполнения движений. Кроме того, игры вызывают активную работу мысли ребенка. А проведение занятий в игровой форме, как доказывает практика, доставляет детям большое удовольствие.

Один из мыслителей утверждал, что понятие "человек играющий" показывает такую же существенную функцию, как "человек созидающий", что анализ любой человеческой деятельности до самых пределов сознания человека свидетельствует, что это не более чем игра, что игра есть специфический фактор всего, что окружает людей в мире. Он во многих своих блестящих работах понятие игры настойчиво интегрирует в понятие культуры.

Игра, является близким и простым людям способом познания окружающего мира, она должна быть наиболее доступным и естественным путём овладения теми или иными знаниями, умениями, навыками.

Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время диктанты, психологи пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках дидактических игр.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы аргументировать, что игра является не только важным аспектом психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся, но и средством оптимизации и стимуляции процесса обучения.

Цель исследования предусматривает следующие задачи:

1. Изучить роль игр в процессе обучения младших школьников.

2. Выявить формы и способы игровой деятельности, влияющие на тот или иной аспект процесса познания.

Объектом исследования является влияние игр на процесс обучения и на процесс формирования ЗУН.

Предметом исследования является учебные игры на уроках как средство повышения эффективности учебного процесса при изучении нового и усвоения пройденного материала.

Игра является действенным средством формирования личности школьника, его морально - волевых качеств, в игре осуществляется потребность воздействия на общество. Она вызывает существенное изменение в его психике. Выдающийся в нашей стране преподаватель А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание ребенка происходит, прежде всего, в игре. "[7,с. 44].

Одним из самых действенных средств развития увлечения к учебному предмету является применение на уроках и во внеклассное время игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, совершенствует общую работоспособность, даёт возможность один и тот же материал повторить разнообразными методами.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Многие мыслители пытались дать определение понятию игра. Старое определение игры, как всякой деятельности ребёнка, не преследующей получение результатов, рассматривает все эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ребенок дверь, играет ли в индейца, с точки зрения взрослого, он и то и другое делает для удовольствия, для игры, не всерьёз, не для того, чтобы что-нибудь приобрести. Все это называют игрой.

Наконец, последнее и самое значительное. Исследование обнаружило, что создания мнимой ситуации в раннем детстве еще нет. Можно пояснить это на простом примере. Ребёнок в 2 года без проблем нянчит куклу и проделывает с ней приблизительно то же, что с ним проделывают мама, бабушка, сестра или няня: укладывает куклу, кормит её, моет и даже сажает на горшок. Но интересно: у ребенка нет соображения о том, что эта кукла его дочка, что он её мама, бабушка, няня или сестра. Он нянчит мишку, если это медведь, куклу, если это кукла, т.е. это игра с точки зрения взрослого, но она резко отличается от игры ребенка более позднего возраста, когда ребенок сам играет роль, и вещи играют роль. В ней кукла — это вправду маленькая девочка, а ребёнок — один из родителей, хотя кукла все еще так же аффективно тянет на то, чтобы ее посадить на горшок, накормить, как, скажем, круглый шарик тянет на то, чтобы его покатать. Здесь нет развернутой мнимой ситуации, когда ребёнок, сам отчетливо играя какую-то роль, четко изменял бы свойство вещи. Например, эксперимент показал, что для девочки раннего возраста вовсе не всё может быть куклой. Ребёнок в 2 года, который свободно нянчит куклу или медведя, с трудом и совершенно иначе делает это с другим предметом. Поэтому если, как говорят, для игры характерно, что все может быть всем, то это не характерно для игры ребёнка раннего возраста. Таким образом, мы имеем здесь как бы игру, но она для самого ребёнка еще не осознана.

Лишить ребёнка игровой практики - это отнять его важнейшего источника воспитания: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизация процесса познания мира и т.п. Для него игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. " Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Она хранит и развивает "детское" в детях, она – их школа жизни и "практика развития".

Выдающиеся педагоги придавали огромное значение включению игры в учебный процесс. Ещё К.Д. Ушинский рекомендовал вводить элементы занимательности, игровые ситуации в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

В. А. Сухомлинский писал в своих статьях, о том что без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Без игры интеллектуальных сил, без творческого воображения невозможно передать полноценное обучение. Очень важно, чтобы изумительный мир природы, вымысла, творчества, окружающий детей до школы, не закрывался перед ребенком классной дверью.

Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия преподавателя и учеников, продуктивную форму общения с элементами соревнования, непринужденности, искреннего интереса.

Отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета притягивают внимание всего класса. В игре дети попадают в ситуации, позволяющие им критически оценивать свои знания в активном действии, приводить эти знания в систему.

Игры, с одной стороны, способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные задачи. С другой стороны, они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.

Эти доводы можно считать серьёзным основанием для более широкого использования игры в процессе обучения.

В каждой игре есть два начала: одно несет развлекательность, другое требует серьезности, мобилизации усилий. Соотношение этих двух начал (преобладание развлекательности или серьезности) определяет характер игровой ситуации или вид игры.

Таким образом, игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Читайте также: