Развитие социализация и воспитание личности доклад

Обновлено: 05.07.2024

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное. Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он "надевает маску" или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности. Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п .Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие. Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).
Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Так, смелость может доходить до безрассудства, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание (естественная потребность в признании). Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает. Важно видеть и степень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, может граничить с подхалимством, послушание - быть показателем пассивного исполнения требований, безразличия, а непоседливость - свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.
Личность, по определению Л. С. Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности:

  1. творческое освоение общественного опыта.
  2. включение человека в систему общественных отношений.

Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей .Существуют различия и в понимании сущности развития личности. Метафизики рассматривают развитие как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления. Последователи диалектического материализма при изучении этого вопроса рассматривают развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.
При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса развития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относятся:
1.противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и

возможностями и их удовлетворения;
2.противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;
3.противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В. А. Крутецкий).Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается. В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая более яркие формы. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и "сопротивлением материала" (А. С. Макаренко). В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.

Процессы и результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер, так как в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его индивидуальности. Так, нередко встречаются люди настолько социализированные, фактически растворенные в социуме, что оказываются не готовыми и не способными к личностному участию в утверждении жизненных принципов. В значительной степени это зависит от типа воспитания.
Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации 0 (семейное, религиозное, школьное воспитание). И та, и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Одно из самых существенных различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности, - это то, что воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.
В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики. Типы (модели) воспитания обусловлены уровнем развития обществ, их социальной стратификацией (соотношением социальных групп и слоев) и социально-политическими ориентациями. Поэтому воспитание осуществляется по-разному в тоталитарном и демократическом обществах. В каждом из них воспроизводится свой тип личности, своя система зависимостей и взаимодействий, степень свободы и ответственности личности. Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как активное начало наряду с активным ребенком. В связи с этим возникает вопрос о тех задачах, которые призвана решать целенаправленная социализация, организатором которой является педагог.
А. В. Мудрик условно выделил три группы задач , решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социально культурные и социально-психологические.

1. Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, которое характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.).
2. Социально-культурные задачи - это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме.
Они определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека.
3. Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.
Решение названных задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач или наиболее значимые из нее остаются нерешенными на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным.

Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования,

Выбор форм и методов обучения. Напомним, что под обучением следует понимать не процесс "передачи " готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают два разных явления:

1 .собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур;
2 .психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание. В психолого-педагогической науке сложились, по меньшей мере, три точки зрения на соотношение обучения и развития:

Первая и наиболее распространенная заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе развития. В. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения.

Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк).

Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразование.
Эту существенно новую идею выдвинул Л. С. Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности. В связи с этим Л. С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка.

Первый - уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно.

Второй , более высокий уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л. С. Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития.

Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.

Принципы педагогики и роль воспитания в обществе. Трансформация изначально асоциального субъекта в личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения. Детерминанты формирования и развития личности. Сущность процесса и этапы социализации.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 13.06.2015
Размер файла 21,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь

Учреждение образования "Минская государственная средняя школа-училище олимпийского резерва"

по дисциплине "Педагогика"

на тему: Развитие, социализация и воспитание личности

Третьякова Елена Олеговна

    Введение
  • 1. Детерминанты формирования и развития личности
  • 2. Основные принципы педагогики
  • 3. Сущность процесса социализации
  • 4. Основные этапы социализации личности
  • 5. Издержки социализации
  • Список литературы
  • ВведениеСоциализация -- это процесс (и результат) усвоения и активного индивидом социального опыта, осуществляемый в общении, деятельности и поведении, опыта общественной жизни, системы социальных связей и общественных отношений.
  • Социализация -- это процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, т.е. личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Посредством социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом, особенно в условиях общественно значимой совместной деятельности.
  • Социализация предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.
  • Роль воспитания в обществе постоянно растет. В современных условиях уже трудно представить себе приобщение подрастающих поколений к жизни в обществе без продолжительного и специальным образом организованного воспитания.
  • 1. Детерминанты формирования и развития личности

Детерминизм - это учение о связи и взаимообусловленности явлений действительности. Детерминизм рассматривает вопросы о законах природы, взаимодействии природы и общества, движущих силах общественного развития, воздействии общества на искусство, науку, мораль, на формирование и деятельность человека.

Личностное формирование и развитие человека детерминируется несколькими факторами. Одним из них, является наследственность.

Наследственность - воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. Однако есть биологические свойства, которые отличают одного человека от другого, их называют природными задатками.

В процессе общественной жизни и деятельности у человека на основе природных задатков формируются способности - индивидуально-психологические особенности личности. Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной деятельности, называется одаренностью. Высшая степень одаренности, называется талантом, а наивысшая - гениальностью.

Формирование личностных качеств человека обусловлено условиями его жизни в обществе, внешними природными и социальными факторами. К внешним факторам относятся географическая и социальная среда, а также воспитание. Различают ближнюю среду, домашнюю среду и педагогическое влияние.

Они делятся на одиннадцать пунктов:

1.Принцип гуманизации: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания.

2.Принцип демократизации: (ориентирование на общественно-полезную, социально-значимую деятельность).

3.Принцип индивидуализации: учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеурочной работе.

4.Принцип природосообразности: необходимо учитывать природу ребенка - пол, возраст; строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями).

(ОУ - самостоятельная система, все элементы взаимосвязаны, системный подход в организации жизнедеятельности коллектива)

6.Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых

(участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей и общественности)

7.Принцип взаимодействия и организации всех заинтересованных ведомств и организаций

(образования, здравоохранения, правоохранительных органов)

(мажорный тон жизни ребёнка опирается на общий психологический школьный климат и на собственные успехи в деятельности)

9.Принцип дифференциации в воспитании

(создание условий освоения знаний оптимальным для каждого ребенка способом, темпом и объёмом, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе)

10.Принцип событийности: наличие ярких запоминающихся событий, творцами и участниками которых являются члены содружества

(КТД, фестивали, поселковые праздники)

(воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям).

  • 3. Сущность процесса социализации Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие адаптация".
  • Понятие адаптация, являясь одним из центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированностъ личности к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруппам. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.
  • Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации "Я - концепции", самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.
  • Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.
  • Социализация не является одноактным или единовременным процессом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли. Это приводит к тому, что он в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.
  • 4. Основные этапы социализации личностиСоциализация -- это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.
  • В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

ь дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности.

Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

ь трудовая -- охватывает период зрелости человека.

Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;

ь послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с - прекращением трудовой деятельности (Г.М. Андреева).

Отмечая, что социализация -- процесс непрерывный, длящийся в течение всей жизни, нельзя не признать особую важность для становления личности трудовой стадии, когда закладываются основные базовые ценности, формируются самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности.

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя, раскрыть, репрезентировать. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.

Подобные документы

Принципы воспитательного процесса и его специфические особенности. Роль обучения и самообучения в развитии личности. Общественная направленность социализации и формирования личности. Исследование проблем социализации молодёжи в современных условиях.

курсовая работа [44,2 K], добавлен 07.05.2011

Характеристика макро-, мезо- и микрофакторов социализации личности. Семья как важнейший институт социализации личности, негативное влияние ее деформации на развитие личности ребенка. Сущность понятия "гипопротекция", компоненты воспитательной системы.

контрольная работа [36,3 K], добавлен 06.11.2009

Термин "воспитание" и его парадигмы. Социализация личности и ее культурное развитие. Место эстетического и нравственного воспитания в национальной педагогической системе. Профессионализм как интегральная психологическая характеристика человека труда.

контрольная работа [25,6 K], добавлен 10.02.2013

Характеристика воспитания, как целенаправленного процесса формирования личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Сущность, направления, стили и методы воспитания.

контрольная работа [25,3 K], добавлен 07.12.2010

Воспитание как процесс формирования, развития личности. Особенности воспитания, его содержательная и процессуальная стороны. Факторы эффективности воспитания. Условия воспитательного процесса, его принципы и средства. Классификация методов воспитания.

презентация [143,6 K], добавлен 25.08.2013

Понятие, сущность и цель современного образования. Структура и содержание образования. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Роль обучения и воспитания в развитии личности. Педагогические закономерности формирования личности.

курсовая работа [50,8 K], добавлен 23.02.2012

Сущность и содержание воспитания, этапы и специфика процесса, современные подходы к нему. Основные понятия, признаки и классификация воспитательных систем, их типы и направления развития. Концепции развития личности. Анализ педагогических ситуаций.

Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социальных норм и правил, вхождение личности в социальную среду.
Сам процесс социализации и его результаты бывают противоречивы, т.к. в идеале индивид должен соответствовать требованиям, которые выдвигает ему общество, и в то же время противостоять негативным явлениям, которые мешают его самореализации.

Социализация включает в себя такие процессы как:

  • освоение культуры человеческих взаимоотношений;
  • освоение новых видов деятельности;
  • получение общественного опыта;
  • освоение новых форм общения.

Социализация позволяет человеку стать членом общества в условиях усложнения социальной жизни. Социализация – это непрерывный процесс приспособления человеческого индивида к общественным началам и их изменению. Человек постоянно зависит от окружающего его общества. К примеру, в дошкольном возрасте ребенок социализируется в пределах детского садика, позднее - в пределах школы, окончив образовательное учреждение, человек социализируется в пределах выбранной профессии, вступив в брак - в рамках создания молодой семьи и т.д.

На социализацию в значительной степени влияет процесс воспитания.
Если социализация происходит в условиях стихийного взаимодействие человека с окружающим социумом, то воспитание является процессом целенаправленной, сознательно контролируемой социализации (например, семейное, религиозное, школьное воспитание и др.).

Взаимодействие воспитания и социализации

В разные периоды развития жизни человека воздействие социализации и типов воспитания меняются. Воспитание выступает механизмом управления процессами социализации. Так, воспитание имеет две основные функции:

  • упорядочивание всего спектра разнообразных влияний на индивида (социальных, психологических, физических и т.д.)
  • создание эффективных условий для ускорения процессов социализации с целью развития гармоничной личности.

Благодаря данным функциям, воспитание выполняет следующие задачи:

  • помогает преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации;
  • придает процессу социализации гуманистическую направленность;
  • использует свой научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.

Выбор определенных моделей воспитания зависит от уровня развития общества, социальной стратификации и социально-политической ориентации общественной жизни. Поэтому воспитание отличается в тоталитарном и демократическом обществах. В каждом из обществ воспроизводятся определенные типы личности, собственная система ценностей и взаимодействий, характерная для общества степень свободы и ответственности личности.

В процессе воспитания педагог является активным началом наряду с активным ребенком. В связи с этим возникает вопрос о задачах целенаправленной социализации, организатором которой выступает педагог.

Задачи социализации

А. В. Мудрик определил три группы задач, которые решаются на каждом этапе социализации:

  1. Естественно-культурные задачи направлены на достижение личностью определенного уровня физического и сексуального развития на каждом возрастном этапе. В данном аспекте каждая страна имеет свои нормативные различия, обусловленные регионально-культурными условиями (разные темпы полового созревания, эталоны женской и мужской красоты и т.д.).
  2. Социально-культурные задачи - познавательные, нравственные, ценностно-смысловые задачи, характерные для каждого возрастного этапа в конкретном историческом обществе. С одной стороны, данные задачи формируются обществом, с другой стороны, на них влияет ближайшее окружение личности.
  3. Социально-психологические задачиобусловлены становлением самосознания личности, ее самоопределением и самоутверждением, отличающимися на каждом возрастном этапе своим содержанием и способом достижения.

Решение всех этих задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач остается нерешенной на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает ее неполноценной.

Социализация осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации.

А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

· макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

· мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

· микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и др.

Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, то есть лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом - и члены их семей. И. С. Кон утверждает, что нет иерархии агентов социализации по степени их влияния и значимости, которая бы не зависела от общественного строя, системы родства и структуры семьи.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, познание, предметно-практическая и духовно-практическая деятельности, спорт).

Исследования показывают, что чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать социализирующее влияние на личность. Однако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогенетического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрастах увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выходит сословие, трудовой или профессиональный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос.

Факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социализации факторы формирования личности дополняются еще биологическим фактором. Ему в зарубежной педагогике в целом ряде случаев отводится первостепенная роль. Так, по мнению отдельных ученых, среда, обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития, проявления природно-обусловленных психических особенностей.

Природные особенности являются важными предпосылками, факторами, но не движущими силами формирования личности. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание - продукт общественного бытия человека. Чем сложнее по своему психическому строению образование, тем меньше оно зависит от природных особенностей. Природные особенности обусловливают разные пути и способы формирования психических свойств. Они могут влиять на уровень, высоту достижений человека в какой-либо области. При этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное.

В то же время нельзя переоценивать и роль социальных факторов формирования личности. Еще Аристотель писал, что "душа - есть неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы свои письмена". Д.Локк считал, что человек рождается с душой чистой, как доска, покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске, что ему заблагорассудится (tabula rasa). Французский философ К. А. Гельвеций учил, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития и различия в психических особенностях объясняются исключительно различным влиянием среды и различными воспитательными воздействиями.

Переоценка роли среды, утверждение, что развитие человека определяется средой (Гельвеций, Дидро, Оуэн), привело к заключению: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Но среда - это прежде всего люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный продукт среды, он тоже влияет на нее. Изменяя среду, человек тем самым изменяет самого себя. Изменение, развитие осуществляется в деятельности.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее формирования ставит вопрос о целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над собой, над собственным духовным ростом. Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подходов, формирования творческой индивидуальности школьника и в то же время осуществления коллективного воспитания и стимулирования самоуправления личностью своим дальнейшим развитием.

Человек развивается в той мере, в какой он "присваивает человеческую действительность", в какой он овладевает накопленным опытом. Это положение имеет большое значение для педагогики. Формирующие влияния среды, обучения и воспитания, природных задатков становятся факторами развития личности только через посредство ее активной деятельности. "Человека, - пишет Г. С. Батищев, - нельзя "сделать", "произвести", "вылепить" как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне - но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной - совместной с другими людьми деятельности он формируется в то, чем делает его эта (общественная, в своей сущности коллективная) деятельность (труд). "

Читайте также: