Развивающее образование для детей дошкольного возраста доклад

Обновлено: 02.07.2024

Аннотация. В статье представлен научный анализ проблемы развивающего образования детей дошкольного возраста, рассматриваются научные школы развивающего образования, проблема развития детей с ориентацией на возрастные ценности детей, методические основы развития дошкольников в художественно-творческих видах деятельности.

Развивающее образование дошкольников: современный взгляд на проблему. Аннотация.Встатье представлен научный анализ проблемы развивающего образования детей дошкольного возраста, рассматриваются научные школыразвивающего образования, проблема развития детей с ориентацией на возрастные ценности детей, методические основы развития дошкольников в художественнотворческих видах деятельности. Ключевые слова:дошкольное образование, развитие детей, возрастные ценности дошкольников, художественнотворческие виды деятельности.

Развитие детей выступает приоритетным направлением современного дошкольного образования. Данное направление находит содержательное раскрытие в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образованияи рассматривается в пяти направлениях: социальнокоммуникативное, художественноэстетическое, познавательное, речевое и физическое. Развитие дошкольников рассматривается в качестве главной задачи, основным ключевым направлением педагогической работы и интегративной характеристики результатов дошкольного образования. Полноценное становление личности в процессе развивающего образования невозможно без учёта её возрастной специфики, восприятия детства в качестве самоценного периода жизни человека. В работах отечественных педагогов и педологов неоднократно прослеживалась мысль о необходимости внимательного отношения к возрастной ценности детства. Подчеркивалось, что знать и ценить необходимо не только те качества, которые сохраняются у растущего человека в дальнейшем, но и те –временные, преходящие, которые отличают только отдельные жизненные периоды. Л.Н.Толстой отмечал редкую природную даровитость детей, остроту восприятия явлений жизни, внутреннюю сосредоточенность. Великий русский писатель и педагог многократно говорилио том, что нельзя преуменьшать и недооценивать всю глубину психики детей, писал об особом мире чувств и их отношения к миру.

Таким образом, значимость и ценность дошкольных образовательных организацийдолжно определяться не столько характером педагогическоговзаимодействияилилогикой освоения программного материала, сколько тем, какое место в нем отводится каждому ребёнку как предмету образовательной деятельности, насколько осознается и учитывается природа дошкольного детства, его своеобразие. Ребенок должен иметь право воспринимать окружающее, познавать, действовать с учетом своих ценностей и смыслов, а значимость образовательной работы раскрываться через развитие всех личностных структури сфер. Отсюда, важное место занимают деятельности пробуждающие образное мировидение детей, их образную самореализацию. К таким деятельностямотносятся, прежде всего, художественнотворческие–изобразительная, художественноречевая, музыкальная.В образовательномпроцессе дошкольных организаций эти виды деятельностирешают ряд ключевых задач: в области эстетического воспитания детей: позволяют обогащатьизобразительные умения, творческие способности, эстетическийвкус, т.п.;

в области социального развития: обеспечиваютблагоприятные условия для формирования социальнозначимой мотивации способов действий, знаний обобщественной жизни, национальных традициях, проявлять эмпатийные формы поведенияит.п.;

в области культуроосвоения: служат способомвхождения в мир культуры, приобщения к социокультурным ценностям, позволяют формировать эмоциональноценностное отношение к миру, обогащатьдетей образами

художественными,ценностноориентированнымии т.п. Благодаря приоритету эмоциональной составляющей, пробуждающей разнообразные переживания, образное мировосприятие, стремление к самостоятельной творческой самореализации эти видыдеятельностипривносит в жизнь детей самобытное видение окружающей действительности и отношения к ней.В процессе организации художественнотворческих видов деятельности необходимо осуществлять целенаправленное влияние на эмоциональную сферу детей, пробуждая различные эмоции, переживания.Для этого можно использовать методыэмоционального воздействия. Эти методы относятся к числу нетрадиционных, поскольку направлены на актуализацию эмоциональных проявлений, пробуждение отношения детей к образовательному содержанию, постигаемому в рамках рисования, чтения художественных произведений и др. Метод эмоциональносенсорного воздействиястроится на механизме актуализации краткихэмоциональных реакций. Впроцессе взаимодействия с детьмипедагог специально вводитсенсорные стимулы,побуждающие к эмоциональным реакциям,например, перед рисованием осеннего пейзажа, можно предложить дошкольникампоходить по шуршащим осенним листьям, послушать шум дождя и ветра и т.п.

4.Фельдштейн, Д.И. Феномен Детства и его место в развитии современного общества // Мир психологии. 2002. № 1, С.920.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Использование идей развивающего обучения в дошкольном образовании

Методы и формы организации работы с детьми в детском саду направлены на всестороннее развитие личности, адаптированной к жизни в современном обществе. Исходя из этого, педагогам, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно использовать свои возможности. Появилась необходимость повышения мастерства педагогов путём освоения и внедрения в свою практику современных образовательных технологий обучения и воспитания.

Педагогическая технология – это проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

Выделяют следующие современные приоритетные технологии в дошкольном образовательном учреждении: 1) здоровьесберегающие технологии; 2) технологии проектной деятельности 3) технология исследовательской деятельности 4) информационно-коммуникационные технологии; 5) личностно-ориентированные технологии; 6) технология портфолио дошкольника и воспитателя 7) игровая технология и др.

Актуальность технологии проблемного обучения определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на занятиях. Преодолевая посильные трудности, воспитанники испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение.

3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод) В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования педагоги широко применяют

технологию проектной деятельности, которая включает в себя следующие этапы:

I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели.

III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят.

IV этапом работы над проектом является презентация проекта.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности воспитанников.

Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

Постановка исследовательских заданий, как прием организации обучения исследовательского характера, связана с жизнью, с практической (учебной) деятельностью учащихся, в ходе которой возникают и практические и теоретические проблемы.

Педагоги активно применяют информационно-коммуникативную технологию:

1. При подборе иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов.

2. В поиске дополнительного познавательного материала к непосредственно-образовательной деятельности. Знакомятся со сценариями праздников и других мероприятий, инновационными технологиями в науке и образовании дошкольной педагогики.

3. Обмениваются опытом, знакомятся с периодической печатью, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформляют групповую документацию, отчеты.

5. Создают презентации в программе для повышения эффективности образовательных деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к детям, вовлекать каждого воспитанника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень развития. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т.д.

Поэтому педагоги дошкольного учреждения используют игровые технологии как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с детьми.

Современная дошкольная педагогика выдвигает на первый план личность ребёнка как субъекта деятельности и отношений. Поэтому в детском саду целесообразным является переход от практики организации традиционных занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи к практике организации образовательной работы в форме ситуаций на основе следующих принципов: доступность содержания и возможности для его варьирования, соответствие задачам социально-личностного развития детей и др.

Образовательные ситуации – это преднамеренно созданные педагогом или естественно возникающие в ходе реализации Программы жизненные обстоятельства, ставящие ребёнка перед необходимостью выбора способа поведения или деятельности. Образовательные ситуации общих дел, взаимопомощи, взаимодействия с младшими по возрасту детьми, проявления уважения к старшим и прочее помогают дошколятам осваивать новые нормы и способы поведения и деятельности, закреплять уже освоенные.

Технология социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста в образовательных ситуациях является личностно-ориентированной и социоцентрической технологией, так как ставит в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Она нацелена на улучшение и преобразование социально-педагогических условий и параметров жизнедеятельности ребенка.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознания отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с осознанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Итак, проведя обзор вышеперечисленных педагогических технологий, можно сделать вывод о том, что в педагогической науке разработано множество идей развивающего обучения, приемлемых для применения воспитателями дошкольного учреждения с целью решения воспитательно-образовательных задач.


1. Кувшинова И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией в условиях промышленного города // Логопед: научно-методический журнал. 2009. № 6 (38). С. 13–20.

2. Бабунова Е.С., Градусова Л.В., Левшина Н.И., Мичурина Ю.А., Степанова Н.А., Турченко В.И., Чернобровкин В.А., Шепилова Н.А. Теоретико-прикладные основы социально-коммуникативного развития дошкольников. Магнитогорск, 2015. 329 с.

3. Stepanova N.A., Sannikova L.N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Chernobrovkin V.A. Parental evaluation of preschool education quality: is it a problem or an opportunity? Man in India. 2017. vol. 97. no. 5. Р. 171–185.

5. Архипова С.Н. Развивающее обучение в системе дошкольного и начального образования республики Саха (Якутия): историко-педагогический анализ (1960–2002 гг.): монография // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2000. № 6. С. 37–38.

6. Пути повышения качества профессионализма воспитателей-педагогов при внедрении в практику дошкольных образовательных учреждений развивающего обучения. Шарафат А.К.Б. // Science Rise. 2005. Т.10. № 5 (15). С. 71–74.

7. Зеер Э.Ф. Основные смыслообразующие положения личностно-развивающего образования // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2006. № 5. С. 3–12.

9. Гневэк О.В. Принципы развивающего обучения // Мир детства и образование : сборник материалов ХI Международной научно-практической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2017. С. 21–25.

10. Основные показатели состояния системы дошкольного образования Челябинской области (отраслевая статистика за 2016 г.) / Под ред. А.И. Кузнецова, Е.С. Комаровой Челябинск: ЧИПКРО, 2017. 60 с.

В современных условиях совершенствования системы образования с направленностью вхождения в европейское и мировое образовательное и общекультурное пространство требуются кардинальные изменения в педагогической теории и практике системы дошкольного образования, требующие реализации и внедрения обновленных педагогических технологий. Процесс обновления системы образования возлагает высокие требования на организацию функционирования современного дошкольного воспитания и обучения, активизирует поиски более эффективных психолого-педагогических подходов к его реализации. Новая парадигма педагогики, как отмечают современные исследователи, смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности ребенка [1, с. 13]. Поэтому сегодня значимость мероприятий, направленных на социальное развитие и формирование личности ребенка, значительно возрастает.

Среди ключевых задач развития современного дошкольного образования на ближайший период, которые прозвучали в выступлении руководителя отдела и развития дошкольного образования департамента государственной политики в сфере общего образования на последнем Областном совещании специалистов по дошкольному образованию Челябинской области в г. Снежинске, были названы следующие: расширение доступности дошкольного образования; развитие системы консультационных центров, сети семейного дошкольного образования и воспитания; активизация и развитие в России дошкольного воспитания периода младенческого возраста (от 2-месяцев до 3-х лет); создание условий для расширения и развития инклюзивного образования и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья; расширение частного сектора системы дошкольного образования; продолжение поиска вариативных форм и внедрение инновационных технологий в образовательную деятельность для достижения дошкольником уровня развития, обеспечивающего его психологическую, умственную и физическую готовность к школе. Детский сад, как отмечают современные педагоги, призван обеспечить ребенку гармоническое взаимодействие с миром [2, с. 82].

К числу главнейших базовых задач, которые стоят перед современным дошкольным образованием, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), относится подготовка к школе нового поколения детей: креативного, творческого, проявляющего к окружающей действительности большой интерес, адаптированного к сложностям современной общеобразовательной школы и обладающего навыками самостоятельного отыскания и использования знаний, что способствует, как отмечают современные ученые, усилению направленности современной государственной политики в области дошкольного образования на создание условий для обеспечения доступности и качества дошкольного образования [3, с. 172].

Выполнение требований в системе современного дошкольного образования диктует необходимость поиска новых технологий, методов и приемов, а также использование положительных результатов практического опыта существующих теорий и концепций, чем в этом отношении может послужить теория развивающего обучения, которая в последние годы заметно активизируется в своем практическом воплощении не только в российском, но и зарубежном образовании.

Актуальность применения и реализации в педагогической практике современных образовательных организаций основополагающих идей теории развивающего обучения обусловила выбор проблемно-тематической направленности и цель настоящего исследования.

Цель исследования: анализ ключевых положений развивающего обучения в историко-педагогическом аспекте и обоснование их педагогической целесообразности применительно к системе современного образования, включая уровень дошкольного образования.

Материалы и методы исследования

В настоящей статье представлен материал, основанный на использовании методов историко-педагогической периодизации и исторической актуализации, а также метода критериального анализа, обосновывающих педагогическую целесообразность изучаемого историко-педагогического явления в системе современного образования. Представляя краткий историко-педагогический экскурс теории развивающего обучения, степень её исследования и разработки применительно к системе дошкольного образования, напомним, что она впервые получает свое обоснование в работах И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского и других зарубежных и отечественных исследователей и педагогов. В 1930-е гг. германский психолог О. Зельц экспериментально сумел доказать воздействие обучения на умственное развитие детей.

Впервые глубокое научно-психологическое аргументирование этой теории было дано в исследованиях Л.С. Выготского – выдающегося отечественного психолога-гуманиста, создателя культурно-исторической концепции, согласно которой психические функции человека возникают и развиваются в процессе обучения и во многом определяются культурно-историческим социумом ребенка. Разработки большинства последующих ученых продолжают развитие идей Л.С. Выготского. В 1930–1950-е гг. отечественные психологи закладывали основы формирующего (обучающего) эксперимента как основополагающего метода в решении проблем развивающего обучения (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, С.Л. Рубинштейн, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская и др.). В 1960–1980-е гг. некоторые положения развивающего обучения интерпретируются в сферу дошкольного образования, а также начального и среднего образования (И.Я. Лернер, Л.А. Венгер, В.И. Лубовский, Т.А. Власова, З.И. Калмыкова, и др.). В конце 1950–1960-х гг. свое дальнейшее продолжение концепция развивающего обучения обрела в экспериментальных работах Д.Б. Эльконина об учебной деятельности как форме самоизменения субъекта, В.В. Давыдова о научных понятиях как специфическом направлении учебной деятельности, Л.В. Занкова о дидактических принципах образовательной системы и других педагогов, основываясь на идее, касающейся того, что традиционное дошкольное и начальное обучение не обеспечивает достижения высокого уровня интеллектуально-психического развития детей [4].

Результаты исследования и их обсуждение

Теоретическая исследованность и экспериментально-практическая апробированность идей развивающего обучения обусловили жизненную востребованность основополагающих идей этой теории и в настоящее время. Сегодня основные положения и выводы развивающего обучения интерпретируются в преподавании разных уровней образования и сфер знания, включая иностранный язык, математическую статистику, биологию, дистанционное обучение и т.д. Определенный интерес и заметную активизацию идеи развивающего обучения получают и в системе современного дошкольного образования, на которое сегодня возложена важная ответственность как самостоятельного уровня системы общего образования. Однако изученность и практическое использование этой теории в дошкольном звене на сегодняшний день ещё не в полной мере теоретически и экспериментально исследованы.

Ключевое положение развивающего обучения состоит в том, что обучение должно иметь опережающий характер развития ребенка, фундаментом развивающего обучения является сам ребенок, а знания выступают в качестве средств его развития. По мнению идеологов этой методики, развивающее обучение должно стимулировать развитие детей, улучшать подготовленность к самостоятельному освоению знаний, инициировать уровень развитости их поисковой и творческой деятельности.

Необходимость популяризирования проблемы внедрения в педагогическую практику дошкольных образовательных учреждений основополагающих вопросов теории развивающего обучения вызвана не только педагогическими приоритетами, но и введением в действие ФГОС ДО, требования которого во многом соотносятся с некоторыми положениями теории развивающего обучения и переосмысливают её идеи. Среди основных принципов и задач дошкольного образования, изложенных в действующем ФГОС ДО (п. 1.4, 1.6), достаточно отчетливую связь с идеями теории развивающего обучения имеют:

– формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их нравственных, эстетических, социальных, интеллектуальных, физических качеств, активности, самостоятельности и ответственности ребенка;

– формирование благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и задатками, развитие творческих способностей и потенциала каждого ребенка как субъекта социально-коммуникативных отношений со взрослыми и обучающимися;

– реализация образовательной деятельности на основе субъективных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок может проявлять активность в выборе содержания своего образования, является его субъектом;

– поддержание творческой активности детей в различных видах их деятельности в образовательном процессе;

– непринужденное партнерское сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноправным участником (субъектом) образовательных отношений;

– единство обучения и воспитания в целостный воспитательно-образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе морально-поведенческих норм в интересах ребенка, семьи, общества [8].

Таким образом, по оценке современных ученых, внедрение ФГОС дошкольного и общего образования предполагает новое осмысление принципов развивающего обучения с ориентацией на реализацию деятельностного подхода, а также формирование универсальных учебных действий, в комплексе представляющих собой способность к самонаучению [9, с. 21].

По основным показателям состояния системы дошкольного образования Челябинской области за прошедший год в г. Магнитогорске функционирует 138 официально имеющих лицензию дошкольных образовательных организаций, 135 из них находятся в ведении муниципалитетов и 3 детских сада – частные. По данным Росстата в рейтинге УрФО по охвату детей 1–7 лет дошкольным образованием за Челябинской областью продолжает сохраняться 1 место, в рейтинге субъектов РФ – 8 место [10, с. 6, 12]. По дифферециации образовательной направленности муниципальные ДОО Магнитогорска имеют широкий спектр: от общеразвивающего, комбинированного, компенсирующего вида до различного рода студий и центров ребенка. Кроме этого, в Магнитогорске интенсивно осуществляют образовательную деятельность различного рода коммерческие детские развивающие центры: центр раннего развития детей, школа скорочтения и раннего развития интеллекта, студия развития детей, детский центр интеллектуального развития, клуб интеллектуального развития, студии иностранных языков и др. Ключевым понятием, лежащим в основе воспитательно-образовательной деятельности инициаторов отдельных учреждений Магнитогорска, является развивающее обучение, которое во многом использует и реализует основные идеи теории развивающего обучения.

Выводы

Подводя итоги настоящего исследования, необходимо сделать выводы:

1. Историко-педагогический аспект теории развивающего обучения представлен к настоящему времени достаточно большим количеством теоретических разработок и педагогических технологий, как в отечественном, так и в зарубежном образовательном пространстве. Их качество, возможно, при отсутствии ещё общей системности взглядов, варьируется, исходя из уровня, направленности, содержания, методов образовательного процесса. Однако сегодня с полной уверенностью можно говорить об объективности обоснования педагогической целесообразности и востребованности идей развивающего обучения в современном образовании.

2. Одной из ключевых общих задач, которые стоят перед образованием в настоящее время, является подготовка нового поколения детей: креативного, творческого, адаптированного к сложностям современной общеобразовательной школы и обладающего навыками самостоятельного отыскания и использования знаний.

3. Теоретическая исследованность и экспериментально-практическая апробированность положений развивающего обучения обусловили её жизненную востребованность и интерпретированность в преподавание разных уровней, сфер знания и направлений подготовки в системе образования, включая и дошкольное образование.

4. Актуальность исследования проблемы внедрения в педагогическую практику дошкольных образовательных учреждений основополагающих вопросов теории развивающего обучения вызвана не только её педагогическими приоритетами, но и введением в действие ФГОС ДО, требования которого во многом соотносятся с некоторыми положениями теории развивающего обучения и переосмысливают её идеи.

5. Представители научно-педагогического сообщества г. Магнитогорска различного уровня образовательных организаций, включая дошкольное образование, активно обсуждают и используют, наряду с практикой традиционных форм образовательной деятельности, идеи и основополагающие положения теории развивающего обучения, которые выступает интегрирующей средой, порождающей новые подходы к решению проблем современного образования.

Обучение дошкольников

Образование детей дошкольного возраста

Дошкольное обучение – первое структурированное образование, с которым ребенок сталкивается при вхождении во взрослую жизнь. Оно охватывает временной промежуток от рождения до возраста шести лет, когда ребенок отправляется в школу.

Важность обучения с ранних лет

Этот период очень важный и ответственный, за это непродолжительное время ребенок активно осваивает все сферы: образовательную, чувствительную, интеллектуальную, взаимодействия, психическую.

Столь стремительные и фундаментальные изменения помогают ребенку осваивать все новые сферы жизни. Благодаря этому рывку ребенок активно включается в образовательный процесс.

Занятие рисованием в садике

На сегодня ниша образовательных учреждений дошкольного образования активно развивается, только государственные детские сады не в силах обеспечит все интересы детей и родителей.

Сегодня творческие школы, студии, кружки предлагают различные направления работы с детьми, среди которых танцы, гимнастика, ритмика, театральное искусство, иностранные языки, подготовка к школе. Развиваются и подходы к обучению ребенка.

Очень важно развивать речь, органы чувств, двигательные навыки, кругозор ребенка.

Домашнее обучение

Ответственным этапом в организации дошкольного образования является планирование деятельности. Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы не перегружать ребенка и оставить живой интерес. Современная педагогика укрепляет утверждение о том, что процесс обучения для маленького ребенка должен быть увлекательным и динамичным, только при живом интересе ребенка можно добиться существенных результатов.

Дети имеют чрезвычайно нестойкое внимание, из-за этого процесс их обучения очень трудоемкий, требует особых навыков и огромных усилий. Существует немного методических материалов по развитию детей дошкольного возраста, это связано с индивидуальным подходом к обучению в детском коллективе. Другая точка зрения – частая смена ведущей концепции обучения. Взгляды на обучение дошколят менялись очень стремительно, фактически каждая эпоха вносила коррективы в учебный план детских садов.

Урочные занятия

К детям дошкольного возраста невозможно применить классно-урочную систему обучения. Внимание в этом возрасте еще не стойкое, дети не способны часами напролет заниматься отдельным предметом. Хотя для обучения школьников такая система вполне себя оправдывает.

С самого начала развития дошкольной дидактики принципы образования детей раннего возраста не отличались от представлений об обучения старших детей. Но логично, что маленький ребенок не может учиться по шаблону старших школьников.

В детском саду процесс обучения и воспитания идут параллельно друг другу.

В ходе обучения детей необходимо придерживаться определенных принципов.

Принцип научности

Во время обучения ребенка младшего возраста должны предоставляться реальные знания. Нельзя упрощать материал до схематичности, коверкать его. Ребенок запоминает всю информацию в возрасте от 2 – до 7 лет. При неправильно сформированной базе представления ребенка будут сильно искажены.

Принцип научности

В процессе обучения ребенка следует формировать конкретные представления, знания об окружающем мире. Все полученные знания не должны конфликтовать со школьной программой. Это проблемой при обучении детей младшего дошкольного возраста занимается дидактика. Она старается так подготовить учебный материал, чтобы это было понятно детям юного возраста, но имело верную научную основу. Глубокая проработка учебной программы для ребят дошкольного возраста помогает создать мощную базу, на которую будет проще нанизывать весь школьный материал.

Особенности научного подхода в процессе воспитания – формирование у детей единой картины мира и правильного представления о законах природы. Очень сложно указать тот возраст ребенка, когда формируются базовые понятия о мироздании. Многие представители дошкольного образования склоняются к мнению, что эти азы должны быть неотъемлемой частью процесса воспитания.

С самого раннего возраста у детей нужно формировать верные представления об окружающем мире, основанные на современных научных знаниях.

Принцип наглядности

Знания об этом принципе есть у всех родителей, его целесообразность применения у малышей младшего возраста существовала со времен развития педагогики. Для познания нового ребенку необходимо видеть картинку, возможно, тактильно ощутить неизведанное. Так знания ребенка дошкольного возраста оперативно и естественно встраиваются в его картину восприятия.

Такие особенности подтверждаются тем фактом, что любой повествовательный рассказ дети стараются представить в качестве образного ряда. Детям дошкольного возраста на основе простейших действий, умений работать с предметами проще формировать более сложные мыслительные операции – анализа, рассуждения, сравнения, счета.

Через наглядные образы для ребенка происходит формирование мыслительной деятельности. Чтобы научиться считать мысленно необходимо много раз практиковать счет на реальных предметах. Изучение процесса обучения детей доказывают, что основную информацию ребенок получает через зрительное и слуховое восприятие. Этим органам чувств уделяется основное внимание при работе с детьми дошкольного возраста.

Принцип наглядности

В случае восприятия зрительной информации все сведения оперативно поступают в головной мозг. В то время как слуховое восприятие несколько растянуто по времени.

Принцип наглядности для детей в детском саду – это обогащение и расширение чувственного опыта ребенка и его знаний о мире. Малыши воспринимают натуральные предметы: муляжи фруктов и овощей, макеты зданий, схемы, панно из растений, чучела животных. Особенности маленьких детей дошкольного возраста – умение воспринимать схемы, рисунки, иллюстрации, на этом умение строиться многие принципы обучения и воспитания.

Принцип наглядности используется при закреплении связей между новыми и старыми знаниями, при изучении нового материала.

К наглядным материалам предоставляются следующие требования:

  • реалистичность, все предметы должны быть максимально приближены к реальным предметам, иметь сходство;
  • достойное художественное оформление, воспитатели и родители должны приобретать или изготавливать макеты максимально качественно.

Принцип доступности

Весь учебный материал должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту и развитию. Особенности обучения ребенка младшего возраста – усвоение простого и понятого материала. Если знания слишком сложны и витиеваты, то процент усвоения их детьми резко снижается.

Основная сложность в реализации этого принципа – определение готовности ребенка к усвоению знаний. Не всегда это определяется возрастом, все дети индивидуальны. Перед началом процесса воспитания педагог должен произвести диагностику уровня знаний ребенка.

Принцип доступности

Еще 15 лет назад существовал негласный запрет обучению детей письму и грамоте до момента исполнения ребенку пяти лет. Сегодня существуют множество учреждений дошкольного образования, которые принимают детей и более раннего возраста для подготовки к школе. Изменились представления современных родителей и учителей, темп и интенсивность нагрузки ан первоклассника не оставляет шанса на промедление. Результаты такой гонки за знаниями мы узнаем, через несколько лет, когда проанализируем уровень знаний, психическое развитие и состояние здоровья нынешних первоклашек.

Занятие английским

Не стоит путать доступность с легкостью, слишком простые задания не будут вызывать усилия и умственное напряжение, будет отсутствовать база для последующих знаний.

Важно создать ситуацию успеха, при которой решение сложной, но посильной задачи принесет радость и удовлетворение.

Принцип активного участия в процессе обучения

Особенности принципа – усваивается только те знания, которые вызвали интерес и активное участие ребенка в их усвоении. Если ребенку нет дела до происходящего, то информация, полученная извне, будет проходить мимо, не восприниматься мозгом.

Принцип участия

Во время работы с детьми воспитатель должен предусмотреть приемы, которые активизируют интерес к знаниям, мышление. Негативно сказывается тот факт, что ребенок получает детально разжеванную информацию, на усвоение которой не затрачены его силы и время. Она может казаться простой и понятной, но отсутствие личностного участия делает ее далекой и неинтересной. В процессе воспитания необходимо соблюдать баланс.

Познание должно представлять собой решение практических задач, активность, самостоятельность. В основе таких представлений лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс.

Принцип последовательного обучения

Этот принцип воспитания призывает идти в обучении от легкого к трудному, от простого – к сложному. Все знания ребенка должны базироваться на предыдущем опыте. Объем новых знаний определяет педагог, который работает с ребенком. Время, эффективность усвоения, возраст ребенка в процессе познания должны быть ориентирами.

Принцип последовательности

Теория и практика должны быть неотделимы друг от друга. Все знания должны подкрепляться на практике. Это очень интересно и трудно одновременно, не всегда в полной мере можно внедрить знания, которые получил ребенок небольшого возраста.

Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку и учета возрастных особенностей

Дети в дошкольном возрасте сильно отличаются по скорости восприятия, быстроте мышления, усидчивости, старательности, поведению. Все эти признаки формируются благодаря физиологическим, умственным способностям, методам воспитания, условиям жизни, подготовленностью педагога и родителей.

Выявить основные особенности малыша можно, постоянно наблюдая за ребенком, примечая его поведение в различных ситуациях. Для детей постарше можно организовать коллективные беседы, которые помогут выявить особенности ребенка, степень усвоения знаний, характер. Даже в юном возрасте можно выявить лидерские качества, любознательность, умение придти на помощь.

Такая диагностика очень важна, в раннем возрасте негативные черты характера и мыслительные особенности проще поддаются коррекции. Проверка всего детского коллектива может выявить ребят, которые быстро схватывают учебный материал, на которых можно опираться в процессе обучения.

Занятие в саду

Очень важен в процессе воспитания учет физиологических и анатомических особенностей ребенка. Педагог должен быть ознакомлен с состояние здоровья каждого ребенка. При этом тактично и мягко скорректировать процесс обучения для максимальной эффективности. Если у ребенка проблемы, например, со слухом или зрением, то его необходимо посадить на первые парты, для лучшего восприятия.

  • Если у ребенка имеются ограничения по физической активности, то необходимо поставить педагога по физической культуре в известность.
  • Если ребенок очень импульсивен или даже агрессивен, то в процессе воспитания необходимо развивать волю и терпимость.
  • Если ребенок только недавно пришел в детский коллектив, то скорость речи и словарный запас ребенка ограничены. Поэтому при ответе малыша необходимо проявлять терпение не только педагогу, но и учить этому всех детей.
  • Есть дети, которые не привыкли умственно трудиться. Они предпочитают проводить время в играх и активных развлечениях. При работе с такими малышами необходимо включать интеллектуальные задания в двигательную активность. Моно показать преимущества активной мыслительной деятельности в играх и соревнованиях.

Принцип взаимосвязи обучения и развития

Эти два процесса взаимосвязаны и непрерывны, но вместе с тем требуют терпения. Еще вчера малыш ничего не умел, а сегодня овладевает разными умениями. Все это закономерно и естественно. Если на каком-то этапе в обучении есть трудности, нужно просто набраться терпения и двигаться вперед.

Взаимосвязь обучения и развития

Очень важно пробудить в ребенке тягу к самостоятельному познанию, тогда малыш сам будет стремиться познать новое и интересное. Обязательно хвалите ребенка создавайте ситуацию успеха – это самый верный стимул. Любите детей, тогда у вас непременно все получится.

Читайте также: