Московская квартира пушкина на арбате доклад

Обновлено: 20.05.2024

Самые ранние сведения об участке, где был построен дом, относятся к 1752 году. Первым строителем и владельцем дома, стал секретарь Мануфактурной коллегии, затем коллежский советник, протоколист Сергей Федорович Неронов. 18 июля 1752 года он получил разрешение на возведение хоромного строения по плану архитектора Василия Обухова. Датой начала строительства, существующего ныне здания, принято считать 1777 год. К концу 1770-х годов были возведены квадратные каменные палаты в один этаж по красной линии ул. Арбат с белокаменным подвальным помещением, своды которого опирались на два столба, и запроектирована надстройка второго этажа.

С 1806 года владельцем дома стал губернский секретарь, коллежский асессор Никанор Семенович Хитрово (1748 – 1810). С 1810 года усадьба перешла по наследству к его сыну, коллежскому асессору Никанору Никаноровичу Хитрово (1797 – 1855). Во время разрушительного московского пожара в сентябре 1812 года дом Хитрово почти полностью выгорел и был вновь отстроен к 1816 году. До наших дней дошли планы дома 1806 года. (выполнено Евреиновым) и 1836 года. Этими планами руководствовались архитекторы ХХ века при реставрации здания.

Чертеж владения семьи Хитрово на Арбате. План застройки земельного участка. 1836. Фотокопия

Арбатскому дому везло на постояльцев. С осени 1884 по май 1885 годов ту же самую квартиру из пяти комнат, что и А.С. Пушкин, снимал здесь младший брат Петра Ильича Чайковского, Анатолий. Знаменитый композитор наездом в Москву нередко гостил у любимого брата. В доме на Арбате братья Чайковские вместе праздновали Новый 1885 год, а 25 апреля (7 мая) того же года Петр Ильич отмечал здесь свой сорок пятый день рождения.

На втором этаже расположен мемориальный центр музея, его сердце – пушкинские комнаты. С января по май 1831 года здесь жил А.С. Пушкин, здесь прошли свадебные торжества и пролетели первые месяцы счастливой и напряженной супружеской жизни. Мемориальные комнаты почти пусты. В просторные, торжественные залы с наборным паркетом внесены немногочисленные элементы декора в стиле ампир: нарядные тяжелые шторы, реконструированные по образцам 1830-х годов, бронзовые и хрустальные люстры, золоченые бра, канделябры, жирандоли, вазы. Но главным в экспозиции второго этажа является то, что помнит А.С. Пушкина: стены дома, проемы окон, печи, пространство комнат, мемориальные предметы поэта и его семьи.

Особый раздел экспозиции - два шкафа даров, размещенные в вестибюле первого этажа. Здесь экспонируются предметы, – портреты знакомых А.С. Пушкина, иллюстрации к его произведениям, декоративно прикладное искусство, книги, - которые были подарены Московскому Дому Пушкина почитателями великого русского поэта и благодарными посетителями. Представленные дары музею, обновляемые каждые полгода, символизируют деятельную любовь к А.С. Пушкину наших современников.

Первый зал посвящён архитектурному облику Москвы и городскому быту первой трети XIX века. Представить пестроту московских улиц, услышать многоголосье базаров, шум народных гуляний, выкрики уличных торговцев, перебранку извозчиков, французский лепет разряженных модниц и щеголеватых франтов помогает галерея модных картинок, жанровые сценки и видовые зарисовки на литографиях и гравюрах 1810 – 1830-х годов.

В третьем зале представлены прижизненные издания книг и портреты московских писателей и журналистов, с которыми А.С. Пушкин дружил, переписывался, был связан общими литературными интересами.
В зале воссоздан интерьер рабочего кабинета, здесь экспонируются предметы, рассказывающие о московских изданиях и публикациях произведений А.С. Пушкина.

Восьмой зал представляет материалы, рассказывающие о жизни поэта в Москве после свадьбы и его московских знакомых, с которыми он общался зимой и весной 1831 года.

Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей, завершающие экспозицию первого этажа, позволяют увидеть те места, куда отбывает семейство Пушкиных 15 мая 1831 года, навсегда покинув дом на Арбате.

В центральном зале экспонируется подлинная пушкинская конторка из собрания Всероссийского музея Пушкина в Петербурге - символ писательской работы, вдохновенного поэтического творчества. Над конторкой – небольшая копия с портрета А.С. Пушкина работы В. Тропинина, выполненная хорошей знакомой поэта А. Елагиной. На конторке – чернильница в виде арапчонка.

Мемориальная квартира Пушкина на Арбате

Квартира Пушкина на Арбате, снятая поэтом перед своей женитьбой, является единственным его мемориальным музеем в Москве. Здесь он поселился до свадьбы, отгулял мальчишник и прожил около трёх месяцев с молодой супругой. Съемная квартира располагалась в двухэтажном особняке дворянского семейства коллежского асессора Хитрово, где супруги Пушкины занимали верхний этаж. Комнаты нижнего этажа стояли запертыми – хозяева жили в орловском имении, опасаясь заразиться распространившейся в Москве оспой.

Сейчас мемориальная квартира Пушкина на Арбате является филиалом Государственного музея поэта (не нужно путать с музеем изобразительных искусств его имени). Музейными экспозициями заняты оба этажа особняка. Первый этаж, где супруги не бывали (наверх был отдельный вход), занят выставкой о Москве пушкинских времен. Комнаты верхнего этажа использовались супружеской четой, здесь находится более личная часть экспозиции.

Квартира Пушкина на Арбате. Копия портрета поэта, автор оригинала – Орест Кипренский получил стихотворную благодарность от своего великого натурщика.

На обеих этажах среди прочих экспонатов – множество изображений Пушкина, разных жанров и авторов. Многие посетители узнают уменьшенную копию статуи поэта с известного памятника на Пушкинской площади столицы работы скульптора Опекушина. В черно – белой гравюре также легко распознать первоисточник, живописный портрет кисти Ореста Кипренского.

Нижний этаж особняка

Первый этаж особняка имеет 8 залов, о характере их использования семейством Хитрово сведений не сохранилось.

Перспективный вид на анфиладу комнат квартиры Пушкина на Арбате.

Первый зал представляет посетителям внешний облик московских улиц и площадей пушкинской эпохи. Гравюры, рисунки и литографии изображают городские пейзажи той поры, где заметные архитектурные сооружения соседствуют с маленькими домишками. Обитатели Москвы предстают в различных бытовых ситуациях, застигнутые кистью художников. Еще интереснее экспозиция второго зала, демонстрирующего типичную обстановку светской гостиной.

Первый зал нижнего этажа особняка Хитрово, нынешней мемориальной квартиры Пушкина на Арбате.

Здесь экспонируются предметы, иллюстрирующие культурную жизнь тогдашней Москвы. Музыканты и театральные деятели, поэты, писатели и художники – современники Пушкина изображены на различных полотнах. Экспонаты размещены в застекленных витринах и на стеллажах, установленных в промежутках между оконными проемами. Элегантные шторы на окнах удачно дополняют интерьер, а наборный паркет ручной работы в каждой комнате имеет оригинальный, не повторяющийся рисунок.

Квартира Пушкина на Арбате, выставочные стенды.

Следующий, третий зал дает представление о личных контактах великого поэта, его московских друзьях и знакомых. Выставлены изданные при жизни произведения Пушкина, публикации в журналах и альманахах тех лет. Обстановка кабинета литератора не претендует на полную идентичность с рабочим местом великого поэта, потому что какой-либо описи меблировки не сохранилось. Как и вся квартира Пушкина на Арбате, комната своим оформлением соответствует стилю эпохи, образу жизни тогдашних литераторов из дворянского сословия.

Уголок одной из комнат квартиры Пушкина на Арбате, на первом этаже особняка.

Стены этого зала декорированы обоями кирпичного цвета, обивка мебели гармонично сочетается с общим фоном. В каждой части помещения – журнальные столики с диванчиками или креслами, являющимися одновременно витринами для других экспонатов. Печатные издания и сувениры размещены в застекленных стеллажах. На стенах многочисленные рамки с портретами знакомых поэту людей, есть портреты и на стеллажах.

Оформление квартиры Пушкина на Арбате, одна из экспозиций.

Московской журналистике той поры, роли Пушкина в становлении и развитии деятельности – тема экспозиции четвертого зала первого этажа. Выставлены подлинные экземпляры журналов первой половины XIX века, по которым можно проследить творческие интересы и личные публикации великого поэта. Портреты на стенах соседствуют с картинами пейзажной тематики.

Квартира Пушкина на Арбате – столик и стулья, портреты и пейзажи на стенах, стеллаж с публикациями.

Меблировка четвертого зала схожа с предыдущим помещением своей обшивкой, хотя по стилю исполнения относится к другому гарнитуру.

Два столика возле окон одной из комнат квартиры Пушкина на Арбате (первый этаж).

Как и в других залах, используются застекленные стеллажи для экспонатов, а столики имеют стеклянные укрытия, защищающие выставленные предметы, печатные издания и рукописи.

Зеленая обивка стен пятого, центрального зала отличает эту комнату от других. Драпировка оконных проемов также выполнена с использованием оттенков зеленого цвета, таким же подобран плафон люстры. Меблировка этого помещения богаче прочих: представлен секретер с ящичками и дверцами, письменный стол с поднимающейся столешницей. В углу комнаты расположен инкрустированный столик, рядом стоят массивные напольные часы.

Гостиная первого этажа квартиры Пушкина на Арбате. Комната оформлена в зеленых тонах и обставлена богаче других.

Часы имеют высокую тумбу, увенчанную часовым механизмом с застекленной дверцей, запирающейся на ключ. Циферблат имеет двойную градуировку – часы обозначены римскими цифрами, минуты – арабскими. Дополнительно встроен секундный циферблат, а также указатели еще трех параметров, скорее всего влажности, атмосферного давления и температуры воздуха.

Квартира Пушкина на Арбате. Часы в гостиной первого этажа.

Черновая рукопись Пушкина написана его размашистым почерком, содержит многочисленные зачеркивания и исправления. Между строк, а то и поверх написанного наброски рисунков. Поэт изображает человеческие фигуры в различных позах, рисует профили друзей и знакомых. В середине представленного черновика – портрет Баратынского, выполненный смелыми росчерками.

Рукопись с рисунками, представленная в квартире Пушкина на Арбате.

Зал с номером 6 посвящен обстановке и образу жизни семейства Хитрово, типичного дворянского рода. Седьмой зал содержит экспонаты из родительского имения жены поэта – Натальи Николаевны Гончаровой. Книжный шкаф и письменный стол с круглым стулом дополнены двумя полукреслами, на столе – оригинальный светильник. Пейзажи на одной стене дополнены портретами на стеклянной перегородке, на стене рядом со шкафом в рамке – выполненная из воска модель крепостного театра.

Уголок квартиры Пушкина на Арбате с экспонатами из родового имения Гончаровых.

Пистолет в музейной витрине соседствует с уставом дворянского клуба и популярным романом того времени. Дуэль с Дантесом, ставшая причиной смерти Пушкина от ранения, могла проводиться подобным оружием. Курковый пистолет предполагает использование капсюлей, эта система была изобретена в 1820 году.

Дуэльный пистолет дворянина и другие экспонаты одной из витрин в квартире Пушкина на Арбате.

Такое оружие имел каждый уважающий себя и обычаи дворянин, несмотря на запрет поединков еще Петром Великим (это был редкий случай, когда император не воспринял западного обычая). Раненый Пушкин просил о прощении за дуэль, которое и получил письменно от императора Николая I одновременно с обещанием позаботиться о семье умирающего.

Игральный столик, выставленный в этой комнате, принадлежал Вере Нащекиной, жене одного из друзей Пушкина.

Квартира Пушкина на Арбате. Игральный столик жены одного из друзей поэта.

Он предназначен для игры в триктрак, аналогичной распространенным и поныне нардам. Под приподнятой столешницей видны принадлежности – игральные кости и шашки, а также обычные карты, используемые для разнообразных игр, пасьянсов и гаданий.

Второй этаж квартиры Пушкина на Арбате

Лестница, ведущая на второй этаж, выполнена целиком из древесины – и опорные конструкции, и ступени, и перила с фигурными балясинами. Стена вместо картин украшена оконными проемами с драпировкой, настенными трехрожковыми светильниками. Здесь посетители музея поднимаются к тем помещениям, где собственно и проживали молодожены.

Лестница на второй этаж особняка, к комнатам поэта в квартире Пушкина на Арбате.

Первая от лестницы угловая комната повторяет планировку нижележащего зала первого этажа. Даже гарнитуры мебели в углу похожи по формам, составу предметов и даже расцветке. По современной терминологии такие помещения именуют холлами, а в старые времена называли аванзалами. Здесь находится копия официального документа, подтверждающего имущественную сделку Пушкина по найму жилого помещения, в маклерской книге поэт собственноручно расписался. В этой же комнате находится портрет жены Пушкина, исполненный уже после смерти поэта. Здесь она уже Наталья Николаевна Ланская, вышла вторично замуж через 7 лет после трагедии (хотя раненый Пушкин просил не носить траур более года).

Квартира Пушкина на Арбате. Аванзал второго этажа.

Большой зал гостиной помнит многие знаменательные моменты в жизни Пушкина, поэтому считается одним из главных помещений музея. Именно здесь младший брат Лев организовал прощание поэта с холостяцкой жизнью – мальчишник с ближайшими друзьями. Портреты Льва Сергеевича и других участников вечеринки размещены на стенах гостиной в простенках между окнами. Здесь же проходило свадебное застолье после венчания молодоженов, проводились званые вечера и давались балы. В помещении имеется и рояль для музыкальных занятий и концертов. Бюст поэта, выполненный скульптором Витали, считают одним из наиболее удачных изображений Пушкина. Ваятель использовал собственные зарисовки с натуры при жизни своего друга, а также его посмертную маску.

Большая гостиная квартиры Пушкина на Арбате. Рояль, портреты участников мальчишника, бюст поэта.

В одном из уголков большого зала, подле бюста, оборудован уголок для отдыха – стол, полукресла и стулья, на столе цветочная ваза. Светильники на угловых стенах обеспечивают мягкое освещение. Портреты друзей Пушкина размещены и здесь.

Еще один уголок большой гостиной в квартире Пушкина на Арбате.

Центральное помещение квартиры Пушкина на Арбате, отличающееся синей драпировкой и схожими по цвету обоями. Содержит самый ценный из принадлежащих лично Пушкину предметов, его конторку для письма стоя. На конторке лежит копия рукописного варианта стихотворения Осень, на небольшой стойке укреплен один из самых известных и удачных портретов Пушкина. Это копия работы, выполненной в 1827 году знаменитым художником Тропининым. Стойка портрета укреплена на чернильнице, украшенной фигуркой арапчонка, выполненной по эскизу поэта.

Центральный зал квартиры Пушкина на Арбате. Подлинная конторка для письма, принадлежавшая великому стихотворцу.

Последние три комнаты, служившие спальными и подсобными помещениями, отличаются более низкими потолками – они не предназначались для приема гостей. Сейчас здесь экспонируются предметы и вещи, принадлежавшие детям и внукам Александра Сергеевича.

Одна из жилых комнат квартиры Пушкина на Арбате. Здесь выставлены предметы, принадлежавшие детям и внукам поэта.

Потомки Пушкина достаточно многочисленны и проживают в различных странах мира. Только в России их несколько десятков, и родство с великим человеком пробудило желание общаться между собой. В 2009 году было проведено первое собрание потомков поэта, имеющее статус всемирного, и проводилось оно в квартире Пушкина на Арбате.

Групповая фотография участников всемирного съезда потомков, проведенного в квартире Пушкина на Арбате.

Памятная фотография в гостиной второго этажа оставлена в дар музею и доступна для обозрения всем посетителям.

Улица Арбат в Москве считается одной из самых старинных, здесь проходит так называемая пешеходная зона. Мостовые этой красивой московской улицы помнят и тяжелую поступь Толстого, и широкие шаги Окуджавы, и легкую воздушную походку Натальи Гончаровой, идущей рука об руку с юным гениальным поэтом. Музей-квартира Пушкина на Арбате - это особенное место, которое переносит посетителей в далекие времена.

музей квартира пушкина на арбате

Наследие поэта

Пушкинские места разбросаны по всей стране, но в Москве сосредоточено особое наследие – это город детства поэта, здесь прожил несколько прекрасных месяцев со своей прелестной молодой супругой. Венчались молодые люди тоже в столице России.

Творчество А. Пушкина снискало особую любовь и трепетное отношение в родной стране и далеко за ее пределами. Поэт, говоривший от лица целой эпохи, не обошел вниманием и малышей, сочинив поучительные сказания, среди которых:

  • "Сказка о царе Салтане".
  • "О попе и работнике его Балде".
  • "О Золотой рыбке".
  • "О Золотом петушке".
  • "О мертвой царевне и семи богатырях".

Память об А. С. Пушкине заключена не только в бессмертных произведениях и сердцах, покоренных силой его стихотворного слова. Стены также способны хранить вечные истины и старинные тайны людей, в них когда-то обитавших. К сожалению, место рождения великого поэта Саши Пушкина - дом, расположенный в Немецкой слободе, не прошел испытание временем. Предположительно, это был район нынешней улицы Бауманской. До наших дней сохранился дом дяди - Василия Пушкина, где Александр проводил очень много времени.

Родственник был учителем и наставником будущего русского гения. Получить полное представление о тех далеких временах, о людях, с которыми общался Александр Сергеевич, путях становления его творчества можно, посетив музей А.С. Пушкина, расположенный в районе современной станции метро "Кропоткинская".

По Арбату с Пушкиным

музей мемориальная квартира пушкина на арбате

Экскурс в пушкинскую Москву

На первом этаже собрана информация о духе того времени:

  1. Сохранились документальные свидетельства о том, какой была Москва в XIX веке, какими архитектурными красотами она была полна.
  2. Собраны материалы, повествующие посетителям о культурном окружении, в котором развивался талант Пушкина, литературных обществах, с которыми он был связан невидимой нитью.
  3. Имеются даже свидетельства о мальчишнике перед свадьбой Пушкина, о гостях, присутствующих на венчании.
  4. Потомкам передана информация о тех днях, которые провели молодожены в Москве после свадьбы.

Многих современников привлекает музей-квартира Пушкина на Арбате. Это место действительно достойно внимания.

Обитель поэта

Второй этаж дома № 53 окунает гостей в атмосферу жизни молодой семьи Пушкина и Гончаровой. Здесь сохранились некоторые элементы декора и обстановки того периода. В большом зале молодые Александр и Наталья провели свой первый бал. Комнаты супругов наполнены особым очарованием, невидимым духом любви и творчества. Музей-квартира Пушкина в Москве на Арбате передает не только атмосферу того времени, но и позволяет представить, как относились друг к другу молодые люди.

музей квартира пушкина в москве на арбате

Гостиная синего цвета отражает неповторимый колорит духа пушкинского творчества. Удивительно, но в этих стенах до сих пор стоит та самая конторка, за которой Пушкин творил. В соседней комнате за маленьким столиком вышивала юная Наталья Николаевна. На стенах портреты поэта и Н. Гончаровой, написанные акварельными красками. Вам, несомненно, понравится музей-квартира Пушкина на Арбате.

Работа музея и цена билета

Александр и Наташа, сказание о любви которых сохранилось до наших дней, наполнили атмосферу этого дома духом вдохновения и бунтарства, нежности и противостояния, смелости и преданности. Особого внимания достоин музей-квартира Пушкина на Арбате. Описание нельзя передать словами, шикарные помещения необходимо видеть своими глазами.

И пусть недолгим было пребывание их в стенах дома на Арбате, история любви и бессмертное творчество А. С. Пушкина заставляют благодарных потомков вновь и вновь открывать двери в мир лирики чистых чувств поэта и его прелестной избранницы.

музей квартира пушкина на арбате описание

Музей-квартира Пушкина на Арбате открывает свои двери ежедневно, кроме понедельника и вторника. Цена билета - от 50 до 180 рублей - зависит от возраста посетителей. Экспозицию можно посмотреть бесплатно, если прийти сюда в 3-е воскресенье каждого месяца.

Музей-квартира Пушкина на Арбате

YTCHENG" >

С 10:00 до 18:00 (касса до 17:30), в четверг с 13:00 до 21:00 (касса до 20:30). Выходные — понедельник, вторник.

Бесплатно — дети до 6 лет, 100 руб. — дети 7-17 лет, 250 руб. — взрослый
Бесплатно — третье Вс апреля, 6 июня, 10 февраля, третья Сб мая и первая Сб сентября.

Дом-музей Пушкина известен также как Мемориальная квартира А. С. Пушкина. Она находится на Арбате и является частью Государственного музея А. С. Пушкина.

Музей-квартира стала культурным центром по распространению литературного наследия А. С. Пушкина и русской культуры XIX в. в целом. Экспозиции музея каждый год посещает около 50 тысяч человек. Особняк является местом проведения научных конференций, концертов, поэтических вечеров, лекций и других культурных мероприятий.

В Москве это единственный мемориал поэта, который стал музеем. Здание признано памятником культуры федерального значения.

В 1831 г. Пушкин снимал помещения в этом особняке. После венчания с Натальей Гончаровой поэт привез свою молодую жену именно сюда, и семья провела здесь первые 3 месяца совместной жизни.

В день празднования 155 годовщины свадьбы великого поэта, 18 февраля 1986 г., музей был торжественно открыт для посещения. В конце XX в. мемориальная квартира была отреставрирована и продолжила принимать посетителей 18 февраля 1999 г.

Музей-квартира Пушкина на Арбате

Режим работы

Музей-квартира А. С. Пушкина открыт со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00, в четверг с 13:00 до 21:00. Понедельник и вторник являются выходными днями. Последняя пятница месяца — санитарный день. Зато каждую пятницу третьей недели месяца в рамках проекта Московская музейная неделя вход в музей бесплатный (по предварительной записи).

Цена билета

Стоимость обычного билета — 250 рублей. Для посетителей, имеющих льготы — 100 рублей. Есть также категории, для которых вход в музей будет бесплатным.

Т. к. музей-квартира Пушкина является филиалом Государственного музея А. С. Пушкина, можно приобрести билет в несколько музеев. Например, билет в музей-квартиру Пушкина и музей-квартиру А. Белова будет стоить 350 рублей.

Для семьи из не более чем 4-х человек есть семейный билет выходного дня за 500 рублей. Есть абонементы на групповые и индивидуальные занятия и билеты на лекции для детских групп.

Музей проводит обзорные и тематические экскурсии как на русском языке, так и на иностранном.

Пушкинская конторка

Экспозиция

На втором этаже находится мемориальная часть музея. В пушкинских комнатах можно осмотреть предметы и личные вещи Пушкина и его семьи. Здесь восстановлена атмосфера того времени. Помещение декорировано в стиле ампир, но большого количества предметов и мебели здесь нет.

Столик для рукоделия Н.Гончаровой

Мероприятия

Большинство экскурсий проводится для детей школьного возраста. На обзорное экскурсии по дому-музею расскажут о жизни и творчестве Пушкина, культуре и быте того времени. На игровой интерактивной программе нужно самостоятельно изучить экспозицию, отвечая на вопросы путеводителя. Тематическая экскурсия познакомит с историей создания конкретного произведения, его изданием, постановками, прототипами персонажей. Есть также экскурсии для взрослой аудитории, более углубленные и предметные.

В музее проходят спектакли по произведениям и документам А. С. Пушкина, лекции, научные конференции по пушкинской тематике, литературно-музыкальные программы.

Музей-квартира Пушкина на Арбате

История

Первые упоминания об участке под строительство дома относятся к 1752 г. 18 июля советник Мануфактурной коллегии С. Ф. Неронов получил разрешение на строительство. Архитектурный план был составлен В. Обуховым. К концу 1770-х гг. был построен один этаж и подвал, помещения второго этажа пока были только в проекте.

В 1806 г. дом перешел по владение Н. С. Хитрово, асессор Мануфактурной коллегии, а затем по наследству его сыну, вступившему в право владения в 1810 г. Пожар в Москве 1812 г. почти полностью уничтожил особняк, однако к 1816 г. он был восстановлен.

23 января 1831 г. А. С. Пушкин заключил договор с владельцем об аренде части дома. Это было незадолго до его свадьбы. Он договорился на полгода снимать 5 комнат на втором этаже, кухню и некоторые подсобные помещения.

Свадьба Пушкина и Натальи Гончаровой состоялась 18 февраля 1831 г. После венчания они приехали в эту квартиру, где был устроен свадебный ужин. А 27 февраля в своем доме чета Пушкиных уже давала свой первый бал, который очень понравился гостям. Не дождавшись истечения срока аренды, семья Пушкиных переехала жить в Царское Село.

В 1884—1885 гг. по стечению обстоятельств ту же самую квартиру снимал младший брат композитора П. И. Чайковского. А сам Чайковский часто бывал здесь, и даже отмечал свой 45-й день рождения.

Музей-квартира Пушкина на Арбате

В советские времена помещения дома стали коммунальными квартирами. К началу 1970-х гг. здесь проживало 72 человека.

Организация музея в здании, где когда-то жил великий поэт, была начала в 1972 г. На основании планов здания 1806 г. и 1836 г. работники Пушкинского музея провели реставрацию помещений, и 18 февраля 1986 г. состоялось открытие музея-квартиры А. С. Пушкина.

Как добраться

Доехать до музея-квартиры Пушкина можно по синей ветке метро. Выходить на станции Смоленская.


Почитать


Этот симпатичный арбатский особняк невозможно не заметить. Так к месту он здесь — на старейшей московской улице. Всего лишь несколько месяцев прожил в нем Александр Сергеевич Пушкин в 1831 году, но дни эти стали важнейшими в жизни нашего великого поэта.

В нынешнем доме № 53 (строение 1) по улице Арбат находилась первая и единственная московская наемная квартира Пушкина, куда 18 февраля 1831 года после венчания в церкви Большого Вознесения он привез свою молодую жену Наталью Гончарову.

Аренда квартиры была оформлена Пушкиным на полгода, начиная с 22 января 1831 года, но прожили они здесь с молодой женой меньше. Интересно, что и в Петербурге долго чета Пушкиных нигде не жила. Они постоянно переезжали, так же как и когда-то странствовала по Москве семья родителей поэта — Сергея и Надежды Пушкиных.

В 1806 году усадьба и перешла в собственность семьи Хитрово. Два века назад главный усадебный дом представлял собою стоящий по красной линии Арбата двухэтажный каменный корпус, размеры которого почти соответствуют нынешним.

В 1812 году особняк, как и большая часть Арбата, сгорел. Восстанавливали его в стиле ампир в 1813–1816 годах. Главный дом изменился очень мало. Но в возрожденной усадьбе семья Хитрово не жила, поселившись в собственном имении в Орловской губернии. А недвижимость на престижном Арбате сдавали в наем, одним из тех, кто снял здесь квартиру в январе 1831 года, и стал Пушкин.

В документе упоминается Пречистенская часть — в то время левая сторона Арбата относилась именно к этому району, включавшему в себя также Пречистенку и Стоженку (Остоженку) с близкими переулками. Правая же часть Арбата вместе с Поварской, Большой и Малой Никитской, Спиридоновкой и частью Тверской улицы относилась к Арбатской части.

Для Пушкина Арбат был далеко не чужим — в его окрестностях жили многие знакомые поэта: на Пречистенке — В.Я. Сольдейн, И.А. Нарышкин, Потемкины. В Сивцевом Вражке имел собственный дом Федор Толстой-Американец. На Поварской нанимал квартиру С.Д. Киселев. На Спиридоновке жил И.И. Дмитриев. И, наконец, 18 марта 1831 года в доме Годовиковой в Николопесковском переулке поселился П.В. Нащокин.

Пушкин! завтра ты женат!
Холостая жизнь, прощай-ка!
Обземь холостая шайка.

После венчания 18 февраля молодожены устроили в доме на Арбате званый ужин. Гостей принимала уже молодая хозяйка Наталья Николаевна Пушкина.

В дальнейшем в пушкинской квартире жили самые разные люди. Но вот об одном из них сказать следует. В мае 1885 года здесь гостил у своего брата сам Петр Ильич Чайковский, давший музыкальную жизнь многим произведениям Пушкина. Такое вот интересное скрещение судеб двух больших художников!

Читайте также: