Развитие железнодорожного транспорта в россии доклад

Обновлено: 02.07.2024

Задачи:
изучение современного состояния железнодорожного транспорта РФ
изучение основных технических характеристик ж/д в РФ
изучение перспектив его дальнейшего развития
приобретение навыков обработки фактического материала, представления его в форме таблиц, диаграмм, графиков и их анализ.

Содержание

Список используемых источников…………………………..…24

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсач.doc

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное

высшего профессионального образования

Кафедра коммерции и маркетинга

студент группы 11552

доктор экон.наук, профессор

старший преподаватель, магистр коммерции

РАЗДЕЛ 1. История развития, основные технические характеристики, инфраструктура ж/д транспорта в РФ…………….…………………………. 5

РАЗДЕЛ 2. Экономическая деятельность современного железнодорожного транспорта РФ …………………………………………………………..………. 13

  1. Операторы железных дорог…………………………………………………… 13
  2. Экономические показатели деятельности…. …………………….…………. .16
  3. Структурная реформа на железнодорожном транспорте………………….…20

Список используемых источников…………………………..…24

Введение

Во все времена и у всех народов транспорт играл важную роль. На современном этапе значение его неизмеримо выросло. Сегодня существование любого государства немыслимо без наличия развитой транспортной системы.

В условиях современной рыночной экономики, отношения, связанные с транспортом, имеют важное значение. Отличительная особенность транспорта как отрасли материального производства заключается в том, что он не создает новых материальных ценностей и потому не увеличивает богатства общества. Его продукция - деятельность по территориальному перемещению грузов или людей.
Транспорт является связующим звеном экономики страны, охватывающим все виды общественного производства, распределения и обмена. От регулярной, четкой работы транспортных предприятий, своевременной перевозки грузов и пассажиров зависит ритмичная работа промышленности и торговли.

Среди всех видов транспорта во многих странах ведущее место занимает железнодорожный транспорт, что объясняется его универсальностью: возможностью обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять потребности населения в перевозках практически во всех климатических зонах и в любое время года.

Железнодорожный транспорт - вид транспорта, выполняющий перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги.

Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы РФ. В данной курсовой работе ставится цель ознакомления с историей развития, местом и ролью железнодорожного транспорта в системе единой транспортной системы, основными показателями работы и технической вооруженности железнодорожного транспорта современной России.

  • изучение современного состояния железнодорожного транспорта РФ
  • изучение основных технических характеристик ж/д в РФ
  • изучение перспектив его дальнейшего развития
  • приобретение навыков обработки фактического материала, представления его в форме таблиц, диаграмм, графиков и их анализ.

Раздел 1. История развития, основные технические характеристики, инфраструктура ж/д транспорта в РФ

1.1. История развития железнодорожного транспорта в России

История железных дорог России начинается с XIX века. В 1834 году в Россию прибыл австрийский инженер Франц фон Герстнер, который внёс императору Николаю I предложение о строительстве железнодорожной линии. В 1835 году родственник императора граф Алексей Бобринский создаёт акционерное общество, с целью финансирования ее строительства. В 1836 году император обнародовал указ о сооружении Царскосельской железной дороги, ее официальное открытие состоялось в конце 1837 года. Следом идет строительство к 1851 г. железной дороги Санкт-Петербург — Москва, затем к 1862 г. Санкт-Петербург —Варшава. В 1851году 6 августа появились железнодорож ные войска. Они поддерживали в исправном состоянии ж/д пути, обеспечивали охрану станции, мостов, железнодорожных переездов.

Активное формирование сети железных дорог Российской империи происходило во 2-й половине XIX века, было обусловлено экономическими и военными интересами (одна из причин поражения России в крымской войне1850-х годов - отсутствие возможности оперативно перебрасывать войска). Построенные в это время дороги были как казёнными, так и частными.

В начале XX века была построена наиболее грандиозная дорога — Транссиб, соединившая европейскую часть страны и Урал с Дальним Востоком.

В 2008 Правительство РФ утвердило Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года, в которой описан комплекс мероприятий по строительству и модернизации железных дорог, модернизации и введению новых стандартов подвижного состава, инфраструктуры дорог. Программа разбита на два этапа: 2008—2015 (1-й этап) и 2016—2030 (2-й этап) и содержит два сценария развития: минимальный (ориентированный на ресурсно-сырьевое развитие России) и максимальный (инновационное развитие). Стратегия, в частности, предусматривает строительство 5,1 тыс. км дорог на 1-м этапе и от 10,8 до 15,5 тыс. км (в зависимости от сценария) — на втором этапе.

В случае реализации Стратегии общая протяжённость железных дорог России достигнет к 2030 величины от 102,9 (+18 %) до 107,6 (+24 %) тыс. км. Примечательно, что железнодорожный транспорт — единственный, для которого была написана и утверждена отдельная стратегия, которая действует наряду с утверждённой в 2008 Транспортной стратегией РФ до 2030 года.

1.2. Основные технические характеристики ж/д транспорта РФ и его инфраструктура.

В основе структуры железнодорожного транспорта лежит производственно- территориальный принцип, согласно которому вся железнодорожная сеть страны разделена на крупные отдельные участки железные дороги. Каждая железная дорога имеет в своем составе различные службы, занимающиеся конкретной деятельностью в различных областях железнодорожной отрасли: пассажирскими перевозками, грузовыми перевозками, безопасностью движения и экологией, информацией и связью, внешними связями и т. д. В свою очередь железные дороги делятся на отделения, являющиеся основными производственными звеньями железных дорог. Отделения осуществляют руководство производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью всех производственных и линейных подразделений, находящихся в пределах этой железной дороги: станций, дистанционных путей, дистанций электроснабжения, пунктов водоснабжения и т.д.
Размещение железнодорожной сети по территории России сложилось крайне неравномерно. Это связано с большой территориальной дифференциацией в заселенности, уровне и типе хозяйственного освоения. [3]

Файлы: 1 файл

история жд россии.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Русско-немецкий институт (РНИ)

Выполнила: студентка группы НММ-212

Апалькова Екатерина Алексеевна

Научный руководитель: Гришина Н.В.

От первой железной дороги до высокоскоростных магистралей

Царскосельская железная дорога положила начало строительству сети железных дорог России. Тридцатого дня в 12 часов 30 минут октября 1837 года первый поезд отправился по железной дороге общего пользования Санкт-Петербург – Царское Село. Длина дороги составила 25 верст (26,3 км).

На Царскосельской железной дороге был построен ряд искусственных сооружений, в том числе мостов, среди которых самый большой – через Обводный канал – имел длину 25,6 м. За рубежом были закуплены 7 локомотивов и различные экипажи для поездов: закрытые дилижансы на 40 мест, открытые шарабаны, линейки с мягкими сиденьями, кареты ("берлины"). В 1838 году в Петербургском технологическом институте для Царскосельской железной дороги был создан паровоз "Проворный".

С 1837 по 1841 год было перевезено 2,5 млн пассажиров. За этот период Царскосельская железная дорога дала казне чистого дохода 360 тыс. руб.

Значение Царскосельской железной дороги состояло в том, что на опыте ее строительства и эксплуатации была практически доказана возможность бесперебойной работы железнодорожного транспорта в климатических условиях России во все времена года. Коммерческая эксплуатация дороги также на деле показала выгодность и целесообразность нового вида транспорта. Явившись первым опытом в организации железнодорожного движения в России, дорога дала существенный толчок развитию и широкой постановке железнодорожного дела в стране.

В 30-40 годах XIX века потребовал неотложного решения вопрос о соединении надежной дорогой Петербурга с центральными районами России. 1 февраля 1842 года Николай I подписал указ о сооружении первой русской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва.

Летом 1843 года начались строительные работы. Дорога строилась по инженерно обоснованным параметрам, обеспечивающим наряду с экономической целесообразностью потребную пропускную способность с учетом перспективы. По настоянию П.П.Мельникова ширина колеи была установлена равной 5 футам или 1524 мм. Она стала стандартной для всех железных дорог России.

Русские инженеры уже в первые годы развития железных дорог выбрали широкоподошвенный рельс. На линии Петербург – Москва были уложены такие рельсы, изготовленные на Людиновском заводе. Впоследствии этот профиль рельса распространился по всем железным дорогам мира.

Основы организации тягового хозяйства и эксплуатации локомотивов на железных дорогах России были заложены в 1851 году, то есть с открытием для общего пользования Николаевской (ныне Октябрьская) железной дороги.

Дорога от Санкт-Петербурга до Москвы была разделена на восемь тяговых участков (тяговых плеч). За длину каждого участка было принято расстояние между "большими локомотивными стоянками", которые впоследствии были переименованы в "главные", или "коренные" депо. К депо для ремонта и обслуживания были приписаны грузовые и пассажирские паровозы.

В промежутках между "большими локомотивными стоянками" располагались "малые стоянки", где находились резервные паровозы на случай порчи локомотивов у проходящих поездов.

Первые тяговые плечи для грузового движения имели протяженность примерно 80 км, а для пассажирского – 160 км. При развитии железных дорог длину тяговых плеч увеличили. К началу 80-х годов прошлого столетия она возросла для грузовых паровозов до 120 км и более, доходя на отдельных дорогах до 260 км.

1 ноября 1851 г. состоялось официальное открытие движения на Петербург-Московской железной дороге. По ней пошли поезда, ведомые паровозами, построенными на Александровском заводе Петербурга. Размеры перевозок быстро росли. Уже в 1852 году дорога перевезла 719 тысяч пассажиров и 164 тысячи тонн грузов. Расстояние от Петербурга до Москвы - 650 километров - скорый поезд преодолевал за 12 часов.

В 1850-54 гг. на Александровском заводе в Петербурге были построены первые отечественные пассажирские вагоны.

Первые серийные грузовые вагоны в России начали выпускать в 1846 г. Они были четырехосными на двух двухосных тележках. Однако из-за того, что рама и кузов первых вагонов были деревянными, их грузоподъемность была невелика. Только в 1965 г. двухосные вагоны были исключены из обращения на железных дорогах СССР.

Периоды подъема строительства пришлись на конец 60-х – начало 70-х годов 19 века (в среднем в год сдавалось свыше 1,5 тыс. км) и на 90-е годы (свыше 2,5 тыс. км в год). К 1875 году было проложено свыше 20 тыс. км железных дорог, а к концу 19 века длина сети железных дорог России составила 53,2 тыс. км. В начале 1900-х годов было построено еще 22,6 тыс. км.

Железные дороги в годы войны (1941 - 1945)

Железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в обеспечении победы Советского Союза над фашистской Германией. С первых дней военных действий от железнодорожников потребовалось обеспечить быструю и бесперебойную доставку к фронту огромного количества войск, боевой техники, вооружения.

Перестройка работы железной дороги серьезно осложнялась эвакуацией. Вместе с промышленным и сельскохозяйственным оборудованием из прифронтовой зоны вывозилось транспортное хозяйство магистралей, заводов и предприятий НКПС. На долю железнодорожных магистралей в первый период войны выпала поистине беспрецедентная нагрузка по перебазированию производительных сил страны из районов, которым угрожала оккупация, на Восток.

Для быстрейшего продвижения эвакоэшелонов железнодорожники широко использовали технические новшества, применяли передовые методы труда: скоростное формирование поездов, безотцепочный ремонт вагонов, вождение тяжеловесных составов, отправление сдвоенных поездов. С целью повышения пропускной способности некоторых участков железных дорог осенью 1941 года была введена "живая блокировка" - через каждые 800-900 метров на перегонах стояли сигналисты и по их сигналам шли поезда. Изменились графики работы паровозных бригад. Если до войны паровозная бригада обычно водила эшелоны на определенном участке (плече), то в военное время к составу прикреплялся турный вагон для локомотивной бригады, и она вела поезд до места назначения. Машинисты водили эшелоны за тысячи километров, месяцами не возвращаясь домой.

Обеспечивая доставку стратегических резервов к фронту, эвакуацию материальных ценностей и людей из временно оккупированных гитлеровскими войсками областей и республик страны, железные дороги стали связующим звеном между фронтом и тылом.

Железнодорожники обеспечили подготовку и проведение более 50 стратегических и наступательных операций, осуществленных советскими Вооруженными силами в ходе Великой Отечественной войны. Успеху этих операций способствовала своевременная доставка из глубины страны боеприпасов, горючего, продовольствия и других средств. Общий объем перевозок в период подготовки решающих сражений достиг 1 млн. тонн.

Помимо решения военных задач, железным дорогам необходимо было продолжать непрерывное снабжение промышленностисырьем, топливом, металлом и другими важными грузами, а также осуществлять пассажирские перевозки. Благодаря самоотверженной работе железнодорожников в годы войны удалось связать важнейшие экономические районы тыла в гигантский по территории народнохозяйственный комплекс.

До начала великого перелома в 1943 году, после которого стал ясен исход войны, железнодорожники принимали участие в боевых действиях, поэтому произошло кадровое оголение железной дороги. На места машинистов, кочегаров и других специалистов пришла молодежь, подростки. В 1943 году вышел приказ И. В. Сталина о возвращении всех работников железных дорог на прежние места работы. Это способствовало укреплению кадрового состава на железных дорогах, что, в свою очередь, повысило качество перевозок грузов.

Цифры и факты военного времени

  • Доля железнодорожного транспорта в грузообороте в военные годы:
    • в 1941 году – 93%;
    • в 1942 году – 52%;
    • в 1943 году – 58%;
    • в 1944 году – 68%;
    • в 1945 году – 76%.

    Железные дороги в России в постсоветский период

    1992—2011

    История развития железных дорог в России

    Сегодня РЖД — уникальная транспортная система, которая охватывает всю страну. Технические параметры неплохие: длина главных железнодорожных путей составляет 126 тысяч километров с небольшим, около 40 000 км установлено электрофицированных линий, примерно столько же — двухпутных линий. Отечественные подвижные составы позволяют перевозить грузы весом до 12 000 тонн. Впечатляет? Так было не всегда.

    С чего все начиналось

    Первая рельсовая чугунная дорога появилась в 1778 году — на территории Петрозаводска. Это была достаточно короткая дорога, всего 160 м, при этом колея была узкой, а рельс — угловым.

    Наиболее стремительное развитие железнодорожного транспорта в стране происходило в XIX веке. В 1808 году была построена конно-чугунная дорога, длина которой составляла уже два километра. А к 1913 году километраж железных рельсовых дорог превысил отметку в 70 000 км. Однако в те времена пути строились неравномерно, хаотично. Большая часть рельсовых дорог была построена в европейской части страны, на окраинах дела шли намного хуже.

    Что касается локомотивного парка, то в те времена мощность паровозов не превышала отметки в 500-600 лошадиных сил, грузоподъемность вагонов была также мала — до 15 тонн.

    Железные дороги в России сегодня: стратегия развития

    В 2008 году российское правительство утвердило концепцию, которая касается совершенствования ж/д инфраструктуры России — методы расписаны аж до 2030 года. Стратегия включает в себя описание комплекса мероприятий по развитию уже существующих рельсовых дорог и созданию новых, по принятию новых требований для локомотивов и вагонов. Программа была разделена на два этапа. Первый этап закончился в 2015 году, после чего был запущен второй. До 2030 года планируется ввести более, чем 20 000 км дорог. Если все запланированные мероприятия будут выполнены, то к сроку реализации проекта общая протяженность рельсовых путей вырастет на 25%.

    Пока же ситуация в железнодорожной отрасли в России выглядит не слишком привлекательно: действующий подвижной состав не способен увеличить грузооборот, при этом нередко способствует возникновению аварийных ситуаций. Большое количество ж/д станций и вокзалов нуждаются в ремонте. Но изменения все же есть — и речь не только о строительстве новых дорог, но и об обновлении подвижного состава, пусть пока и на наиболее востребованных маршрутах.

    В 1788 году на Александровском пушечном заводе в Петрозаводске был построен Чугунный колесопровод — прообраз железной дороги. В конце XVIII века на крупных стройках и промышленных предприятиях начинают работать железные дороги с использованием лошадиной и людской тяги.

    В августе 1834 года на нижнетагильских заводах в эксплуатацию была введена спроектированная крепостными Черепановыми промышленная железная дорога длиной 3,5 км. Она использовалась для доставки руд на завод.

    Первая железная дорога общего пользования

    История железных дорог общего пользования начинается с 1830-х годов. В 1834 году в Россию прибыл инженер из Австрии Франц фон Герстнер, внёсший Николаю I предложение о строительстве железнодорожной линии. В 1835 году граф Алексей Бобринский создал акционерное общество, целью которого было финансирование строительства железных дорог. В 1836 году был обнародован указ о сооружении Царскосельской железной дороги. Через несколько месяцев построили пусковой участок от Большого Кузьмина до Павловска, на котором движение было запущено к концу года, а в конце 1837 года состоялось официальное открытие дороги.

    Железные дороги Российской империи

    Во второй половине XIX века активно формировалась сеть железных дорог Российской империи. Ранее были построены Варшаво-Венская и Николаевская железные дороги. Развитие сети было обусловлено потребностями экономики государства и военными интересами. В качестве одной из причин поражения в Крымской войне указывается отсутствие железных дорог, позволявших оперативно перебрасывать по территории страны вооружённые силы.

    Готовые работы на аналогичную тему

    После поражения правительство начало пересматривать политику в сфере железнодорожного строительства, ранее проявлявшуюся в препятствовании частным проектам.

    В 1853 году в портовом Петербурге, в связи с развитием железнодорожных перевозок для соединения Николаевской и Варшавской линий была построена Соединительная ветвь, пересекавшая Царскосельскую дорогу с другой шириной колеи. Это привело к формированию Санкт-Петербургского железнодорожного узла.

    Кроме казённых и концессионных дорог (Николаевская, Петербурго-Варшавская, Московско-Нижегородская, Самаро-Златоустовская, Вологдо-Вятская и др.) были построены частные системы (Московско-Ярославская, Рязано-Уральская, Киево-Брестская). В это же время созданы все существующие до сих пор вокзалы крупных городов.

    В 1891 году начала строиться Транссибирская магистраль – самая длинная железная дорога в мире. Полностью по территории империи движение по ней было открыто в 1916 году после ввода в строй моста через Амур. Ещё одна дорога — КВЖД, была построена на территории Китая.

    Железные дороги в советский период

    С началом Великой Отечественной войны на железнодорожном транспорте осуществлялся мобилизационный план. 23 июня для обеспечения потребностей фронта введён особый график-литер А, предусматривающий приоритетное продвижение воинских эшелонов. Резко сокращались перевозки, не имевшие военного значения. График устанавливал первоочередное продвижение воинских транспортов с максимальным использованием пропускной способности железнодорожных линий и обеспечением работы станций. Начали работать по требованиям военного времени железные дороги Московско-Киевская, Западная, Калининская. Соблюдались бдительность, охрана железнодорожных объектов, сохранение тайны перевозок. Решающее значение имел Московский узел. В восточные регионы вывозились предприятия оборонной промышленности. Эвакуация велась через Московско-Киевскую, Западную, Московско-Рязанскую, Курскую и Московско-Донбасскую железные дороги.

    Железнодорожный транспорт в послевоенный период

    В 1988 году на пике подъёма железнодорожной отрасли, по магистралям СССР курсировало 1 млн 100 тысяч грузовых вагонов. В тот год был перевезён рекордный объём грузов — 4 млрд 100 млн тонн.

    Читайте также: