Развитие речевой культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы доклад

Обновлено: 05.07.2024

Приведу несколько разновидностей упражнений, позволяющих повышать уровень культурного владения языком, способствовать формированию языкового чутья школьника.

Эти упражнения могут быть использованы (полностью или частично) в качестве лингвистических разминок, дополнительных и творческих заданий.

1. Прочитайте, поставьте ударение. Проверьте себя по словарю.

апокалипсис
балованный
ваяние
гарантировать
дремота
закупорить
издавна

кладовая
лопочущий
молодежь
намерение
облегчить
псевдоним
разомкнутый

созвониться
таможня
углубить
феномен
христианин эксперт

2. От данных существительных образуйте форму (или вариативные формы) родительного падежа единственного числа.

заяц
клей
ковер
народ
ноль
образец

песок
ремень
ручей
шоколад
язык

3. Данные в скобках существительные поставьте в форму предложного падежа единственного числа.

В (бег) на пятьсот метров победила наша команда. Юлия задыхалась на (бег) и не могла говорить. Долгожданный телефонный звонок раздался в первом (час) ночи. У начальника он был на хорошем (счет) и репутацией своей дорожил.

Его удаление с поля сейчас было так некстати: оно могло отразиться на (счет) матча.

4. Образуйте форму множественного числа существительных.

5. От данных существительных образуйте форму единственного числа

близнецы
ботинки
усы
варежки
перчатки

кавычки
коньки
валенки
овощи
чулки

тапочки
туфли
носки
фрукты
волосы

брови
лыжи
уши
войско
родители

абрикосы
апельсины
басни
блюдца
ботинки

гектары
зеркальца
минеры
монголы
носки

простыни
рельсы
румыны
сапоги
сумерки

7. От данных прилагательных образуйте краткую форму. В каких случаях это невозможно?

бледный
братский
бывалый

дружеский
дружный
коричневый

прочный
робкий
светлый

8. Из приведенных ниже прилагательных выберите такие, которые не образуют степеней сравнения. Свой выбор обоснуйте.

9. Среди приведённых ниже глаголов найдите такие, которые не употребляются в форме 1-го лица единственного числа.

10. От данных глаголов образуйте форму повелительного наклонения. В каких случаях это невозможно?

бежать
весить
вить
выглядеть
грести
доказать

ехать
жечь
значить
издавать
класть
махать

ночевать
основать
пахать
печь
стоить
шептать

11. Составьте словосочетания правильно ставя вопрос и определяя падеж управляемого слова.

  • Больше времени уделять (чтение книг).
  • Вопреки (противопожарным действиям).
  • Восхищаться (благородный поступок).
  • Гордиться (свои ученики).
  • Грустить (школьные друзья).
  • Избежать (серьезная опасность).
  • Исходить из (это предложение).
  • Обращать внимание (физическая подготовка).
  • Озабоченность (положение дел в стране).

12. Паронимы – это разные по значению слова, близкие по произношению, или лексико-грамматической принадлежности, или по родству корней. Сходность в звучании этих слов приводит к смешению их в речи. Для того, чтобы проверить, умеете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух, данных в скобках:

  • концертный (абонемент, абонент)
  • (безответная, безответственная) покорность
  • (вдох, вздох) сожаления
  • (длинный, длительный) наблюдения
  • (зрительные, зрительские) аплодисменты
  • (искусно, искусственно) рисовать
  • (крокодилий, крокодиловый) чемодан
  • (мастистый, маститый) ученый
  • (невежа, невежа) в музыке
  • (предоставить, представить) к награде
  • (сочинительный, сочинительский) талант
  • (сытно, сыто) пообедать

13. Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую проблему поднимает поэт? Что вы думаете о будущем русского языка? Свой ответ проиллюстрируйте примерами.

Русский язык, как латынь, постепенно сойдет на нет. Те, кто писал на нем, промахнулись с заветной лирой.
Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;
Скоро мы на верлибр перейдем и забудем рифму;
Учатся сторожевые рычать по-английски львы;
Битва при Гастингсе в школе Полтавскую битву сменит.

Речевой практикум на уроках русского языка

Ученики должны хорошо видеть повседневную необходимость в изучении языка, без знания которого невозможно жить и работать. Необходимо практикой обучения внушать детям мысль, что уровень знания языка – первый показатель обшей культуры человека. Главный тезис учителя русского языка формулируете, кратко: обучая детей языку, их нужно учить речи.

Несколько слов о практикуме, связанном с постановкой ударения. Учащимся выдаются карточки с 10-15 словами, в которых нужно поставить знак ударения. По выполнении работы слова читаются вслух. Ошибки исправляются учителем, а ученик, допустивший ошибку, в своей карточке отмечает трудное для себя слово.

Когда все ошибки выявлены, список слов читается один-два раза. Карточки остаются у учащихся для дальнейшей работы как личный справочник.

На проведение практикума расходуется 5-7 минут.

Оценки за работу обычно не ставятся.

Роль игры на уроке в формировании культуры речевого поведения школьников

Чтобы заинтересовать детей, часто обретаюсь к игровым формам работы.

Есть немало новых игр, которые открывают богатства языка. Вот некоторые из них.

Метаграмма (от греч. – через, сквозь и – письменный звук) – это слова, отличающиеся друг от друга одной или несколькими буквами. Буква может прибавляться или убавляться в начале, середине, конце слова: он- тон- стон, заменяться другой: зайка, байка, гайке лайка, майка, сайка, чайка, шайка. Можно одновременно прибавлять бу­квы и менять часть слова: рок-прок-урок- курок – жирок – порок – сурок.

Можно составить лесенку: каждое новое слово на одну букву длиннее предыдущего: о-он-сон-слон-заслон.

С помощью мегаграммы можно составить цепочки слов. Например, превратим кота во льва. Ответ: кот-лот-лов-лев.

  • Как превратить маму в папу?
  • Как из мышки сделать кошку*?
  • Как из ночи сделать день?
  • Как из муки испечь торт?
  • Как превратить сушу в море?
  • Как мячом забить гол?
  • Как миг превратить в год?

Шарады (от французского – беседа, болтовня) – это особые загадки. Слово, которое надо отгадать, разделяется на части, каждая из которых имеет значение самостоятельного слова. Сначала определяется значение частей с помощью синонимов или описательных выражений (перифразов), а затем – значение целого.

Например: Первый слог – лоб, второй – сто лет, целое – разумное существо (человек).

Приведу примеры шарад, которые можно использовать на уроках.

- Если вы соедините две ноты, можете сварить суп (фасоль).

- Первое – предлог, второе – девочка, целое бывает у рыболова (удочка).

Но самое интересное – это составление шарад. Приведу примеры слов, из которых легко составить шарады:
балалайка, бормотать, борода, виноград, домино, иволга, колбаса, капуста, Крылов, кулак, осина, панорама, повесть, портной, посуда, разговор, семья, собака, сорока, температура, треска, урок, укол, чайка, частушка, чертеж, ябеда, якорь.

Палиндромы (от греческого – назад, бегу) – это слова, которые одинаково читаются слева направо и справа налево: боб, дед, еле, око, наган, комок, мадам.

Возможны предложения – палиндромы:

Дорог тот город.

Иногда такие палиндромы создавали поэты и писатели.

Разновидность палиндромов – слова, которые при чтении справа налево имеет другое значение: топор-ропот, нос-сон, ворон-норов, огород-дорого.

Пусть школьники посоревнуются: кто приведет больше таких слов, е если удастся – сочинят предложения-палиндромы.

ОМОНИМЫ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

Каждый участник должен заранее заготовить несколько таких существительных, чтобы использовать их во время игры. Один из игроков выходит из класса, остальные задумывают слово. Задача водящего – угадать слово. Он задает вопросы по очереди каждому игроку, например: где находится этот предмет? что с ним делают? это одушевленное существительное. А игроки отвечают, имея в виду то один предмет, то другой. К примеру, задумано слово банка, которое имеет значения: цилиндрический сосуд; медицинский прибор для лечения кашля, подводная отмель. Один скажет: на столе, другой – в море, третий – в поликлинике, четвертый – в шкафу, пятый – в магазине. Что с ним делают? Наполняют, лечат, ставят, изучают, открывают, достают из неё содержимое.

Вот лишь несколько омонимов: баба, бабка, балка, банка, блок, бокс, бор, бум, бык, бычок, бюро.

Другой вариант игры: надо отгадать омоним по определению значений. Эти определения надо давать так, чтобы требовалось подумать над ответом.

Например, слову глава можно дать определения: «Старинное название одной из частей человеческого тела. Бывает в коллективе. Можно видеть в городе или селе. Есть в романе и в учебник?

Школьники сами с удовольствием придумывают такие загадки.

Паронимы – это слова, близкие по звучанию, но различные по
смыслу.

Архаизм-архаичность, боязливо-боязно, вдохновение-вдохновенносит, великий-величественный, героический-геройский, глубинный- глубокий, горделивый- гордый, гуманистический- гуманный, далекий-дальний, действенный-действительный, деловитый-деловой, дерзание-дерзость, длинный-длительный, единый-един­ственный и другие.

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ (архаизмы, славянизмы, заимствованные слова)

Предлагаются группы синонимических слов словосочетаний: два архаизма, одно современное, два общеупотребительных, одно- неологизм и так далее.

  • алкать- желать- жаждать (2 – современное слово)
  • брань- война- битва (1- архаизм)
  • оптимальный- наилучший- благоприятный (1- заимствованное слово)
  • пейзаж- описание природы – картина (2-исконно русское слово)
  • рекомендовать- предлагать- советовать (1-заимствованное слово)
  • вражда- неприязнь- ненависть (2- исконно русское слово)
  • удалить- выгнать- изгнать (3 – славянизм)
  • свергнуть- низвергнуть- развенчать (2 – славянизм)

Игроки выступают в роли редакторов неправильных тестов: они объясняют, в чём ошибка, и предлагают правильный текст. Материалом для работы редакторов являются предложения из творческих работ учащихся.

ПОСЛОВИЦЫ НА НОВЫЙ ЛАД

Двум командам дается задание – переделать фразеологизмы, афоризмы или пословицы, соединить половинки разные: пословиц, чтобы получилась веселая чепуха, переосмыслить известные выражения.

Итак, работа над словом должна быть в центре внимания на уроке.

Как эту работу сделать интересной, увлекательной для детей? Я нашла ответ на этот вопрос, познакомившись с методикой обучения русскому языку средствами субъективизации, разработанной профессором Г.А. Бакулиной. 1

1 Бакулина Г.А. Новое слово: от интересного представления к эффективному усвоению // РЯШ. -2002. №4-с.16

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

Нередко представление учителем очередного словарного сло­ва на уроке проходит формально, не затрагивая интереса и эмоций учащихся.

Эта полезная и не оставляющая детей равнодушными деятельность организуется с помощью специально разработанных упражнений. Их выполнение одновременно развивает важнейшие интеллектуальные качества школьника, развивает речь детей и значительно уве­личивает роль школьника в организации учебного процесса в качестве заинтересованного субъекта, а не только объекта обучения.

Все упражнения объединены в группы, у каждой из которых есть свои отличительные, характерные черты.

В первую группу входят упражнения, предусматривающие состояние искомого слова из его частей. Например, предлагается следующее задание: определите и назовите новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. В нём два слога, каждый из которых может быть самостоятельным словом.

Первое из этих слов обозначает большой танцевальный вечер. Второе – отдельную партию в некоторых играх. Какое это слово? (Бал-кон.)

Гораздо большего интеллектуального напряжения требуют от учащихся упражнения, в которых новое словарное слово опре­деляется ими без конкретных указаний учителя. Здесь нужны смекалка и сообразительность. Например, детям предлагается задание: определите, каким способом составлено третье слово в первом ряду, и составьте таким же образом третье слово во втором ряду:

Назовем словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке (Слово тренер).

Вторую группу представляют упражнения, в которых новое словарное слово определяется с помощью тех или иных манипуляций с некоторыми буквами исходного слова.

Здесь возможны несколько вариантов:

К третьей группе относятся упражнения, в которых новое слово определяется путём последовательного нахождения и соединения всех букв. Это упражнения универсального характера, которые предлагают различные виды разбора, имеют определен­ную орфографическую нагрузку, обеспечивают правильное понимание лексического значения слова и легко вписываются в любую тему урока.

Например, детям предлагается следующая задача.

Новое слово вы узнаете, если последовательно определите и соедините между собой найденные буквы:

  • с первой буквы начинается корень слова промокает
  • вторая буква – окончание в слове (на) речк.
  • после третьей буквы никогда не пишутся ю, я
  • четвертой буквой заканчивается корень слова вылетел
  • пятая буква – это чередующаяся гласная в корне слова заря.

Какое это слово? (Мечта.)

Четвертую группу составляют упражнения, в которых искомое слово определяется на основе закономерности подбора исходных слов. Учитель оформляет на доске запись:

  • волейбол – мяч
  • бадминтон – волан
  • ? – шайба

Учащимся предлагается следующее задание: почитайте запись на доске. Установите, в какой закономерной связи находятся слова первых двух пар. В соответствии с этой закономерностью определите слово третьей пары. Дайте при этом четкий, доказательный ответ.

Закономерности отбора исходных слов могут быть самыми разными.


Для меня показались интересными следующие виды упражнений:

Телефон, радио, ?, пейджер.

Задание: Определите принцип, в соответствии с которым расположены слова в данном ряду, и вы узнаете новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке.

Следующую группу составляют упражнения, в которых поиск нового слова связан с темой урока. Это своего рода словарные диктанты с нетрадиционными заданиями, которые выполняются учениками с неподдельным интересом и даже на эмоциональном подъемом.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА: РЕЗУЛЬТАТИВНО И ИНТЕРЕСНО

Использование данной методики позволяет определенным образом изменить содержание и организацию процесса обучения русскому языку. Во-первых, содержание урока обогащается существенно за счет работы с языковыми категориями и словарными словами какс понятиями. Поисковый процесс нелегкий, но он учит детей думать над каждым словом, фразой, предложением, способствует развитию точной, доказательной, правильной речи, совершенствует логическое мышление, помогает прочнее запомнить изучаемый материал.

Во-вторых, работа с изучаемым лингвистическим материалом осуществляется с помощью упражнений нового типа, которые называются комплексными – интеллектуально-лингвистическими.

Выполняя специальные, но подобранные по характеру упражнения, учащиеся сами формулируют тему и цели урока, в резуль­тате чего у них создается внутренняя установка на решение ими самими обозначенных проблем и вопросов. Это в свою очередь обеспечивает их плодотворное решение. Учащиеся находятся в постоянном творческом поиске. Ученик – хозяин науроке и его движущая сила. Весь учебный процесс про­ходит при полном осознании ребёнком и его непосредственном активном участии. В результате дети пишут грамотно, пра­вильно и логично выражают свои мысли, применяют в речи сложные конструкции.


Целью в преподавании русского языка считаю создание условий на уроке для формирования коммуникативной и языковой компетенции. Для реализации данной цели ставлю следующие задачи: • отрабатывать навыки рационального чтения учебных, публицистических, художественных текстов; • обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; • учить письменному и устному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров; • расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения.

Содержимое разработки

Обучение русскому языку в современном образовательном учреждении осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Эти изменения обусловлены необходимостью приведения качества последнего в соответствие с требованиями современного общества.

Но следует отметить, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. Современное поколение неохотно и мало читает, и это давно уже не секрет. Всё чаще мы видим детей у телевизора, у игровой приставки или компьютера, да ещё с плеером в ушах. Сколько времени может в течение дня проводить ребёнок с техникой? Я поинтересовалась у своих учеников и выяснила: оказывается, пять-шесть часов в день! А возьмите и посчитайте, сколько часов это будет в течение месяца и года! Всё это время ребёнок оказывается в духовном вакууме, когда у него отсутствует общение (и письменное, и устное). А ведь именно общение является важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто им не обладает, грозит изоляция от общества.

Речь детей становится невыразительной, снижается грамотность. Я давно уже задумывалась над этой проблемой. Каким образом заинтересовать детей, научить их вдумчиво читать и грамотно писать, активизировать их внимание к таким учебным предметам, как русский язык и литература?

Общаясь на уроках с ребятами, я сделала вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения.

Сейчас общество вступило в новую фазу развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному, информационному. Это влечёт за собой и изменения в образовательном пространстве.

На смену традиционным методикам пришли модульно-блочные, цельно-блочные, а в последнее время интегральные технологии. В каждой из указанных технологий есть серьёзные достижения. В интегральной технологии решающее место занял компьютер. Он рассматривается не только и не столько как обучающая машина или объект изучения, а становится, прежде всего, средством расширения интеллекта обучаемых, их развития. Важным является использование компьютеров как инструмента управления учебным процессом.

Но наряду с позитивным влиянием компьютера на процесс обучения надо отметить и негативное: происходит "отторжение” ребёнка от общения с окружающими людьми. Значит, долгое время в жизни школьника оказывается невостребованным такой компонент обучения как языковая и коммуникативная компетенция.

Поэтому целью в преподавании русского языка считаю создание условий на уроке для формирования коммуникативной и языковой компетенции.

Для реализации данной цели ставлю следующие задачи:

отрабатывать навыки рационального чтения учебных, публицистических, художественных текстов;

обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;

учить письменному и устному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;

расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения.

Считаю, что выполнение данных задач способствует речевому развитию школьников, помогает формированию мировоззрения, знаний жизненной позиции учеников, способности выражать и защищать свою позицию словом. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются характеристиками личности, которые во многом определяют достижения практически во всех областях.

Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи. К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины?

· снижение уровня читательской культуры;

· снижение уровня индивидуального словарного запаса;

· низкий уровень сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.

Это отражается на результатах и качестве речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности.

Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.

Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необхо­димости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:

· извлечь нужную информацию (полно или частично),

· проникнуть в смысл высказывания — слушание;

·навыков изучающего чтения;

· умений ведения диалога и построения монологического высказывания — говорение;

умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания,

·собирать и систематизировать материал,

· составлять план, пользоваться различными типами речи,

·строить высказывание в определенном стиле,

· отбирать языковые средства,

·совершенствовать высказывание — письмо, говорение,

Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.

Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное вы­сказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности.


Оценить 1899 0

Формирование

речевой культуры учащихся на уроках русского языка

Актуальность.

В последнее время стала все более осознаваться ограниченность дальнейшего развития общества посредством только технического прогресса и экономического роста.

Всё больше становится очевидным, что будущее развитие определяется, прежде всего, уровнем культуры, уровнем понимания проблем, которые необходимо решать, и мудростью человека.

Речь наших детей часто бедна просто потому, что они не стремятся говорить более ярко, выразительно и разнообразно.

Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.

Одной из важных задач – это работа не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, связывать воедино грамматический и речевой аспекты обучения, стремиться к реализации коммуникативного подхода.

В связи с этим я считаю, что развитие речи - это урок творчества. На таком уроке должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность.

Цели образования определяются в соответствии с запросами общества, с современными подходами к развитию образования, а также в связи с целенаправленной работой по подготовке к написанию итогового сочинения в 11 классе.

Направления совершенствования речевой деятельности учащихся

Речь – это сложнейшая человеческая деятельность, причем творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать.

Прежде выучивается говорить тот, кому есть что сказать, поэтому необходимо учить детей не техническому оформлению высказываний, а речевому мышлению, речевому творчеству, а также восприятию чужой речи.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся - овладение нормами русского литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.

Третье направление - формирование умений и навыков связного изложения мыслей. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке к изложению и сочинению. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчетливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложений, повышать и понижать голос, убыстрять темп речи, выделить слово, на которое падает логическое ударение). Очень важно добиваться, чтобы каждый текст не был прочитан монотонно, невыразительно.

Исследователи отмечают, что формированию речевой (коммуникативной) компетенции учащихся способствует работа, обеспечивающая развитие умений и навыков анализа текста на уроках русского языка.

Одна из важнейших задач формирования речевой компетенции заключается в том, чтобы более полноценно и многоаспектно использовать результат языкового анализа образцовых художественных текстов для обогащения речи учащихся, развития их творческих способностей.

Практика убеждает в том, что анализ текста “как готового продукта речи” позволяет увидеть динамику речевой деятельности — от замысла до конкретной “речевой реализации”, т.е. проследить процесс формирования мысли автора. Одновременно с осознанием речи формируется литературная интуиция, спонтанная речь, которая имеет более автоматизированный характер, так как находится во внутреннем, мысленном плане. Более того, развитие спонтанной речи непосредственно влияет на совершенствование умений самостоятельного создания текстов.

Система работы по повышению уровня речевой компетентности учащихся ориентирована на двустороннюю природу текста как продукта и процесса речетворчества. С одной стороны, она предполагает знания учащихся о категориальных признаках текста, видах, единицах текста, способах членения текста и развертывания тематических предложений. С другой - она предусматривает овладение способами деятельности, формирующими умения прогнозировать, отбирать средства, адекватные содержанию, оценивать коммуникативные качества текста, совершенствовать написанное.

Виды работ с текстом

В свою работу включаю следующие основные виды работ.

1. Работа со зрительной опорой.

Как правило, в качестве зрительной опоры используются комиксы, какие-то картинки, фотографии. фотоколлажи.

Виды работ со зрительной опорой: а) устный диалог; б) устный рассказ; в) письменный рассказ; написание сочинения по картине.

Кроме того, применяются и другие упражнения по развитию речи:

2. Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений:

3. Устные дискуссии.

Основная цель этой работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их.

4. Устная или письменная газета

5. Языковые игры:

- Продолжи рассказ по его началу…

- Найти третье лишнее и др.

6. Минутки поэзии

7. Мини-изложения, мини-сочинения.

8. Творческие диктанты на основе картин.

9. Почему так, а не иначе.

10.Пересказ художественного текста от лица героя

Составь монолог перегоревшей лампочки (старого водопроводного крана, компьютера и т.д.)

12. Театрализованные сценки, спектакли.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Деятельностная:

- вычитывать и преобразовывать информацию (составлять схему, план), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

-находить изобразительно-выразительные средства в тексте, использовать их в предложениях, самостоятельно составленных.

Содержательная:формировать умения самостоятельно мыслить, добывать знания на основе прочитанного текста, жизненного опыта; пробудить желание высказать свое отношение к картине, обосновать, мотивировать его; совершенствовать умения описывать картину, создавать творческий текст; воспитание духовно-нравственных аспектов: любви к природе и родному краю.

I. Организационный момент

- Как вы поняли, о чем поется в песне?

-Какие еще вы знаете песни о березах?

-Чем является береза для русского человека?

- Почему березу считают символом России?

- Только ли в песнях воспевается красота русской березы?

- Возможно ли нам самим написать сочинение о красоте русских берез? Но чтобы стать хорошими художниками слова, нам предстоит ответственная и трудная работа. Нужно быть внимательными к слову.Начнём со сбора материала к сочинению. Для этого мы познакомимся с художественными текстами, стихами, посвящёнными берёзе. Будем учиться у мастеров художественного слова.

Поэтому мы открываем следующую страничку ПОЭТИЧЕСКУЮ. Вам необходимо выступить в роли мастера слова и прочитать выразительно отрывки из стихотворений и прозаического текста.

III. Актуализация знаний

- Какие слова помогают нам представить русскую красавицу?

Работа в парах: найдите в текстах средства выразительности и заполните таблицу

IV . Проблемное объяснение нового знания

Что же можно открывать следующую страницу нашего урока ХУДОЖЕСТВЕННУЮ

Беседа по картине

- Какое впечатление произвела на вас данная картина?

- Что вы видите на первом плане картины?

- Опишите березы. (подберите прилагательные к данному слову)

V . Этап выявления места и причины затруднения

Уметь характеризовать предметы (детали) картины

Словарная работа: заполните таблицу

Определения, ключевые слова

Высокие кроны деревьев, белые стволы берез, красноватые бугорки коры, светящиеся березы, пышные кроны, изумрудная зелень листвы

Ровная, как стол, плоскость; желтовато- зеленая, залитая солнцем, сочная зелень травы, желто-зеленая поляна

Ясное, розоватая дымка легких облаков, ослепительно голубое небо, чистое, светлое, раскинувшееся шатром(или как шатер)

Работа с учебником: стр. 37 задание 3. Прочитайте слова, записанные в два столбика. Какую характеристику дают картине они?

Составьте и запишите предложения, используя слова 1 и 2 столбиков.

Солнечные блики высвечивают белизну березовых стволов.

Теплый свет ложится на поляну. Листва берез словно сама излучает свет. Золотистый свет озаряет ровную поляну.

VI . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Большая работа была проведена вами на уроке: вы слушали музыку, подбирали средства художественной выразительности, работали по картине. Но, чтобы создать свой текст, что необходимо сделать? (составить план к сочинению)

- Сейчас мы поработаем в группах. Нужно составить кластер.

VII . Включение в систему знаний и повторение

Какие художники слова получатся из вас, мы посмотрим на следующем уроке.

Ребята, хотели бы вы, чтобы рядом с вашим домом росла березка? Скоро весна, постарайтесь выполнить ваше желание – и посадите березку!! Пусть она станет символом доброго начала в вашей жизни!

Работа с сигнальными карточками.

Из приведенного плана урока можно увидеть сочетание как традиционных форм работы, так и системно-деятельностного подхода, что соответствует требованиям ФГОС.

Для развития речи детей очень важно, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной – это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках, - важно постоянно обращать внимание на красоту, совершенство языка, так и устной – это могут быть записи выступлений артистов и ,конечно же, речь самого учителя Необходимо обращать на удачные образцы речи самих детей.

Все эти работы могут использоваться на каждом уроке.

Примеры упражнений и речевых задач

Результативность.

Систематическое использование этих методических приемов позволяет развивать речь учащихся. Ребята не боятся высказывать свое мнение, стараются его отстаивать, пытаются доказать свою точку зрения. Они составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств. У них начинает развиваться чувство языка, чувство слова. Совершенствование речевых навыков способствуют их успешной учебе, выступлениях на различных конкурсах и олимпиадах.

Анализ результатов работы по формированию и развитию речевой деятельности по данной системе не только отражает результаты деятельности, но и представляет основу для дальнейшего совершенствования видов и приёмов работы. Итак, центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения.

Ахметова Г.Д. Тайны художественного текста: каким должен быть лингвистический анализ. – М.: Просвещение, 1997. – 285с.

Баранов М.Т. Виды упражнений для формирования умений и навыков // Русский язык в школе. – 1993. - № 3 – С. 36 – 43.

Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1983. – 246с.

Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка - М., Просвещение, 1991


В ХХІ веке мировая цивилизация выходит на новый этап развития. В современных условиях уровень развития любого государства определяется на столько богатством природных ресурсов, сколько интеллектуальным и творческим потенциалом, успешностью освоения и внедрения новейших технологий в науке. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, грамотной речевой деятельности, развитие творческого и логического мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.Культура и язык, язык и история народа, язык и общество – эти темы всегда волновали умы не только гуманитариев, но и многих представителей так называемых точных наук.

Развитие речевой деятельности – главная задача уроков русского языка в средней школе, поэтому требуется постоянная и систематическая работа в этом направлении.

Речь – это сложнейшая человеческая деятельность, причем творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать.

Прежде выучивается говорить тот, кому есть что сказать, поэтому необходимо учить детей не техническому оформлению высказываний, а речевому мышлению, речевому творчеству, а также восприятию чужой речи.

Речевая деятельность– речетворческий процесс, результатом которого является неповторимая, личностно- окрашенная индивидуальная речь в устной или письменной форме (Л.В.Щерба).

Виды речевой деятельности

Устная Письменная

Школьная программа предусматривает развитие как устной, так и письменной речи. Несмотря на то, что основные речевые умения необходимы для обеих форм речи, каждая из них достаточно специфична. Следует учитывать, что, тренируясь в письменной речи, ученик может не научиться устной и наоборот. Осмысление речи как особого вида деятельности поможет учащимся более целеустремленно направлять свои усилия на овладение необходимыми умениями, правильно понимать и употреблять такие важные для учебного процесса. Словосочетания, как речевые умения, развитие речи, виды речевой деятельности и т.д. Вместе с тем необходимо, чтобы учащиеся осознали, что понятие речь имеет и второе значение – результат речевой деятельности. Именно в этом значении слово речь употребляется, когда мы даем оценку: хорошая или плохая.

Отчего зависит характер нашей речевой деятельности:

Сфера общения (где?)

Объем высказывания (сколько?)

Адресат речи (кому?)

Автор (кто говорящий, пишущий?)

Тема и основная мысль (о чем? что?)

Цель общения (зачем?)

Форма речи (устная или письменная)

Приемы, мотивирующие речевую деятельность учащихся- уроки развития речи- это занятия, на которых должна проявиться индивидуальность каждого ученика, его творческие способности, так как творчество, по утверждению психолога Л.С.Выготского,- норма детского развития. Цель работы по развитию речи – формирование умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства. Эта задача решается на всех уроках русского языка и литературы, но особое место в ее решении приенадлежит специальным урокам развития речи. От первого урока развития речи в V классе до заключительного урока в ХІ классе, ( я работаю в средних и старших классах), ученик должен пройти большой и сложный путь. Насколько успешным будет этот путь, в значительной мере зависит как от организации всей работы по русскому языку, так и от результативности специальных уроков развития речи. Специальный урок развития речи- один из самых сложных уроков. Сложность его определяется и многогранностью задач, которые предстоит решать, и особой подготовкой урока такого типа: ведь урок развития речи связан как с интеллектуальным и речевым развитиям школьника, так и с обогащением их эмоционального, духовного мира. В работе с учащимися среднего звена учитываю то, что именно в этот период письменая речь учащихся претерпевает обычно очень существенный перелом. Если в младших классах между письменной и устной речью детей нет резкого разрыва, так как сочинений на литературные темы они еще не пишут, а в своих творческих работах они ведут себя в смысле языка довольно непринужденно; поэтому язык в этих работах, хотя частенько и корявой, но живой, образный и эмоциональный; синтаксис у детей близок к разговорному; о правильности конструкций они еще не очень заботятся.

Обучая речи, мы должны иметь в виду, что все виды речевой деятельности взаимосвязаны, подкрепляют друг друга. В любом виде речевой деятельности можно выделить четыре основных этапа: 1) ориентировка в условиях деятельности, 2) выработка плана деятельности, 3) реализация плана, 4) контроль (самоконтроль) Речевая деятельность при аудировании, говорении, чтении и письме опирается на целый ряд общих механизмов. Вот почему наряду с уроками подготовки устных и письменных ученических высказываний, которые наиболее типичны для школьной практики, необходимы уроки развития речи, цель которых – обучения восприятию и пониманию чужих текстов, разных по типу и стилю.

Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.На уроках русского языканадо научить ребят пользоваться русским словом, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать свое речевое творчество.Одной из важных задач – это работа не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, связывать воедино грамматический и речевой аспекты обучения, стремиться к реализации коммуникативного подхода.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.

Третье направление – формирование умений и навыков связного изложения мыслей. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке к изложению и сочинению. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Работа по развитию речевой деятельности включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся.Очень важно добиваться, чтобы каждый текст не был прочитан монотонно, невыразительно.Используемая в настоящее время методика направлена на ознакомление учеников с разнообразными средствами речи (типами, стилями речи, и пр.), но не на практическое овладение ими:немотивированность детей, небольшое количество учебных часов, отводимых на развитие речи, недостаточный тренинг умений и навыков приводят к тому, что учащиеся обычно знают о возможностях речи, но не умеют ими пользоваться.

В своей работе использую информативные и игровые технологии, личностно- ориентированное и дифференцированное обучение. Все это помогает понять ученикам, что овладев тем или иным речевым умением, они расширяют свои возможности общаться и воздействовать на других людей (вызывать у них какие-то эмоциональные переживания и пр.), что владение речью необходимо для самовыражения, для утверждения своего бытия в мире, и тогда они почувствуют радость творческого роста и самосовершенствования.

Главное внимание на своих уроках уделяю тексту, поэтому я стараюсь подбирать задания на основе текста.

В свою работу включаю следующие основные виды работ.

Как правило, в качестве зрительной опоры используются комиксы, какие-то картинки, фотографии.

Виды работ со зрительной опорой: а) устный диалог; б) устный рассказ; в) письменный рассказ .

  1. Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений:

Основная цель этой работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их.

Читайте также: